Новости виленская икона богородицы

Икона Божией Матери «ВИЛЕНСКАЯ» Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. праздник Виленской Одигитрии. 27 апреля Православная Церковь празднует память Виленской иконы Божией Матери. Виленская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, имела долгую и величественную историю. Икона Богородицы Виленская Предание приписывает кисти евангелиста Луки около 70 икон.

27 апреля – Лазарева суббота. Праздник иконы

Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя.

О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою. Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу Российскую, грады наша и град сей и духовный вертоград зде сущий, и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Кафолической Церкви сопричти.

В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, в Ея же храме предстоим еси, нам помогающи. Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

В числе всех православных чудодейственных икон Божией Матери важное место занимает Виленский образ. На ее счету огромное количество исцелений и деяний, которые не раз спасали людей, тянущихся к вере и единству с Господом. История иконы Виленская икона Богоматери обладает легендарной историей своего происхождения. Она была написана в далекие времена, когда по земле еще ходил Христос, а Дева Мария была жива. Долгое время святыня считалась родовой иконой в Константинополе. Точной версии, как именно икона Богоматери появилась на Руси, нет. Согласно историческим сводкам, греческий император направил святынью в дар королю Галицкого княжества, которое впоследствии было захвачено московским правителем. Так или иначе, но первые упоминания об иконе встречаются в источниках, датированных 1495 годом. В этом году Виленской иконой Богородицы благословили на брак дочь Ионна Третьего. Вместе с княжной Еленой святыня была направлена в Литву, в город Вильну. Скорее всего, именно поэтому она и была названа Виленской. Где находится икона До наших времен сохранились лишь списки Виленской иконы Богородицы. Один из них, самый почитаемый и намоленный, можно встретить в Вильнюсе, в Свято-Духовом мужском монастыре.

Более того, не рекомендуется доверять чужим людям. А вот к вещим станам стоит прислушаться. Они могут прийти к человеку в ночь на 28 февраля.

Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных. Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии, в том числе и Виленская икона. В 1915 году икону вместе с мощами Виленских мучеников привезли в московский Донской монастырь, и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.

🌸Икона Божьей Матери: Остробрамская Виленская

Церковный календарь 27 апреля Лазарева суббота Икона Божией Матери Остробрамская Виленская. 27 апреля Православная Церковь празднует память Виленской иконы Божией Матери. Виленская икона Божией Матери по преданию была написана евангелистом Лукой.

27 апреля - икона Остробрамская.

Николая, поэтому было решено возвратить Виленскую икону обратно в собор. Дальнейшие события привели к тому, что Виленская икона оказалась в Свято-Троицкой церкви мужского монастыря. После пожара в 1610 году в Пречистенском монастыре и последующего ремонта митрополичья кафедра была перенесена в Свято-Троицкую церковь. По некоторым данным говорится, что икону сразу забрали с собой, другие свидетельства говорят о том, что после запустения Пречистенской церкви образ был передан в Троицкую церковь.

Как бы там ни было, но в 1652 году были уже документальные упоминания о том, что перед Виленской иконой совершался каждую субботу акафист именно в Троицкой церкви. В дальнейшем ее не раз вывозили из города и храма во время войн. К примеру, в 1654-1667 годах, во время польской войны, а также в 1700-1721 годах, во время Северной войны.

В первый раз ее разыскивали по приказу Московского царя Алексея, чтобы вернуть, однако так и не нашли ее. В 1707 году для иконы был сооружен новый киот предыдущий исчез годом раньше в пожаре , через несколько лет его позолотили. Попытки перенести образ в Российскую империю прекратились, так как его не трогали даже после того, как Вильно присоединили к России, а также после аннулирования унии.

С тех пор она и находилась в этом монастыре, однако ее эвакуировали во время Первой мировой войны, дальнейший ее путь неизвестен. В храме в Вильнюсе сейчас находится точный список с иконы тоже, к слову сказать, чудотворный. Иконография образа Для изготовления этой иконы были вырезаны четыре доски - две кипарисовые и две липовые.

Также есть схожести с Тихвинским и Грузинским образами. На иконе можно увидеть Богоматерь, держащую на левой руке Младенца. Его пяточка обнажена и выглядывает наружу, левая рука покоится на коленях со свитком, а правая рука поднята в благословляющем жесте.

За свое долгое время нахождения в храме икона обросла подношениями из драгоценных материалов. В 1677 году для образа сделали серебряную чеканную ризу. В серебре были одежды Матери и Младенца, на которых золотом были изображены орлы и цветы.

Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь. Показать больше.

