Надежда Константиновна Крупская со студентами Коммунистического политико-просветительного института им. Н. К. Крупской: [фотография]. Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) — профессиональная революционерка, один из создателей советской системы народного образования, доктор педагогических наук, почётный член АН СССР. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. кратко Надежда Константиновна Крупская, верная супруга и соратница вождя революции, была ярой революционеркой и проводником идей коммунизма в образование и воспитание молодежи, интересной и неординарной личностью.
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. 1. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. В 1937 году Крупскую избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва и Надежда Константиновна проработала там до конца своих дней.
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
Жизнь Надежды Константиновны Крупской была неразрывно связана с педагогикой. Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. Надежда Константиновна Крупская со студентами Коммунистического политико-просветительного института им. Н. К. Крупской: [фотография]. После революции 1917 года Надежда Константиновна занялась, в первую очередь, организацией образования в Выборгском районе Петрограда.
Советская школа: работа над ошибками
- Клинический случай. Единственная Надежда
- Путь Надежды
- Работа Крупской
- Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
- Надежда Крупская: биография, политическая карьера, фото, личная жизнь с Лениным
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу.
И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось.
Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера.
Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона.
Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы.
Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде.
Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения.
В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н.
Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности.
Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.
Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии.
Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания.
Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа.
Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки.
Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей». И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране. И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны. Крупская — чрезвычайно образованная женщина, имеющая свою собственную точку зрения. Цитата: «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером.
Крупская не отходила от него. Ни слезинки не увидели люди в глазах Крупской в дни похорон. Надежда Константиновна говорила на панихиде, обращаясь к народу и партии: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что многое еще не устроено в нашей стране». Последним благородным жестом Крупской, признавшей огромную любовь Ленина и Арманд, стало ее предложение в феврале 1924 года захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин предложение отверг. Вместо этого его тело превратили в мумию и поместили в подобие египетской пирамиды на главной площади страны. Крупская пережила мужа на пятнадцать лет. Давняя болезнь мучила и изнуряла ее. Но она не сдавалась. Каждый день работала, писала рецензии, давала указания, учила жить. Написала книгу воспоминаний. Наркомпрос, где она работала, окружил ее любовью и почитанием, ценя природную душевную доброту Крупской, вполне мирно уживавшуюся с суровыми идеями. Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Каганович летом 1930 года на районной партийной конференции. В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии. В результате было принято решение «Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал». Смерть ее была загадочной. Днем 24 февраля 1939 года в Архангельском ее навестили друзья, чтобы отметить приближающееся семидесятилетие хозяйки. Был накрыт стол, Сталин прислал торт. Все дружно ели его. Надежда Константиновна казалась весьма оживленной. Вечером ей внезапно стало плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с лишним часа. Диагноз поставили сразу: «острый аппендицит-перитонит-тромбоз». Необходимую срочную операцию почему-то не сделали. Через три дня Крупская умерла в страшных муках в возрасте семидесяти лет. Тем не менее, Сталин лично нес урну с прахом Крупской к Кремлевской стене, где она и была похоронена. Биография: Крупская Ульянова Надежда Константиновна [14 26. Член Коммунистической партии с 1898. Родилась в семье демократически настроенного офицера. Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 входила в марксистские студенческие кружки. В 1891-96 преподавала в вечерне-воскресной школе за Невской заставой, вела революционную пропаганду среди рабочих. В 1894 встретилась с В. В 1895 участвовала в организации и работе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В августе 1896 арестована. В 1898 приговорена к ссылке на 3 года в Уфимскую губернию, которая по ее просьбе была заменена на с. Шушенское Енисейской губернии, где отбывал ссылку Ленин; здесь К. В 1900 заканчивала срок ссылки в Уфе; вела занятия в рабочем кружке, готовила будущих корреспондентов «Искры». В ноябре 1905 вместе с Лениным вернулась в Россию; сначала в Петербурге, а с конца 1906 в Куоккала Финляндия работала секретарем ЦК партии. В конце 1907 Ленин и К. В 1911 преподаватель партийной школы в Лонжюмо. С 1912 в Кракове помогала Ленину поддерживать связи с «Правдой» ибольшевистской фракцией 4-й Государственной думы. В конце 1913 — начале 1914 участвовала в организации издания легального большевистского журнала «Работница». Делегат 2-4-го съездов РСДРП, участница партийной конференций [в том числе 6-й Пражской ] и ответственных партийных собраний в том числе Совещания 22 большевиков , проходивших до 1917. Участвовала в создании социалистических союзов молодежи. Принимала активное участие в Октябрьской революции 1917; через К. По словам М. Покровского, К. Крупской, 1966, с. После установления Советской власти К.
