Корабли Балтийского флота также принимали участие в сражениях, в прорыве (1943 г.) и ликвидации (1944 г.) Блокады Ленинграда. «Немцы всё время обстреливали Кронштадт, смерть ходила рядом. Как Балтфлот прорывался в Кронштадт Эсминец Балтийского флота «Ленин», взорванный в Либаве (Лиепае) во время отступления. 18 ноября 1941 года, выполняя приказ начальника войск НКВД по охране тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Г. Степанова, на разведку будущей трассы для доставки с Большой земли по льду Ладожского озера грузов для осаждённого Ленинграда вышла группа.
Экскурсия Кронштадт во время блокады
«Да будет мерой чести Ленинград!» «Кронштадтский Дворец культуры» | Официальный сайт СПБ ГБУ «КДК» | 18 ноября 1941 года, выполняя приказ начальника войск НКВД по охране тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Г. Степанова, на разведку будущей трассы для доставки с Большой земли по льду Ладожского озера грузов для осаждённого Ленинграда вышла группа. |
Новости Кронштадта | К годовщине снятия блокады Ленинграда ветеран написал статью. |
Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника. 1941-й (А. В. Сульдин) | Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война Жители блокадного Ленинграда набирают воду. |
В Кронштадте открывается выставка «Флот для блокадного Ленинграда» | В память кронштадтских защитников блокадного Ленинграда. |
Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт | Кронштадт сыграл важную роль в прорыве и в освобождении Ленинграда от фашистской блокады. |
Завод 1941-1945
Прорыв блокады Ленинграда. 20.01.2017 23:08. Новости проекта. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. В Музее военно-морской славы в Кронштадте 18 января открывась тематическая выставка «Флот для блокадного Ленинграда»: билеты и режим работы. «Немцы всё время обстреливали Кронштадт, смерть ходила рядом. На выставке «Подвиг блокадного учителя» представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему.
Роль позабытого Кронштадтского Сражения осенью 1941 года в Великой Отечественной войне
Выставка «900 дней подвига. Блокаде вопреки» расскажет посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда. Кронштадтцы наравне с матросами и солдатами Красной Армии и флота внесли огромный вклад в победу над врагом, работая на предприятиях и организациях, в госпиталях и бойцами МПВО. Выставка повествует о жизни в блокадном городе в условиях голода, холода и постоянной опасности, когда любой день мог стать последним. На стендах будут представлены фотографии разрушений Кронштадта, рисунки, воспоминания жителей блокадного города. В витринах выставки можно будет увидеть письма, газеты, документы, справки, а также предметы быта того времени из фондов Музея истории Кронштадта. На выставке «Подвиг блокадного учителя» будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. Это документы из архивов Санкт-Петербурга, а также фотографии из личных семейных архивов жителей города, которые будут продемонстрированы впервые — заявления учителей в 1942 году о приеме в партию, тетради с конспектами уроков учеников, фотографии военного времени. Перед зданием музея в сквере Желобовского на стендах будет развернута выставка «Кронштадт в фотографиях. Блокада», которая напомнит о трагических блокадных днях, пережитых жителями нашего города в 1941 — 1944 годах. Перед зданием также будет размещена инсталляция «Мы слышим сердце Ленинграда…» — пост противовоздушной обороны времён Великой Отечественной войны.
Место проведения: Якорная пл. Телефон для справок: 246-48-73. Аммермана, д. В этот день кронштадтцы возложат цветы к мемориальной надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Такие надписи наносились на стены домов с целью предупреждения о наибольшей опасности. Надписи делали бойцы Местной противовоздушной обороны МПВО при помощи трафарета и обыкновенной краски.
Начальник КМЗ в 1943-1948 Бурлаков Александр Алексеевич Находясь по прежнему на линии огня в 1943 году на завод упали 926 снарядов и 64 авиабомбы, из них 218 снарядов и 39 бомб привели к различным разрушениям , к 1 февраля 1943 года завод отремонтировал 24 корабля, к 1 марта — 62 корабля, а к 1 апреля — 119 кораблей.
К началу апреля 1943 года плановый ремонт кораблей Балтийского флота был завершен. Многие проблемы судоремонта помогало решать движение рационализаторов: в 1943 году были внедрены 230 предложений, ускоривших или облегчивших работы. Зимнее докование. В феврале 1943 года многие работники завода были награждены медалями «За оборону Ленинграда». После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. Завод отремонтировал 229 кораблей, при этом 5 — капитально, 154 корабля прошли доковые ремонты. Был возобновлен массовый выпуск морских шлюпок 125 единиц и 12-весельных баркасов. Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября.
Немецкая подлодка U-250 в доке. В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б. Волосатов 1938-1942 , капитан 1 ранга А. Бурлаков 1942-1948. Главными инженерами были капитан 1 ранга Т. Гушлевский 1940-1941, 1942-1945 , капитан 1 ранга С. Афанасьев 1941-1942.
Награждение завода орденом Ленина в 1944 году. Орденами и медалями были награждены многие заводчане. Среди них: капитаны 1 ранга А. Бурлаков и С.
Экспозиция была создана при участии ведущих российских военно-морских и исторических музеев, архивов, организаций, занимающихся сохранением военно-морского наследия.
На выставке представлены документы, настенная графика, арт-объекты, предметы быта и видеоматериалы. Отдельный раздел посвящен затонувшим кораблям.
Было протянуто 2000 м заграждений, вырыто 700 м щелей, 3 убежища, санпункт, склад боеприпасов, проведены маскировочные работы. Количество вражеских авианалетов к зиме снизилось, но артобстрелы не прекращались. Люди стали умирать прямо на рабочих местах. Всего в первую блокадную зиму от голода и обстрелов в Кронштадте погибло около 6 тыс человек — каждый третий горожанин. Всего в 1941 году на территории завода взорвались 1241 снаряд и 31 бомба. При этом работы не прекращались. Под открытым небом в жестокие морозы команды кораблей и рабочие завода выполнили огромный объем работ.
К 1 мая 1942 года было отремонтировано более 200 боевых кораблей и судов, 300 катеров. Подняты и отремонтированы лидер «Минск», ледокол «Тасуя» и другие. Введена в строй вторая башня линкора «Марат». Начальник КМЗ в 1941-1943 Борис Михайлович Волосатов 1 июня 1942 года орденами и медалями были награждены 34 работника завода. Убыль заводчан в тяжелый 1942 год была огромной: на 1 января 1942 года насчитывалось 3238 работников из них 72 ученика , а на 1 января 1943 года — 1666 работников из них 56 учеников. За 1942 год на завод упало 548 снарядов. Но подъём и ремонт кораблей, оснащение их техникой продолжались беспрерывно. Было отремонтировано 125 кораблей, в том числе 40 крупных, не считая переоборудования нескольких десятков внеплановых кораблей. Кроме того завод изготовил для фронта 500 камельков для блиндажей, 100 волокуш для пулеметов, запасные части для газогенераторных установок.
Благодаря перевыполнению плана 1942 года завод начал зимний судоремонт 1943 года на месяц раньше. Начальник КМЗ в 1943-1948 Бурлаков Александр Алексеевич Находясь по прежнему на линии огня в 1943 году на завод упали 926 снарядов и 64 авиабомбы, из них 218 снарядов и 39 бомб привели к различным разрушениям , к 1 февраля 1943 года завод отремонтировал 24 корабля, к 1 марта — 62 корабля, а к 1 апреля — 119 кораблей. К началу апреля 1943 года плановый ремонт кораблей Балтийского флота был завершен. Многие проблемы судоремонта помогало решать движение рационализаторов: в 1943 году были внедрены 230 предложений, ускоривших или облегчивших работы. Зимнее докование.
10 сентября 2022 г.