После смерти княжны Елены икону поставили в Пречистенском соборе над ее гробницею. Когда родство между московским и литовским дворами оборвалось, московский царь Иоанн Грозный попытался вернуть икону и предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников. Но тот решительно отказался, так как все духовенство — и православное, и униатское — не желало лишиться такого сокровища. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой возвращен православным. В 1864 году икона была подновлена.

Но сохранились ее списки. Самый почитаемый из таких находится в Свято-Духовном мужском монастыре в Вильнюсе. Его неоднократно пытались вернуть и перенаправить в Россию, но ни одна из попыток не увенчалась успехом. К Виленской иконе Божией матери обращаются за помощью в трудной жизненной ситуации или тогда, когда человек запутался и потерялся на своем жизненном пути.

Православные отмечают День Виленской иконы Божией Матери

Написан образ был самим Лукой, автором одного из Евангелий и представляет собой изображение Богоматери с младенцем Христом в левой руке. Эта икона считается, заступницей и защитницей всех людей на Земле, к ней рекомендовали обращаться при тяжелых ситуациях и в большой нужде. Просили у Девы Марии Виленской избавления от грусти, соблазнов, а также сомнений. Издавна у россиян существовали традиции празднования дня Виленской иконы Божьей Матери. Так, издревле запрещалось в этот праздник рассказывать о своих намерениях и давать обещания. Кроме того, сны в ночь на 28 февраля считались вещими и к ним советовали прислушиваться. К Божьей Матери молятся о даровании здоровья и удачи и напутствия.

Так икону перевезли в столицу Литвы, где и дали название — Виленская. В Россию икону решили вернуть в Первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы. Ее вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 году привезли в Донской монастырь, но после она исчезла и ее судьба до сих пор не известна.

Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, — кармелитов, захвативших и часовню, и икону в свои руки. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 году икона была немного повреждена французами, а в 1829 году отреставрирована. После закрытия в 1832 году кармелитского монастыря Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона одинаково почитается и православными, и католиками.

Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне. В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой Ее к ризе прикреплена двухъярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. По установившемуся в Вильне обычаю, не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы.

Митрополит Владимир освятил крест для купола храма святителя Луки Войно-Ясенецкого п. Хвойный

чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. С того момента Виленской образ Богородицы заменил собой утраченную для обители икону Богоматери, которую называли Остробрамской. В числе всех православных чудодейственных икон Божией Матери важное место занимает Виленский образ. В честь Виленской иконы Божией Матери, написанной святым евангелистом Лукой, 28 февраля проводится празднование.

Когда православные чтут Виленскую икону Божией Матери и почему она пропала

Виленская-Остробрамская икона Божией Матери написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Редкие иконы Божией Матери Девы Марии» на канале «Цветовые Орнаменты» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 27 июля 2023 года в 14:36, длительностью 00:03:43, на видеохостинге RUTUBE. древний образ Богородицы, по преданию написан евангелистом Лукой.

Виленская икона Богородицы. История Виленской иконы. Редкие иконы Божией Матери Девы Марии

Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища. В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных.

По менее распространённой версии, эта икона перешла к великому князю Московскому от князей Галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров. Из дальнейшей истории известно, что в 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену, когда ту выдавали замуж за литовского короля Александра. В то время Литва была православной.

Виленская икона получила такое название потому, что ее перенесли в город Вильнюс, столицу Литовского княжества, который вплоть до 1939 года назывался по-русски Вильна. Именно в честь перенесения этой иконы в Вильно и установлено празднование 28 февраля 15 февраля по старому стилю. После смерти княгини Елены икону Пресвятой Богородицы поместили над её гробницей в Пречистенском соборе в городе Вильно. Мало-помалу литовские князья уклонились в латинство. И, к сожалению, после заключения Брестской унии Виленской иконой завладели униаты.

История Остробрамской Виленской иконы Божией Матери Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой православия в Литве. В 1569 году, после подписания Люблинской унии Литвы с Польшей, в литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Свято-Троицкий монастырь и многие другие храмы поневоле перешли в унию. В том числе и икона с часовней перешла во владение униатов. Икона "Нечаянная радость": что можно и что нельзя делать 22 декабря 18 декабря 2020, 23:10 В 1624 году у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом Святой Терезы.

Кармелиты выстроили в 1671 году вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. Во время пожара в городе в 1714 году икона была перенесена в костел Святой Терезы, но в 1744-м, когда часовня была вновь отстроена, образ вернули на прежнее место над воротами. В ходе войны с армией Наполеона в 1812 году икону сильно повредили вражеские захватчики. Однако уже в 1829-м ее отреставрировали и вернули ей первоначальный вид. В начале 1832 года был закрыт кармелитский монастырь, в котором находился лик святой Марии. Он был переименован в католический костел в честь Остробрамской Божьей Матери. В наши дни подлинник святыни находится в Остробрамском костеле. Общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему приходят и православные.

Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании второй половины XIX века, она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери в зеркальном варианте — с Младенцем на левой руке Божией Матери и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на Виленской иконе правая ножка младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно Виленская икона украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 году из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. Одежды Богоматери и Младенца были серебряными с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали два чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне Младенца было три драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички в том числе вотивные 1758 и 1759 , на одной из которых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины предположительно великой княгини Елены Иоанновны. В архивных документах 1701 и 1781 годов перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на Виленской иконе, в том числе у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца — 33 нитки бисера. В 1866 году оклад демонтировали, оставив только басменную раму на полях иконы. Из снятого с иконы серебра и пожертвованных драгоценностей петербургский ювелир А. Соколов выполнил новый оклад, накладные орнаментированные нимбы с бриллиантами и алмазами и корону на главу Божией Матери; на икону изготовили также новую, бронзовую раму. В том же году художник В. Васильев провел реставрационную расчистку Виленской иконы. С началом первой мировой войны, русские правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных православных реликвий из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии в глубь России. В августе 1915 года Виленская икона вместе с мощами трех Виленских православных мучеников была вывезена в московский донской монастырь, дальнейшая ее судьба неизвестна. Пискун Итак, как мы видим из истории, икона была утеряна. В Свято-Духовом монастыре находится точный список этой иконы, который тоже является чудотворным. Иконе Пресвятой Богородицы Виленская Одигитрия нет отдельного тропаря, кондака и акафиста. Но перед любой иконой Пресвятой Богородицы можно прочитать архангельскую песнь — «Богородице Дево, радуйся…» и акафист Благовещению Пресвятой Богородицы с припевом: «Радуйся, Невесто Неневестная.

Икона Богородицы «Виленская»

Остробрамская икона Божией Матери Виленская икона - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама Острые Ворота в Вильнюсе. Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения. На иконе размером 2 м х 1,63 м Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения.

В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение. Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.

Данная икона почитается два раза в год - 28 февраля и 14 апреля, однако, основной праздник приурочен к 28 февраля - последнему дню зимы. История Виленской иконы Божией Матери Точной версии того, как данная икона появилась на Руси, нет, однако, известна ее более раннее происхождение. Считается, что Виленская икона Божией Матери были написана еще в те времена, когда была жива Богородица, то есть Дева Мария, и ее сын Иисус Христос еще ходил по земле. В первый раз в исторических источниках Виленская икона была упомянута в 1495 году, когда ей была благословлена на брак дочь Иоанна III Елена. Вместе с княжной икону направили в Вильну - город, принадлежащий Литве, в честь которого и был назван известный образ. На сегодняшний день оригинал иконы утрачен, согласно исторической справке, в период Первой мировой войны, но сохранились ее списки.

Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии в том числе и Виленская икона. Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 году привезли в Донской монастырь и после этого её дальнейшая судьба неизвестна. Празднование иконы совершается 15 28 февраля и 14 27 апреля память её перенесения в Вильно.

В Вильно, по которому икона стала именоваться, Виленская икона Божией Матери была привезена московской княжной Еленой Иоанновной при вступлении в брак с великим князем литовским Александром, как благословение ее родителей, великого князя Иоанна III и Софьи Палеолог. Виленская икона Божией Матери пребывала в княжеском замке. После смерти княгини литовской и королевы польской Елены Иоанновны в 1513 году чудотворная икона была помещена над ее гробницей в Виленском кафедральном православном Успенском Пречистенском соборе. Собор этот, древнейший православный храм Вильно, был построен великим князем Ольгердом в 1358 году и являлся резиденцией митрополита Киевского и Литовского. После провозглашения в 1596 году Брестской церковной унии, собор перешел к униатам. Пытаясь сохранить святую икону , православные несколько раз переносили святыню то в церковь святителя Николая , то снова в Пречистенский собор, пока наконец она была помещена в Свято-Троицкую церковь Виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря, где она пребывала до августа 1915 года. В Виленском монастыре хранились две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Виленская и Остробрамская, которую, впрочем, тоже именуют Виленской по месту нахождения. Остробрамская икона Божией Матери была привезена из Херсонеса в Вильно в 1363 году великим князем Ольгердом. Во время эвакуации церковного имущества Виленскую икону Божией Матери вывезли из Вильны. Местонахождение святого образа в настоящее время неизвестно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий