Новости кто такой конферансье

Роль конферансье. Конферансье это. Ведущий в цирке шпрехшталмейстер. это профессионал в области мероприятий и ораторского искусства, который играет важную роль в создании атмосферы и успешной организации. это артист эстрадного жанра, выполняющий роль связующего звена в концертных программах.

Важность и задачи конферансье на мероприятиях

  • Конферансье это
  • конферансье — Викисловарь
  • Роль конферансье в мероприятиях кто они и что делают
  • Виды конферансье. Кто такой конферансье? Что такое конферанс? Подготовка к мероприятию
  • Роль конферансье в мероприятиях кто они и что делают
  • Кто такой конферансье? Что такое конферанс?

Что такое конферансье в русском языке: определение и особенности

Конферансье не только объединяет все номера в единое целое, но и создает настроение всего спектакля или программы, ее насыщенность. Конферансье на мероприятие Конферансье, это артист эстрады, который объявляет номера выступающих артистов. Конферансье – это тот, кто вносит долю юмора и волшебства в каждое событие, делая его неповторимым. эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Термин конферансье произошел от французского слова conférencier и означает в буквальном смысле «докладчик».

Что такое конферансье. История и традиции искусства конферансье и академического ведущего

Работа конферансье предполагает не только объявление номеров, но и умение разбавить программу шутками и интересными замечаниями. Профессия зародилась с развитием популярности камерных театров-миниатюр, когда конферансье был основой программы, беседовал с присутствующими, много шутил и вызывал зрителей на сцену для номеров с элементами импровизации. Где учиться на конферансье.

Достаточно сильным голосом, хорошей памятью и находчивостью умением быстро ориентироваться в обстановке » [2; с. При этом писатель выделяет дополнительные требования к ведущему: он должен хорошо владеть словом, иметь способности к художественному чтению, наличие актерских данных, при этом речь конферансье должна быть образцовой во всех отношениях, а голос достаточно сильным. Смирнов-Сокольский так определят качества, необходимые конферансье: «Конферансье должен быть самым культурным человеком на эстраде. Конферансье без культуры - ненужная фигура на эстраде. Он должен быть актером, стоять не ниже тех номеров программы, которые представляет публике. Конферансье должен быть грамотным и политически и всячески, обязан быть автором своего репертуара» [11; с.

Шапировский, - обязан овладеть актерской техникой в неменьшей степени, чем участник драматического кружка» [14; с. Ардов в своей книге «Разговорные жанры эстрады и цирка. Заметки писателя» выделяет несколько типов конферанса: сольный, парный и театрализованный. Сольный конферанс полностью выстроен на прямом общении с аудиторией. Три четверти своих выступлений конферансье проводит в непосредственной и интересной беседе с аудиторией. Текст для выступления конферансье пишется заранее специально в виде реплик, анонсов номеров и всякого рода шуток, которые заучиваются перед выступлением. Профессионализм конферансье состоит в произношении заученных слов таким образом, как будто они пришли ему на ум только что. В любой момент может возникнуть ситуация, которая требует мгновенной реакции, грамотного решения - в этом залог искусства импровизации конферансье.

Артист, выступающий в жанре конферанса, должен обладать артистической скромностью, универсальностью, чувством организации правильного сценического образа. По мнению Э. Шапировского, в процессе длительной эволюции сольный конферанс разделился на репризный и интермедийный. Программа ре-призного конферансье составлена из нескольких коротких фраз с юмористическим содержанием с неожиданным и порой парадоксальным финалом. Значительным элементом репризного конферанса является импровизация как способ налаживания контактов и взаимоотношений с публикой. В основе же выступления интермедийного конферанса лежит более развернутый номер со своей историей и сюжетом. При этом интермедия всегда малометражна, лаконична и остросюжетна. Сюжет интермедии в основном завязывается на глазах у зрительской аудитории, а действие разворачивается в настоящем времени.

В отличие от репризного конферансье, конферансье интермедийного плана достигает цели не словесной игрой, а игровыми приемами, он опирается не на комизм слов, а на комизм положений. Интермедийный конферанс может и обязан подчинить интермедию яркому объявлению номера. Интермедийные формы конферанса расширяют диапазон художественных средств актера. Но применение их оправдано лишь тогда, когда они не ломают рамок жанра, когда интермедия или сценка остаются междудействием, соединяя, а не разобщая программу, иначе говоря, когда конферанс остается самим собой - конферансом» [14; с. Парный конферанс неизбежно требует наличия четкого и занимательного решения игровых, актерских взаимоотношений между участниками дуэта. Представители парного конферанса практически всегда выходят на сценическую площадку без театральных костюмов. Главное условие парного конферанса - прямое общение с партнером и со зрительным залом. Между участниками обычно устанавливаются раз и навсегда определенные взаимоотношения.

Театрализованный конферанс является наиболее сложной и интересной формой. Данная форма конферанса строится на самостоятельном сюжете, перекликающемся с номерами концертной программы. Театрализованный конферанс создает в концерте острый и цельный сюжет, выявляет интересные сценические положения и разнообразные взаимоотношения между участниками номеров. В театрализованном конферансе часто используются внешние приемы сценической выразительности: костюмы, бутафория, элементы декораций, грим и другое. Он строится на заранее подготовленном тексте и предполагает прямое общение исполнителей со своими партнерами и косвенное общение с публикой. Писатель В. Ардов выделяет следующие элементы конферанса: вступление, деловые анонсы, шутки, репризы и пр. Как показывает сценическая практика, конферансье первым из всех исполнителей концертной программы встречается с публикой.

Этот выход всегда очень ответственен и волнителен, так как неизвестно, с каким настроение зритель пришел в зал, что он желает увидеть от настоящего концертного действия, какие проблемы личного характера его тревожат и какая атмосфера царит в зрительном зале. Поэтому конферансье раньше всех артистов с первых минут своего выхода необходимо задать определенную ноту настроения всему предстоящему концерту, наладить общение с аудиторией, создать максимальную дружескую и непринужденную атмосферу. Первое появление конферансье на сцене рассчитано на приветствие зрительного зала от свое- го имени и от имени всех участников концертной программы. Если концерт приурочен к какому-то знаменательному событию, определенной теме, важной и актуальной для данной зрительской аудитории, конферансье обязательно озвучивает эту тему, тем самым погружая зрителей в предстоящее сценическое действие. Включение ноток юмора и небольших шуток в текст первого выхода всегда уместно для разрядки и переключения внимания зрителей с повседневных и обыденных личных забот и проблем. Первый выход конферансье всегда лаконичен и не затянут по времени, строго отрепетирован и продуман до мелочей. Деловые анонсы. Главное назначение конферансье состоит в грамотном и убедительном объяснении зрителям, какой номер концертной программы им предстоит увидеть и услышать следующим.

Он в образной форме разъясняет зрительному залу все необходимые нюансы предстоящего номера, расставляет все точки над и. Порой успех концертного номера напрямую зависит от того, насколько конферансье профессионально и грамотно представил и подал номер зрителю, предоставил все сведения о нем. Порой в представлении номера конферансье использует гротеск, для того чтобы придать силу и мощность выступлению артиста, уверенности в себе. Конферанс излагает суть номера сжато, но занимательно. Профессиональный конферансье никогда не позволит иронично или в шутливой форме отзываться об артисте до его появления на сцене -такое уместно лишь после окончания номера и то для того, чтобы поддержать артиста и вызвать тем самым более сильные аплодисменты в его адрес. Доброжелательный анонс конферансье способствует положительному отзыву публике об артисте и его выступлении. Деловые анонсы конферансье должны быть доступны и легки для восприятия публикой. В основном анонсы состоят из трех частей: разговор о прошедшем только что номере и комментарии по этому поводу; разговор, не связанный непосредственно с программой концерта, который может перейти в интермедийный или комический номер иногда собственный номер конферансье ; представляет предстоящий номер артиста, давая ему анонс.

Конферансье, представляя артиста выходящего на сцену, старается долгое время выдерживать интригу и сразу не выдавать имя выступающего, чтобы ожидания зрительного зала были не напрасны. Если же анонс заканчивается громким и внятным произнесением имен исполнителей предстоящего номера, зрители лучше смогут запечатлеть в своей памяти эти имена и свяжут их в своем воспоминании с творческим образом артиста. Интермедии, пародии, трехминутки, шутки, репризы и т. В процессе проведения концертной программы конферансье не раз приходиться шутить с публикой, используя различные фельетоны, интермедии, разыгрывая сценки с воображаемыми партнерами. При этом конферансье может заполнить паузу между номерами собственным танцем или номером оригинального жанра. Маленькие трехминутные пьесы «трехминутки» занимают особое место среди интермедий конферансье. Действие «трехминуток» часто требует наличия двух и более исполнителей.

