Нам важно знать, сколько молодых учителей начинают работать и сколько из них уходит из профессии после первого года или трёх лет.
Онлайн-курсы
- «На друзей и семью времени вообще не остается»
- Почему учителя увольняются из школ: реальные истории российских педагогов - 5 сентября 2023 - 86.ру
- «Нас считают неудачниками». Бывший учитель честно — о том, почему ушел из школы
- Telegram: Contact @tvrain
- Из школы бегут учителя
"Уходи, пока молодой": бывший учитель о том, почему педагоги уходят из профессии
Невысокие доходы – далеко не единственная, а в Москве – даже не главная причина, по которой из школ уходят молодые учителя. Работники среднестатистических школ уверены: чиновники от образования «далеки от педагогической реальности», а все вышеназванные шаги Минпросвещения «не способны остановить бегство учителей из школы». По словам главы регионального Минобра, одна из основных причин ухода молодых педагогов из школ — «прессинг со стороны родителей».
Учителя бегут из школ...
Требовался педагог иностранных языков. Я задумалась, вспоминая, кто планировал работать в школе... И тут учитель меня спрашивает: "А ты сама уже нашла работу? Может попробуешь? Мне показалось заманчивым иметь работу, которая мне понятна, практику я проходила в этой школе и уже знала большую часть коллектива. Мне очень нравилось работать с детьми, да и школа находилась рядом с домом. Я согласилась. Мое представление о работе учителя всегда сводилось только к проведению уроков и проверке домашних и контрольных работ.
Это и была самая приятная часть профессии. Физически я уставала — приходилось стоять у доски по шесть-девять уроков и все время работать в шумных условиях. Но я заряжалась энергией от учеников. Это упоительно — видеть, когда они активно работают, поднимают руки, видеть эти горящие глаза, видеть, что они кайфуют от того, что у них получается, что они услышаны учителем и одноклассниками. Вначале меня еще привлекло и что работа в одну смену. Казалось, что целая половина дня будет свободна — как же я ошибалась! Коллектив у нас был замечательный.
Сложились теплые доверительные отношения, старшие коллеги давали советы, я прислушивалась. В последний год моей работы средний возраст учителей в нашем коллективе составлял 46 лет. О реальности Вместо того чтобы готовить планы уроков и уделять больше сил и времени детям, я перепечатывала рабочие программы и понимала, что теряю время. Заполнение документов — самая тяжелая, скучная и никому не нужная работа. Эти документы нужны ревизорам, которые аттестует школу. Для учеников они не несут никакой пользы. О зарплате Первый год я искренне удивлялась, почему учителя жалуются на маленькую зарплату.
Мне на все хватало. Только я по-детски не учитывала, что жила с родителями, не платила за квартиру и продукты покупала редко. Таким образом, я на отпуск накопила.
В связи с этим предлагаю запустить широкое исследование этого вопроса на предмет выявления причин уволившихся педагогических работников, только ли низкие зарплаты и огромная отчетность заставили их распрощаться со своей профессией. Скрозникова считает, что исследование могло бы помочь понять, куда ушли учителя, в какой сфере они сейчас трудятся, какие меры можно принять для того, чтобы вернуть в школы учителей.
В начальной школе не осталось квалифицированных учителей, учителя уходят, а точнее — их выживает новый директор, детей учить некому», — привело издание « Фонтанка » слова одного из родителей учащихся. По сведениям районной администрации, из школы по личным или профессиональным причинам уволились 17 учителей. Как сообщало ИА Регнум 5 сентября, заведующую детсадом в Сибири уволили из-за фото в соцсетях.
Вы знаете этот проект, пять тысяч человек уже привлечены в профессию», — процитировал ее ТАСС. Программа «Земский учитель» предлагает выплаты по одному миллиону рублей педагогам, переезжающим в малые города и села, либо по два миллиона — в сельские районы Дальнего Востока. Unsplash Однако специалисты отметили, что официальная статистика приукрашена. К тому же чиновники не учли, что большое число педагогов вынуждены работать на полторы и даже две ставки.
Руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех» и член-корреспондент Российской академии естественных наук РАЕН Сергей Комков напомнил «360», что нормированная ставка у педагога — 18 часов в неделю. В ряде регионов, по его словам, некоторые учителя работают по 30-40 часов. Freepik Выдержать такую нагрузку невозможно, подчеркнул Комков. К тому же к лишним часам добавляется большой объем отчетной документации.
Складывается такая ситуация, что преподавать сегодня в школах практически некому. Поэтому то, что вице-премьер Голикова озвучила цифру в 11 тысяч, извините, но это сильно занижено. На самом деле, дефицит намного больше. Сергей Комков руководитель Всероссийского фонда образования, ученый В начале учебного года общественное движение «Родители Москвы» провело опрос об укомплектованности школ учителями, сообщил новостной портал «Октагон».
В исследовании участвовала примерно тысяча родителей из разных регионов. Пока педагоги увольняются из-за низких зарплат и непосильной нагрузки, число школьников увеличивается.
«Прощай, школа!» почему в Приамурье увольняются учителя?
В ряде регионов, по его словам, некоторые учителя работают по 30-40 часов. Freepik Выдержать такую нагрузку невозможно, подчеркнул Комков. К тому же к лишним часам добавляется большой объем отчетной документации. Складывается такая ситуация, что преподавать сегодня в школах практически некому.
Поэтому то, что вице-премьер Голикова озвучила цифру в 11 тысяч, извините, но это сильно занижено. На самом деле, дефицит намного больше. Сергей Комков руководитель Всероссийского фонда образования, ученый В начале учебного года общественное движение «Родители Москвы» провело опрос об укомплектованности школ учителями, сообщил новостной портал «Октагон».
В исследовании участвовала примерно тысяча родителей из разных регионов. Пока педагоги увольняются из-за низких зарплат и непосильной нагрузки, число школьников увеличивается. В этом учебном году показатель стал максимальным за последние 30 лет — повлиял всплеск рождаемости в 2008—2016 годах.
Начало учебного года в общеобразовательной средней школе. Семь из десяти респондентов заявили, что не получают дополнительной платы за работу с документами. Причина-следствие дефицита учителей Зарплата по МРОТ В России в 2023 году зафиксировали рост заявок в педагогические вузы и колледжи, а общее число абитуриентов выросло почти на треть.
Правда, по окончании учебного заведения квалифицированные педагоги кладут свои дипломы в стол и уходят работать в другую сферу, отметил Комков.
Контекст В странах Европы и в США недовольство учителей условиями труда вылилось в акции протеста и забастовки. С ноября 2022 года школы в Англии и Шотландии регулярно закрывались из-за забастовок учителей. Педагоги требовали повышения зарплат на фоне роста стоимости жизни. В частности, с середины сентября педагогам рекомендовано отказаться от лишних часов на работе. В США, где в 2022 году заявили о катастрофической нехватке учителей, также регулярно проходят забастовки. Нагрузка на педагогов постоянно растет, при этом зарплата находится на самом исторически низком уровне.
Проблема усугубилась во время пандемии. В попытке решить вопрос власти США пригласили на должности учителей бывших военнослужащих. Ветераны могут получить пятилетнюю лицензию, позволяющую им преподавать, пока они сами продолжают получать высшее образование. В апреле Эммануэль Макрон был вынужден объявить о повышении зарплат учителям на фоне масштабных акций протеста во Франции из-за пенсионной реформы.
Участникам СВО спишут проценты по кредитам 11:31 3 апреля 2024 Начисленные во время кредитных каникул проценты по кредитам и займам участников СВО будут списываться. В том случае, если часть процентов уже уплачена, то эти средства пойдут в зачет погашения основного долга либо иных обязательств такого заемщика.
Молодые выпускники педагогических вузов в таких условиях не идут работать в школы или уходят из них после нескольких лет работы. Другой фактор, влияющий на дефицит учителей, — это неравномерное распределение педагогических кадров по регионам и типам населенных пунктов. Еще больше проблема остро стоит в сельских школах, где не хватает не только учителей, но и учеников, инфраструктуры, оборудования и транспорта.
Дефицит учителей негативно сказывается на качестве образования и развитии детей. Во-первых, это приводит к перегрузке педагогов, которые вынуждены работать на нескольких ставках, вести разные предметы, заменять отсутствующих коллег. Во-вторых, это снижает доступность и разнообразие образовательных программ, особенно в сельских школах, где не хватает учителей-предметников, дефектологов, логопедов, психологов.
Почему педагоги бегут из школ?
Учителя назвали причины увольнения из школ России. Просто в московских школах дефицит учителей пока не так заметен – на место ушедших приходят педагоги из регионов. на 49%, биологии - на 41%, математики - на 39%. В 2023 году из российских школ уволились 193 тысячи учителей. Это максимум за 7 лет. Впрочем, по информации «Фонтанки», как минимум у нескольких учителей именно желание уйти из школы № 338 сыграло главную роль в переходе в «хорошее» место. Работники среднестатистических школ уверены: чиновники от образования «далеки от педагогической реальности», а все вышеназванные шаги Минпросвещения «не способны остановить бегство учителей из школы».
