20 июля 2023 года к Гыданскому полуострову из Мурманска отправилась первая технологическая линии сжижения газа на основаниях гравитационного типа для проекта «Арктик СПГ-2» компании «Новатэк». «Арктик СПГ-2» станет первым в мире заводом по серийному производству СПГ-линий на основаниях гравитационного типа.
«Арктик СПГ-2»: Россия бросает вызов американским проектам
Мешают, но не остановят. Китай не даст ликвидировать проект «Арктик СПГ-2» | Аргументы и Факты | Закупки и тендеры ООО "АРКТИК СПГ 2". Торговая площадка Газпромбанка для закупок и коммерческих тендеров, проведение онлайн торгов и аукционов. |
«Арктик СПГ-2» теперь сам по себе | Последние новости по теме Арктик СПГ 2: JOGMEC исполнил гарантийное обязательство перед кредиторами "Арктик СПГ 2". TotalEnergies передумала закупать СПГ с "Арктик СПГ 2" в 2024 году. |
Вести недели. Уникальный плавучий завод строится в Мурманской области | Европейский союз готовит санкции против России в сфере сжиженного природного газа, включая проект Арктик СПГ-2. |
«Новатэк» приступил к строительству третьей линии завода проекта «Арктик СПГ 2». | 33 минуты назад. Пожаловаться. ЕС рассматривает возможность введения санкций в отношении газового проекта «Арктик СПГ-2», который находится под санкциями США с ноября 2023-го, а также заводов в Усть-Луге и Мурманской области, узнал Bloomberg. |
Сроки запуска проекта "Арктик СПГ-2" сохраняются | "Подписанные договоры предусматривают поставки СПГ с "Арктик СПГ 2" на условиях FOB Мурманск и FOB Камчатка по ценовым формулам с привязкой к международным нефтяным и газовым индексам. |
"Новатэк" закроет масштабный проект "Арктик СПГ 2" и сосредоточится на Мурманске – Reuters
Но основные работы сейчас на причале. Чтобы в порт могли заходить громадные танкеры, строителям пришлось даже углубить дно Северного ледовитого океана. Эта территория полностью отсыпана заново. Здесь порядка 1,5 миллионов кубов песка. Природа так просто не отдает. У нас здесь шторма постоянно, холодно", — рассказывает начальник управления строительства береговых сооружений "Арктик СПГ-2" Сергей Комлев. Для проекта СПГ в Арктике главный плюс как раз в минусе: заморозить газ, то есть довести до сжиженного состояния, в этих широтах проще и дешевле. Но это и главная проблема — построить предприятие в условиях вечной мерзлоты требует больших затрат.
А потому свой второй завод на Ямале "Новатэк" решил сделать плавучим, то есть стоять он будет на воде. И доставят этот завод на Гыдан, впервые в истории отрасли, уже в готовом, собранном виде, по Северному морскому пути из Мурманской области — расстояние почти 2000 километров. Такого в мире еще никто никогда не делал. Это Белокаменка — инновационная площадка "Новатэка", центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Единственный в своем роде. На берегу Кольского залива раскинулся целый город — завод по производству заводов. Центральное звено сборки.
Словно гигантский конструктор здесь друг за другом собирают технологические блоки будущего завода. Этот модуль, компрессор отпарного газа, — предмет особой гордости. Полностью изготовлен в России. И это стратегическая задача — максимальная локализация производства. Сотни предприятий из разных регионов разрабатывают и производят детали и оборудование для "Арктик СПГ-2". Могучие краны — "Уралмаш", сварные трубы из нержавеющей стали — из Воронежа. Под проект "Новатэка" создано почти 80 тысяч рабочих мест по всей стране.
То есть мы вышли на тот уровень компетенций СПГ в России, когда мы в принципе с россиянами можем полностью запускать такие заводы.
