И хотя митрополиты чаще всего предлагались Великими князьями и царями Российскими, всё же утверждались они Константинопольским патриархом. Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет.
Начало династии Романовых
Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима».
Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях.
Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание.
Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его.
Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь.
В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз. За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери.
Васнецова, В. Вернадского, Н. Гумилёва, С.
Дягилева, Н. Жуковского, А. Куприна, О. Мандельштама, Д. Мережковского, И. Мечникова, К.
В царствование Михаила Фёдоровича продолжилось освоение земель в Восточной Сибири, построены остроги Енисейск 1619 , Красноярск 1628 , Якутск 1632 , направлялись экспедиции за ясаком в Приамурье 1643—1646. В 1630-х гг. Виниус , его брат Авраам и Е. Вилконс Ю. Виллекен построили первые в Русском государстве железоделательные предприятия — Городищенские заводы. При Михаиле Фёдоровиче было восстановлено и получило дальнейшее развитие книгопечатание, на Печатном дворе в Москве возобновил работу в 1613 издано несколько сотен книг, среди них — Евангелия, жития святых, а также азбуки В. Бурцова — «Начальное учение человеком…» 1634; 2-е издание — 1637. Возобновлено каменное церковное и светское строительство: возведены церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рубцово близ Москвы ныне в черте города [1619—1626; храм сооружён в память о победе над польско-литовскими войсками, 1 11 октября 1618, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы , штурмовавшими Москву] и во имя Святителя Николая Чудотворца Николы Надеина в г. Ярославль 1620—1622 , Теремной дворец в Московском Кремле 1635—1636; отделка завершена в 1637 , в московском Новоспасском в честь Преображения Господня мужском монастыре — церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» над родовой усыпальницей Романовых конец 1610-х — 1620-е гг. Михаил Фёдорович делал крупные вклады в храмы и монастыри книги, церковная утварь и др. Внешнеполитические мероприятия после 1619 г. Во 2-й половине 1620-х — начале 1630-х гг. Успешно начатая Смоленская война 1632—1634 гг. Во 2-й половине 1630-х гг. Однако в 1642 г. С 1642 г. Михаил Фёдорович вёл переговоры с датским королём Кристианом IV о заключении брака между их детьми — царевной Ириной Михайловной и королевичем Вальдемаром Кристианом, в ходе которых обещал Вальдемару в случае его женитьбы чрезмерные пожалования Суздаль, Ярославль, а также, возможно, Новгород и Псков в качестве удела. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Демут-Малиновский ; разрушен в 1918.
Это не единственное любопытное событие того года. Многие знают историю костромского крестьянина Ивана Сусанина , спасшего Михаила от польских убийц ценой своей жизни. Юный царь не был самостоятельным правителем. Власть снова оказалась в руках представителей знатных родов, и в первую очередь, своих же Романовых. В первые годы правления большое влияние на сына оказывала мать, инокиня Марфа. С этого момента именно Филарет становится реальным главой России. Государственные грамоты подписывались одновременно и от имени царя, и от имени владыки церкви. В это время заключаются мирный договор со Швецией и перемирие с Польшей, Русь отстояла свою независимость. Избрание Михаила Романова на царство. От молодого Михаила Фёдоровича срочно требовалось наплодить детей и создать династию, чтобы не повторилось состояние безвластия. В 1616 году, когда царю исполнилось 20 лет, был объявлен смотр невест. Мать Михаила, инокиня Марфа, выбрала для сына невесту, но тут царь вдруг спутал её планы, указав на дочь коломенского дворянина Ивана Хлопова Марию. Царское слово — закон, и Марию стали готовить к свадьбе.
По праву государь
- "С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
- Ответы : кто был первым царем в росии?
- Иван Грозный
- Статьи, связанные с этой статьёй
- Рекомендуемые пособия
- Все было иначе: историки восстановили правду о Петре Великом - ТАСС
История русских царей - Первый Император России Петр I
Венчание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополитом тогда был Макарий. Иван IV царствовал до 1584 года.
На столь огромной территории проживало около 9 млн человек. Московская Русь так иначе называли княжество являлась централизованным государством, в котором все регионы подчинялись великому князю, то есть Ивану IV. К XVI веку перестала существовать Византийская империя. Грозный вынашивал идею стать покровителем всего православного мира, а для этого ему необходимо было укрепить авторитет своего государства на международном уровне. Изменение титула в данном вопросе играло не последнюю роль.
В странах Западной Европы слово «царь» переводили как «император» либо оставляли в нетронутом виде, в то время как «князь» у них ассоциировался с герцогом или принцем, что было на разряд ниже. Детство государя Зная, кто на Руси стал первым царём, интересно будет познакомиться с биографией этого человека. Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец. Так как Иван был единственным наследником престола его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество , правление русскими землями перешло к нему. Произошло это в 1533 году.
Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её по слухам, она была отравлена. Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр Бельских и Шуйских, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха. Принятие нового титула и женитьба В начале 1547 г. Грозный объявил о своём намерении венчаться на царство. Корону на голову правителя возложил митрополит Московский Макарий — человек, пользующийся авторитетом в обществе и имеющий на юного Ивана особое влияние. Торжественное венчание состоялось в Успенском соборе Кремля.
Будучи 17-летним отроком, новоиспечённый царь задумал жениться. В поисках невесты сановники объездили все русские земли. Жену Иван Грозный отбирал из полутора тысяч претенденток. Больше всего пришлась по душе ему юная Анастасия Захарьина-Юрьева. Она покорила Ивана не только своей красотой, но и умом, целомудрием, набожностью, спокойным характером. Венчавший Грозного на царство митрополит Макарий одобрил выбор и обвенчал молодожёнов. Впоследствии у царя были и другие супруги, но Анастасия была из них всех для него самой любимой.
Московское восстание Летом 1547 г.
Карамзинской концепции долгое время придерживались историки XIX века Н. Костомаров, В. Ключевский и др. Между тем она давно опровергнута тщательными научными исследованиями. Да, политические репрессии были, но репрессии в большинстве своём оправданные, т. Спорить можно только о методах их проведения степени жестокости. И направлены они были против боярской «номенклатуры», которая во все времена независимо от политического строя стремилась урвать себе побольше прав, привилегий и власти в ущерб государственным, а значит, и общенациональным интересам.
Особенно нагло «номенклатура» распоясалась в период малолетства Монарха. Страшные впечатления детства преследовали потом Ивана всю жизнь. Заговоры бояр продолжались и после того, как Иван надел царскую корону. И погром Новгорода был вызван не садизмом Царя, а заговором местных бояр, тосковавших о прежней вольности и независимости от Москвы и стремившихся уйти под крыло Литвы. Как писал в начале XX века выдающийся историк С. Платонов, «Великий князь двигался, куда вела его история; боярский класс действовал во имя отживших политических форм и старался как бы остановить историю. За московского государя стоят симпатии всего населения здесь и далее выделено мной — В. Несмотря на неравенство сил, факт борьбы московского боярства с государем несомненен.
Жалобы со стороны бояр начались с Ивана III, при Василии раздавались сильнее, и при обоих князьях мы видим опалы и казни бояр; но с особенной силой эта борьба разыгралась при Иване Грозном». И он же, в упрёк Карамзину и его последователям: «В этой агитации [в европейских странах] против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного, и серьёзный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять её за объективный исторический источник». Теперь о масштабах репрессий. XVI-й век, как известно, был веком формирования абсолютных монархий. Головы бояр графов, лордов, герцогов, маркизов, баронов слетали с плеч по всей Европе, и не только бояр. В том же веке 1572 г. В том же веке испанский герцог Альба истребил около 100 тысяч жителей Нидерландов.
Хотя, в строгом смысле, звание «Нареченного Патриарха», присвоенное «Тушинским вором» означало нечто вроде местоблюстителя патриаршего престола. Безусловный авторитет этого владыки и тот факт, что он был отцом нового царя Михаила Федоровича, стали предпосылками к тому, что при выборе первосвятителя на Соборе архиереев 1619 года в нем участвовал также Иерусалимский Патриарх Феофан и при утверждении данного выбора царем, кандидатура Филарета была единственной. Патриарха Иоасафа, который заступил на кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником при согласии царя сам патриарх Филарет, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и над ним.
Следующий Патриарх Иосиф был избран довольно необычным способом. После того, как в Москву прибыли приглашенные царём Михаилом Фёдоровичем митрополиты и архиепископы, царь, попросив их молитв, приготовил шесть жребиев с именами наиболее достойных архиереев и начальников монастырей. Испытать жребий должны были собравшиеся в соборной церкви архиереи. В 1652 году для избрания нового Патриарха царь Алексей Михайлович собрал в Москве четырех митрополитов, которым поручил составить список из «12 духовных мужей». Из этого списка митрополиты должны были выбрать самого достойного, а затем оповестить об этом царя. Патриархом был избран Митрополит Новгородский Никон. Жребий на этот раз не бросали. Процедура избрания Патриарха в 1667 году сильно напоминала ту, после которой были избраны Иов и Гермоген. На Соборе, призванном избрать Патриарха присутствовали два Патриарха — Александрийский и Антиохийский, архиереи, архимандриты, игумены и множество прочего клира. Собор при активном участии царя выбрал из 12 кандидатов трех достойнейших.
Список с их именами был передан царю, который, посоветовавшись с Патриархом Антиохийским Макарием, указал на архимандрита Владимирского монастыря Иоасафа. Следующие патриархи Питирим и Иоаким, можно сказать, были прямо «назначены» царем Алексеем Михайловичем при формальной поддержке Архиерейского Собора. При избрании в патриархи последнего перед упразднением патриаршества первосвятителя Адриана произошел конфликт между ним и Петром I. Петр I хотел, чтобы патриархом стал псковский митрополит Маркелл — человек, отличавшийся ученостью и могущий поддержать нововведения царя. Епископат в общем был согласен. Но среднее духовенство архимандриты, игумены видных монастырей предложили Адриана — человека высокой духовной жизни, строгого ревнителя церковных преданий. Церковный Собор, на котором выявились эти разногласия, решил дело в пользу Адриана После 1917 года После двухсотлетнего Синодального управления церковью новый Патриарх был избран в 1917 году на Поместном Соборе.
Год венчания на царство первого русского царя
С малых лет Ивана окружали интриги враждующих между собой придворных кланов, которые стремились занять главенствующее положение и получить княжеские привилегии. Своеволие боярства, которое наблюдал юный Иван Грозный, развило в нем подозрительность и недоверие к людям. Когда Иван Васильевич достиг совершеннолетия, он дал себе слово раз и навсегда покончить с происками олигархии и до предела ограничить власть бояр. В январе 1547 года состоялась торжественная церемония возведения князя Ивана на царство. Митрополит Макарий торжественно возложил на голову молодого царя шапку Мономаха, которая олицетворяла высшую власть. С этого времени политический вес правителя внутри страны и на международной арене значительно возрос. Деятельность Ивана Грозного Резкое и коренное изменение статуса высшего лица в государстве свидетельствовало об амбициозности Ивана и масштабности его государственных замыслов.
На первого русского царя торжественно возложили шапку Мономаха, знак царской власти, надели золотую цепь и вручили тяжелое золотое яблоко, которое олицетворяло собой российскую державу. Так Россия получила своего первого царя. Он был из династии Великого князя Рюрика. Царская власть передавалась по наследству старшему сыну. У Ивана Грозного было три сына. Старший Иван, любимец отца, средний Федор — слабый и болезненный юноша и младший Дмитрий, совсем еще маленький мальчик. Престол должен был наследовать Иван, но в царской семье случилась трагедия.
Кстати, самих златников выпущено было очень немного — на настоящий момент их известно 11 штук. Интересно, что это не были наградные знаки — монеты потёрты, как будто имели хождение. Правда, номинал их, скорее всего, был исключительно высок. Хотя бы потому, что они действительно делались из золота, в то время как в сребрениках Владимира содержание серебра очень небольшое. Вообще само по себе появление золотых монет уже было определённой претензией на особый статус Киевского государства, но куда важнее оформление портрета киевского правителя. Во-первых, голову князя покрывает специфический головной убор, который больше всего напоминает византийскую стемму обруч с подвесками. Анна Комнина, дочь императора Алексея Комина, описывала её так: «Она со всех сторон украшена жемчугом и драгоценными камнями, из которых одни лежат на ней, а другие свешены, потому что на висках справа и слева спускаются нитки жемчуга и камней и ударяются о щёки. Это-то и есть отличие собственно царской одежды». Стемма была византийским аналогом европейской короны. В стемме Владимир изображён и на фреске Васнецова во Владимирском соборе. Во-вторых, левая рука прижата к груди — тоже традиционный жест византийских императоров, отражённый на монетах. На самом деле императоры держали в этой руке «акацию» — мешочек с «прахом земным» или «прахом и землёй» , символизирующий бренность земной жизни вспомним землю, которую таскали с собой русские богатыри.
Царь теперь считался не иначе как помазанником божьим на земле, и это был еще один шаг на пути к империи. Выше царя только Господь Бог. Кстати, стоит помнить, что Иван Грозный стал царем по своему желанию, остальных царей, кроме его сына Федора Иоанновича в ближайшие несколько десятилетий будет выбирать Земский собор демократическим путем! Земский собор тоже учредил новый царь, а также провел и другие реформы. Например, был принят новый Судебник. А с внешней политикой Ивана Четвертого, вы можете ознакомиться здесь. Кстати, всю мифологию про происхождение царизма в России Иван Грозный как-то разъяснил англичанину Ричарду Ченслеру, которого непогодой занесло в устье Северной Двины. И когда его принимали в Москве, то Иван Грозный обмолвился, что де короли-то Западной Европы непонятно как оказались на престолах, а мы, русские цари, от римских императоров ведет свой счет! В общем, думаю, понятно, что первым русским царем следует считать именно Ивана IV Грозного. Он же основатель династии Годуновых, вторым и последним представителем которой был его сын — Федор Борисович. С него началось Смутное время в истории России. Первым царем из династии Романовых, также выбранный на Земском соборе практически на альтернативных выборах был — Михаил Федорович Романов.
Первый царь
Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура. РФ» по ссылке. Иоганн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича.
Ее создание означает кадровое наполнение, обучение современным методам ведения войны, оснащение современным вооружением и продовольствием, строительство мощного флота и т. Осуществить весь этот комплекс мероприятий может только, как тогда говорили, регулярное государство. Основным направлением территориальной экспансии должен быть не юг, а запад. Именно там находятся все сокровища современной цивилизации, а не у "диких турок" и еще более "диких татар". Тем более что наблюдавшаяся русским царем неразбериха среди европейских государств в связи с "Гишпанским наследством" способствовала этому плану. Государственным строительством Петр I занимался практически до конца своей жизни. Первой под раздачу попала плохо управляемая Боярская дума.
В 1699 году ее преобразовали в консилию министров Ближней канцелярии. Это был высший орган центральной администрации. Ей были подчинены все прочие учреждения - приказы и канцелярии. Состав консилии не был строго установлен и определялся от случая к случаю. К тому же у нее не было председателя. Петр был знаком с Лейбницем, возможно, с Локком; наконец, он испытывал пристальный интерес к работам юристов и теоретиков государства Г. Гроция, С. Книга Самуэля фон Пуфендорфа "О должности человека и гражданина" была при Петре переведена на русский язык и очень высоко им ценилась. Петр I понимал необходимость закрепления реформ в экономике и государстве и потому предпринял несколько попыток создать свод или уложение законов: первоначально создал Комиссию по подготовке нового Уложения в 1700 году, затем в 1714 году. Рождение Петра Великого.
Книжная иллюстрация первой половины XIX века Фото: wikimedia. Петр был недоволен. В итоге уже в 1720 году Петр I решил перевести и применить к русской жизни шведское законодательство, "сличить шведские и русские законы и выбрать, что лучше. Для поместных дел предложены права эстляндские и лифляндские, "ибо оныя сходнее и почитай одним манером владение имеют, как у нас"… Надеясь не без основания на способность русского общества усвоить западную культуру и приспособиться к западному праву, Петр, однако, ничего не сделал, чтобы облегчить переход от московских порядков к европейским. Сделанные в грубой форме, неумелой рукой, обнаруживающие нередко неудачный выбор, изложенные на непонятном для русских языке, заимствования не могли пустить глубоко корни в русском быту. Отсюда нередкое разочарование в них самого Петра, возвращение к старому московскому праву, - писал в конце XIX века профессор Шершеневич. В 1708 году была проведена территориально-управленческая реформа, в ходе которой страна была поделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую и Азовскую. Позднее, в 1713-1714 годах, к ним добавились Астраханская, Нижегородская и Рижская губернии. Во главе губерний встали генерал-губернаторы, которые обладали всеми полномочиями в управлении военными и гражданскими сферами деятельности. Губернии изначально делились на уезды.
В 1719 году были учреждены провинции как промежуточные звенья между губерниями и уездами. На уровне города были созданы магистраты, ставшие вовсе не органом на службе города, а институтом, его контролирующим. В мае 1703 года царь основал Санкт-Петербург и уже в 1714 году перенес туда столицу. Губернии не были подчинены приказам, так что консилия ввиду отсутствия достаточной определенности в регламентации ее деятельности фактически была изолирована от управления регионами. В начале 1711 года Петр утвердил новый высший орган управления - Правительствующий Сенат, который просуществовал с разными полномочиями до 1917 года. Петр повелевал всем слушаться Сената, как его самого. Первоначально он состоял из девяти человек, назначаемых царем по принципу личной лояльности независимо от их происхождения. Считалось, что Сенат будет работать по поручениям Петра во время его отсутствия, однако его оперативная и вполне успешная работа превратила временный орган в постоянно действующий. С переводом работы Сената со временной на постоянную Боярская дума - аристократический орган, основанный на принципе местничества, - окончательно исчезла. Сенат стал высшим судебным и управленческим органом России.
Сенат был наделен широкими полномочиями: занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Высшим органом было присутствие, то есть общее собрание сенаторов. На нем обсуждались и решались голосованием основные вопросы, подведомственные Сенату. Пунктом первым указа от декабря 1718 года "О должности Сената" состав Сената был существенно изменен. Теперь он стал состоять из президентов коллегий, пришедших на место приказов. Всего было учреждено 12 коллегий: Военная, Адмиралтейская, Иностранная, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Главный Магистрат, Штатс-контор-коллегия, Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия. Структура и функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.
Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя.
Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Дмитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Дмитрия, и Софья Пaлеoлoг c сыном попалаи в немилость, Иван III решил венчать Дминитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем. Власть от Бога Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успeнскoм сoбoре. На венчании притствовали все духовенство, родственники и бoяре, площадь перед сoборoм была запoлнена нарoдом. Митропoлит торжественно возложил на Дмитрия символы власти: шaпку Мoнoмaxa это было сделано впервые и оплечье бapмы , затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключeвский, помазал его миром, а дед Ивaн III благословил пятнадцатилетнего внука «на великoе княжение Владимирскoе, Москoвское и Hoвгoродскoе». Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собoра Дмитрия осыпали мoнeтами. Дальнейшая судьба Дмитрия незавидна. Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Дмитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова; вышла из-под опалы и Сoфья. Участь помазанника Божия Дмитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Дмитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Дмитрия Великим князем.
Первый русский царь Иван Васильевич Грозный и его правление
Все было иначе: историки восстановили правду о Петре Великом - ТАСС | «Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. |
Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси? :: | 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. |
Первый русский царь в истории России - | Сенат стал высшим судебным и управленческим органом России. |
Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Первым на царство венчался Иван IV, сын великого князя Василия и Елен Глинской. «Будь царь Михаил Фёдорович таким слабым правителем, не случилось бы преображения во второй части его царствования (после ухода из жизни его родителей) в 1630—1640-е годы.
Избрание патриархов на Руси
В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. Впоследствии ему суждено было стать первым царём династии, правившей Россией три века. «Будь царь Михаил Фёдорович таким слабым правителем, не случилось бы преображения во второй части его царствования (после ухода из жизни его родителей) в 1630—1640-е годы. Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император».
Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
Михаил Фёдорович — Википедия | Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России. |
Первый выбранный царь | Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла. |
Первый Русский Царь | Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет. |
Иван IV Грозный: первый царь всея Руси | Статьи | Известия | Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин). |
Кто на самом деле был первым русским царём — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт. |
Новости и события Российского исторического общества
Филарет стал фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 году.[2]: 311-313. В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало". Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. Примечательно, что это было первое венчание на царство в отечественной практике, так что Иван IV стал первым царем в русской истории.