Классическая литература — это высокая литература. Зачем нужна литература? Литература — это одно из направлений искусства. Литература имеет огромное значение в познании мира человеком, в понимании истоков общечеловеческих проблем, установлении нравственных ориентиров. Зачем читать художественную литературу? Начать, конечно же, нужно с плюсов, которые литература и близкое знакомство с ней приносят подрастающему поколению. Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке.
Значение литературы в жизни человека
В самом деле, если главной целью чтения полагать лишь получение необходимой информации, то читать нужно лишь духовную, справочную и учебную литературу. Зачем нужна литература человеку. Когда вы нашли жанр по вкусу, то не сможете оторваться от литературного произведения.
Зачем нужна русская литература?
Писать литературные произведения, заниматься философией, наукой и медициной могли позволить совсем немногие. Тогда зачем действительно это нужно? Литературные произведения приносят огромную пользу как детям, так и взрослым.
Зачем нужно читать книги, и как приучить себя к этому?
Развить речевые навыки и основы стихосложения ребёнку поможет фантасмагорийная история о космических приключениях мальчика Феди под названием «Карусельный король» , написанная мастером ритмизованной прозы Мариной Тараненко. Photo by David Iskander on Unsplash 4. Культурное развитие Хорошая художественная книга всё равно, что полотно художника. В каждой книге, как и в картине, заключена своя история. Книги помогают нам ближе познакомиться с разными культурами, народами и их традициями. Будто на картине мы наблюдаем, как перед нами разворачиваются далёкие миры и исторические эпохи. Пусть персонажи будут выдуманными, главное, что их мысли, чувства и желания — настоящие. Начать можно с культуры своей страны. Отличным подспорьем для малышей и их родителей в этом деле станет сборник «Русские народные загадки в картинках» Зины Суровой. Модель сознания Модель сознания — это комплекс знаний, помогающий понять психическое состояние другого человека. Погружаясь в истории других людей, мы незаметно для себя дополняем наше представление об образе их мышления.
Развитая модель сознания помогает нам лучше понимать чувства других людей, предугадывать их слова и мысли. В художественных книгах нам даются психологические портреты разных типов личностей, это позволяет узнать об их мотивации и применить эти знания в реальной жизни.
Вы не пошли в спортзал и не накачали мускулы так, чтобы девушки начали на вас засматриваться независимо от вашего возраста. Не сменили работу и не создали свой бизнес, чтобы увеличить доход. Женщина не нашла своего мужчину, которого готова терпеть рядом с собой каждый вечер и каждую ночь плюс выходные. Все ваши победы случились исключительно в вашем воображении и на реальность никак не повлияли. Вам по-прежнему не хватает денег, ваш социальный статус никак не изменился, и даже спермотоксикоз или спермодефицит никуда не делись. Тем не менее, компенсационная литература полностью легитимна. Что поделать, всегда есть тонны людей застрявшие в паршивой ситуации и по какой-то причине не видящие выхода.
И писатели компенсационной литературы всегда будут иметь спрос просто потому что делать всегда труднее чем мечтать. Однако для успеха компенсационная литература должна позволять читателю активно связывать себя с ГГ. Это он, читатель, должен бить морды, зарабатывать кучу денег, и любить жадных до его тела красоток, это за ней, читательницей, должен неуверенно ухаживать мужественный принц генерал, император, вампир, дракон с кубиками на прессе, и в конце концов устроить ей бабочек в животе, ну, и свадьбу. А для этого быт и окружение ГГ, по крайней мере поначалу, должно быть похожим на быт и окружение читателя. А учитывая как быстро те меняются, компенсационная литература всегда будет быстро устаревать. Скажем, я не могу сходу привести пример компенсационной литературы начала 20-го века, а она была и в большом количестве. Комплементарная литература - иная и применяется иначе. Её цель не компенсировать, а дополнить вашу реальность. Например, вы попали в токсичный коллектив.
Или к токсичному начальнику. Или беременная жена постоянно брюзжит и раздражена. Или отношения с детьми-родителями-братом-сестрой испортились. Понятно, что что-то в большинстве случаев с реальностью делать придется, но это займет время. А все, что вы испытываете, идет через ваш мозг, который постоянно исправляет имеющуюся у него модель мира на основании наблюдаемых фактов. И не забывайте, то, что вы испытываете - это крошечный кусочек реальности, и потому он может сколь угодно далеко отклоняться от реальной реальности.