"Уходи, пока молодой": бывший учитель о том, почему педагоги уходят из профессии
В начальной школе не осталось квалифицированных учителей, учителя уходят, а точнее — их выживает новый директор, детей учить некому», — привело издание «Фонтанка» слова одного из родителей учащихся. Нам важно знать, сколько молодых учителей начинают работать и сколько из них уходит из профессии после первого года или трёх лет. На личности педагога российская школа тоже сказывается не очень. Российские учителя в целом довольно забитые и загруженные работой существа.
Из петербургской школы уволились сразу 17 учителей
Когда руки перестали слушаться, я возмутилась. За что впоследствии получила выговор от директора школы. Оксана, 24 года, учитель математики: Когда я пришла в школу, казалось, все легко. Проработала сентябрь-ноябрь. Дети от меня были в восторге, учителя хвалили. Многие еще в первый день сказали, что рады моему приходу. Но в декабре ко мне на урок пришел директор. Оказалось, я веду занятия не совсем правильно. То есть свой предмет знаю хорошо, последовательно излагаю материал, но неправильно преподаю с педагогической точки зрения. Директор подчеркнул, что я хорошо лажу с детьми. У меня есть педагогический талант, несмотря на молодость.
Потом на уроки начали ходить завучи. Они тоже меня хвалили. Перед Новым годом было собрание, на котором обсуждали работу молодых специалистов. Тогда-то и выяснилось, что в лицо о твоей работе говорят одно, а при директоре — прямо противоположное. Дети… Не знаю, в этой ли школе или во всех они такие? В нашей было четкое деление на хорошие и плохие классы. Но ведь отбор, считаю, должен производить психолог. Еще детей можно поделить на «маленьких» и «больших». А есть не по годам развитые. Есть дети умные и развитые.
А есть неадекватные и не очень умные. Если говорить об эмоциональной стороне вопроса, то в первой четверти все было замечательно. К детям привыкаешь быстро. Во второй начинаешь мечтать о каникулах. Хотя и в каникулы школа полна детьми — кружки, секции. Хочется отдохнуть от них, но не получается. Такое ощущение, что попадаешь в центр вне-школьной работы. Под конец года всерьез устаешь от детей. Они хотят на улицу и не желают заниматься, особенно в классах, где нет экзаменов. Многие учителя постоянно жалуются на детей.
Хочется спросить их: «Зачем здесь работаешь? Со мной в школу пришла еще одна молодая учительница. Она цветет от своей работы! Ей нравится учить даже неадекватных детей. Другие учителя либо ничего больше не умеют делать. Либо боятся что-то изменить в своей жизни, так как давно работают в школе. Через год я пришла к выводу, что работа учителя очень однообразная. А не творческая, как говорят. Поэтому я и ушла из школы.
По мнению Алексея Тищенко, этот фактор особенно негативно воспринимается молодыми учителями, которые желают попробовать себя в разных сферах деятельности, на разных должностях, и отсутствие «движения вверх» их не вдохновляет. Впрочем, как и уровень заработной платы. В то же время больше половины учителей все же возлагают надежды на то, что с повышением заработной платы увеличится приток молодых специалистов в школы и педагогический коллектив станет более стабильным. Татьяна Блинова считает низкий уровень зарплаты учителей главной причиной их ухода из профессии. Наиболее низкие значения этих показателей — в Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральном округах. Относительно низкий размер заработной платы в сфере образования отмечается и в результатах мониторинга трудоустройства выпускников с высшим образованием за 2021 год. Так, средняя заработная плата освоивших программы бакалавриата и специалитета в области педагогики составляет 42,2 тысячи рублей, программ магистратуры — 53,2 тысячи рублей. Это второе место с конца списка, включающего 11 направлений подготовки специалистов с высшим образованием. От педагогов отстают только работники сельского хозяйства, а самые большие вознаграждения за свой труд получают выпускники с математическим и IT-образованием: бакалавры — 102 тысячи рублей, магистры — около 124 тысяч. В поисках лучшей доли Но какую бы зарплату ни получали учителя, дополнительную работу они ищут вне зависимости от её размера. Чем ниже их зарплата, тем чаще они ищут дополнительную работу вне сферы образования. Алексей Тищенко связывает это с оживлением рынка труда после выхода из пандемии, что сильно сказывается на дефиците педагогических кадров. Соответственно, всё это формирует дефицит кадров. Вывод ученых неутешителен, но вполне закономерен: если уровень заработной платы будет снижаться, то специалисты с педагогическим образованием вообще не будут ориентироваться на сферу образования и уходить из нее.
Да я практически ни за чем не слежу, я про какие-то важные новости всегда узнаю только из разговоров коллег в школе, потому что телевизор я тоже не смотрю. У меня есть мои 28 часов нагрузки, классное руководство, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, репетиторство и тетради, тетради, тетради. Вся моя жизнь — это моя работа. Остальное — это сон, покупка продуктов, готовка и уборка раз в месяц. Годы идут и жизнь идет мимо меня. За два месяца отпуска невозможно увидеть, услышать, узнать, прочувствовать все то, что произошло в мире за предыдущие десять месяцев. Конфликты с родителями Я не умею конфликтовать, ставить на место, адекватно реагировать на хамство и несправедливые обвинения. Для меня любой минимальный конфликт с родителем моего ученика — очень тяжелая история, которая лишает меня сна и покоя. Особенно это тяжко дается, когда родитель не хочет или не может хоть немного дистанцироваться от своей точки зрения и услышать меня. А уж если этот конфликт приправлен хамством и грубостью, то эта ситуация становится для меня невыносимой. Директор не устает нам говорить: «Делайте что угодно, но главное — чтобы родитель не написал наверх. Умасливайте, объясняйте, уговаривайте, идите на компромиссы, но жалоб на нас быть не должно! С детьми всегда могу договориться, донести свою точку зрения, разрешить любую спорную ситуацию, а вот с родителями… Не дается мне это. Необходимость быть конформистом В школе только очень сильные и независимые натуры могут не быть конформистами и удерживаться на своем месте. Увы, я не такая. Я не могу противостоять администрации, когда категорически не согласна с каким-то ее решением или распоряжением. Я не борец. Но и роль конформиста мне дается с трудом. Она в моем понимании не сочетается с самоуважением.
В моей практике было так, что целый день ничего не ела, кроме печенья, которое "на всякий случай" лежало в сумке. Потому что каждый раз, как я брала кошелек и направлялась в столовую, меня останавливал завуч, заведующая кафедрой или ученики с вопросами. Я завидовала своим друзьям, работающим в офисе, у которых было право на часовой обеденный перерыв. Они могли зайти в ближайшее кафе, сменить обстановку и поесть в тишине… О саморазвитии Помню, как хотела посетить один семинар, по интересующей меня теме. Но так как семинар был в рабочее время, попыталась отпроситься у руководства. На что мне ответили: "Кто проводит курсы? Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, — прим. Тогда они не считаются и не пойдут вам в баллы. Идите работайте! Свои права они хорошо знают, а про обязанности забывают. Во время обучения учителя отвечают за учеников. Два за поведение тоже ставить нельзя в журнал, ведь это не оценка знаний. Вызываем родителей и здесь все зависит от их адекватности. Кто-то серьезно беседует, кто-то закрывает глаза на поведение ребенка, лишь бы оценки были хорошие! Сейчас не оставляют на второй год. Чего бояться ученикам, если никакого наказания не следует? Они прекрасно знают, что кроме беседы с родителями и завучем им ничего не грозит. На молодую учительницу по математике написала докладную мама одного ребенка, обвиняла ее в несправедливости, что якобы к ее ребенку предъявляют завышенные требования. Начались проверки, завучи ходили на уроки, проверяли журналы, всю документацию, плюс у нее был трудный класс гиперактивных детей. Как классному руководителю ей было непросто. Оказывается, она была беременна… и потеряла ребенка. Тогда я решила четко: я так не хочу! Надо что-то менять. Однако резко взять и уйти я не могла: стало жалко бросать свой класс в середине года. Я представляю, как это, когда каждый урок у тебя ведут разные учителя.
Змеиный клубок, зарплата, дети. Почему учителя уходят из школы
Это, уверены эксперты, происходит по ряду причин. Некоторым не нравятся новые программы обучения и отсутствие своевременной методической поддержки. Еще одной причиной ухода пенсионеров из профессии становится низкая заработная плата. В отличие от молодых учителей, которым предложили дополнительные выплаты, опытные педагоги вынуждены брать дополнительные ставки, чтобы получать хотя бы среднюю зарплату по региону. Министр образования региона Михаил Орлов объявил, что молодые учителя в этом году получат дополнительные выплаты.
