Присоединение Крыма к России 1783 года было закреплено манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля.
Манифест о счастливом превращении: как Крым стал российским
Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права. Статья 4. Признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя 1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и или их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по истечении одного месяца со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Граждане Российской Федерации, признанные таковыми в соответствии с частью 1 настоящей статьи и получившие документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, в случае подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Часть дополнительно включена Федеральным конституционным законом от 29 декабря 2014 года N 19-ФКЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 1-ФКЗ. Граждане Российской Федерации, являвшиеся на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов несовершеннолетними детьми, оба родителя или единственный родитель которых являются гражданами Российской Федерации, указанными в части 4 настоящей статьи, в том числе усыновленные удочеренные и имевшие гражданство Украины, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, в случае подачи ими после достижения восемнадцати лет заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, указанное в частях 4 и 5 настоящей статьи, подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Вместе с указанным заявлением представляются документы, подтверждающие наличие гражданства Украины. Граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, представляют также документы, подтверждающие факт их постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. К гражданам Российской Федерации, которые признаны в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, и которые не имеют гражданства другого иностранного государства, не применяются положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие ограничения в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства. Вопросы воинской обязанности и военной службы 1. Органы военного управления и воинские формирования Республики Крым осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования вопроса о включении этих органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании расформировании. Создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военных комиссариатов, а также определение их структуры, состава и штатной численности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом административно-территориального деления Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и по призыву в органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым, продолжают исполнять обязанности военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования вопроса о включении указанных органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании расформировании. Военнослужащие органов военного управления и воинских формирований Республики Крым имеют преимущественное право на поступление на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при наличии у них гражданства Российской Федерации и при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
В Генеральном штабе Вооружённых сил Украины заявили, что, по имеющейся информации, на территории Крыма находятся российские военнослужащие, не входящие в состав ЧФ, — в частности, из состава 18-й отдельной механизированной бригады, которая дислоцируется в Чеченской Республике по данным журналистов «Новой газеты», на самом деле от привлечения чеченцев в министерстве обороны РФ отказались [152] , а также 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ Ульяновск и 22-й бригады спецназначения Краснодарский край [311]. Окружной административный суд Киева удовлетворил ходатайство об обеспечении иска Генеральной прокуратуры Украины о признании противоправными некоторых решений, принятых парламентом АРК.
В том числе было отменено решение об организации и проведении местного референдума, а также о назначении Сергея Аксёнова главой крымского правительства [312]. По словам Аксёнова, руководители государства «неспособны восстановить закон и порядок», ситуация становится критической и в сложившейся обстановке гарантировать мир и стабильность в Крыму могут лишь создаваемые регулярные вооружённые силы Крыма. Премьер-министр Крыма призвал военнослужащих, в период до проведения в АРК референдума не применять оружие во избежание кровопролития и дальнейшего обострения ситуации, сохранять организованность и порядок, «не поддаваться на провокации» со стороны представителей украинских властей, продолжать выполнять обязанности в своих воинских частях и беспрекословно выполнять указания Совета министров АРК, приказы и распоряжения командиров и начальников. Аксёнов заявил, что, как Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами АРК, он гарантирует всем военнослужащим ВС Крыма высокий уровень денежного довольствия, полный пакет социальных гарантий, решение жилищной проблемы, трудоустройство членов семей, внеочередное предоставление мест в детских дошкольных и школьных учреждениях [313]. В Симферополе неизвестные вооружённые люди в военной форме заблокировали автомобиль специального посланника Генерального секретаря ООН Роберта Серри, который был вынужден прервать своё пребывание в Крыму и покинуть полуостров [314]. Как прокомментировал этот инцидент Сергей Аксёнов, «мы не направляли им приглашение, они не предупреждали о приезде, обычная в таких случаях процедура не была соблюдена» [315]. Затопленный корабль « Очаков » в Донузлаве Ракетный крейсер «Москва» из состава ЧФ в сопровождении четырёх судов обеспечения встал у входа в бухту Донузлав, блокируя таким образом выход кораблей ВМС Украины [316]. Как сообщила пресс-служба Государственной пограничной службы Украины, 12 единиц корабельно-катерного состава Севастопольского и Ялтинского отрядов морской охраны, ушедшие из Крыма ради сохранения жизни и здоровья личного состава, предотвращения захвата кораблей, вооружения и техники, прибыли в Одесский отряд морской охраны, где будут задействованы в охране территориального моря и исключительной морской экономической зоны Украины [317]. В ночь с 5 на 6 марта в проливе бухты Донузлав был затоплен списанный большой противолодочный корабль «Очаков», который лёг поперёк пролива, заблокировав выход из бухты украинским судам [318] [319]. Хотя непосредственный риск сопротивления со стороны воинских частей на полуострове был нивелирован, российские войска, задействованные в крымской операции, «оставались уязвимыми для потенциальной атаки превосходящими силами с материка» [9].
