Нам, кажется, удалось показать, кто на самом деле был Балабанов.
Итоги недели: прощание с Алексеем Балабановым
день рождения Алексея Балабанова. В этот день пройдет серия встреч и экскурсий по выставке-путешествии "Балабанов" и по Петербургу. Алексей Балабанов, известный широким массам в первую очередь как создатель кинокартины «Брат», режиссёр удивительный. Всё про советского и российского режиссера Алексея Балабанова. Главное достоинство Балабанова в том, что он снимал реальность без прикрас и мог рассказывать про Россию настоящего дня, про здесь и сейчас. Коллеги мэтра отмечают, что Балабанов во всём стремился к максимальной правдоподобности, благодаря этому его фильмы оставляют противоречивые и незабываемые эмоции, начиная от восхищения и слёз счастья и заканчивая ужасом, дрожью и страхом. "Колокольня счастья" режиссёра Балабанова обрушилась под Вологдой, РИА Новости (28 июня 2013).
Алексей Балабанов: успех и смерть великого кинорежиссера
Еще на съемках друзья неоднократно слышали от Алексея Октябриновича опасения, что он, возможно, скоро умрет, но внимания этому не придали. Даже когда Балабанов решил сыграть в картине самого себя — режиссера, члена европейской киноакадемии, умирающего на ступенях «Колокольни счастья»... Все списали на мистический характер нового фильма, герои которого отправляются на поиски этой колокольни, затерявшейся на бескрайних просторах России, где-то между Петербургом и Угличем. Ей очень не понравился его финал, потому что он настоящий», — говорил тогда Балабанов. А несколько месяцев спустя кинорежиссера не стало. В мае прошлого года его похоронили на Смоленском кладбище Петербурга. О том, почему Балабанов так часто говорил о собственной скорой смерти, по какой причине не захотел снимать «Брата-3» по сценарию, написанному Виктором Сухоруковым, и каким образом незадолго до смерти оказался в санатории в Дюнах, корреспонденту «МК в Питере» рассказал Александр Чернощеков, скульптор и близкий друг семьи Балабановых. Возможно, именно по его проекту скоро на Смоленском кладбище установят бронзовую скульптурную композицию — скамейку с сидящим на ней Балабановым.
Так что любой желающий сможет присесть рядом с кинорежиссером. Как все случилось? Выпивали, усугубляли… Недалеко от колокольни его и прихватило. Пришлось вызывать скорую, везти в город. Когда Алексею стало плохо, жена рядом была. И для Надежды его болезнь открытием не стала. Она и прежде говорила, что муж выпивает.
Но Балабанова выводили из этого состояния. О том, что приступ возле колокольни станет последним, никто не думал. Он не знал, что скоро умрет. Балабанов был из тех людей, которые всю жизнь говорят о смерти. Но он не был уверен в том, что болен смертельно. В разговорах, конечно, часто проскакивало: «Вот когда я умру…» Или: «Я умру, а вы останетесь. Жизнь будет течь своим чередом, но уже без меня».
Но ничего менять в своей жизни он не хотел, и это касалось не только алкоголя. Он был мистиком и фаталистом, все время попадал в полумистические ситуации. Церковь более двухсот лет назад построили, еще до Наполеона.
После драки у Алексея фингалы были. Сергей Бодров в роли Данилы Багрова. Фото: кадр из фильма «Брат». Дрался Балабанов и из-за любви. Например, на выпускном вечере. Балабанов тогда ушел с танцев вместе с одноклассницей, которая нравилась очень многим ребятам.
Вместе они гуляли по коридорам школы, а затем вдруг перед ними предстал молодой человек из класса помладше, который считал себя парнем этой девушки. Когда увидел в одном из классов с Балабановым, то выбил ему зуб. А годы то советские. Потом в школе долго думали, раздувать эту историю или нет — Леше ведь надо было поступать в Горьковский пединститут иностранных языков, а тут скандал. Мама Балабанова и классная руководительница долго вели переговоры. В итоге зуб Балабанову вставили, а историю было решено не раздувать. Алексей Балабанов слева и Александр Главацкий. По воспоминаниям одноклассников, он мог быть то меланхоличным, то, наоборот, очень решительным. Алексей перепрыгивает через прилавок, берет пачку сигарет, кладет в плошку ту сумму денег, которая была нужна, и мы уходим.
Похожий характер друзья Балабанова увидели и в главном герое его фильма «Брат». Алексей был очень сложным человеком, и мы наблюдаем это в его герое.
Так отечественные кинематографисты примкнули к манифесту Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга «Догма-95», в котором датчане объявили, что кино пора бы максимально демократизировать и отказаться от любых украшательств — вроде музыки ее присутствие в фильме должно было объясняться сюжетно или спецэффектов. Широкая публика о «Догме» узнала в 1998 году, когда в программу Каннского кинофестиваля вошли «Идиоты» Триера и «Торжество» Винтерберга, оба снятые по принципам «Догмы». Но если европейцы с помощью «обета целомудрия» так характеризовался манифест «Догмы» экспериментировали, то их российские коллеги — просто выживали. Следующий после публикации «Жестокого времени» фильм Балабанова — «Брат» — снят полностью по заветам манифеста. Работать успешно и при этом не терять своего почерка — то есть, по сути, воплощать в себе идеал режиссера золотого века Голливуда. Он снял всего четырнадцать фильмов, среди которых есть и боевики дилогия «Брат» , и военные фильмы «Война» , и мелодрамы «Мне не больно» , и костюмированные экранизации «Морфий», «Замок» , и эстетские драмы «Про уродов и людей».
