Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Вечерня Перед вечерней читается 9-й час, состоящий из псалмов 83, 84, 85, после которых читаются тропари закончившегося дня, затем Богородичен и тропари 9-го часа, Трисвятое. Во время совершения проскомидии в храме читаются 3-й и 6-й часы. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
В приходских храмах, в обычный день совершаются последовательно: вечерня, утреня, часы и Божественная Литургия. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. все особенности службы просто, коротко, доступно. Основным богослужением в храме является Божественная литургия. Время проведения также отличается и зависит от решения священнослужителей, но происходит служба в промежутке от 7 до 10 часов утра. Причащение за каждой Литургией, было нормой для христиан древней Церкви, но со временем эта норма стала забываться, и сегодня мы можем видеть, как в храме, в котором достаточное количество народу, причастников единицы.
Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать.
Шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый — воспоминание Крестной смерти Спасителя. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.
Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом. Особенное внимание следует обратить на положение 9-го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.
Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» Пс. В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную утреннюю. В вечернее богослужение входят: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час.
Утреннее богослужение включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня а также из самой практики , на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста.
Малое же повечерие совершается крайне редко например, в храме Саратовской духовной семинарии оно совершается 5-6 раз в году: в предпразднство Рождества Христова, накануне Великого Понедельника и Великого Четверга, а также вечером на Пятидесятницу.
Нужно заметить, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и по Уставу часы должны совершаться в промежутках между службами. На практике же, даже в монастырях не всегда возможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам. Что означают часы Тексты третьего часа по нашему времени это 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов.
Шестой час по нашему времени это полдень посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана со свидетельством Евангелия от Матфея о времени крестный казни Спасителя. Довольно часто третьему и шестому часам примыкает девятый час по нашему времени 3 часа по полудни , который посвящен воспоминанию о смерти Господа на кресте в соответствии с евангельской хронологией. Виды часов на богослужении Часы бывают вседневные, великопостные, Великие Царские и пасхальные.
Службы часов совершаются в большинстве дней года и потому называются вседневными.
Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст для 3-го и 6-го часов — это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го — это «Боже, ущедри ны…» и молитва часа для каждого своя. Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня — т. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов.
А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся». Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются. Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление Крещение Господне , читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.
В древности часы служились, как и положено — в 7 и 9 часов утра, в 12. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…» Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами — одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.
Но ведь третий час — это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час — Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами? Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно.
Повечерие бывает двух типов: малое и великое. Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие более торжественная и продолжительная служба совершается редко, всего 34 раза в году седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг. Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва, а ее основу составляет чтение 17-й кафизмы то есть 118-го псалма , в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1-й седмице Великого поста.
Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы после небольшого перерыва. Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году — четверг 5-й седмицы Великого поста день чтения Великого канона и в Великую Пятницу — служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом. Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. Почему именно в такое время?
Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый Деян. Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки.
Какие службы есть в Церкви?
- Богослужебные часы - православная энциклопедия «Азбука веры»
- Божественная литургия
- Требы онлайн
- Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба
- 04.06.2019 15:14:13
- Популярные статьи:
фотоальбом
- Изучаем чинопоследование часов
- Часы литургия: значение и исповедь
- Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
- Божественная литургия: текст службы с пояснениями, сколько длится, схема, как проходит
- В помощь прихожанам
- Читайте также
Чин Изобразительных
- Во сколько начинается литургия и другие службы в храме?
- Время Церкви: Часы. Что такое Богослужебные часы? Б. в.1. чинопоследование часов
- Время совершения Литургии: ночная Литургия
- 04.06.2019 15:14:13
Азы православия: церковное богослужение
Современное время, библейское время и Типикон Конечно, в древности было известно и нынешнее деление дня на часы по 60 минут, а суток — на 24 часа, 12 из которых считались «днем». Об этом говорится, например, в Евангелии Самим Господом, Который однажды сказал ученикам: «Не двенадцать ли часов во дне? Но «стражи» все же были наиболее значимыми моментами суток: в Китае их во время дня и ночи было всего 5; у греков принято было 3; ну а христиане заимствовали практику Римской империи ведь Церковь и зародилась на территории Палестины, провинции Рима — 4 стражи. Издавна у христиан при наступлении того или иного часа принято было возносить особые молитвы — по заповеди Апостола Павла, говорившего: «Непрестанно молитесь» 1 Фес.
Таким образом, молением к Богу освящался весь день. При этом: первым часом считалось время, которое соответствовало нашим примерно 7 ч. Как сегодня служат Часы в церкви Этот обычай, идущий от Апостольского века, сохранился и в нынешней Церкви.
Однако, четыре службы Часов теперь совершаются немного другим образом: Первый Час можно услышать не ранним утром, а вечером, когда традиционно начинается новый богослужебный день; псалмы и молитвы этой службы читаются после завершения Утрени; Третий и Шестой Часы служатся вместе, один за другим, перед началом литургии; их-то и слышат приходящие в храм утром; Девятый принято совершать вечером, до начала Вечерни; однако, эта традиция сейчас соблюдается далеко не на всех приходах. Как служат часы в храме Причин изменения традиции ранней Церкви немало. Среди них, например: то, что далеко не все христиане более позднего времени горели духом настолько, чтобы молиться в течение всего дня, оставляя на это время мирские дела; различные богослужебные реформы, например, в России — проведенная в XVII в.
Патриархом Никоном — именно с этого времени Утреню стали служить не ранним утром, как нужно было, исходят даже из именования службы, а вечером накануне — соответственно, тогда же стал читаться Первый Час. Ну а в современных условиях причина того, что древние Часы сдвинуты по времени, и вовсе проста — недостаточное количество храмов даже в городах, так, что средний верующий тратит на дорогу до церкви не менее часа. В ночные же часы чаще всего банально… не ходит городской транспорт.
По омовении рук и возжжении светильников, каждый вызывается на середину воспеть хвалебные песни Богу, извлечённые из Священного Писания или кем-нибудь сочинённые. Вечеря оканчивается, как и началась, молитвою» «Апологетика». В течение первого тысячелетия агапа постепенно вышла из практики христиан. Однако она оказала существенное влияние на развитие вечернего богослужения и стала прототипом совершаемой по сей день литии. Первые тексты вечерни появились уже в 3 веке. В современном виде служба сформировались на рубеже первого и второго тысячелетий. Вечерняя служба — значение Кульминацией, сердцевиной всей церковной жизни является установленная Спасителем Евхаристия — превращение хлеба и вина в Его плоть и кровь. Евхаристия совершается утром, на главной службе — Божественной литургии.
Для чего же нам необходимо вечернее богослужение? Во-первых, нельзя забывать, что любое богослужение, а особенно соборное общественное , освящает и духовно преображает человека. Игумения Домника Коробейникова наставляет: «На богослужении всё содействует тому, чтобы мы освятились и изменились… На богослужении мы объединяем свои духовные силы. Человеку очень трудно молиться одному. А когда он молится вместе с другими, то его молитва обретает крылья. И он освящается уже от того, что вокруг него все молятся». Во-вторых, суточный круг богослужений нельзя рассматривать как набор обособленных элементов. Начиная с вечерни, через весь цикл красной нитью проходит литургическая тема спасения во Христе.
Таким образом, службы второй половины дня готовят христиан к кульминации суточного круга и способствуют лучшему пониманию литургии. Игумения Домника Коробейникова отмечает: «Все богослужения Церкви — это, прежде всего, вдохновенная песнь любви к Сладчайшему Иисусу… В особенности большое значение имеет вечерня. Хотя эта служба краткая, но в ней заключается великая благодать! Когда мы бываем на вечерне и всех других службах, то потом более глубоко понимаем литургию… Когда мы приходим на литургию подготовленными, тогда она возносит нас на небеса! Основные песнопения вечернего богослужения Ныне отпущаеши Песнь праведного Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Господи, воззвах Господи, воззвах к Тебе, услыши мя.
На каждом Часе читаются псалмы по три на каждом. При этом от последования обычного часа сохраняется по одному псалму, тогда как два другие заменяются по следующим правилам: на 1-м часе всегда остается начальный псалом 5 , тогда как на остальных часах сохраняются заключительные псалмы соответственно на 3-м — 50, на 6-м — 90, на 9-м — 85. Для примера: в Великую Пятницу на часах положены следующие псалмы: 1-й час: Пс. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Эти четыре часа 1, 3, 6, и 9 читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами. Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета паремии из книги пророка Исаии на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными». Нам осталось рассказать о Великих царских часах, которые совершаются три раза в год — накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд с 1 по 9 , к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари. Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы». Есть и еще один вид этого богослужения — Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения.
Что такое часы божественной литургии, когда проходит в церкви литургическая служба
Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов. По древнему чину помимо третьего и шестого часа перед Литургией читается еще и девятый час. В тех приходах, где литургия совершается в течение всей недели, по окончании утренних служб совершается крестный ход вокруг храма с пасхальным хлебом — артосом, который в Светлую субботу разделяют и раздают верующим. Изначально литургия длилась более пяти часов, это показывает, что люди в те времена горели сердцами к Господу. В некоторых храмах литургии Преждеосвященных Даров в последнее время стали совершаться вечером.
Особенности великопостного богослужения
К настоящему времени Русская Церковь чаще всего совершает три литургии, создание которых приписывается. В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром (часы и Литургия) и вечером (вечерня, утреня и первый час) с некоторыми сокращениями. В дни, когда литургия не предусмотрена уставом, после шестого или девятого часа совершается особый чин изобразительных (в просторечии — обедница).