В июне сообщалось, что инвестиции в него превысят 22 млрд долларов по сравнению с первоначальной в 21,3 млрд из-за изменения схемы энергообеспечения. Уход европейских компаний из России застопорил строительство и Амурского газоперерабатывающего завода проект «Газпрома». На монтаже оборудования работала компания Linde основана в Германии, штаб-квартира в Ирландии.
Всё упало. И сейчас вот, по прошествии полутора лет, его только-только, правдами и неправдами оживили и начали вводить в эксплуатацию, — рассказали на форуме игроки отрасли.
Дело в том, что за последние три года китайские компании одновременно заключили долгосрочные контракты на импорт очень значительных объемов СПГ из США, во многом обеспечив тот рост американского экспорта СПГ, который мы увидим в ближайшие годы. И, вероятно, у них есть неформальные права и основания потребовать исключений и для российского СПГ. Кто поможет здесь, и будет ли дисконт? Следим дальше. Что будет? Но позволим себе предположить, что конкретно "Арктик СПГ 2", пусть и с издержками, в том числе финансовыми дисконты , будет реализован. Как это обычно бывает, все "игры", пусть формально связанные с действующими или почти готовыми заводами СПГ, по большому счету направлены на новые проекты.
И у России, и у США — амбициозные планы по дальнейшему развитию сектора, поэтому понятно желание Соединенных Штатов ухудшить положение России на этом рынке, воспользовавшись ситуацией. Сейчас уже понятно, что любые новые СПГ-проекты могут оказаться под аналогичным санкционным давлением. Это неизбежно приведет к новым трудностям, даже если оставить за скобками доступ к иностранному оборудованию и газовозам. Импортеры не захотят заключать долгосрочные контракты, а скорее, захотят, но потребуют скидок за неопределенность. Напомним, что в этих проектах существует непропорциональное финансирование, когда иностранные партнеры инвестируют заметно больше, чем их доля. Новые проекты придется осуществлять с большей опорой на собственные возможности, искать и создавать новые механизмы финансирования. Очевидно, что пока сохранится и дефицит газовозов ледового класса. Ведь в случае форс-мажоров судовладельцам окажется сложно или невыгодно использовать эти суда на других рынках а глобального рынка судов класса Arc7 нет, все они строились под российские арктические проекты СПГ. Вызовов много, и есть основания надеяться, что они будут преодолены.
Для этого, в частности, необходимо всем участникам рынка начать конструктивнее сотрудничать друг с другом. Нездоровая внутренняя конкуренция может привести к тому, что в результате мы проиграем конкуренту внешнему.
Из-за ледовой обстановки на Северном морском пути оптимальное время для отправления — август. Евгений Селищев начальник управления сопровождения строительно-монтажных работ ООО «Новатэк-Мурманск» На Гыданском полуострове создают все условия для запуска завода. Сейчас там трудятся около 12 000 человек.
На полуострове появился аэропорт «Утренний», первый рейс состоялся в 2021 году. Специалисты обустроили месторождение, углубили дно и сделали причальные набережные для новых линий. Завершается строительство береговых объектов завода. Гыданский полуостров, вид на площадки, на которых разместят линии завода «Арктик СПГ 2». Когда линии придут на полуостров, их опустят на дно за счет балластных отсеков.
Подключат технологические трубопроводы, проведут финальный этап пусконаладочных работ и запустят производство.
Госдеп США заявил о стремлении уничтожить проект «Арктик СПГ 2»
- Сможет ли «Новатэк» построить суда ледового класса в России и без иностранного капитала?
- Жителя Мурманской области ждёт суд за жестокое преступление 22-летней давности и ловлю рыбы
- Санкции работают? Арктик СПГ-2 лишится одной линии | Константин Двинский | Дзен
- Насколько критичным стал выход из проекта иностранных инвесторов?
