Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. Дворцовые пригороды Ленинграда в канун войны и в первые послевоенные годы.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. Видео о Объявление о полном снятие блокады Ленинграда 27 01 1944, Что происходило в Ленинграде в первый день блокады, Музей обороны и блокады Ленинграда после обновления. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео лекция восстановление ленинграда после великой отечественной войны онлайн которое загрузил SPbGASU 25 апреля 2022 длительностью 00 ч 53 мин 28 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим. На нем – восстановление Ленинграда после войны и блокады.
Восстановление Ленинграда после вражеской осады
Предусматривалось ускоренное восстановление Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра страны. Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности. Особенностью послевоенного восстановления памятников стало то, что многие подлинные объекты не получили в 1940-х гг. музейного статуса: больше внимания уделялось разрушенным дворцам и павильонам. «Ущерб, причиненный предприятиям Ленинграда. Восстановление после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944–1946 гг.)». Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников.
Справка, что ты ленинградец
- Популярное
- Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
- Послевоенные годы
- Уменьшение жилищного фонда
- Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады | Видео
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Статья Ильи Эренбурга «Наша гордость» — один из редких материалов, посвященных героизму простых жителей города в годы блокады: «Каждый ленинградец, переживший годы блокады, это воин, ветеран обороны, подлинный герой» Эренбург 1949 — «Встречая в толпе незнакомого, — пишет автор, — я порой думаю: этот перенес блокаду… Таких узнаешь по глазам: в них не только память о горе, в них закал большой воли. Ленинград велик не только тем, что вынес, он велик и тем, как он вынес то, чего другие не вынесли бы» Там же. Центральное место в статье занимает рассказ о попавшем в руки автора блокадном дневнике ленинградской девочки, в котором записаны названия книг, которые она читала блокадными ночами «Анна Каренина», «Овод» и другие. Уже после войны автор выяснил, что в дневнике записаны названия книг, не которые девочка читала из-за темноты , а которые вспоминала, и это помогало ей выжить.
Окончание статьи снова направлено в будущее: «И павшие за Ленинград могут требовать от живых высоких чувств и высоких дел. У нас есть идеал, достойный подражания — жить так благородно, как жили герои Ленинграда, работать так самоотверженно, как они сражались» Там же. И это практически все, что можно было прочитать в газетах послевоенных лет о том, что пришлось пережить ленинградцам в годы блокады.
На героическом аспекте жизни блокированного города делался акцент и документальных фильмах о Ленинграде военных лет, снимавшихся в эти годы. Характерный пример представляет собой фильм «Великая победа под Ленинградом» 1947, Центральная студия документальных фильмов, режиссер Н. Фильм начинается с показа картин мирной жизни довоенного города, прерванной нападением фашистов, затем рассказывается о превращении Ленинграда в город-фронт, о продолжающейся в блокадное время работе в цехах ленинградских заводов.
Некоторые кадры, по которым можно составить представление о том, какой была жизнь блокированного города, в фильм все-таки попали: показаны вставшие, занесенные снегом троллейбусы; жители, берущие воду из ручья на улице. Но главной неизменно остается тема героизма ленинградцев и завершающий призыв к трудовым победам в мирное время. Титры в финале фильма призывают: «С именем Сталина мы победили в войне, с именем Сталина мы добьемся новых успехов, вперед, ленинградцы, за Родину нашу, за счастье советских людей!
В этой связи понятны многочисленные упреки, выражаемые исследователями ленинградскому, да и центральному послевоенному руководству, заключающиеся в том, что «за кадром» всегда оставались человеческие потери, понесенные городом, да и вся трагическая сторона блокадной эпопеи, ставшей на страницах газет и книг, на экранах кинотеатров, неотделимой от эпитета «героическая». По мнению В. Демидова и В.
Кутузова, основная причина «табу» на упоминания о жертвах и потерях, о трагической стороне военных событий заключается в «жесткой установке показывать людям только светлые стороны бытия» Ленинградское дело 1990: 38. По их мнению, эту установку можно считать оправданной во время войны, но не в послевоенный период. Нужно, однако, учитывать, что память о блокаде, которую пытались формировать партийные идеологи и руководители, была связана не только с военным прошлым, но и с задачами текущего момента — нужно было создать ленинградцам моральную опору для предстоящего им тяжелого труда по восстановлению города.
Жители Ленинграда должны были работать в очень жестком режиме, в суровых послевоенных материальных условиях — с тем же упорством, с которым они трудились для фронта в годы войны не зря появляется метафора «город — трудовой фронт». Поэтому прежняя установка сохраняла в глазах власти свою актуальность. Безусловно, мы вправе и поставить вопрос об отклике населения города на эту установку.
