Почему между Азербайджаном и Арменией вновь разгорелся конфликт.
Чем для России опасен новый конфликт между Арменией и Азербайджаном
Эскалация противостояния вокруг Нагорного Карабаха и по линии соприкосновения между Азербайджаном и Арменией набирает обороты с начала месяца. Военнослужащие-контрактники присоединились к акции протеста в армянском селе Киранц с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Конфликт Армении и Азербайджана — все самые свежие новости по теме. Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации.
История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года
"Первая версия касается того, что обострение между Арменией и Азербайджаном происходит потому, что Западу выгодно создать зону острой нестабильности в подбрюшье России. Азербайджан и Армения оспаривают принадлежность Нагорного Карабаха с февраля 1988 года, когда регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. Как пишет РИА Новости, накануне этих договоренностей премьер Армении Никол Пашинян, общаясь с жителями приграничных сел в Тавушской области, припугнул, что если Ереван не выполнит требования Баку о передаче территорий, то начнется война. армения, пограничные села, массовые протесты, азербайджан, делимитация границы Никол Пашинян подчеркнул важность достигнутой договоренности с Баку. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об угрозе начала войны с Азербайджаном уже в конце этой недели.
Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом
У Азербайджана есть современная российская военная техника, например танки Т-90, бронетранспортёры БТР-82, есть тяжёлые огнемётные системы «Солнцепёк». Кроме того, у них есть артиллерийские и ракетные системы производства Турции, Израиля, Белоруссии, Китая и других стран. Кроме того, надо учесть факт недавних военных закупок, указывают эксперты. Израильский «военторг» Военному конфликту предшествовала активизация воздушного моста между Азербайджаном и Израилем. Израильские СМИ отмечают, что активизация рейсов между Баку и «Овдой» всегда предшествует началу военных действий. Накануне обострения ситуации в Карабахе в 2016 году между Баку и «Овдой» было совершено шесть рейсов, в ходе второй войны в Карабахе осенью 2020 года было совершено 20 рейсов. По оценке Михайловского, Азербайджан закупает в Израиле широкий спектр вооружений, включая боеприпасы к реактивным системам залпового огня и беспилотники различных моделей. Самые современные ракетные системы, которые есть у ВС Азербайджана, — это израильский комплекс Lora, указал Михайловский. Для всех этих вооружений закупаются боеприпасы, причём с запасом», — рассказал эксперт. В 2020-м приходилось экстренно докупать, сейчас же в Азербайджане решили создать некий резерв. На основе последних, кстати, сделаны наши беспилотники «Форпост», — добавил специалист.
Как уже отмечалось выше, есть сведения, что азербайджанские военные с началом операции уже задействовали дроны-камикадзе барражирующие боеприпасы именно израильского производства. Перспективы операции Азербайджан может использовать сложившуюся ситуацию для окончательного решения вопроса с Карабахом. Последняя фаза в самом долгом постсоветском конфликте предусматривает занятие региона силовым путём, делает вывод Михайловский. В пользу этого свидетельствует несколько факторов, в том числе психологических. Теперь такой перевес у азербайджанцев есть, причём кратный. По мнению Михайловского, опыт карабахской войны 1990-х, когда удавалось собрать добровольцев со всего бывшего Союза и со всего мира, уже вряд ли получится повторить. По оценке Михайловского, для Азербайджана сложилась крайне удобная ситуация по восстановлению контроля над Карабахом, которая складывается из нескольких факторов.
С начала 2023 года он был секретарем республиканского совета безопасности, до этого был членом правительства и работал в правоохранительных органах.
Шахраманян выступил за укрепление государственности республики и прямую связь с Арменией через Лачинский коридор. В июне власти Карабаха сообщили, что, несмотря на подписанное в 2020 году соглашение, Азербайджан запретил все гуманитарные пассажирские и грузовые перевозки по Лачинскому коридору. До этого, в текущем, 2023 году, карабахские власти также жаловались на блокировку коридора. Министерство иностранных дел Азербайджана не поддержало голосование в непризнанной республике и заявило , что выборы президента в Карабахе нарушают Конституцию и законы Азербайджанской Республики, а также международное право. Ереван в последние месяцы неоднократно обвинял Баку в блокировке Лачинского коридора и создании гуманитарного кризиса из-за закрытия этой дороги. Армения и Карабах заявляли, что из-за блокировки коридора были приостановлены поставки продовольствия и топлива. Глава МИД Армении Арарат Мирзоян в августе 2023 года отметил , что из-за блокады Лачинского коридора за последние восемь месяцев уровень смертности в Карабахе вырос в два раза. Заявления сторон конфликта по боевым действиям 19 сентября 2023 года Днем 19 сентября бывший госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян заявил о массированном артиллерийском обстреле непризнанной республики.
