Так кто же был этот наилучший друг Дыбенко Файзулла Ходжаев, и какие были у него мысли, которые в точности совпадали с мыслями бывшего председателя Центробалта?
Деятели Узбекистана
По его словам, блогера освободили из колонии в Навоийской области «условно». Информацию «Газете. Наказание в виде лишения свободы на 7,5 лет ему заменили на условное с удержанием части зарплаты в пользу государства. Он будет находиться под надзором сотрудников Службы пробации — за какое-либо нарушение его снова могут вернуть в колонию, отметили родные. Дело Арифходжаева 41-летний Фозилходжа Арифходжаев неоднократно и в резкой форме критиковал госслужащих , политику властей в религиозной сфере, а также имамов некоторых мечетей, иногда с использованием нецензурных слов.
Файзулла Ходжаев был признан западными историками как один из наиболее эффективных менеджеров 1920—1930-х годов. Подсчитано, что при нем в Узбекистане было построено около 400 крупных промышленных объектов. Он был арестован 9 июля 1937 год, осужден — 13 марта 1938 года, расстрелян — 15 марта 1938 года. Реабилитирован посмертно 6 марта 1965 года. Добавим, что кроме Ходжаева на Стене памяти значится и имя другого руководителя Узбекистана — Акмаля Икрамова.
Сама память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения. Нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили". В период со 2 сентября 1937 года по 24 ноября 1941 года на территории "Коммунарки" были захоронены более 6,6 тысячи человек, их имена, выявленные по расстрельным актам в Центральном архиве ФСБ, и выбиты на новом памятнике. Файзулла Ходжаев был признан западными историками как один из наиболее эффективных менеджеров 1920—1930-х годов.
Подсчитано, что при нем в Узбекистане было построено около 400 крупных промышленных объектов.
Именно они разнимали яростных спорщиков. Как пишет ташкентский историк Светлана Горшенина, ныне доктор наук Сорбонны, при дележке возникали самые фантастические предложения.
Ферганцы желали автономную Ферганскую область с со столицей в Коканде; кипчаки хотели автономию с казахами и киргизами; Акмаль Икрамов, Файзулла Ходжаев поднимали вопрос о республике Туран. Казахские товарищи настойчиво требовали отдать им Ташкент на том основании, что вокруг города веками обитали их соплеменники. Верх брали, однако, другие соображения.
Так, часть узбеков передали в «степные» Киргизию, Туркмению, Казахстан, чтобы кто-то умел торговать, заниматься хлопководством, шелком, фруктами и овощами — отсюда Чимкент, ОШ, Джалал-Абад, Ташауз и Чарджоу. Также раздавали для развития промышленности и транспорта «русские» Ташкент, Алма-Ату, Красноводск, Павлодар, вплоть до Оренбурга. Уже тогда многие обратили на уникальную географию Узбекской ССР.
Ее границы вытянулись через всю Среднюю Азию, соседями стали остальные новые советские республики. О последствиях особо не задумывались… Тем не менее, трудно не согласиться со словами Файзуллы Ходжаева: «Это событие будет иметь в истории грандиозное значение. Восток переворачивает самую важную и значительную страницу своей истории».
Файзулла Ходжаев
Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности. Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф. Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р. Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г.
Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил — Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р.
Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости…» [22]. Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г.
Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки».
Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана. Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан.
Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием. Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция. С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо…, но не в моих устах, в устах человека, который пригвожден к позору, который сидит на этой скамье. У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться! Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории.
Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое. Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13]. Литература Архивные материалы и официальные документы [1]. Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г. Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г. Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля. Париж: Изд. Восточная и Американской библиотека братьев Мезоннеф. Протокол заседания 2-й сессии ВсебухЦИКа от 18 ноября 1924 г.
Тезисы по советскому строительству в Б. Р-25, оп. Ходжаев Файзулла. Агзамходжаев и др. Научные и биографические материалы Абашин С. Азиз Ниалло. Бабаходжаев А. Провал английской политики в Средней Азии и на Среднем Востоке: 1918-1924. Боевой путь войск Туркестанского военного округа.
