За предательство Мазепа был всячески проклят и предан анафеме. Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу (и оказывавшим ему помощь «клятым москалям») – после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального. Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Предательство Отечества и отступничество от Церкви в случае с Иваном Мазепой были двумя сторонами одной медали. В начале XVIII века имя Мазепы предали анафеме. За измену родине он был предан условной гражданской казни и лишен всех полученных от государя наград и титулов.
Депутат Матвейчев: киевская власть кончит плохо – как предатель Мазепа
В Российской империи Мазепу после измены предали анафеме и даже осуществили символическую казнь. Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач. К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких.
Раскольники в Киево-Печерской лавре впервые провели панихиду по Ивану Мазепе
В русской историографии утвердилось суждение о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и амбициозном авантюристе. Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы.
4 ноября 1708 раскрылось предательство Мазепы.
У нас уже нет и не может быть дискуссии на тему «измена — не измена», потому что быть более трехсот лет врагом московской империи — это наивысшее признание для украинца. Что, несмотря на вековые московские попытки нас уничтожить, украинский дух является неистребимым, как и желание быть свободными! В русской же историографии принято рассуждать о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и недалеком авантюристе, ради личной выгоды, наоборот, пожертвовавшем коренными интересами народа и военного сословия, к которому принадлежал. За что изменник и был предан анафеме Русской церковью.
Но всё это по большому счету привычное наложение текущих политических баталий на другую эпоху, что делать неправильно, но все делают. А для своего XVII века и немного следующего энергичный и деятельный политик из Гетманщины был совершенно типичной фигурой. Постоянные интриги, нарушение договоров, тайные переговоры и резкую смену хозяев практиковала вся казацкая старшина.
Тот же Богдан, едва присягнув на верность московскому царю и подписавшись под запретом на самостоятельную внешнеполитическую деятельность, тут же вступил в тайные сношения со шведским королем Карлом X. Семь месяцев прошло после Переяславской рады, а верноподданный гетман уже письменно обещал врагу сюзерена свою верность и службу, если понадобится. Так что нет ничего удивительного в том, что преемник Хмельницкого, гетман Иван Выговский заключил с Речью Посполитой Гадячский договор, открыто став на сторону Польши и Литвы в русско-польской войне.
Гетманщина, как замышлялось, возвращалась в состав Речи Посполитой с сильно расширенными правами, но в итоге раскололась на два берега по Днепру, с двумя гетманами. К моменту избрания в гетманы Мазепы страшная Руина продолжалась уже 30 лет, измучив всех. А сам он имел обширный список предательств, позволивших ему выдвинуться, включая ловкую «подставу» предшественника, Ивана Самойловича, при котором он дорос до второго человека в протекторате.
Социальные сети Черниговский исторический музей, постановка местного театра Московской власти, отчаянно лавировавшей между постоянными войнами с соседями, нужна была стабильность на юге, и Мазепа обещал её обеспечить. В том числе предавая истинных борцов за Украину, как это случилось с полковником Семеном Палиём, поднявшим антипольское восстание на Правом берегу. Храбрец Палий вел за собой народ, хотел воссоединить оба берега и привести всех под московскую руку.
А новый царь Петр I не желал ссориться с поляками. Поэтому его любимец организовал провокацию: выступил на правобережье с войском, призвал к себе руководителей восстания, напоил и в кандалах сдал русским властям, погасив бунт и всё вернув полякам. Обвинительные показания были тут же сфабрикованы, как сообщает историк XIX века Николай Костомаров, «какой-то фастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля.
ПЦУ, которую не признают ни Русская, ни Украинская православные церкви, в этом году впервые на Рождество, Крещение и Пасху проводила службы в главном храме Киево-Печерской лавры - Успенском соборе. В марте власти разорвали с УПЦ договор аренды помещений монастыря и требуют от монахов покинуть обитель. В свою очередь в УПЦ назвали эти требования незаконными и отказались их выполнять, в настоящее время обе стороны ждут решения суда.
За измену присяге в России он предан гражданской казни с лишением полученных титулов и наград. Русская православная церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что он позволил осквернять православные храмы шведским солдатам.
Бегство из шведского лагеря украинских казаков, сотников и старшин приняло широкий размах. Многие города Украины готовились к решительной обороне от интервентов. Не белым хлебом и вышитыми рушниками встретил украинский народ шведских захватчиков, а вилами и беспощадной общенародной войной. Подобные клятвы торжественно и твердо звучали и в других городах и селах Украины.