После этого Министерство обороны Азербайджана объявило, что начало «локальные антитеррористические мероприятия» в Карабахе.
Читайте также: Пашинян надеется на лучшее в Карабахе, допуская эвакуацию жителей в Армению Хотя после этой встречи Баку передал Еревану проект мирного соглашения, на заседании Совбеза ООН в пятницу вновь разгорелись споры. Армения настаивает, что для регулирования отношений между Карабахом и Азербайджаном нужен "международный механизм", но Баку категорически против, поскольку считает эти территории своими и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его внутренние дела. Однако поскольку Армения не может похвастаться сильной геополитической позицией, то вряд ли станет отказываться от растущего товарооборота с РФ из-за последних событий по крайней мере, в ближайшей перспективе , считает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев. В данном случае сила за Азербайджаном — с покровителем в лице Турции, большим количеством денег, населения, территорий.
Армения более бедная страна без выхода к морю, а большинство соседей — если не враждебные, то точно не дружественные. Исходя из текущей ситуации и отношений руководителей, нам гораздо удобнее [работать] с Азербайджаном, у которого больше потенциальных возможностей для торговли и доставки за счёт выхода к морю, с которым у нас совместные внешние и морские границы. А с Арменией границ нет и получается либо маршрут через полудружественную Грузию, либо через Турцию, совсем не дружественную для армян. Им можно только посочувствовать", — указывает эксперт. На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён.
Во многом на этот фактор повлияла политика Армении по снижению военного потенциала, но прежде всего — неоднократные заявления Никола Пашиняна о необходимости признать Нагорный Карабах частью Азербайджана , если Баку найдёт диалог со Степанакертом для соблюдения прав и безопасности проживающих там армян.
Это уже в ходе сражений у азербайджанцев были отбиты танки, БМП, артиллерийские орудия, а потом были захвачены и армейские склады в районе Агдама. Под контроль Степанакерта перешли семь районов Азербайджана, из которых бежали мирные жители - как азербайджанцы, так и курды. Свои действия армяне оправдывали изгнанием с территории Азербайджана 400 тысяч лиц армянской национальности и намерением обменять захваченные территории на два района Нагорного Карабаха, которые не удалось освободить в ходе боёв. Но уже тогда было понятно, что время работает на Азербайджан. Дело в том, что в перспективе более высокий уровень рождаемости среди тюркоязычного населения сводил на нет военные успехи армян - за почти 30 лет пребывания под армянской властью захваченные районы заселить так и не удалось.
Не нашлось достаточного количества желающих поселиться там и обрабатывать землю в тяжёлых горных условиях. Чего, собственно, и следовало ожидать. Неудачно складывались и дипломатические усилия в работе Минской группы ОБСЕ, в рамках которой проходили переговоры о судьбе Нагорного Карабаха. Но крайне неудачным шагом армянской стороны стал вывод представителей Арцаха из переговорного процесса, поскольку Нагорный Карабах был реальной воюющей стороной в этом конфликте и имел полное моральное и юридическое право участвовать в решении своей судьбы. Армяне, взявшие на себя весь переговорный процесс, не сумели добиться никаких уступок со стороны Азербайджана, при этом сами категорически не признавали независимость непризнанной республики. Ереван мотивировал такую позицию тем, что на Армению в случае такого шага обрушатся санкции со стороны Запада.
Но теперь что уж сожалеть… …И тогда пришёл Пашинян Армянская идентичность основана на определённом базисе. Есть три столпа единения армян как нации, так и народа, разбросанного по всему миру. Это, в первую очередь, религия. Именно Армянская Апостольская церковь служила главным стержнем, объединяющим народ. Это было и образование на родном языке, и весь комплекс важных ценностей от религии, семьи, представлений о добре и зле до системы образования, культуры и повседневной жизни человека - всего, что повсюду считается неотъемлемой частью бытия. Конечно, в советский период религиозность населения упала, несколько снизился и авторитет церкви, несмотря на её несомненное укрепление.
Вторым столпом единения армян стал Нагорный Карабах, где сосредоточены огромные духовные ценности армянского народа, где веками стоят древние церкви и монастыри. Которые, как и первопрестольный Эчмиадзин, являются не только наследием армян и всей восточно-христианской цивилизации, но и всего христианского мира. Разрушат их азербайджанцы или нет? Такой опыт есть.
Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия
Конфликт между Арменией и Азербайджаном возник из-за территориальной принадлежности Нагорного Карабаха. Официально войну Армении никто не объявлял и не вёл войну на территории самой Армении. Но в своей закулисной помощи Армения под руководством Пашиняна проиграла Азербайджану, и это во многом, если не полностью завило от нейтральной позиции России по Карабаху. Антитеррористические мероприятия привели к роспуску aрмии непризнанной НКР, восстановлению конституционного строя Азербайджана и первым переговорами между Баку и армянским населением региона о предстоящей реинтеграции. Политолог считает, что Россия не останется нейтральной в следующей войне, накажет Азербайджан, а победа будет у Армении. Если Армения не пойдет на обсуждение делимитации и демаркации границы с Азербайджаном, то «в конце недели» может начаться война, заявил Пашинян.
Почему началось очередное обострение между Азербайджаном и Арменией. Хронология событий
Граница так и не прошла делимитацию. А эта процедура Армении в данный момент жизненно необходима, причем именно по административным картам позднего СССР. Пашинян оперирует Алма-Атинской декларацией 1991 года, которая устанавливает границы постсоветских государств по советским административным границам, и картами советского Генштаба от 1975 года. В Баку его риторику просто игнорируют. Зато буквально за последние несколько дней в Азербайджане исчезло само упоминание слова «анклавы», а стало употребляться выражение «восемь сел». Имеется в виду восемь населенных пунктов на территории Армении, ранее населенных азербайджанцами и входивших в состав Азербайджанской ССР.
Это может означать, что Азербайджан претендует на эти села, включая Арцвашен и еще одно село в Нахичевани, а Пашинян, озвучив цифры советского периода, фактически эти претензии признал. Более того, Алиев делает весьма однозначные заявления : «восемь сел Азербайджана все еще находятся под оккупацией Армении», подчеркивая «важность их деоккупации». Фактически перед нами рождение новой концепции давления Азербайджана на Армению под условным названием «восемь сел». Напрашивается следующий логичный ход со стороны Баку: занятие территории бывших анклавов азербайджанскими вооруженными силами просто по праву сильного. В рамках нового этапа «деоккупации».
Армянские войска вряд ли смогут удержать эту территорию. И это вполне реальная и катастрофическая для Армении перспектива. Дополнительный нюанс заключается в том, что этот регион, особенно вокруг села Тигранашен — ключевой для сообщения Армении с внешним миром. Через Тигранашен проходит важная транспортная артерия М2. Это одна из двух дорог, используемых в качестве логистического маршрута, связывающего Армению с Грузией и далее на север с Россией.
Там же проходит и железная дорога, которая после Тигранашена разветвляется на восток на Баку через Казах и на север на Тбилиси. Это основная трасса снабжения всей Армении есть еще одна, тоже в Грузию, но длиннее.
Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка.
Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана.
В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана.
Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования.
Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности.
Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40.
После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества.
Исходя из текущей ситуации и отношений руководителей, нам гораздо удобнее [работать] с Азербайджаном, у которого больше потенциальных возможностей для торговли и доставки за счёт выхода к морю, с которым у нас совместные внешние и морские границы. А с Арменией границ нет и получается либо маршрут через полудружественную Грузию, либо через Турцию, совсем не дружественную для армян. Им можно только посочувствовать", — указывает эксперт. На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён. Во многом на этот фактор повлияла политика Армении по снижению военного потенциала, но прежде всего — неоднократные заявления Никола Пашиняна о необходимости признать Нагорный Карабах частью Азербайджана , если Баку найдёт диалог со Степанакертом для соблюдения прав и безопасности проживающих там армян.
И хотя в последнее время Армения пытается найти гарантии безопасности на Западе, Ереван понимает — Россия единственная страна на Южном Кавказе, которая может за счёт обязательств по ОДКБ, ЕАЭС и развёрнутой сети военных баз выполнять роль медиатора в регионе и обеспечить, чтобы национальные интересы отдельных стран не мешали гармоничному экономическому и технологическому развитию их соседей и всего региона, уверена доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва. Камнем преткновения для создания зоны свободной экономической торговли в евразийском регионе остаётся проект продвигаемого Азербайджаном и Турцией Зангезурский коридор через Сюникскую область Армении, против которого выступают Ереван и Тегеран. Плюс Армения отказалась от активной поддержки Украины и имеет большое количество договорённостей с российской стороной, а это не может не затруднить диалог Еревана с Западными странами". Удержать равновесие Несмотря на большое количество противоречий и взаимных упрёков, все участники процесса хотят как можно скорее закрыть вопрос нагорного Карабаха, поскольку выстраивание логистической инфраструктуры в рамках нового полицентричного мира и реализация крупных проектов вроде транслогистического мегапроекта под эгидой ШОС и ЕАЭС, невозможны при обострении разного рода конфликтов, как и выход на новые рынки сбыта. Ольга Дегтярёва отмечает, что в свете специальной военной операции, Тегеран является для Москвы стратегическим партнёром, действуя противовесом для Израиля и Турции, а учитывая, что основные силы РФ сейчас оттянуты на Украину, в случае очередной эскалации именно Иран с наибольшей долей вероятности встанет на сторону Армении.
Россия — занята демилитаризацией Украины. США и Британия — вот выгодоприобретатели от открытия «второго фронта» для России в ее подбрюшье. На эту роль готовили Грузию, но ее власти на этот раз устояли, не дали сделать из своей страны «вторую Украину». Пашинян, похоже, не устоял. И пошел на огромный риск. В Ереване во вторник собрались тысячи разгневанных армян с криками: «Никол, в отставку!
С 1992 по 1994 год Азербайджан пытался взять под контроль самопровозглашенную республику. Это была первая карабахская война. Тогда погибло до 30 тысяч человек. Армянские формирования заняли несколько районов Азербайджана вокруг Карабаха. Независимость республики не была признана ни одной страной в том числе Арменией. В сентябре 2020 года началась вторая карабахская война.
Она продолжалась 44 дня. Победу в ней одержал Азербайджан, вернувший под свой контроль значительные территории, в том числе город Шуша. В оставшиеся под контролем армянских сил районы введены российские миротворцы. Жителям он предлагает уехать или принять азербайджанское гражданство.
Чем для России опасен новый конфликт между Арменией и Азербайджаном
Передача Азербайджану сел стала очередным шагом к миру Передача Азербайджану двух с половиной сел стала очередным шагом правительств двух государств в попытке прийти к миру. Как отметили в аппарате премьер-министра республики Никола Пашиняна , процесс делимитации был запущен, поскольку вся территория села Кызыл-Гаджилы, значительная часть территории села Ашагы-Аскипара и до этого находилась под контролем Азербайджана. Также в Ереване понадеялись, что в процессе делимитации границы Армения получит снижение рисков, связанных с безопасностью населения. Кроме того, Пашинян заявил об уходе российских миротворцев из региона после делимитации и демаркации границы. Он объяснил такое решение «существенным изменением ситуации». Российские пограничники появились там в одной ситуации, сейчас же она существенно изменилась. Это значит, что у нас граница, а не передовая.
Кроме того, стороны многолетнего конфликта подтвердили намерение заключить мирный договор. О том, на каких условиях может быть составлено соглашение, и к чему приведет договор Еревана с Баку, читайте в материале «Радио 1». Армения и Азербайджан обменялись пленными Армения и Азербайджан опубликовали совместное заявление о мерах по урегулированию многолетнего конфликта. В документе говорится, что стороны проведут взаимный обмен пленными и предпримут шаги по укреплению взаимного доверия. Азербайджан намерен освободить 32 военнослужащих Армении.
Ереван вернет азербайджанской стороне двоих пленных. Песков раскрыл возможность встреч Путина и Пашиняна В заключенном между сторонами договоре говорится, что соглашение может стать историческим моментом, который позволит достичь мира в регионе. Азербайджан заявил, что освободит военных в качестве жеста доброй воли. Армянская сторона отметила, что готова на аналогичные действия из соображений гуманизма.
Останутся старые, которые не могут себя найти в Армении или России. В Баку даже после армянских погромов 1990 года оставались армяне. Никаких особых притеснений не испытывали, если они не кричали на улице «я армянин». Точно так же, наверное, будет в Нагорном Карабахе. Часть населения примет азербайджанское гражданство. Наши власти, наверное, захотят использовать этот козырь в своих руках и будут показывать, как они хорошо живут, какие у них хорошие условия». Армянская пресса сообщает , что Азербайджан требует выдачи целого списка представителей НКР. Это бывшие руководители непризнанной республики, государственные и военные деятели. Утверждается, что это условие открытия гуманитарного коридора. Азербайджанская сторона пока это не подтверждала. Что ждать от этой нее? Говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Процесс прекращения огня всегда требует администрирования, сопровождения технических вопросов, особенно связанных с судьбой беженцев и потенциалом этнических чисток, которые так или иначе ожидают. Другое дело, что здесь есть целый ряд переменных. Вполне возможно, что азербайджанская сторона будет нагнетать ситуацию и требовать большего. Проблема в том, что каких-то механизмов, препятствующих этническим чисткам, нет. Более того, недвусмысленных обязательств пока не возникало». На протяжении последних месяцев армянские и азербайджанские официальные лица все чаще упоминали словосочетание «мирный договор». Они говорили, что для его подписания нужно сделать многое, но прогресс есть. Обострение в Карабахе отодвинуло мирное урегулирование? Ответ не так очевиден.
Они идут прямо сейчас! Хотя учения ОДКБ на своей территории армянские власти проводить в этом году отказались. То есть, военным Армении сейчас не до Карабаха, у них маневры с американцами. В чем интерес Азербайджана? Цели Азербайджана на поверхности - взятие под полный контроль территории Карабаха и разоружение его армии. Похоже, что именно этого Баку и добивается своей «операцией локального характера». Вторая задача — проложить через Армению шоссе и железную дорогу в свой анклав — Нахичевань, который отделен от основной территорри Азербайджана. Этот путь вел бы напрямую и в Турцию, что для Анкары даже более важно, чем для Баку. Но эта цель вряд ли достижима прямо сейчас. Тут стоит отделять желание армян и цели их сегодняшних властей. Ясно, что армянский народ хотел бы мира в Карабахе и процветнания в Армении. Правительство же в Ереване, судя по его политическим шагам, мечтает избавиться от Карабаха как ненужной обузы и отправиться в плавание на Запад. Не случайно армянский посол по особым поручениям Эдмон Манукян заявил: Теперь очередь США решать, какие меры принять, чтобы остановить военную атаку Азербайджана. Это сейчас не в интересах ни одной из сторон конфликта. Кроме, пожалуй, одной — США и Британии. Аргументы простые: Армения сейчас слишком слаба в военном плане по сравнению с Азербайджаном.
Однодневная война: армянский Карабах сложил оружие. А что дальше?
Соглашение между Баку и Ереваном о возвращении Азербайджану четырех оккупированных сел и делимитации части границы двух стран используется реваншистскими силами как предлог для планов государственного переворота в Армении. В Армении на сторону выступающих против делимитации границы с Азербайджаном перешли военнослужащие контрактной службы. После последней войны между Азербайджаном и Арменией, Ереван очень обиделся на Россию и сейчас публично пытается показать, что готов сотрудничать с Западом. В руководстве непризнанной республики заявили о согласии в одностороннем порядке прекратить огонь и расформировать и полностью разоружить армию обороны республики. контрактников к акциям протеста в Тавушской области с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном и передачу азербайджанской. Политолог считает, что Россия не останется нейтральной в следующей войне, накажет Азербайджан, а победа будет у Армении.