В результате с обеих сторон 22 человека убиты или умерли от ран, около 100 человек ранены, около трёх тысяч участников восстания арестованы девять человек приговорены к различным срокам каторги, 67 человек — к различным срокам тюремного заключения. Щастного было начато перебазирование Балтийского флота « Ледовый поход ». Кронштадт стал главной базой советского флота в борьбе против английского флота в Финском заливе в 1919 году. В годы гражданской войны в июне-сентябре 1919 года подвергался ударам британской авиации зафиксировано свыше 20 налётов, в которых 1 самолёт был сбит зенитным огнём , прямых попаданий в корабли и береговые объекты флота не зафиксировано. Небольшие повреждения получили промышленные предприятия и жилые дома, наиболее трагическим стал налёт 1 августа, когда бомба упала в Летний сад во время народных гуляний погибло 11 и ранено 12 человек [43]. Основная статья: Кронштадтское восстание 1921 Красная армия атакует Кронштадт в марте 1921 года 28 февраля 1921 года оказалось, что на выборах в местные советы не прошли члены большевистской партии. Это событие было квалифицировано в Москве как « Кронштадтский мятеж ».
Среди требований восставших: обеспечение свободных перевыборов Советов , свобода слова и печати для рабочих и крестьян, свобода собраний , профсоюзов и объединений крестьян, освобождение политзаключённых , реализация лозунга «землю — крестьянам», разрешение кустарного производства собственным трудом. Участник восстания С. Петриченко позднее писал: «Стоя по пояс в крови трудящихся, кровавый фельдмаршал Троцкий первый открыл огонь по революционному Кронштадту, восставшему против власти коммунистов для восстановления подлинной власти Советов». Тем не менее это восстание заставило Ленина перейти к Новой экономической политике НЭП и отменить практику военного коммунизма. С весны 1922 началось массовое выселение жителей Кронштадта с острова. В 1925-1926 годах в городе были закрыты два лютеранских храма св.
Елизаветы и св. Великая Отечественная война[ править править код ] Линии фронта на 21 сентября 1941 года 22 июня 1941 в начале четвёртого часа утра наблюдатели на фортах и на кораблях обнаружили группу чужих самолётов. Немецкие самолёты ушли, сбросили магнитные мины на внешнем рейде в стороне от Кронштадтского корабельного фарватера и в Ленинградский морской канал. Береговая оборона крепости состояла из трёх укреплённых секторов Кронштадтского, Выборгского и Гогландского. Противовоздушная оборона базы флота состояла из 2 зенитных артиллерийских полков и 4 отдельных дивизионов. В ходе налёта Кронштадт понёс большие разрушения, был тяжело повреждён линкор «Марат» [48] , другие корабли и суда, разрушены здания и Морской завод.
Обводный канал в центре Кронштадта В конце августа флоту пришлось оставить Таллин. Около 140 кораблей и судов прорвались в Кронштадт. Кронштадт из главной военно-морской базы 30 октября был преобразован в военно-морскую крепость. Зимой 1941 из кронштадтских запасов в Ленинград было перевезено более 3000 тонн продуктов. Во время блокады кронштадтцы ловили рыбу вокруг острова; дошло до мелкой, до четырёх сантиметров в длину, рыбки-колюшки позже сделали небольшой памятник блокадной колюшке на набережной [47]. Город находился в блокаде , но удерживался советскими войсками.
Малая дорога жизни связывала Ораниенбаум, Кронштадт и Лисий Нос. В 1950 году Кронштадтский районный Совет был ликвидирован, и город перешёл в ведение Управления гражданской администрации при коменданте крепости Кронштадт; райсовет был восстановлен 6 июня 1958 года [49]. В 1996 году город перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным. Ежегодно, в последнее воскресенье июля, в Кронштадте традиционно отмечается День Военно-Морского Флота России с участием парада военных кораблей [50].
Именно через неё в Кронштадт поступали продовольствие и боеприпасы во время блокады. Напомним, что проект подсветки памятников был запущен в Петербурге с 2020 года. Световое оформление уже получили свыше 140 мемориалов.
Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда. Папа жил и работал на станции Берендеево. Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни. Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал. В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан. Так мы попали в Среднюю Азию. А когда я вышла замуж, мы с мужем переехали в Киргизию в 1960 году поближе к его родным. Всегда очень скучала по Ленинграду. Но возвращаться было не к кому. Когда бывала в родном городе, не могла надышаться его воздухом и все спрашивала себя: неужели мы когда-то здесь жили и были счастливыми? Сейчас мне 94 года. Свою родину не забываю никогда. С августа 1942 года сведения обо всех эвакуированных поступали в центр, который находился в городе Бугуруслане. Все запросы стекались туда. На сотрудниках центра лежала огромная ответственность, здесь требовались исключительно сердечные люди. Попадаются документы, где есть ошибка в написании фамилии. И важно, что сотрудники центра давали не только информацию по запросу, но и писали, что есть сведения о людях с похожими по звучанию фамилиями. Благодаря неравнодушным и вдумчивым сотрудникам центра семьям удавалось воссоединиться. Одна буква могла решить судьбу целой семьи! Есть в архивах немало запросов, которые изначально были тупиковыми. Например, воспитатель детского дома из глубинки писал запрос в Ленинград, а в нём говорилось, что ребёнок помнит: маму зовут Света, она работала в библиотеке, имя папы — Иван, он был токарем на заводе. Как можно было по этим сведениям найти родителей этого ребёнка в огромном городе? Существовали детские дома, интернаты, куда вывозили детей, чьи родители трудились в одной отрасли. В Татарской ССР был интернат, где находились маленькие ленинградцы — дети журналистов. В таких случаях поиск было вести гораздо легче. Даже сегодня, спустя столько лет после снятия блокады и окончания войны, остаётся много «белых пятен» и продолжается поиск.
Сентябрь, 1941 год Первый авиаудар вражеская авиация нанесла утром 19 сентября. Массовые воздушные налеты продолжались до 29 сентября 1941 года. Многие корабли получили тяжелые повреждения или затонули. Постоянно страдали от авианалетов и артобстрелов заводские доки, разрушались цеха. Станочное оборудование механического и моторного цехов Морского завода перевезли в северные казармы города. Для работ на оборонных объектах Кронштадта в городе оставили около 18 тыс. Ремонт боевых кораблей. Кроме ремонтных работ на кораблях рабочие Морского завода изготавливали 50-мм минометы для частей Ленинградского фронта, станки для станковых пулеметов, детали для автоматов ППД, колючую проволоку, ножи-финки, ручные гранаты РГД, штыки для винтовок, саперные лопатки. Для обеспечения зимней обороны острова Котлин и Кронштадта завод изготовил санные установки и плавучие доты для размещения в них 45-мм пушек, минометов и пулеметов. На территории завода были созданы 10 бронированных огневых точек, 114 блиндажей, 2 дота, в зданиях — 160 амбразур. Было протянуто 2000 м заграждений, вырыто 700 м щелей, 3 убежища, санпункт, склад боеприпасов, проведены маскировочные работы. Количество вражеских авианалетов к зиме снизилось, но артобстрелы не прекращались. Люди стали умирать прямо на рабочих местах. Всего в первую блокадную зиму от голода и обстрелов в Кронштадте погибло около 6 тыс человек — каждый третий горожанин. Всего в 1941 году на территории завода взорвались 1241 снаряд и 31 бомба. При этом работы не прекращались. Под открытым небом в жестокие морозы команды кораблей и рабочие завода выполнили огромный объем работ. К 1 мая 1942 года было отремонтировано более 200 боевых кораблей и судов, 300 катеров. Подняты и отремонтированы лидер «Минск», ледокол «Тасуя» и другие. Введена в строй вторая башня линкора «Марат». Начальник КМЗ в 1941-1943 Борис Михайлович Волосатов 1 июня 1942 года орденами и медалями были награждены 34 работника завода.