Собственные силы Мазепы были ничтожны и поддержки у него на Украине практически не было. Ненавидимый в народе, он окружил себя наемниками-сердюками, выполнявшими при нем роль янычар. Враждебно относились украинцы и к непрошеным гостям. Вместо обещанных Карлу Шведскому 50 тысяч сабель Мазепа привёл в королевский лагерь не более двух тысяч казаков. Больше не нашлось желающих разделить участь изменника и предателя. Шведы приобрели не могущественного союзника и хозяина огромной страны, а жалкого беглеца, имя которого стало ненавистным среди населения.
В глазах всего украинского народа Мазепа и его окружение потеряли всякий авторитет и представляли кучку изменников, укрывшихся от народного гнева под защитой шведских штыков. Народ ловил и обезвреживал мазепинских агитаторов и агентов, распространявших гетманские "универсалы" и ведущих агитацию за Мазепу, против России. Читая сегодня антирусские пасквили и воззвания о "московских ужасах", можно подумать, что русские солдаты учредили в Малороссии настоящее рабство - били казаков палками по голове, обрубали шпагами уши, жён их и дочерей - непременно насиловали, имущество, скот и лошадей забирали и творили безобразия и бесчинства, а жителей толпами гнали в Сибирь, "не пощадив и малых деток"... Так предатель Мазепа стал орудием в руках шведского короля, исполнителем его воли и ширмой для прикрытия насилий и грабежей, творимых интервентами. Лгал в своих манифестах и Карл Шведский, утверждая, что царь Пётр давно уже ведёт переговоры с папой римским, как бы искоренить в своём государстве греческую веру и ввести римскую. Окончательно изменив свою политику "освободителя" и "миротворца" в отношении к украинскому народу, шведский король перешёл к беспощадному террору, предавая всё "огню и мечу", не щадя женщин, стариков и детей.
Интервенты жестоко мстили народу за упорное сопротивление и за помощь русской армии. Объединёнными действиями русско-украинских войск при поддержке партизанских отрядов наносились чувствительные удары с тыла и флангов шведской армии. Разгорался пожар народной войны против интервентов и жгучая ненависть к Мазепе, к полякам и шведам. Стремясь облегчить положение шведских интервентов, гетман-изменник звал на украинскую землю полчища крымских татар, турецких янычар и польские войска, чтобы "соединёнными оружиями и силами" разгромить русскую армию и защитить "войсковые вольности" и "целость отчизны" от "тирании московского царя". После литургии и молебна в церкви Святой Троицы вместо "перебещика вора Мазепы" был избран новый гетман - полковник Стародубского полка Иван Скоропадский. Обращаясь к здравому народному смыслу, он прочитал воззвание ко всему малороссийскому народу, объясняя преступность замыслов Мазепы.
Накануне, 5 ноября 1708 года, состоялась гражданская казнь и отрешение от гетманства изменника и богоотступника Мазепы. А 12 ноября 1708 года в том же Глухове в присутствии царя, вельмож и казацких чинов киевским митрополитом и двумя архиереями, черниговским и переяславским, в Троицкой церкви провозглашена была анафема и вечное проклятие "вору и изменнику" Мазепе. Та же церемония происходила и в Успенском соборе Московского Кремля. Запутавшийся в провокациях и интригах, заочно казнённый и навеки проклятый Православной Церковью и всем народом, старый злодей и предатель начал метаться в поисках выхода. Сильно сомневаясь в шансах "непобедимых шведов", Мазепа вдруг с ужасом понял, что совершил страшную ошибку. Победит Россия и Пётр, которого он так подло предал!
В отчаянии в конце 1708 года он посылает к царю своего посланника с невероятным предложением. За это Пётр возвращает ему гетманскую булаву, свою милость и былое расположение. При этом Мазепа требовал гарантию крупных европейских государств. В это время у царя и зародилась идея противопоставления высшего российского ордена Андрея Первозванного с девизом "За веру и верность" и позорного "Ордена Иуды", выдаваемого за предательство и измену. Грандиозному сражению на полях Украины посвятил свою бессмертную поэму "Полтава" А. Пушкин: И где ж Мазепа?
Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? Зачем король не меж гостей? Зачем изменник не на плахе? Верхом, в глуши степей нагих, Король и гетман мчатся оба. Судьба связала их.
Опасность близкая и злоба... В погоню за "полтавскими недобитками" устремились драгунские полки бригадира Кропотова и генерал-майора Волконского.