Исповедь, часы литургии: что это значит
Поделиться проблемой порой не с кем. А вот послушав проповедь священника и отбыв службу, мы можем найти ответ на наш вопрос и решить сложившуюся ситуацию. Для того, чтобы посетить богослужение необходимо знать время службы в церкви. Читайте также: Окаменевшая зоя: народная версия 128-дневного стояния, чем закончилась история, фильмы о зое Что такое богослужение Основная задача церкви — это возрождение церковной жизни страны, повышение духовности населения.
Именно для проведения такой работы и были созданы храмы в которых и проводят церковные службы. Каждый день в церквях, соборах проводят: Часто верующие задают вопрос о том, во сколько начинается служба в церкви? В каждом приходе может быть установлено свое время проведения данного мероприятия.
Но в большинстве случаев за основу могут быть взяты такие временные рамки: вечерняя — с 9 вечера, вечерни и повечерия, утренняя — с полуночи, утрени и 1-го часа, дневное — с 3-го, 6-го часа и Божественной литургии. Из этого следует, что за сутки выполняется 9 служб. Виды служб Все службы, как уже было сказано, делят на 3 вида.
Многое в проведении их заимствовано из ветхозаветных времен. Что такое вечерняя служба Во сколько начинается вечерняя служба в церкви? Началом суток считают не полночь, а 6 часов вечера.
Поэтому первой службой получается вечерняя. Основной тематикой этого богослужения — воспоминания о событиях Священной истории Ветхого Завета: о сотворении мира Господом, первородном грехе предков, о служении пророков и законодательстве Моисея. Также христиане благодарят Господа за прожитый день.
После вечерни принято проводить повечерие. Зачастую это общественные молитвы на сон грядущий. В них вспоминается о сошествии Христа в ад и вызволение праведников от власти дьявола.
В полночь служат полунощницу. Во время данной службы напоминают о Втором пришествии Христа и Страшном Суде. Что называют утренней После вечерней службы происходит проведение утренней.
Утренней называют самое длительное богослужение. Его принято проводить перед восходом солнца. Во время проведения принято вспоминать о событиях земной жизни Христа.
Также читают большое количество как покаянных, так и благодарственных молитв. О том, во сколько начинается утренняя служба в церкви, желательно уточнить в храме, который Вы посещаете. Начало во времени может отличаться, но незначительно.
В районе 7 часов утра проводят богослужение, которое называют 1-й час. Это короткая служба. Во время которой говорят о пребывании Христа на суде первосвященника.
Около 9 часов проводят 3-й час. При ее проведении вспоминают о событиях, которые происходили в Сионской горнице, где на апостолов был послан Дух Святой, а Спасителю преторий Пилат вынес смертный приговор. В полдень служится 6-й час.
Это время, когда говорят о распятии Иисуса. В три часа полдня проводят 9-й час. Этот период припадает на вспоминание крестной смерти Христа.
Как проходит служба в церкви Основным богослужением служб за сутки отмечают Божественную Литургию. Во время нее вспоминают не только о мирской жизни Христа, но и предлагают соединится с ним при прохождении Таинства Причастия. По времени ее необходимо совершать между 6-м и 9-м часом до полудня.
Ее еще называют обедней. Воскресная служба в церкви в основном проводится однократно и называется Евхаристической. Перед ней проводят утреннюю.
Паузы между ними нет, одна следует за другой. Есть определенные изменения, которые произошли в церковной жизни. Основные корректировки произошли в Уставе.
Повечерие в приходских храмах проводят только во время Великого поста, а полунощницу проводят только раз в год перед Пасхой. Очень редко проводят также богослужение, которое именуется 9-й час. Прочие 6 служб объединяют в две группы по три.
Обратите внимание Вечером проводят одну за одной сначала вечернюю, затем утреннюю и 1-й час. Накануне праздничных и воскресных дней все эти службы соединяют в одну и служат вместе, которое именуют всенощным бдением. В приходских храмах такие службы проходят от 2 до 4 часов, а в монастырях — 3-6 часов.
Утром же поочередно проходит 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. Если в храме большое количество прихожан, то может проводится две литургии: ранняя и поздняя. Длительность обеих — около часа.
В те дни, когда проводить литургию запрещено, служат изображение. Так называют богослужение, которое включает в себя несколько песнопений. Но их не принято считать самостоятельными службами.
По церковным правилам к богослужениям также относят: чтение акафистов в храме, проведение всех обрядов и таинств, чтения утренних и вечерних молитв, оговаривание правил подготовки для проведения к Святому Причастию. Кроме проведения утренних или вечерних служб, а также часов, могут быть проведены специальные богослужении по потребности верующих. Их называют требами.
Это могут быть: Крещение, Соборование, Венчание, Отпевание. Обычно богослужения проводятся в храмах и лишь священнослужителями. Верующие же принимают участие в них только чтением молитв и пением.
Ходить в церковь на богослужения или нет — это индивидуальное решение каждого. Многие говорят, что лучше ходить в храм на буднях. Меньше людей и священник сможет уделить больше времени прихожанам.
А вот на службу в субботу в церкви, воскресенье или праздничный день количество людей увеличивается и не дает такой возможности уединения.
Но «стражи» все же были наиболее значимыми моментами суток: в Китае их во время дня и ночи было всего 5; у греков принято было 3; ну а христиане заимствовали практику Римской империи ведь Церковь и зародилась на территории Палестины, провинции Рима — 4 стражи. Издавна у христиан при наступлении того или иного часа принято было возносить особые молитвы — по заповеди Апостола Павла, говорившего: «Непрестанно молитесь» 1 Фес. Таким образом, молением к Богу освящался весь день. При этом: первым часом считалось время, которое соответствовало нашим примерно 7 ч.
Как сегодня служат Часы в церкви Этот обычай, идущий от Апостольского века, сохранился и в нынешней Церкви. Однако, четыре службы Часов теперь совершаются немного другим образом: Первый Час можно услышать не ранним утром, а вечером, когда традиционно начинается новый богослужебный день; псалмы и молитвы этой службы читаются после завершения Утрени; Третий и Шестой Часы служатся вместе, один за другим, перед началом литургии; их-то и слышат приходящие в храм утром; Девятый принято совершать вечером, до начала Вечерни; однако, эта традиция сейчас соблюдается далеко не на всех приходах. Как служат часы в храме Причин изменения традиции ранней Церкви немало. Среди них, например: то, что далеко не все христиане более позднего времени горели духом настолько, чтобы молиться в течение всего дня, оставляя на это время мирские дела; различные богослужебные реформы, например, в России — проведенная в XVII в. Патриархом Никоном — именно с этого времени Утреню стали служить не ранним утром, как нужно было, исходят даже из именования службы, а вечером накануне — соответственно, тогда же стал читаться Первый Час.
Ну а в современных условиях причина того, что древние Часы сдвинуты по времени, и вовсе проста — недостаточное количество храмов даже в городах, так, что средний верующий тратит на дорогу до церкви не менее часа. В ночные же часы чаще всего банально… не ходит городской транспорт. Впрочем, и сейчас ничто не мешает всякому желающему хотя бы попробовать подражать первым христианам, совершая Часы «по чину мирян», то есть без священника, в традиционные для этих служб часы дня. Разумеется, если позволяет работа и занятость… Ведь каждый Час длится всего около 10-15 минут.
Итак, первые христиане взяли из ветхозаветной церкви обычай освящать молитвой три важнейших периода дня — утро, полдень и вечер.
В Учении 12 апостолов Дидахе , относящемуся ко II веку, говорится: «И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. Трижды в день молитесь так» гл. И таким образом, первым шагом к формированию современного чинопоследования часов можно считать освящение молитвой Господней важнейших часов дня. Часы в раннехристианских памятниках В III в.
Святитель Климент Александрийский пишет: Некоторыми назначаются для молитвы определенные часы, как, например, третий, шестой и девятый. Мудрец же истинный всю жизнь свою проводит в молитве, чрез оную стремясь жить в единении с Богом. Достигнув же сего, он — выражаясь кратко — покидает все не приносящее пользы, дабы в этом высоком общении с Богом почерпать довершение того человека, который действует только по любви Тройное разделение часов святитель связывает с делением небесных обителей на «три различных степени» Климент Александрийский. VII, 7. У Тертуллиана также есть упоминания о третьем, шестом и девятом часах: «Что касается времени молитвы , то не будет излишним внешнее соблюдение даже известных часов, — тех, разумею, общеизвестных часов, кои обозначают собою промежутки дня: третий, шестой, девятый, на которые и в Писании можно находить указание, как на часы более важные solemniores.
Прежде всего, Дух Святый сошел на собранных учеников в час третий Деян 2:15. Петр в тот день, когда усмотрел в некоем сосуде видение «общения», взошел на кровлю дома для молитвы в час шестой Деян 10:9. Он же с Иоанном в час девятый восходил в церковь, когда хромому возвратил здоровье Деян 3:1. Хотя они т. Апостолы действовали просто simpliciter se habeant , — без всякого намерения дать правило для исполнения, однако хорошо будет установить некоторое предупреждение praesumptionem , которое и увещание к молитве скрепляет, и по временам, как некий закон для воли , исторгает нас от будничних дел для выполнения этой обязанности, — именно, чтобы мы молились ежедневно не менее трех раз, как поклоняющиеся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, — что, как читаем, было соблюдаемо и Даниилом, сообразно, конечно, обычаям Израиля.
Выключаются, понятно, обычные молитвы, которые, без особенного наставления, нам нужно творить при наступлении дня и ночи. Но верующим подобает и пищу принимать, и омовение совершать не прежде, как будет предпослана молитва. Ибо сначала освежение и питание духа, а не плоти, и прежде — небесное, а не земное». О молитве, 25. Упоминается о часах и у священномученика Киприана Карфагенского: «Что касается времен для торжественного совершения молитвы, то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу, которая имела открыться в последние времена.
В самом деле, считая с первого часа до трех, мы имеем вполне троичное число. Также, от четвертого часа доходя до шести, опять имеем троицу. От седьмого до девятого снова три часа. Таким образом, счет по три часа выражает совершенную Троицу. Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы.
Впоследствии сделалось явно, что таковые сроки, посвящавшиеся праведниками молитве, заключали в себе таинства. Так, в третьем часу снисшел Дух Святой на учеников и исполнил благодать обетования Господня Деян. В шестом часу Петр, — взошедши на горницу, когда сомневался относительно крещения язычников, увидел знамение и услышал голос Бога, наставивший его допускать всех к благодати спасения Деян. В шестом же часу Господь распят, а в девятом Он Своей кровью омыл грехи наши и страданием совершил Свою победу, дабы искупить нас и оживотворить». Киприан Карфагенский, Книга о Молитве Господней Вероятно, в первые века христианской эры третий, шестой и девятый часы употреблялись в частной молитвенной практике, но возможно, что уже в некоторых христианских общинах эти молитвенные чины уже употреблялись и в общественном богослужении.
В III в. Сохранились свидетельства о третьем, шестом и девятом часах также и в канонических памятниках III века. Скабаллонович замечает, что «Завещание Господа Иисуса Христа» в своих предписаниях о молитвенных часах делает различие между клиром епископом и пресвитером и мирянами, требуя от первого большего усердия и тщательности в соблюдении этих часов. Завещание о молитвенных часах для мирян Всегда народ пусть заботится о том, чтобы неопустительно молиться с самым рассветом, как только встанут с ложа и помоют руки; а затем уже пусть идут на дело, какое кому угодно. Пусть все заботятся о том, чтобы молиться в третий час со скорбию и трудом, или в церкви, или если не могут пойти в церковь, то дома.
Это час, в который был веден на крест Единородный. Равным образом да будет молитва со скорбию в шестой час ибо тогда был разделен день мраком. Итак, да будет голос, который подражал бы пророкам и творению скорбящему. Также и в час девятый пусть простирается одно моление со славословием, как бы в подражание душам тех, которые славят Бога неложного, помянувшего святых Своих и пославшего Слово Свое и мудрость Свою для просвещения их. Ибо в этот час жизнь открылась верным, потекли Кровь и вода из ребра Господа.
Вечером, так как он начало следующего дня и представляет образ воскресения конечного , Бог сделал, чтобы мы Его хвалили. В полночь пусть встают хваля и превознося Бога за Господне воскресение. Необходимо, чтобы муж верный, имеющий не? На заре пусть прославляют с псалмопением, Поелику Христос воскресши прославил Отца при пении апостолов. Те, которые чисты, пусть не опускают какого-либо из указанных часов молитвы.
И мы взываем: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Этот канон будет читаться еще, но уже целиком, в среду вечером 5-й недели Великого поста на богослужении, которое называется стоянием Марии Египетской, так как на этом богослужении вспоминаются жизнь и подвиги великой святой подвижницы Марии Египетской, жившей в конце V — начале VI века. В воскресные дни вместо литургии Иоанна Златоуста совершается литургия Василия Великого. Вечером в воскресные дни Великого поста совершается богослужение, которое называется Пассией от латинского «passion» — «страдание». На этом богослужении поется акафист Страстям Христовым и читается отрывок из Евангелия, в котором описываются последние дни Господа Иисуса Христа, Его распятие и смерть на Кресте. В течение Великого поста Пассия служится четыре раза — по количеству Евангелий. Это богослужение хоть и невелико по времени, но очень торжественно и внутренне эмоционально.
В среду и в пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Основной особенностью ее является то, что Таинство Евхаристии на ней не совершается, а причащение верующих происходит Святыми Дарами, приготовленными на воскресной Литургии. В связи с этим младенцев, не способных принимать твердую частицу тела Христова, пропитанную Кровью, в эти дни не причащают, а причащают лишь в субботние и воскресные дни. Литургия Преждеосвященных Даров имеет древнейшее происхождение и берет свое начало еще в апостольские времена. Будничные дни Великого поста пропитаны скорбью и покаянием, поэтому обычная литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоуста служится лишь в субботние и воскресные дни Великого поста, которые являются праздничными. Но благочестивое желание верующих и в будничные дни укреплять свои духовные силы, соединяясь со Христом в Таинстве Причастия, обусловило появление литургии Преждеосвященных Даров, которая в дальнейшем, приобретая законченный вид, была названа в честь святителя Григория Двоеслова, который распространил ее повсеместно в Западной Церкви. Это произошло в конце V века.
Характерной особенностью богослужений Великого поста является то, что богослужение суточного дневного круга, которое называется вечерня, в будничные дни совершается утром. Это связано с тем, что в среду и пятницу вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, а причащение верующих на Литургии совершается натощак. Ограничивать себя в течение всего дня от пищи и питья на фоне строго Великого поста многим не по силам, поэтому Церковь, как любящая мать, снисходя к немощам человеческим, перенесла литургию Преждеосвященных Даров, соединенную с вечерней, на утреннее время.
Изучаем чинопоследование часов
Богослужебный церковный год стартует 1 сентября по старому стилю, а все службы года выстраиваются в зависимости от главного праздника Пасхи. Суточное богослужение начинается с вечера, исходя из библейского сотворения Вселенной: сначала был вечер, а потом утро. Вечерня совершается в честь праздника или святого, вспоминаемых на следующий день по календарю. Ежедневно церковь творит память какого-либо события из земной жизни Господа, Царицы Небесной или Святых. Каждый день богослужебной недели посвящён важному событию: воскресенье — особый день, малая Пасха, воспоминание воскресения Христова; понедельник молятся Ангелам; вторник — святому пророку Иоанну Предтечи; среда — вспоминаются предательство Господа Иудой и память Креста, день поста; четверг — день Апостольский и святителя Николая; пятница — служба в честь крестных страданий Господа и Животворящего Креста, день поста; суббота — почитаются Божия Матерь, память святых и всех почивших православных христиан. Современное вечернее богослужение состоит из: вечерни; утрени; 1-го часа. Вечерняя служба посвящена памяти событий из Ветхого Завета: о сотворении Богом мира, падении первых людей, законе Моисея, деятельности пророков. Православные христиане благодарят Бога за скорби и радости прожитого дня и просят благословения на предстоящие ночь и утро. Многие интересуются вопросом: во сколько начинается вечерняя служба в церкви? В разных приходских храмах складывается своя традиция проведения общих молитв, но в среднем начало вечерни обычно приходится на временной промежуток с 15:00 до 18:00 по местному времени. Если есть желание поучаствовать в богослужении, не лишним будет заранее осведомится о более точном времени в конкретной церкви.
Сколько идет служба в церкви и от чего зависит её продолжительность Богослужение имеет целью оторвать человека от земной суеты, прикоснуться к вечности. Оно наставляет в вере и молитве, располагает к покаянию и благодарению. Верующие общаются с Господом посредством общей молитвы, таинств. В церковных службах нет ни одного действия или слова, сказанного для красоты или неуместно, всё имеет глубокий смысл и символику. Сколько идет служба в церкви,будет зависеть от таких параметров, как: приходской храм или монастырь; тип службы праздничная, великопостная обычная, всенощная, литургия и т. В приходских храмах богослужения сильно сокращены ввиду многочисленных земных забот верующих мирян, в монастырях они проходят в полном объёме. Во время поста, особенно в Великий Пост, службы долгие, с чтением псалтыри и покаянных молитв. Церковные праздники проходят с особым величием и торжеством, с многочисленным духовенством и народом. Чем большее количество исповедников и причастников, тем продолжительнее соборное моление. Стиль ведения службы тоже имеет значение: в каких-то храмах хор поёт протяжнее и молитвы произносятся неторопливо, чётко, а где-то, наоборот, темп быстрее.
После литургии священник в назидание верующим произносит проповедь о важных событиях данного дня или на тему отрывка из читаемого Евангелия. Один батюшка говорит долго, поучительно, с примерами из жизни, другой кратко, по существу. Учитывая все эти моменты, церковная служба может идти от 1,5 до 8 часов. В среднем в приходских храмах в обычные дни молитва длится 1,5—3 часа, а на Святой Горе Афон и в других монастырях достигает 6—8 часов. Перед большими праздниками и воскресеньем всегда совершается всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, утреню и 1-й час. В обычных приходских храмах оно длится около 2—4 часов, в монастырях — 3—6. Во сколько начинается утренняя служба в церкви В современной церковной практике утренняя служба состоит из: 3-го часа воспоминание схождения Святого Духа на апостолов ; 6-го часа в память распятия Господа ; Божественной литургии проскомидия, литургия оглашенных и верных. Литургия или Евхаристия Благодарение — центральное богослужение в церкви, на котором происходит главное Таинство — Причастие Святых Христовых Тайн. Данное священнодействие было утверждено Самим Господом на Тайной вечере, накануне крестных страданий, и Он повелел творить сие в Его воспоминание. В 4-м веке святой Василий Великий составил и записал чин Литургии, а позже святой Иоанн Златоуст предложил сокращённый вариант службы.
В современной церкви до сих пор используются эти два чинопоследования. Литургия святого Василия Великого служится 10 раз в году: по воскресеньям Великого поста, кроме Вербного, в Великий четверг и субботу Страстной седмицы, 14 января в день памяти святого Василия и в праздники Рождества Христова и Крещения Господня. Остальные дни в году совершается Литургия святого Иоанна Златоуста. На Литургии вспоминаются земная жизнь и учение Спасителя от рождения до вознесения. В древние времена такая служба называлась преломлением хлеба. В Священном Писании именуется трапезой или вечерей Господней 1 Кор. Ответ на вопрос «Во сколько начинается утренняя служба в церкви? В больших храмах с многочисленным приходом может быть и по три службы, начиная с 6 часов утра. Маленькие церкви с одним престолом не могут творить больше одной литургии в день. В среднем начало утреннего богослужения колеблется в промежутке от 06:00 до 10:00.
Конкретное время всегда можно узнать в самом храме. Как проходит служба в церкви: инструкция для начинающих Молиться Богу можно везде, но храм — это особое место присутствия Божия. Любой человек, даже далёкий от церкви, войдя в дом Господень, почувствует особую благодать, обитающую там. Как и в любом общественном месте, в храме существуют важные правила поведения. Подойдя к дому Божию, необходимо трижды перекреститься с краткой молитвой: «Господи, помилуй» или выучить специальную, которая читается на входе в церковь. Женщинам лучше надеть юбку или платье ниже колен и платки, плечи должны быть прикрыты. Мужчинам полагается входить в храм без головного убора в благопристойной одежде. Не разрешается разговаривать, тем более смеяться, особенно во время службы. Приходить на службу лучше заранее, чтобы: купить и поставить свечи; написать записки за упокой и о здравии; заказать молебен, сорокоуст, панихиду по желанию ; приложиться к иконам, мощам, распятию. Обязательно нужно поставить свечу к празднику на центральный аналой с иконой дня или святого, напротив иконостаса.
За упокой ставят в отдельном месте канун , обычно возле распятия. Остальные подсвечники все за здравие, как правило, возле иконы Пречистой Богородицы, святых или церковных праздников. Нет жёсткого правила, куда и сколько нужно ставить свечей или класть пожертвований: всё зависит от желания и возможностей человека. Когда начинается служба, нужно встать на свободное место, внимательно слушать чтение и песнопения, стараться вникать и молиться вместе со всеми. С первого раза всё будет непонятно, но при желании можно почитать специальную учебную литературу и постепенно изучать богослужебное устроение в православной церкви. Хорошим правилом будет следить за действиями духовенства и мирян, креститься и делать поклоны вместе со всеми. Сидеть во время службы разрешается только тяжелобольным людям. Евангелие слушают с преклонённой головой, с особым благоговением. На Божественной литургии читаются вслух всеми присутствующими молитвы «Символ Веры» и «Отче наш», их нужно выучить наизусть. Невозможно в рамках одной статьи освятить тему «Как проходит служба в церкви», потому что в течение года проходит много разных богослужений, и все они отличаются друг от друга песнопениями и молитвами.
А также есть особые службы в виде молебнов, панихид, которые идут по особому чину. Совет Великопостные богослужения очень проникновенные, продолжительные, со множеством коленопреклоненных молений: в это время много читают и мало поют. Праздничные службы проходят при ярком освещении храма, величественно и пышно прославляются Господь, Божия Матерь, Святые, а человек получает утешение, радость, освящается благодатью. Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. Все верующие люди время от времени посещают храм. Одни для того, чтобы помолится, поставить свечи, побыть на службе или спросить совета.
Полёт фантазии был недопустим. Ярче всего это видно в образах XV столетия. Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения. Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых часто в окружении клейм — небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились. Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными — их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам. Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки — кулисы, драпировки, архитектурные элементы — также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события — умозрительны, что образ — лишь аллегория Небесного Царства. Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера — минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии. После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы — масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира. Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты. При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом. Его краски, кисти, другие орудия — даже вода для разведения пигментов — освящались специальными молитвами. Именно поэтому у древних иконописцев получалось создавать столь возвышенные, проникнутые святостью и аскезой лики. Краски икон — символика цветов и оттенков Канонические требования касались не только того, как именно, в какой позе и одеждах, изображался тот или иной святой. Иконописец также должен был следить за цветовой гаммой образа. Именно поэтому, чтобы понять икону, недостаточно обратить внимание на её внешний смысл, буквальное толкование произведения. Нужно знать, что ясные и чистые краски, которыми сияют образа, не соотносятся с реальным миром, представляя нам образ горнего, священного Царства. Вот некоторые из них: Чрезвычайно важно было передать тона небесного свода, ведь именно небо на иконе символизирует близость к Богу, духовное просветление святого или святой. Поэтому в распоряжении иконописца было множество подходящих для этого красок — и лазурных, и голубых, и синих. Различали, в частности, «цвет звёздной ночи», «сияние тверди», «бледный закат», «бирюзовый яркий» и множество других тонов. Иногда для воссоздания цвета использовали даже зеленоватые оттенки. Кроме того, синий считался цветом Богоматери, и чаще всего её изображали в ризах именно этого оттенка. В пурпурные и алые тона чаще всего окрашивали грозные, устрашающие сцены — пожар, грозу, сошествие в ад. Иногда их использовали и для того, чтобы показать неотвратимость Божьего Суда, Его беспристрастность и справедливость. Пример этого можно увидеть на знаменитых новгородских иконах, где показан Страшный Суд — там пурпурные херувимы соединены в единую огненную преграду, вздымающуюся над фигурами апостолов.
Апостольские рекомендации очень просты, их легко понять и запомнить. Во-первых, необходимо помнить об основной заповеди Божией — заповеди о любви к Богу и людям, первейшим следствием исполнения этой заповеди должны стать любовь к ближним и забота о нуждающихся. Во-вторых, апостол напомнил о соблюдении супружеской верности как об ещё одном базовом нравственном законе. В-третьих, Послание к Евреям предостерегает против сребролюбия, которое способно стать для человека идолом, заслоняющим Спасителя. Вместе с этим Послание напоминает о том, что Бог не оставит верных Ему людей, и это не какая-то утопическая фантазия, это то, что подтверждено как Священным Писанием, так и опытом предшествующих поколений христиан, начиная с самих апостолов Христовых. В-четвёртых, апостол написал о том, что необходимо всегда помнить о наставниках в вере, нужно смотреть на их жизненный путь, на их блаженную кончину и подражать их вере. Собственно, именно этот апостольский завет мы и исполняем всякий раз, когда посещаем наши храмы в дни памяти святых.
Некоторые богословы рассматривают ее как вневременное воспоминание. Каждое литургическое действие несет в себе не один смысл. Так, на проскомидии вино разбавляют водой — это прямая отсылка к тому моменту, когда один из воинов пронзил распятого Христа копьем, и из отверстия полилась кровь и вода. Инструмент, которым на проскомидии отрезают частицы от просфор, называется копием и по форме напоминает то самое копье. Сам жертвенник, на котором происходит проскомидия, является образом той пещеры, где родился Иисус, а дискос, куда укладывают частицы просфор, — Гробом Господним. Сам ритуал воспроизводит древнее жертвоприношение с той лишь разницей, что жертва бескровна: кровь отдал за весь мир Иисус на кресте. С той же точки зрения рассматривается и вся литургия. Так, Малый Вход на литургию оглашенных — это выход Христа на проповедь, которая и читается в этой части службы. Великий Вход символизирует страсти и смерть на кресте. Особое внимание уделяется воспоминанию Тайной Вечери — она и стала прообразом таинства Евхаристии. Варианты литургии в византийском обряде Традиционно сложилось так, что в православных храмах возможно проведение пяти видов литургии, но на практике чаще всего проводят три из них: Литургия Иоанна Златоуста совершается, что называется, по умолчанию. Это классический вариант, который должен проходить по плану, изложенному в предыдущих главах. Единственное, что на сегодня переносится в конец богослужения — это проповедь. Она стала своеобразным напутственным словом, и ее темы многообразны, из-за чего ее длительность может и не уложиться в стандартные временные промежутки. Она отличается более длинными молитвами — сам святитель настаивал на свободной молитве. Перед чтением «Отче наш…» священник читает не «Достойно есть…», а «О Тебе радуется…» или праздничным задостойником. Литургия Григория Двоеслова, или, как ее еще называют, Преждеосвященных Даров, служится только в дни Великого поста и нескольких праздников, если они попадают на этот период. Основным отличием такой литургии является отсутствие Проскомидии — причащение производится теми Дарами, что были освящены ранее. Происходит такая служба вечером. Литургия апостола Иакова совершается некоторыми церквями в день его памяти. Ее основными отличиями являются положение священника — он стоит лицом к пастве, чтение тайных молитв вслух и причащение по частям: сперва священник дает мирянину частичку хлеба, а за ним диакон дает отпить вина. Литургия апостола Иакова проводится в ряде приходов Русской православной церкви за рубежом. Отличием ее от других является формула Анафоры: Интерцессия в ней следует за Префацией. Подготовка к причастию Желающему посетить литургию следует знать, что бояться посещать храм не стоит. Но определенные правила соблюдать надо. Накануне таинства необходимо покаяния. Для этого нужно подойти в храм за день, поговорить со священником и исповедаться. Перед походом в церковь соблюдается пост, а если позволяет здоровье, лучше вообще не есть. Не стоит пропускать начало службы. Придя заранее, вы можете подать записки за здравие и упокой до Проскомидии, а также участвовать в молитве Третьего и Шестого часа. Пропускать Часы просто невежливо, в конце концов, Евхаристия — это не шаманский ритуал, а Таинство, при котором верующие принимают Тело и Кровь Христову. Не нужно ходить по храму из угла в угол. Это мешает другим молиться. Во время самого Причащения не следует толпиться около престола. К нему подходят, скрестив руки на груди, левую под правую, и назвав свое имя. Приняв Тело и Кровь, нужно поцеловать край чаши.
Вечерняя служба — значение, содержание, смысл
Суточный круг завершается утренней службой (на следующий гражданский день), в которую входят 3-й, 6-й, 9-й часы и Божественная литургия. Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону: Боже, буди милостив мне, грешному. В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром (часы и Литургия) и вечером (вечерня, утреня и первый час) с некоторыми сокращениями.