После появления слухов об отмене прямых выборов губернаторов некоторые кандидаты публично заявили, что готовы к прямым выборам. И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов. В России в 2023 году состоятся выборы губернаторов в 23 регионах РФ. В Кремле заявили, что отмена или перенос прямых выборов губернаторов не обсуждается.
Что еще почитать
- Является ли губернатор облости законодательной властью и каков его статус. |
- Законодательные основы
- Прямые выборы губернаторов в России могут отменить или перенести
- Смотрите также
Выборы губернаторов в России без сюрпризов — ни в одном регионе второго тура не будет
В случае двукратного отклонения кандидатуры губернатора президент имеет право назначить временного исполняющего обязанности высшего должностного лица не более чем на полгода. А при таком варианте "назначенные губернаторы будут назначать мэров, а люди окажутся выключены из этого процесса" тоталитарный режим установится окончательно. Если это произойдет до выборов, Президент назначит вр.и.о.
Независимая оценка
- Выборы губернаторов в России без сюрпризов — ни в одном регионе второго тура не будет
- Тренд 2017 года
- Прямые выборы губернаторов в России могут отменить или перенести
- Порядок назначения губернаторов в России и назначения губернаторов в 2018 году
- Остальным приготовиться?
- Как назначают губернаторов в России 🚩 губернатор президент 🚩 Политика
РБК: Законодатели обсудят отказ от прямых губернаторских выборов
Как рассказал источник «ФедералПресс», близкий к Администрации президента, по итогам выборов главы государства в региона можно ожидать волны отставок глав субъектов: «Ротация будет по плану, ее никто не отменял. Глав субъектов оценят скорее всего по итогам выборов, их общей работе. Но, в сущности, все будет зависеть от решения президента, а ни о каких решениях речи пока не идет», — рассказывает источник «ФедералПресс». Еще по теме Директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков в беседе с «ФедералПресс» перечислил регионы, где заметен протестный потенциал перед ЕДГ-2024.
Другое дело, что в подавляющем большинстве регионов с протестным потенциалом пока высоки шансы на реализацию наиболее распространенного сценария губернаторских кампаний — когда имеют место заключенные еще до начала гонки договоренности и в выборах участвует не самый сильный, а «второй» или «третий» состав оппозиционных кандидатов, проводящих не самую активную агитационную работу», — отметил в беседе с «ФедералПресс» Нейжмаков. Риски для наименее популярных губернаторов, конечно, могут быть и в этом случае, но все же, сниженные, считает политолог. По его словам, говорить о вероятности проведения вторых туров в сентябре 2024 года пока не имеет особого смысла.
Кроме того, выборы представительных органов пройдут в ряде административных центров регионов с протестным потенциалом среди них можно отметить, например, Читу, Иркутск, Хабаровск.
Так что выбор ограничивался лишь избранием самого представительного органа - заксобрания. В 2009 году механизм изменился, но лишь частично: партия, имеющая большинство голосов в регионе, могла президенту предложить своих кандидатов. При этом губернатор, не оправдавший доверия руководителя страны, мог быть отозван в отставку. С 1 июня 2012 года в России снова действует закон о прямых выборах губернаторов. Главы субъектов с этого времени выбираются на 5 лет и не могут занимать эту должность более двух сроков подряд.
В обществе сформировался запрос на выборы.
Причем выборы обладают несколькими функциями сразу. Да, они позволяют сформировать органы власти. Но, помимо этого, выборы — это способ выпустить пар. Людям не хватало такой возможности, и они стали выпускать этот пар на улицах. Кроме того, выборы несут в себе элемент шоу, которого население ждет, то есть они выполняют и своего рода развлекательную функцию. Плюс, безусловно, выборы дают избирателям ощущение причастности — того, что они тоже что-то решают. Однако нужно иметь в виду, что внесенный в Думу законопроект имеет два "но".