Конферансье может предлагать различные игры, конкурсы или другие развлекательные активности, чтобы разнообразить программу и поддержать позитивное настроение участников. Конферансье должен быть готов к импровизации и уметь быстро реагировать на изменения сценария или неожиданные ситуации. Он должен иметь навыки работы с публикой и выступления на публике. Функции конферансье тесно связаны с его обязанностями и являются необходимыми для успешного проведения мероприятия. Они помогают создать участникам комфортную и приятную атмосферу и сохранить интерес к происходящему. Обязанности конферансье Представление гостей мероприятия и важных лиц Ведение программы и проведение различных частей мероприятия Общение с участниками и поддержание дружелюбной атмосферы Привлечение внимания к основным моментам и достижениям мероприятия Координация работы других ведущих и специалистов Контроль за соблюдением времени и расписания мероприятия Подготовка и выступление с приветственной речью или заключительными словами Организация развлекательных моментов и конкурсов для гостей Ведение пресс-конференции и интервьюирование Конферансье должен обладать хорошим ораторским и коммуникативным искусством, быть внимательным и отзывчивым к потребностям гостей, а также иметь навыки организации и координации. Особенности работы конферансье Один из ключевых навыков конферансье — это умение поддерживать эмоциональную связь с аудиторией и учитывать ее реакцию. Конферансье должен быть гибким и адаптироваться к обстановке, считывая настроение гостей и внося в программу мероприятия нужные коррективы. Благодаря этим навыкам конферансье может эффективно контролировать ход мероприятия и вовлекать гостей в происходящее. Еще одна важная особенность работы конферансье — это умение организовать гостей и поддерживать порядок на мероприятии. Конферансье следит за соблюдением времени проведения программы, расставляет гостей в нужном порядке, объясняет правила поведения и участвует в разрешении возможных конфликтов. Благодаря этому конферансье управляет аудиторией и обеспечивает комфортную атмосферу на мероприятии.

Потому-то парный конферанс довольно распространен и любим зрителями. В отличие от театрализованного конферанса исполнители парного конферанса почти всегда появляются без театральных костюмов. Но это обстоятельство не снимает необходимости сюжетного построения их интермедий. В парном конферансе используется прямое общение с партнером и при этом косвенное общение со зрителями , а также прямое общение со зрителями. Между участниками парного конферанса обычно устанавливаются раз навсегда определенные взаимоотношения. Даже если они ненадолго перевоплощаются в эпизодические персонажи интермедии, то не пытаются создать у зрителей иллюзию, будто перед ними теперь — другие люди. Как же строятся постоянные взаимоотношения участников парного конферанса? Приведем яркий пример из творческой деятельности популярного эстрадного артиста Л. Некогда Миров начинал свою деятельность как конферансье в паре с Е. Вскоре этот дуэт завоевал большую популярность. Причина успеха крылась не только в одаренности исполнителей, но и в интересно задуманных и точно разработанных взаимоотношениях между участниками конферанса. Дарский изображал опытного и требовательного конферансье-профессионала, который все знает и все умеет, Миров — нерасторопного ученика: он не может ни толково объявлять номера, ни занять внимание зрителей; более того, он никак не может воспользоваться поучениями Дарского, все путает, говорит то, что не надо, раскрывает какие-то подробности личной жизни и взаимоотношений с партнером, которые неуместно оглашать, и т. Зрители и радиослушатели старшего поколения помнят, вероятно, смешные и разнообразные по приемам и тематике интермедии Дарского и Мирова. После смерти Дарского у Мирова появился новый партнер М. Новицкий моложе Мирова, у него не было популярности, которую завоевал Миров за долгие годы своей артистической деятельности. Естественно, что уже из-за одного этого Новицкий не мог принять на себя роль опытного конферансье. Взаимоотношения нового дуэта строятся по-иному. Теперь руководитель и опытный конферансье — Миров, что соответствует и его стажу и внешнему облику. Новицкий — почтительный ученик. Но поучения Мирова, который в новых интермедиях с тонкой иронией пародирует зазнавшихся работников, всегда оказываются невпопад. Его рацеи, монологи, афоризмы как бы непроизвольно для исполнителя раскрывают не совсем благовидные принципы, которыми руководствуется его очередной герой. А Новицкому они дают возможность деликатно, но вполне ощутимо для зрителей подчеркнуть идейные ошибки своего учителя. Разумеется, Миров не скрывает иронии, которой проникнуты все те обывательские высказывания, что он произносит с эстрады. Никто из зрителей ни на секунду не воспринимает популярного артиста как отрицательный тип наших дней: всем ясно, что Миров таким путем высмеивает пошляков и себялюбцев, к сожалению, еще существующих у нас, высмеивает тонко, сохраняя все свое незаурядное артистическое и человеческое обаяние. Именно потому, что взаимоотношения вновь возникшей пары построены с полным учетом изменившейся расстановки сил, нынешний дуэт Миров — Новицкий нравится зрителю не меньше, чем прежняя пара Дарский — Миров 1. Замысел конферанса Миров — Новицкий и первые интермедии этого дуэта принадлежат писателям В. Массу и М. А дуэт Дарский — Миров был создан при участии писателя В. Впрочем, многие авторы помогают Мирову и его партнеру. На профессиональной эстраде Москвы, Ленинграда, Киева за последние годы появилось немало успешно выступающих дуэтов конферансье. Однако эта популярность оказалась чреватой серьезными последствиями. Играя с успехом свои интермедии, исполнители парного конферанса порой злоупотребляют расположением публики и отвлекают внимание аудитории от номеров концерта. Если так поступают популярные и высокоодаренные артисты, ради которых на концерт пришли зрители например, Ю. Тимошенко и Е. Березин, те же Л. Миров, и М. Новицкий, П. Рудаков и А. Баринов, Г. Орлов и. Нечаев , то беды особой нет. Но когда конферансье гораздо более скромных возможностей займут своими интермедиями больше половины времени, отведенного на концерт, — это недопустимо. Конферанс должен быть строго ограничен и не занимать более пятой части всего времени концерта. И, кроме того, все конферансье должны помнить о своей основной задаче — четко объяснить следующий номер, а не спешить «под аплодисменты» после собственной интермедии покинуть эстраду. Театрализованный конферанс. Наиболее сложной, хотя и очень интересной, формой является театрализованный конферанс, который строится на самостоятельном сюжете, перекликающемся с номерами концерта. Подобная форма ведения программы дает возможность украсить концерт всеми средствами драматургического искусства: острым и цельным сюжетом, интересными сценическими положениями и разработанными взаимоотношениями между участниками интермедий. В развернутом театрализованном конферансе используются и внешние приемы сценической выразительности: костюмы, бутафория, элементы декораций, гримы и прочее. Однако для простого концерта такая форма чересчур сложна. Конферанс-пьеса заслонит собой номера концерта. Обычно эту разновидность ведения программы применяют для обрамления так называемых «обозрений». Групповой театрализованный конферанс целесообразен еще на концертах больших ансамблей песни и пляски. В этом случае участникам конферанса противостоит многочисленный хор и значительная танцевальная группа, а это уравновешивает силы. Хоровые ансамбли обычно дают много серьезного вокального материала. И действенные веселые интермедии коллектива ведущих внесут необходимое разнообразие. Здесь уместны все средства театрализации. Театрализованный конферанс строится на заранее подготовленном тексте и предполагает прямое общение исполнителей со своими партнерами и косвенное общение с публикой. Возможны, конечно, и обращения к зрителям со стороны участников интермедий, но это будут всегда только отступления от сюжета, который придан конферансу. Придумывая и мотивируя интермедии театрализованного конферанса, необходимо учитывать, что сквозной сюжет самих интермедий может наскучить зрителям, если каждая из интермедий не будет занимательна сама по себе. Сквозной сюжет может убедительно обосновать ход действия спектакля или концерта, но вызвать подлинный интерес к судьбе персонажей конферанса трудно: всем сразу же делается ясной условность этих персонажей. Потому-то и надо позаботиться о дополнительных средствах, чтобы привлечь внимание аудитории. Лучше всего воспринимаются материалы на злобу дня, которые легко сочетаются с неглубокими, по существу, характеристиками действующих лиц конферанса. Особняком стоит вопрос о ведении тематических концертов; в них, как правило, неприемлем конферанс обычного типа с преобладанием в нем комических реплик. В этих случаях возможности оригинального построения конферанса следует искать в самой теме и ее материале например, вечер, посвященный творчеству А. Пушкина, будет насыщен цитатами из его произведений. Как всегда, и в подобных случаях очень многое зависит от творческой фантазии. Однако надо помнить, что средства театральной выразительности должны помогать выявлению основной темы вечера, а не затмевать ее. Развлекательность на подобных вечерах неуместна. Элементы конферанса Какова структура конферанса? Он складывается из шести частей: вступление, главный монолог, деловые анонсы, шутки, репризы и пр. Рассмотрим каждую часть в отдельности. Ведущий первым из всех исполнителей концерта встречается со зрителями 1. В этой главе мы говорим о конферансье-солисте. Но и парный и групповой конферансы подчиняются тем же законам, что и сольный. Этот первый выходособенно ответствен как для него, так и для всего концерта. Зрители пришли на концерт после трудового дня. Они еще не совсем отрешились от своих забот и дел. Возможны, к тому же, недоразумения в гардеробе, в зрительном зале.