Wikimedia Commons И второй «камень» удалось ликвидировать. Однако, больше всего проблем доставил третий из них — производительный труд. Здесь возникло сразу несколько проблем. Во-первых, вчерашняя шпана, которую забрали с улицы и посадили за парты, не видела смысла в труде. Беспризорники привыкли выживать по-своему, не надеясь на чью-либо помощь. И улица манила их обратно. Там не было учителей, дисциплины и труда. Была свобода и борьба за жизнь. Школа стала синонимам тюрьмы. И многие педагоги, столкнувшись с этой проблемой, оказались в растерянности. Одним из немногих, кому удалось справиться с поставленной задачей, был Антон Макаренко. По одной из версий, между Макаренко и Крупской было противостояние. Каждый пытался доказать, что именно его подход к воспитанию и образованию детей правильный. Есть предположение, что Надежда Константиновна выступила с жёсткой критикой педагогической системы Макаренко. И после этого его отстранили от должности руководителя колонии имени Горького. Сейчас уже сложно установить факт конфликта. В воспоминаниях они друг друга практически не упоминают. Но их педагогические методы различались, поэтому некое недопонимание вполне могло быть. Крупская продвигала мысль, что человек сможет одинаково хорошо освоить сразу несколько профессий. Но идея политехнизма провалилась. Позже супруга Ленина резюмировала: «Думали, что будет политехнизм, если научить нескольким ремеслам, а получалась большая нагрузка, поверхностное обучение, и ничему в конце концов не обучали. Это всё было ошибкой». В 1930-х гг. Крупская с пионерами. Wikimedia Commons Вообще, для Крупской было характерно признание собственных промашек. Она быстро поняла, что упор на безликий коллектив не приносил желаемых результатов. Начались поиски «золотой середины» между «я» и «мы». По рекомендации Крупской, педагоги пытались найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
Или же она все-таки будет учить, как Родину защищать? Что должно лечь в основу этих организаций? Скаутское движение, где важен значок и выслуга перед начальством? Или же идея великой нации, которая должна развивать свою страну? Скаутское движение выстраивает индивидуалистический подход — люди как волки. Оно воспитывает человека, который будет всех распихивать локтями и лезть наверх. Пионерия же создавала людей, которые умеют сообща решать большие проблемы, людей, в которых развит коллективизм, общность идей и подходов.
На наших просторах индивидуалисты не выживут — испокон веков в нашей крови были коллективистские подходы. И Крупская это понимала. Или я не прав? Люди в 90-е годы выжили именно благодаря тому, что внутри нас продолжал жить коллективизм. Вы себе можете представить сегодня обстоятельства, при которых люди продолжали бы ходить на работу, когда им месяцами и годами не платили заработную плату? В 80-е годы у нас начались первые проблемы, когда воспитательная функция стала формой без содержания.
Это и была одна из причин краха Советского Союза. Форма стала превалировать над содержанием, с чем и боролась в свои годы Крупская. Второй важный момент — мы все, вместе с президентом, осуждаем 90-е годы за их бесчеловечность. Сотни тысяч людей выкидывали на улицу потому, что их было невыгодно содержать. Массово закрывались профтехучилища, так как всех убеждали, что нужно быть юристами, а производительный труд стране не нужен. Труд отрицался сам по себе.
Спустя 30 лет после отказа от них мы понимаем, что остальной мир пользуется ее идеями. На них работает воспитательная система Китая, который сегодня является уже чуть ли не первой экономикой в мире. Многие социальные проблемы, которые есть у нас, связаны именно с тем, что мы отказались от Крупской. У нас опять появилась беспризорность, безнадзорность. Они даже не знают, как платить за квартиру! Они не знают, как выстроить свое будущее.
Сколько людей осталось без родителей после Первой мировой и Гражданской войн? Но все же все они себя нашли в жизни. Говорить о повышенной смертности и самоубийствах среди выпускников детдомов не приходилось. Но была и другая проблема, с которой боролась Крупская. Царская школа была рассчитана на примат денег. Как она сама вспоминала из своей личной жизни, на девочек, которые приезжали на личных лошадях, обращали гораздо больше внимания, чем на тех, кто был плохо одет.
Было четкое деление людей по социальному признаку, по материальному благополучию… — Стандартная сословно-феодальная система. Откуда появляются эти «колумбайны», школьные самоубийства? В Советском Союзе школьные самоубийства были сведены практически к нулю. Максимум, что было — самоубийства, связанные с неразделенной любовью. Но и то, внутри коллектива, если ребенок не замыкался, несчастную любовь он переживал в более комфортных условиях, нежели современный ребенок, который замыкается внутри себя — не имеет поддержки со стороны родителей, которые зарабатывают деньги, педагогов, которые заполняют журналы и кучи других бумаг, еще и терпит травлю со стороны сверстников. У нас отсутствуют школьные детские коллективы, где не было бы травли, где не было бы насмешек и так далее.
Все это и рождает массовые расстрелы в Керчи.
После прихода к власти партии большевиков занимала ряд государственных постов: члена Государственной комиссии по просвещению с 1917 г. Крупская занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодежи, комсомола, пионерской организации, движений за социализацию инвалидов и за просвещение всех народов страны на родном языке; уделяла большое внимание борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, работе детдомов, организации дошкольного воспитания; была инициатором открытия многих музеев и т. Крупская; под ред. Арсеньева, Н. Гончарова, Л.
Крупская Н. Крупская; Гос. Ленина, научно-метод. Крупская; вступ. Чубарьяна; Гос. Крупская о детской литературе и детском чтении: избранное.
Это хорошо осознавал и сам Ленин, поскольку еще во время знакомства с ней обратил внимание на острый ум будущей супруги. Вызывает уважение и то, что когда Надежда поняла, что не сможет родить Ленину детей, она закрыла глаза на его отношения с Инессой Арманд. Более того, Крупская даже дружила с любовницей мужа. Возможно именно поэтому Ленин не захотел разводиться с Крупской, расставшись с Арманд, так как по достоинству оценил поступок жены. Личная жизнь В молодости Надежда Крупская была весьма привлекательной девушкой. Это уже позже у нее развилась Базедова болезнь, которая обезобразила ее внешность ниже вы увидите фото Крупской до и после болезни. Неудивительно, что Крупская и Ульянов-Ленин сразу проявили друг к другу интерес. Крупская и Ленин Оба были поглощены идеями Маркса и делали все возможное, чтобы пропагандировать коммунизм. В итоге у них возник прекрасный союз, как в семейном, так и в политическом плане.
Вступив в брак в 1898 г. И хотя у ее мужа были романы на стороне, она никогда не устраивала ему скандальных сцен, а всегда пыталась войти в его положение. Смерть Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Стоит отметить некоторые странности, связанные с ее кончиной. За день до смерти у нее неожиданно открылся перитонит. При этом операция почему-то не была сделана. Вследствие этого у многих возникли подозрения, что она умерла не естественной, а насильственной смертью. Надежда Крупская, 1936 г. Фото Крупской в молодости Если вам понравилась биография Крупской — поделитесь ею в социальных сетях.
Поговаривали, что и в Надежду Константиновну тайно был влюблен друг Ильича, ссыльный Курнатовский. Он очень часто ходил к Ульяновым, якобы поговорить о марксизме… Справка о Крупской Музей политической истории России Как бы то ни было, но революционеры, связавшие свои судьбы, прожили долгую совместную жизнь и были неразлучны до самой кончины Владимира Ильича. Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина ранней весной 1922 года. Все симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность у шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году. В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. Профессор Даршкевич, поставивший диагноз «переутомление», прописал ему отдых.
Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Ту весну он проводил в Горках. В ночь на 25 мая, как обычно, долго не мог заснуть. А тут еще под окнами, как назло, распелся соловей. Ленин вышел в сад, набрал камешков и стал бросать их в соловья, и вдруг заметил, что его плохо слушается правая рука… Н. Крупская справа и К. Пострадали речь и память: Ильич временами не понимал, что ему говорят, и не мог найти слова, чтобы выразить свою мысль. Тот с виду согласился, а по дороге к автомобилю рассказал все сестре вождя Марии Ильиничне.