Тот в Москве явится в Преображенский приказ, который выполнял роль спецслужб, все передаст, но сообщение останется без последствий. Однако попытки предупредить Петра продолжатся, хотя Кочубей знает, что тот наказывает всякого доносчика на Мазепу. Он отправляет с казаком Петром Яценко в Москву еще один донос, где уже рассказывает о планах покушения на царя, если тот приедет в Батурин — а такие планы были. К его усилиям присоединяется полковник Иван Искра. Они еще раз через священника Ивана Святайлу предупреждают о том же полковника Ахтырского полка Осипова и просят обязательно довести сообщение до Петра. Но к тому моменту Мазепа уже обо всем знал и сам написал царю письмо, что мол «жди доноса».
Петр доверял Мазепе всецело, считал его своим другом, гетман стал одним из первых кавалеров Ордена Андрея Первозванного. Мазепе он написал, что поручает ему поймать и наказать доносчиков. Но те уже прибыли в Ахтырский полк, который был вне юрисдикции гетмана. Были схвачены и отправлены в Витебск. Там их ожидала розыскная комиссия во главе с канцлером Гавриилом Головкиным и его заместителем Петром Шафировым. Кочубея и Искру подвергли страшным пыткам — были уверены, что они действовали по наущению шведов для ослабления России. Под ними они отказались от прежних показаний, но категорически отвергли обвинения в сношениях со шведами. Затем были выданы Мазепе.
Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы
Выступивших против специальной военной операции на Украине граждан РФ ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I в ходе Северной войны, заявил. После предательства Мазепы царь раскаялся в своем решении казнить Кочубея. Параллельно с ним донесения в столицу о готовящемся предательстве Мазепы неоднократно пишет полтавский полковник Иван Искра. В русской же историографии принято рассуждать о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и недалеком авантюристе, ради личной выгоды, наоборот.
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
Но справедливости ради нужно отметить, что реального урона стратегии Петра I и пользы Карлу XII предательство Мазепы не принесло, оно попросту оказалось напрасным. Правление Мазепы — это период, когда нарастали противоречия между Гетманщиной и создававшейся Российской империей. Но справедливости ради нужно отметить, что реального урона стратегии Петра I и пользы Карлу XII предательство Мазепы не принесло, оно попросту оказалось напрасным. Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. У Мазепы были все основания считать себя равноправным участником договора с московским царем.
65-летний гетман влюбился в 16-летнюю крестницу. Чем закончилась история Мазепы и Матрены
Слуга короля Яна Казимира. Польская знать, хорошо образованная и имеющая крепкие связи при дворе, с насмешкой и надменностью относилась к родовитым выходцам из Малороссии. В этом смысле судьба Ивана Мазепы схожа с судьбами многих шляхетных православных фамилий. В свои 20 лет он уже закончил иезуитский колледж и Киево-Могилянскую академию класс риторики. Он отменно знал латынь, кроме родного украинского, прекрасно владел русским, польским, и татарским языками, был знаком с трудами Аристотеля, Платона, Макиавелли, нередко цитировал Овидия и Горация. Как сторонника гадячского договора, отца его, Адама Стефана Мазепу, ожидали серьёзные неприятности, чтобы уберечь сына, он отправляет его служить при дворе Яна Казимира. Младшего Мазепу назначают покоевым, а в 1659 году он уже посланник короля к гетьманам Левобережной Украины. Но в среде надменных придворных умный и честолюбивый украинский шляхтич так и не стал равным и не имел для себя достойных перспектив.
Происходит это рядом с Белой Церковью — может, именно в этот момент он осуществляет давно принятое решение вернуться в Украину. На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра Мазепа с посланием от П. Дорошенка турецкому султану. С целью укрепить положение в шляхетской среде и быстрее продвинуться по карьерной лестнице, Мазепа заключает брак с богатой и именитой вдовой Фридкевич. Дорошенко вёл тройную игру. Оставаясь подданным Речи Посполитой, шлёт Мазепу передать Самойловичу послание, в котором заявляет о желании служить русскому царю.
А вскоре поручает Мазепе ехать за покровительством к султану Османской империи, отправляя тому в подарок 15 пленных казаков из Левобережья. Посланца захватывают запорожские казаки. К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают.
Ни одно другое сражение такого внимания не удостоилось. В 1700 году на шведском престоле оказался 18-летний Карл XII. До поры до времени он ничем не проявлял задатков выдающегося военачальника, больше напоминая легкомысленного хулигана. Пушкин называл его «воинственным бродягой»: Он слеп, упрям, нетерпелив, Бог весть какому счастью верит; Он силы новые врага Успехом прошлым только мерит — Сломить ему свои рога. Россия, Саксония и Дания, изрядно пострадавшие от «шведского хулигана», составили союз, начавший Северную войну. Конечно, у каждого из союзников были свои интересы. Дания пыталась усмирить протестантов, которых поддерживал Карл. Саксонский курфюрст Август Сильный был одновременно и королем Польским и намеревался вернуть себе Прибалтику, занятую шведами, а Петр I — утраченные в годы смуты Новгородские земли. Однако Швецию поддержали Голландия и Англия. Сам Карл в какой-то момент бросил валять дурака, прекратил пьянство, мобилизовал армию и отправился воевать. Сначала он разгромил русскую армию под Нарвой, потом отправился в Польшу.
