«Чайка» – это пьеса,в которой решалась судьба чеховской, русской и мировой драматургии: «Быть или не быть». Режиссер лишает образ девушки-чайки поэзии: полная странных символов фантастическая пьеса Треплева исполнена ею без подъема, прозаически, не потому что она Нине непонятна. Каким же многогранным получился у нас спектакль по мотивам пьесы Антона Чехова! Премьера спектакля "Чайка 73458" по пьесе Чехова пройдет в театре на Таганке.
Театр на Таганке бесплатно покажет спектакль "Чайка 73458"
Выбор на эту пьесу пал не случайно: в пьесе оказалось возможным найти важные для нынешних поколений смыслы и сделать молодой спектакль. Повод: премьера спектакля Елены Павловой «Чайка» по мотивам пьесы А.П. Чехова на Новой сцене Александринского театра. Первый раз спектакль «Чайка» был поставлен им в 2008 году в Южной Корее[1].
Спектакль «Чайка» покажут в Московском многофункциональном культурном центре
Спектакль «Ч-Чайка» я хотел бы посвятить своему учителю. Пресса — о спектакле «Чайка» Мы уже говорили, что о возвращении нашей «Чайки» написала «Комсомольская правда». Это редкий спектакль, где забываешь, что чеховскую «Чайку» знаешь наизусть, и удивляешься новым, прежде не замеченным деталям.
Чайка 73458
В экспозиции будут собраны 20 световых и медиаинсталляций, серия студенческих творческих работ и NFT-выставка. В программе работы не только российских художников, но и участников из Туниса, Турции, Испании и Франции.
Оставьте похабщину телевизору, — написала тюменка. Другие зрители, наоборот, оценили постановку и выразили мнение, что этот спектакль не для всех. Не для развлечения, не визуальный фастфуд, а про глубокое и сложное. Безумно понравилось вовлечение зрителей в действо спектакля. Это даже не спектакль по Чехову, а встреча со зрителем, где спектакль — это повод пообщаться на серьезные темы. Понравились все ходы, современные технологии, интерактив, костюмы, реплики «вне», свет, вода, игра. Спасибо, что дали свободу тем, кто не понял и не захотел пытаться!
Это честно и правильно, — написала в социальных сетях зрительница. Вполне питерский режиссер и настоящий европейский спектакль. Благодарность артистам, которые смогли показать задуманное режиссером. Рада за себя. Всё понято и принято, — считает тюменка.
Основа истории сплетена из соло — в них признания, крики души, тихие размышления, и дуэтов, любовных и прощальных. Ансамблевые сцены: невеселая свадьба, суматошные проводы Аркадиной и Тригорина, танец страдающих птиц — настроены на более прикладное звучание. Не знаю, умышленно или нет, но спектакль улыбнулся символизму, к которому взывали Мережковский и Владимир Соловьев, а в пьесе символизм олицетворял Костя Треплев, но Антон Павлович пророчески предвидел скорый крах этого течения. Так и случилось. На сцене появляются огромные шахматные фигуры и крупногабаритные детские игрушки: неваляшки, медведи, лошадки, машинки, вырванные с корнем и повисшие между небом и землей деревья.
Музыка соотносится с указаниями балетмейстера, стилизована под танцевальные формы, удобна для артистов. Подчеркивает грациозную театральность звучания оркестра маэстро Антон Гришанин. Временами щемящие мелодии прерывает устрашающий и тревожный голос огромного гонга, выписанного для спектакля из Японии. На подмостках — одна из многочисленных усадеб, разбросанных по всей среднерусской полосе России. У британского сценографа Тома Пая деревенская глухомань дышит нежной ностальгией по ушедшей эпохе. Ржавый трактор, пожухшая трава, облупившиеся стены сарая, застекленная терраса и бескрайнее небо. Начинается спектакль с бенефиса Ирины Аркадиной — на заднике словно отражение реального зрительного зала. Звезда, бесподобная в своем классическом совершенстве, купается в поклонении. Но неожиданно грянул скандал — на сцену выскочил странный юноша: тело в татуировках, волосы — дыбом, кожаная куртка нараспашку. Это сын Аркадиной Костя Треплев решил выразить протест против традиционных форм.
Мать не останется в долгу: она сорвет его протестную «индустриальную мистерию», которую исполнят любители — землепашцы и трактористы с робкой девочкой Ниной Заречной в бликующем комбинезоне и шлеме. Аркадина своей темпераментной вариацией-негодованием подавит все юношеские надежды сына.
Сюжет вечной пьесы "Чайка" известен каждому еще со школьной скамьи. Премьера состоялась 17 октября 1896 года в Петербурге. Пьеса и по сей день не теряет актуальности, приобретая с каждым разом новые и новые формы. Вот и в постановке учебного театра "Чайка" изменилась. Актер Владимир Плетёв рассказал: "Трактовка спектакля у нас немного иная.