Наращивание российских сил в Крыму, проведение референдума и отделение Крыма от Украины В последовавшие за захватом административных зданий дни Россия продолжала направлять подкрепления в Крым. Одновременно, по утверждениям Украины, происходило накопление российских войск в прилегающих к восточной части российско-украинской границы регионах РФ [320]. Опасения относительно уязвимости восточных регионов страны вынудили украинское руководство по его утверждениям [321] воздержаться от проведения силовой операции в Крыму [9]. Решение Севастопольского городского совета о проведении общекрымского референдума и о вхождении Севастополя в состав России. Свои решения крымские парламентарии объясняли реакцией украинских властей на решение о проведении референдума в Крыму, на который ранее не планировалось выносить вопрос о выходе автономии из состава Украины [324] [325] [326] на Сергея Аксёнова и Владимира Константинова было заведено уголовное дело по статье «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти», и как стало известно 5 марта, киевский суд вынес постановление об их задержании и тем, что на Украине «в результате антиконституционного переворота захватили власть националистические силы», которые «грубо нарушают Конституцию и законы Украины, неотъемлемые права и свободы граждан, включая право на жизнь, свободу мысли и слова, право говорить на родном языке», при этом «экстремистские группировки предприняли ряд попыток проникновения в Крым в целях обострения ситуации, эскалации напряжённости и незаконного захвата власти» [322]. Депутаты ВС АРК решили также сформировать независимые от Украины органы исполнительной власти Крыма министерства юстиции, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, промышленной политики, топлива и энергетики, по информации и массовым коммуникациям, прокуратуру, службу безопасности, налоговую и пенитенциарную службу и социальные фонды [327] и объявили об отделении судебной системы АРК от украинской [328]. Первый заместитель председателя Правительства АРК Рустам Темиргалиев сообщил, что собственность Украины в Крыму будет национализирована в пользу новых властей региона, вся частная собственность на территории Крыма будет переоформлена с учётом российского законодательства. Он указал на готовность Крыма вступить в рублёвую зону [329]. В связи с принятием депутатами Верховного Совета Крыма решения о вхождении АРК в состав России Главное следственное управление СБУ начало досудебное расследование по факту посягательства на территориальную целостность и неприкосновенность Украины [330]. Александр Турчинов выступил с обращением к народу Украины, заявив, что остановил решение Верховного Совета Крыма о проведении референдума о вхождении в состав России соответствующий указ был подписан на следующий день [331] и что «Верховная Рада Украины будет инициировать роспуск парламента Автономной Республики Крым.
Мы защитим неприкосновенность территории Украины» [332]. Центральная избирательная комиссия ЦИК поручила заблокировать доступ к базе данных Госреестра избирателей для органов Госреестра АР Крым и Севастополя, «учитывая ситуацию, которая сложилась в АР Крым в связи с попыткой подготовки проведения противозаконного местного референдума и с целью обеспечения защиты базы данных Государственного реестра избирателей от незаконного использования персональных данных, обеспечения защиты базы данных Реестра от несанкционированного доступа и злоупотребления доступом, нарушения целостности базы данных Реестра, его аппаратного и программного обеспечения» [333]. В свою очередь, глава комиссии по проведению общекрымского референдума Михаил Малышев позднее сообщил, что блокировка Госреестра не помешает проведению референдума [334] [335]. Командующий ВМСУ контр-адмирал Сергей Гайдук заявил, что в сложившейся в Крыму ситуации украинские военные изо всех сил стараются не допустить кровопролития и жертв среди мирного населения, «не позволить политическим противоречиям разорвать семьи и детей» [336]. В течение 6 - 7 марта через Керченскую паромную переправу круглосуточно переправлялись колонны военного автотранспорта [337] , следовавшие через Керчь в сторону Феодосии. Военные грузы украинскими пограничниками и таможенниками не досматривались [338]. Утром 7 марта в проливе бухты Донузлав российскими силами было взорвано и затоплено водолазное судно БМ 416 типа пожарного катера водоизмещением 30-40 тонн [339]. Нарышкин заявил, что в России поддержат «свободный и демократический выбор» населения Крыма и Севастополя [340]. Матвиенко заверила, что сенаторы поддержат решение о вхождении Крыма в состав России, если оно будет принято [341]. Тем временем административным судом Киева решения о референдуме были отменены [342] , в свою очередь юридическое управление секретариата Верховного совета АРК дало разъяснение, что данное постановление административного суда не влечет правовых последствий, так как не было одновременного обращения в Конституционный суд Украины [343].
В ночь с 8 на 9 марта в Крыму были замечены береговые ракетные комплексы « Бастион-П » [9] [347]. Поскольку украинский флот находился в блокаде , размещение этих комплексов было направлено на предотвращение вмешательства в крымские события третьих сил [9]. Блокпост на въезде в Крым. Представители руководства крымской автономии призвали жителей Крыма проголосовать за присоединение к России [348]. Владимир Константинов заявил в своём обращении к крымчанам на сайте Верховного Совета АР Крым, что передача Крыма Украине в 1954 году без согласия местных жителей представляла собой «вопиющую несправедливость». По словам политика, «Крым исчерпал возможности добиться достойного статуса в составе Украины», а дальнейшее пребывание в её составе «грозит крымчанам не просто унижениями и дискриминацией по культурному и этническому принципу, а самым буквальным физическим уничтожением. Константинов призвал жителей АРК «не упустить шанс, оставаясь крымчанами, никуда не переезжая, вернуться домой — в Россию», которая «поможет адаптироваться» в переходный период [349]. Зампред комитета Государственной думы по промышленности Павел Дорохин заявил, что правительство РФ зарезервировало порядка 40 млрд рублей на поддержку развития промышленно-экономической инфраструктуры Крыма [350]. Украинская воинская часть в Перевальном в окружении вооружённых людей Украинские власти заблокировали счета крымского управления Государственной казначейской службы, на которых находилось более 1 миллиарда гривен более 110 миллионов долларов , предназначавшихся на выплату пенсий, зарплаты бюджетникам и социальные выплаты [351]. Это позволило крымским властям провести референдум за счёт регионального бюджета [352].
Предложение Совета министров АР Крым украинскому 55-му зенитно-ракетному полку в Евпатории передать всё оружие на склад под охрану Черноморского флота России на период подготовки к референдуму о статусе Крыма [357] [358] 10 марта Сергей Аксёнов на встрече с журналистами сообщил, что Верховный совет Крыма наделил его полномочиями главнокомандующего вооружёнными силами и правом формирования вооружённых сил Крыма: «Решение о формировании армии Крыма принято в связи с наличием на территории автономии незаконных вооружённых формирований». В этот же день Аксёнов принял присягу на верность автономии батальона спецназа Вооружённых сил Крыма, в состав которого вошли около ста дружинников полка народной обороны Крыма. По словам Аксёнова, в составе ВС автономии насчитывается более 180 человек, которые приняли присягу [359]. Общая численность крымской армии к референдуму 16 марта должна быть доведена до 1500 человек. Он подтвердил, что в перспективе планируется создание военно-морских сил Крыма, отметив, что в случае аннексии Крыма Россией сухопутные войска и флот войдут в состав вооружённых сил РФ. Аксёнов также заявил, что если по итогам референдума Крым станет частью России, военнослужащие вооружённых сил Украины, находящиеся на территории Крыма, должны будут или покинуть территорию автономии, или войти в состав вооружённых сил республики [360]. В Верховном Совете Крыма началось формирование межфракционной депутатской группы «За новый российский Крым», поддерживающей действия председателя Верховного Совета Владимира Константинова и премьер-министра Крыма Сергея Аксёнова, направленные на «стабилизацию обстановки на полуострове» и присоединение Крыма к России. Как сообщает пресс-служба парламента, заявления о вступлении в объединение подали более 70 из 100 депутатов Верховного Совета [362]. Служба безопасности АРК распространила своё заявление: «С целью защиты населения Крыма от угроз их безопасности, обеспечения их прав и свобод, недопущения экстремистских проявлений на территории полуострова, предотвращения попыток разжигания межнациональной розни и иных конфликтов на собрании принято единогласное решение о формировании Службы безопасности Крыма как отдельной самостоятельной структуры. Служба безопасности Крыма в этот судьбоносный для народа период берёт на себя ответственность по его защите.
Обеспечение безопасности населения Крыма является главной и приоритетной задачей новой структуры» [363]. Парламент Крыма утвердил положение о народной дружине республики — «добровольном общественным формировании жителей Крыма, созданном для содействия правоохранительным органам, иным органам власти АРК органам местного самоуправления в охране правопорядка и общественной безопасности, прав и законных интересов граждан на территории АРК» [364]. Глава Севастополя Алексей Чалый подписал распоряжение о задачах сил народной самообороны, действующих под руководством единого штаба «с целью организации противостояния возможному вооружённому нападению на Севастополь, защиты жизней, здоровья и имущества жителей города, обеспечения свободного и безопасного проведения референдума». Перед участниками сводного полка народной самообороны Севастополя поставлены первоочередные задачи, среди которых — пресечение правонарушений и охрана общественного порядка на улицах города, организация дежурства на блокпостах при въезде в город, действия в составе дежурных подразделений и групп [365]. По сообщению Государственной пограничной службы Украины, с 28 февраля по 11 марта «нарушили порядок захода» в Крым 15 российских военных судов, 48 летательных аппаратов 14 раз «нарушили порядок осуществления военных полётов», а на Керченской паромной переправе, в пункте пропуска «Крым — паромная переправа» было зафиксировано 10 случаев нарушения порядка пересечения государственной границы. За этот период без согласования с Украиной в Крым через паромную переправу было перемещено 139 единиц автомобильной и прочей военной техники РФ, в основном грузовики, специальные и легковые автомобили, но также 4 РСЗО «Град» и 6 БТР [366]. Он также заявил, что Украина обратится к странам — гарантам безопасности за технической и военной помощью. По его словам, МВД обеспечит все первоочередные потребности формируемой Национальной гвардии Украины, но Украине также нужна техническая и военная помощь [368]. По его словам, это сделано «в связи с возможным прилётом сюда провокаторов» [369]. Российские военные блокировали радиотехнический батальон на горе Ай-Петри [370].
Назначенный Верховной радой первый вице-премьер Виталий Ярема сообщил на заседании правительства страны, что украинская армия приведена в полную боевую готовность и начались всеукраинские военные учения. Он констатировал, что российские войска продолжают находиться вдоль восточной границы Украины и постоянно наращивают своё присутствие [371]. Как стало известно из доклада и. Из сухопутных войск Украины общей численностью 41 тыс. В ВМФ Украины по состоянию на 1 марта только 4 корабля отнесли к условно боеспособным: фрегат «Гетман Сагайдачный», корвет «Тернополь», корабль управления «Славутич» и большой десантный корабль «Константин Ольшанский». Согласно докладу, в качестве единственной эффективной меры для сдерживания агрессии и нанесения гарантированного поражения отрядам сил самообороны в Крыму и незаконным воинским формированиям, которые могут появиться в восточных областях страны, могут рассматриваться только реактивные системы залпового огня РСЗО «Ураган» и «Смерч». При этом Тенюх выступает категорически против применения РСЗО, а лишь предлагает усилить их охрану, учитывая регистрируемый интерес к ним со стороны «радикальных партнёров по Майдану». Он обращает внимание на «высокую вероятность неточного поражения целей, учитывая крайне низкую подготовку экипажей РСЗО » и, соответственно, возможную гибель значительного количества мирных жителей [373]. Мамчур потребовал от руководства страны в кратчайшие сроки принять взвешенное решение по дальнейшим действиям командиров воинских частей в случае прямой угрозы жизни личного состава, семей военнослужащих и гражданского населения: «В случае непринятия вами соответствующих решений мы будем вынуждены действовать согласно уставу Вооружённых сил Украины, вплоть до открытия огня. При этом мы чётко осознаём, что не сможем долго противостоять превосходящим по количеству, вооружённости и подготовке подразделениям российских войск, но готовы выполнить свой долг до конца» [374].
Четыре ведущие политические партии Крыма подписали меморандум о всестороннем содействии свободному волеизъявлению крымчан в ходе общекрымского референдума, в котором договорились в ходе подготовки и проведения референдума воздержаться от межпартийной конкуренции, ввести на этот период режим максимальной взаимной доброжелательности и взаимодействия, решительно пресекать попытки срыва проведения референдума или искажения его результатов, а также рекомендовали членам своих организаций и всем своим политическим сторонникам поддержать вхождение в РФ. Продолжалась доставка военной техники через Керченский пролив [376] [377] [377] , в частности, 14 марта на полуостров были доставлены 152-мм гаубицы 2А65 , размещённые позднее на Перекопском перешейке [9]. Между тем Конституционный суд Украины принял решение о признании не соответствующим Конституции Украины постановления Верховного совета Автономной республики Крым о проведении общекрымского референдума [378] [379] [380] , а также потребовал принять меры по прекращению подготовки голосования [381]. Неисполнение решения Конституционного суда Украины влечет за собой уголовную ответственность [382]. Во избежание подобных попыток газораспределительная станция взята под охрану. В связи с этим Аксёнов обратился к командующему Черноморским флотом России с просьбой взять под охрану газораспределительную станцию, находящуюся на Арабатской стрелке южнее посёлка Стрелковое «с целью обеспечения энергетической безопасности Автономной Республики Крым и бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения» [383]. По сообщению интернет-издания LB. Позже пресс-служба Министерства обороны Украины сообщила: «Отпор был дан немедленно. С целью немедленного реагирования на провокацию с украинской стороны были подняты силы армейской авиации Сухопутных войск Вооружённых Сил Украины, а также силы аэромобильного батальона», после чего российские военнослужащие вернулись на прежние позиции [384]. В связи с этими событиями МИД Украины заявил о военном вторжении России и потребовал от РФ немедленного вывода войск с территории Украины, отметив, что «Украина оставляет за собой право применить все необходимые меры для прекращения военного вторжения со стороны России» [385].
Верховная Рада Украины досрочно прекратила полномочия Верховного Совета Автономной Республики Крым [386] на основании решения Конституционного суда Украины о неконституционности крымского референдума, однако крымские власти не подчинились этому решению и призвали жителей полуострова участвовать в голосовании [387]. Мы прошли этап протестов и риска военного столкновения. Настало время примирения, работы политиков и дипломатов». Командующий ВМСУ обратил внимание военнослужащих Украины и России на необходимость выдержки, понимания того, что политические разногласия решаются только за столом переговоров: «Уверен: украинские и российские воины не должны стрелять друг в друга… Ещё раз настойчиво призываю всех к диалогу и переговорам на всех уровнях. Верю в мудрость, благоразумие и выдержку крымчан и севастопольцев. Желаю вам добра и благополучия» [388]. Арсений Яценюк заявил, что «украинское государство найдёт всех зачинщиков сепаратизма и раскола, которые сейчас под прикрытием российских военных пытаются уничтожить украинскую независимость. Мы найдём всех, через год, через два, привлечём к суду и будем судить в украинских и международных судах. Земля под ногами будет гореть». Яценюк добавил, что вместе с международными партнёрами власти сделают «всё возможное, чтобы каждый, кто сегодня себя свободно чувствует под защитой российских автоматов, знал, что ответственность за сепаратизм и попытки свержения конституционного строя настанет»: «В мире не останется ни одного места, где они смогут себя свободно чувствовать, и Россия их не защитит» [390] — однако предпринятое к моменту всеобщего голосования усиление российских войск в Крыму «в сущности ликвидировало какие-либо шансы Украины на проведение успешной военной операции» [9] , по данной год спустя президентом Путиным характеристике, «мы сделали из Крыма крепость.
И с моря и с суши» [391].
Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки. Статья 3. Пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя 1. Пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Граница Республики Крым на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей Российской Федерации. Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права. Статья 4. Признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя 1.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и или их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по истечении одного месяца со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Граждане Российской Федерации, признанные таковыми в соответствии с частью 1 настоящей статьи и получившие документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, в случае подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Часть дополнительно включена Федеральным конституционным законом от 29 декабря 2014 года N 19-ФКЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 1-ФКЗ. Граждане Российской Федерации, являвшиеся на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов несовершеннолетними детьми, оба родителя или единственный родитель которых являются гражданами Российской Федерации, указанными в части 4 настоящей статьи, в том числе усыновленные удочеренные и имевшие гражданство Украины, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, в случае подачи ими после достижения восемнадцати лет заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, указанное в частях 4 и 5 настоящей статьи, подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с указанным заявлением представляются документы, подтверждающие наличие гражданства Украины. Граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, представляют также документы, подтверждающие факт их постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
К гражданам Российской Федерации, которые признаны в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, и которые не имеют гражданства другого иностранного государства, не применяются положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие ограничения в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства.
Московец А. Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нет уже сей бородавки на носу — вот вдруг положение границ прекрасно… Доверенность жителей в Новороссийской губернии будет тогда несумнительна.
Мореплавание по Черному морю свободное», — писал Потемкин императрице. В то время в качестве морской базы активно развивался Херсон, но без Крыма в Черном море было трудно закрепиться. Управлять ею был назначен Потемкин, получивший титул князя Таврического.
Он занялся хозяйственным обустройством Крыма, реконструкцией городов и строительством новых. В 1783 г. Через год основан Симферополь, административный центр Таврической губернии.
Потемкин активно занимался переселением на полуостров жителей других регионов империи, но при этом старался не настроить против России и крымчан. Им была гарантирована свобода вероисповедания, а высшее крымско-татарское сословие императрица возвела в ранг русского дворянства. Сначала была провозглашена Крымская Народная Республика, но уже в начале 1918 г.
Крым российский. Что дал полуостров России
Крым был частью Крымского ханства с 1441 года, пока не был аннексирован Российской империей в 1783 году. Присоединение Крыма к России можно условно разделить на три этапа. Документ подписали Президент Российской Федерации Владимир Путин, Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов.
Как Крым вошёл в состав России: хроника событий
Надо отметить, что выход Крыма из состава Украины и последующее его присоединение к России — это одно из последствий политического кризиса на Украине конца 2013 — начала 2014 годов. После распада СССР в 1991 году, в Крымской области был проведен референдум по воссозданию Крымской автономии, а в 1992 году была принята крымская конституция, которая установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях. Но в связи с обострением политической ситуации на Украине в конце 2013 года, руководство Крыма придерживалось линии сближения с Россией. А после смены власти в стране в феврале 2014 года, Президиум Верховного Совета Крыма постановил «в условиях рвения к власти групп национал-фашистского толка» инициировать проведение общекрымского опроса о статусе полуострова. К тому же, 27 февраля депутаты верховного совета избрали Сергея Аксёнова, лидера местной партии «Русское единство», председателем совета министров Республики Крым.
И это обещание выполнили», — говорит сенатор. Этот факт руководством нашей страны был признан ключевым для принятия решения о присоединении. Он вступил в силу 21 марта — с даты его ратификации Федеральным Собранием. Ещё через 2 недели между Крымом и Украиной была установлена государственная граница РФ.
В честь этого важного события в нашей стране установлен праздник — День воссоединения Крыма с Россией, который отмечается 18 марта.
После депортации крымских татар 1944—1946 гг. В апреле 1954 года Крымская область была передана в состав Украинской ССР со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР». По мнению некоторых российских исследователей и политиков, Севастополь в 1954 году формально не передавался Украинской ССР в составе Крымской области, поскольку с 1948 года являлся городом республиканского подчинения РСФСР.
Правовой статус Севастополя. Крымским татарам было разрешено селиться в Крыму. Началось массовое возвращение на историческую родину крымскотатарского народа, значительно обострившее социальные и этнические противоречия на полуострове. На рубеже 1980-х — 1990-х годов в Крыму, как и во многих других регионах СССР, активизировалась деятельность независимых общественных организаций, ряд которых изначально заявили своей целью защиту национально-культурной, исторической и языковой идентичности русского населения полуострова.
В 1989 году в Крыму начала действовать организация «Демократическая Таврида», выдвинувшая, в частности, лозунги создания Крымской республики в составе СССР и закрепления на её территории статуса русского языка в качестве государственного. Позднее при участии ряда видных деятелей «Демократической Тавриды» была создана новая структура — «Республиканское движение Крыма» РДК. В 1992—1994 годах пророссийскими политическими силами предпринимались попытки отделения Крыма от Украины — так, например, 5 мая 1992 года Верховным Советом Крыма было принято постановление о проведении общекрымского референдума по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым, которое впоследствии было отменено благодаря вмешательству Верховной Рады Украины. При этом российский парламент уточнил, что в связи с конституированием последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области и заключением между Украиной и Россией договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, а также в связи с закреплением данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, он считает необходимым урегулировать вопрос о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.
Президент России Борис Ельцин негативно отреагировал на действия Верховного Совета, заявив: «Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной». Заявление российских парламентариев прозвучало на фоне острого политического кризиса в России 1992—1993-х годов, вылившегося в жёсткое противостояние между парламентом и президентом. В 1994 году на Украине начала работу миссия ОБСЕ, главной задачей которой было содействие стабилизации ситуации на Крымском полуострове. Его руководители выдвигали ряд лозунгов весьма радикального характера — курс на сближение Республики Крым с Россией, вплоть до полного присоединения, заключение с Россией военно-политического союза, предоставление жителям Крыма российского гражданства.
В начале 1994 года был зафиксирован наивысший на тот период успех крымского пророссийского движения: в январе известный общественный деятель Юрий Мешков был избран президентом Республики Крым, а большинство в Верховном Совете автономии завоевал созданный при поддержке Республиканской партии Крыма блок «Россия». Однако после убедительной победы на выборах новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для обеспечения реальной автономии, а также с отсутствием поддержки со стороны самой России, руководство которой пыталось в то время сблизиться с Западом и потому рассматривало активность пророссийских деятелей за рубежом как неприятную помеху, способную возродить на Западе подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций» России. Лишенный своей должности, Юрий Мешков выехал в Россию и смог вернуться лишь в марте 2014 года. Ряд крымских партий были распущены в частности, партии, входившие в состав блока «Россия».
В 1998 году пророссийские политические силы в Крыму, ослабленные политическим кризисом, потерпели поражение на выборах в Верховный Совет Крыма. На определённое время в деятельности пророссийских организаций собственно политическая составляющая ушла на второй план, при этом более важную роль начали играть вопросы русского языка, религии, культуры, исторического самосознания, поддержания связей с исторической Родиной. Во время раздела советского флота в первой половине 1990-х годов отношения военнослужащих украинского и российского флотов, как отмечают источники, оставались временами весьма напряжёнными, доходя порой до физического противостояния между ними. Сложившаяся в 1993—1994-х годах ситуация на полуострове находилась на грани вооружённого конфликта между Россией и Украиной.