Может быть, сразу после войны, когда время еще не залечило раны, большинство ленинградцев и не было внутренне готово вспоминать о жертвах и потерях? Или, напротив, большое количество свидетелей блокады оказалось в состоянии тяжелого внутреннего дискомфорта в связи с невозможностью соотнести собственные трагические воспоминания с героическим пафосом официального дискурса? В настоящее время, читая эти многочисленные публикации, рапортующие о беспроблемной адаптации к мирной жизни вчерашних фронтовиков и блокадников, нам очень трудно найти ответы на эти вопросы.
Лишь с помощью глубоких интервью со свидетелями блокады, возможно, еще есть шанс приблизиться к пониманию внутренних переживаний ленинградцев второй половины 1940-х годов. Но, к сожалению, сейчас мы уже не можем услышать голоса большинства тех, кто мог бы ответить нам на эти вопросы.
У стен Петропавловской крепости был устроен пляж [92]. Строительство Володарского моста , 1930-е годы В историческом центре велось благоустройство, были созданы Синопская и Свердловская набережные, для чего сносились складские помещения и на их месте устраивались бульвары. Многие участки Невы, ещё имевшие деревянное укрепление или не имевшие его — были одеты в гранит [4]. Были построены Пироговская , Новодеревенская , Шлиссельбургская набережные [11]. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда [38]. Были созданы парки Победы в Приморском и Московском районах, скверы у Казанского и Исаакиевского соборов, на улицах создавали газоны и ставили клумбы.
Обязательное озеленение шло в новых кварталах [3]. В честь 250-летия города на Марсовом поле зажгли первый вечный огонь [36]. На бывших рубежах обороны Ленинграда в результате длительных боёв была уничтожена большая часть озеленения, которую будут восстанавливать в 1960-е годы в рамках проекта Зелёного пояса славы [93]. В 1936 году был построен мост имени Володарского и первый мост в СССР с железобетонными арками [5] , был достроен Дворцовый мост [11] , реконструирован мост Лейтенанта Шмидта [11]. После войны был построен Большой Крестовский мост [94]. Были отремонтированы многие мостовые города [11]. Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой.
С 1930-х годов центральные улицы начали активно асфальтировать [11]. Шло активное освещение улиц, убирали последние керосиновые и газовые фонари, в городе были проложены сети электроснабжения [11] , был учреждён «Ленсвет» — трест наружного освещения [11]. За несколько лет было установлено более 20 000 современных светильников, улицы Ленинграда стали заметно светлее [11]. В 1930 году в Ленинграде появилась первая газосветная реклама [11]. Транспорт[ править править код ] В городе постепенно увеличивалось количество транспорта, поэтому возникла необходимость разработки безопасности движения, на улицах появились первые милиционеры — регулировщики, на Невском проспекте был установлен первый в городе светофор [10]. В Ленинграде на фоне роста населения серьёзной проблемой оставалось развитие общественного транспорта [11]. Шло активное расширение трамвайных сетей [95] и вводился автобусный транспорт [10]. Здание старого аэровокзала аэропорта Пулково Протяженность трамвайных линий и количество вагонов выросло в три раза в сравнении с 1913 годом [95].
К 1940 году длинна трамвайных путей составляла уже 440 километров. С 1926 года шло развитие автобусного транспорта, к 1940 году было налажено более 20 автобусных маршрутов, с 1929 году работало такси, к 1941 году в Ленинграде курсировало около 300 машин [10]. Начали появляться первые троллейбусные линии [13]. Ещё в 1920-е годы были восстановлены железные дороги [12]. В период первых пятилеток был реконструирован торговый порт и оснащён крупным холодильником [12]. В 1933 году начали электрифицировать городской железнодорожный узел [12]. К концу десятилетия между Ленинградом и Москвой двигались самые мощные локомотивы того времени [14]. Хотя ситуация с общественным транспортом гораздо улучшилась в сравнении с 1913 годом, она по-прежнему не справлялась с быстрорастущим населением города [10].
Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11]. Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы. Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами. После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск. В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96].
Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44]. Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23].
Новый генеральный план Санкт-Петербурга на 2005-2025 гг. Он ориентирован на достижение европейского стандарта качества городской среды, на оказание содействия активному преобразованию города в рамках общемировой тенденции постиндустриального развития, что связано с переносом фокуса внимания на науку и высшее образование, управление бизнесом, финансами, культурой, на развитие туризма. Если плановой экономике соответствовал генплан - директива, то в современных условиях генплан - прогноз, гибкий, позволяющий оперативно реагировать на изменение ситуации, предусматривающий в зависимости от этого различные варианты развития города. По новому Градостроительному Кодексу, решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации городского округа. Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, заинтересованные лица вправе представить свои предложения. Кроме этого, проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с участием жителей города. Участники публичных слушаний вправе В 2002 году взамен ранее действовавших ведомственных строительных норм по реконструкции и застройки исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга ВСН 289 , были разработаны новые, доработанные территориальные строительные нормы ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга».