Музей истории Кронштадта расскажет о «Подвиге блокадного учителя»
С днем полного снятия блокады Ленинграда! В Музее военно-морской славы в Кронштадте 18 января открывась тематическая выставка «Флот для блокадного Ленинграда»: билеты и режим работы. Морская блокада Ленинграда была прорвана летом 1946 года. С днем полного снятия блокады Ленинграда!
30 памятных мест Ленинградской блокады
Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. Для детей блокадного Кронштадта, отправившихся в первый класс в 1942 году Александра Ивановна стала первой учительницей. В 1944 году сняли блокаду Ленинграда, нам пришел вызов, мы вернулись домой в Кронштадт. В бывшем Ленинграде в честь 81-й годовщины начала блокады объявили общегородскую минуту молчания.
Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков
Instagram и Facebook запрещены на территории Российской Федерации. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации.
В блокадный период маршрут южной части ледовой дороги отличался от пути, действующего в мирное время. Она примерно такой была до и оставалась после войны", — говорит Кобчиков. Щитом ледовой трассы стали фортификационные оборонительные сооружения, возведенные на искусственных островах и побережье с 1704 года до войны 1914 года. С южной и северной сторон вокруг острова Котлин было построено около 20 фортов. Она шла в основном за линией фортов, которые могли прикрыть движение по этой трассе". Кронштадтская дорога, как и ладожская, была оборудована специальными фонарями, которые имели узконаправленный луч. Они светили с берега и были хорошо заметны водителям автомашин, говорит Кобчиков.
Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия. Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин. Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров. Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим. Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны.
Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде.
Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом.
Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо. О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни.
В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома. Лежачим затапливали печь, согревали кипяток. Так было легче. И человек вставал, начинал потихоньку двигаться. Люди оживали… А ещё почти все блокадники курили.
Табак, пусть и смешанный с высушенными листьями, притуплял голод. Ленинградцы шутливо прозвали эту смесь «сказками Венского леса» за наличие внутри самокрутки суррогатов табака , и с сигаретой в зубах можно было встретить даже десятилетних мальчишек. Мало кто знает, что солдаты… охотились на передовой! Они крошили на землю немного хлеба и ждали, когда слетятся воробьи. Затем по команде стреляли по птицам из рогаток. И шутили — два воробья на котелок воды — доппаек Ленинградского фронта! Юмор и в этой ситуации помогал выжить.
Главное — действовать и верить в победу!
С 16 января заработала выставка «900 дней подвига. Блокаде вопреки». Она рассказывает посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда. Кронштадтцы, наравне с матросами и солдатами Красной Армии и флота, внесли огромный вклад в победу над врагом, работая на предприятиях и организациях, в госпиталях и бойцами МПВО. Экспозиция повествует о жизни в блокадном городе в условиях голода, холода и постоянной опасности, когда любой день мог стать последним. На стендах представлены фотографии разрушений Кронштадта, рисунки, воспоминания жителей блокадного города. В витринах выставки можно увидеть письма, газеты, документы, справки, а также предметы быта того времени из фондов Музея истории Кронштадта.
На выставке «Подвиг блокадного учителя» представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. На экспозиции присутствуют документы из санкт-петербургских музейных и личных семейных архивов жителей Кронштадта, которые будут продемонстрированы впервые. Гости увидят, в том числе, заявления учителей в 1942 году о приеме в партию, тетради с конспектами уроков учеников и фотографии военного времени. Перед зданием музея в сквере Желобовского на стендах будет развернута выставка «Кронштадт в фотографиях. Блокада», которая напомнит о трагических блокадных днях, пережитых жителями города в 1941 — 1944 годах. Перед строением также будет размещена инсталляция «Мы слышим сердце Ленинграда…», связанная с противовоздушной обороной времен Великой Отечественной войны.