В МХТ имени Чехова снова прилетела «Чайка»
Ныряя в зал вместо обычных мхатовких ступенек на этот раз — лесенка, как в бассейне , они не выходят из образов, а точнее, с самого начала размыкают эти образы, дополняя их своей, актерской жизнью. Тем более что театр и актеры — одна из тем пьесы Чехова. По такому же принципу — с помощью незаметного добавления актерам черт их персонажей — сделаны костюмы. Говорят, дизайнер Агне Кузмицкайте смотрела аккаунты участников спектакля в Instagram, изучала, кто во что одевается, — и придумывала костюмы, которые они могли бы надеть и в жизни. Ну или делала небольшие допуски. Вот, например, Полина Андреевна. Ее уютный спортивный костюмчик Евгения Добровольская могла бы носить хоть каждый день. Но без блестящей чешуйчатой майки — это уже атрибут нелепой и несчастной Полины, ластящейся к Дорну и жадно впивающей последние капли молодости. Поначалу кажется, что их просто нет.
Есть только большие стеклянные окна, работающие на две стороны. Иногда кажется, что герои сидят на веранде, а за стеклом — отражается озеро с помощью видеопроекции. А то вдруг все меняется местами — актеры уже как будто сидят на улице, а озеро — это зрительный зал. В общем, это очень экологичная «Чайка». И не только потому, что здесь не показывают чучело птицы Треплев складывает его из бумаги. А потому, что здесь не выламываются сами и не ломают зрителя, заставляя его поверить во всякие «а теперь давайте представим, что…». Вы можете сидеть в зале и смотреть на летящие по небу облака отличная работа с видео Артиса Дзерве или любоваться солнечными бликами на стеклах изумительный свет — Еугениюс Сабаляускас , потом глянуть в айфон, потом — на соседа, отразившегося на сцене в зеркале. А уже потом — на артистов, которые как-то незаметно от импровизации в прологе переходят к самой заезженной пьесе Чехова.
И текст звучит как новый.
Желание вновь соприкоснуться с удивительным автором во многом определило выбор пьесы для новой постановки. Тонкие кружева взаимоотношений; виртуозное владение диалогом недоговорённости; персонажи, говорящие не слова, а «то, что за словами»; тоска по совершенству и музыкально настроенный актёрский ансамбль — всё, благодаря чему Антон Чехов был назван реформатором театра и драматургии, необычайно близко создателям спектакля. Постановка «Чайки» — это попытка пойти за автором, попытаться расслышать его негромкий и неравнодушный голос; попытаться понять, как он может звучать сегодня — новатор, написавший удивительно гармоничную пьесу, не вписывающуюся ни в какие драматургические правила.
Нина Заречная Анастасия Пантелеева юная, немного бунтующая, трогательно красивая, умная и чувствующая девушка.
Она в прекрасном белом платье читает пьесу Треплева с текста на экране, как будто это делает впервые, в этом нет ни фальши, ни ненужного пафоса. В этот момент Нина напоминает абитуриентку на вступительных испытаниях. Во втором акте, после жизненных испытаний, она станет тише, серьёзнее, но останется всё такой же трепетной и доброй внутри. Печали оденут её уже в чёрное платье, она будет плакать, но без надрыва. Слёзы будут катиться по ее щекам, больно и страшно, но она только крепче обнимет Треплева.
Для него режиссёр оставил сцену с сестрой. Повторяя спокойно много раз один и тот же монолог, он не теряет терпения, а только берёт за руку сестру, пытаясь всё разъяснить, и тем самым предотвратить будущие потери. Тригорин Андрей Матюков закрытый, строгий и отстранённый, иногда что-то записывает в книжицу. Он никак не проявляет своих чувств, нет у него и любви к Нине, только писательский интерес. Для него становится главным его страсть и страдания от писательства, где его творчество потеряло вкус радости и стало обязанностью.
Маша Мария Лопатина - красивая, тонкая, умная, уставшая от общества молодая женщина. Она всегда в чёрном и всегда элегантна. Она уходит в любовь к Треплеву, чтобы расшевелить в себе что-то, почувствовать себя живой.
Вполне питерский режиссер и настоящий европейский спектакль.
Благодарность артистам, которые смогли показать задуманное режиссером. Рада за себя. Всё понято и принято, — считает тюменка. Сам режиссер Роман Габриа, поставивший спектакль, рассказал о том, как он создавался.
Даже несмотря на то что мы адаптировали текст и там будут нелинейные сюжеты, всё равно мы читаем Антона Павловича Чехова. Я вообще достаточно консервативный в смысле авторской темы, стараюсь ее держаться. Может, и смотрю каким-то своим перевернутым взглядом, но иду за автором. Всегда хочется заметить в замыленном свое.