Культ личного успеха с презрением отверг Чацкий, утверждая свое право служить и гневно отказываясь прислуживаться. Хорошо бы, чтобы школа учила такому пониманию художественных текстов. Ныне литература действительно утратила свои важнейшие социально-психологические функции, среди которых формирование национального взгляда на мир, манеры чувствовать и думать оказываются первостепенными. Конечно, чтобы «вычитать» в художественных произведениях алгоритмы национального поведения в обыденных или катастрофических ситуациях, нужно научиться читать, — тому и должны служить школьные уроки по литературе. Увы, они далеко не всегда достигают своей цели. Современный выпускник зачастую выносит из них мысль о некоем абстрактном гуманизме, утверждаемом словесностью, а также размышления о том, что «человеческая жизнь есть высшая ценность». Но если именно ради этой мысли созданы тома русской классики, то как понять размышления Петруши Гринева под виселицей, когда Савельич просит его, сплюнув, «поцеловать злодею ручку»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Значит, для Петруши есть какие-то более значимые ценности, чем его жизнь: он готов не раздумывая повторить ответ великодушных товарищей своих самозванцу и расстаться с жизнью, как только что сделали капитан Миронов и другие его соратники по обороне крепости, — но не расстаться с честью, которая для героя важнее… Оглядываясь на опыт ХХ века, многие писатели и в Советской России, и в эмиграции возложили на русскую литературу вину за исторические потрясения, выпавшие на нашу долю. На Западе эта точка зрения аргументировалась следующим образом: именно литературный образ русского человека, то разломанного и лишенного цельности, как Онегин или Печорин, то бездеятельно-созерцательного, как Обломов на своем диване, то необразованного и ленивого, как Митрофанушка, прячущийся за матушкиной юбкой, унизил нас в глазах Европы и представил легкой добычей перед Вермахтом, когда разрабатывался план «Барбаросса». Немцы рассчитывали встретить здесь сплошных Обломовых… Русская литература обманула их, внушив ложные представления о русском человеке, и этот обман слишком дорого стоил нам. Для писателей иного исторического опыта, для познавших репрессии и поднявших лагерную тему, именно гуманистический пафос русской литературы обнаружил полную несостоятельность. По мысли Варлама Шаламова, сама гуманистическая литература скомпрометирована, ибо действительность вовсе не оказалась соотносима с ее идеалами: «Крах ее гуманистических идей, историческое преступление, приведшее к сталинским лагерям, к печам Освенцима, доказали, что искусство и литература — нуль. При столкновении с реальной жизнью это — главный мотив, главный вопрос времени». Этот же мотив недоверия классической литературе слышится и у А. Солженицына — от полемики с Достоевским, с его «Записками из Мертвого дома», до полемики с Чеховым. Речь у Шаламова и Солженицына идет о наивном гуманизме, трактующем человека венцом Вселенной и самим смыслом ее существования. Думается, что и в том, и в другом случае речь идет о ложной и некорректной интерпретации глубинного идейного пафоса литературы ХIХ — ХХ веков. В ней содержались не только идеи о счастье, для которого создан человек, но утверждалась, повторимся, мысль об ответственном отношении человека к миру. Об ответственности личности за собственную честь, которая воистину дороже счастья и жизни, и национальную судьбу, за которую и жизнь положить не жалко. И мы можем припомнить не только бездеятельных Обломова с Онегиным, но и героев совсем другого склада: Чацкого, Петрушу Гринева, Татьяну Ларину, князя Андрея, Николая Ростова, лесковских Левшу и атамана Платова… Целую галерею образов праведников, созданных Николаем Лесковым в одноименном цикле. Функцией литературы в условиях литературоцентризма русской культуры было формирование национально значимых образов культурных героев, с которыми и по сей день самоидентифицируется любой грамотный человек. Они «обживают» историю, делают ее понятной, близкой и «домашней», создают алгоритмы поведения в разнообразных жизненных ситуациях, формируют систему бытовых и онтологических ценностей. Образы литературных героев, перешедших с книжных страниц в национальное сознательное и бессознательное, ставших национально значимыми архетипами, категориями национального сознания, которыми мыслил русский человек еще совсем недавно, сформированы литературой предшествующих столетий. Конечно, русской литературе ХХ века история неизбежно предъявит и свой счет. Слишком уж многие важнейшие аспекты национальной жизни оказались не запечатлены отечественными художниками слова — ни в метрополии, ни в эмиграции, ни в потаенной литературе. А стало быть, следуя русской традиции, остались хочется надеяться, до времени не осмыслены национально-историческим сознанием людей, живущих уже в начале ХХI века. Не преломленные художественно, они будто не отражены в национальной памяти. Таковы Кронштадтское восстание гарнизона города и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота против власти большевиков, восстание крестьянской армии атамана Антонова на Тамбовщине и его подавление Красной армией под командованием Тухачевского лишь два рассказа Солженицына 1990-х годов , голод на Юге России в начале 1930-х годов лишь рассказы Тендрякова , гонение на Церковь и уничтожение священства. Да и участие России в Первой мировой войне не нашло бы отражение в литературе, если бы не «Август Четырнадцатого» и последующие узлы «Красного Колеса» Солженицына. Так уж сложилось в последние две-три сотни лет, что всякий русский постигал исторические судьбы своей страны, обретал национальную принадлежность, впитывал культурные гены своей нации из литературы. Через литературу приобщался к образу мыслей и ощущению бытия давно ушедших поколений, обретал с ними кровную и глубоко личную связь. В этом и состояло то, что мы привычно называем литературоцентризмом русской культуры. И это качество мы утратили. Три с лишним десятилетия назад произошла вспышки воистину всеобщего интереса к литературе. То был конец 1980-х — начало 1990-х, когда тиражи «толстых» журналов взлетели на невероятную высоту, а публикация любого «задержанного» произведения, будь то «Собачье сердце» М. Булгакова или же «Новое назначение» А. Бека, вызывало всеобщий и самый искрений интерес. Литература восстанавливала народную историческую память, будто вклеивала вырванные и растерзанные страницы в книгу национального исторического бытия. Тогда и представить было невозможно, что миллионные тиражи года через два упадут так, что не будут набирать и тысячи… Литература перестает быть для современного поколения сферой национального самосознания, национальной саморефлексии и утрачивает важнейшую свою функцию — ориентировать человека в историческом пространстве, определять его бытийные ориентиры. Она превратилась в форму занимательного и необязательного досуга, чтение перестало быть престижным занятием. В результате книжный рынок заполнился продуктами совершенно иного рода, предлагающими в качестве культурных героев современности Дашу Васильеву, доморощенного детектива из сериала Донцовой, или же Фандорина из псевдоисторического романного проекта Акунина. В результате утраты литературой присущего ей на протяжении трех последних столетий высокого статуса в русской культуре, традиционно литературоцентричной, возник ощутимый вакуум, заполнить который пока нечем. Можно ли связывать подобную ситуацию бытийного вакуума с утратой культурного литературоцентризма? Думается, что да. Утрата литературой своего традиционного статуса и потеря прежних функций не могла оказаться безболезненной. И здесь мы с неизбежностью говорим о роли государства в поддержке художественного слова или же в полном небрежении им в его воздействии на современника. В самом деле, почему нынешняя власть столь открыто демонстрирует свое пренебрежение литературой? Почему, навязав обществу ЕГЭ, заставив школу отказаться от сочинения — формы экзамена, существовавшей в русской школе на протяжении без малого трехсот лет, которая обнаруживала способность человека мыслить и формулировать свои взгляды, демонстрировать навыки письменной речи, логической аргументации собственных суждений, все три министра образования путинского времени Филиппов, Фурсенко, Ливанов — последующие двое себя мало чем проявили — с упорством, достойным лучшего применения, превращали экзамен по литературе в «угадайку» и мини-эссе на тему «я так думаю»? Чем русские писатели так уж не угодили российским политикам нынешнего поколения? Думается, своей антибуржуазностью. Неприятием ценностей «успешности», благополучия, стяжательства, которые открыто декларируются сегодня. На съезде учителей русского языка и литературы, который регулярно проводится в МГУ, выступал некий чиновник московского правительства. Кто он и как его звать не имеет никакого значения. Появившись на трибуне с ноутбуком, он рассказывал