1) прямой — норма права непосредственно (текстуально) закрепляется в статье нормативного правового акта.
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта | Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы. |
А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия? | Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер. |
Соотношение нормы права | Как соотносятся норма права и статья нормативного правового акта и почему понятия не тождественны? |
Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний | В одной статье нормативного акта присутствуют все три структурных элемента юридической нормы, т.е. норма права и статья нормативного акта совпадают (ст. 125 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оставление в опасности). |
Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права
Непринятие во внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других - санкция. В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм. Правильное понимание структуры юридической нормы предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта.
Норма права не всегда совпадает со статьей нормативного акта.
Способы изложения правовых норм. Статья нормативно-правового акта — это не то же самое, что норма права. Статья является текстом, знаковым выражением некоторых значения и смысла. Таким значением и смыслом текста является норма права. Можно говорить: статья нормативно-правового акта репрезентирует норму права, статья формализует норму. Кроме того, возможны ситуации, когда одна статья нормативно-правового акта содержит несколько норм права или же в нескольких статьях нормативно-правового акта или даже несколько таких актов содержат одну норму права. В некоторых случаях в одной статье нормативно-правового акта содержится одна норма права. Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов: прямой, а также два ссылочных - отсылочный и бланкетный.
Отсылочный и бланкетный способы используются в целях так называемой законодательной экономии, дабы тексты нормативно-правовых актов не были слишком объемными.
Понятия форма права и источник права в формально-юридическом смысле тождественны. Форма источник права — внешняя форма выражения, закрепления правовых норм, показывающая, каким образом государство объективирует фиксирует нормы права и в каком виде нормы права доводятся до сознания членов общества. Виды форм источников права: 1. Правовой обычай — это санкционированное и обеспечиваемое государством исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения. Санкционирование государством обычаев осуществляется двумя способами: а путем нормативной отсылки к обычаю а не путем его текстуального закрепления в нормативном правовом акте ; б путем восприятия обычая правоприменительной практикой в первую очередь, судебной , когда решения правоприменительных органов основываются на обычаях. Совокупность правовых обычаев образует обычное право.
Обычай становится правовым в случае его санкционирования государством. Правовыми становились не все обычаи, а только те, которые выражали продолжительную общественную практику, выражали единообразную практику, выражали правовые воззрения данного общества, соответствовали государственной политике. Основные черты правовых обычаев: продолжительность существования; консервативность; постоянность соблюдения; локальный характер; множественность. Правовой обычай — один из основных источников права в рабовладельческих и феодальных государствах. По мере развития общества, государства и права, с появлением других источников права сфера применения правовых обычаев быстро и резко сужается. Правовой обычай вытесняется другими источниками права и играет второстепенную роль в регулировании общественных отношений. Нормативный правовой акт — это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, иногда называют писанным правом. В рабовладельческих и феодальних государствах нормативные правовые акты были немногочисленны. Они регулировали относительно узкий круг общественных отношений. По мере развития общества, государства и права нормативные правовые акты постепенно вытесняют другие источники права и становятся одним из основных источников права а в странах романо-германской правовой семьи они являются основным источником права. Правовой прецедент — это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер. Виды правовых прецедентов: а судебный прецедент создается судебными органами ; б административный прецедент создается другими органами. Судебный прецедент является обязательным для судов той же или низшей инстанции.
При этом обязательным является не все решение или приговор, а только «сердцевина дела», то есть суть правовой позиции судебного органа, на основе которой выносится решение. Черты правового прецедента: казуистичность; множественность; противоречивость; гибкость. Правовой прецедент — древнейший источник права. Путем создания правовых прецедентов право формировалось практически во всех странах. Однако роль и значение правового прецедента как источника права были неодинаковы в различных странах и в разные исторические эпохи. Правовой прецедент широко использовался в государствах древнего мира и в средние века. В настоящее время в странах англо-саксонской правовой семьи правовой прецедент по-прежнему является основным источником права.
Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции.
zavtrasessiya.com
Теория государства и права | Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. |
Нормы права и статьи нормативного акта их соотношение | Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер. |
Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. 2 | Что такое нормативно-правовой акт по законодательству и позиции Верховного суда РФ, а также признаки и предъявляемые требования к НПА, оспаривание нормативного акта Подробнее. |
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Как соотносятся норма права и статья нормативного правового акта и почему понятия не тождественны? Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта. постановления Правительства, например. Изучить понятие норма права и статья нормативно – правового акта.
Норма права: к вопросу о её структуре
Первая — предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Вторая стадия — официальное закрепление государственной воли в нормах права, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Правотворчество характеризуется следующими особенностями: — представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; — основная его продукция — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах; — важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; — уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов — показатель цивилизованности и демократии общества. Таким образом,правотворчество — это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм, гласность, профессионализм, законность, связь с правоприменительной практикой. Рассмотрим эти принципы: 1 демократизм — характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе; 2 гласность — означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности; 3 профессионализм — заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.
Правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности. В зависимости от субъектов, правотворчество подразделяется на следующие виды: 1 непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума — всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни; 2 непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов; 3 санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями. Законодательный процесс выступает составной частью правотворчества.
Прежде всего, различие нормы права и статьи нормативно-правового актасостоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма. Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1 прямой, когда все элементы юр нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом; 2 отсылочный, когда в статье один из элементов юр нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-прав.
Норма права и статья нормативно-правового акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативно-правового акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. При представлении правил поведения в законодательстве возможны следующие варианты: — все элементы логической структуры нормы права гипотеза, диспозиция и санкция включаются в одну статью соответствующего нормативно-правового акта; — в одну статью включаются несколько правовых норм; — элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного нормативно-правового акта; — элементы нормы права излагаются в нескольких статьях разных нормативно-правовых актов.
Разница между нормой права и статьей нормативно-правового акта заключается в том, что они выступают элементами различных систем: норма представляет собой исходный элемент в системе права, а статья — базовый элемент в системе законодательства. Данное обстоятельство также иллюстрирует их соотношение.
Способы изложения НП. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах 4. Статья содержит одну норму, включающую в себя все три элемента структуры.
Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права
Можно говорить: статья нормативно-правового акта репрезентирует норму права, статья формализует норму. Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта. 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Соотношение нормы и статьи зависит от того, рассматривается ли оно применительно к логической норме или к норме-предписанию. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права.
zavtrasessiya.com
Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. Научная статья на тему 'Правовая норма и нормативное предписание: проблема соотношения'. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта. постановления Правительства, например. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Изучить понятие норма права и статья нормативно – правового акта.
Нормы права и статьи нормативного акта их соотношение
Нарушение регулятивной нормы права влечет за собой применение охранительной нормы Структура логической нормы права может быть выражена формулой «если... При этом под диспозицией понимается указание не на правило поведения, а на правонарушение. Структура фактической нормы может быть выражена формулой «если... Способы изложения норм права[ ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, так как норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила. В статье НПА может содержаться одна норма права или несколько норм права. Также норма права может быть закреплена в нескольких статьях.
Данное обстоятельство также иллюстрирует их соотношение. Статьи по отношению к нормам реализуют те же функции, что и система законодательства — к системе права: они помогают их внешнему выражению и закреплению. Норма и статья не имеют прямого соответствия, поскольку одна статья может включать ряд юридических норм, и соответственно, наоборот, элементы одной нормы могут быть расположены в нескольких статьях одного или разных нормативно-правовых актов.