В период с 1994 по 1997 гг. В результате переговоров по разделу флота украинской стороне достались 30 боевых кораблей и катеров, одна подводная лодка, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения всего — 67 единиц , 90 боевых самолётов. Россия же получила 338 кораблей и судов, а также 106 самолётов и вертолётов. По Соглашению о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, России на правах 20-летней аренды перешли: главная бухта города — Севастопольская с причалами для стоянки более чем 30 боевых кораблей, бухта Карантинная с бригадой ракетных катеров Черноморского флота и водолазным полигоном, Казачья бухта, где была размещена бригада морской пехоты, Южная бухта.
ВСтрелецкой бухте совместно базировались корабли российского и украинского флотов. Россия получила также в аренду основной арсенал боеприпасов, ракетную базу Черноморского флота, десантный полигон и два аэродрома: Гвардейское под Симферополем и Севастополь Кача. Украина соглашалась на использование Черноморским флотом в Крыму, за пределами Севастополя, российских флотских объектов: 31-го испытательного центра в Феодосии, пунктов ВЧ-связи в Ялте и Судаке и крымского военного санатория. Согласно договорённостям, Россия могла иметь на Украине не более 25 тысяч человек личного состава, 24 артиллерийских систем калибра более 100 мм, 132 бронемашин, 22 боевых самолётов морской авиации наземного базирования, а численность российских кораблей и судов не должна была превышать 388 единиц.
На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе Каче можно было размещать 161 летательный аппарат. Российская сторона обязалась не иметь ядерного оружия в составе Черноморского флота РФ на территории Украины. В 2003 году «Русскую общину Крыма» возглавил Сергей Цеков. Активизации пророссийских общественных организаций способствовала «Оранжевая революция» 2004 , многие лозунги которой были восприняты значительной частью населения полуострова резко враждебно.
В 2004—2005 годах «Русская община Крыма» выступила одной из базовых общественно-политических сил в Крыму, оказавших политическое сопротивление «Оранжевой революции». Заявив о нелегитимности переголосования второго тура президентских выборов, «Русская община Крыма» выступила организатором многотысячных митингов в Симферополе против политико-правового беспредела в стране и незаконного прихода к власти Виктора Ющенко. В 2006 году «Русская община Крыма» приняла участие в формировании избирательного блока «За Януковича! Благодаря этому удалось обеспечить солидное представительство активистов Общины в крымском парламенте, в местных советах автономии.
В декабре 2009 года Русская община Крыма совместно с Гражданским активом Крыма выступила инициатором создания Всекрымского движения «Русское единство». Данная инициатива была поддержана многими другими русскими общественными организациями. В 2010 году русские организации, которые участвовали в создании Всекрымского движения «Русское единство», пришли к выводу о необходимости формирования русской партии Украины. Эта партия, которая, как и одноимённое движение, получила название «Русское единство», была создана и официально зарегистрирована в сентябре 2010 года.
Лидером партии «Русское единство» стал Сергей Аксёнов, к тому времени первый заместитель председателя «Русской общины Крыма». Возможность возникновения нового конфликта в Крыму в связи с новым переделом мира считалась высокой уже в начале 2000-х годов. Осенью 2003 года между Россией и Украиной разгорелся конфликт вокруг острова Тузла в Керченском проливе, вызванный отсутствием прогресса в урегулировании статуса Керченского пролива и Азовского моря. После распада СССР судоходная часть пролива между косой Тузла и Крымским полуостровом оказалась полностью в территориальных водах Украины.
Российская часть Керченского пролива была мелководной, и подходила только для мелких рыбацких лодок. Киев расценил строительство как «посягательство на территориальную целостность страны». В ответ украинская сторона перебросила на остров несколько сот пограничников и направила в Керченский пролив артиллерийские катера. Вскоре обе стороны начали наращивать свое военное присутствие в регионе.
Президентство Ющенко После прихода к власти на Украине в 2005 году Виктора Ющенко российско-украинские отношения резко ухудшились. Москва негативно оценивала как саму Оранжевую революцию, так и политику нового украинского президента в отношении языкового вопроса, трактовок истории Голодомора и Украинской повстанческой армии, его курс на членство в НАТО. Политика Ющенко не находила поддержки и у большинства жителей Крымского полуострова. В 2006 году Виктор Ющенко заявил, что Украина будет придерживаться положений соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на украинской территории лишь до 2017 года.
Ющенко заявил, что Конституция Украины не предусматривает возможности пребывания на украинской территории военных баз иностранных государств, а поэтому украинский президент поручил начать подготовку к выводу российского флота после 2017. Ещё одним спорным вопросом между РФ и Украиной стал конфликт вокруг крымских маяков, начавшийся в конце 2005 года. Тогда Украина объявила о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, используемых российским флотом. Однако любые попытки провести проверку использования объектов пресекались российской стороной.
Киев добивался передачи под свою юрисдикцию навигационно-гидрографических объектов. Украинская сторона утверждала, что Договор 1997 года определяет перечень объектов и площадей, которые были переданы Черноморскому флоту во временное пользование на 20 лет, другие объекты, в том числе и маяки, должны были быть возвращены Украине.
Путин также поблагодарил украинских военнослужащих, "которые не пошли на кровопролитие и не запятнали себя кровью".
Комментируя заявления о том, что Украина может расширить сотрудничество с НАТО, Путин сказал: "Мы против того, чтобы военная организация хозяйничала "возле нашего забора", рядом с нашим домом или на наших исторических территориях. Вы знаете, я просто не могу себе представить, что мы будем ездить в Севастополь в гости к натовским морякам". И эта стратегическая территория должна находиться под сильным, устойчивым суверенитетом, который по факту может быть только российским", - подчеркнул он.
По его словам, ситуация в Крыму абсолютно аналогична признанию западными державами независимости Косово. Он процитировал решение Международного суда ООН по этому поводу: "Никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности. Общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости".
Опять возникает вопрос - почему? Он напомнил, что, объявляя о своей независимости, назначая референдум, Верховный Совет Крыма сослался на Устав ООН, в котором говорится о праве нации на самоопределение. На Украине воспользовались этим правом, а крымчанам в нем отказывают?
Российский президент высказал мнение, что в Крыму должно быть три равноправных государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. По его словам, необходимо предпринять все политические и законодательные меры для завершения процесса реабилитации крымскотатарского народа, к которому так же как и к некоторым другим народам СССР, была проявлена жестокая несправедливость.
Крым 8 лет снова наш: как за это время изменился полуостров
Присоединение Крыма к Российской Федерации — Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года. В Акте отменялась независимость Крымского ханства, полуостров Таврида (Крым) был присоединен к Российской империи. Республика Крым, субъект Российской Федерации, расположен на юго-западе Европейской части России, на Крымском полуострове. Входит в состав Южного. Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Фото: ).
Пять лет дома — годовщина возвращения Крыма в состав России
Впервые Крым был присоединён Екатериной II. Во время Крымской войны, столетие спустя, некоторые территории перешли османам, но в итоге были возвращены Российской империи. 6 марта Верховный совет Крыма вновь обратился к президенту России с просьбой включить Республику Крым в состав Российской Федерации в качестве ее субъекта и назначил референдум на 16 марта. республики крым и города федерального значения севастополя.
Крым вошел в состав России
Признание Портой присоединения Крыма к России последовало только через восемь с лишним месяцев. Присоединение Крыма к России 1783 года было закреплено манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля. Делегация Верховного Совета Крыма во главе с его председателем Владимиром Константиновым проводит встречу в Москве с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным и спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. По этому договору Крым объявлялся российским протекторатом. Впервые Крым был присоединён Екатериной II. Во время Крымской войны, столетие спустя, некоторые территории перешли османам, но в итоге были возвращены Российской империи.
Как Крым вошёл в состав России: хроника событий
Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины? Бюллетени были напечатаны на трех языках — русском, украинском и крымско-татарском. За проведением референдума следили более 50 наблюдателей из 21 страны, в том числе Израиля, Франции, Италии. Большинство государств — членов ООН не признало плебисцит о статусе Крыма. Провозглашение независимости Крыма 17 марта 2014 года Верховный совет республики принял постановление, в котором Крым был провозглашен независимым суверенным государством. В документе также содержалось обращение к России с предложением о принятии Крыма в состав РФ в качестве нового субъекта со статусом республики.
В тот же день крымский парламент был переименован в Государственный совет Республики Крым, Севастопольский городской совет — в Законодательное собрание. Госсовет Крыма признал расположенную на полуострове государственную собственность Украины собственностью республики и постановил, что с 17 марта в Крыму «не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады и иных госорганов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года«. Севастопольский горсовет единогласно принял постановление о вхождении Севастополя в состав России в качестве отдельного субъекта Федерации — города федерального значения. Президент также подписал указ об образовании Крымского федерального округа, в который вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь 28 июля 2016 года Крымский округ был упразднен, Республика Крым и Севастополь включены в состав Южного федерального округа. Вечером в Москве, Севастополе и Симферополе был дан праздничный салют.
День воссоединения Крыма с Россией 18 марта на полуострове отмечается День воссоединения Крыма с Россией, который установлен законом «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» от 29 декабря 2014 года. Последствия для России Несмотря на жесткое неприятие Украиной, США и других членов НАТО итогов волеизъявления народа Крыма и возвращение его в состав России, а также санкций, которые страны запада во главе с американцами ввели с весны 2014-го года по отношению к России из-за «аннексии Крыма», интеграция полуострова в состав РФ за прошедшие годы практически состоялась. Остров получил энергетическую, транспортную, продовольственную независимость от Украины, которая все годы «незалежности» держала полуостров на голодном пайке. Крупнейшим инфраструктурным проектом для России в 21 веке стал Крымский мост более 229 млрд. Автомобильное движение по нему идет с мая 2018-го, железнодорожное — с конца 2019-го.
Она соединяет восток и запад полуострова скоростным автобаном. Одним из крупнейших в Восточной Европе и самым современным стал новый аэропорт Симферополя «Крымская волна». Три энергоблока общей мощностью до 500 МВт, введенные за эти годы и энергомост из Краснодарского края позволили отказаться от поставок электроэнергии из Украины. Проблемой остается снабжение водой агропрома республики — из-за перекрытия Украиной Северо-Крымского водоканала. Из-за санкций на полуострове не работают крупнейшие российские банки и телекоммуникационные операторы, но ведущие авиакомпании страны совершают рейсы в Симферополь из большинства крупнейших городов европейской части России.
Несмотря на то, что значительная часть членов ООН де юре не признает вхождение Крыма в Россию, де факто на полуострове за 6 лет побывали делегации из большинства европейских стран, в том числе с участием депутатов республиканских и городских парламентов, а также крупных бизнесменов. Итоги выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. Международно-правовое обоснование воссоединения Крыма и России Действия России по Крыму полностью соответствуют международно-правовым нормам. Право на самоопределение народов закреплено в статье 1 Устава ООН, подтверждено в статье 1 Пакта 1966 г. В Декларации также регулируется вопрос соотношения права на самоопределение и нерушимости территориальной целостности — другого важнейшего принципа международного права.