об успешности как высшей цели школьного образования: воспитать успешного ученика, поощрить успешного учителя. Заверив аудиторию, что всегда готов к диалогу, он удалился сразу же после своей успешной речи — и то после того, как учителя, делегаты съезда, не выдержав, начали аплодировать прямо в середине его размышлений, не давая говорить. И следующий же выступающий бросил вслед убегающему чиновнику вопрос: а с неуспешными-то что делать? В расход их, что ли? И где критерий успешности? Имеет ли он лишь финансовое выражение? Очевидно, что на смену традиционным ценностям взаимной поддержки, основанным на укорененной в национальном сознании идеологии общинности, идее соборности, чувстве коллективизма приходят ценностные ориентиры личного успеха любой ценой, в том числе и за счет ближнего, который вдруг может оказаться неуспешным. На смену взаимной поддержке приходит конкуренция. Такая жизненная стратегия, воистину дарвиновская, когда побеждает сильнейший и правит бал естественный отбор, навязывается нам ныне! Подобного рода ценностные ориентиры, «буржуазные», как их презрительно называли представители Серебряного века, насаждаются теперь насильственно, как картошка при Екатерине. Их всегда и безоговорочно отвергала русская литература. От них с отвращением отвернулся Достоевский, заставив Лужина излагать свои теории целых кафтанов и бедных жен; образ успешного носителя буржуазных ценностей создал Иван Бунин в рассказе «Господин из Сан — Франциско». Только столкновение с подлинным, со смертью, открывает всю бессмысленность успешности и тщету жизни, подчинённой буржуазным ценностям, поистине онтологический тупик буржуазной цивилизации. Именно своей антибуржуазностью русская литература не вписывается в современные реформы образования! Оглянемся на времена советские. Прошли те времена, когда мы бранили соцреализм, советскую власть, искоренение инакомыслия в литературе. Негативное воздействие на словесность того процесса, который в современном литературоведении получил название «огосударствление» литературы, хорошо известно.
Он включает в себя исторические события, общественные условия, культурные тенденции и политические процессы, которые оказывают влияние на жизнь и поведение персонажей. Исторический контекст помогает читателю лучше понять и оценить происходящее в произведении. Он может включать в себя такие элементы, как временной период, место действия, политические конфликты, социальные неравенства и культурные особенности. Исторический контекст может быть важным для понимания мотивов и поступков персонажей, а также для анализа тем и идей, которые автор хочет передать через свое произведение. Он помогает читателю увидеть связь между литературой и историей, а также понять, как прошлые события и общественные условия могут влиять на нашу жизнь и современность. Развлечение и развлекательная функция Одной из основных функций художественной литературы является развлечение. Чтение книг и историй может быть очень увлекательным и интересным занятием, которое помогает нам отвлечься от повседневных забот и погрузиться в другой мир. Развлекательная функция литературы заключается в том, чтобы доставить нам удовольствие и радость от чтения. Хорошая книга может захватить нас своими увлекательными сюжетами, интересными персонажами и неожиданными поворотами событий. Она может вызывать у нас эмоции, заставлять нас смеяться, плакать, переживать вместе с героями. Развлекательная функция литературы также может помочь нам расслабиться и отдохнуть. Чтение книги может быть способом снять стресс и напряжение, забыть о проблемах и насладиться моментом. Однако развлечение в литературе не означает, что она лишь поверхностная и бессмысленная. Хорошая развлекательная литература может быть искусством, которое сочетает в себе увлекательность и глубину. Она может передавать важные идеи, вызывать размышления и помогать нам лучше понять себя и мир вокруг нас. Познавательная функция Познавательная функция художественной литературы заключается в том, чтобы расширять наши знания о мире, людях, истории и культуре. Через литературу мы можем узнать о различных эпохах и событиях, познакомиться с разными культурами и традициями, а также понять различные аспекты человеческой природы и поведения. Художественная литература может быть источником информации о прошлом и настоящем. Она может рассказывать о исторических событиях, политических и социальных проблемах, а также о научных открытиях и достижениях.