Также возможно и прямое совпадение, то есть в одной статье имеется одна норма. Таким образом, задача исследователя состоит в выявлении всех элементов и связей юридической нормы и нормативно-правового акта, а также в их представлении в целостном виде, что позволяет понять их соотношение. В законодательстве применяются следующие способы для изложения норм права в нормативно-правовых актах: — прямой: предполагает, что все элементы юридической нормы отражены непосредственно в статье и имеют очевидные взаимосвязи друг с другом; — отсылочный предполагает, что один из элементов юридической нормы в той или иной статье упоминается посредством отсылки к другой статье этого же нормативно-правового акта; — бланкетный предполагает, что статья указывает на элемент нормы посредством отсылки не к конкретной стать, а к другому порядку правового регулирования правилам совершения определенного вида деятельности, правилам международного договора и т.
Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы. Правовая норма располагается в разных статьях одного нормативного акта или в разных нормативных актах. Логическая структура совпадает со статьей нормативного правового акта.
Формы выплаты заработной платы Заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь.
В тех же целях для смыслового усиления, образного выражения непререкаемости закона запрещенное порой характеризуется как невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни»; «Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан». Некоторые исторически сложившиеся термины и определения законодательства противоречат их обыденному значению. Отдельные средства транспорта по закону относятся к «недвижимым вещам». Лица, ничего не теряющие, а приобретающие по завещанию дополнительные права, именуются «отказополучателями». Различие между нормами права и статьями законов заключается и в том, что в тексте нормативного акта могут содержаться не только нормативно-правовые предписания, но и индивидуальные распоряжения, а также обоснования нормативного акта, фактические утверждения, программные положения, призывы, декларации, правила общежития, морально-политические нормы и принципы.
Так, стремление придать текстам законов непременно политическое звучание приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы. Так, если в законах говорится об обжаловании в суд «незаконных действий» должностных лиц и государственных органов вариант: «действий, нарушающих права и свободы граждан» , то получается так, что суд может принимать жалобы только на действия, незаконность которых где-то и кем-то уже установлена, а жалобы на законные действия принимать вообще не должен, хотя бы жалобщик и считал свои права нарушенными. Наконец, особое место в системе права и законодательства занимают содержащиеся в конституциях и других основных законах правовые предписания, предполагающие и требующие их конкретизации в текущем законодательстве. Это - своеобразные ориентиры нормотворческой деятельности, оказывающие лишь косвенное влияние на практику реализации права, ибо невозможно осуществить право, о котором сказано, что оно осуществляется в «установленном законом порядке», а этот порядок законом еще не установлен, равно как нельзя наказать нарушителя запрета, если сказано, что правонарушение «карается по закону», но соответствующий закон еще не принят. Правовые предписания, условия и порядок реализации которых в системе права и законодательства не определены, неизбежно остаются неосуществимыми, декларативными, поскольку правовые нормы еще не получили в текстах нормативных актов полного выражения. Важной задачей правоведения является разработка способов перевода тех положений закона, которые носят самый общий, абстрактный характер, в нормативные предписания, через которые эти законоположения воплощаются в систему правовых норм, регулирующих поведение членов общества.
В теоретическом плане эта проблема усложняется тем, что в последние годы в учебной и научной литературе распространилось противопоставление норм права и текстов нормативно-правовых актов, основанное на абстрактном предположении, что право мера свободы всегда хорошо и справедливо, а закон текст нормативно-правового акта нередко бывает несправедливым и плохим. Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеют совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны. Политические и моральные сентенции уместны не в тексте нормативных актов, а если без них почему-либо трудно обойтись - в преамбулах; законодатель должен стремиться к точному выражению своих мыслей и намерений в тексте законов без иносказаний и двусмысленностей; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещания принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации тех или иных правоположений - обещанные акты должны быть оперативно подготовлены и приняты, дабы законодательство не содержало неосуществимых положений.
Что такое нормативный правовой акт
Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.
При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта.
Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения: 1 при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности; 2 при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции.
Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом. Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье статьям этого же нормативного акта.
В странах религиозной правовой семьи в первую очередь, в мусульманских она является одним из основных источников права, так как в основу решений по конкретным делам кладутся не положения Корана непосредственно, а их разъяснения и конкретизация, которые даны ведущими мусульманскими учеными-юристами и богословами. При решении конкретного дела суд практически никогда не обращается к Корану или Сунне.