Кто такой конферансье. История и традиции искусства конферансье и академического ведущего

Рабочий контакт артиста-конферансье с автором-драматургом, творцом конферансного остроумия должен быть более тесным, чем в других жанрах эстрады. эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Первым русским конферансье стал меценат и актёр МХАТа Никита Балиев, блиставший поначалу остроумием, находчивостью и способностью к импровизации на театральных капустниках. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Смотрите новые видео в TikTok (тикток) на тему #конферансье. Термин конферансье произошел от французского слова conférencier и означает в буквальном смысле «докладчик».

Конферанс и Конферансье

Знаете ли вы, кто такой конферансье? Эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Задача конферансье конферансье Артист, объявляющий номеpа пpогpаммы на эстpадном пpедставлении конферансье Артист, объявляющий номера программы конферансье Ведёт концерт конферансье Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера. КОНФЕРАНСЬЕ [от французского сопferencier докладчик, лектор] артист, ведущий эстрадный концерт, иногда исполняющий самостоятельные.

Конферансье: что это такое?

докладчик) артист эстрады, ведущий концерт. Задача конферансье конферансье Артист, объявляющий номеpа пpогpаммы на эстpадном пpедставлении конферансье Артист, объявляющий номера программы конферансье Ведёт концерт конферансье Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера. Борис Брунов, Эмиль Радов, Олег Милявский тоже считались ведущими конферансье, но в узком смысле слова ими не были. Конферансье – это тот, кто вносит долю юмора и волшебства в каждое событие, делая его неповторимым.

Конферансье кто это кратко

Внешний облик куклы, её мимика, движения на сцене, реплики, шутки, монологи в совокупности являлись удачной пародией на тех конферансье, которым был присущ низкий художественный исполнительский уровень. Долгое время куклу с блестящим мастерством на нескольких языках озвучивал артист Зиновий Гердт , что в значительной степени способствовало успеху спектакля.

Было время, когда публика приходила на концерты не столько ради эстрадных номеров «звезд», сколько ради того, чтобы услышать смелые репризы тех, кто заполнял паузы в представлении. Порой они сами себя называли шутами, эстрадными паяцами, а то, что они делали на эстраде — балаган.

Эти люди — конферансье. Сегодня многие считают, что эта профессия умерла. И нет никаких шансов ее вновь вернуть на эстраду. В двадцатые-тридцатые годы прошлого века, когда конферансье работали в небольших залах кабаре, они зачастую знали каждого слушателя лично.

И люди специально приходили на концерты, которые вел Алексей Алексеев, чтоб посостязаться с ним в остроумии.

Но существовала эстрада, в которой тиски цензуры были не такими сильными. На языке артистов подобные концерты назывались «левыми». Одним из самых успешных организаторов таких концертов являлся талантливый конферансье Эдуард Смольный. И был также представитель этой профессии, которому позволялось такое, за что других в лучшем случае отлучили бы от сцены. Звали его Борис Брунов. В конце восьмидесятых советская цензура доживала последние дни. На эстраде говорили все, что не попадало под статью Уголовного кодекса.

Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте, перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. В антрактах выступали самые знаменитые актеры того времени.

Великий Щепкин вынес на них свои устные рассказы. Он же первый стал читать перед занавесом произведения Пушкина и Шевченко, басни Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров. Выделялись и выносились на просцениум лучшие, наиболее удавшиеся артисту монологи, куплеты и другие фрагменты ролей. И этот естественный отбор постепенно превращался в новую форму искусства - концерт. Вряд ли многие знают сейчас, что слово «вокзал», связанное у нас со встречами и отъездами, лязгом колес и волнующими запахами путешествия, закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства и притом искусства эстрадного. В 18 веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, сочетавшие в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами наименование «вокзал» перешло к нам от лондонского Вокзала, наиболее раннего из известных столичных увеселительных предприятий подобного типа. Первые поезда в России начали ходить между Петербургом и Павловском. На станции Павловска был построен концертный и танцевальный зал и эстрада - излюбленное место развлечения жителей столицы - так называемый Павловский музыкальный вокзал.

А так как это было и место отправки поездов, то со временем слово «вокзал» потеряло свой первоначальный смысл. С сороковых годов 19 века, кроме Павловского вокзала в Петербурге, большой популярностью пользовался так называемый «Сад искусственных минеральных вод», или сад Излера. В Москве аналогичным заведением был Летний театр в Нескучном саду на той территории, где сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха имени Горького , а затем затмивший его Петровский парк. Эти сады стали местом отдыха горожан, в них процветали разные виды эстрадного искусства. Первого конферансье, знаменитого Никиту Балиева, дал русской эстраде Художественный театр. Он объявлял и комментировал номера в своем театре, рассказывал публике о многих интересующих ее вещах и, вроде бы непоследовательно перескакивая с темы на тему, создавал впечатление, будто сказанное сегодня сымпровизировано только что и вовсе не обязательно будет повторено завтра. Выходя к рампе, Балиев всматривался в сидящих за столами, чтобы узнать, кто сегодня пришел, кивком головы или даже «называя фамилии» здоровался с друзьями, обращался к ним с каким-нибудь смешным, но понятным остальной публике замечанием - и контакт с залом был установлен. Все писавшие о Балиеве, и в частности К. Станиславский, отмечают его незаурядную находчивость: быстрые и остроумные ответы на реплики зрителей, умение создавать атмосферу небывалой ранее свободы и непосредственности во взаимоотношениях между сценой и зрительным залом. Актеры молодого тогда Художественного театра сами были молоды, обладали большим запасом творческих сил, их переполняла энергия, они, не желая, расходовали себя на шутку, на озорство, блиставшее выдумкой, вкусом.

В театре устраивались «семейные» вечера, до краев переполненные весельем самого высокого вкуса, озаренного блистательным талантом. Вечера эти стали называться капустниками. Поначалу они были действительно только внутритеатральными, на них извне допускались лишь самые близкие друзья. Но так как все большее количество людей стремилось попасть на капустники, семейный круг разорвался, и они стали своеобразным видом эстрадного представления, своего рода шуточным концертом, уже не для себя, а для публики. На капустниках Художественного театра впервые появился совершенно новый персонаж эстрадного зрелища - конферансье. Обратимся к книге К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «В качестве конферансье на этих капустниках впервые выступил и блеснул талантом наш артист Н. Его неистощимое веселье, находчивость, остроумие - и в самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток - смелость, часто доходившая до дерзости, уменье держать аудиторию в своих руках, чувство меры, уменье балансировать на границе дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, уменье вовремя остановится, и дать шутке совсем иное, добродушное направление - все это делало из него интересную артистическую фигуру нового жанра». Станиславский мя жизнь в иск. Из капустников Художественного театра родился под руководством Н.

Балиева театр «Летучая мышь», а вслед за ним буквально посыпались театры этого типа. Программа « Летучей мыши » состояла из сцен, инсценировок и номеров. Непременным персонажем этого дробленого «действа», его стержнем и цементирующим элементом был конферансье Никита Балиев. Его новое по тем временам амплуа, равно как и «блестящий талант» влекли в «Летучую мышь» зрителей ничуть не меньше, чем во МХТ. Существовало одно обстоятельство, определявшее во многом своеобразие балиевского конферанса. Поскольку связь «Летучий мыши» с капустниками и актерскими забавами не была еще окончательно порвана, зал нового театра поначалу продолжал наполняться театральной и околотеатральной, то есть «своей» публикой. Еще недавно на капустниках этот зритель через минуту становился исполнителем, и все смеялись его выдумке и шутке, а затем возвращался с игровой площадки в зал и сам хохотал над очередным номером своих товарищей. В новом театре какое-то время граница, отделяющая сцену от зала, была стерта. Самое активное привлечение зрителей в происходящее на сценической площадке было непременным условием жанра. И вместе с тем - залогом всеобщего веселья, ради которого и ходили в этот театр.

