(СЭВ) межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии.
Самороспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
За годы нахождения в СЭВ ряд стран прошли этап индустриализации, развили инфраструктуру и освоили масштабное строительство жилья. Совет экономической взаимопомощи, призванная способствовать установлению тесных. 5 января 1949 года экономическое совещание СССР, Румынии, Венгрии, Болгарии, Польши и Чехословакии в Москве – решение о создании СЭВ. В 1975 г. принят Согласованный план многосторонних интеграционных мероприятий стран – членов СЭВ, предусматривавший совместное строительство объектов и создание. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее.
28 июня в 1991 году прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи
СЭВ — Совет экономической взаимопомощи, межправительственная экономическая организация социалистических стран Европы, действовавшая в 1949–1991 гг. СЭВ не являлся замкнутой организацией, в него могла вступить любая страна, разделяющая цели и принципы Совета и согласная принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства. СЭВ — Совет экономической взаимопомощи, межправительственная экономическая организация социалистических стран Европы, действовавшая в 1949–1991 гг. Несмотря на его ликвидацию, наработанный СЭВ интеграционный опыт впоследствии использовался таким объединением как Европейский союз. От упразднения этой организации неожиданно выиграли московские власти, которые получили в собственность великолепную штаб-квартиру СЭВ на Новом Арбате, 36. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января, официально об этом было объявлено 25 января 1949 года – именно эта дата и считается днём основания организации.
Легендарный СЭВ
Приоритетным направлением деятельности СЭВ было определено экономическое и научно-техническое сотрудничество стран — членов Союза, включавшее развитие взаимной торговли, организацию обмена хозяйственным опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, оборудованием, машинами и другими товарами. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц. До 1969 года штаб располагался на улице Петровка , 14 в Москве, после — на Новом Арбате. Период успешного функционирования организации [ править править код ] В 1958 году на уровне СЭВ было принято решение о создании Международной садовой выставки которая с апреля 1961 года проходила в Эрфурте [6]. С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчётов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчётам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества МБЭС , который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчётов в переводных рублях. Здание СЭВ в Москве В начале 1970-х годов страны — члены СЭВ перешли к новому этапу развития Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов , выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий таких, например, как производство микропроцессоров и биотехнологий[ источник не указан 2472 дня ][ уточнить ], а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности.
В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее.
Вернее было бы даже сказать, что финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. Образование СЭВ в 1949 году призвано было помочь в решении этих вопросов. Страны, вошедшие в состав Участниками нового содружества стали страны социалистической Европы, а именно: Румыния, Болгария, Советский Союз, Польша, Чехословакия и Венгрия.
Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии ГДР. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная смена политики позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу.
Скажем, при строительстве экспортных нефте- и газопроводов в 1960-1980-х гг. Что и было сделано. СССР, решая эти вопросы, руководствуются прежде всего отношением властей стран-членов СЭВ и Варшавского Договора к советской политике, а экономические факторы - на втором плане. С идеологией и практикой СЭВа, сформированными под руководством Сталина, покончено... Джемал Биедич, 25 сентября 1968 г. Но, например, СФРЮ не станет для этих поставок транзитной страной: нефть и газ в Италию СССР настроен поставлять через Австрию, считая это направлениие, хотя и более протяженным и дорогостоящим, но в транзитном плане более надежным, чем югославское. В этом транзите не повезло и Румынии, отказавашейся, наряду с Албанией, ввести свои войска в Чехословакию в рамках акции Варшавского Договора из этого Договора, в котором участвовала и Румыния, Албания вышла 31 августа 1968 г.
А экспорт румынских нефти и газа в другие страны СЭВ быстро сократится благодаря советским поставкам. И почти все они будут идти через Украину, что может быть обусловлено давними связями большинства нынешних руководителей СССР с Украиной или их украинской национальностью...
При этом, по его словам, за время существования СЭВ накоплен огромный опыт интеграции: строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Братство". Шмаль отметил, что сейчас нужно учитывать опыт организации и строить отношения на взаимовыгодной основе. СЭВ тогда, считает он, стал механизмом передачи технологий и поднятия уровня жизни в этих странах. По словам Липкина, участники конференции заинтересованы в обмене информацией с представителями зарубежных стран, занимающимися изучением опыта СЭВ, в том числе в условиях кризисов, например, энергетического кризиса 1973 года. Ключевая задача организации заключалась в развитии экономического сотрудничества стран-членов, содействии и ускорении их экономического и научно-технического прогресса.
Почему СЭВ, дав миру уникальные бренды, ушел в небытие
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. Создание СЭВ было ответом на американский "план Маршалла" 1947 года, который предусматривал комплекс мер по оказанию Соединенными Штатами экономической помощи. Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР.
Внешняя политика СССР в 1945–1953 гг. Начало холодной войны
Главная причина создания СЭВ была та разруха, которая возникла впоследствии Второй Мировой Войны. СЭВ — Совет экономической взаимопомощи, межправительственная экономическая организация социалистических стран Европы, действовавшая в 1949–1991 гг. 73 года назад (1949) было принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Легендарный СЭВ
Наиболее явно оно проявилось при обсуждении плана Маршалла 1947 г. Суть плана Маршалла заключалась в предоставлении американской экономической помощи пострадавшим от войны странам Европы. Предполагалось, что часть кредитов будет в дальнейшем списана. Первоначально интерес к получению этой помощи проявил и СССР. Но попытки советской стороны добиться отказа от увязывания экономической помощи от политических условий её предоставления не увенчались успехом. Важнейшим из этих условий было удаление коммунистов из правительств тех стран, которые получали помощь по плану Маршалла. В качестве компенсации был увеличен объём советской экономической помощи странам социалистического блока. Демонстрация в Восточном Берлине против присоединения к плану Маршалла. Фотография из коллекции globallookpress.
Берлинский кризис 1948—1949 гг. Летом 1948 г. Единственным доступным путём доставки продовольствия в Западный Берлин стал «воздушный мост». Однако и советское руководство предприняло меры для того, чтобы предотвратить массовый голод в городе. Перемещение гражданских лиц из западных секторов в Восточном Берлине было запрещено только в первые пять дней блокады. По своим продуктовым карточкам за деньги, имевшие хождение в советском секторе, жители Западного Берлина могли купить продовольствие по нормам, установленным советской оккупационной администрацией. В 1948 г. На границе с западным сектором открывались продовольственные магазины.
В мае 1949 г. В августе 1949 г. Военное противостояние в Европе стало свершившимся фактом. Основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния. Предполагалось, что им понадобится определённый переходный период перед началом непосредственно социалистических преобразований. Во всех этих странах, кроме Албании и Югославии, действовали коалиционные правительства, включавшие в том числе и представителей буржуазных партий. Проводились аграрные реформы с передачей крупных землевладений крестьянским хозяйствам. Национализация не имела всеобщего характера, в собственность государства переходили, в основном, предприятия коллаборационистов — лиц, активно сотрудничавших с оккупантами.
Ситуация изменилась в 1947 г. Ряд стран — Чехословакия, Венгрия, Польша — были заинтересованы как в получении помощи, так и в восстановлении экономических связей со своими довоенными европейскими партнёрами. Но это привело бы к ослаблению влияния на них со стороны Советского Союза, чего Сталин не желал допускать. Под нажимом советского руководства представители восточноевропейских государств покинули Парижскую конференцию министров иностранных дел, на которой обсуждалось присоединение к плану Маршалла. В сентябре 1947 г. На первой же конференции представляющий ВКП б А. Жданов заявил о том, что в странах народной демократии так было принято называть государства Восточной Европы уже созданы условия для немедленного перехода к строительству социализма. Чтобы обеспечить форсированные темпы строительства социалистического общества, необходимо было вывести из коалиционных правительств представителей наиболее влиятельных некоммунистических партий.
Для этого использовались ресурсы силовых ведомств, которые находились под контролем коммунистов. Принимались новые конституции, в которых закреплялась руководящая роль компартий. Коминформбюро — Информационное бюро коммунистических и рабочих партий, международная коммунистическая организация в 1947—1956 гг. До 1947 г. Здесь ускоренными темпами проводились социалистические преобразования. Белград — столица Югославии — был избран местом пребывания Коминформбюро. Портреты Сталина и Тито на первомайской демонстрации 1946 г. Фотография неизвестного автора Поводом для конфликта Белграда с Москвой стало намерение главы Югославии Иосипа Броз Тито и лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова создать Балканскую федерацию.
Кроме Югославии и Болгарии, она могла бы включить в себя также Румынию, Албанию, возможно, Грецию — в случае победы там коммунистического партизанского движения. В результате центр восточноевропейской политики мог сместиться к Югославии, что не устраивало советское руководство. В феврале 1948 г. Тито и Димитров были приглашены в Москву. Им было указано на недопустимость принятия внешнеполитических решений без консультаций с СССР. Но Тито не уступил давлению. Сталин запретил создание в Албании югославских военных баз, был задержан выезд в Югославию дополнительной группы советских специалистов. После того как советскому торговому представителю в Югославии было отказано в предоставлении служебной информации об экономике страны, все советские специалисты были оттуда отозваны.
Сталин обвинил Тито в оппортунизме, отступлении от марксистско-ленинского учения. Совещание Коминформбюро в июне 1948 г. На следующем совещании Тито и его окружение были признаны «агентами империалистических разведок, завербованными заранее и замаскированными, пока их не разоблачили». Осенью 1949 г. Карикатура на Иосипа Броз Тито «Его путь». Надпись: «В одном из своих выступлений Тито заявил, что он идёт к социализму своим путём». Обвинения в его сторону были встречены с недоумением. Лидеры некоторых государств в частных беседах выражали поддержку югославскому лидеру.
Чтобы укрепить контроль в регионе, советское руководство развязало кампанию по поиску и разоблачению «титоистов» и сторонников национальных моделей социализма.
Об этом свидетельствовали и статистические сведения. В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ. После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 г.
Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования , они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой. Я помню последнюю историческую сессию СЭВ в 1990 году в Софии. Советскую делегацию возглавлял Николай Рыжков.
Для проведения многосторонних расчетных операций был создан существующий до сих пор Международный банк экономического сотрудничества, а в качестве коллективной валюты был утвержден безналичный «переводной рубль». Взаимное сотрудничество СЭВ обеспечивало их относительно стабильное экономическое развитие на протяжении 60-х — 70-х годов. Однако примерно тогда же стало проявляться и отставание от Запада в научно-техническом развитии. Исследователи сходятся во мнении, что причинами отставания послужили сравнительная доступность ресурсной базы СССР, лишающая их стимулов к интенсификации производства путем внедрения ресурсосберегающих технологий, а также неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле.
До конца 50-х годов сессии СЭВа проводились нерегулярно, в бюро СЭВ, несмотря на масштабы стоящих перед организацией задач, входило всего 28 человек. Устав СЭВ, к примеру, был принят только в 1959 году. Постоянные комиссии постоянная комиссия по внешней торговле, постоянная комиссия по координации и техническому содействию, постоянная комиссия по валютно-финансовым вопросам и другие начали собираться только при Н. И именно Хрущев начал разрабатывать термин «Мировая система социализма» и наполнять СЭВ конкретными вещами. Он был, наверное, последним, который реально верил в победу мировой революции с помощью экономической системы и СЭВа в том числе.
Тогда китайской стороной и было озвучено предложение Михаилу Мишустину посетить страну. И всё это время шла серьёзная подготовка к визиту нашей делегации в Китай. По итогам переговоров и встреч можно ожидать новых важных решений и договорённостей, в том числе — в сфере технологий, которые сейчас так нужны нам на фоне жёстких санкционных ограничений. Антироссийские и, в большей степени, антикитайские заявления в ходе недавней встречи «семёрки» в Хиросиме, только подтверждают безальтернативность теснейшего союза КНР и РФ в самых различных сферах — как на двухсторонней основе, так и в рамках Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. В отличие от западных альянсов, где есть хозяин в лице США и его вассалы, Россия строит свои отношения с партнёрами на принципах равноправия и взаимного уважения интересов друг друга. Юрий Вячеславович также обратил внимание: в ходе поездки в Китай Мишустин встречался не только с китайскими предпринимателями и руководством страны, но и с президентом банка развития БРИКС Дилмой Руссефф. Ранее она была президентом Бразилии, а сейчас эту страну возглавляет её соратник Лула да Силва. Тем самым, при активном участии России создаётся архитектура новых политических и экономических союзов, альтернативных западным. И нам нужно поменьше думать о том, кто сейчас занимает овальный кабинет в Белом доме, и кто возглавит администрацию США по итогам следующих выборов, ибо, как говорят в России, хрен редьки не слаще. Гораздо важнее без оглядки на Запад продолжать строить и укреплять свои международные объединения, как это делал СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора. Также в России может быть востребован и современный китайский опыт стратегического планирования на многие годы и даже десятилетия вперёд. Это поможет успешно противостоять санкционному давлению, в кооперации с дружественными странами развивать свою экономику и вести независимую внешнюю политику.
Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию
Ровно 72 года назад, 5 января 1949 года, принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Дело в том, что в те зимние дни по инициативе товарища Сталина был создан СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи. Создание Секретариата было предопределено еще в заявлении о создании СЭВ в январе 1949 г. Однако это было только до седьмой Сессии Совета в мае 1956 г.