Что дает художественная литература
Книги нужно перечитывать, потому что они помогают нам изменить что-либо в нашей жизни к лучшему, формируют наш характер, взгляды, чувства и эмоции. Классическая литература - это наш верный друг и спутник по жизни. Не только наше будущее зависит от прочитанных нами книг, но и их будущее зависит от нас, от нашего отношения к ним. Литературу нужно беречь. Если мы будем бережно относится к ней, то она поможет нам получить великие качества человечности, поможет найти правильный жизненный путь и подскажет как найти выход с любой ситуации. Классическая литература играет очень большую роль в нашей жизни, она помогает выдержать все трудности и испытания, которые встречаются на нашем пути. Доказательством того же служат слова Шукшина "Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит". Этими словами автор хотел сказать, что литература помогает увеличить наш жизненный опыт, который пригодится нам во взрослой жизни. Шукшин призывает нас не забывать и всегда помнить классическую литературу, которая многому научила нас в жизни, расширила границы нашего сознания. Мы можем понять, что с нами происходит только через литературу, ведь она даёт нам огромный запас знаний, жизненных примеров, которые могут нам пригодиться. Пример сочинения 3 Все чаще и чаще перед молодым поколением встает вопрос: «Нужно ли современному читателю, читателю 21 века, читать роман Толстого «Война и мир»?
Или нужно ли ему читать и знать Пушкина, Лермонтова, Чехова? Есть ли надобность современному читателю в Шекспире, Бальзаке, Стендале? Одним словом, нужно ли читать классику в наше время? Для меня этот вопрос имеет лишь один ответ — безусловно, нужно. Ведь все эти писатели потому и классики, что они в своих произведениях затрагивают очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека, смысла его жизни. Классическая литература дает ответ на многие вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. В чем смысл моей жизни? Что есть счастье? Что есть смерть? Что для меня самое главное?
Решить эти вопросы-проблемы и помогает классическая литература. Лично меня не оставил равнодушным роман-эпопея Толстого Л. Мне очень близка идея этого писателя о необходимости самосовершенствования человека. Я тоже считаю, что красота, физическая и душевная, не дается от природы, над ней нужно работать. В постоянном самосовершенствовании и состоит смысл жизни. И счастье, к которому все так стремятся, нужно заслужить. Оно дается лишь людям, достигшим высокого духовного уровня. По Толстому, человек может совершать ошибки. Это неизбежно, ведь человек несовершенен. Но люди должны стремиться к развитию и совершенствованию, а не «замирать» в одном состоянии.
Такие люди-«мумии» представлены в романе в лице Элен Курагиной, например, или Сони. Сонечка хороша всем: и красива, и достаточно умна, и благонравна. Но скучна, потому что «застыла» на одном месте, предсказуема и неинтересна. Поэтому-то Николай Ростов, которого она так любит, замечает красоту Сонечки, но жениться на ней не хочет. Он думает, что «теперь столько еще других радостей и занятий! Наташа с головой окунается в жизнь, стремится чувствовать, совершать ошибки.
Но я задумалась: а что если таких людей, которые не любят «художку», много? И решила написать о том, что дает мне художественная литература и почему я ни на что её не променяю. Эмпатия Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки.
Когда мы читаем о переживаниях героя, то чувствуем его боль: ставим себя на его место, пытаемся понять его чувства, проживаем каждый момент. Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями. Источник Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе. Образное мышление В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех.
Получается, что благодаря литературе мы можем испытывать эмоции, но не переживать стресс. В этот момент мы сочувствуем Гарри, но не рвем на себе волосы от того, что жизнь так несправедлива. То есть испытываем безопасные эмоции. А вот новости о тревожных происшествиях вызывают сильные чувства, стресс и раздражение.
То есть дело не в том, что мы получили информацию из текста, а в том, воспринимаем ли мы события как реальные или как выдуманные. Читая сочиненную кем-то историю, мы не должны думать о том, что предпринять и как правильно реагировать в реальной жизни. Эмпатия по отношению к персонажу книги не требует альтруистичных поступков. Когда мы видим бездомного, просящего милостыню, но помочь ему не можем, то испытываем стыд, проходя мимо.
Но если мы читаем историю о вымышленном нищем, мы не чувствуем ответственности, потому что на ход воображаемых событий повлиять не способны. Чтение не только не вызывает стресс, но и может снижать его уровень. Исследования показали , что уровень кортизола гормона стресса во время чтения художественной литературы снижается примерно так же, как во время медитации. Помогает в психотерапии Существует метод библиотерапии : специалист подбирает клиенту список книг, которые помогут ему справиться с душевными трудностями или облегчить состояние при некоторых ментальных расстройствах.
Пациент читает книги, ведет читательский дневник, отмечает эмоционально заряженные для него отрывки и обсуждает их с терапевтом. Основные цели библиотерапии — помочь человеку увидеть, как с похожими проблемами сталкивались другие. Справляясь с трудностями, персонаж и читатель растет над собой и формирует новые убеждения и ценности. Библиотерапия может быть эффективна при лечении некоторых эмоциональных проблем.
В 2011 году в рамках исследования специалисты проводили занятия по чтению с младшеклассниками, которым было трудно общаться и адаптироваться к школе. Педагог акцентировал внимание детей на чувствах и мыслях героев, предлагал им порассуждать о них. Спустя два месяца эти дети показали более высокий результат в своем когнитивном и эмоциональном развитии. Читайте также Похожий метод — сказкотерапия , когда под конкретный запрос клиента подбирают архетипические структурные элементы сказок.
Благодаря иносказаниям и символам сказкотерапия помогает человеку обойти психологические защитные механизмы например, вытеснение и отрицание. Человеку может быть невыносимо больно и страшно погружаться в свою проблему и говорить о ней прямо. Сказка помогает говорить о самых трудных событиях отстраненно. В сказочных поворотах человек может найти эмоциональный ресурс и пути решения реальной проблемы.
Сказкотерапия работает и для детей, и для взрослых. Малышам психологи часто предлагают придумать свою сказку на заданную тему: в таких историях отражаются личные переживания, которые ребенок может проработать в игре с помощью психолога. Сказки помогают детям справиться с агрессией, научиться осознавать и принимать свои эмоции, понимать причины своего поведения и даже реакции других людей, поиграв от их лица. Взрослые люди ничуть не меньше детей могут бояться собственных эмоций.
Психотерапевт Сьюзен Форвард в книге «Токсичные родители» рассказывает, как сказка помогает тем, кто пережил в детстве насилие, справиться с психологической травмой. Сьюзен просит клиента написать сказку, которая описывает его травмирующую историю, но в волшебном мире. Клиент превращается в главного героя, положительного персонажа, а токсичный родитель, например, в чудище. Конец у такой сказки должен быть счастливым.
Например, одна клиентка Сьюзен Форвард написала историю о веточке плюща это сама женщина , на которую злой король ее отец посылал заклятья. В финале крестная фея психолог вырвала с корнем эту веточку и унесла из «долины печали». Такой взгляд на свою жизнь может дать силы тогда, когда кажется, что помощи ждать неоткуда. Приносит удовольствие и успокаивает Американский психолог Михай Чиксентмихайи изучал тему счастья.
Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения. Литература развивает разум и чувства. Она — наш учитель, наставник, проводник.
Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.
В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои. Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов. В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой — неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером. Литература многогранна, её создатели очень разные.
10 причин, почему вам стоит читать художественную литературу
Кто придумал термин: «повествование» — неспециальное и ничейное понятие. Что это значит: п narrative — это любое связное изложение чего-либо. Повествование — это, во-первых, рассказ о событиях а не о чувствах, идеях и тому подобном. Во-вторых, этот рассказ должен вестись, когда события уже прошли: рассказчик мог быть раньше их участником, но теперь все равно говорит о них немного со стороны. Американский философ Артур Данто приводил такой пример. В повествовании историка может быть фраза «В 1618 году началась Тридцатилетняя война». А вот современник этого события например, летописец, который заносит начало войны в свою хронику не мог бы написать такую фразу — потому что не знал, сколько война продлится и как ее потом назовут. Повествование — это взгляд из будущего, который устанавливает связи между событиями, следующими друг за другом. Логика повествования отлична от логики реальности.
Как объяснял Барт, эта логика основывается на принципе «после этого — значит, вследствие этого», то есть причиной события по умолчанию считается другое событие, о котором нам сообщили раньше. Литература сама иногда критикует и высмеивает такую повествовательную логику. Есть, например, знаменитое предание из древнеримской истории: царь Тарквиний обесчестил добродетельную Лукрецию, она покончила с собой, народ возмутился, изгнал Тарквиния, и с тех пор в Риме вместо царской власти стала республика. Это сильный, убедительный нарратив, где одно событие вроде бы с необходимостью следует за другим, вплоть до смены политического режима. Логика жизни отличается от нарративной логики, однако мы склонны об этом забывать. Нужно правильно понимать эту фразу: «история» здесь значит «повествование об исторических событиях», которое ведется задним числом и выстроено в одну прямую линию. А настоящая история процесс совершающихся событий и поступков всегда могла пойти по-другому , и историки это знают, исследуя несбывшиеся варианты ее развития.
Я предлагаю выделить пять: наука, философия, литература, искусство, религия. Критерием их различия как раз и должен стать способ их восприятия, доля, удельный вес чувств и разума в каждом случае. Если религия апеллирует исключительно к иррациональной вере, то наука, находящаяся на другом конце этой оси, берет в расчет только лишь сухие логические построения, здесь любые эмоции отвернут вас от намеченной цели. Литература же находится ровно посередине. Значит ли это, что доли разума и чувств должны в ней уравняться? Скорее, мы можем увидеть в ней с одинаковой вероятностью любое сочетание того и другого. Положение в центре оси координат оказывается довольно выгодным, оно освобождает литературу от каких бы то ни было ограничений и правил. Казалось бы, что после таких рассуждений мы не найдем ответа на вопрос, которым я вдруг заинтересовался. Действительно, если литература хаотична, если в ней нет никаких правил, то и единой цели ее существования нет и быть не может. Но торопиться с подобными выводами не надо. Это можно сделать путем выделения из огромного букета текстов самого главного цветка. То есть первостепенной целью существования литературы должна стать философия, трансляция идей, но эта трансляция оказывается облаченной в самобытную литературную форму. В самом деле, философский трактат может наскучить. Слишком все назидательно, слишком явно стремление заключить мысли в оболочку терминов и категорий.
Зачем нужно читать классику Что еще можно почерпнуть в монументальных произведениях, кроме традиционных нравственных идеалов Научиться поддерживать диалог любого уровня сложности, начать лучше разбираться в людях, постичь искусство преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути, и просто получать удовольствие от вечеров наедине с самим собой — всему этому нас способны научить не только бизнес-коучи и психотерапевты, но и классическая литература. И порой даже в большей степени, чем перечисленные профессионалы своего дела! Лучше понимать людей Чтение классики не только способствует духовному развитию, но и знакомит вас с азами психологии. Задумайтесь: прочитав монументальные произведения Гончарова , Тургенева , Кафки , Уайлда , вы начнете понимать причины и следствия того или иного поведения, узнаете поближе человеческие характеры и постигнете непростую науку взаимодействия с окружающим миром. Ведь если задуматься, несмотря на кажущуюся уникальность, человеку в большинстве случаев свойственно действовать по сложившемуся сотни лет назад шаблону. Читая классику, вам удастся не только с легкостью разгадывать поведенческие мотивы собеседников, но и подбирать к каждому характеру свой «ключик». Хотите стать мастером переговоров?
Китайский писатель Тай Нинг Tie Ning считает, что только «выдающиеся произведения затрагивают душу, возвышают читателей, дают им надежду и спасают от отчаяния». Его великий соотечественник писатель Ба Джин Ba Jin в одном из интервью так же затронул эту тему: «Литература должна нести свет, доброту и надежду, делать людей более нравственными, более чистыми и полезными для общества. С моей точки зрения, ради этого, писатели должны в своих сердцах поддерживать свет и тепло». Писатель одной рукой открывает дверь, а другую руку как будто протягивает посетителям. Это символ культуры, символ душевности, символ человечности. Литература каждого народа — эхо его духовной культуры.
Что дает художественная литература
Жена художника. Картина Карла Холсё. Литература учит нас говорить так, чтобы все слушали Каким образом: учитесь у писателей и поэтов — речь должна быть странной, необычной, нарушать привычные ожидания. Термин из теории литературы, который это объясняет: остранение. Что это значит: остранить — значит сделать странным. Остранение может быть двух типов. Остранением речи являются стихи: в обычной жизни мы смущаемся, сказав что-то случайно в рифму, а в поэзии это обычно достоинство. Второе применение остранения — к вещам.
Шкловский писал, что автоматизация «съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны», а цель хорошего писателя — сделать восприятие не автоматическим, а живым. Нет остранения — нет искусства Почему иногда мы не замечаем никакого остранения? Понятно, что язык Хлебникова необычный, но что странного в «скучных» описаниях природы у Тургенева? Чем это полезно в обычной жизни? Понять, как работает остранение, — значит научиться, во-первых, самому высказываться эффектно и действенно, так, чтобы тебя не слушали вполуха, а прислушивались внимательно. Литература учит видеть за частным — общее Каким образом: у всего на свете есть структура, и ее надо разглядеть. А на книжках можно потренироваться.
Термин из теории литературы, который это объясняет: структура.
У Достоевского нет исторических романов. Он писал о современности, которая нашла отклик в будущем, то есть сегодня. Творец, ловя настоящее, выходил за временные рамки действия произведений и тем самым останавливал время, переводил его в бесконечность. Поэтому произведения Фёдора Михайловича — вечная литература. Самого же автора называют пророком. Спикер считает: Настоящий писатель должен быть и здесь, и не здесь. Те люди, которые существуют только здесь, завтра уже никому не интересны.
А те, которые только не здесь, они «улетают» и также перестают быть интересными. Задача писателя — соблюсти баланс здешнего и нездешнего. Прошлое, как настоящее, и наоборот Современные авторы не пытаются встать вровень с Достоевским и Толстым, а в своё оправдание приводят тот факт, что в те времена не существовало нынешних проблем. Отчасти это действительно так. Фёдор Михайлович поднимал вопрос борьбы добра со злом в человеческой душе.
Если кто-то пойдет, допустим, в банковское дело, ему поможет литература, потому что она научит его правильно общаться, — объяснила кандидат филологических наук, — Это многообразная школа. Книга ведь говорит с нами, и мы у нее очень многому учимся. Прежде всего мыслить, думать, правильно общаться. Мы можем даже не осознавать, что прочитали об этом в художественной книге» Светлана Царегородцева, филолог Но не в каждой профессии работнику необходимо взаимодействовать с другими людьми. Человек вполне может целыми днями сидеть перед экраном и работать за компьютером. По словам Царегородцевой, такому сотруднику литература необходима даже больше, чем всем остальным. Это возможность примерить на себя судьбу героя, поговорить с ним. К тому же такие люди, как правило, интроверты, — сказала она. Современная литература развивается своим ходом и тоже играет важную роль в развитии человека. По мнению Платицына, она отражает исторический этап и помогает разобраться в нем. Но тут опять же всё завязано на образовательной программе. Дело в том, что прежде человеку нужен исходный код нашей культуры, ее ткань. Даже робкое знакомство с ней впоследствии облегчит понимание наших современников, — уточнил он. Она отражает время. Я сама прочитала одну книгу о «Гарри Поттере», потому что хотела понять молодежь, — рассказала эксперт. Там говорится о добре и зле, но на таком языке, который близок подрастающему поколению. Поэтому я не хочу отрицать полезность этой литературы.
В этом плане классика совершенно не устарела. В классических произведениях можно найти ответ почти на любой вопрос, а то, как решают свои проблемы герои книги, может дать нам подсказку и помочь решить нам наши проблемы. Развиваем свою фантазию и креативное мышление. Путешествуя за чтением по мирам произведения, мы, вольно не вольно, представляем в своей голове то, о чем говорится в книге. Эта практика хорошо развивает нашу фантазию. Отвлекаемся от рутины. Читая классическое произведение, мы отвлекаемся от нашей рутины, бытовых проблем и погружаемся совсем в другой мир. После чтения мы по-другому смотрим на свою жизнь и происходящие в ней события, учимся ценить то, что имеем и смотрим на все под другим углом.
Современная литература: что, как и зачем читаем
В нашей сегодняшней публикации мы расскажем, зачем нужно читать классическую литературу и что нам это дает. Чтение классической литературы: зачем нужно читать произведения навыки развивает читатель, моральное удовольствие. Значение литературы в жизни человека Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.