Общими усилиями они уговорили Ленина подождать с самоубийством, убедив, что врачи отнюдь не теряют надежды на его полное выздоровление. Он поверил. И однажды Надежда Константиновна, женщина чрезвычайно сдержанная, вышла из себя: с ней случилась истерика, она рыдала. Это, по одной из версий, якобы и добило чуть живого Ильича. В первой декаде марта следующего года Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал все, что с ним происходит. Из записей дежурного врача: «9 марта он смотрел на Крупскую и говорил ей: «Надо позвать жену…» В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил.
150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает
История болезни Надежды Константиновны до сих пор засекречена - должно пройти 90 лет после ее кончины. В 1937 году Крупскую избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва и Надежда Константиновна проработала там до конца своих дней. Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым.
Крупская: жена Ленина и мама советского образования
Встреча была организована по случаю приезда «одного волжанина». И вот они встретились. Не было никакой искры или взаимного притяжения. Сердца обоих уже были отданы революции. Однако Надежда влюбилась. Правда ее друзья говорили, что Крупская влюбилась не в Ленина, а в него как в орудие этой революции. У себя в голове она уже сотворила из него вождя, и готова была помочь ему во всем, идти за ним до конца. Руку и сердце Ленин предложил ей по почте. На тот момент они оба отбывали наказание и такая форма общения была нормальной. Другое дело, что между и не было никакой романтики. Скорее они как два товарища революционера хотели держаться вместе.
Историки уверены, что брак вовсе должен был быть фиктивным. И вообще изначально Владимир должен был связать себя узами брака с некой Еленой Лениной. Но она наотрез отказалась ехать в Сибирь к будущему мужу. Потому Крупская стала единственной из возможных вариантов. Даже на картинах Ленин выглядит веселым, а Крупская - озадаченной. Надя приехала с мамой к Ульянову, а тот на тот момент был на охоте. Это в качестве примера того, как были выстроены их отношения еще на начальном этапе. На момент регистрации Крупской было 29, Ленин на год младше. Чем популярнее становился Ульянов, тем больше на него обращали внимание женщины. В 1911 году своим вниманием его осаждать стала Инесса Арманд — дочь французского оперного певца и богатая вдова.
За возможность находиться рядом с Лениным она, во имя революции спускала все свое наследство. Ходят слухи о том, что сын Инессы Андрей — плод тех бурных отношений. Но во Франции такую точку зрения не одобряют. Сама Крупская не могла подарить наследников вождю революции. Ее болезнь, которую врачи смогли обнаружить слишком поздно, отняла у нее радость материнства и миловидную внешность. Нарушения в работе щитовидной железы или Базедова болезнь стали причиной того, что Крупская стала странно выглядеть. Сначала она была болезненно худой, затем резко набрала вес и стала тучной. Глаза на выкате и огромные глазные яблоки — это все последствия болезни. Несмотря на это, революционные сподвижники то и дело подшучивали над этими обстоятельством. Зато современники сравнивают Крупскую с красоткой Скарлетт Йоханссон.
Знала ли Крупская о французской подруге своего супруга? Когда слухи одолели ее окончательно, она предложила ему развестись. Но Ленин без доли сомнения прервал отношения с красавицей, и не был согласен оставаться без поддержки Крупской. Хотя приходы и уходы были частью жизни всех троих из этого любовного треугольника, еще долгое время. Ленин попросту пользовался обеими женщинами и не мог поступить как честный человек. Возможно, этот треугольник существовал бы и дальше, если бы Инесса не скончалась от холеры. Крупская могла вздохнуть спокойно и больше не терзать себя ревностью. Но в то же время видела, как убивается по этой женщине ее законный супруг. Ленин даже несколько раз терял сознание на похоронах, на которые они пришли вместе. О том, насколько широка была душа Крупской можно судить хотя бы по тому, что именно она воспитывала четверых детей погибшей соперницы.
Причем сделала она это в качестве знака признательности за счастье Ленина. Неожиданное решение для женщины, которая полностью растворялась в своем муже. Возможно свою психику Надежда спасла решением о том, что если Инесса того хочет, то пусть забирает тело Ленина, а вот его душу она все равно оставит для себя.
Макаренко, считала коммунистическое воспитание идеалом для советского ребенка. После ее выступления на съезде комсомола в мае 1928 Макаренко был снят с занимаемой должности руководителя колонии им. Активно участвовала в антирелигиозной пропаганде. Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи. Крупская активно поддерживала молодежь и переписывалась со многими пионерами, советскими детьми. Благодаря ее инициативе были открыты многочисленные музеи в России. В 1930-е годы была противником установления командной системы управления страной, была противником гонений и репрессий.
Крупская не обладала кулинарными дарованиями. В своей статье в журнале "Огонёк" "Что ел Ленин" Похлёбкин прямо связывал периоды более высокой работоспособности В. Ульянова с возникновением обстоятельств, когда еду ему готовила не супруга, а другие женщины. Это и сибирская ссылка когда, среди прочего, в меню появляются и такие богатые витаминами и пр. А в качестве "типичного" блюда от супруги Похлёбкин приводил пример повторяющейся несколько дней подряд "яичницы из четырёх яиц" и задавал вопрос - не с этим ли, в частности, связано возникновение у В. Ульянова выраженного атеросклероза головного мозга. Крупская сыграла весьма неблаговидную роль в творчестве К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О «Крокодиле» Чуковского»: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…» [7]. Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский у него к тому же заболела туберкулёзом дочь публикует в «Литературке» письмо, в котором отрекается от сказок. Он действительно после этого не напишет ни одной сказки. Семья Отец — Константин Игнатьевич Крупский 1838 — 1883 , поручик, участвовал в восстании 1863 года на территории бывшей Речи Посполитой. Дед — Тистров Василий Иванович 1799 — 1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода, первый пристав Барнаульского краеведческого музея. Мать — Елизавета Васильевна Тистрова 1843 — 1915 , гувернантка.
В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». После Октябрьской революции Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [16]. Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды [17] , инициировала чистку библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы [18].
Крупская сводила с ума многих мужчин
Субботние чтения: «Ах, Надя, Наденька!» Фурия революции Надежда Крупская :: СамолётЪ | КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). |
Крупская Надежда Константиновна / Krupskaya Nadezhda Konstantinovna - | Биография Надежды Крупской, Владимир Ленин, личная жизнь, муж, дети, рост, возраст, фото и последние новости о революционерке. |
Надежда. Трудное счастье революционерки | ИА Красная Весна | Начались мелкие склоки нового вождя с Надеждой Константиновной Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. |
Красивая и образованная
- Работа Крупской
- Придумала пустышку
- Крупская: жена Ленина и мама советского образования
- Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны
Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
Неизвестная история Надежды Крупской - Экспресс газета | советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. |
Надежда Крупская - биография, фото, личная жизнь, причина смерти жены Ленина | Жизнь Надежды Константиновны Крупской была неразрывно связана с педагогикой. |
Надежда Крупская краткая биография | Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. |
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина? | Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно. |
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Крупская. Дочь гувернантки | По одной из версий, Надежда Константиновна видела, что все увлечения мужа на стороне носят лишь чисто платонический характер. |
Неизвестная история Надежды Крупской - Экспресс газета | Эти честные интеллигентные люди сообщают нам в самом начале: «Биография написана коллективом авторов на основе тщательного изучения документальных источников и литературного наследия Надежды Константиновны Крупской». |
Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок | На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. |
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА | Жаль, но имя Надежды Константиновны Крупской в последние десятилетия вспоминают или в контексте анекдотов, или смакуя пикантные подробности личной жизни ее супруга — вождя пролетариата Владимира Ленина. |
Надежда. Трудное счастье революционерки | ИА Красная Весна | О личной жизни Надежды Константиновны до знакомства с Лениным практически нет никакой информации в официальной биографии. |
Надежда Крупская - кратко
Эти честные интеллигентные люди сообщают нам в самом начале: «Биография написана коллективом авторов на основе тщательного изучения документальных источников и литературного наследия Надежды Константиновны Крупской». Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Надежда Константиновна знала об интрижке мужа, но долгое время молча терпела его увлечение.
Надежда Крупская. Женой так женой
Телеканал МИР 4 029 подписчиков Подписаться Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года — на следующий день после своего 70-летия. Врачи диагностировали острый аппендицит, который вскоре перешел в перитонит. Ее доставили в госпиталь, но спасти уже не смогли.
Пообщавшись с ней какое-то время, он даже решился сделать Аполлинарии предложение, но получил отказ. Ленин не питал к женщинам такой страсти, как к идеям революции. Поэтому из-за отказа вовсе не расстроился. А Надежда, между тем, все больше восхищалась его верностью революционным идеям, его увлеченностью и лидерскими качествами. Они стали общаться чаще. Предметом их разговоров были марксистские идеи, мечты о революции и коммунизме. Но о личном и сокровенном они тоже иногда говорили.
От большинства окружающих Ленин скрывал шведско-немецкие и еврейские корни матери. Арест и ссылка Крупская Надежда Константиновна была арестована в 1897 году вместе с несколькими другими членами союза. Ее на три года выслали из Петербурга. Поначалу она была сослана в село Шушенское, находящееся в Сибири. Там же в это время находился в изгнании и В. Они поженились в июле 1898 года. Церемония бракосочетания была более чем скромной. Молодожены обменялись обручальными кольцами, сделанными из медного пятака. Семья жениха была против этого брака.
Родственники Владимира Ильича сразу невзлюбили его избранницу, считая, что она сухая, некрасивая и неэмоциональная. Ситуация усугублялась еще и тем, что Крупская и Ленин так и не смогли обзавестись детьми. Но Надежда Константиновна вложила всю свою душу в любовь к мужу, став его товарищем, соратником и верным другом. Она вместе с Владимиром Ильичем стояла у истоков коммунизма и принимала активное участие в организации партийных дел, прокладывая дорогу к революции. Будучи в ссылке, Крупская Надежда Константиновна фото в молодости см. Называлась она «Женщина-работница». В этой пронизанной идеями марксизма работе рассказывается о трудящейся женщине, о том, как тяжело ей живется сейчас, и как жилось бы, если бы удалось свергнуть самодержавие. В случае победы пролетариата женщину ждало освобождение от гнета. Автор выбрала себе псевдоним Саблина.
Книгу нелегально издали за границей. Эмиграция Ссылка закончилась весной 1901 года. Последний год ее Крупская Надежда Константиновна провела в Уфе, откуда уехала к мужу. Ленин в то время находился за границей. Супруга последовала за ним. Даже за границей партийная работа не прекращалась. Крупская ведет активную агитационную деятельность, работая секретарем в редакциях известных большевистских изданий «Вперёд», «Пролетарий» Когда началась революция 1905—1907 гг. Начиная с 1901 года Владимир Ильич стал подписывать свои печатные работы псевдонимом Ленин. Даже в истории его псевдонима, как и во всей жизни, важную роль сыграла жена - Крупская Надежда Константиновна.
Настоящая фамилия «вождя» - Ульянов - на тот момент уже был известна в правительственных кругах. И когда ему нужно было выехать за границу, то, ввиду его политической позиции, появились оправданные опасения по поводу выдачи заграничного паспорта и выезда из страны. Выход из ситуации нашелся неожиданно. Давняя подруга Крупской Ольга Николаевна Ленина откликнулась на просьбу о помощи.
Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник.
Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская.
Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение.
Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской.
В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей.
Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».
Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.
Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива.
Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности.
А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно».
Так будущий вождь революции и яростный гонитель церкви был венчан. Точки Миноги Молодые поселились в деревенском доме втроем: Володя, Надя и ее мама, которая не была в восторге от выбора дочери, но приехала помогать по хозяйству.
Вместе они воевали с непривычной русской печкой и разбивали огород. Хозяйство давалось Надежде с трудом, зато там, где требовалась скрупулезная умственная работа ей не было равных. Она отвечала за шифровку и дешифровку переписки мужа. Вот прислали книгу, и там были иголочкой точечки проставлены над буквами, которые нужно было выглядывать. Она не скандалила, а тихо и спокойно выполняла эту рутинную работу. Для Ленина это было невозможно — человек с такой скоростью мысли, не мог точечки вычитывать, — историк, начальник отдела научно-просветительской работы исторического музея «Горки Ленинские» Светлана Генералова.