Ганковский Ю. Персонажи с «той стороны». Германов В. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, 1983. Джумаев А. Заки Валиди Тоган. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Зевелев А.
Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане сборник документов. Том 2 сентябрь 1919 г. Иноятов Х. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции. Иркаев М.
На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами.
Был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года. В 1965 году полностью реабилитирован и восстановлен в партии как жертва сталинских репрессий.
Среднее образование получил в России, куда приехал с отцом в возрасте 11 лет.
В 1913 году примкнул к джадидскому движению. Файзулла Ходжаев являлся в 1916-1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 - член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары, работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А.
В начале Октябрьской революции в качестве представителя Революционного комитета участвовал в "Колесовских событиях" - выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством Дутова, заключён в Оренбургскую тюрьму.
После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством Дутова, заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент, где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты "Учкун", устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б.
Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 -- декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР, участвовал в разгроме повстанческий отрядов в Узбекистане.
Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева
Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. Файзулла Ходжаев, которого называли "Лениным узбеков", был маленьким, жилистым и полным энергии, несмотря на малярию, которая часто придавала его лицу зеленоватый оттенок. Файзулла Ходжаев (1896-1938) Подробная информация на ⋆ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ АДРЕСЕ. файзулла ходжаев скачать с видео в MP4. Название работы: Ходжаев, Файзулла ца 1. В Бухаре жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник выдающемуся сыну Бухары Файзулле Ходжаеву. В Набережных Челнах простились с бывшим начальником УВД Файзуллой Хусниевым.
Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич
Препятствием для развития Ходжаев считал " эмирский деспотизм ", который опирался на дворцовую канцелярию и чиновничество, а следствием этого являлось взяточничество. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года. В 1965 году полностью реабилитирован и восстановлен в партии как жертва сталинских репрессий.
По данным ГУВД Ташкента, в ходе проверки сотрудники правоохранительных органов «получили информацию о том, что Фозилходжа Арифходжаев хранит в своём мобильном телефоне материалы сомнительного религиозного характера, которые показывал другим людям». Согласно религиоведческой экспертизе материалов, проведённой экспертами Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана, некоторые его публикации в Facebook признаны «пропагандирующими идеи религиозного фундаментализма». Адвокат подсудимого Сергей Майоров сообщил, что против Арифходжаева возбудили уголовное дело за перепост публикации от 6 марта 2021 года, где приводится комментарий о том, «уместно ли мусульманину поздравлять немусульман с их религиозными праздниками», в частности, с Международным женским днём 8 марта.
В международной правозащитной организации Human Rights Watch заявили, что задержание Арифходжаева является «произвольным и нарушает международное право». Адвокат Сергей Майоров подавал апелляционную жалобу и отмечал, что религиоведческая экспертиза материалов проводилась с нарушениями, но решение суда первой инстанции осталось без изменений.
Согласно мемуарам Валиди Программа «союза» предусматривала: самостоятельное экономическое управление, строительство железных дорог, прокладку каналов в интересах Туркестана; подъем просвещения и знакомство с европейской культурой без посредства России; решение национальных вопросов, использование природных ресурсов с учетом количества проживающих в государстве наций; полную свободу вероисповедания, недопущение вмешательства религии в светские дела и наоборот [25], C. Последующие события и свидетельства самого Валиди позволяют считать, что основной опорой планов «Национального союза» была политическая база БНСР и в его деятельности прямо участвовали ряд лидеров БНСР. С учетом международной обстановки на первом этапе был неизбежен военный союз с РСФСР, однако для будущего решающее значение имело формирование бухарской национальной армии и поэтапный вывод российских войск с территории БНСР. В силу дефицита собственных кадров к государственному и военному строительству БНСР были привлечены турецкие офицеры, татарские и башкирские специалисты. Масштаб событий, назревавших вокруг БНСР, привлек в Бухару крупнейшую фигуру пантюркистского движения — одного из лидеров младотюрков, бывшего вице-генералиссимуса, министра обороны и начальника Генерального штаба Турции генерала Энвер-пашу 1881-1922.
Это был человек с огромными международными связями и опытом руководства вооруженными силами Турции. После поражения военной диктатуры 1913-1918 гг. Для большевистского центра Энвер-паша представлялся перспективной фигурой в организации просоветского исламского движения и антибританского сопротивления на Востоке, а давлении на нового турецкого лидера Кемаля Ататюрка. Но союза с большевиками не получилось. Москва сделала ставку на Ататюрка, и в октябре 1921 г. Ходжаева [35], C. Энвер-паша начинает работу по сплочению всех антисоветских военных сил, устанавливает контакты с бывшим амиром Алим-ханом и перебазируется в Восточную Бухару для подъема басмаческого движения.
Когда Энвер-паша прибыл в расположение восточнобухарских курбаши, то неожиданно был арестован Ибрагим-беком как агент БНСР и только вмешательство Алим-хана позволило ему добиться признания [21]. Сторонникам амира в Восточной Бухаре было отправлено послание Алим-хана, где, представляя Энвера, амир писал: «Брат мой волею Аллаха совершит дела, которые возвратят мусульманам их земли, их богатства, славу и великую честь» [30], C. Получив от бывшего бухарского амира полномочиями «главнокомандующего войск ислама», Энвер начал готовить стратегическую операцию по свержению советской власти в Бухаре [34]. Экономические планы Энвер-паши предполагали привлечение иностранных капиталов для разработки природных богатств региона. Его эмиссарам в Германии было поручено проработать вопрос вербовки для работы в Бухаре горных инженеров и шахтеров, а также возможность фрахтовки дирижабля для установления воздушной связи «Берлин-Бухара» [36]. В этот момент происходит принципиальный раскол пантюркистского движения. Сторонники «Национального союза» во главе с А.
Пулатходжаевым выбирают союз с Энвер-пашей и встают на путь открытой вооруженной борьбы с Советами. Другая группа во главе с Ф. Ходжаевым и Р. Фитратом продолжает следовать линии национально-государственного самоопределения в рамках советской системы. Причем, как свидетельствуют архивы СНБ Узбекистана, наряду с легальной политической деятельностью, группа Ф. Ходжаева также использовала тайные формы. Сохранились документы, подтверждающие о существовании в Бухарской Республике тайной организации "Милли Иттихад Национальное единение », нацеленной на создание «независимого национального государства".
Политическая линия Ходжаева-Фитрата означала сохранение сложившейся ориентации на союз с Россией, линия Валиди-Пулатходжаева вела к переориентации среднеазиатской государственности на антироссийские мировые державы, в конкретной ситуации 1920-х гг. Москва серьезно просчитались в оценке Энвер-паши. К концу 1921 г. Осенью 1921 г. ВсехбухЦИК для осуществления первоочередных мер государственного строительства направил в Восточной Бухару своего руководителя У. Его поездка была организована как крупная военно-политическая экспедиция ок. Прибыв Душанбе в декабре 1921 г.
Бухарцам удалось разоружить часть душанбинского гарнизона. Другая его часть оказала сопротивление, освободила арестованных и, захватить часть оружия, сообщила о ситуации по радио в штаб Туркфронта. На помощь душанбинскому гарнизону выступили российские части из Байсуна. Отряд Пулатходжаева, понеся потери, отступил на юг в горы Бабатага [28], C. Часть бухарцев сдалась в плен, другая вернулась в Душанбе. Пулатходжаев с Али-Ризой ушли в Афганистан. В итоге красноармейские командиры, не вникая в тонкости раскола среди бухарских лидеров, заняли жесткую линию к органам БНСР в Восточной Бухаре и временно арестовало их руководителей.
Это был идеальный момент для начала действий Энвер-паши. К началу 1922 г. Ему удалось связаться с повстанцами Ферганы, Хивы и координировать свои действия с их лидерами Курширматом и Джунаид-ханом. Во второй половине декабря 1921 г. Энвер-паша осадил Душанбе. Гарнизон города выдержал двухмесячную осаду, но в феврале 1922 г. К весне военная группировка Энвер-паши насчитывала около 20 тысяч человек [23], C.
Важное значение имел статус Энвера как зятя турецкого султана — номинального главы мусульман, что делало его в глазах исламского населения Бухары культовой фигурой [34]. В марте 1922 г. Далее планировался поход на Ташкент. В числе главных организаторов антисоветского восстания на территории Западной Бухары был председатель «Национального союза Туркестана» А. Возникала опасность окуппации Восточной Бухары Афганистаном [36]. Ходжаевым дистанцировалось от действий У. Пулатходжаева и Али-Ризы и обратилось в Реввоенсовет Туркфронта с просьбой о немедленной военной помощи [1].
Сокрушительные действия «турецкого льва» грозили уничтожить все завоевания большевиков в Средней Азии и Ленин поручил заняться «делом Энвера» Сталину и Орджоникидзе. Ходжаев срочно выехал в Москву для разъяснения положения и организации контрмер. Если Турккомиссия РСФСР обвинила в обострении ситуации бухарское правительство, не сумевшее «создать авторитетной местной власти, легкомысленно использовавшего старых амирских чиновников», то С. Орджоникидзе, прибыв в Среднюю Азию, тут же стал требовать «для успокоения края: прекратить чрезмерно революционные мероприятия, создать национально-демократическое правительство без выпячивания его коммунистической сущности». Для снятия напряжения С. Орджоникидзе предложил немедленно «провести выборы казиев и предоставить им право судить... Москва поддержала Файзуллу Ходжаева как непримиримого врага бухарского амира.
Бухарская Компартия вошла в состав РКП б. В апреле 1922 г. В начале июня 1922 г. Ходжаева о мерах борьбы с басмачеством, приняла политическую резолюцию, дающую оценку действиям Энвер-паши как авантюре, нацеленной на то, чтобы «с помощью восточнобухарских басмачей … Бухару сделать игрушкой Английской политики». Это «с точки зрения мусульманина вообще, так и с точки зрения Бухарца, является преступлением». Сессия призвала бухарский народ «собраться под красное знамя и объединенными силами бороться с басмачеством Энвер-паши [11]. Учитывая напряженность противостояния с энверовцами, сессия ЦИК пересмотрел порядок управления Восточной Бухарой через институт Чрезвычайной диктаторской комиссии [10] и наделили её правами издавать декреты…, отменяющие, приостанавливающие или изменяющие действие Конституции БНСР, а также законов, издаваемых БухЦИКом», а также «неограниченного права ареста и административной высылки из пределов Восточной Бухары любого лица» [2].
Среди собственных решений Диккомиссии показателен указ, обязывающий местные органы власти Восточной Бухары благоустроить все мечети на основании священных законов, привлечь массы к молитве, а в случае саботажа привлекать виновных к ответственности вплоть до расстрела [37], C. Диккомиссии были срочно ассигнованы 13 миллионов рублей и переданы 10 процентов имеющихся запасов фабричных товаров [8]. В результате действий Бухарской группы войск в течение лета 1922 г. Свою роль сыграло и дистанцирование от Энвер-паши Великобритании, существенно уменьшившей возможный объем международной военной помощи [34] , а также конфликт между Энвер-пашой о Ибрагим-беком, который ориентировался на реставрацию власти бухарского амира и отправил амиру Афганистана о возвращении Алим-хана на территорию Бухары [4]. Поражение войск Энвер-паши под Байсуном в июне 1922 г. Гибель Энвер-паши ликвидировала саму угрозу образования Пантюркистского Амирата и деморализовала басмаческое движение. Последний съезд «Национального союза», прошедший в сентябре 1922 г.
Съезд уполномочил А. Валиди на выезд за рубеж и установление необходимых контактов с иностранными государствами [39]. В конце 1922 г. Арифов провели совещание о координации антисоветских действий с участием амира Алим-хана. Валиди, выехав за рубеж в начале 1923 г. Валиди был утвержден председателем внутренних и зарубежных организаций «союза», Арифов - председателем Кабульского отдела, а У,Пулатходжаев - представителем в Турции, М. Чокаев — представителем в Европе [39].
Новым лидером антисоветского вооруженного сопротивления в Бухаре стал другой турецкий офицер - Салим-паша. Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г. Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C. Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику. Ходжаев Аминов Муинджан [35], C.
По долгу службы мне приходится частенько бывать в этом городе, но скажу честно, что я впервые видел на извилистых улочках древней Бухары такое количество веселящегося люда. На минуту мне показалось, что я нахожусь где-то в Турции или в Египте. По крайней мере, я думаю, что за дни проведения фестиваля Бухарская туриндустрия заработала не меньше любого туристического центра этих стран. Любому, даже непосвящённому гостю священной Бухары, было понятно, что власти города и области основательно подготовились к этому широко разрекламированному мероприятию и заранее избавились от «идеологически спорных» исторических персонажей нашей истории. На этот раз жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник в центре старого города выдающемуся сыну Бухары, известному советскому государственному и партийному деятелю — Файзулле Убайдуллаевичу Ходжаеву 1896-1938.
ХОДЖА́ЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ
Выступление Файзуллы Ходжаева во главе «группы 18-ти» было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма. Блогер Фозилходжа Арифходжаев, в начале прошлого года осуждённый на 7,5 лет колонии, вышел на свободу. Личность Файзуллы Ходжаева была одной из самых ярких на политической арене Бухары в начале XX века.
Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева
Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р. Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22].
Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил - Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов».
Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости... Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан.
Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г.
Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана. Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием.
Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция. С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо... У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться! Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории. Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое. Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13].
Архивные материалы и официальные документы [1]. Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г. Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г. Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля. Париж: Изд. Восточная и Американской библиотека братьев Мезоннеф. Протокол заседания 2-й сессии ВсебухЦИКа от 18 ноября 1924 г. Тезисы по советскому строительству в Б. Р-25, оп.
Ходжаев Файзулла. Агзамходжаев и др. Научные и биографические материалы Абашин С. Азиз Ниалло. Бабаходжаев А. Провал английской политики в Средней Азии и на Среднем Востоке: 1918-1924. Боевой путь войск Туркестанского военного округа. Ганковский Ю. Персонажи с «той стороны».
Германов В. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, 1983. Джумаев А. Заки Валиди Тоган. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Зевелев А. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане сборник документов.
Том 2 сентябрь 1919 г. Иноятов Х. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции. Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане. История гражданской войны в Узбекистане.
Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика , Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н.
В 1907 году его отправил в Москву отец. Он присоединился к пан-тюркскому движению джадидов подобных- в 1916 году были настроены реформаторами и на состояние своего отца основали Партию молодых бухарцев. Увидев русскую революцию 1917 года как возможность, Молодобухарская партия предложила большевикам из Ташкентского Совета захватить Бухарский эмират силой в 1917 году. Когда эта попытка вторжения провалилась, Ходжаев сбежал в Ташкент и смог вернуться только после того, как эмир Бухары бежал в сентябре 1920 года после Красной Армии.
По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика , Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. Одной из таких сил он считал джадидов.
Файзулла Ходжаев
Файзулла Ходжаев (1896-1938) Подробная информация на ⋆ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ АДРЕСЕ. файзулла ходжаев скачать с видео в MP4. Изучите жизнь семьи Файзуллы Ходжаева в 2024 году: события января, участие в благотворительности, успехи детей, культурные посещения и летние планы. Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев — 15 марта 1938, также именовался Файзулла Ходжаоглы, в некоторых русских документах. Так кто же был этот наилучший друг Дыбенко Файзулла Ходжаев, и какие были у него мысли, которые в точности совпадали с мыслями бывшего председателя Центробалта? Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ходжаев. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев узб. Fayzullo Ubaydulloyevich Xojayev 1-й Председатель ЦИК СССР от Узбекской ССР 21 мая 1925 года — 17 июня 1937 года. Файзулла Ходжаев, безусловно, ключевая политическая фигура узбекской истории 1920-1930 гг. Его фантастическая карьера и трагический финал оставили множество неясностей.
Был Файзулла, и нет Файзуллы
Файзулла Губайдуллович Ходжаев — узбекский советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР (1924—1937). Файзулле приходилось работать во всех трех узбекистанских столицах (Бухара–Самарканд–Ташкент) в условиях острой межклановой борьбы, доходившей до трех обращений Ходжаева. Файзулла Ходжаев с детства увлекался фотографией, ходил в фотокружок, даже получал приз из рук Макса Захаровича за активность и успехи. Файзулла Ходжаев назначает Мухиддина Хакимова Равката постоянным представителем Бухарской Народной Республики в Баку (Азербайджан). с целью защиты его от репрессий. В двадцатилетнем возрасте Файзулла Ходжаев, несмотря на противодействие правящих кругов, стал одним из руководителей джадидского движения в Бухаре.
Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev
По крайней мере, я думаю, что за дни проведения фестиваля Бухарская туриндустрия заработала не меньше любого туристического центра этих стран. Любому, даже непосвящённому гостю священной Бухары, было понятно, что власти города и области основательно подготовились к этому широко разрекламированному мероприятию и заранее избавились от «идеологически спорных» исторических персонажей нашей истории. На этот раз жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник в центре старого города выдающемуся сыну Бухары, известному советскому государственному и партийному деятелю — Файзулле Убайдуллаевичу Ходжаеву 1896-1938. Его постигла та же участь, что и все памятники и мемориальные плиты, которые были поставлены в годы советской власти отцам-основателям этой страны. Бухарские чиновники позаботились, чтобы ни один приехавший на фестиваль представитель нового «гармонично развитого поколения» ни в коем случае не задумался: «Кто этот дядька и что же он такого сделал, что ему поставили здесь памятник?
Ходжаев был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, а также в шпионаже в пользу Германии, Японии, Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года.
Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года. В 1965 году полностью реабилитирован и восстановлен в партии как жертва сталинских репрессий. В Бухаре до сих пор почитают память Файзуллы Ходжаева. Об этом свидетельствует и то, что дом, принадлежащий его семье, стал музеем им. Файзуллы Ходжаева.
Он расположен в знаменитом квартале Бухары Гозиён. Дом-музей Файзуллы Ходжаева открыт для посещения. Здесь представлены различные коллекции посуды, восточной мебели и других атрибутов жизни бухарцев XIX века.
На вершине власти С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР, участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии.
На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным, А.
Информацию «Газете. Наказание в виде лишения свободы на 7,5 лет ему заменили на условное с удержанием части зарплаты в пользу государства. Он будет находиться под надзором сотрудников Службы пробации — за какое-либо нарушение его снова могут вернуть в колонию, отметили родные. Дело Арифходжаева 41-летний Фозилходжа Арифходжаев неоднократно и в резкой форме критиковал госслужащих , политику властей в религиозной сфере, а также имамов некоторых мечетей, иногда с использованием нецензурных слов. Стоит отметить, что конфликт между ними длится уже несколько лет, в соцсетях они многократно высказывались в адрес друг друга, в том числе с использованием оскорбительных слов.
Семь мифов о Файзулле Ходжаеве
Восставшие празднуют победу, а Файзулла Ходжаев избирается главой правительства бухарской республики. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. Так кто же был этот наилучший друг Дыбенко Файзулла Ходжаев, и какие были у него мысли, которые в точности совпадали с мыслями бывшего председателя Центробалта? Восставшие празднуют победу, а Файзулла Ходжаев избирается главой правительства бухарской республики.