Летописец «Летучий мыши» в юбилейном издании, выпущенном, к 10-летию театра, писал: «Каждый спускавшийся под свод оставлял в прихожей вместе с калошами печаль, снимал с себя вместе с пальто и заботы и как бы принимал обет быть в эти немногие ночные часы под крыльями «Летучий мыши» рыцарем смеха и остроумного веселья. Обязан был там, за порогом, оставить и обидчивость, способность уязвляться шуткою. Иначе рисковал быть изрядно изжаленным, потому что стрелы и шутки «мыши» были отточены очень остро и метко попадали в цель, хотя и спускались с тетивы веселой и ласковой рукою… Клубок шутки, начинавшейся на сцене, перебрасывался в подвал, потом назад на сцену и все больше и веселее запутывался, захватывая в свои нити все большее число актеров-зрителей». Конферансье способствовал тесному общению зала и сцены, исполнителей и зрителей. Но это была не единственная его функция. Представление, носившее мозаичный характер, нуждалось в стержне, в общем сюжетном движении, которое и осуществлял конферансье. Почти одновременно с «Летучей мышью» стали возникать во множестве другие театры подобного типа. Из лучших дореволюционных, кроме «Летучей мыши», стоит назвать «Кривое зеркало», в 20-х годах - такие, как «Свободный театр», «Вольная комедия», «Балаганчик», «Кривой Джимми»… Можно привести еще много названий, но какое бы имя не носили эти театры, какие бы программы ни показывали, главным в них был смех. Аккумулятором смеха и веселья на представлениях подобных театров был конферансье. Никита Балиев, по определению А.

Алексеева, «был конферансье-москвич, не московский конферансье, а именно конферансье-москвич; на сцену выходил розоволицый, широкоулыбчивый, упитанный, радостный жизнелюб, хозяин-хлебосол: москвич! Толстого о старом графе Ростове и станет, понятна генеалогия образа Балиева. Был ли он таким на самом деле? Другими словами, пользовался ли он «гримом души»? Еще точнее: выходил ли он перед публикой «как есть» или «ретушировал» свои свойства для создания определенного сценического образа? Вне всякого сомнения, что это было именно так. Тому достаточно подтверждений можно найти хотя бы в статьях, посвященных Балиеву. Как правило, они восторженны. Недовольство критиков Балиев вызывает тогда, когда в пикировке он излишне увлекается своим остроумием и ранит противников. Упреки он вызывает не только потому, что изменяет общей атмосфере легкого веселья - главному девизу «Летучей мыши».

И не только потому, что обижает человека, вступившего с ним в состязание, причем обижает не как равного, а как хозяин, забывший правило гостеприимства. Но главным образом потому, что выходит из образа, выходит из «маски», необходимой для его искусства. Второй зачинатель жанра, Константин Эдуардович Гибшман, конферировал в петербургском театре миниатюр «Кривое зеркало». В отличие от Балиева он создал маску конферансье робкого, растерянного, подавленного необходимостью выступать перед публикой. Его речь была невнятна, путана, прерывалась долгими томительными паузами. Номера объявлялись неясно, сбивчиво, с частым и как бы ненужным повторением одних и тех же слов. Движения оказывались удивительно неловкими, скованными, не соответствующие тому, о чем говорилось. Все, что делал и произносил Гибшман, воспринималось как чистая импровизация. Уныло повторяющиеся восклицания и продолжительное испуганное молчание трудно было принять за тщательно подготовленную роль. Между тем все вздохи, запинки, жесты, перепутанные реплики были заучены и воспроизводились с таким талантом и мастерством, так естественно, что зритель верил актеру.

Сам того, быть может, и, не подозревая, Гибшман создал своего рода пародию на первый, так сказать, массовый выпуск русских конферансье. А для выступающих в программе актеров Гибшман был хорош тем, что на фоне имитируемого им неумения их номера всегда выигрывали. Необходимость для конферансье вхождения в образ и отсюда самое близкое родство этой профессии с актерской блестяще подтверждает деятельность на эстраде Константина Гибшмана. В создании своего образа он пошел, что называется, от обратного. К тому времени, когда он вступил на эстраду, фигура конферансье стала на ней привычной, и характер конферансье стабилизировался. Это обязательно острослов, человек смелый, находчивый, иногда даже дерзкий - черты, ставшие привычными, дежурными для любого конферансье. В худших образцах положительные свойства превращались в отрицательные: свобода поведения - в развязность или даже наглость, остроумие - в пошлость. Можно себе представить, какое впечатление на этом фоне производила фигура крайне мешковатая, неловкая, нелепая - человек скованный, даже оторопевший от страха, явно вытолкнутый помимо его воли на просцениум, путающийся в складках занавеса, человек которому не повинуется ни мысль, ни язык! Отнюдь нет. Он был хорошим актером и до ухода на эстраду с успехом играл в театре, был острым, живым и далеко не робким человеком.

Для построения образа, который он принял на эстраде, Гибшман оттолкнулся от характерных особенностей своей внешности. Полный, с клоками волос, окаймлявших лысину, с большим ртом и глазами которые улыбка превращала в щелки, он усугубил свою неловкость, «неартистичность» и создал на их основе блестящий актерский образ - маску, наглядно подтвердив основу искусства конферансье - перевоплощение. К создателям конферанса в России также относятся Алексей Григорьевич Алексеев. Начал он свою деятельность в Одессе и Киеве, а с 1915 года выступал в Петроградских театрах миниатюр «Литейном театре» и «Павильоне де пари». Артист создал иронический образ столичного сноба, вставляющего в свою речь французские слова и фразы, и это нравилось публике. Все эти три выдающихся мастера русского конферанса обладали необходимой для данной профессии общей культурой. Балиев был прежде актером Художественного театра, Гибшман - инженером, Алексеев окончил юридический факультет Киевского университета, говорил на трех иностранных языках. Они знали, чем живет их публика, интересно подавали номера и хорошо помогали актерам. Дольше других сумел сохранить ведущее положение в своем жанре А. Между тем Алексеев сохранял свою популярность не только в качестве конферансье, но и как автор пьес, режиссер и художественный руководитель театра миниатюр «Кривой Джимми».

В конферансе Алексеева, как правило, преобладали внутритеатральные темы и пародии, остроумные пояснения к номерам. В его репризах интересно и неожиданно представала пестрая жизнь искусства 20-х годов. Однако современникам это уже начинало казаться недостаточным. Молодежь могла слушать известного артиста скорее с любопытством, чем с подлинным интересом. Конферансье, который выступал во фраке и, особенно с моноклем, то есть точно таким, каким он был в предреволюционном Петрограде, по выражению одного из рецензентов, казался «слишком бонтонным», другими словами - буржуазным. В отличие от москвича Н. Балиева истинным петербуржцем был А. В глазу у него поблескивал монокль». Конферансье обязательно должен был быть, как бы сродни залу, слепленным из той же плоти и духа. Черты современника, его облик он воплощал более броско, иногда, даже вплоть до еле уловимой пародийности.

Так, Балиев шагнул на просцениум из среды московской интеллигенции. Алексеев являл собой почти зеркальное отражение изысканного петербуржца - это был светский человек, знающий толк в утонченной шутке. Подобные фигуры попадались на улице, в салонах, в театрах и на литературных вечерах. Только облик, созданный Алексеевым, был очень тонко приправлен пародийностью. Осуществляя связь сцены и зала, конферансье не мог не обладать обостренным чувством современности во всем - в мышлении, в шутках и внешнем облике. Малейшее отставание одного из этих компонентов чревато было отрывом от аудитории, ее равнодушием, а иногда ироническим отношением. Именно в этом смысле можно говорить об изменении образа конферансье. Особенно ярко проявлялось это постоянная пристройка к аудитории и соответственно перестройка образа в периоды, когда состав зала радикально менялся. Так, с революцией «светский» петербуржец, созданный А. Алексеевым, канул в прошлое, подобные люди исчезли из жизни, их уже не было в зале, а новый зритель , который заполнил ряды кресел, увидев его на просцениуме, категорически отверг.