Заявления о том, что принцип территориальной целостности государства исключает реализацию права на самоопределение в форме отделения не подтверждаются практикой. Как известно, в 1945 г. Большинство из них образовалось путем реализации права на самоопределение, один из последних примеров — отделение Южного Судана. Осуществление права на отделение может иметь место в трёх случаях: в колониальном контексте, в ситуации иностранной оккупации и в «наиболее экстремальных ситуациях». На практике, однако, встречается более широкое толкование этого положения.
Сторонники евроинтеграции потребовали отставки президента и правительства страны. Волна беспорядков, начавшаяся в Киеве, перекинулась на другие украинские города и регионы. В тот же день депутаты отменили закон, предусматривающий предоставление русскому языку статуса регионального в ряде областей страны. Это решение вызвало массовые протесты среди русскоязычного населения, прежде всего на юго-востоке Украины и в Крыму. Акции протеста в Крыму 23 февраля 2014 года пророссийски настроенные жители полуострова, не желая признавать новое украинское правительство, начали бессрочную акцию протеста у здания Верховного совета республики.
Основным требованием митингующих было отделение Крыма от Украины. В Севастополе также прошел митинг, в ходе которого главой города был избран предприниматель Алексей Чалый. Аналогичные акции прошли в Керчи и других городах Крыма, на полуострове стали формировать отряды самообороны. В результате беспорядков два человека погибли, более 30 получили ранения. Работа Верховного совета была блокирована.
На следующий день, после освобождения здания и возобновления работы парламента, депутаты отправили в отставку правительство Анатолия Могилева и назначили новым премьер-министром АРК лидера местного движения «Русское единство» Сергея Аксенова. Референдум 27 февраля 2014 года Верховный совет республики назначил дату проведения референдума по вопросу статуса Крыма — 25 мая того же года. В связи с обострением ситуации в регионе референдум о статусе Крыма решено было перенести на 30 марта. В тот же день Совет Федерации РФ дал согласие главе государства на использование российских Вооруженных сил на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране. Депутаты горсовета Севастополя 1 марта проголосовали за неподчинение киевским властям и за поддержку проведения в Крыму референдума о расширении статуса автономии.
В этот же день Севастопольский городской совет принял постановление об участии в общекрымском референдуме. На общекрымский референдум 16 марта были вынесены два вопроса: Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ? Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины? Бюллетени были напечатаны на трех языках — русском, украинском и крымско-татарском. За проведением референдума следили более 50 наблюдателей из 21 страны, в том числе Израиля, Франции, Италии.
Большинство государств — членов ООН не признало плебисцит о статусе Крыма. Провозглашение независимости Крыма 17 марта 2014 года Верховный совет республики принял постановление, в котором Крым был провозглашен независимым суверенным государством. В документе также содержалось обращение к России с предложением о принятии Крыма в состав РФ в качестве нового субъекта со статусом республики. В тот же день крымский парламент был переименован в Государственный совет Республики Крым, Севастопольский городской совет — в Законодательное собрание. Госсовет Крыма признал расположенную на полуострове государственную собственность Украины собственностью республики и постановил, что с 17 марта в Крыму «не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады и иных госорганов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года«.
Севастопольский горсовет единогласно принял постановление о вхождении Севастополя в состав России в качестве отдельного субъекта Федерации — города федерального значения. Президент также подписал указ об образовании Крымского федерального округа, в который вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь 28 июля 2016 года Крымский округ был упразднен, Республика Крым и Севастополь включены в состав Южного федерального округа. Вечером в Москве, Севастополе и Симферополе был дан праздничный салют. День воссоединения Крыма с Россией 18 марта на полуострове отмечается День воссоединения Крыма с Россией, который установлен законом «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» от 29 декабря 2014 года. Последствия для России Несмотря на жесткое неприятие Украиной, США и других членов НАТО итогов волеизъявления народа Крыма и возвращение его в состав России, а также санкций, которые страны запада во главе с американцами ввели с весны 2014-го года по отношению к России из-за «аннексии Крыма», интеграция полуострова в состав РФ за прошедшие годы практически состоялась.
Остров получил энергетическую, транспортную, продовольственную независимость от Украины, которая все годы «незалежности» держала полуостров на голодном пайке.
Он занялся хозяйственным обустройством Крыма, реконструкцией городов и строительством новых. В 1783 г. Через год основан Симферополь, административный центр Таврической губернии. Потемкин активно занимался переселением на полуостров жителей других регионов империи, но при этом старался не настроить против России и крымчан. Им была гарантирована свобода вероисповедания, а высшее крымско-татарское сословие императрица возвела в ранг русского дворянства. Сначала была провозглашена Крымская Народная Республика, но уже в начале 1918 г. В мае 1919-го полуостров заняли вооруженные силы юга России, затем Крым стал последним оплотом белого движения во главе с бароном Петром Врангелем. Но удержать территорию он не смог — в ноябре 1920 г.
Красная армия отвоевала полуостров. Дважды — в 1918-м и в 1941-1944 гг. На фото: вступление отряда Красной гвардии в Бахчисарай, январь 1918 г.
Однако референдум в марте 2014 года, проведенный крымскими властями, не был признан на международном уровне. К голосованию были предложены два варианта — первый предполагал воссоединение Крыма с Россией в качестве субъекта, а второй вариант оставлял Крым в составе Украины, но наделял его особым статусом. Владимир Путин подписал договор с представителями Крыма о том, чтобы сделать его частью России через два дня после голосования, 18 марта 2014 года.
Хроника Крымской весны. 18 марта: Крым и Севастополь входят в состав России
Сегодня ровно девять лет, как Крым и Севастополь вернулись в состав России. С учетом вышеперечисленных фактов и обстоятельств сецессию Крыма и его присоединение к Российской Федерации нельзя назвать противоправными. Республики Крым и города федерального значения Севастополя".