Он ссылается на мнение ученого-юриста по данному вопросу, авторитет которого общепризнан. В России до 1917 г. Сейчас в Российской Федерации юридическая наука не является источником права, однако она имеет большое значение в процессах правотворчества, толкования и реализации права. Правосознание — это правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, которые кладутся в основу решений по конкретным делам.
Правосознание не является источником права, хотя играет существенную роль в правоприменительной деятельности. Однако на отдельных этапах исторического развития правосознание может выступать в качестве источника права после Октябрьской революции 1917 г. Из всех перечисленных источников права в Российской Федерации признаются в качестве таковых нормативный правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Однако основную роль в регулировании общественных отношений играет нормативный правовой акт, являющийся в силу этого основным источником права.
Нормативный правовой акт Нормативный правовой акт — это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт является одним из видов правовых актов. Виды правовых актов: 1. Нормативный правовой акт принимается в ходе правотворческой деятельности и устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Правоприменительный акт принимается в ходе правоприменительной деятельности и содержит индивидуально-конкретные предписания. Признаки нормативного правового акта: 1. Принимается только уполномоченным субъектом правотворчества в пределах его компетенции. Принимается в ходе правотворческой деятельности.
Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Принимается в порядке, установленном нормами права. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты. Рассчитан на многократную реализацию.
Распространяет свое действие на широкий круг лиц. Нормативный правовой акт является основным источником права в странах романо-германской правовой семьи и играет существенную роль в системе источников права стран, входящих в другие правовые семьи. Роль и значение нормативного правового акта как источника права возрастает. Виды нормативных правовых актов: 1.
По юридической силе: — законы обладают высшей юридической силой ; — подзаконные нормативные правовые акты их юридическая сила меньше: они должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона. По сфере действия: — акты внешнего действия действуют на всей или части территории государства ; — акты внутреннего действия действуют внутри какой-либо организации.
Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными специалистами на основании контракта. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения.
Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган. Второй этап- официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа. Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы. Оно принадлежит далеко не всем субъектам права. В законодательстве строго очерчен круг таких субъектов. Право законодательной инициативы не только в праве субъекта внести законопроект в правотворческий орган, но и обязанность последнего принять его к рассмотрению. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня правотворческого органа. Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе.
Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания по каждой идет голосование. При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта. Третья стадия - голосование. Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе государства для подписания и обнародования. Глава государства может отклонить принятый акт наложить вето. Отклоненный акт можно вновь принять, но в прежней редакции и только квалифицированным большинством, и преодолеть вето.
Тогда глава государства обязан подписать нормативный правовой акт и обнародовать его. Официальное опубликование- заключительная стадия процесса правотворчества. Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России, существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия. Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных официальных изданиях. Одним из них в России является "Российская газета". Законодательная техника - это система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных правовых актов, высокий уровень учета и систематизации законодательства. Практическое значение систематизации еще в 1833 г.
Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида способа систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. До революции 1917 г. Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией. Кодификационные акты -это прежде всего основы законодательства и кодексы.
40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. 2 | Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы. |
Лекция 14. Нормы права - 4. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта | Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер. |
Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права | Подборка наиболее важных документов по вопросу Норма права это нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. |
Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта | В одной статье нормативного акта присутствуют все три структурных элемента юридической нормы, т.е. норма права и статья нормативного акта совпадают (ст. 125 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оставление в опасности). |
4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА | Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. |
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Норма права не всегда равна статье нормативно-правового акта. Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. Но́рма пра́ва — общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций. Соотношение норм права с иными социальными нормами, основные критерии различия и сходства. Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта нередко не бывает соответствия, совпадения.
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – всего лишь это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Нормы права в статьях нормативных актов: способы изложения. Как соотносятся норма права и статья нормативного правового акта и почему понятия не тождественны? Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.