- TotalEnergies будет покупать СПГ с «Арктик СПГ — 2» из-за контрактных обязательств
- Эксперты рассказали, как проблемы НОВАТЭКа с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО
"На нет и судов нет": у Совкомфлота проблемы с газовозами для "Арктик СПГ 2"
"Арктик СПГ 2" – своеобразный сплав интеллекта, высоких технологий, мастерства обрел тесные связи с берегом", – подытожила корреспондент Елена Белкина. Санкции США против российского проекта «Арктик СПГ — 2» свидетельствуют о стремлении американского правительства помешать России стать крупным экспортером сжиженного природного газа СПГ и могут привести к сбоям на мировых энергетических рынках. Проект «Арктик СПГ 2» предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 6,6 млн тонн в год. Запуск первой линии завода «Арктик СПГ-2» запланирован на 2023 год, с поэтапным вводом объекта в эксплуатацию в 2023—2025 годах.
Арктик СПГ 2: Как строят завод по добыче газа в Мурманске
Почему США хотят остановить российский проект "Арктик СПГ 2" - Российская газета | Несмотря на санкции, в конце 2023 года первая очередь завода «Арктик СПГ 2» уже фактически заработала, как и планировалось. |
ЕС может ввести санкции против заводов в Мурманской области по добыче СПГ - новости | "Арктик СПГ 2" предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа общей мощностью 19,8 млн тонн в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год. |
Арктик спг-2 новости. Последние новости по теме арктик спг-2 | В лучшем случае производство и отгрузка некоторого объема газа с «Арктик СПГ – 2» может начаться на зафрахтованных обычных СПГ-танкерах с лета, в короткий период навигации. |
Поставка для Арктик СПГ-2
Огромные заводы и Севморпуть: что принесет России "Арктик СПГ 2" 21-07-2023. Европейский союз готовит санкции против России в сфере сжиженного природного газа, включая проект Арктик СПГ-2. Запуск первой очереди "Арктик СПГ 2" запланирован на 2023 год.
Зачем США хотят «задушить» проект «Арктик СПГ 2»?
И сейчас вот, по прошествии полутора лет, его только-только, правдами и неправдами оживили и начали вводить в эксплуатацию, — рассказали на форуме игроки отрасли. Лицензиары среднетоннажного завода по производству сжиженного природного газа «Криогаз-Высоцк СПГ» реализует «Новатэк» — французы. Мало того, что европейское оборудование очень дорогое, так еще и подпадает под критерий энергетического, на которое наложены самые высочайшие санкции. Что тянет за собой проблемы с монтажом, обслуживанием и модернизацией. Техника сжижения газа для многотоннажного производства очень сложная, и компаний, которые обладают компетенциями по изготовлению необходимого оборудования, достаточно мало.
RU - сообщи новость первым! Хотите быть в курсе всех главных новостей ЯНАО?
Подписывайтесь на telegram-канал « Округ белых ночей »! Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
Думаю, мы сейчас не до конца понимаем, насколько долгосрочной является ситуация с перенаправлением грузов, принадлежащих другим акционерам, идет ли речь о приостановке или разрыве долгосрочных контрактов», — добавляет он. Судовладельцем трех последних должен был стать «Совкомфлот», еще трех — японская Mitsui O. DSME разорвала контракт на строительство танкеров с «Совкомфлотом» из-за сложностей с проведением платежей. Как писал «Ъ» 15 декабря 2022 года, российская судоверфь «Звезда» минимум на год — до марта 2024 года — задерживала сроки сдачи головного танкера Arc7. В июне Леонид Михельсон говорил, что «Звезда» обещала отдать проекту пять газовозов в 2024 году, «у нас еще размещены заказы в другом месте, в этом году 2023. Что касается танкеров Hanwha Ocean, то они действительно продолжают строиться, и, по словам источников «Ъ», в течение 2024 года «Арктик СПГ-2» может получить их. Оперативно заказать новые судна на иностранных верфях не получится, считает Виктор Катона из Kpler: китайские верфи законтрактованы до конца 2025 года, южнокорейские — до 2026 года.
Отказалась продолжать работу по проекту и корейская верфь Daewoo. Там планировалось построить шесть судов — по три для "Совкомфлота" и японской MOL в качестве судовладельцев. Корейцы расторгли контракт с российской стороной после того, как не получили плановый платеж от одного из европейских контрагентов.