Таким образом, в процессе публичных обсуждений на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению, накапливается и обрабатывается общественное мнение, которое в последствии может быть учтено при доработке генерального плана и окончательном утверждении градостроительной документации. Представляется возможным сделать вывод о том, что по сравнению с советским периодом, современная процедура разработки и утверждения генерального плана города носит более открытый, общественный характер. А это, в свою очередь, означает, что участником градостроительной политики в определенном смысле становится все общество. Градостроительство - это всегда и власть, и право. При решении нынешних градостроительных задач необходимо больше опираться на право и сокращать властные функции. Укрепление градостроительного правопорядка есть, в сущности, и усиление самой власти, ее эффективности в управлении таким сложным явлением как современное градостроительство. Все сказанное дает понять, насколько широка и актуальна проблема проявления властного начала в творчестве архитекторов и градостроителей. В новом формирующемся обществе город, не должен быть объектом конъюнктурного манипулирования, он должен быть понят как сложная система, без знания градостроительного исторического прошлого которого, никакие усилия по его стратегическому комплексному развитию не принесут желаемого результата. Список использованной литературы Архитектурно-планировочный обзор развития города. Архитектура и строительство Ленинграда.
Белоусов В. Градостроительные проблемы развития Ленинграда. Завтрашний день Ленинграда. Беседа с главным архитектором Ленинграда Н. Барановым для газеты о разрабатываемом генплане Ленинграда. Исаченко В. Иконников А. Историзм в архитектуре. Каменский В.
Руины здания соседствуют с вновь возведенными стенами, разбросанные игрушки, посуда и предметы быта с одной стороны и восстанавливаемая квартира с сервированным для мирного чаепития столом - с другой. Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Об этом периоде говорят плакаты, листовки 1944 года с призывами к ленинградцам восстанавливать город: "Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Отдадим все силы на восстановление родного города! Фотографии Давида Трахтенберга, Сигизмунда Кропивницкого, Бориса Уткина , Бориса Лосина и многих неизвестных фотографов, художественные произведения Алексея Пахомова, Якова Рубанчика, Юрия Непринцева, Николая Кочергина и других художников демонстрируют, как снимают укрытия с "Медного всадника" и памятника Владимиру Ленину, реставрируют Исаакиевский собор, Театр оперы и балета имени Кирова, Пулковскую обсерваторию, отстраивают заново разрушенные дома, восстанавливают электросети, водопроводные магистрали, трамвайные пути и разбитые набережные. Их демаскировку проводит команда альпинистов, в составе которой легендарная ленинградская альпинистка Ольга Фирсова.
Ленинград в 1946-1947 годах
В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов - Купчино, Дачное, Сосновая Поляна, Юго-запад и др. Люди, жившие в городе в те времена, наверное, неплохо помнят сложившееся некоторое противостояние «старых Ленинградцев» как мы видели, этот образ - не более чем миф: революции, войны изрядно перемешали население нашей страны и новых, приезжих. Впрочем, кажется, оно не имело такого резкого характера, как это было, например, в Москве. Само по себе наличие новой волны приезжих позволило «старым» в большей мере почувствовать себя ленинградцами. В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов Но если посмотреть на детей из следующих поколений, то, конечно, можно отметить очень быструю нивелировку существовавших различий между приезжими и условно-коренными горожанами.
И уж точно не играл существенной роли здесь национальный и цивилизационный факторы. Ленинград хоть и был многонациональным, но всегда оставался преимущественно русским городом, куда переселялись в основном такие же граждане русской национальности. Переселение шло быстрее, чем планировало правительство: достичь 4-миллионного уровня собирались к 1985 году, а достигли уже к 1970-му. Зачем же ехали все эти люди в наш город?
Ответ лежит на поверхности, но он не так прост, как кажется.
По словам ученого, миграционные процессы в военном Ленинграде и его пригородах так и не стали предметом прицельного исследования и не все документы рассекречены. Я имел к ним допуск, в них нет ничего такого.
Скажем, численность населения в различных сельсоветах, — рассказал собеседник «Известий». Свежие силы 11 апреля 1944 года лидер ленинградских коммунистов Андрей Жданов на пленуме горкома ВКП б объявил о решении Государственного комитета обороны во главе со Сталиным восстановить Ленинград как центр военной промышленности и столичный город. Через полтора года после этого население выросло более чем на миллион.
Но какую часть из них составляли ленинградцы, вернувшиеся из эвакуации, и сколько прибыло «новеньких», неизвестно, этот вопрос историки не изучали. Изменилась система управления. С января 1944 года именно наркоматы, в основном судостроения, авиастроения, станкостроения, боеприпасов, стали ключевыми в определении того, каких людей и какие организации возвращать.
Из Германии было вывезено довольно много предприятий, соответственно, на них должны были работать квалифицированные кадры.
Данини, в жилых покоях Александры Федоровны пробивались новые дверные проемы, Кленовая гостиная делилась на два помещения. Пушкинский дом действовал согласно своим целям и логике времени, а из памятника тем самым стирался целый пласт его истории. Под его председательством 19 апреля 1947 г. В остальных комнатах: бассейной и камердинерской желательно восстановить историческую отделку в пределах совмещения отделки с экспозициями музея» 15. Институт русской литературы аргументировано возражал, указывая на невозможность размещения задуманных ими экспозиций при соблюдении этих условий. Тем не менее, в чем-то удалось прийти к компромиссу и благодаря Н. Белехову до наших дней дошла в значительной степени подлинная отделка Приемной и Парадного кабинета Николая II. Понять атмосферу, в которой принимались тогда решения по Александровскому дворцу, помогает источник личного происхождения — удивительный в своей искренности и глубине дневник президента АН СССР С. Вавилова, регулярно посещавшего объекты Института в г.
Александровский дворец с провалившимися потолками, прогнившими балками, страшным запахом сырости» 17. Интересна запись от 30 августа 1946 г. На стенах огромные самоувековечивающие надписи каких-то прятавшихся испанцев. От этого чувства никак избавиться не могу» 18. Когда работы уже шли полным ходом, 19 февраля 1948 г. Вавилов напишет: «Александровский дворец, по-видимому, процесс необратимый. Рушат гнилые балки, заменяя железными. Валится декаданс царицы. Все прошло. Не вернется.
Ни людей, ни идей. Меланхолия руин и катастроф. Какой-то сплошной Forum Romanum и притом без поэзии, а с холодным материализмом» 19. Александровский дворец распахнул свои двери как музей Пушкинского дома 10 июля 1949 г. Пушкина 20. Юбилейная выставка монтировалась в парадных залах дворца в авральном порядке. Вавилов так описал этот день в дневнике: «Ночью поездка в Царское. Белая ночь. Последняя развеска в музее. Потом блеск Александровского Дворца.
Кружево колонн. Зеленые дубы. Голубое небо. Торжествующий Пушкин. Кажется, хорошее дело сделано. О, если есть что-то схожее с душой Пушкина, где угодно. Неужели оно не отзовется» 21. Учитывая контекст времени и цели, которые преследователи инициаторы работ 1947 — 1949 гг. Надо учитывать, что тогда восстанавливали «бывший» Александровский дворец — непременно с этим эпитетом употреблялось название объекта. Как дворец он был в прошлом, а в настоящем оставалось здание, возведенное Кваренги.
Возможно, полная реализация планов Академии наук по превращению г. Пушкина в настоящий наукоград литературоведения частично примирила бы с реализованными тогда во дворце решениями. Но, по справедливой оценке литературоведа Л. Солдатовой, даже к юбилею А. Пушкина удалось воплотить в жизнь лишь «ничтожно малую часть грандиозного замысла» по развитию Института русской литературы 22. Особую горечь от потери остатков отделки покоев Николая II и Александры Федоровны вызывает то, что литературный музей, ради которого интерьеры стилизовали «под Кваренги», так и не будет открыт.
Но от воды потом пришлось отказаться, потому что она моментально выкипала.
Бомба разогревалась до 300 градусов по Цельсию». Гораздо сложнее было уберечь здания от больших фугасных бомб. Они буквально изрешетили центр города. Согласно официальным отчетам, к сентябрю 1942 года 200 из 300 городских памятников имели повреждения. Большинству после войны вернули прежний облик. Но были и исключения. Например, набережная Фонтанки 32.
Найдите 5 отличий. Литературный дом на Невском изменил не только стиль, но и предназначение. Павел Платонов, искусствовед: «Здесь была совершенно рядовая застройка. А с учетом того, что здесь находится и шедевр архитектурного зодчества — Дворец Белосельских — Белозерских — и хотелось построить что-то соответствующее. А, во-вторых, здание строилось под куйбышевский райисполком. И должно было иметь соответствующий вид — официальный. Отсюда и скульптуры на фасаде».
Андрей Федоров, корреспондент: «Один из самых наглядных примеров — здание в Кирпичном переулке. Сейчас здесь расположена станция метро фиолетовой ветки — Адмиралтейская. А ведь раньше это был жилой дом, которому авиабомба срезала угол. Таким он остался до сегодняшних дней». Перестраивались и целые улицы. С сотрудником комитета по охране памятников истории Юлией Бахаревой мы стоим сквере, которого до блокады не было, а два дома прижимались друг к другу. Но при восстановлении Суворовского проспекта архитекторы решили расширить пространство и перенесли разрушенный авиабомбой дом на несколько десятков метров.