В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда
С 18 января действует аудио-квест «Кронштадт. Его вопросы касаются памятников и знаковых мест, связанных с жизнью осажденного врагами Кронштадта. Квест-карта содержит не только маршрут перемещения по городу, но информацию о тех объектах, которые встретятся экскурсантам на остановках, поэтому участники сами смогут использовать этот маршрутный лист, как обычный путеводитель или игровой элемент, собрав ключи и расшифровав послание из прошлого. Квест-карту можно получить бесплатно на всех площадках Музея, скачать на официальном сайте visitkronshtadt. Предварительная регистрация не требуется. На уличных стендах будет представлена история Малой дороги жизни - морских коммуникаций в Невской губе Финского залива, а в зимнее время дополнявших и заменявших их — ледовых трасс, которые с началом вражеской блокады и осады Ленинграда в сентябре 1941 г. Малая Дорога жизни помогла выжить жителям Кронштадта, Ораниенбаумского пятачка, островам в Финском заливе. В декабре 1943 г. Место проведения: ул. Восстания, д.
Посетителям мероприятия будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами РККА во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Один из стендов экспозиции будет посвящен полному кавалеру ордена Славы Нине Павловне Петровой, которая проживала в Кронштадте. Советская, д.
Кетлинская «Сила города - в цехах, где куют оружие, в сердцах, где куется победа, в людях, готовых лучше умереть, чем отступить». Оборона города Ленинграда и Кронштадта стала символом стойкости и веры в победу. Кронштадтцы чтят память погибших в годы блокады. Их подвиг отображен в многочисленных памятниках, памятных мемориальных досках, на которых, правда, не всегда можно видеть алую гвоздику...
Родина высоко оценила подвиг защитников Кронштадта, присвоив ему звание «Город воинской славы России! К сожалению, с каждым годом уходят от нас ветераны-блокадники. Последствия блокады и время не щадят их... Дорогие ветераны!
Ни один форт крепости не замолчал, ни один орудийный расчет не дрогнул, Морская артиллерия пригвоздила оккупантов к земле у ворот великого города революции, только в сентябре подавила огонь 673 батарей врага, уничтожив более 100 пушек. В основном благодаря главному калибру Красной Горки и Серой Лошади, других фортов Кронштадта и кораблей советские войска сумели удержаться на Приморском плацдарме - будущей стартовой площадке нашего наступления. Особую роль сыграли матросские десанты, высаженные с целью упредить возможный удар противника на опасном участке, постараться ликвидировать Петергофско-стрельнинскую группировку немцев. Командующий фронтом Г. Жуков, по существу, не отвел времени для подготовки десантов. Раллю, а в ночь на 3-е рота 6-й бригады морской пехоты, занимавшей оборону в районе Урицка, была переправлена на катерах и шлюпках к заводу «Пишмаш». В ночь на 5 октября катера охраны водного района Кронштадта под командованием капитана 2-го ранга И. Ворожилов и полковой комиссар Л. Каждый день был подвигом. Поэтому еще в первые дни войны жители города стали разводить огороды. Работники Морского госпиталя получили в загородном районе Котлина участок в 4 с половиной гектара, очистили его от камней и засадили картофелем. Кроме того, разбили грядки на каждом свободном клочке земли на территории госпиталя. И хотя прямые медицинские обязанности отнимали почти все силы, за три года войны вырастили 200 тонн овощей. На острове оказалось мало пригодной для огородов земли. Сотни кроштадтцев занялись овощеводством на южном берегу залива. Собирать урожай пришлось под огнем. Его перевозили на виду у захватчиков, на шлюпках и плотах, не отвлекая для этого плавучих средств крепости и флота. Собирали грибы, ягоды. Руководители города создали несколько рыболовецких бригад. И Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Из кронштадтских запасов до ледостава было перевезено более 3000 тонн продуктов. Помощь Кронштадта