Компания вынуждена будет перенаправлять партии СПГ в Европу, где транспортное плечо короче. У России до сих пор не было опыта самостоятельного строительства подобных танкеров.
На проекте "Арктик СПГ - 2" в декабре 2023 года произвели первую партию СПГ
Ключевым преимуществом «Мурманского СПГ» мощностью 20,4 млн т в год является отсутствие необходимости в танкерах ледового класса и использование собственных технологий по сжижению. По итогам 2024 года ожидаем выплаты 96,9 руб. Кроме того, негативно на кейс компании могут повлиять снижение цен на углеводороды и постепенный отказ ЕС от российского СПГ.
В Jogmec сообщили, что продолжают анализировать влияние санкций на проект, CNOOC была недоступна для комментариев, остальные акционеры не ответили на вопросы газеты.
Решение иностранных партнёров может привести к тому, что "Арктик СПГ-2" лишится долгосрочных контрактов на вывоз СПГ, а "Новатэк" будет самостоятельно финансировать проект, говорится в публикации. Это произошло после того, как компания, по информации Reuters, предупредила покупателей о возможных форс-мажорах при поставке СПГ с завода на Ямале. Иностранные участники проекта не просто владеют в нём долями, а также имеют 20—летние контракты на весь будущий объём продукции с завода.
Проект "Арктик СПГ 2" предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год. Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений ЦСКМС - специализированная верфь в Белокаменке Мурманской области по производству оснований гравитационного типа для СПГ-проектов ОГТ - платформы, которые собираются на суше и затем доставляются морем. Поделиться новостью Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Необходимая электрогенерация найдена. Полностью обеспечена и первая, и вторая линии необходимыми мощностями. На сегодняшний день мы сохраняем сроки ввода", - приводит слова Михельсона издание "Прайм".
Джентльмены меняют правила
Это крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению Мурманск — незамерзающий порт. Мурманск находится на Северо-Западе России, на Кольском полуострове. Расстояние от Санкт-Петербурга - примерно 1500 километров или 2 часа на самолёте. Город был основан в 1916 году.
И с рынка взять танкер, создать «теневой флот» газовозов, как в аналогии с нефтяным флотом, «Новатэку» крайне сложно, потому что не существует таких танкеров-газовозов, еще и ледового класса. Наверное, он ждет наступления сезона навигации на Северном морском пути. И в самый позитивный с точки зрения вывоза месяц, это где-то август и сентябрь, попытается несколько партий отгрузить. Возьмет какие-то газовозы, может быть, найдет неледового класса. Либо, что тоже возможно, у него есть два плавучих терминала, которые тоже попали под санкции в SDN-лист, — один на Камчатке, другой в Мурманской области — там есть два судна, которые, по сути, представляют собой плавучие хранилища СПГ». Отгрузки с первой линии «Арктик СПГ — 2» планировали начать в декабре либо в начале этого года.
Планируется годовое производство 18,3 млн. В январе 2019 года «Новатек» заключил в общей сложности контракты на поставку оборудования на сумму более 5 млрд. Как рассказал «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, новости о создании совместного предприятия СМАРТ стали неожиданностью, учитывая, что ранее уже было создано похожее СП, но с участием иностранного капитала. Похоже, что именно он и стал камнем преткновения. Читайте также Российский спутник-киллер подобрался к секретному аппарату США Новая война начнется в космосе Вероятно, государство, которое выдаст кредит на строительство арктического флота, не готово делиться им с иностранными компаниями. Хотя, по словам эксперта, сейчас вокруг «Арктик СПГ-2» идет очень напряженная лоббистская борьба, и все еще может не раз поменяться. Изначально компания создала совместное предприятие МАРТ для покупки и управления арктическим флотом. Деньги на их строительство должны поступить от государства, которое внесет средства из Фонда национального благосостояния ФНБ на счета ВЭБа, а банк уже выдаст их в виде кредита. Последнее же будет заниматься только доставкой газа до конечного потребителя. Вполне возможно, что когда представители «Новатэка» лоббировали выделение средств из ФНБ, государство могло поставить условие, что деньги на строительство арктических газовозов оно даст, но не хочет при этом помогать иностранным компаниям. Поэтому собственником газовозов должны стать только российские компании — «Совкомфлот» и, так уж и быть, «Новатэк», который является отправителем СПГ. Если такое условие действительно было поставлено, пришлось менять и планы в отношении МАРТ. Там ведь уже была достигнута договоренность с китайцами. Поэтому им могли сказать, что танкеры ледового класса останутся в собственности российских компаний, а с ними уже будут работать по всем вопросам, которые касаются открытой воды за пределами Севморпути. Раньше «Новатэк» вообще не говорил о том, что будет участвовать в сегменте перевозки на открытой воде. После чего те будут уходить обратно на «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» за новыми партиями, а уже привезенное сырье будут забирать газовозы, которые просто арендуются на рынке и могут не иметь никакого отношения к российскому проекту.
Никому ранее не удавалось сжижать метан в таком масштабе на основаниях гравитационного типа. Используемая крупнотоннажная технология "Арктический микс" позволяет перерабатывать газ непосредственно на платформе. Загрузка в танкер сжиженного метана при температуре минус 161 градус по Цельсию — это вершина огромного технологического айсберга. Это огромный комплекс техники, систем, процессов, это работа сотен российских предприятий. А еще это рабочие места для 80 тысяч работников на территории всей России, из них 17 тысяч в одном только Мурманске. Это, безусловно, успех российских инженеров и таких корпораций, как "Новатэк" — частных, но в то же время полностью отождествляющих себя с интересами России. Я уже писал в своих предыдущих статьях о том, насколько успешно Россия участвует в технологической гонке, однако Арктик СПГ 2 по сравнению с ее прежними достижениями — это качественный скачок. Новые технологии, особенно в таком колоссальном масштабе, не появляются вдруг. Лозунг "импортозамещение" повторялся, как мантра в течение многих лет, однако, получая государственные льготы и поддержку, "Новатэк" продолжал заказывать проектирование и технику на Западе — предыдущие терминалы тому примером.
Ъ: Иностранные акционеры заморозили участие в проекте "Арктик СПГ-2"
«Обрушение стратегии»: кто пострадает из-за ухода китайских компаний из проекта «Арктик СПГ — 2» | 33 минуты назад. Пожаловаться. ЕС рассматривает возможность введения санкций в отношении газового проекта «Арктик СПГ-2», который находится под санкциями США с ноября 2023-го, а также заводов в Усть-Луге и Мурманской области, узнал Bloomberg. |
"Арктик СПГ 2" продал весь газ на 20 лет вперед участникам проекта | НОВАТЭК сообщил, что на проекте «Арктик СПГ–2» в декабре 2023 года после проведения пусконаладки была произведена первая партия сжиженного природного газа. |
Сроки запуска проекта "Арктик СПГ-2" сохраняются
Всего для «Арктик СПГ 2» ещё до санкций было заказано 16 газовозов ледового класса. Несмотря на санкции, в конце 2023 года первая очередь завода «Арктик СПГ 2» уже фактически заработала, как и планировалось. Но строительство "Арктик СПГ 2" продолжалось, а уже в этом году "Новатэк" запатентовал две крупнотоннажных технологии производства СПГ. НОВАТЭК объявил форс-мажор по проекту Арктик СПГ 2 из-за санкций США. Проект «Арктик СПГ-2» проектной мощностью 19,8 млн тонн в год реализует «Новатэк». В июне сообщалось, что инвестиции в него превысят 22 млрд долларов по сравнению с первоначальной в 21,3 млрд из-за изменения схемы энергообеспечения.
Судно с последним модулем для проекта "Арктик СПГ 2" направляется из Китая в Мурманск
РФ и «Открытие». Какой объем средств выбран на конец 2023 года, пока неизвестно. Думаю, мы сейчас не до конца понимаем, насколько долгосрочной является ситуация с перенаправлением грузов, принадлежащих другим акционерам, идет ли речь о приостановке или разрыве долгосрочных контрактов», — добавляет он. Судовладельцем трех последних должен был стать «Совкомфлот», еще трех — японская Mitsui O. DSME разорвала контракт на строительство танкеров с «Совкомфлотом» из-за сложностей с проведением платежей.
Как писал «Ъ» 15 декабря 2022 года, российская судоверфь «Звезда» минимум на год — до марта 2024 года — задерживала сроки сдачи головного танкера Arc7. В июне Леонид Михельсон говорил, что «Звезда» обещала отдать проекту пять газовозов в 2024 году, «у нас еще размещены заказы в другом месте, в этом году 2023.
RU - сообщи новость первым! Хотите быть в курсе всех главных новостей ЯНАО? Подписывайтесь на telegram-канал « Округ белых ночей »! Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
В целом такие действия ТНК способствуют сокращению числа альтернативных поставщиков СПГ в мире, укрепляя позиции небольшой группы компаний на рынке.
Экспорт в Китай в 2022 году, напротив, снизился до 5,1 млн. Санкции против конкурентов ТНК стремятся к обладанию монополией на добычу и транспортировку энергоносителей. В тех случаях, когда их монопольному положению начинают угрожать независимые игроки, задействуется механизм санкций. Наиболее наглядным примером эффективности такого подхода является ситуация в области добычи энергоносителей в Венесуэле. Естественно, жесткая риторика американских официальных лиц в отношении этого проекта показывает насколько большое значение он имеет для энергобезопасности РФ. Проект состоит из нескольких блоков, каждый из которых — это уникальное инженерное решение. ЦСКМС присвоен статус стратегического инвестиционного проекта, а также масштабного инвестиционного проекта Мурманской области.
Уникальность этого предприятия в том, что на нем собираются в готовом виде заводы на базе бетонных барж. Эти сооружения транспортируются по морю до шельфовых месторождений газа, на месте устанавливаются на грунт, при заполнении балластных емкостей, подключаются к газопроводам и очень быстро начинают работать. Такое крайне эффективное и нестандартное решение позволяет избежать затрат связанных с капитальным строительством в условиях вечной мерзлоты, транспортировкой, установкой и наладкой оборудования. Практически весь комплекс работ производится в комфортных заводских условиях, после чего уже готовый комплекс по производству СПГ просто транспортируется на точку и подключается к локальному газопроводу. Использование всех подвижных морских платформ позволяет быстро и эффективно масштабировать проект, кратно снижая затраты на ввод новых мощностей и предоставляя гибкость в использовании существующих. Пункты перевалки Параллельно с развитием непосредственно добычи газа и производства СПГ в рамках проекта было использовано еще одно нестандартное решение: Морские перегрузочные комплексы МПК. Это пункты перевалки на Камчатке и в Мурманске.
Поскольку СПГ по Севморпути доставляется газовозами ледового класса, их использование в южных широтах неэффективно для доставки СПГ конечным потребителям. Поэтому были созданы пункты перевалки, до которых СПГ везут газовозами ледового класса, а далее обычными газовозами. Это позволяет увеличить объемы поставок за счет фрахта обычных газовозов, и увеличить объемы закачки в плавучие хранилища газа ПХГ на пунктах перевалки, за счет более короткого плеча работы газовозов ледового класса. Ледокольный флот Проект Арктик-СПГ дал мощным импульс для развития инфраструктуры Севморпути, строительства атомных ледоколов и газовозов ледового класса. На сегодня одним из наиболее проблематичных участков является судостроение и двигателестроение для судов.
Обеспеченность компании доказанными запасами по состоянию на конец 2023 года составила 27 лет", - добавили в компании.