При этом большая часть из них стремится к роуд-муви: его сюжеты почти всегда представляют собой дорогу — иногда из точки А в точку Б, иногда по кругу. Однако в центре его самого, возможно, нехарактерного фильма «Мне не больно» шутка ли — это классическая мелодрама, парафраз «Трех товарищей» Ремарка с учетом специфики родных коммуналок — женский персонаж в исполнении Ренаты Литвиновой, умирающая от рака содержанка Тата, отечественная femme fatale. Для Литвиновой — одна из лучших ролей, для Балабанова — выход из кризиса, который начался в 2000 году, когда в результате автокатастрофы погибла исполнительница главной роли в его так и не законченном фильме «Река» Туйара Свинобоева, и усугубился два года спустя, после гибели в Северной Осетии съемочной группы фильма Сергея Бодрова-младшего «Связной». Снятые после случившихся событий «Жмурки», где Литвинова играла официантку в буфете, не были поняты ни зрителями, ни критикой. Именно в успокоительно-спасительном «Мне не больно», кстати, впервые звучит девиз режиссера: «Главное в этой жизни — найти своих и успокоиться». При этом какого-то характерного бандита у Балабанова нет, как и нет оценки их действий. Есть люди — мерзкие и получше. Что их всех роднит, так это идея режиссера который, заметим, снял несколько великих антивоенных фильмов о том, что человек во многом — это то, что он делает: «Что делать, если они ничего другого не умеют.
В связи с этой амбивалентностью по отношению к своим часто жестоким персонажам режиссер, кстати, часто получал морализаторские выволочки, мол, безответственное это дело. И действительно того же Данилу Багрова из «Брата» брали на вооружение по поводу и без. Например, газета «Комсомольская правда» в какой-то момент разместила по Москве баннеры с надписью «Данила — наш брат. Путин — наш президент». Потерпев неудачу с «официальной» экранизацией, Балабанов, впрочем, регулярно помещал мотивы из романа в другие свои фильмы. Сам Набоков, кстати, роман ценил не сильно: «Это что-то вроде триллера, но зато — единственная книга, которая время от времени давала мне хоть немного денег. Она не особенно хороша. Немного грубовата».
Фарсовую и потенциально проблематичную историю любовного треугольника главной героине 17 лет , один из участников которого теряет зрение и оказывается в заложниках у двух других, у Балабанова можно увидеть в фильмах «Про уродов и людей» и в «Грузе 200». Одна из ключевых сцен романа Набокова, где главная героиня читает ослепшему любовнику письмо от своего другого любовника, в котором, разумеется, нет ни слова правды, — это жуткая сцена из «Груза», когда капитан милиции Журов зачитывает похищенной им главной героине Анжелике письмо ее жениха из Афганистана. Анжелика при этом прикована к кровати, а рядом с ней лежит труп жениха. По маршрутам героев его фильмов давно водят экскурсии, а сам режиссер, родившийся в Екатеринбурге, занял место в пантеоне художников, которые сформировали образ города — рядом с Федором Достоевским, Анной Ахматовой и Андреем Белым. Петербург Балабанова — это не классический парадный Петербург, это — бани, кладбища, рынки. При этом Балабанов часто в разных фильмах использовал одни и те же локации, и таким образом у Петербурга внутри его фильмографии образовалась альтернативная история. Академический переулок, например, по Балабанову — это явно дорога на тот свет: по нему в лапы «правосудия» брел убивший жену мужик Трофим из одноименной короткометражки, по нему же в несуществующее светлое будущее шагали герои «Груза 200» после концерта Цоя. С Сергей Сельянов Друг, соавтор и бессменный продюсер Балабанова без Сельянова сняты только первые две картины режиссера.
Они познакомились в 1987 году в Москве на Высших режиссерских курсах. Поздоровались, сказали друг другу несколько слов про кино, и этого было достаточно, чтобы понять, что мы на одной волне и что, наверное, мы друзья, хоть не прошло и получаса. Потом я бросил курсы и уехал в Питер, а Леша приехал ко мне, когда их закончил.
Мне неинтересно это. Моя мама с ним дружила. А мне что Ельцин, что Путин - всё по барабану. Но вы понимаете, что русских тоже очень много где терпеть не могут? Давно это понял. Часть моего детства прошла в Украине - в Одесской области. Все говорили по-русски, и украинский был как бы вторым языком. Но уже тогда я был там чужим. Чувствовал это. Меня и в пионеры не приняли. Расстроился, конечно. Сегодня там все знают русский язык, но никто на нём не говорит принципиально. Не любят нас. Вообще все, кто знает русский язык и при этом живёт за пределами России, к русским не очень хорошо относятся. Там к нам пока хорошо относятся. Да и раньше хорошо относились - я служил там в своё время. В Прибалтике я тоже служил - но про них этого сказать не могу. А вообще я много по миру поездил и могу с уверенностью сказать, что лучше всего к русским относятся в Индии и Китае. Не знаю, почему так… « АиФ »: - Почти во всех ваших фильмах герои очень много пьют. Вы сознательно утрируете этот момент? А что утрировать-то? Страна у нас такая - пьющая. Да что страна - мир такой.