Алексеев, - в Англии премьер-министром был Чемберлен, злейший враг советского народа. На всех карикатурах и плакатах его рисовали с моноклем, часто увеличенным для броскости рисунка. Да и других буржуев, «героев» Антанты, военных и штатских, изображали с моноклями, так что это стеклышко стало почти эмблемой контрреволюции. А мне это в голову не приходило, и я продолжал появляться на сцене с моноклем. В 1926-ом году в Харькове был какой-то грандиозный концерт. Когда я сказал что-то смешное, вдруг с галерки послышался молодой задорный голос: Браво, Чемберленчик! И раздался общий смех. Но это уже смеялись не остроте Алексеева, а подняли на смех самого Алексеева. Вот что бывает, когда хотя бы в мелочи теряешь в театре ощущение времени, эпохи! Конечно, в этот же день монокль был сдан в архив!

Они открыли плеяду блистательных мастеров этого жанра. За ними последовали К. Гибшман, А. Менделеевич, П. Муравский, позже М.

Кто такой конферансье. История и традиции искусства конферансье и академического ведущего

Взаимодействие с участниками. Конферансье поддерживает активное взаимодействие с участниками мероприятия, задавая вопросы, организовывая игры и конкурсы, а также решая возникающие вопросы. Контроль времени. Конферансье следит за соблюдением расписания и контролирует время выступлений и перерывов, чтобы мероприятие проходило эффективно и без задержек. Активизация аудитории. Конферансье старается вовлечь аудиторию в мероприятие, позволяя им задавать вопросы, высказываться, участвовать в дискуссиях и делать свои предложения. Координация работы команды. Конферансье взаимодействует и координирует работу других участников команды мероприятия, таких как звукорежиссеры, осветители, технический персонал и т.

Конферансье играет важную роль в успехе мероприятия, обеспечивая его гармоничность, интересность и зрительскую вовлеченность. Оцените статью.

Профессия конферансье тогда требовала импровизации, молниеносной реакции и, конечно, блистательного остроумия, ибо зрители активно втягивались в игру и не молчали. Среди публики попадались опытные остроумцы. Приводить примеры остроумия более чем полувековой давности, да еще родившегося к случаю, в определенной ситуации и атмосфере, не имеет смысла. Но образец находчивости конферансье привести стоит, он поучителен. Остроумие - это, конечно, дар природы, но, как и всякий талант, оно требует развития, воспитания, тренировки. Точно так же и находчивость.

Тугодумам равно как и людям с органическими пороками речи не стоит выбирать профессию ведущего или конферансье. Но раскрепостить свой природный дар можно, нужно, необходимо. И тут удачные образцы - верные помощники. Алексеев вспоминает, что во времена нэпа не самую лучшую часть зала составляли повылезшие невесть из каких укрытии различные дельцы, часто с большим капталом, но с весьма малым запасом культуры. Один из таких посетителей верхом остроумия счел парировать шутку криком «сволочь». Это привело в замешательство даже такого опытного конферансье, каким был А. В это время директор театра… прибежал за кулисы: «Дайте свет в зал! Я тут же повернулся к сцене и сказал: «Не надо, погасите, я не хочу видеть то, что слышал!

Оставлять за собой последнее и «неперешибаемое», непререкаемое слово в словесных поединках было блестящим свойством, неотъемлемым условием профессии конферансье. Эстрадные легенды сохранили немало сказаний о славных победах, неотразимых ответах, неумирающих остротах. Конферансье «первого призыв» отличались яркими индивидуальностями. Каждый являл собой на эстраде определенный образ с подчеркнутой характерностью. Поражавшая в прежних конферансье способность молниеносной и победоносной конрреплики была плодом не только таланта, культуры, но, как и в каждой профессии, обязательно работы, тренажа, впитывания чужого опыта. Многие конферансье и том числе А. Алексеев считают лучшим своим учителем Владимира Маяковского. Рассказы о том, как поэт разговаривал с аудиторией, как намертво сражал своих противников, стали хрестоматийными, многие его остроты и реплики вошли в наш обиход, как поговорки.

Обязательное для конферансье перевоплощение в определенный сценический образ. Щербакова концерт и его вед. Да, искусство конферансье изначала было присуще и необходимо внутреннее перевоплощение, внутренняя перестройка и «подстройка» в постоянный образ. Поведение его в этом образе зависело от состава публики и от самых различных ситуаций , часто неожиданных. Так первые конферансье конструировали свой образ из собственного «материала», подчеркивая данные им характером и жизнью свойства. Итак, исследователи конферанса не только ощущали необходимость «развести» близкие по целому ряду признаков профессии конферансье и ведущего, но и предпринимали некоторые попытки в этом направлении. Щербакова начинает поиск знаков отличия этих близких по роду деятельности профессий в их происхождении. Но дело не только в дате рождения, - пишет она.

Ну, что же, дата рождения конферансье нам известна - 24 февраля 1908 года. А когда же вышел на концертную площадку ведущий? В свою очередь отмечаем, что ведущий с др. В 20-х годах в Большом зале Московской консерватории непременным участником концертов стал В. Это был один из первых представителей отряда ведущих, впоследствии столь распространенного. По воспоминаниям посетителей Большого зала тех лет В. Про обозначался в афишах и программах концерта. Он входил строго одетый, сдержанный и подтянутый, несколько официального вида, останавливался в центре сцены, снимал пенсне, долго его протирал, оглядывался на зал и произносил: «Лист.

Соната h-moll ». И уходил. Его сменял исполнитель. Конечно, случайность, что В. Про не был актером, но в ней заложена закономерность. Тот тип концерта, который он представлял, требовал грамотности и корректности, не более. Подведем первый небольшой итог поисков различий в происхождении конферансье и ведущего. Конферансье возник из капустников и шутки и провел свою «юность» в театрах-кабаре.

Смех и конферансье были и остаются синонимами. Первые конферансье вышли из актерских рядов. Первые ведущие появились на концертах сугубо серьезных, филармонических. Смех здесь был неуместен. Единственной его обязанностью было четко и верно произнести имя исполнителя и названия произведения. Но очень скоро концертная деятельность в стране стала бурно расширяться. Филармония и другие концертные организации взяли на себя функции не только и не столько развлекательные, сколько образовательные. Концертная работа, особенно в плане филармоническом, сомкнулась с лекционной.

В тематических концертах и концертах для детей и юношества, а так же устных журналах тесно переплетаются цели искусства с целями познавательными. Все это заставило ведущих больше «разговаривать» со слушателями и, казалось бы, сблизило их с конферансье, однако ведущего никто не обязывал и не обязывает по сей день веселить публику. Конферансье же, не развлекший зал не оправдал ожидания, не выполнил свою работу. Казалось бы, небольшое различие - «веселить» и «информировать», объявляя номера, - на самом деле размежевало эти две профессии. В дальнейшем они пошли на некоторое сближение, но не слились. С развитием концертной жизни стало быстро расширяться и сфера деятельности ведущих. Далеко позади, остался тот короткий начальный период , когда ведущий был только «озвученной» печатной программой. Чем разнообразнее, разнохарактернее становились концерты, тем шире раздвигались рамки этой профессии.

К филармоническим симфоническим и камерным концертам прибавились тематические, смешанные, детские, устные журналы. В них выступают, как правило, ведущие. Многие из этих концертов требуют не одной лишь информации, но расширенного общения со слушателями. С другой стороны, претерпело сильные изменения и искусства конферанса. Появилось оно, и достигла расцвета как веселая коммуникация между сценой и залом, как яркий, но обязательно подчиненный ходу концертного представления, его номерам жанр. Приблизительно с конца сороковых и в начале пятидесятых годов, с уходом конферансье старой школы традиция эта сломалась. Искусство конферанса приблизилось к так называемому разговорному или к иным концертным жанрам. Пребывание современного конферансье на сцене, в сущности, имеет две разграниченные функции: исполнение собственного номера-репризы, то есть юмористического рассказа, фельетона, анекдота, смешной бытовой сценки или иного вида концертного выступления, и несвязанное с этим объявление следующего артиста.

Объявление номеров будто вынесено за скобки и выявляется как попутная функция конферансье. Есть даже великолепный конферансье-фокусник. Он мило разговаривает с публикой, объявляет номера, но это побочные обязанности, сопутствующие главному делу - длинному по метражу номеру с фокусами который он блестяще показывает. Поэтому говорить о перевоплощении современных конферансье в определенный образ для объявления, преподнесение номеров, можно с большими оговорками. Из конферанса почти совсем ушел обмен репликами с залом, ушла импровизация. Конферансье сегодня - принадлежность концертов эстрадных, развлекательных. Все остальные ведет и во многих «разговаривает» ведущий. Повторяем, демаркационная линия между этими профессиями сохраняется.