пришла в тяжелую пору, когда Ладожское озеро начало замерзать, но ледовая Дорога жизни еще не действовала, и ленинградцы получали самую скудную блокадную норму. В гаванях Котлина лишенные маневра корабли превратились в малоподвижные мишени. Они почти ежедневно подвергались интенсивному обстрелу. Военный совет КБФ решил перевести большинство кораблей в Ленинград. В Кронштадте остались только линкор «Марат», лидер «Минск», канонерские лодки «Волга и «Кама», а также отряд охраны водного района под командованием капитана 2-го ранга И. Святого: 5 сторожевых кораблей, 18 тральщиков, катера разных типов. В начале ноября в Ленинград переехали штаб политуправление и тыл флота. В связи с этими переменами Кронштадтскую военно-морскую базу 21 октября 1941 года преобразовали в крепость. Ее возглавил генерал-лейтенант А. Елисеев позже — генерал-лейтенант И. В связи с приближением зимы и новыми задачами, командование фронта и флота провело перегруппировку сил. На островах и берегах Балтики советские воины еще удерживали немало опорных пунктов: Моонзунд, Ханко, Бьёркский архипелаг, Гогланд, Большой и Малый Тютерс. Их гарнизоны до конца выполнили свой долг. Да и силы балтийцев, распыленные на сотни километров, были теперь нужнее у стен Ленинграда. Для обороны плацдарма была создана Приморская группа войск. В нее вошли уже находившиеся там части морской пехоты, гарнизоны островов Выборгского залива, Гогландского сектора и Ханко. Они многократно пересекали минные поля, выдержали вражеские артобстрелы и налеты авиации, боролись со штормами и льдами. Эти дерзкие, мастерски организованные походы опрокинули все представления о морской блокаде. Первой военной зимой в руках Балтийского флота остались западнее Котлина только три небольших острова: Сескар, Пенисари и Лавенсари. Немецкий контр-адмирал П. Доннер писал: «Ленинград окружен; так же, как и при падении Ревеля, произойдет катастрофа проклятого флота. Кронштадт с военными гаванями находится под артиллерийским огнем и бомбами, многие русские корабли уже уничтожены, а к остаткам флота все ближе продвигаются германские минные заграждения. Видимо, скоро придет конец». Действительно, корабли не могли выйти в море. Самый короткий переход - из Ленинграда в Кронштадт - превращался в сложную боевую операцию. Ее заранее разрабатывали в штаб, обеспечивали огнем артиллерии, дымовыми завесами с катеров, прикрытием авиации. Немецкие пушки в Лигове, Стрельне, Петергофе били прямой наводкой даже по рыболовным баркасам, а зимой — по автомашине или по человеку на льду залива. Но балтийцы верили: придет время, и они вырвутся на морские просторы. По решению райкома партии на помощь ослабевшим людям пошли бытовые отряды. В Морской госпиталь были направлены 30 добровольных санитарных дружин. Город-крепость, осыпаемый бомбами и снарядами не отступал от своих привычек. Всю войну ежедневно работала Центральная библиотека. Несмотря трудности с топливом, в ней было тепло. Об этом же позаботился райком партии — организовал разборку на дрова около ста деревянных домов разрушенных бомбами и снарядами. Действовали баня и парикмахерская. Как до войны, в клубах, на кораблях и портах выступали артисты — Клавдия Шульженко, Софья Преображенская, Леонид Кострица. При Доме Флота ныне Дом офицеров существовала постоянная труппа Ленинградского театра комедии и сатиры, давала спектакли и концерты. Осенью 1941 года политуправление флота создало группу писателей-моряков во главе со старым балтийцем, автором сценария фильма «Мы из Кронштадта» Всеволодом Вишневским. Александр Зонин поселялся па линкоре «Октябрьская революция» и писал документальную повесть «Железные дни». О ратных делах балтийцев страна узнала из очерков Николая Тихонова и Александра Фадеева. В ночь на 1 февраля 1942 года от форта «П» в сторону врага вышли две пары дозорных: матросы Вихров и Епихин, Зябков и Лукин. Шел густой снег. Близкий берег, на котором засели оккупанты, терялся во мгле. Но