Правила комментирования
- Алексей Балабанов – режиссёр, который мог всё
- На пути к успеху
- Тяжёлые фильмы, развод и внезапная смерть: 64 года со дня рождения Алексея Балабанова!
- Балабанов Алексей Октябринович
Правила комментирования
- Русский православный режиссер: 12 реальных фактов о Балабанове
- «Он меня обнулил»: Чадов, Кватания и другие режиссеры — о наследии Балабанова
- «Он меня обнулил»: Чадов, Кватания и другие режиссеры — о наследии Балабанова
- Алексей Балабанов: Про бандитов, критиков и поиски счастья
- Алексей Балабанов: чего мы до сих пор не знали о режиссере-провокаторе
- Правила комментирования
Причина смерти Алексея Балабанова. Биография и фильмография режиссера
Вместе они гуляли по коридорам школы, а затем вдруг перед ними предстал молодой человек из класса помладше, который считал себя парнем этой девушки. Когда увидел в одном из классов с Балабановым, то выбил ему зуб. А годы то советские. Потом в школе долго думали, раздувать эту историю или нет — Леше ведь надо было поступать в Горьковский пединститут иностранных языков, а тут скандал. Мама Балабанова и классная руководительница долго вели переговоры. В итоге зуб Балабанову вставили, а историю было решено не раздувать. Алексей Балабанов слева и Александр Главацкий. По воспоминаниям одноклассников, он мог быть то меланхоличным, то, наоборот, очень решительным.
Алексей перепрыгивает через прилавок, берет пачку сигарет, кладет в плошку ту сумму денег, которая была нужна, и мы уходим. Похожий характер друзья Балабанова увидели и в главном герое его фильма «Брат». Алексей был очень сложным человеком, и мы наблюдаем это в его герое. Кажется, он самого себя ухватил такого разного, - добавляет Главацкий. Школьник Алексей Балабанов в центре на демонстрации с друзьями. Одна из самых запоминающихся сцен фильма показывает, как герой Дмитрия Дюжева выбирает, под какую виниловую пластинку истязать свою жертву, привязанную к стулу. Он долго перебирает пластинки, восхищаясь чужой коллекцией.
Виниловые пластинки Балабанова в руках персонажа Дмитрия Дюжева. Четыре года он трудился ассистентом режиссера.
Так там не было подобных серийных убийств со времен Джека-потрошителя, на счету которого, кажется, шесть жертв. У нас же в СССР постоянно появлялись нелюди, которым удавалось прикончить по пять-шесть десятков несчастных. Чикатило не единственный и даже не рекордсмен.
Перечисляю не всех монстров. Мне смешно, когда говорят, будто криминальный жанр в кино с его обязательными убийствами — главный стимулятор насилия в обществе. Более нравственного кино, чем в советские годы, не было ни в одной стране мира. Отчего же именно СССР, так и не став родиной слонов, оказался родиной изуверов? Искренне не понимаю, как можно сотворить две такие картины подряд, отнимающие у их создателя и здоровье, и эмоции.
Удивительно, но сценарий «Морфия» сочинил Сергей Бодров — младший. Именно он собирался снимать фильм. Именно у него возникла идея объединить в одном персонаже двух разных молодых булгаковских докторов. Один из них — герой «Записок юного врача», романтического романа воспитания о врачебной практике в российской глуши 1917 года, полного нетипичных для романов воспитания натуралистических подробностей. Другой — персонаж рассказа «Морфий», незаметно и страшно севший на иглу.
Балабанов сценарий изменил, поменял финал, но не вписал себя в титры как соавтора сценария. По его словам, потому что структуру придумал именно Бодров. Из «Записок юного врача» в «Морфий» включены три наиболее кошмарные: про ампутацию изуродованной ноги, трахеотомию и роды с патологией. Кроме того, в сценарий добавлены отсутствующие у Булгакова жуткие детали революции в уездной глуши: в городке наглеет неграмотная красноармейщина, по соседству с больницей крестьяне сжигают поместье своего доброго барина со всеми его обитателями, так что к доктору-морфинисту привозят обгоревшие тела все еще о, ужас! Среди них и тело одной из его любовниц.
В программке Каннского фестиваля принято помечать звездочкой фильмы, которые нежелательны для людей, страдающих сердечными заболеваниями или нервными расстройствами. Ведь во время предварительного просмотра малодушничала даже закаленная московская пресса. Трудно избавиться от ощущения, что Балабанову попросту нравятся шокирующие эпизоды — кровавые либо сексуальные. Доля уродства, пусть эстетского, легкого извращения есть почти во всех его картинах. В результате в связи с фильмами Балабанова стали употреблять термин «декаданс» — еще и потому, что действие некоторых из них, включая «Морфий», развивается в начале XX века.
Но Балабанов — автор, которого трудно загнать в рамки строгих определений. Декаданс предполагает позерство, самолюбование, красивую смерть на миру и самораспад на глазах у всех. Герой же балабановского «Морфия», напротив, стыдится своего порока, стремится его скрыть. А сам Балабанов сторонился, как мы уже говорили, всякой публичности. За разговорами про ужас «Морфия» может потеряться главное.