Юлия Бахарева, специалист КГИОП: «Само здание могло не иметь особой ценности, но если оно входило в окружение какого-то значимого архитектурного сооружения или ансамбля, то сохранение этой среды было очень важно. В этом случае здание восстанавливалось один в один или на тот исторический период.
Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период
Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство. Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны. Конечно, и пафос восстановления, и опора на героический подвиг советского народа в годы войны в конструировании послевоенного общественного сознания — характерная черта всей послевоенной советской пропаганды.
Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы
Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Учредитель акционерное общество "Ленинградская областная телекомпания".
В то же время Ленинград выделялся численностью студентов и преподавателей, деятелей науки и культуры. А особенно — промышленных рабочих, что стало следствием огромной роли, которую город сыграл в индустриализации 1930-х годов. Подростки из провинции стремились встать в ряды питерского пролетариата и заполняли многочисленные школы фабрично-заводского ученичества и ремесленные училища. Автор книги «Блокадная этика» Сергей Яров утверждает, что почти все они, оказавшись вдали от родителей, запертые в окруженном городе, умерли от голода, а кто-то и от побоев за воровство еды, от которого не имели сил удержаться. К январю 1944 года в городе оставалось всего 579 тыс. К этому моменту было эвакуировано около 1,7 млн человек, от голода и обстрелов, по официальным данным, погибли 672 тыс. Со многими проблемами, которые они увидели в блокадном Ленинграде, они сталкивались и раньше.
К моменту полного снятия блокады в городе почти не было детей, людей старшего возраста, иждивенцев. Город стал молодым.
В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства….
Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел.
Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны.
Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно.
Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла.
Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете.
При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался.
Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Летом 1945 г. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели.
Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г.
Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни. В восточной галерее была проведена консервация живописи. Научные сотрудники Петергофа Н. Архипов, М.
Андреева, Н. Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть.
Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день». Эти работы были проведены в 1950 г. Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х. Какие цели теперь преследовали реставраторы?
С 25 июля до 23 октября 1951 г. С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить. Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет 1955—1961. Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей. Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы.
Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков». Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты. Нередко это оправдано. Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник. Новый этап реставрации начался с обстоятельного осмотра и фиксации росписей.
Специалисты выполнили подробное фотографирование и копирование на кальки. В основном тогда подновили фоновые части, покрыв их масляными красками, выполнили обводку фигур, орнамента, элементов пейзажа; часть облетевшей или поблекшей позолоты покрасили бронзовой краской. Самые значительные изменения претерпели плафоны в галереях и люстгаузах, где местами были переписаны орнамент и некоторые композиции. Менее всего во время войны пострадали росписи в Лаковом кабинете, Буфетной и купольной части Парадного зала: незначительные выпады и шелушение красочного слоя, мелкие кракелюры, волосяные трещины по штукатурке. В юго-восточном клейме отставала гипсовая накрывка, а вставка северо-западного угла сильно повредилась от протечек: дранка и подшивка сгнили, штукатурка разрушилась и не имела прочности, красочный слой отставал и шелушился.
Серьезные вопросы возникли в связи с сильно испорченными из-за протечек плафоном в Спальне и тремя падугами центрального зала. Западная падуга погибла полностью, превратившись в «расплывшееся грязно-серое пятно». Вызывало тревогу и состояние Морского кабинета: треть плафона была целиком потеряна от взрывной волны. Следует особо отметить реставрацию потолочных перекрытий в галереях и люстгаузах. При первых визуальных осмотрах казалось, что «из всех помещений Монплезира, состояние росписей наиболее благополучно в восточной и западной галереях, которые не отапливались и меньше имели протечек, хорошо проветривались и одновременно с наружной температурой нагревались и охлаждались».
Однако именно здесь дранка и подшивка в местах протечек не только сгнили и превратились в труху, но и были поражены жучком-точильщиком, в этих местах штукатурка и грунт оказались полностью утрачены. Эти скрытые серьезные разрушения потребовали локальной замены подшивки и дранки. Почему в центральной части дворца не было подобных повреждений? Дело в том, что в галереях и люстгаузах пространство между крышей и потолочными перекрытиями невелико, доступ туда невозможен или затруднен. Соответственно, в холодное время года конденсат образуется в большем количестве, и дощатая подшивка при протечках в этих местах сохнет хуже, чем над другими залами.
В западной галерее Р. Саусен обнаружил разницу в манере живописи француза Пильмана и русских мастеров и, опасаясь потерять при дальнейшем прописывании своеобразие «почерка кисти» последних, решил отказаться от «прикосновения кистью» в композиции с изображением Флоры после расчисток. Насколько обоснованно воссоздание пропавших фрагментов подлинной живописи? Какие варианты рассматривались в случае с Монплезиром? Этим было бы восстановлено общее значение единства.
А к большему можно было бы и не стремиться. Однако именно здесь, в Монплезире, который не просто консервировался, но именно воссоздавался во всей целостности его художественного замысла, этот в принципе грамотный и допустимый подход представлялся неприменимым. Монплезир должен был вернуться к своему характерному облику историко-художественного памятника, который не может где-то производить лишь «общее» впечатление, но должен читаться в деталях, как книга. И содержанием его никак нельзя пренебречь«31. Утраченную отделку стен воссоздавали полностью, должны были вернуться эвакуированные во время войны экспонаты, и окраска утраченных мест живописи нейтральным тоном исказила бы восприятие интерьеров петровского дворца.
Кроме того, собранный иконографический материал позволял достаточно обоснованно воссоздать эти произведения. Такие суждения научных сотрудников разделяли реставраторы: «…воссоздание всех утраченных мест композиций должно быть произведено полностью, но с непременным условием совершенно ясного, но не бросающегося в глаза, отделения вновь написанного от подлинного. Особое внимание следует обратить на недопустимость подхода новой живописи впритык к подлинной, так как в этом случае неизбежна запись последней у контуров». Хранители и реставраторы пришли к единому мнению: утраченные фрагменты росписи были воссозданы, а при соприкосновении с подлинной живописью, оставлены еле заметные линии. Что помогло реставраторам воссоздать утраченное?
Хотя в архивах Петергофа не нашлось четких фотографий сильно пострадавших плафонов, удалось разыскать нужные материалы в других музеях. В негатеке Государственного Русского музея найдены фотографии А. Хотеновского, выполненные в 1921 г. Никаких изобразительных материалов Филиппа Пильмана не сохранилось, но в отделе эстампов Эрмитажа хранятся альбомы его учителя Клода Жилло, которому он во многом подражал. Создавая образы четырех стихий, Пильман обращался к традиционным аллегориям, поэтому при реставрации западной падуги зала использовались гравюры, выполненные по рисункам Шарля Лебрена для Королевской гобеленовой мануфактуры.
Реставрация плафонной живописи Монплезира в 1950-х гг. С тех пор работы с росписью проводились довольно редко и носили избирательный характер. Спустя более десяти лет, в 1972, 1977 и 1978 гг.
Будет отопление. Серебряный А ну-ка взяли! Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его!
Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города.
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады
Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период - Новости Петербурга - Общественный Контроль | На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление. |
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады - YouTube | Большая подборка сравнительных фото до-после блокадного Ленинграда 1941-1944 годов. |
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | Дворцовые пригороды Ленинграда в канун войны и в первые послевоенные годы. |
Индустриальное строительство
- Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады - Новости
- История Ленинграда середины XX века — Википедия
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период - Новости Петербурга - Общественный Контроль
- Ленинград в 1944 году. Возрождение
- Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)
Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период
Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда | Гистограмма просмотров видео «Как Восстанавливали Ленинград После Войны И Блокады» в сравнении с последними загруженными видео. |
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ | Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период. |
Презентация на тему "Восстановление Ленинграда" по истории для 8 класса | Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». |
Восстановление и преображение: Ленинград после войны | это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. |
Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны
Ленинград в 1944 году. Возрождение - Государственный музей истории Санкт-Петербурга | После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты. |
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс? |
Восстановление послевоенного Ленинграда. | Санкт-Петербург | Восстановление послевоенного Ленинграда. Стремянная улица, 1946 г. Санкт-Петербург 07.11.2021. |
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады
Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех. Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Гистограмма просмотров видео «Как Восстанавливали Ленинград После Войны И Блокады» в сравнении с последними загруженными видео. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения. Но восстановление после войны — это не меньший подвиг, с которым справились архитекторы и реставраторы.
Подземка на Политбюро. Как возобновилось строительство метро после войны
Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е.
Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г.
В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации.
Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли.
От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг.
Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы.
Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в.
Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии.
Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И.
При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли.
Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте.
Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б.
В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино.
Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы».
Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т.
Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов.
Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие.
Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А. Гессена и художника-керамиста Б.
Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б.
Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата. Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б.
Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика. К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В.
Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей. Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России. Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше.
Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи. Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг. В 1978 г.
Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг. Возрождение интерьеров завершили их ученики.
Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов. Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г.
Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника. В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня. Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы.
Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля. Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры.
Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением.
Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества.
Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время.
Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях.
Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков.
На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г.
Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…». В 1725 г.
Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г.
Не до того ведь было. Но люди в ватниках, синих халатах продолжали рыться, работать среди развалин. Потом начались субботники, куда выезжали ленинградцы, помогая расчищать парки. Из укрытий, из ям извлекались припрятанные статуи, памятники. Заделывались пробоины дворцовых стен, возводили кровлю.
Осенью и в начале зимы 1941 г. На подготовку массовой эвакуации населения зимой 1942 г. Первый эшелон с изможденными ленинградцами прибыл 26 января в Вологду. В течение 1942 г. Ленинград покинули свыше 800 тыс. В 1943 г. Однако Ленинград оставался прифронтовым городом и въезд в него был разрешен только с решения специальной «тройки», созданной в марте 1943 г.
В апреле состоялся пленум городского комитета партии, на котором были подведены итоги героической борьбы ленинградских трудящихся с немецко-фашистскими захватчиками и всесторонне обсуждены мероприятия по выполнению постановления. Вслед прошло общегородское собрание партийного актива, в районах и на предприятиях - партийные собрания. В мае VII сессия Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся обсудила и одобрила план первоочередных работ, по восстановлению городского хозяйства. В постановлении Совет указал: «Выполнение больших восстановительных работ в городском хозяйстве может быть обеспечено только при активном участии всех трудящихся города». Ленинград получил новую технику.
Предприятия общего машиностроения получили более 500 единиц нового оборудования. Учитывая потребность в кадрах, комитет обороны разрешил набрать за пределами Ленинграда 30 тысяч производственных рабочих, на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО - 1-8 тысяч человек сельской молодежи.
Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)
Уже 23 февраля 1944 года все восстановительные работы на участке Колпино — Поповка — Дубцы были завершены. Из города на Неве в сторону Москвы проследовал первый после снятия блокады грузовой поезд. В тот же день такой же поезд прибыл из столицы в Ленинград. Отметим, что одновременно с этим ленинградские и московские железнодорожники уже готовили в первый после снятия блокады Ленинграда рейс легендарный экспресс "Красная стрела".
Корабельниковой, А.
Чутких, И. Российского, Ф. Ковалева и других знатных новаторов производства. Рабочие, инженеры и техники фабрики «Скороход», поддержав инициативу работниц Купавинской фабрики Московской области М.
Рожневой и Л. Кононеко, направленную на сверхплановый выпуск продукции за счет экономии, только за 4 месяца 1949 г. Токарь Ленинградского станкостроительного завода имени Я. Свердлова Г.
Борткевич выступил инициатором скоростного резания металла, резко увеличил скорость оборотов обтачиваемой детали, использовал резцы улучшенной геометрии с пластинками из твердых сплавов. В результате применения новаторских методов труда Г. Четвертый пятилетний план был выполнен ленинградцами досрочно. В 1950 г.
Тяжелая индустрия в своем развитии закономерно обгоняла другие отрасли промышленности города. В годы пятой пятилетки 1951—1956 гг. Металлический завод начал изготовление гидротурбин такой мощности, которая в прошлом считалась монополией американских предприятий. На заводе «Электросила» под руководством главного инженера Д.
Ефремова и главного конструктора Е. Комара была разработана новая конструкция турбогенератора в 100 тыс. В декабре 1953 г. Кирова предложил развернуть социалистическое соревнование за увеличение выпуска продукции путем лучшего использования имеющихся производственных площадей и оборудования.
Своими производственными успехами трудящиеся Ленинграда внесли значительный вклад в досрочное выполнение пятого пятилетнего плана за 4 года и 4 месяца. Общий объем продукции промышленности Ленинграда в 1955 г. Выпуск продукции предприятии крупной промышленности почти в 29 раз превзошел уровень 1913 г. Численность рабочих и служащих в сентябре 1955 г.
Успехи промышленности Ленинграда были достигнуты не за счет увеличения численности рабочей силы, а главным образом, благодаря росту производительности труда. В 1955 г. Машиностроительные предприятия Ленинграда освоили и выпустили 354 важнейших новых типа машин, механизмов, аппаратов и приборов. Учитывая возможности и внутренние резервы производства, работники ленинградской промышленности в ответ на решения XX съезда КПСС 1956 г.
В годы шестой пятилетки Ленинград даст стране шесть типов новых гидравлических турбин и в их числе для гидроэлектростанций Сибири — гигантские турбины мощностью до 300 тыс. Карбюраторный завод имени В. Куйбышева должен на тех же производственных площадях изготовить в 4 раза больше карбюраторов, чем за предыдущее пятилетие. На заводе имени Л.
Свердлова будет освоено производство новых типов крупных горизонтально-расточных станков. На одной из верфей Ленинграда строится первый в мире атомный ледокол «Ленин». На Балтийском заводе имени С.
Однако никакой антисемитской политики, вопреки распространенному мифу, при жизни Жданова не велось — она началась в январе 1949 года, через полгода после его смерти.
Жданов вел кампанию борьбы с «низкопоклонством перед Западом», в которой, конечно, было немало абсурдных урапатриотических перегибов, вроде «русский Можайский изобрел первый самолет», но по сути она была нацелена на восстановление национального достоинства русского народа. Характерно, что в качестве дискредитирующего Зощенко факта приводится цитата из его статьи 1922 года: «я не коммунист, не эс-эр, не монархист, а просто русский и к тому же политически безнравственный». Очевидно желание быть «просто русским» идеолога национал-коммунизма Жданова не устраивало. Однако, вот что показательно — ни для кого из бичуемых Ждановым в этой речи дело не закончилось арестом и смертью.
Напротив, идеолог пытался выстроить систему прессинга не связанную с арестами, пытками и расстрелами — так называемые «суды чести», которые должны были прорабатывать граждан за «космополитизм». Может показаться, что моральный террор не лучше физического, но пытаемые на Лубянке явно с этим бы не согласились. Сразу же после его смерти сталинская система вернулась к старым орудиям 1937 года — наручникам, карцерам, дубинкам следователей и пулям в затылок на безымянных полигонах. И первыми, кто стал жертвой возродившейся в полном варианте террористической системы, стали осиротевшие после смерти вожака в августе 1948 года «ждановцы».
В 1949-50 годах по стране прокатилась волна практически не афишируемого, но чрезвычайно чувствительного террора против кадров «ждановской» выделки, связанная с так называемым «Ленинградским делом». Дело было засекречено самим Сталиным, ходили лишь невнятные слухи, что «ленинградцы» затеяли какой-то национализм и пытались перенести столицу РСФСР к себе и «противопоставить себя партии». Сталин несколько лет накапливал у себя прослушки разговоров «ждановцев» про несправедливое отношение к России и русским, ложившиеся ему на стол министром МГБ Абакумовым и, в конечном счете, дал им ход, видимо решив, что с русскими ему в деле строительства социализма не по пути. Главными лоббистами репрессий против ждановцыв был старый аппаратный противник идеолога — Маленков и поддерживавший его Берия.
Формальным поводом была избрана проведенная в Ленинграде Всероссийская оптовая ярмарка, куда съехались хозяйственные и партийные руководители со всей РСФСР и из многих союзных республик и где были заключены прямые сделки о поставках товаров. Современные неосталинисты, которым важно любой ценой оклеветать «ленинградцев» утверждают, что якобы на ярмарке «пропало» товаров на четыре миллиарда рублей. Это беспардонная ложь — на ярмарку привозились образцы товаров, по которым заключались договора. Мало того, элиты националов вынуждены были ехать в Россию и договариваться, предлагая что-то взамен, вместо того, чтобы получать все как манну из Москвы.
Проведшие ярмарку предсовмина РСФСР Родионов и ленинградский партсекретарь Попков, прикрываемые Вознесенским и Кузнецовым, посягнули на святая святых ленинско-сталинской системы сверхэксплуатации «великорусского держиморды» в пользу «угнетенных окраин». Видимо, это стало для Сталина спусковым крючком — он дал подчиненным разрешение расправиться с ждановскими кадрами. Ну а тем два раза повторять было не надо — ленинградцев пытали, мучили, психологически ломали, уговаривали все подписать и после формального приговора к смерти отправиться подпольщиками в капстраны. Эти мероприятия Кузнецов и другие мотивировали в своей среде клеветническими доводами, будто бы ЦК ВКП б и Союзное Правительство проводят антирусскую политику и осуществляют протекционизм в отношении других национальных республик за счет русского народа» — грозило письмо ЦК, которое Маленков и Берия предлагали разослать по партийным организациям, но Сталин резонно решил, что обезглавив русское движение в партийной верхушке лучше не дразнить русские кадры «крамольными» мыслями, пусть и как осуждаемыми.
Вознесенский, А. Кузнецов, М. Родионов, П. Попков, Я.
Капустин, П. Лазутин были расстреляны и захоронены на Левашевской пустоши под Ленинградом. Началась жестокая чистка «ждановских» кадров — расстрелы, аресты, увольнения с волчьим билетом с работы.
Это Крестовский остров. Наши мальчики там занимались прыжками с парашютом. Весной всегда там ходили, потому что хорошо дышалось. Там можно было бегать, прыгать, всё что хотелось делать». После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты.
Так что со знанием дела ставит оценку. Петроградский район запомнился ей добрым, любящим и умным. Оценку поддерживают и те петербуржцы, что младше в пять раз. Выходит, что город за минувший век, хоть и спрятал многое за вывесками, но всё главное сохранил. Картина дня.