Церковь стала частью мемориального комплекса, посвященного Полтавской битве. В 2013 году нишу на наружной стене храма украсили мозаикой, на которой Петр I верхом на коне попирает флаг противника — шведский флаг. Увидев изображение на стене Сампсониевской церкви, он пришел в ужас: «Нахожусь в служебной командировке в прекрасном, славном, патриотическом городе Полтава. Но просто в шок привела картина на храме Московского Патриархата, где конь Петра I ногами топчет сине-желтый флаг… это видит общественность, руководство области…», — написал чиновник в социальной сети «Фейсбук». После появления многочисленных комментариев, высмеивающих его невежество, чиновник свою запись удалил, однако СМИ успели ее к этому моменту растиражировать. Но на этом инцидент не закончился. Образованный и бдительный украинский патриот продолжил подозревать неладное: «Картина на храме появились несколько месяцев назад, по моему субъективному мнению, с целью провокации или вызова, ведь большинство прихожан и посетителей храма не могут различить такие тонкости и разницу между шведским и украинским флагами». Изучение фрески заняло три дня. Затем Полтавская епархия Украинской Православной Церкви закрасила флаг серой краской, заодно спрятав от греха подальше российский герб на фасаде здания. Правда, оставили еще палача украинцев, так называемого царя Петра I, но ничего, и это поборем». О причинах ненависти к победе под Полтавой поведал в том же 2016 году нынешний президент Украины П. Порошенко в своей речи на открытии памятника Мазепе: «Украинцы проиграли Полтавскую битву, заплатили за нее страшную цену. Несколько веков блуждая кровавыми окольными путями истории, мы таки выиграли войну за независимость! Посмотрим, что же произошло в 1709 году под Полтавой, и были ли те события началом войны украинцев с Россией за независимость, как это пытается заявлять от лица украинского народа Порошенко. Полтавское сражение стало главной сухопутной битвой Северной войны, шедшей между Россией и Швецией с 1700 года. Из завоеванной Польши Карл двинулся на Москву. Шведская армия заслуженно считалась в то время сильнейшей в Европе. Шведы господствовали на Балтийском море. В военном искусстве им не было равных. Петр справедливо опасался вступать в сражение с таким противником вдали от своей территории, не имея надежного снабжения. Вместо этого было принято решение прибегнуть к тактике изматывания неприятеля. На всем пути следования захватчиков местные жители и солдаты прятали и уничтожали припасы. Уклоняясь до времени от главной битвы и отступая, русские небольшими отрядами нападали на шведские обозы, захватывали отбившиеся от неприятельской армии группы солдат, угоняли лошадей, отбивали оружие и боеприпасы. Лесные дороги перегораживали завалами из срубленных деревьев, что сильно замедляло продвижение врага. Осенью 1708 года, так и не дойдя до Смоленска, ослабленная шведская армия свернула с дороги на Москву и двинулась на юг, в Малороссию. Дэниел Бейел. Иван Мазепа фрагмент. В то время гетманом Запорожского войска был Иван Мазепа. На биографии этого исторического персонажа необходимо остановиться подробнее. Мазепа происходил из старого казацкого рода, проживавшего в Малороссии. Он родился в 1639 году в родовом селе Мазепинцы, возле города Белая Церковь, стоящего на правобережье Днепра, в 70 километрах южнее Киева. В то время эти земли принадлежали польско-литовскому государству Речь Посполитая. Известно, что в детстве Мазепа был отправлен отцом ко двору польского короля Яна Казимира, где служил «покоевым». Молодой человек был на хорошем счету при королевском дворе. Король даже послал его обучаться за границу за государственный счет. Вернувшись, Мазепа остался служить при дворе Яна Казимира. Но в 1663 году Мазепа покинул Речь Посполитую. По одним сведениям, он соблазнил чужую жену, оскандалился и скрылся. По другим, оказавшись вместе с войском польского короля в 1663 году возле Белой Церкви, где жил его старый отец, просто остался при нем.