А главное в том, что Балабанов делал кино, на которое мало кто был способен. Обратите внимание на вещественную среду фильма: все старинные медицинские книги — подлинные. Все медицинские приборы, ванны и ванночки, шкафы и стулья, занавески — все настоящее. Обратите внимание на второстепенных персонажей, всех этих приходящих в больницу крестьянских баб и бабок, матросню на революционных улицах. Никто из них не выглядит ряженым.
Обратите внимание на музыку из фильма — даже не на романсы, звучащие из патефона, а на сопровождающее фильм таперское пианино — одно оно сразу создает ощущение, будто мы провалились в настоящий 1917-й. Не знаю, можно ли говорить о том, что Балабанов целенаправленно осуществлял проект «Россия — СССР — Россия сегодня», но «Морфий» — фильм о том, откуда пошло все то, что продолжает происходить и сейчас. Балабанов неоднократно повторял, что сделал свою последнюю картину. Врачи вынесли ему приговор. Те, кто видел его часто, говорили и о его психологической усталости: за последние два-три года он сильно изменился.
Ему хотелось подвести жизненные итоги. В «Я тоже хочу» Балабанов говорит о себе как никогда откровенно. Более того, он появляется на экране в роли самого себя. Это уже прямо-таки демонстративное подведение итогов. Продюсер фильма Сергей Сельянов сказал, что «Я тоже хочу» — самая светлая, глубокая и духовная картина Балабанова.
После фильма становится, кстати, понятно, что, несмотря на обвинения в безнравственности и мизантропии, которые регулярно выдвигали против Балабанова, во всех его фильмах есть элемент притчи. Что вообще-то Балабанов — изрядный моралист. В картине браток-киллер на своем джипе с номерами 001 реальный джип с реальными номерами принадлежит исполнителю роли Александру Мосину, человеку реально крутому, которого Балабанов снял в четырех фильмах отправляется на поиски счастья. В компании полуспившегося музыканта, которого играет знаменитый в рок-андеграунде 1980-х Олег Гаркуша, своего другана, которого они с музыкантом криминально похищают из лечебницы для алкоголиков, и его полуживого старика-отца. К ним присоединяются отчаявшаяся проститутка и молодой пророк, которого пропагандировали по ТВ.
В роли пророка занят сын Балабанова, что символично: истинное знание о нашем мире и его будущем доступно лишь наследникам. Путь к счастью — это колокольня в закрытой зоне «между Питером и Угличем», где после катастрофы на ядерной станции наступила вечная зима. Ходят слухи, что кого-то там принимают в некий мир счастья , а кого-то нет. На въезде в зону, сразу за шлагбаумом, который охраняют солдаты, поздняя весна переходит в ту самую вечную зиму. Солдаты говорят, что патриарх!
Дальше начинается путешествие по заброшенным заснеженным местам, усеянным трупами: перекличка с Зоной из «Сталкера» Тарковского только там трупов не было , который входил в десятку любимых картин Балабанова. Кстати, в «Сталкере», который сильно отличается от романа-первоисточника «Пикник на обочине» братьев Стругацких, искали почти то же: комнату, где осуществляются мечты. В итоге колокольня принимает в мир счастья не всех. Не принимает и встреченного у ее подножия человека, которого изображает сам Балабанов. Человек представляется: «Я — режиссер.
Член Европейской киноакадемии».
Балабанов еще не был культовой фигурой. Балабанов — великолепный режиссер со своим почерком и стилем, но я не иду по его стопам. Сейчас появляются граффити из «Брата», люди выбивают у себя татуировки «В чем сила? Мне кажется, это такой период. Фамилия Балабанова стала нарицательной. Фильмы стали культовыми, и все стали их трактовать так, как им хочется. Это не есть хорошо, потому что сразу появляются манипуляции.
Мой любимый фильм Балабанова — «Про уродов и людей». Это больше, чем кино, абсолютный шедевр. Там есть безусловная магия, фильм выходит за пределы драматургической структуры. Мы перестаем смотреть фильм и начинаем в нем растворяться. Остается отзвук в чувствах и душе. Это кино вне времени, оно не устареет. Балабанов оставил отпечаток своего времени. Пройдет время — и люди будут изучать по его фильмам время.
Из них понятно, что думали и что чувствовали современники Балабанова. Этот след и есть самое важное, что дает культура и кино. Не важно, про какое время ты снимаешь, ты все равно делаешь отпечаток своего собственного времени. Балабанов очень четко и с правильной подачей отразил время 1990-х не в «Брате», а, парадоксальным образом, в «Про уродов и людей», который вообще рассказывает о конце XIX и начале XX века. Переосмысляя другое время, можно более красноречиво рассказать о времени настоящем. Это дорогого стоит, когда получается. Все его фильмы по-режиссерски филигранно и качественно сделаны. Это бескомпромиссный режиссер, у которого есть свой почерк и юмор.
Юмор — это очень важно в кино. Мне не нравится кино, где все суперсерьезно. Мне нравится, как он посмеялся над своим собственным творчеством в «Жмурках». Смешной и жесткий фильм. Я бы, наверное, поставил этот фильм на второе место после «Про уродов и людей». Уметь не только конструировать, но и деконструировать стиль, смеяться над собой и переосмыслять себя — это надо уметь. Балабанов — это энергия. Кино — это энергетический посыл в первую очередь, который передается в кинозале публике.
Он умел давить на ноты наших чувств. Он хороший музыкант в этом смысле, и насмешить мог, и напугать — знал, что делает.
Место окончания экскурсии: Севкабель Порт.
Петербург Алексея Балабанова - это подворотни, дворы-колодцы, промзоны, кладбища. Город-мираж и место "злой силы". Клаустрофобия парадных и простор набережных.
Механика лифтов и музыка трамваев. Театр белых ночей и некрополь. И одновременно очень интересное пространство для жизни, которое режиссер исследует вместе со своими героями - чаще всего пешком.
В ходе экскурсии посетители увидят Васильевский остров таким, каким его любил и знал Балабанов: пройдутся по местам съемок "Брата", "Мне не больно", "Кочегара".
Что такое «балабановщина»?
Надежда Васильева Балабанова делает это блестяще. Она придумала костюмы для героев большинства его фильмов. Катерина Гордеева поговорила с Надеждой Васильевой о кино и Петербурге, о любви и чувстве вины, о счастливом детстве и жизни после смерти.
Получив диплом, будущий режиссёр отправился служить в армию. Его определили в авиацию — приходилось летать в Анголу, Сирию, Эфиопию. Там Балабанов впервые почувствовал, что такое война — «место, где могут убить». Тема войны потом не раз мелькала в его фильмах. Незадолго до окончания службы его перевели в военно-морской флот, с тех пор любимой одеждой Балабанова стала тельняшка. С новым багажом жизненного опыта Алексей вернулся в Свердловск и устроился ассистентом режиссёра на отцовскую киностудию. Это была самая младшая должность: он копался в архивах, собирая информацию для фильмов.
Параллельно учился заочно на Высших сценарных и режиссёрских курсах в Москве. А ещё тусовался в Свердловском рок-клубе, который считался одним из передовых в стране. Балабанов дружил с музыкантами из «Наутилуса Помпилиуса» и певицей Настей Полевой. Знаменитую песню «Я хочу быть с тобой» Вячеслав Бутусов сочинил у него дома. Возможно, их роднило то, что и Балабанову, и Бутусову явно были тесны рамки обычной провинции. Оба уехали покорять Ленинград. И встретились снова уже на волне успеха. Под его покровительством Алексей снял свой первый фильм «Счастливые дни» по произведениям модернового писателя Беккета. Фильм стал во многом судьбоносным: на съёмках Балабанов сдружился с Виктором Сухоруковым, с которым потом долго делил питерскую коммуналку.
А ещё на премьере фильма оказалась его будущая жена — девушка из коренной ленинградской семьи, художница по костюмам Надежда Васильева. Даже не обратила внимание, кто его представлял на сцене… И я поняла, что за этого человека я бы хотела выйти замуж. Потому что на экране был мир человека, очень близкого мне по духу», — позже рассказывала она. Лично они познакомились, уже работая над экранизацией романа Кафки «Замок». И действительно оказались родственными душами. За плечами Балабанова уже был один брак — с москвичкой Ириной, которая родила ему сына Фёдора.
Фамилия Балабанова стала нарицательной. Фильмы стали культовыми, и все стали их трактовать так, как им хочется. Это не есть хорошо, потому что сразу появляются манипуляции. Мой любимый фильм Балабанова — «Про уродов и людей». Это больше, чем кино, абсолютный шедевр. Там есть безусловная магия, фильм выходит за пределы драматургической структуры. Мы перестаем смотреть фильм и начинаем в нем растворяться. Остается отзвук в чувствах и душе. Это кино вне времени, оно не устареет. Балабанов оставил отпечаток своего времени. Пройдет время — и люди будут изучать по его фильмам время. Из них понятно, что думали и что чувствовали современники Балабанова. Этот след и есть самое важное, что дает культура и кино. Не важно, про какое время ты снимаешь, ты все равно делаешь отпечаток своего собственного времени. Балабанов очень четко и с правильной подачей отразил время 1990-х не в «Брате», а, парадоксальным образом, в «Про уродов и людей», который вообще рассказывает о конце XIX и начале XX века. Переосмысляя другое время, можно более красноречиво рассказать о времени настоящем. Это дорогого стоит, когда получается. Все его фильмы по-режиссерски филигранно и качественно сделаны. Это бескомпромиссный режиссер, у которого есть свой почерк и юмор. Юмор — это очень важно в кино. Мне не нравится кино, где все суперсерьезно. Мне нравится, как он посмеялся над своим собственным творчеством в «Жмурках». Смешной и жесткий фильм. Я бы, наверное, поставил этот фильм на второе место после «Про уродов и людей». Уметь не только конструировать, но и деконструировать стиль, смеяться над собой и переосмыслять себя — это надо уметь. Балабанов — это энергия. Кино — это энергетический посыл в первую очередь, который передается в кинозале публике. Он умел давить на ноты наших чувств. Он хороший музыкант в этом смысле, и насмешить мог, и напугать — знал, что делает. Каждый его фильм — это кусочек его «я». Настоящий автор. Темп повествования его фильмов похож на темп северного человека. Например, в «Кочегаре» меня больше всего поразило, что весь фильм я думал, зачем все эти проходки под эту музыку и почему все происходит именно так, а не иначе.
Главная роль досталась Сергею Бодрову. Созданием музыки к фильму занимался давний знакомый Балабанова — Вячеслав Бутусов. За несколько месяцев проката «Брат» завоевал невероятную популярность и собрал самую большую кассу в 1997 году. После оглушительного успеха наш герой решил снять весьма необычную и в какой-то мере провокационную картину. Она называлась «Про уродов и людей». Сюжет переносит зрителей в дореволюционную Россию. Фильм рассказывает о первых создателях порнографии, живших в те времена. Результат работы Балабанову очень понравился. Продолжение кинокарьеры В 2000 году режиссер приступает к съемкам продолжения легендарной киноленты «Брат». Для саундтрека были использованы песни популярных на тот момент рок-исполнителей. Вторая часть «Брата» была воспринята зрителями так же горячо, как и первая. В 2001 году Балабанов удивил киноаудиторию простым и откровенным фильмом о жизни в якутской деревне. События развиваются в XX веке. Главная роль досталась коренной жительнице Якутска — актрисе Туйаре Свинобоевой. В марте 2002 года наш герой представил российским зрителям драматический фильм «Война». Он посвящен печально известным чеченским событиям. В июне этого же года фильм получил главный приз - «Золотую розу» на фестивале «Кинотавр». Это была очередная победа талантливого режиссера.
Сила в правде! 25 февраля – день рождения Алексея Балабанова
Алексей Балабанов Aleksei Balabanov. Владимир Балабанов, который, предположительно, будет управлять шинным заводом в Барнауле, ранее сделал финансовую и политическую карьеру в Башкирии. Коллеги мэтра отмечают, что Балабанов во всём стремился к максимальной правдоподобности, благодаря этому его фильмы оставляют противоречивые и незабываемые эмоции, начиная от восхищения и слёз счастья и заканчивая ужасом, дрожью и страхом. Новости проверила. Алексей Балабанов в детстве. В юные годы Алексей Октябринович не интересовался высоким искусством и совершенно не планировал становиться артистом, связывать свою жизнь с кино. Балабанов часто говорил о тех, кто пытается отстаивать свое место в обществе или ищет его. Причина смерти Алексея Балабанова волнует всех его многочисленных поклонников.
Биография Алексея Балабанова
Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Екатеринбурге в семье главного редактора научно-популярных фильмов Свердловской киностудии и доктора медицинских наук. © РИА Новости. «Брата» мы снимали не бесплатно, а за 12 тысяч долларов». То что делал балабанов это страшнейший грех, потому как поражал и продолжает поражать тысячи и тысячи взрослых и детей. груз200 с Сельяновым(еще один тип) притча во языцех.
Алексей Балабанов: успех и смерть великого кинорежиссера
Входил в экипажи самолетов в качестве бортового переводчика английский язык. Выполняя служебные задания, посещал Афганистан, Сирию, Эфиопию и другие страны. Работа в кино В 1983-1987 гг. Алексей Балабанов работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. Заочно обучаясь в ВКСР в экспериментальной мастерской Льва Николаева и Бориса Галантера, снял короткометражные фильмы "Раньше было другое время" 1987 и "У меня нет друга, или One step beyond" 1988 с участием уральских рок-музыкантов. Его дипломной работой стал документально-игровой фильм "Настя и Егор" о певице Насте Полевой и гитаристе Егоре Белкине. С 1990 г. Алексей Балабанов проживал и работал в Ленинграде ныне Санкт-Петербург.
Первой полнометражной картиной режиссера была социальная драма "Счастливые дни" по мотивам произведений Сэмюэла Беккета 1991. Главную роль в ней исполнил Виктор Сухоруков, который впоследствии также снимался в других фильмах Балабанова. Лента была удостоена приза за лучший полнометражный фильм на московском кинофестивале "Дебют" 1992. В 1992 г. При ее помощи снял большинство своих фильмов. В 1994 г.
Балабанов переозвучивал их другими актёрами с целью «совместить несовместимое»: режиссёр был убеждён, что озвучивание — это повторная съёмка фильма, и игра одного актёра в сочетании с голосом другого позволяет дать картине «дополнительную энергию». Он также завоевал гран-при на кинофестивале «Кинотавр» и принёс победу Сергею Бодрову в номинации «Лучшая мужская роль». Феноменальный успех кинокартины подтолкнул режиссёра снять продолжение истории о Даниле Багрове, и в 2000 году вышла вторая часть культового фильма. Как и первая часть, «Брат 2» имел оглушительный успех в прокате, однако получил более сдержанные отзывы критиков. При этом особой популярностью пользовался саундтрек, выпущенный в формате альбома одновременно с выходом фильма. До сих пор в современном российском кино не было других фильмов, которые превзошли бы успех культовой дилогии Балабанова. Фильм оказал огромное влияние на отечественный кинематограф и стал неотъемлемой частью российской культуры. Так, даже сегодня картина активно цитируется другими режиссёрами и пародируется многими артистами, в числе которых Иван Ургант , Антон Лапенко , певица Монеточка и многие другие. В этот же период была создана кинолента «Про уродов и людей», которую сам автор позднее называл лучшей своей картиной. Работа над сценарием началась ещё в 1993 году, однако из-за провокационного сюжета фильма долгое время Балабанову не удавалось получить финансирование съёмок. Коммерческий успех первого «Брата» позволил запустить производство, и в 1998 году фильм вышел на экраны. В 2000 году режиссёр приступил к съёмкам драмы «Река», которая, как считал сам автор, должна была стать вершиной его творчества. Однако она так и не была завершена: осенью 2000 года вместе с другими участниками съёмочной группы Балабанов попал в автокатастрофу, в результате которой погибла игравшая главную роль Туйара Свинобоева. Это событие оказало сильное влияние на режиссёра, и он отказался продолжать съёмки с другой актрисой. А в 2002 году состоялась премьера картины «Война», которая стала вторым совместным проектом режиссёра с Бодровым-младшим, а также дебютной работой в кино для Алексея Чадова. Несмотря на то, что фильм получил много положительных отзывов, после него Балабанов был обвинён в неполиткорректности: действие его картины происходило во время Второй чеченской войны, а съёмки проходили на территории Северного Кавказа. Сам побывавший на войне, Балабанов стремился максимально реалистично отразить происходившие на чеченской земле события и проделал огромную подготовительную работу. Так, режиссёр лично встречался с бывшими пленными и изучал видеохронику, сделанную на тех территориях, где проходили военные действия. Кроме того, он категорически отказался снимать сцену с сидящими в яме пленными в павильоне, и для этого была вырыта настоящая яма. Сегодня «Война» считается одной из вершин творчества как самого режиссёра, так сыгравших главные роли артистов. Картина завоевала главный приз российского фестиваля «Кинотавр», а также принесла победу в номинации «Лучший актёр» Алексею Чадову на международном кинофестивале в Монреале. Что касается Бодрова-младшего, то он был удостоен посмертно премии «Ника» как лучший актёр второго плана. А после трагедии, случившейся в Кармадонском ущелье в 2002 году, Балабанов на долгое время перестаёт снимать кино. Режиссёр тяжело переживал гибель Сергея Бодрова-младшего, которого считал своим близким другом, и винил себя в произошедшем. По воспоминаниям его семьи, Балабанов хотел помочь Бодрову на съёмках «Связного» и вместе с ним планировал отправиться в Северную Осетию, однако последний отказался от помощи. Сход ледника Колка унёс жизни более 120 человек, которые, как и Сергей Бодров, до сих пор официально считаются без вести пропавшими. Как позднее признавался сам режиссёр, он тоже перестал чувствовать себя живым, когда узнал о произошедшим. После этого Балабанов, всегда снимавший фильмы по собственным сценариям, перестал что-либо писать — чтобы как-то отвлечь друга, Сергей Сельянов принёс ему два чужих сценария. В своём интервью Юрию Дудю продюсер признался, что пошёл на хитрость ради того, чтобы убедить Балабанова взять их. Так, он предложил режиссёру экранизировать «Жмурки» с формулировкой: «Слабо тебе снять комедию?
Его последней работой стала картина "Я тоже хочу", в которой режиссер пытался осмыслить суть расставания с жизнью. Возможная причина смерти, биография Алексея Балабанова тогда стали активно обсуждаться. Многие отмечали, что после съемок этого фильма он во многих интервью начал намекать на свою скорую кончину, утверждая, что эта картина была его последней. Так оно в действительности и получилось. Смерть мастера О причине смерти Алексей Балабанова первоначально было мало известно. Трагедия произошла 18 мая 2013 года. В тот момент режиссер трудился над сценарием своего очередного проекта. Он находился в Сестрорецке Ленинградской области, и около 16. Причиной смерти Алексея Балабанова стал сердечный приступ. Ему было всего 54 года. По его воле гражданская панихида прошла на "Мосфильме", режиссера отпели, похоронили на Смоленском кладбище. Причина смерти актера Алексея Балабанова еще долго обсуждалась его друзьями и знакомыми. Поначалу даже были сомнения. Но в результате эксперты назвали точную причину смерти Алексея Балабанова. По словам медиков, он много работал, сердце просто не выдержало таких серьезных нагрузок. Так что официальная причина смерти Алексея Балабанова - острая сердечная недостаточность. В отчете судмедэкспертов отмечалось, что в последнее время он часто чувствовал себя неважно. В итоге случился роковой сердечный приступ, который и стал причиной смерти режиссера Алексея Балабанова. Всего за свою карьеру он снял 14 игровых полнометражных фильмов. А также были документальные, короткометражные и любительские проекты.
А вы-то сами как свою гражданскую позицию формулируете? Знаю, что фашистом никогда не был и не буду. Я их не люблю. Я же не еду к ним. А они едут. Потому что у них плохо. Считаю, они мешают стране, в которой я живу. Но в том, что они приезжают, виноваты мы сами же. Нам нужна дешёвая рабочая сила. Мы сами себя загнали в эту ситуацию, а теперь возмущаемся. Но это неправильно, что мигранты сегодня везде и всюду. Они ведь нас, кроме всего прочего, не любят. А это важный момент. Сергей Маковецкий. Кадр из фильма «Про уродов и людей» « АиФ »: - С чего вы взяли, что они нас не любят? Вот приходишь, например, арбуз покупать. Спросишь что-нибудь у продавца, неважно, из какой он республики, и он так тебе отвечает, что ты понимаешь: не любит он тебя. Вам так не кажется? Эти вопросы Путину надо задавать. Почему у нас везде и всюду так просто проехать? Всюду были пограничные посты. Сегодня кто угодно может ехать куда угодно, и никто за этим особо не следит. Но вообще я с политикой не дружу и никогда дружить не буду - у меня профессия другая.