Веселить и информировать - эти отправные пункты проложили между ними гибкую, но не стершуюся грань. Если не осведомленный в профессиональных терминах человек путает названия «ведущий» или «конферансье», то на сцене он отличит одного от другого. Непохожа манера держать себя на сцене, произносить имена исполнителей, названия произведений, «жить» в концерте. Цель - веселье и информация - определила единый стержневой признак, который до сих пор отличает конферансье от ведущего. В каком плане можно говорить о совпадении этих профессий сегодня, беря во внимание то направление, которое принял конферанс? Когда конферансье «ведет» концерт, он делает тоже, что и ведущий. Когда он «выступает в концерте» с номером, то вступает в соревнование с остальными исполнителями. О правомочности такого положения вещей идут свои споры.

Но это уже внутренние проблемы данного жанра. Нас же интересует другое --- где дело конферансье пересекается с делом ведущего? Для этого приходится опираться на прошлое искусство конферанса, когда, по словам А. Алексеева, конферансье «…не демонстрировал зрителей своего умения, а конферировал, т. И ведущий и конферансье знакомят публику с выступающими артистами, с исполняемыми произведениями. Они связывают номера в единое целое и являются «стержнем», скрепляющим дробленное концертное действие. Они «преподносят номера». У ведущих это называется «аннотировать».

Прежним конферансье, а в целом ряде концертов и сегодняшним ведущим приходится вести живой разговор со слушателями и отвечать на реплики из зала. И для «аннотации», а особенно для мгновенных у ведущего, разумеется, не в плане острот ответов требуется владение словом и импровизацией. Ведущий, как и конферансье, должен быть сродни залу, обладать чувством современности в образе мышления, склада речи, манеры поведения, костюма - всего внутреннего и внешнего облика. Ведущий, как и конферансье, а может и больше из-за того, что концерты, в которых он участвует, бывают разнообразными по характеру, по стилю , должен «подстраиваться» под данный концерт, улавливать состав настроение своей аудитории. В этом смысле «амплитуда» ведущего не сравнимо больше - от симфонических и камерных концертов до развлекательных. И, наконец, самое главное, ведущий должен заимствовать у своего старшего родственника - конферансье умение создать собственный сценический образ. Успех концерта во многом зависит от того, кто будет конферировать, т. В чем же сложность конферанса?

Прежде всего, в его смысловом, идейном звучании. Если в прочих разговорных номерах в сценках, куплетах, фельетонах, рассказах сравнительно просто установить идейную, смысловую направленность, то конферанс в этом плане представляет дополнительные трудности. На протяжении концерта конферансье принужден говорить на самые различные темы. К тому же артисту, ведущему концерт, наряду с исполнителем подготовленного авторского текста приходится импровизировать. А это требует от него большого таланта, политического чутья, вкуса. Искусство это редкое и почти не имеет аналогий в других артистических специальностях. К тому же до сих пор встречаются противники, доказывающие ненужность и даже вредность профессионального ведения концерта. Самое назначение конферанса в концерте можно свести к следующим задачам: объединить разрозненные, разнохарактерные номера программы в единое целое; помочь аудитории лучше понять и оценить исполнение отдельных номеров концерта; установить живое общение между зрителями и артистами; дать между исполняемыми номерами необходимую разрядку вниманию зрителей; заполнить паузы, которые возникают в течение концерта.

Разнообразие концертной программы всегда доставляет зрителю удовольствие. Однако каждому хочется ощутить логическую взаимосвязь между номерами. Иногда постигнуть ее затруднительно. Это вызывает у аудитории неудовлетворенность, часто даже неосознанную, но мешающую полноценному восприятию концерта. Иное дело если в паузах появляется человек, поясняющий последовательность номеров программы. Достаточно сказать зрителям: « Вы сейчас прослушали художественное чтение, а теперь, чтобы не утомлять Вас однообразием, мы предлагаем вашему вниманию музыкальный номер «, чтобы зрители доброжелательно встретили исполнителя следующего номера. Самый факт появления ведущего как бы говорит аудитории о том, что есть кто-то, кто учитывает ее запросы и заботится о ходе всего концерта. Также, на долю конферансье падает забота о соблюдении ритма концерта.

Ведь в драматическом спектакле существует раз и навсегда установленные путем многих репетиций единый ритмический рисунок, который выполняют все участники. На эстраде у каждого номера свой ритм. И именно конферансье обязан следить, чтобы ритмы отдельных номеров чередовались с пользой для концерта в целом; чтобы перерывы между номерами не обращались в провалы. Своими анонсами и квалифицированными, конкретными и четкими объяснениями номеров ведущий помогает и артисту и зрителю. Никакая афиша, никакая программа никогда не заменят речи ведущего. Не только словами, но и жестами, интонацией он может подчеркнуть в анонсе все существенное, все наиболее выгодное для исполнителей и наиболее интересное зрителям. Конферансье - представитель артистов перед аудиторией. От него во многом зависит степень художественного воздействия концерта на зрителя.

Живое общение исполнителей со зрительным залом значительно улучшает восприятие концерта, помогает созданию успеха артистов.

И, Качалов, О. Книппер, И. Москвин, Л. Сулержицкий, В. Лужский, играл С. Организатором этого театра вместе с Н. Одни и те же актеры МХТ то выступали на сцене в подвале дома в Гнездниковском переулке, то в качестве зрителей смотрели йа сцену из зала. Вот эта «фигура» и получила название конферансье, а сам «новый у нас жанр» стал называться конферансом. Итак подведем некоторые итоги.

И еще: «Задача конферанса... Ну что ж, Сергей Юрьевич, спасибо вам за сообщение, и всего доброго». Это тоже своеобразный конферанс. Может быть, так всегда бывает в воскресное утро? Жванец-кого: «Я не пишу юмор, — говорит он, — я пишу жизнь». Полагаю, что каждый хороший артист разговорного жан- 1 С м и р и о в-С о к о л ь с к и й Н. Но ведь Н. Гаркави — конферансом, а Л. Миров — интермедиями, сценками и миниатюрами... При чем же здесь монолог?

Ефим Шифрин, таким образом, продолжает традиции своих замечательных предшественников. В этом смысле показательно название его моноспектакля «Я хотел бы сказать... Вог в этом и заключается мастерство артиста разговорного жанра, —полностью «присвоив» различные произведения, объединить их своей индивидуальностью, сделать своим монологом. Такого же превосходного результата добился артист театра им. Все, что вы будете исполнять с эстрады,— должно стать вашим монологом. Более того, ваши слова должны рождаться как бы в ответ на предполагаемые реплики зрителей. Ваш монолог должен по существу стать диалогом, несмотря на то, что собеседники — зрители молчат, не отвечают вслух. Монолог «от себя» — более исповедальный, он дает ак-"iepy больше возможностей для раскрытия его внутреннего мира. Если вы исполняете монолог «от себя», не старайтесь что-то изображать, казаться не таким, каковы вы есть на самом деле. Идите от себя — такого, какой вы в жизни, будьте естественны, будьте самим собой.

Только в этом случае вы будете особенны, ни на кого не похожи. Очень хорошо сказал Булат Окуджава: «... Когда человеку есть что сказать с эстрады, тогда он легко находит контакт с залом, чувствует аудиторию. И надо эту задачу выполнять»1. Может быть, я никогда не бываю так искренен, как именно в тот момент, когда я артист»2. И не декларированная позиция, не придуманная и надетая на себя, как концертный костюм, а подлинная. В монологе В. Биллевича и В. Николенко «Занесите, мистер Гиннес! А Жан Пьер Батистон из Монреаля разбежался, как следует, и плюнул дальше всех: еще рекорд!...

Цифры, рекорды, еще, еще!.. Занесите эти цифры в свою книгу, мистер Гиннес!.. Вы, наверно, забыли о 50 миллионах жизней, оборвавшихся во второй мировой войне!