враг оказался еще ближе. По первой паре дозорных неожиданно открыли огонь около 20 фашистских солдат, притаившихся в торосах. Лукин и Зябков, шедшие в другом направлении, тоже натолкнулись на засаду. Лукин был ранен в ногу, но, лежа, истекая кровью, повел, яростный огонь. На льду залива трещали автоматные очереди, гремели взрывы гранат. Звуки боя донеслись до матроса Шиншикова, находившегося в секрете. По его сигналу гарнизон форта изготовился к отпору. Но враг не дошел до укрепления. Пост боевого охранения обратил его в бегстве. В этом бою погибли младший сержант Н. Королев, матросы Н. Вихров и А. Двое дозорных были буквально изрешечены пулями, изрезаны ножами. Удар финского ножа прошел сквозь комсомольский билет Н. Герою Советского Союза В. Федоров и его товарищи уходили в смелые рейды по тылам фашистов. Крохотный островок буквально кишел фашистами. Умирали лучшие мастера. А враг все бил и бил по заводским корпусам, по докам. На территории предприятия в 1941 году взорвались 1241 снаряд и 31 бомба. И за то же время завод выполнил 1800 оперативных заданий командования флота и фронта. Гитлер еще раз потребовал от своих генералов, и адмиралов уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского флота. Вечером 4 апреля одновременно с артобстрелом фашисты предприняли массированную атаку с воздуха.
Однако Павел I отказался от этой идеи. Кстати, внутрь Адмиралтейства можно попасть с Якорной площади. В восстановленной части находится парк «Патриот», в котором представлены экспозиции, посвящённые морскому делу. Синий мост Через Обводной канал перекинут Синий мост, рядом с которым расположены три достопримечательности. Чтобы осмотреть один из старейших в мире футштоков — чугунную линейку с делениями для определения уровня воды и абсолютных высот — нужно спуститься по лестнице под мост. Планка закреплена на опоре. Рядом, в небольшом круглом павильоне со шпилем, установлен мареограф — прибор, который автоматически фиксирует изменение уровня моря. От этих кронштадтских приборов ведётся отсчёт Балтийской системы высот, которой и сегодня пользуются на территории всей России. Если же перегнуться через парапет Синего моста и посмотреть вниз, то можно заметить скульптуру трёх золотых рыбок-колюшек. Колючая рыбёшка считается несъедобной, однако именно она спасла жителей Ленинграда от голода во время блокады. Итальянский пруд За Синим мостом находится прямоугольный Итальянский пруд. Начиная с 1771 года здание занимали различные учебные учреждения, например, кадетский корпус и инженерное училище. Сегодня в его стенах открыт для посещения Мемориальный музей-кабинет изобретателя радио А. Учёный проводил первые испытания нового прибора именно в Кронштадте. На другом берегу пруда, в здании Голландской кухни, находится Музей-макет фортов Кронштадта. Петровский док и пирс с маяком Если выйти из Музея-макета в сторону Петровского канала, а затем развернуться спиной к морю, то можно увидеть ворота Петровского дока — первого сухого дока в России, построенного в 1752 году. Однако сам объект закрыт для осмотра. На пирсе напротив стоит Задний створный маяк Кронштадтского рейда , который виден за 30 км от берега. Также здесь пришвартованы старые корабли, в том числе и ставший музеем миноносец «Беспокойный». Объекты находятся за забором, и чтобы подойти поближе, необходимо приобрести билет. Однако подняться на борт экспонатов всё равно не получится. Петровская пристань и парк Зато с Петровской пристани — одной из лучших смотровых площадок города — хорошо видны современные боевые и исследовательские корабли, базирующиеся в Средней гавани. Громадные серые судна завораживают своими объёмами и сложными инженерными решениями. С каменных ступеней можно сделать классические фотографии с открыточными видами на главные достопримечательности Кронштадта. Особенно интересно посещение этой локации в мае в день празднования рождения флота и в июле во время Главного военно-морского парада.