Крупская наизусть знала все явки, шифры, псевдонимы, пароли и пути распространения нелегальной литературы. Чувствовала себя в этой работе как рыба в воде. Но партийные псевдонимы Рыба и Минога появились не из-за этого. Вследствие эндокринной офтальмопатии у нее развилось пучеглазие. Но самое страшное, что восстановить женское здоровье Крупской так и не удалось, заключение по сути сделало ее калекой, сказавшись на фертильности, то есть возможности родить ребенка. О детях мечтал и Ильич, и его родители постоянно спрашивали когда «прилетит аист».
Ильич пишет своей маме Александре Ульяновой, что Надя лежит, врач нашел у нее серьезное женское заболевание, которое требует упорного лечения. Диагноз — генитальный инфантилизм, а в простонародье «детская матка», — Ольга Шалёва Генитальный половой инфантилизм — это аномальное состояние, при котором наблюдается задержка развития репродуктивных органов. Во имя любви В 1909 году, в эмиграции Ульянов познакомился с обрусевшей француженкой, бывшей эсеркой Инессой Арманд. Крупской — 40 лет, Ленину — 39. Инессе — 35. У нее пятеро детей: четверо от мужа, один — от его младшего брата.
На Инессу невозможно было не обратить внимания. Невысокая, изящная, яркая. В ней сочетались любовь к свободе и острый ум — за год она прошла полный курс экономического факультета и получила ученую степень лиценциата экономических наук. Ленин привлек ее к работе в партийной школе пропагандистов, которую он организовал в Лонжюмо — пригороде Парижа. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Выбор свой он сделал — остался с женой.
Решающую роль сыграла эмоциональная близость Ленина с Крупской. Она была для него особым, единственным человеком, которого никем заменить нельзя. Обострение Зимой 1912 у Крупской случилось резкое обострение: глаза заметно увеличились, развилась тахикардия, она резко похудела и начала сильно потеть. Диагноз Крупской ставят в мае 1913 года. Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды. Жена заболела базедовой болезнью.
Болезнь Грейвса-Базедова — в начале XX века одинаковый симптомокомплекс описали два немецких ученых. Заболевание сопровождается образованием зоба, проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности тахикардии, и специфическим пучеглазием. Русские врачи Сергей Боткин и Павел Шервинский считали, что базедова болезнь имеет неврологический характер, а ее катализатором выступает перенесенный стресс.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
А потом, когда Надежде Константиновне надо было определяться — чем она займётся в новом Советском государстве. С 1917 г. Надежда Крупская состоит в Государственной комиссии по просвещению. С 1929 г.
На этих постах она занимается как раз теорией педагогики и внедрением самых передовых педагогических методик. Здесь её наследие переоценить невозможно. По большому счёту, всё хорошее, что было в советской системе дошкольного образования, — безусловная заслуга Надежды Константиновны.
Хотя бы детские сады — не штучные, а массовые: «Нужно, наконец, добиваться от города учреждения целой сети хороших детских садов, где бы дети, начиная с трёх-четырёх лет, могли бы играть и, играючи, учиться, знакомиться с природой, с широким божьим миром... Поэтому городское самоуправление должно озаботиться устройством возможно большего числа бесплатных яслей, садов и материнских школ для детей дошкольного возраста». Надежда Крупская, 1936 год.
Каждый желающий может подойти к окну и посмотреть во двор. Видите детскую площадку? То, что она там есть, — тоже наследие Крупской.
Нет, они были и до революции. Строго приписанные к немногочисленным городским паркам, иногда платные. В 1914 г.
Но вот что говорит Крупская: «Следует организовать как можно больше детских площадок не только в парках и скверах, но и при школах, и во дворах... Песочница для малышей и небольшой сарайчик, где хранились общественные игрушки и книги для ребят постарше.
Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова 1726-1800 , управляющего Змеегорскими рудниками. Мало кто знает, что под его началом работал механик И.