Не только крепостные, но и бывшие свободные крестьяне попали в полную власть землевладельца. Она обладала правом суда и расправы в своих имениях. Порядки устанавливал хозяин. Жизнь простолюдина ничего не стоила. Любой шляхтич мог ограбить, избить и даже убить крестьянина. Крепостное право было самым жестким в Европе. В Галиции барщина стала ежедневной. Теперь эти новоявленные паны, вместе с польской шляхтой, простых людей низводили до скотского состояния, убивая их по поводу и без, издевались, насиловали без всяких последствий для избранных. Поэтому русские люди отвечали всей этой новоиспечённой элите лютой ненавистью, и во время бунтов и восстаний не жалели никого, вырезая всех ляхов вместе с семьями и их управленческую прислугу из жидов. Не забывая при этом новоявленных панов, из русских. Но польской шляхте этого было мало и они в 1596 году объявили Брестскую церковную уния, которая переподчинила Киевскую митрополию римскому престолу и при сохранении восточных обрядов наделяла православных католической догматикой, дополняя национальный и социально-экономический гнёт религиозным. Идеологию «украинства» только начали создавать польские паны, иезуиты, чтобы отколоть часть Руси и русского народа от Великой Руси-России. Они планировали использовать часть русского народа как «пушечное мясо» — янычар. Для проникновения идеологии «украинства» в народные массы требовалось много времени и контроль над образованием. При поддержке Римского Папы, польскими иезуитами была создана униатская церковь, которая считалась единственно легитимной, а православная церковь становилась вне закона. Униаты с диким рвением стали захватывать русские церкви. Этот вопрос был очень чувствителен для русских, которые тогда поголовно отождествляли себя с православием, с русской верой. Переход в унию, католичество воспринимался как процесс «обляшивания». Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. При этом они полностью воспроизводили польскую идентичность, связанную с тупой спесивостью, врождённым предательством, при этом кичась своей никчемной избранностью и стремлением паразитировать на трудовом большинстве. Самые настоящие паразиты на шее народа. Простой народ низвели до положения «быдла», двуногого скота. В то время как магнаты и паны жили широко и красиво, ни в чём себе не отказывали. Шляхта всячески стремилась им подражать. Пиры, балы и охота. С крестьян спускали семь шкур, а добытые средства тут же тратили на роскошь, развлечения. Но несмотря на постоянное изменение границ, войны, в которых русские из Москвы и Новгорода воевали с русскими из Литовской Руси, появление разных церковных организаций с центрами в Москве и Киеве, сохранялось чувство общерусского единства. Западнорусское население неизменно связывало себя с событиями в Русском государстве, на московских государей смотрели как на своих природных монархов. Существовало понимание, что в Москве, Твери, Смоленске и Киеве живёт один народ, русский, православный. Ещё одной проблемой, кроме панского паразитизма, были постоянные набеги степняков. Они приходили из необъятных степей «Дикого Поля» почти ежегодно, нападая на многочисленные городки, местечки и поселения. Главной задачей степных хищников было поимка ясыря рабов для последующей продажи на невольничьих рынках. Баснословные прибыли от продажи русских рабов давали возможность жить крымцам в течение год, а так же и самому степному государству. Если в Русском царстве жизнь заставила найти метод как ограничить ущерб от такого соседства, строя засеки вдоль степной границы, укреплённые линии, а так же ежегодные выходы армии в поле, то у короля не было денег, ресурса на возведение мощных и масштабных оборонительных систем. По этой же причине постоянная королевская армия была небольшой. Но эти твари рода человеческого нашли всё-таки выход. Польские магнаты и польский правящий клан договаривался с крымцами о том, что степные хищники вместо польского населения будут брать заранее оговоренное число из русских. Варшаве их было не жалко, это же не люди, а скот. В этом действе принимали участие и ополяченная русская шляхта, продавшая окончательно свою душу и не верившая в возмездие за свои грехи тяжкие. Но расчленённый и растерзанный русский народ сумел полностью сохранить веру, языковое, культурное и ментальное единство. Тем самым существовали духовные и материальные предпосылки для объединения всех русских в единую державу под властью своего русского государя. Поэтому русские Малороссии в XVII веке и начали национально-освободительную войну против польского религиозного, национального и экономического ига воссоединением русских земель. Главной движущей силой в этой тяжелейшей борьбы были казаки. А главной силой Освободительной войны стало крестьянство, которое желало превратиться в казаков и требовало создания новых полков.
Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»
Мазепа предает короля и остается у правобережных казаков, выгодно женится на дочери одного из приближенных гетмана Дорошенко. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Именно поэтому царь воспринял предательство Мазепы настолько болезненно, что даже провел показательную казнь и предал гетмана анафеме. Еще одной причиной, по которой Петр I не поверил в предательство Мазепы, было неудачное сватовство гетмана.