Русский «Тарантино»: какое наследие оставил режиссёр Алексей Балабанов
В 1994 по другой информации в 1995 году у них родился сын Пётр. Алексей Балабанов с сыновьями Последние годы своей жизни режиссер провел в окружении своих близких. Рядом с ним была его жена — Надежда Васильева, а также сыновья. Алексей Балабанов и его взрослые сыновья Несмотря на экономическое образование, старший сын Фёдор интересовался работой своего отца. После его смерти оба сына изъявили желание закончить начатые проекты Алексея при помощи его коллег. Последние годы и смерть Алексея Балабанова В 2012 году Алексей Балабанов поставил фильм «Я тоже хочу», в котором под особым ракурсом рассматриваются вопросы жизни и смерти. В фильме режиссер намеренно не снял ни одного профессионального актера, а обратился за помощью к тем, кто прошел войну в Афганистане, а также к бывшим бандитам — по замыслу автора герои должны были играть самих себя. Найти своих и успокоиться» В кадре также появился сам мэтр умирающий в финале фильма и его младший сын Петр. Некоторое время спустя стало известно, что у Алексея Октябриновича обнаружено онкологическое заболевание. Фильм «Я тоже хочу» стал последним в творческой биографии режиссера. Похоронен Алексей Балабанов в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище В мае 2013 года режиссер скончался от затяжной болезни.
Как говорят его знакомые и друзья, Балабанов знал о приближающейся кончине, а потому старался закончить все проекты. Неоконченные работы После смерти Алексея Балабанова друзья и коллеги режиссера изъявили желание взяться за реализацию его незаконченных проектов. На момент смерти в работе находилось сразу три фильма, над которыми Алексей трудился в качестве режиссера и сценариста. Одна из лент должна была посвящена ранним годам жизни Сталина.
Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов Фото: 24smi. В 1997 г. Героя Сергея Бодрова называли героем поколения конца 1990-х гг. А на упреки в национализме режиссер отвечал: «Почему я должен в фильме этого не показывать, если это правда? Как может кино развить национальную рознь? Она либо есть, либо ее нет… Я кино делаю, а люди пусть что хотят, то и говорят». Балабанов был категорически против миграции, часто повторяя: «Где родился, там и пригодился». Но сам себя он считал не националистом, а патриотом. Фильм «Груз 200» сняли с проката во многих городах страны из-за обилия сцен насилия. Режиссера назвали «чернушником», а он так объяснял свою позицию: «Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина... Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране — момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким».
Получилось жестко, но и время было таким». Из-за этого его называли «певцом повседневности». Пересказать сюжет фильмов Балабанова сложно — их нужно смотреть. Режиссер говорил: «Фильм, который можно рассказать словами, и снимать не стоит. Я не люблю длинно рассказывать — я люблю кино снимать. Хотя вовсе не считаю, что кинематограф — это такое великое искусство, которое, как воздух, необходимо народу». Главное, о чем он их просил на съемочной площадке, — «не играть» и «не перетопить», то есть оставаться в кадре максимально естественными и не демонстрировать фальшивых эмоций. Часто он приглашал непрофессиональных или начинающих актеров, чтобы получить максимально достоверную реакцию: «Я хочу, чтобы все было настоящее. Чтобы люди поверили». Наверное, именно поэтому любимым актером Балабанова стал Сергей Бодров-младший: «Он обаятельный. И совсем не актер… Он просто органично существует в пространстве». Говорю ему: «У меня ноги мерзнут... Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались». Его любимой присказкой на площадке была фраза: «Давайте, ребята, снимаем талантливо! Близкими друзьями для него стали Виктор Сухоруков, вместе с которым режиссер с супругой какое-то время жили в одной квартире, и Сергей Бодров-младший, ставший его главным открытием. Преждевременная трагическая гибель актера в 2002 г.
Телефоны, указанные на официальном сайте СНХЗ, не отвечали 16 октября. На "Нортеке" сообщили, что смогут сообщить какую-то информацию после среды, 18 октября. По данным "Толка", в середине недели ожидается приезд нового руководителя в Барнаул. В начале 2023 года два башкирских завода, на которых работает Балабанов, вошли в ГК "Росхим". Оба, помимо прочего, специализируются на производстве каучуков — сырья в том числе для производителей шин. СНХЗ много лет являлся партнером "Нортека", поставляя ему несколько тысяч тонн продукции, сообщал сайт башкирского предприятия. В 2021 году делегация Алтайского края, в которую входили министр промышленности края и представители "Нортека", посещала СНХЗ.
«Он меня обнулил»: Чадов, Кватания и другие режиссеры — о наследии Балабанова
Алексей Балабанов — один из самых известных российских режиссеров. Алексей Балабанов (Aleksei Balabanov). Вернувшись в родной Свердловск, Балабанов четыре года работал ассистентом режиссера на свердловской киностудии, ездил по области и именно тогда насмотрелся на многое из того, что позже перенес в свои фильмы. После демобилизации Балабанов вернулся домой и устроился ассистентом режиссера документалок на Свердловскую киностудию. Алексей Балабанов (Aleksei Balabanov).