Но сходство этих явлений не может быть простой случайностью и говорит о том, что издавна существовала потребность какого-то соединительного звена между зрителем и сценой. Народные гулянья начались еще в 18 веке, но в 19 веке, они становятся, особенно популярны. На рождестве - «гулянья под горами», на масленицу и пасху - «под качелями». Современники оставили описание таких гуляний «…В течение недели толпы народа ежедневно стекаются к качелям, воздвигнутым на площадях. Еще издали привлекаемый турецкими барабанами и шумной музыкой странствующих комедиантов, канатных плясунов и других различного рода актеров народ спешит на площадь, чтобы погулять возле качелей… Несколько музыкантов, предводительствуемых паяцами, размещаются на балконе и на верхней площадке этой своеобразной карусели и таким образом оказываются в центре общего круговорота. В ближайшем соседстве - подмостки комедиантов, особенно привлекающих народ острыми, хотя и грубоватыми шутками». На этих паяцах, или, как их называли в народе, «карусельных дедах», нам следует остановиться особо, ибо они прямые предки современных конферансье и ведущих.

Добавим - и броский. В пестром многолюдстве гуляний надо было останавливать на себе взгляды. Появление на балконе качелей фигуры в этом наряде служило сигналом начала веселых речей, всяческого балагурства, шуток и прибауток. На обязанности «карусельного деда» было и объявление «номеров». Вот как это происходило: «Побалагурив… «дед» внезапно хлопал себя по лбу, точно вспомнив что-либо, торопливо исчезал и выводил трех танцорок. Представив их публике и чаще всего довольно откровенно побалагурив на их счет, «дед» принимался отплясывать с ними…» 3русск. Шапировский, беря за основу буквальный перевод с французского «конферансье-докладчик», пишет о том, что в ХIХ веке, такие «докладчики», легкие на забавное летучее слово, колкий, но беззлобный выпад, импровизированный каламбур, являлись завсегдатаями литературно-художественных кафе. В таких кафе встречались поэты, художники, музыканты. Бочонок, табуретка, стул, стол - и импровизационная эстрада готова. Вскочив на нее, подбивая окружающих на выступления, он становится «дирижером» словоохотливой компании, подхватывающим на лету «прыгающий» разговор, хозяином вечера, веселым «докладчиком» - конферансье».

Смирнов-Сокольский в своем докладе «Об искусстве конферанса», находит исторические истоки конферанса в итальянском театре эпохи Возрождения и считает, что маски комедии дель арте, их работа в спектакле в сущности, тоже работа конферансье. Еще один источник есть у современного конферансье, концерт - театр. С конца 18 века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов - любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий из опер или танцев из балетов. Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только из идущих спектаклей. В середине 20-х годов 19 века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах , главным образом в Александринском в Петербурге и Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте, перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. В антрактах выступали самые знаменитые актеры того времени. Великий Щепкин вынес на них свои устные рассказы. Он же первый стал читать перед занавесом произведения Пушкина и Шевченко, басни Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты.

Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров. Выделялись и выносились на просцениум лучшие, наиболее удавшиеся артисту монологи, куплеты и другие фрагменты ролей. И этот естественный отбор постепенно превращался в новую форму искусства - концерт. Вряд ли многие знают сейчас, что слово «вокзал», связанное у нас со встречами и отъездами, лязгом колес и волнующими запахами путешествия, закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства и притом искусства эстрадного. В 18 веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, сочетавшие в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами наименование «вокзал» перешло к нам от лондонского Вокзала, наиболее раннего из известных столичных увеселительных предприятий подобного типа. Первые поезда в России начали ходить между Петербургом и Павловском. На станции Павловска был построен концертный и танцевальный зал и эстрада - излюбленное место развлечения жителей столицы - так называемый Павловский музыкальный вокзал. А так как это было и место отправки поездов, то со временем слово «вокзал» потеряло свой первоначальный смысл. С сороковых годов 19 века, кроме Павловского вокзала в Петербурге, большой популярностью пользовался так называемый «Сад искусственных минеральных вод», или сад Излера. В Москве аналогичным заведением был Летний театр в Нескучном саду на той территории, где сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха имени Горького , а затем затмивший его Петровский парк.

Эти сады стали местом отдыха горожан, в них процветали разные виды эстрадного искусства. Первого конферансье, знаменитого Никиту Балиева, дал русской эстраде Художественный театр. Он объявлял и комментировал номера в своем театре, рассказывал публике о многих интересующих ее вещах и, вроде бы непоследовательно перескакивая с темы на тему, создавал впечатление, будто сказанное сегодня сымпровизировано только что и вовсе не обязательно будет повторено завтра. Выходя к рампе, Балиев всматривался в сидящих за столами, чтобы узнать, кто сегодня пришел, кивком головы или даже «называя фамилии» здоровался с друзьями, обращался к ним с каким-нибудь смешным, но понятным остальной публике замечанием - и контакт с залом был установлен. Все писавшие о Балиеве, и в частности К. Станиславский, отмечают его незаурядную находчивость: быстрые и остроумные ответы на реплики зрителей, умение создавать атмосферу небывалой ранее свободы и непосредственности во взаимоотношениях между сценой и зрительным залом. Актеры молодого тогда Художественного театра сами были молоды, обладали большим запасом творческих сил, их переполняла энергия, они, не желая, расходовали себя на шутку, на озорство, блиставшее выдумкой, вкусом. В театре устраивались «семейные» вечера, до краев переполненные весельем самого высокого вкуса, озаренного блистательным талантом. Вечера эти стали называться капустниками. Поначалу они были действительно только внутритеатральными, на них извне допускались лишь самые близкие друзья.

Но так как все большее количество людей стремилось попасть на капустники, семейный круг разорвался, и они стали своеобразным видом эстрадного представления, своего рода шуточным концертом, уже не для себя, а для публики. На капустниках Художественного театра впервые появился совершенно новый персонаж эстрадного зрелища - конферансье. Обратимся к книге К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «В качестве конферансье на этих капустниках впервые выступил и блеснул талантом наш артист Н. Его неистощимое веселье, находчивость, остроумие - и в самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток - смелость, часто доходившая до дерзости, уменье держать аудиторию в своих руках, чувство меры, уменье балансировать на границе дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, уменье вовремя остановится, и дать шутке совсем иное, добродушное направление - все это делало из него интересную артистическую фигуру нового жанра». Станиславский мя жизнь в иск. Из капустников Художественного театра родился под руководством Н. Балиева театр «Летучая мышь», а вслед за ним буквально посыпались театры этого типа. Программа « Летучей мыши » состояла из сцен, инсценировок и номеров. Непременным персонажем этого дробленого «действа», его стержнем и цементирующим элементом был конферансье Никита Балиев.

Его новое по тем временам амплуа, равно как и «блестящий талант» влекли в «Летучую мышь» зрителей ничуть не меньше, чем во МХТ. Существовало одно обстоятельство, определявшее во многом своеобразие балиевского конферанса. Поскольку связь «Летучий мыши» с капустниками и актерскими забавами не была еще окончательно порвана, зал нового театра поначалу продолжал наполняться театральной и околотеатральной, то есть «своей» публикой. Еще недавно на капустниках этот зритель через минуту становился исполнителем, и все смеялись его выдумке и шутке, а затем возвращался с игровой площадки в зал и сам хохотал над очередным номером своих товарищей. В новом театре какое-то время граница, отделяющая сцену от зала, была стерта. Самое активное привлечение зрителей в происходящее на сценической площадке было непременным условием жанра. И вместе с тем - залогом всеобщего веселья, ради которого и ходили в этот театр. Летописец «Летучий мыши» в юбилейном издании, выпущенном, к 10-летию театра, писал: «Каждый спускавшийся под свод оставлял в прихожей вместе с калошами печаль, снимал с себя вместе с пальто и заботы и как бы принимал обет быть в эти немногие ночные часы под крыльями «Летучий мыши» рыцарем смеха и остроумного веселья. Обязан был там, за порогом, оставить и обидчивость, способность уязвляться шуткою. Иначе рисковал быть изрядно изжаленным, потому что стрелы и шутки «мыши» были отточены очень остро и метко попадали в цель, хотя и спускались с тетивы веселой и ласковой рукою… Клубок шутки, начинавшейся на сцене, перебрасывался в подвал, потом назад на сцену и все больше и веселее запутывался, захватывая в свои нити все большее число актеров-зрителей».

Конферансье способствовал тесному общению зала и сцены, исполнителей и зрителей. Но это была не единственная его функция. Представление, носившее мозаичный характер, нуждалось в стержне, в общем сюжетном движении, которое и осуществлял конферансье. Почти одновременно с «Летучей мышью» стали возникать во множестве другие театры подобного типа. Из лучших дореволюционных, кроме «Летучей мыши», стоит назвать «Кривое зеркало», в 20-х годах - такие, как «Свободный театр», «Вольная комедия», «Балаганчик», «Кривой Джимми»… Можно привести еще много названий, но какое бы имя не носили эти театры, какие бы программы ни показывали, главным в них был смех. Аккумулятором смеха и веселья на представлениях подобных театров был конферансье. Никита Балиев, по определению А. Алексеева, «был конферансье-москвич, не московский конферансье, а именно конферансье-москвич; на сцену выходил розоволицый, широкоулыбчивый, упитанный, радостный жизнелюб, хозяин-хлебосол: москвич! Толстого о старом графе Ростове и станет, понятна генеалогия образа Балиева. Был ли он таким на самом деле?

Другими словами, пользовался ли он «гримом души»? Еще точнее: выходил ли он перед публикой «как есть» или «ретушировал» свои свойства для создания определенного сценического образа? Вне всякого сомнения, что это было именно так. Тому достаточно подтверждений можно найти хотя бы в статьях, посвященных Балиеву. Как правило, они восторженны. Недовольство критиков Балиев вызывает тогда, когда в пикировке он излишне увлекается своим остроумием и ранит противников. Упреки он вызывает не только потому, что изменяет общей атмосфере легкого веселья - главному девизу «Летучей мыши». И не только потому, что обижает человека, вступившего с ним в состязание, причем обижает не как равного, а как хозяин, забывший правило гостеприимства. Но главным образом потому, что выходит из образа, выходит из «маски», необходимой для его искусства. Второй зачинатель жанра, Константин Эдуардович Гибшман, конферировал в петербургском театре миниатюр «Кривое зеркало».

В отличие от Балиева он создал маску конферансье робкого, растерянного, подавленного необходимостью выступать перед публикой. Его речь была невнятна, путана, прерывалась долгими томительными паузами. Номера объявлялись неясно, сбивчиво, с частым и как бы ненужным повторением одних и тех же слов. Движения оказывались удивительно неловкими, скованными, не соответствующие тому, о чем говорилось. Все, что делал и произносил Гибшман, воспринималось как чистая импровизация. Уныло повторяющиеся восклицания и продолжительное испуганное молчание трудно было принять за тщательно подготовленную роль. Между тем все вздохи, запинки, жесты, перепутанные реплики были заучены и воспроизводились с таким талантом и мастерством, так естественно, что зритель верил актеру. Сам того, быть может, и, не подозревая, Гибшман создал своего рода пародию на первый, так сказать, массовый выпуск русских конферансье. А для выступающих в программе актеров Гибшман был хорош тем, что на фоне имитируемого им неумения их номера всегда выигрывали. Необходимость для конферансье вхождения в образ и отсюда самое близкое родство этой профессии с актерской блестяще подтверждает деятельность на эстраде Константина Гибшмана.

В создании своего образа он пошел, что называется, от обратного. К тому времени, когда он вступил на эстраду, фигура конферансье стала на ней привычной, и характер конферансье стабилизировался. Это обязательно острослов, человек смелый, находчивый, иногда даже дерзкий - черты, ставшие привычными, дежурными для любого конферансье. В худших образцах положительные свойства превращались в отрицательные: свобода поведения - в развязность или даже наглость, остроумие - в пошлость. Можно себе представить, какое впечатление на этом фоне производила фигура крайне мешковатая, неловкая, нелепая - человек скованный, даже оторопевший от страха, явно вытолкнутый помимо его воли на просцениум, путающийся в складках занавеса, человек которому не повинуется ни мысль, ни язык! Отнюдь нет. Он был хорошим актером и до ухода на эстраду с успехом играл в театре, был острым, живым и далеко не робким человеком. Для построения образа, который он принял на эстраде, Гибшман оттолкнулся от характерных особенностей своей внешности. Полный, с клоками волос, окаймлявших лысину, с большим ртом и глазами которые улыбка превращала в щелки, он усугубил свою неловкость, «неартистичность» и создал на их основе блестящий актерский образ - маску, наглядно подтвердив основу искусства конферансье - перевоплощение. К создателям конферанса в России также относятся Алексей Григорьевич Алексеев.

Начал он свою деятельность в Одессе и Киеве, а с 1915 года выступал в Петроградских театрах миниатюр «Литейном театре» и «Павильоне де пари». Артист создал иронический образ столичного сноба, вставляющего в свою речь французские слова и фразы, и это нравилось публике. Все эти три выдающихся мастера русского конферанса обладали необходимой для данной профессии общей культурой. Балиев был прежде актером Художественного театра, Гибшман - инженером, Алексеев окончил юридический факультет Киевского университета, говорил на трех иностранных языках. Они знали, чем живет их публика, интересно подавали номера и хорошо помогали актерам. Дольше других сумел сохранить ведущее положение в своем жанре А. Между тем Алексеев сохранял свою популярность не только в качестве конферансье, но и как автор пьес, режиссер и художественный руководитель театра миниатюр «Кривой Джимми». В конферансе Алексеева, как правило, преобладали внутритеатральные темы и пародии, остроумные пояснения к номерам. В его репризах интересно и неожиданно представала пестрая жизнь искусства 20-х годов. Однако современникам это уже начинало казаться недостаточным.

Молодежь могла слушать известного артиста скорее с любопытством, чем с подлинным интересом. Конферансье, который выступал во фраке и, особенно с моноклем, то есть точно таким, каким он был в предреволюционном Петрограде, по выражению одного из рецензентов, казался «слишком бонтонным», другими словами - буржуазным. В отличие от москвича Н. Балиева истинным петербуржцем был А. В глазу у него поблескивал монокль». Конферансье обязательно должен был быть, как бы сродни залу, слепленным из той же плоти и духа. Черты современника, его облик он воплощал более броско, иногда, даже вплоть до еле уловимой пародийности. Так, Балиев шагнул на просцениум из среды московской интеллигенции. Алексеев являл собой почти зеркальное отражение изысканного петербуржца - это был светский человек , знающий толк в утонченной шутке. Подобные фигуры попадались на улице, в салонах, в театрах и на литературных вечерах.

Только облик, созданный Алексеевым, был очень тонко приправлен пародийностью. Осуществляя связь сцены и зала, конферансье не мог не обладать обостренным чувством современности во всем - в мышлении, в шутках и внешнем облике. Малейшее отставание одного из этих компонентов чревато было отрывом от аудитории, ее равнодушием, а иногда ироническим отношением. Именно в этом смысле можно говорить об изменении образа конферансье. Особенно ярко проявлялось это постоянная пристройка к аудитории и соответственно перестройка образа в периоды, когда состав зала радикально менялся. Так, с революцией «светский» петербуржец, созданный А. Алексеевым, канул в прошлое, подобные люди исчезли из жизни, их уже не было в зале, а новый зритель , который заполнил ряды кресел, увидев его на просцениуме, категорически отверг. Алексеев, - в Англии премьер-министром был Чемберлен, злейший враг советского народа. На всех карикатурах и плакатах его рисовали с моноклем, часто увеличенным для броскости рисунка. Да и других буржуев, «героев» Антанты, военных и штатских, изображали с моноклями, так что это стеклышко стало почти эмблемой контрреволюции.

А мне это в голову не приходило, и я продолжал появляться на сцене с моноклем. В 1926-ом году в Харькове был какой-то грандиозный концерт. Когда я сказал что-то смешное, вдруг с галерки послышался молодой задорный голос: Браво, Чемберленчик! И раздался общий смех. Но это уже смеялись не остроте Алексеева, а подняли на смех самого Алексеева. Вот что бывает, когда хотя бы в мелочи теряешь в театре ощущение времени, эпохи! Конечно, в этот же день монокль был сдан в архив! Они открыли плеяду блистательных мастеров этого жанра. За ними последовали К. Менделеевич, П.

Муравский, позже М. Гаркави и многие другие. Конферансье были теми, кто, как опытные кулинары, приправляли представления нужными дозами соли, перца и пряностей, делая тесную связь сцены и зала еще теснее. Публика в подобных театрах, так уж повелось от прародителя - капустника, была активно втянута в представление. Реплики неслись не только со сцены в зал, но и из зала на сцену, а точнее - на авансцену, к конферансье. Профессия конферансье тогда требовала импровизации, молниеносной реакции и, конечно, блистательного остроумия, ибо зрители активно втягивались в игру и не молчали. Среди публики попадались опытные остроумцы. Приводить примеры остроумия более чем полувековой давности, да еще родившегося к случаю, в определенной ситуации и атмосфере, не имеет смысла.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий