Вопрос о населенности Марса разумной жизнью сменился другим — а есть ли на Марсе жизнь хотя бы микробиологическая?
Маск объяснил связь продажи всего своего имущества и колонизации Марса
Человечество уже не первый год грезит колонизацией Марса — крупные государственные космические агентства готовятся отправлять на «Красную планету» посадочные модули. NASA’s real-time portal for Mars exploration, featuring the latest news, images, and discoveries from the Red Planet. В 2026 году к Марсу будет запущена другая миссия, которая соберет 40 капсул с грунтом, подготовленных ровером Perseverance.
Все, что вам нужно знать о возможной колонизации Марса
Поскольку они перекрывают часть функций друг друга, то остановка работы SHERLOC не стала катастрофой для миссии, хотя определённая часть данных без него не может быть получена. Хочется надеяться, что прибор вернётся в строй. С его помощью есть шанс найти следы древней микробной активности на Марсе. Марсоход подходит к краям кратера, а поскольку раньше в этом месте был водоём, на прибрежных откосах могут остаться следы воздействия воды и органики. Ранее подобные снимки делали другие марсоходы NASA. Серия снимков Perseverance пополнила эту коллекцию, из которых специалисты NASA сделали видео марсианского солнечного затмения. Неидеальная форма спутника делает его тень похожей на силуэт картошки. Сейчас он в среднем находится на высоте 6000 км над поверхностью Красной планеты. Как и история Деймоса, происхождение Фобоса пока считается неизвестным.
Её запуск ожидался в феврале 2024 года, но из-за двух подряд аварий перспективной японской ракеты H3 миссия перенесена на 2026 год. Японский зонд должен опуститься на Фобос и взять образцы его грунта для возвращения на Землю. Японцы показали себя мастерами в посадке аппаратов на астероиды, а Фобос — это скорее астероид, а не малая планета. Также данные о составе грунта Фобоса могут пролить свет на динамику атмосферы Марса в длительной исторической перспективе. Спутник вращается достаточно близко к планете, чтобы молекулы атмосферных газов могли оставить след в его минералах. Пока же нам остаётся только любоваться кадрами с марсохода, который наблюдает поведение Фобоса в естественной среде обитания. Марсоход будет уходить от него всё дальше и дальше, пока не прервётся связь. Ему даже был присвоен код ИКАО — всё, как положено во взрослой авиации.
Вертолёт совершил 72 взлёта и посадки за почти 3 земных года. Это даже не успех — это триумф инженерной мысли. Во время финального или фатального полёта 18 января 2024 года при приземлении что-то пошло не так и вертолёт зацепил лопастями поверхность Марса. Навигационная камера вертолёта показала тень от одной лопасти, кончик которой оказался сколот. Вероятно, другие лопасти тоже получили повреждения, что NASA ещё будет проверять. Какими бы прочными ни были лопасти, удар будет достаточной силы, чтобы их повредить. Даже малейшее искривление нарушит балансировку, что сделает невозможным контролируемые полёты. Выполнив свою научную программу, вертолёт стал помогать с разведкой маршрута для продвижения марсохода Perseverance по кратеру Езеро.
Также с помощью вертолёта вёлся поиск наиболее интересных мест для изучения оборудованием марсохода. Максимальная высота подъёма достигла 24 м, хотя обычно он летал на высоте около 10 м. Фотографию одиноко стоящего вертолёта марсоход Perseverance сделал камерой Mastcam-Z — это основная научная камера аппарата. Снимок был получен 4 февраля 2024 года в 13:05 по местному солнечному времени, спустя чуть более двух недель с тех пор, как вертолёт получил повреждения, несовместимые с продолжением полётов. От частных компаний из США требуется предоставить агентству план по реализации одной из четырёх будущих частных миссий на Марс, включая доставку небольших спутников на орбиту и съёмку Красной планеты. Источник изображения: NASA «Проект плана программы исследования Марса на следующие два десятилетия будет предусматривать более частые менее дорогостоящие миссии для достижения убедительных результатов научных исследований для более широкого сообщества, — говорится в документе. В своём 496-страничном меморандуме NASA описывает четыре «эталонные миссии по проектированию», на разработку которых компании могут подать заявку: Доставка и размещение небольшой полезной нагрузки: «Запустите и доставьте полезную нагрузку, предоставленную Программой исследования Марса, включая возможные развёрнутые кубсаты, и работайте на орбите Марса. Масса полезной нагрузки — до 20 кг».
Доставка и размещение более крупной полезной нагрузки: «Запустите и доставьте на орбиту Марса один или несколько отделяемых космических аппаратов и, при желании, предоставьте услуги для одной или нескольких размещённых полезных нагрузок при общей массе 1250 кг». Услуги электрооптической визуализации: «Предоставьте датчики и платформы орбитального космического корабля для оказания услуг по визуализации Марса в течение двух лет. Изображения будут использоваться для поддержки научных исследований, выбора места посадки и оценки опасностей, обнаружения изменений, а также мониторинга и планирования наземных объектов». Услуги ретрансляции нового поколения: «Обеспечьте услуги ретрансляции связи между Марсом и Землёй для объектов на поверхности и орбите в течение четырёх лет». В последние годы NASA целенаправленно переходит от модели «владения» всеми активами и средствами, необходимыми для исследования Солнечной системы, к использованию коммерческих услуг. Ярким примером является «Программа коммерческих экипажей». NASA не владеет кораблём Crew Dragon компании SpaceX, а лишь предоставило частичное финансирование при его разработке, и теперь просто оплачивает доставку астронавтов по мере необходимости. В то же время, SpaceX имеет возможность выполнять частные миссии.
Повышенный риск неудачи как в недавней миссии Astrobotic компенсируется для NASA низкими затратами и ускорением развития коммерческой космической индустрии. В конечном итоге это позволит NASA больше заниматься наукой и исследованиями. Нынешний запрос предложений имеет большое значение как для агентства, так и для космической отрасли, даже несмотря на то, что соответствующие суммы в долларах невелики. На первый взгляд, фаворитом «гонки к Марсу» является космический корабль Starship компании SpaceX, который изначально разрабатывается и испытывается специально с целью колонизации Марса. Многие учёные и исследователи отмечают значительный потенциал Starship и крайне заинтересованы в его использовании при изучении Красной планеты. Размер полезной нагрузки всего в 20 кг открывает двери для большого числа поставщиков, а услуги по созданию изображений могут быть привлекательными для компаний, уже занимающихся этим на низкой околоземной орбите, таких как Planet. В этой связи многие учёные задаются сейчас вопросом, привлечёт ли предложение NASA заметное количество новых компаний, или уникальные проблемы Марса в сочетании с низкой коммерческой отдачей и высоким уровнем риска заинтересуют лишь уже задействованных крупных участников. Коммерческий подход к исследованию космоса имеет потенциал для NASA в том числе и для потенциальной замены своего стареющего флота.
Например, космический аппарат Mars Reconnaissance Orbiter находится на Красной планете с 2006 года, обеспечивая получение изображений с высоким разрешением и ретрансляцию сообщений с поверхности Марса на Землю. NASA рассчитывает, что коммерческие поставщики смогут в будущем взять на себя все или некоторые из этих функций. Нужно отметить, что NASA в настоящее время не собирает предложения о создании коммерческого спускаемого аппарата на Марс. В настоящее время такой «тендер» может оказаться чересчур амбициозным, что ограничит потенциальное число участников торгов до нескольких самых крупных, таких как SpaceX и Lockheed Martin. Вполне возможно, что в это время в кратере могла существовать микробная жизнь, и, если такая жизнь существовала на Марсе, образцы отложений должны содержать признаки её останков. Было зафиксировано два разных периода появления отложений, в результате чего на дне кратера образовались их слои, которые кажутся правильными и горизонтальными, очень похожими на слои пластов, наблюдаемые на Земле.
Краткосрочные планы компании — сделать ускоритель многоразовым. С кораблём Starship сложнее. Он должен два раза подряд сесть на воду до реального возврата и раньше 2025 это не случится. Но это пока и необязательно. Вход в плотные слои атмосферы не планируется, теплозащита лунному варианту Starship не нужна. В 2024 будет произведено 6 комплектов Starship. Нужно массово увеличивать производство кораблей по крайней мере до нескольких штук в день. Для Марса потребуется намного больше кораблей, чем ускорителей. Оборот ускорителей достаточно быстрый, а караваны кораблей будут лететь месяцами. Планируется последующая разборка кораблей для использования их в качестве сырья для марсианского строительства. Пока нет шахт и доменных печей на Марсе и чистая нержавейка там в дефиците, то нет смысла возвращать грузовики на Землю и делать им теплозащиту. В Бока Чике будет ещё 1 стартовая площадка и ещё 2 появятся на Мысе Канаверал в 2026 году. В Техасе будет разработка, во Флориде запуски и эксплуатация. В 2025 году будет тест стыковки и перелива топлива между двумя кораблями. Аналогично дозаправке в воздухе, дозаправка в космосе должна стать рутиной. На один полный рейс на Марс в 200 тонн, нужно 5 дозаправок в космосе. Raptor 2, который летал в IFT-3 имеет тягу 230 тс земной и 258 тс в вакууме. Двигатель Raptor 3 прокачали и упростили одновременно, там теперь не будет отдельной теплозащиты, но будут внутренние каналы охлаждения, уменьшение количества деталей, многие трубопроводы теперь неразборно вмонтированы как часть конструкции и 3D печатаются монолитом, теперь он с тягой 280 тс на Земле и 306 тс в вакууме.
Но стоит помнить, что одним из самых больших изменений в освоении космоса является искусственный интеллект, считают эксперты. Эта технология уже помогает ученым анализировать данные, автоматизировать работу космических аппаратов и направлять марсоходы при исследовании инопланетных ландшафтов. ИИ сыграет важнейшую роль в оптимизации космических путешествий: от мониторинга работы ракет в компании SpaceX до систем планирования миссий NASA.
Для выживания нашей цивилизации необходимо создать резервную копию Земли. Луна ближе, но это ее слабое место. Например, ничто не мешает противникам в ядерной войне бахнуть ракетой в сторону естественного спутника. А близость к Земле неизбежно вызовет соблазн обеспечивать колонию за счет более дешевых поставок из метрополии вместо того, чтобы развивать способность жить автономно. Поэтому далекий Марс до Луны всего 300 тысяч км - идеальный вариант, если мы хотим создать мультипланетную цивилизацию. Миллион марсиан за 20 лет! Маск считает, что за два десятка лет реально создать цивилизацию, которая прокормит сама себя. Для этого необходимо доставить на Марс несколько миллионов тонн груза с Земли и переселить туда 1 миллион человек. Для этого понадобится десять тысяч рейсов корабля Starship, который сейчас строится. Планируется, что он сможет поднять на орбиту 200 тонн полезного груза образец, который тестируется сегодня, поднимает 50 тонн и за раз перевезти на Марс 100 человек. Для их запуска SpaceX строит сразу 2 специализированных космодрома в Техасе и Флориде. Starship специально проектировался под метан в качестве горючего, его можно получать и на Марсе. Таким образом, волне реально будет организовать транспортный мост туда и обратно. Однако на первых порах Маск предлагает возвращать только разгонные блоки, а сами корабли оставлять на Марсе - колонисты пустят их на металл или разборные конструкции. Но насколько реальна на практике колонизация Марса?
ESA опубликовало снимки Марса с «жуткими пауками в городе инков»
Мы захватим Марс. Стало известно о планах России колонизировать другую планету | Люди серьезно намерены колонизировать другие миры, и Марс может стать первым, где будет основано постоянное поселение. |
Жизнь на Марсе - новости исследования и освоения Красной планеты | Перспективы колонизации Марса. В качестве перспективных целей освоения Марса, рассматривается в первую очередь постройка на планете постоянной. |
Марсоход Perseverance успешно сел на Марс
Когда люди высадятся на Марс | Читайте последние новости дня по теме Mars One: Будущий колонизатор Марса пригласила школьников Астаны на Красную планету. |
Есть ли у России шанс полететь на Марс в XXI веке | А вот на вертолете Ingenuity нет никаких инструментов изучения Марса. |
Коллонизация Марса как сделать Марс пригодным для жизни чеовека | Колонизация Марса. Все новости о освоении загадочной красной планеты и всех новых открытиях на ней. |
Началась подача заявок для полета на Марс в 2023 году | Миллиардер поделился своим видением будущего SpaceX, а также примерным планом колонизации Марса. |
Перспективы освоения Марса, - нужны ли человечеству колонии на Красной планете. - Мир тайн | крупнейший информационный сайт России посвященный. |
Сделаны новые интригующие находки о существовании жизни на Марсе
Сам вдохновитель и организатор этой идеи Илон Маск мечтает создать такую колонию на Марсе еще при жизни и посетить ее лично, разработав межпланетный транспорт «Starship», который позволит любому при желании слетать на Марс. Вместе с тем, в разных точках нашей Галактики планируют разместить топливные базы. Для того, чтобы отправить корабли до Красной планеты, Илон Маск предложил использовать орбитальные синхронизации — то есть, периоды самых удачных полетов, для которых понадобится намного меньше топлива. Дозаправку кораблей будут производить на орбите Земли с помощью танкера. А уже на Марсе используют местные ресурсы. После чего последует «прямой рейс» обратно на Землю. Первые корабли планируют запустить на Марс уже в 2022-м году. Это и будет началом создания базы на Красной планете. Далее, когда на нее доберутся первые люди, начнут строить поселение.
По словам Илона Маска, полететь на Марс смогут не только те, у кого много денег.
Редактор spacex , космос Илон Маск провел презентацию, на которой рассказал о планах по колонизации Марса. По его мнению, без освоения новых планет существование человечества прекратится через «несколько сотен лет», а колонисты уже не вернутся на Землю. Чтобы реализовать полет на Красную планету, потребуется минимум шесть дозаправок корабля Starship.
Для жизни им достаточно углекислоты, воды, азота, света и самой малости минеральных элементов. Так что они, как и ожидалось, успешно росли и размножались на предложенном скудном пайке. Авторы эксперимента сочли, что тем самым доказана принципиальная возможность использования цианобактерий непосредственно на Марсе, где они будут производить биомассу и свободный кислород побочный продукт фотосинтеза. Это должно сильно облегчить задачу жизнеобеспечения будущих марсианских баз и поселений, планы создания которых с каждым годом все активнее обсуждаются в разных странах мира. А в дальнейшем те же бактерии или их усовершенствованные версии могут быть использованы и для терраформирования Марса — преобразования его в планету, на которой люди могли бы жить под открытым небом без скафандров. Иллюстрация: SpaceX Что ж, вероятно, создание обитаемых станций на Марсе вполне осуществимо. Превращение его в некое подобие Земли — задачка потруднее, но принципиальных запретов не видно и тут. Остается только один вопрос: а зачем, собственно, это нужно? Когда удается задать этот вопрос энтузиастам «освоения иных миров» и убедить их, что это не шутка и не подколка, в ответ звучит что-нибудь вроде «ну, человечество же всегда расселялось на новые территории, это у нас в крови». На самом деле человечество, как и любой другой биологический вид, всегда расселялось не от тяги к перемене мест, а от собственного избытка. Когда на какой-то территории существ определенного вида становится больше, чем может прокормиться, излишки популяции волей-неволей выдавливаются за ее пределы. И так до тех пор, пока расселение данного вида не дойдет до краев столь суровых, что смертность превысит рождаемость.
На начальном этапе, конечно, все ограничится запуском определенных беспилотных летательных аппаратов к Марсу, но затем, в долгосрочной перспективе, туда планируется отправить российских астронавтов, которые смогут затем вернуться обратно на Землю, тем самым став первыми людьми на планете, которые побывали на другой планете. Из-за отказа от сотрудничества с Европой по вопросам космоса, «Роскосмос» потеряет несколько лет, потому что придется отказываться от зарубежных решений в пользу отечественных. Запуск всего необходимого для изучения и колонизации Марса будет осуществляться с космодрома «Восточный», который строится вот уже как много лет. По мнению Дмитрия Рогозина, России удастся без помощи «европейских друзей» выполнить все поставленные задачи, пускай теперь уже и в более поздние сроки. Однако, тем не менее, отказываться от намеченных целей «Роскосмос» не собирается, поэтому теперь впереди у российской государственной корпорации, финансируемой из государственного бюджета, еще больше задач, нежели раньше.
Сможет ли НАСА вернуть образцы с Марса на Землю? Новая проверка вызывает сомнения
Она выведет на орбиту европейский навигационный спутник Galileo, сообщает американская частная космическая компания SpaceX , осуществившая запуск. Старт ракеты произошел в 20:34 по местному времени в субботу 03:34 мск воскресенье. В начале апреля сообщалось , что компания SpaceX провела большую презентацию, на которой выступил глава организации Илон Маск. Миллиардер поделился своим видением будущего SpaceX, а также примерным планом колонизации Марса.
Также Сурдин отметил, что Марс пригоден для жизни, так как там обнаружены ледяные шапки и элементы, подобные земной атмосфере. Однако он подчеркнул, что одним из сложных вопросов является способ доставки здоровых астронавтов до Марса и защиты их от воздействия космической радиации. Ученый подчеркнул, что на Земле мы защищены от радиации благодаря атмосфере, но такой защиты нет в космосе.
Короче говоря, проблемы создания постоянного поселения на Марсе остаются многочисленными, но вполне преодолимыми. Терраформирование Марса Со временем многие или все трудности жизни на Марсе могут быть преодолены путем применения геоинженерии терраформирования.
Используя организмы вроде цианобактерий и фитопланктона, колонисты могли бы постепенно преобразовать большую часть углекислого газа в атмосфере в пригодный для дыхания кислород. В дополнение к этому предполагается, что значительное количество диоксида углерода CO2 содержится в форме сухого льда на южном полюсе Марса, а также поглощено реголитом почвой. Если температура на планете поднимается, этот лед сублимирует в газ и повысит атмосферное давление. Хотя атмосфера после этого не станет более дружелюбной для легких человека, это решит проблему необходимости сдавливающих костюмов. Возможный способ осуществить это — намеренно создать парниковый эффект на планете. Это можно сделать путем импорта аммиачного льда из атмосфер других планет в нашей Солнечной системе. Поскольку аммиак NH3 представлен в основном азотом по весу, он также поставить буферный газ, необходимый для пригодной для дыхания атмосферы — как здесь, на Земле. Точно так же можно было бы вызвать парниковый эффект за счет импорта углеводородов вроде метана — его много в атмосфере Титана и на его поверхности.
Метан можно было бы выпустить в атмосферу, где он выступит в качестве компонента парникового эффекта. Зубрин и Крис Маккей, астробиолог Исследовательского центра Эймса при NASA, также предложили создать заводы на поверхности планеты, которые накачивали бы парниковые газы в атмосферу, тем самым вызвав глобальное потепление с помощью такого же процессы мы портим атмосферу нашей родной Земли. Существуют и другие возможности, начиная с орбитальных зеркал, нагревающих поверхность, до намеренной бомбардировки поверхности кометами. Независимо от метода, все существующие варианты по терраформированию Марса могут сделать планету пригодной для человека только в долгосрочной перспективе. Другое предложение заключается в создании подземных жилищ. Построив ряд туннелей, соединяющих подземные места обитания, колонисты могли бы отказаться от необходимости носить кислородные баллоны и сдавливающие скафандры, находясь вдали от дома. Также это обеспечило бы некоторой защитой от радиации. Данные, полученные Mars Recknnaissance Orbiter, показывают, что такие подземные жилища уже существуют, а значит, их можно использовать.
Предлагаемые миссии NASA предлагает осуществить пилотируемую миссию на Марс — которая состоится в 2030-х годах с использованием многоцелевого транспортного средства «Орион» и ракеты SLS — но это не единственное предложение по отправке людей на Красную планету.
Долины Маринер представляют собой систему каньонов длиной в четверть окружности планеты и простираются с востока на запад чуть ниже экватора. Равнина Эллада — это округлая равнинная низменность в Южном полушарии Марса, ее поверхность лежит на 8,2 км ниже окружающей возвышенности. В этих местах микроорганизмы будут наиболее надежно защищены. Закат на Марсе Фото: commons. Согласно анализу данных с различных аппаратов, наиболее благоприятные температурные условия в приэкваториальных широтах. Они схожи с условиями на побережье Антарктиды. Поэтому ученые сосредоточились в поиске мест для колонизации на областях ниже этого уровня.
«Марс для всех»: начался крупнейший в мире форум по колонизации Красной планеты
«Способен видеть то, что будет востребовано завтра»: Егоров оценил идею Маска о колонизации Марса. Илон Маск рассказал, сколько времени потребуется для колонизации Марса. Марс будет колонизирован людьми к 2050 году, если автономные процессы добычи полезных ископаемых быстро станут более коммерчески жизнеспособными. Сложность колонизации Марса состоит преимущественно в разграничении ведения и особенности взаимоотношений государств-колонизаторов на его территории.
Когда первые люди отправятся на Марс?
Астроном Владимир Сурдин высказал мнение о колонизации Марса в подкасте с ведущим Александром Соколовским. крупнейший информационный сайт России посвященный. Марс: последние новости. По мнению Маска, это станет доказательством, что его намерения по колонизации Марса серьезны. После успешной посадки марсохода Perseverance и заявлений Илона Маска о скорой колонизации красной планеты может сложиться впечатление.
Марсоход Perseverance успешно сел на Марс
Если человечеству и суждено колонизировать Марс, то стоит готовиться к самым неожиданным изменениям и к тому, что марсиане вскоре и вовсе перестанут походить на людей. По словам предпринимателя, проект по колонизации Марса будет реализован на ракете Starship 3, миссии будут отправляться с Земли примерно раз в два года, передает РИА Новости. Колонизация Марса выглядит более реалистичной, чем попытки завоевания безжизненной Луны или раскаленной Венеры с ее кислотными дождями. Люди серьезно намерены колонизировать другие миры, и Марс может стать первым, где будет основано постоянное поселение. NASA планирует отправить на Марс большой аппарат Moxie наряду с другим оборудованием для будущей колонизации на грузовом корабле после 2030 года.
Когда люди высадятся на Марс
Вы удивитесь, но этот фантастический сценарий основан на реальной теории. Еще в 1971 году ее поведал миру астроном Карл Саган. Он предложил расплавить марсианские полярные льды и за счет углекислого газа, воды и азота восстановить атмосферу планеты. Эту идею ученые разрабатывали больше 30 лет, но воплотить ее так и не удалось. Оказалось, что углекислого газа для создания второй земли просто не хватит. Неужели нам придется отказаться от колонизации Марса? Или все-таки есть шанс? Запасная планета Огромные поля солнечных батарей, фантастические купола с садами внутри, квартиры и рабочие кабинеты с видом на Красную планету. Именно так, по мнению дизайнеров международной архитектурной студии, будет выглядеть Нюва — столица будущей Марсианской колонии.
Проект рассчитан на 250 тысяч жителей. Архитекторы планируют, что строительство города начнется уже в 2054 году. Может прилететь какой-то астероид или могут произойти конфликты глобального масштаба. Никто не застрахован от того, что такие конфликты могут достигнуть масштабов, когда вообще все человечество исчезнет навсегда", — говорит ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. Как доставить на Марс сотни колонистов и тысячи тонн груза? Причем не только довезти туда, но и вернуть обратно. Впервые такой трюк осуществили американцы: в 1969 году они не только долетели до Луны, но и вернулись на Землю. Сделали они это на корабле "Аполлон", взлетная масса которого достигала трех тысяч тонн.
И это для путешествия длиной чуть меньше 800 тысяч километров, а до Марса лететь 55 миллионов километров. И это только в одну сторону. Это 6000 тонн как минимум, да.
Также миллиардер сообщил, что четвертый тестовый полет Starship планируется провести примерно через месяц — именно этот корабль в будущем полетит на Марс. Фото: SpaceX.
Он подчеркнул, что для достижения успеха в этой сфере необходимо учитывать некоторые важные аспекты. Первый аспект, на который обратил внимание Сурдин, — это невозможность создания полноценных поселений на поверхности Марса из-за высокого уровня радиации. Однако он отметил, что возможно жить под землей в железобетонных пещерах и проводить небольшие прогулки на поверхности Марса продолжительностью около 10-15 минут, пишет dailymoscow.
Чтобы реализовать полет на Красную планету, потребуется минимум шесть дозаправок корабля Starship. Для этого компания разрабатывает технологию космической дозаправки, которая станет одним из ключевых решений в марсианской программе. Площадки для успешной посадки нужно будет построить в низинах, чтобы корабли успели замедлиться.
Марс наш. Восемь вариантов космически заработать на колонизации Красной планеты
По словам американского предпринимателя, он надеется, что через 15 лет на Марсе будет процветающая база. Марс: последние новости. По словам Маска, это очень важный этап в марсианской программе: на один полет до Марса потребуется 5-6 дозаправок корабля на орбите. Сложность колонизации Марса состоит преимущественно в разграничении ведения и особенности взаимоотношений государств-колонизаторов на его территории.