Я уже не могла быть спасательным кругом - заменять учителей и преподавать допоздна. В 2009 году мне предложили работу переводчиком со свободным графиком и с высокой зарплатой. Я люблю свою профессию. Но разочарована в школе. Работа в ней не может сочетаться с полноценной семейной жизнью. Думаю, что никогда не вернусь в профессию. Аида, 20 лет: Я пришла в школу сразу после окончания пединститута. Друзья и близкие в один голос заявляли: «Ты знаешь, какие сейчас в школе дети? Они тебе все нервы измотают! А вот руководство школы выбило меня из колеи. Казалось бы, пришел молодой специалист, его надо поддержать. Но я превратилась в специалиста типа «подай, принеси». Все мероприятия взвалили на меня. Я буквально ночевала в школе, не успевая подготовиться к своим урокам. Успеваемость учеников снизилась. Попросила дать мне передышку от мероприятий. Но в ответ завуч написала докладную на имя директора. Мне пришлось оправдываться на педсовете. Вторая проблема — часы, от количества которых зависит зарплата учителя. Их распределяет директор. На просьбу дать больше уроков я получила отказ. Учителем английского языка в нашей школе работала племянница директора. Через три месяца пришла родственница завуча. Хорошо, что у меня было классное руководство, за которое платили около 1000 рублей. Я жила далеко от школы, поэтому добиралась на старенькой «семерке». Такие поездки стали ежедневными. Я тратила последние деньги на бензин, мотаясь из одного конца города в другой. Иногда директриса просила забрать из музыкальной школы ее дочь. Терпение иссякло, когда мне заявили, что молодых учителей приглашают на общественную работу. Для нее почему-то требовались рабочая одежда и половые тряпки. Вдвоем с другой молодой учительницей мы подъехали по указанному адресу, где находился детский лагерь. Нам объяснили, что работа заключается в уборке помещения. Целый день мы отмывали стены и полы ледяной! Когда руки перестали слушаться, я возмутилась. За что впоследствии получила выговор от директора школы. Оксана, 24 года, учитель математики: Когда я пришла в школу, казалось, все легко. Проработала сентябрь-ноябрь. Дети от меня были в восторге, учителя хвалили. Многие еще в первый день сказали, что рады моему приходу. Но в декабре ко мне на урок пришел директор.
Читайте также: И снова 1 сентября: как единые стандарты изменят школьное образование В администрации района заявили, что учителя увольнялись по разным мотивам, в том числе из-за выхода на пенсию, переезда или смены профессии. Как сообщал губернатор Александр Беглов , к началу осени средние учебные заведение дополнительно наняли более 10 тыс. Трудоустроить их потребовалось по причине роста числа школьников и студентов. По данным комитета по труду и занятости населения , за год зарплата преподавателей, предлагаемая в вакансиях, повысилась на четверть.
И в итоге заплатили только за мои основные часы. Разбираться было бесполезно: «Где ты сидела? Ты уходила еще раньше остальных. Ты ничего не докажешь». У всех разные учебники, разные программы, разные темы. Ученики ходили на ушах, я пряталась в подсобках и плакала, потому что ничего не получалось, а завуч подливала масла в огонь: «Ты показываешь свою некомпетентность. Все так работают, и у всех все хорошо». Читайте также «Половина не выезжала из своего района» В России впервые измерили счастье детей. Что результаты говорят обо всей стране? Меня долго водили за нос, обещали дать информацию... Я звонила завучу, директору, ходила в роно. Но все говорили одно и то же: «А кто, если не ты? Иногда думаю о школе — только из-за учеников. Мне нравилось с ними работать, но веры в другие школы у меня нет. Я, недолго думая, согласилась. Но в начале августа выяснилось, что другая учительница увольняется, а мне отдают все часы. У меня 32 часа, репетиторство на дому, институт. К декабрю уже сидела у завуча в кабинете и плакала, что уволюсь. Обещали разделить нам часы, разбить большие классы на группы. Но вторая учительница взяла всего несколько часов, классы никто не делил. За 32 часа мне платили 25 тысяч, когда снизилась нагрузка — выходило 23. Учитывая, что жила я с молодым человеком, нам хватало на все и даже больше. Объективно, конечно, этого мало. Было дико сложно справляться с четвертыми-шестыми классами. У меня был мальчик на домашнем обучении. В начале года, когда он еще учился со всеми, как-то раз на уроке этот ребенок просто снял штаны и всем показывал пятую точку. Не вспомню, что я делала, но как-то сама справилась. Справки или диагноза у него не было. Я просто доработала год и убежала. До сих пор снятся уроки, на которых я не справляюсь, школа. Почти каждую ночь. Какие подарки неловко подарить учителю, и совершенно зря? Начала вязать, уже есть один заказ. Именно из-за нее в итоге я выбрал филфак хотя не буду отрицать, поначалу она меня отговаривала туда поступать.