Во-первых, он будет рассматриваться только в мае, то есть уже при новом президенте. И поэтому вообще не факт, что его рассмотрят. Во-вторых, в любой законопроект можно внести даже одну поправку, которая сведет на нет всю его демократичность и возможность граждан полноценно участвовать в политических процессах. Да и уже внесенный документ имеет вызывающие сомнение положения. Согласование кандидатур с президентом, например. Или его право отправлять губернаторов в отставку. Страна стала другой Борис Ларин, вице-губернатор, курирует политический блок: Я не сказал бы, что эта инициатива — реакция на протестные митинги, такое мнение было бы однобоким.
Просто сегодня возникла общественная необходимость выносить вопросы по формированию структуры органов власти в более демократичную плоскость. А был такой сложный для страны период, когда этого нельзя было делать: государство находилось на грани распада, и требовалась жесткая централизация власти. Президент считает, что сейчас ситуация изменилась, и внес такой законопроект. Страна стала другой. Нет уже таких центробежных сил, таких субъектов, которые бы нацеливались отдаляться от правительства. Сегодня этого нет. Хотя вопрос о компетенции будущих кандидатов в губернаторы, критериях отбора этих людей с точки зрения соответствия интересам общества остается пока открытым, и в этом плане законопроект, я считаю, надо дорабатывать.
Конечно, Дума будет работать над ним, и депутаты края тоже обязательно будут вносить свои предложения. Согласно ст. Пока кидают подачки Георгий Сатаров, политолог, президент фонда "Индем": Если говорить о том, почему и для чего появилась такая инициатива, то ответ на вопрос "почему? Пока отчетливо видно, что, кидая подачки, менять ничего не собираются. Во-первых, законопроект сохраняет "кремлевский фильтр" для глав регионов. Во-вторых, мы не знаем, как закон будет реализовываться на практике, то есть каким будет его правоприменение. Это сейчас не ясно.
Не бывает изолированных, самостоятельно работающих институтов, в том числе и института выборов.
Однако один из основных вопросов — почему президент решил изменить систему сейчас? Реакция ли это на декабрьские массовые митинги? Или это удобный способ направить обсуждение реформ в одно русло? На тему возможных причин и своевременности появления законопроекта рассуждают эксперты. Михаил Хаустов Дмитрий Медведев, президент России: Хотел бы сказать, что я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимаю их. Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни. Итак, считаю необходимым следующее.
Перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов. Закон позволит провести "фасадные" работы Ярослава Шашкова, доцент кафедры политологии факультета политических наук АлтГУ: С одной стороны, это, конечно, ответ на те выступления граждан, которые проходили в декабре. Но, на мой взгляд, свою роль, возможно, сыграли и другие факторы. Какой могла быть логика? Сегодня экономическое положение России не настолько сильное, каким было несколько лет назад, несмотря на все нефтяные вливания. А закономерность такова, что когда экономическая ситуация в стране не слишком стабильна, возникает необходимость в большей связи с Западом. И Россия вынуждена создавать имидж демократического государства. Так было и в 1990-е годы: ориентировались на Запад — кто-то из романтических, кто-то из прагматических соображений.
Иначе невозможно было получить кредиты. Сегодня ситуация не идентична, но признание мирового сообщества нам нужно, иначе могут последовать экономические и внешнеполитические санкции. Поэтому из прагматических соображений делаются шаги, которые не меняют ситуацию принципиально, но позволяют прилатать, если можно так сказать, к фасаду демократические "нашлепки". Это помогает решить не только внешние, но и внутренние проблемы. В обществе сформировался запрос на выборы. Причем выборы обладают несколькими функциями сразу. Да, они позволяют сформировать органы власти. Но, помимо этого, выборы — это способ выпустить пар.
Людям не хватало такой возможности, и они стали выпускать этот пар на улицах. Кроме того, выборы несут в себе элемент шоу, которого население ждет, то есть они выполняют и своего рода развлекательную функцию. Плюс, безусловно, выборы дают избирателям ощущение причастности — того, что они тоже что-то решают. Однако нужно иметь в виду, что внесенный в Думу законопроект имеет два "но". Во-первых, он будет рассматриваться только в мае, то есть уже при новом президенте. И поэтому вообще не факт, что его рассмотрят. Во-вторых, в любой законопроект можно внести даже одну поправку, которая сведет на нет всю его демократичность и возможность граждан полноценно участвовать в политических процессах.
Конституционный суд: президент России Владимир Путин имеет право назначать губернаторов
Основной минус назначения губернаторов Кремлем – очень большая усталость народа от несменяемости власти. отчасти собственный выбор губернатора и следствие самого способа подбирать губернаторов. Документ, в частности, наделяет губернатора полномочиями снимать с должности глав муниципалитетов, если через месяц после вынесения им выговора его причины не были устранены.
Госдума России возвратила прямые выборы губернаторов
Основной минус назначения губернаторов Кремлем – очень большая усталость народа от несменяемости власти. И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата". Президент РФ Владимир Путин назначил Михаила Евраева врио губернатора Ярославской области. Губернатор Александр Гусев выбрал нового руководителя областного. Статус врио губернатора к выборам пока имеет только новый глава Вологодской области Георгий Филимонов. Губернатор сам вправе возглавить правительство, либо назначить председателя правительства на этот орган.
Госдума разрешила губернаторам избираться более чем на два срока
Путин объяснил, зачем отменялись прямые выборы губернаторов | Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура "удаления в отставку". |
В ближайший месяц можно ожидать до трех губернаторских отставок - Ведомости | Губернатор также может выполнять дополнительные функции, и во многих территориях губернатор обладает частичным или абсолютным правом смягчать или миловать уголовное наказание. |
СМИ: прямые выборы губернаторов хотят отменить в России | Президент РФ на заседании Совета законодателей 27 апреля может высказаться о возможной отмене прямых выборов губернаторов. |
Губернаторов больше не выбирают | 4. Если президент снимет губернатора в связи с утратой доверия, чиновник не сможет возглавить ни один регион в следующие 5 лет. |
Демократии не достойны: почему в российских городах отменяют прямые выборы мэров | Хотим рассказать вам про В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются. |
Путин объяснил, зачем отменялись прямые выборы губернаторов
Дмитрий Миронов, который возглавлял регион с 2017 года, назначен на должность помощника главы государства. Он сменил на этом посту Анатолия Серышева, который стал полномочным представителем президента в Сибирском федеральном округе. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что в Кремле бывший ярославский губернатор будет курировать вопросы, которыми ранее занимался Серышев. Таким образом, осенний "губернаторопад" продолжился уже третьей отставкой.
Ранее глава государства освободил от занимаемой должности губернатора Тамбовской области Александра Никитина, а также главу Владимирской области Владимира Сипягина. Временно исполнять обязанности главы Тамбовской области будет бывший замглавы Минстроя Максим Егоров, а пост губернатора Владимирской области, также с приставкой «врио», займёт Александр Авдеев, который последние пять лет был депутатом Госдумы от «Единой России». До конца нынешнего года губернаторы ещё ряда российских регионов могут лишиться своих постов.
По мнению Терехова, нынешние главы города и края смогли бы победить в «выборах любых форматов». При этом и Сергей Еремин, и Александр Усс сейчас являются признанными лидерами края и города, и в любых форматах выборов они бы победили. В случае, если модель выборов будет изменена, мы, к сожалению, будем вынуждены подстроиться под решение, принятое парламентским большинством». Ирина Иванова от «Зелёных» заявила, что не видит каких-либо оснований для переноса выборов или отмены прямой модели выборов губернатора. Сейчас я не вижу какой-то критической ситуации в стране, которая послужила бы основой для принятия таких серьезных решений». Политолог Сергей Комарицын тоже полагает, что в большинстве территорий региона поводов для беспокойства нет. Назарово может быть проблемным в том числе из-за нового главы города, назначенного там… Но в остальных территориях нет какой-то опасности для властей, как и нет смысла переносить выборы». При этом эксперт не исключает саму возможность отмены прямых выборов губернатора — федеральное законодательство отдает такие решения на уровень регионов.
Но оснований для такого решения он не видит. Именно сейчас каких-либо оснований со стороны власти для отмены прямых выборов губернатора или для попытки переноса сентябрьских выборов я не вижу». Впервые прямые выборы губернаторов в современной России отменили в 2004 году — с такой инициативой выступил президент Владимир Путин после трагедии в Беслане.
Глава государства сможет сделать руководителю региона предупреждение, выговор, отрешить от должности и временно отстранить. После отрешения главы субъекта от должности президентом бывший губернатор в течение пяти лет не сможет занимать такую должность ни в одном регионе. Руководители регионов также смогут обращаться в представительный орган муниципального образования с инициативой об отставке его главы.
Отдельной статьей унифицирован порядок внесения регионами законопроектов в Госдуму. Также предусмотрена возможность дистанционной работы для заксобраний, допускается полупрофессиональная основа деятельности их депутатов. Документ закрепил право федеральных органов власти участвовать в формировании региональных министерств в сферах образования, финансов, здравоохранения, а также жилищного и строительного надзора. Также в документе говорится, что в регионе обязательно должен быть сформирован высший исполнительной орган власти субъекта — правительство.
Согласно ст. Пока кидают подачки Георгий Сатаров, политолог, президент фонда "Индем": Если говорить о том, почему и для чего появилась такая инициатива, то ответ на вопрос "почему? Пока отчетливо видно, что, кидая подачки, менять ничего не собираются. Во-первых, законопроект сохраняет "кремлевский фильтр" для глав регионов. Во-вторых, мы не знаем, как закон будет реализовываться на практике, то есть каким будет его правоприменение. Это сейчас не ясно.
Не бывает изолированных, самостоятельно работающих институтов, в том числе и института выборов. Функционирование системы политической конкуренции зависит от того, как работают СМИ, суды. А об этом не говорят. Правда, вышесказанное не отменяет необходимости совершенствовать законодательство — это необходимое, хотя и недостаточное условие. Менять законопроект к лучшему все равно нужно. Насколько я знаю, в Думе есть депутаты, которые намерены вносить серьезные поправки. Тут-то и выяснится, как будет голосовать депутатское большинство: поддержит изменения, предлагаемые в интересах граждан, или отклонит их, действуя в интересах Кремля. Это дополнительная мотивация для губернаторов Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития в 2010 году в докладе ИНСОРа предсказывал, что в период с 2012 дол 2024 год в стране могут быть возвращены всенародные выборы губернаторов : Мы сочли, что возвращение губернаторских выборов - очень актуальный вопрос. Мы также говорили о необходимости вернуться к одномандатным округам на выборах в Госдуму, чтобы половина парламента избиралась по партспискам, а половина - по округам, к выборности Совета федерации. Не все, из того, что мы предлагали, сегодня востребовано.
Все свои доводы мы довели до сведения Дмитрия Медведева еще в 2010 году, он все это знал. Но тогда посчитали, что это отдаленное будущее, и положили наши предложения "в стол". На нас смотрели как на каких-то чудиков, оторванных от реальной жизни. В 2010 году казалось, что если все это и будет реализовано, то в каком-то неопределенном будущем, не раньше, чем через 15-20 лет. А сейчас к такому решению президента подтолкнуло давление снизу, общественный протест, который начался в декабре прошлого года. Кроме того, сегодня губернаторы отвечают за результаты думских выборов. И видимо, там, наверху, пришли к такому выводу, что губернаторов, входящих в "свою политпартию" и готовых показывать хороший результат региона в федеральных избирательных кампаниях, можно таким образом простимулировать — дать шанс на переизбрание. То есть законопроект появился сейчас, чтобы создать дополнительную мотивацию для глав регионов и показать протестующей улице - вот, посмотрите, мы пошли на уступки. Это будет не так, как раньше Михаил Литвинов, политолог, директор PR-агентства "Алтай-имидж": В возвращении губернаторских выборов есть два принципиальных момента: стратегический и экономический. Ведь прекращение выборов было связано не с политикой, а скорее с экономикой.
В основе, можно сказать, лежало заявление Бориса Ельцина: "Берите власти столько, сколько сможете". После этого и началось. Были упущены многие механизмы. Регионам казалось, что они смогут вытянуть большие проекты, показать себя во власти, а на самом деле этого не произошло, потому что оставалось на местах много структур, которые подчиняются не региональным, а федеральным властям.