Ползунов, создатель первой паровой машины. Известно, что изобретатель умер, не дождавшись испытания машины, так что Козьма Дмитриевич довел его дело до конца. Один из его сыновей, Петр Козьмич Фролов возглавлял алтайские заводы, был даже томским губернатором, много сделал для развития культуры на Алтае. Умер он в Санкт-Петербурге в 1839 году, будучи сенатором и тайным советником.
У Тистровых на Алтае родилось девять детей, Елизавета — одна из младших. Итак, бабушка Надежды Константиновны Крупской Александра Гавриловна была внучкой Козьмы Дмитриевича Фролова 29 июня 1726, Полевской завод - 9 марта 1800 - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Это был великий человек, прославивший Россию и увеличивший ее благосостояние. Из его официальной опубликованной биографии известно, что он родился 1726 года в Полевском заводе, на Урале, в семье мастерового.
В 1744 году закончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге. Службу начал на Березовских промыслах «горным учеником». Впоследствии работал рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт. В 1760 году на Березовском руднике изобрел золотопромывочную машину самую производительную в то время.
В 1763—1770 годах на Змеиногорском руднике построил 4 похверка, разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды. В 1783 году на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра. Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием». В 1787 году на той же Вознесенской шахте установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер».
Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Она везде фигурирует как дочь всего лишь «гувернантки». Хорошо хотя бы не прачки. Хотя советские биографы не постеснялись, и Сталин в этом их не ограничивал, указать, что его первая жена, дочь дворянина, подрабатывала прачкой… А между тем богатейшие были люди, предки Надежды Константиновны Крупской.
Козьма Дмитриевич Фролов помимо того, что был изобретателем с мировым именем, в 1758 году получил звание штейгера горного техника и был направлен на Воицкий рудник недалеко от Петрозаводска для налаживания работ по промывке золота. С 1759 года он уже руководитель работ по добыче золота на Березовском руднике. В 1762 году возглавил все золотые промыслы Урала. В 1763 году, по настоянию начальника Колывано-Воскресенских заводов А.
Порошина, переведен на Алтай для механизации Змеиногорского рудника. В 1790 году назначен руководителем работ на всех рудниках Алтая. В 1798 году вышел в отставку по состоянию здоровья в чине берггауптмана полковника горной службы. Остался членом Горного совета алтайских рудников.
Скончался 9 21 марта 1800 года, во время приезда в Барнаул на очередное заседание Горного совета. Похоронен на Нагорном кладбище. Едва ли бедствовал и дедушка Надежды Константиновны Василий Иванович Тистров, как указывалось выше - горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода.
Она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования». Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского. Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде.
Крупская на похоронах В. Ленина Вопросы коммунистического воспитания Надежда Константиновна всегда ставила на первое место. К примеру, она очень критично отнеслась к педагогической системе, разработанной А. В 1928 году её критика на съезде комсомола привела к тому, что известного педагога освободили от руководства детской колонией им. Ей разрешалось без ограничений заниматься лишь библиотечной работой и выступать в печати с правильными текстами о Ленине. Скончалась Надежда Константиновна на следующий день после своего 70-летия, 27 февраля 1939 года.
В воскресенье, 26 февраля, на первой странице «Правды» ЦК ВКП б и Совнарком СССР передали «старому большевику и другу Ленина» горячий привет и пожелали многих лет дальнейшей плодотворной работы, а на второй странице была помещена поздравительная статья партийного идеолога Емельяна Ярославского с портретом художника Петра Васильева. А уже 28 февраля две первые страницы главной советской газеты были отведены под некрологи Крупской. Похоронили её в Кремлёвской стене. Урну с прахом лично нёс Сталин.
Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время.
Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования!
Ликвидация безграмотности Исторически понятие «ликбез», сообщает Викепедия, возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности » — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР » от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса. К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности ВЧК ликбез , постановления которой имели обязательный характер.
Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации. Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев 6-8 часов еженедельно. Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие родственников и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн.
В СССР в 1922 году их было до 7 миллионов человек. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты ликпункт. Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых. Их стартовый уровень был практически нулевой. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
Бабушка Надежда Крупская стала примером для многих молоденьких девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике. Честно скажу, о прошлом своём, особенно о детстве и самой ранней юности, бабушка распространяться не любила. Это не от неё, а от мамы я узнал, что моя Мария Борисовна рано стала сиротой.