У Чехова есть история про мать и сына? Про неудавшуюся карьеру актрисы Нины? Про суицид ребенка?
Спектакль «Чайка. Балетная история» открыл гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Москве
Никто из его создателей не захотел взвалить на себя такую громадную ответственность. Что касается «Ариоданта», то там вся ответственность возложена на Георга Фридриха Генделя. Режиссер Дэвид Олден своей главной задачей счел следование композитору, и, возможно, поэтому спектакль со всеми его достоинствами и просчетами воспринимается цельным и завершенным. Из недостатков оперы первым и основным можно назвать ее продолжительность. Приключения невинно оклеветанной героини, инфернального злодея и заглавного героя, сначала уверовавшего в клевету, но, к счастью, вовремя прозревшего и обеспечившего хеппи-энд, длятся четыре часа. Для нынешнего зрителя, пусть он даже трижды любитель музыкального барокко и Генделя, это многовато. Приходится следить, как певцы неспешно двигаются от одной замысловатой арии к другой, справедливо полагая их главным элементом действия, а собственно историю Ариоданта и Гиневры — чем-то вроде приложения к возможности попеть в свое удовольствие. Конечно, если бы режиссер сократил спектакль раза в полтора, то и сюжет смотрелся бы выигрышнее. Но прелесть барочной оперы оказалась бы непоправимо утерянной. Так что спасибо Олдену, который вопреки опасениям недосчитаться в финале части зрителей все же поставил не триллер в современном духе, а старинный концерт в костюмах. Разумеется, отдельные режиссерские завлекалочки в виде мигрирующего купола-корабля и галлюцинаций героев в исполнении мимического ансамбля здесь присутствуют, но особой роли не играют.
Главным остается музыкальное действие. Работа оркестрантов под управлением итальянского маэстро Джанлуки Капуано выше всяких похвал.
Рассказываем об обеих премьерах. Ему хотелось выйти за рамки жанровых ограничений и штампов. Неудивительно, что психологичная драма с едва уловимыми внутренними конфликтами и отсутствием внятного сюжета оказалась непонята первыми читателями. Даже талантливые, лично знающие Чехова артисты Александринского театра не смогли понять масштаб постановки. Актриса Вера Комиссаржевская, исполнительница роли Нины Заречной, оказалась одной из немногих, кому открылась красота и гениальность «Чайки»: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна... Чудесная актриса», — писал драматург.
Провал премьеры в Александринском театре случился не только по вине творческой команды театра, но и из-за череды случайностей. У публики было твёрдое убеждение, что главную роль сыграет известная комедийная актриса Елизавета Левкеева. Поэтому зрители были в весёлом расположении духа и вели себя так, будто смотрят лёгкую комедию, смеясь и аплодируя после каждой реплики.
Точно такое же, что когда-то выгравировал на кольце, подаренном Лилии Брик, Маяковский, тиражируя по кругу её инициалы.
Кстати, из букв актёры слагают не только слова. К примеру, после первой попытки самоубийства Треплева куб с «О» превращается в его голову, которую заботливо бинтует Аркадина Ольга Бойкова , а ближе к концу спектакля из перевернутых буквы «Т» и «П» складывается бокал для шампанского. Пожалуй, подобные решения помогают примирить зрителей с чеховским определением «Чайки» как комедии. Герои и их alter ego Из-за того, что создатели спектакля решили сконцентрироваться на теме любви, чеховский текст пришлось развернуть именно в эту сторону и отказаться от таких персонажей, как Шамраев, Дорн или Сорин.
Ведь собака — это всегда воплощение безусловной любви: без оглядки, без упреков и сомнений. Она связывает персонажей между собой и одновременно служит мощным образом. Ведь внутри каждого чеховского героя живёт одинокий воющий пёс. С классическим театром кукол этот спектакль роднит интересное художественное решение — белые силуэты персонажей, которые словно вырезаны из бумаги.
А значит, столь же хрупки, уязвимы и ранимы. Не случайно в спектакле присутствует так много бумаги — её комкают, рвут, бросают, собственно, как и человеческую жизнь. Что касается силуэтов, то эти образы зачастую не совпадают с теми, что воплощают на сцене актёры.
Это состояние разрушает Нина Заречная, сначала появившись на видеоэкранах с фрагментами своей неудачной актёрской карьеры, а потом и живьём. В образе Мэрилин Монро она приходит объясниться к Треплеву и оставляет его распластанное тело на письменном столе. Великие люди отпевают труп Кости, читая хором его пьесу «Люди, львы, орлы и куропатки». А зрители соединяют воедино всё увиденное. Сказать, что это было необычно, — ничего не сказать. Это было грандиозно. Три очень разных режиссёрских подхода показали, что чеховская пьеса и современная, и философская, и сумасшедшая, и жизненная. Если хорошо знаете текст «Чайки», вы легко поймёте все интерпретации и даже поразмышляете, например, считают ли сильные мира сего карьеру Заречной удачной или каково это быть актёром, у которого не отрепетирована импровизация. Спектакль начинался в 23 часа и заканчивался в 5-6 утра, как раз к открытию метро. Были длинные антракты, с живой музыкой и работающим баром. И последняя часть, где действие как раз происходит в баре, соответствовала настроению публики. Теперь спектакль начинают в 19 часов и заканчивают до полуночи. Эта «Чайка» выделяется среди множества спектаклей по этой пьесе в российских театрах, и её нужно обязательно увидеть.
Спектакль "Чайка" - МХТ имени Чехова
Ты и следуешь за автором, и впускаешь, или пытаешься впускать, туда нашу сегодняшнюю жизнь. Мы пытаемся говорить о любви и проблемах творчества. Мы понимаем, что Чехов — величина постоянная, вневременная, и что человеческая нежность и слабость — это именно то, что позволяет нам разглядеть в каждом герое симпатичного и близкого нам человека». Москва; Декабрь 2020 года — Международный театральный фестиваль "Радуга", г.
Вокруг неё можно собрались известные люди — Альберт Эйнштейн, Элвис Пресли, Эми Уайнхаус… Исторические личности решили провести вечеринку в компании с человеком, знающим всё об общемировой душе, с Костей Треплевым Юрий Муравицкий. Он проникся этой идей и сидит с сбоку за письменным столом и открытым макбуком, пишет своё важное произведение. Звучит музыка из мистического сериала «Твин Пикс». Активного действия почти нет. Всё происходящее сюрреалистично и медитативно. Это состояние разрушает Нина Заречная, сначала появившись на видеоэкранах с фрагментами своей неудачной актёрской карьеры, а потом и живьём. В образе Мэрилин Монро она приходит объясниться к Треплеву и оставляет его распластанное тело на письменном столе. Великие люди отпевают труп Кости, читая хором его пьесу «Люди, львы, орлы и куропатки». А зрители соединяют воедино всё увиденное. Сказать, что это было необычно, — ничего не сказать. Это было грандиозно. Три очень разных режиссёрских подхода показали, что чеховская пьеса и современная, и философская, и сумасшедшая, и жизненная. Если хорошо знаете текст «Чайки», вы легко поймёте все интерпретации и даже поразмышляете, например, считают ли сильные мира сего карьеру Заречной удачной или каково это быть актёром, у которого не отрепетирована импровизация. Спектакль начинался в 23 часа и заканчивался в 5-6 утра, как раз к открытию метро.
Неудивительно, что психологичная драма с едва уловимыми внутренними конфликтами и отсутствием внятного сюжета оказалась непонята первыми читателями. Даже талантливые, лично знающие Чехова артисты Александринского театра не смогли понять масштаб постановки. Актриса Вера Комиссаржевская, исполнительница роли Нины Заречной, оказалась одной из немногих, кому открылась красота и гениальность «Чайки»: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна... Чудесная актриса», — писал драматург. Провал премьеры в Александринском театре случился не только по вине творческой команды театра, но и из-за череды случайностей. У публики было твёрдое убеждение, что главную роль сыграет известная комедийная актриса Елизавета Левкеева. Поэтому зрители были в весёлом расположении духа и вели себя так, будто смотрят лёгкую комедию, смеясь и аплодируя после каждой реплики. Вера Комиссаржевская тогда чуть не расплакалась прямо на сцене. После первого акта публика поняла, что Левкеевой уже не будет.
Действие рассказывает про тех же талантливых людей, про те же сложные судьбы и про те же "пять пудов любви", о которых писал Антон Павлович Чехов, правда режиссеры нашли еще одну важную тему, которая пронизывает весь спектакль. Почему молодому, талантливому человеку не протянуть руку помощи? Не восхищаться, пока он может творить? Трагикомедия жизни с безграничной самоиронией и лаконичным оформлением никого не оставит равнодушным, так считает Анна Виноградова, ведь всеми поступками героев, даже действиями Ирины Аркадиной, движет только любовь. Моя героиня имеет какие-то отрицательные черты, но я знаю, что в ней есть какой-то свет и лучик, который зрителям скажет, что в каждом человеке, даже, если он ему не нравится, есть та светлая частичка, за которую можно зацепиться", - считает Анна Виноградова.
Пять «Чаек» МХТ — от Станиславского до Коршуноваса
В МХТ имени Чехова прошел предпремьерный показ спектакля «Чайка» в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва» Постановка «Чайка» прошла 26 января в Театре Роста в Царицыно. Спектакль поставлен за 5 недель, а жанр «Чайки» режиссер обозначает как холодную комедию.