В Холокост не только были уничтожены европейские евреи — была искоренена культура народа.
«Нужно помнить всех жертв идеологии нацизма»: как холокост изменил послевоенный мир
В Краткой еврейской энциклопедии Холокост рассматривается в 4 этапа. Холокост – это трагедия и российского народа (ведь почти половина всех уничтоженных евреев были советскими людьми), и одновременно одна из историй, подчеркивающая освободительный и спасительный для миллионов людей характер освободительной миссии Красной Армии. Именно поэтому Холокост часто называют одним из самых продуманных геноцидов в истории.
Холокост - кратко вся история.
Именно поэтому Холокост часто называют одним из самых продуманных геноцидов в истории. Такой формулировкой нацистское руководство Германии обозначало политику геноцида евреев, которая в мировой истории известна как холокост. В очередном выпуске Научно-информационного бюллетеня «Холокост» на английском языке отражены основные результаты деятельности нашего Центра, а также МНОЦ истории Холокоста. Холокосте развилась в 1970-х и 1980-х годах и распространилась на некоторые другие западноевропейские страны.[459] Национальная память о Холокосте была распространена на Европейский союз в целом, в котором память о Холокосте обеспечила как общую историю. Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day). Холокост представлял собой систематический, спонсируемый государством режим преследований и убийств примерно шести миллионов европейских евреев, осуществленный нацистами и их сторонниками.
Холокост — Катастрофа европейского еврейства
Людей уничтожали без газовых камер и крематориев, не в лагерях смерти, а практически не скрывая свои преступления от местных жителей, не щадя даже детей от смешанных браков. Десятки тысяч гитлеровцев и их пособников участвовали в этом неслыханном народоубийстве. Еврейские жертвы были лишь первыми в чудовищном перечне преступлений нацистов на территории СССР — и в этом один из важнейших уроков Холокоста. По данным специально созданной Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских преступников и их пособников, гитлеровцы и их союзники физически уничтожили около 7 миллионов мирных советских жителей.
Например, такая точка зрения отражена в резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 1 ноября 2005 г. Впрочем, например, для обозначения геноцида цыган существуют специальные термины. Наиболее распространенный среди них — «Порраймос». В документах нацистов встречаются такие понятия, как «всеобщее» и «окончательное» решения еврейского вопроса. Первый отсылает к изгнанию из Германии, второй — к полному уничтожению. В 1943 г. Рафаэль Лемкин ввёл понятие «геноцид», выработка которого во многом опиралась на политику нацистов в отношении евреев в годы Второй мировой войны. Именно оно в 1948 г.
В ней под геноцидом понимается полное или частичное намеренное уничтожение групп людей по расовому, национальному, этническому и религиозному принципу. Отметим ряд сложностей. Так, чтобы массовое насилие попало под эту категорию необходимо доказать намеренность уничтожения на это, например, пусть и безосновательно, упирают турки, отрицая геноцид армян. При этом под определение не попадает уничтожение по социальному принципу. Впрочем, с точки зрения современной теоретической социологии, и этническая, и расовая, и национальная не говоря уже о религиозной принадлежности конструируются социально, а потому могут быть при желании отброшены или приняты индивидом. Соответственно, неочевидно, почему геноцидом признается уничтожение людей только на основе этих, а не каких-то других критериев, почему массовая гибель только одних социальных групп должна выделяться. В израильской историографии трагедия еврейского народа обозначена термином Шоа Катастрофа. Отметим, что это понятие с 1980-х гг.
Объясняется это выходом одноименного фильма К. Использование «Шоа» нередко отражает стремление подчеркнуть еврейский характер жертв геноцида. В послевоенные годы в течении нескольких десятилетий» использовался аналогичный термин на идише — «Хурбн». Однако наиболее популярным термином во всем мире, включая и Россию, является «Холокост». Это американизм, созданный от древнегреческого «Голокаустис», т. В его основе лежит метафора уничтожения огнем, что отсылает к практике сожжения евреев в крематориях. Здесь мы видим западноцентричный взгляд на эту проблематику советские евреи, как правило, уничтожались в ходе расстрелов. Несомненно, при более детальном рассмотрении генеалогии понятия мы сталкиваемся с архаичным символом огня.
Отсюда возникают и религиозные коннотации: «жертвоприношение» 6 млн евреев привело к формированию еврейского государства Израиль. Хотя это очень спорный, дискуссионный вопрос. А обозначенные религиозные ассоциации заставляют многих дистанцироваться от понятия Холокоста и использовать более нейтральный Шоа: ведь как можно видеть какой-то высший смысл в бессмысленном убийстве миллионов? Сегодня существует тенденция превращения Холокоста в метафору, которую пытаются использовать в отношении различных типов массового насилия причем, необязательно геноцидов. Более того, в истории еврейского народа немало трагических событий, которые нередко пытаются сопоставить с ним. Все это ведет не просто к размыванию понятия, но и к тривиализации самой трагедии, потере ею уникальности. Вопрос не в том, что евреи страдали «больше всех»: в конечном счете «конкуренция жертв» с моральной точки зрения вряд ли может быть одобрена. Да и как понять, кто «больше страдал»: армянка, изнасилованная перед расстрелом?
Еврейка, вместе со своим ребенком отравленная газом «Циклон Б»? Или русская, умершая от истощения в зимнем блокадном Ленинграде? На индивидуальном уровне подобные сравнения бессмысленны и достойны только осуждения. Мы призываем подчеркивать особенности различных типов насилий, и, даже объединяя некоторых из них вместе под понятием «геноцида», видеть отличия. Так, например, геноцид армян, начавшийся в 1915 г. У евреев такой возможности не было. Уничтожение армян было вдохновлено младотурецким этнонационализмом, который — в своих представлениях — пытался спасти распадающуюся Османскую империю. В то время как нацисты исходили из совершенно иной «картины мира», в рамках которой у евреев не оставалось ни единого шанса на выживание.
Впрочем, между трагедией армян и евреев есть немало параллелей и взаимосвязей. В частности, Гитлера вдохновляло то, что спустя 25 лет после армянского геноцида мир постарался забыть его[5]. Что сделало возможным нацистскую политику геноцида, и Холокост, в частности? Этот вопрос является одним из наиболее сложных и дискуссионных. Поиск ответа на него осложняется расхожим мнением, возлагающим вину лишь на верхушку нацистского руководства А. Гитлер, Г. Гиммлер, Г. Геббельс, Р.
Гейдрих, Ю. Штрейхер и ряд других и их фанатичный антисемитизм. Этой версии после войны придерживались многие немцы, тем самым стремясь оправдать собственное соучастие в преступлениях. Естественно, если бы не Гитлер, который сосредоточил в своих руках абсолютную власть в Германии, не его ненависть к евреям и не упорство, с которым он стремился решать «еврейский вопрос», то вряд ли бы случилась эта трагедия. Однако маховик геноцида раскручивался вовсе не одномоментно, отсутствие четких приказов заставляло исполнителей «на местах» действовать самостоятельно и брать инициативу в свои руки. Например, обергруппенфюрер СС Ф. Еккельн в конце ноября 1941 г. А как быть с теми, кто непосредственно расстреливал, участвовал в карательных акциях, служил в концлагерях и лагерях смерти?
А с теми, кто на оккупированных территориях выдавал евреев, причем добровольно? И как же те, кто участвовал непосредственно в массовых убийствах и после войны избежал наказания, смог вернуться к размеренной жизни простого обывателя? Лет через 10, 20 или даже 50 многие удивлялись, когда обнаруживалось, что добродушный старичок, хороший семьянин и трудолюбивый работник на самом деле напрямую причастен к одному из самых ужасных преступлений в мировой истории. Эти вопросы не имеют однозначных ответов. Однако их поиск важен для понимания специфики нацизма и политики геноцида. Обычно ответ начинают с идеологии. И в этом есть рациональное зерно. Действительно, впервые такая задача последовательного преследования и биологического истребления евреев была не просто риторикой отдельного политика или партии, а частью осознанной, проработанной государственной политики.
Именно эта цель нацистского государства являлась беспрецедентной. Холокост не был следствием религиозного фанатизма или классовой ненависти. Идеология сплачивала все структуры государства, многие слои немецкого общества были вовлечены в решение этой задачи, ставшей поистине государственной. Методы и степень преследования в зависимости от территории и времени могли отличаться, однако единой была итоговая цель. Исходной точкой этой идеологии называют органический национализм, зародившийся еще в Германии XIX в. В Германской империи «Втором рейхе» этот национализм имел имперский характер, поскольку обосновывал политику завоеваний и расширения. Однако к началу XX в. Потому государственный национализм здесь носил надэтнический характер.
В условиях полиэтничности правящая династия Габсбургов сочетала в своей политике ассимиляцию продвижение немецкой культуры и квазимультикультурализм власть приходилось делить с представителями разных этнических групп. В условиях роста антиимперских настроений и становления массового общества демократическая борьба этнических групп, как указывал историк М. Манн, взяла себе на вооружение идеи органического национализма. Различные национализмы, включая венгерский, чешский, сербский, ставили под угрозу существование единого имперского пространства, а их активность привела и к радикализации австрийских немцев. Не будем забывать, что в своей имперской политике Габсбурги опирались в том числе и на такие космополитичные группы, как евреи, на которых также перекинулось недовольство местных националистов[7]. В этом плане нет ничего удивительного, что А. Гитлер, как австрийский немец, был одним из тех, кто воспринял этот радикализм. Во многом благодаря школьному учителю истории он впитал идеи органического национализма.
Что мы понимаем под понятием «органический национализм»? Почему именно его мы избрали для фиксации данных общественных настроений? Речь идет о воззрениях, будто группа людей, связанная единой культурой, в действительности представляет собой некое биологическое, естественное единство, что национальность — это вопрос крови и наследственности. Несомненно, эта социальная мифология немало заимствовала из теории социал-дарвинизма и искала и к сожалению, находила поддержку у многих представителей естественных наук, склонных рассматривать человечество как популяцию, а наблюдаемые различия будь то цвет кожи или уровень экономического развития объяснять через обращение к биологии, к чему-то естественному и неизменному. Родом оттуда и до сих пор популярные в широких массах рассуждения о «национальных характерах». В основе лежит метафорическое уподобление некоей социальной общности человеку. Подобная «картина мира» делает логичным и оправдание жесткого политического лидерства, и призыв к единению, и очищение от «инородных тел». Базовая проблема, которую стремится решить органический национализм, заключается в поиске того «коллективного Мы», которые выглядело бы не проблемным, не подлежащим сомнению.
Отсылки к истории, биологии и географии как раз и призваны разработать ту идейную систему, в рамках которой принадлежность к нации видится чем-то естественным и абсолютным. Несомненно, органический национализм, если его довести до логического конца, приводит к расизму, который предполагает составление иерархий «высших» и «низших» рас. Философ Х. Арендт, еще на исходе Второй мировой войны, глубокомысленно заметила, что гитлеровский нацизм произрастает не из классического европейского национализма, а из империализма, т. Теперь же эта логика, благодаря Гитлеру, оказалась применима относительно самой Европы. В какой-то степени Х. Арендт была права, называя Гитлера антинационалистом: вершиной лояльности для него было не государство, не германская нация ведь если говорить о ней как о культурном единстве, то ассимилированные евреи никак не могут из нее исключаться , а арийская раса, наверху которой и были немцы[8]. В самом низу находились евреи.
На ступеньке выше последних стояли славяне. В «Майн кампф» «Моя борьба» , опубликованной в 1925—1926 гг. Гитлер считал себя мессией, призванным спасти мир от «еврейского засилья». Он постоянно повторял, что «еврейская зараза» приведет Германию к гибели. В рамках той «картины мира», которую разделял Гитлер, одним из главных признаков «низости евреев» стало отсутствие своего государства. Они не укоренены на определенной территории, а потому как «паразиты» живут в телах других наций. Заметим, что во время реализации политики Холокоста другой этнической группой, подвергшейся преследованиям и уничтожению, стали цыгане. Стоит ли говорить, что к оседлым цыганам нацисты относились более терпимо конечно же, «пока еще более терпимо» , нежели к кочевым.
Однако для того, чтобы эти идеи, сколько бы ими ни была пропитана нацистская верхушка, «заработали» на практике, нужно, чтобы они овладели массами. Один путь — поиск «научной респектабельности», поддержка ученых, которые превратят набор предубеждений и стереотипов в респектабельную научную истину. Эту поддержку нацисты получили у ряда медиков, биологов и физических антропологов, щедро спонсируя их изыскания. Недаром в мировой истории закрепилась фигура доктора Й. Менгеле, одного из главных врачей в лагере смерти Аушвиц: именно он на перроне встречал прибывших евреев и отбирал тех, кого стоило отправить в газовые камеры сразу, а кому временно сохранить жизнь и определить на работу. Кто, если не доктор, ученый, имеет, с точки зрения нацистов, высшее право на селекцию? На утверждение того, кого следует убить, а кого оставить в живых? Другой способ — массовая пропаганда.
Ее задача состояла в том, чтобы дегуманизировать еврея, сформировать образ вечного врага, достойного только уничтожения. Ключевая метафора — «евреи — вши на теле нации»; соответственно убийство невинных детей, женщин и мужчин представлялось «очистительной мерой». Для понимая того, как работала пропаганда, мы хотим отослать к наследию философа Э. Этнический еврей, он служил во французской армии, после поражения 1940 г. Наши приход и уход, наши горе и смех, болезни и развлечения, труд наших рук и тоска наших глаз; письма, которые нам передавали из Франции и забирали для наших семей, — все это происходило как бы в скобках. Существа, запертые в своем биологическом виде; несмотря на весь свой словарный запас, безъязыкие. Расизм — не биологическое понятие; антисемитизм — это архетип всякого интернирования. Даже социальное угнетение лишь подражает этому образцу.
Оно заточает внутри своего класса, лишает средств самовыражения, приговаривает быть «означающими без означаемых», а значит, осуждает на битвы и насилия»[9]. Именно с этим связаны рассуждения Э. Левинаса о «насилии понятий», которые призваны стирать в людях субъективность, их самость, отличность и индивидуальность. Враг на фронте — это просто неприятель, набор категорий, которые в самом пошлом виде предстают в виде тиражируемого образа врага. Такого врага легче убивать. Вы смотрите на человека, а видите не индивидуальность, а навязанную категорию например, «еврея» , к которой пропаганда пристегнула множество взращенных значений они же — стереотипы. Тем самым пропаганда выстраивала дистанцию, отчуждала исполнителей от своих будущих жертв на идейном, ментальном уровне. Говоря о нацистской политике геноцида, мы должны понимать, что речь идет о более широком процессе, нежели Холокост.
Порядка 250 тыс.
Основным поставщиком рабочей силы для Германии являлся Восточный Фронт и основную массу заключенных концлагерей составляли военнопленные и принудительно вывезенные немцами мирные жители оккупированных районов СССР. Иностранцев было немного. Угон на работы в Германию был частью немецко-фашистского оккупационного режима. По логике еврейских пропагандистов именно они составили основную массу погибших евреев. Но та же энциклопедия сообщает, что из этих 6 млн. Считается, что к концу войны на территории Германии, Австрии и Польши находилось около 14 млн. Если считать эту цифру близкой к истине, а также и цифру 10 млн. Так сколько же в действительности погибло евреев?
На этот вопрос отвечают демографические данные государств при сопоставлении численности евреев до и после войны. Приблизительные подсчеты показывают, что число жертв среди еврейского населения Европы не превышает 250-400 тыс. При этом сюда входят и умершие естественной смертью. Теперь насчет газовых камер и крематориев, в которых якобы были сожжены эти злополучные миллионы евреев. В Москве находятся 3 государственных и один частный крематорий. При современной технике трупосожжения а в наших крематориях установлена английская техника время сжигания одного трупа в среднем составляет 1,5 часа. Теоретически при непрерывной работе 24 печей в сутки должно сжигаться 252 трупа. Но печи останавливаются для выемки пепла и профилактического ремонта. Поэтому в общей сложности все 4 крематория Москвы в сутки сжигают около 200 трупов.
То есть в месяц - 6000 трупов. Эта цифра напрочь опровергает утверждение еврейской прессы о том, что в Освенциме ежемесячно сжигалось 279 тыс.
Первыми были выселены евреи Салоник.
В течение нескольких дней они были вывезены датскими рыбаками в нейтральную Швецию. Отмечается как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Май 1960 года — поимка и казнь Адольфа Эйхмана.
Особенно много вопросов возникает в связи с участием в этом процессе миллионов немецких граждан. Даниэль Хольхазен в своей докторской диссертации на эту тему под названием «Добровольные палачи Гитлера» англ. Аналогичного мнения придерживается один из ведущих специалистов по холокосту Иегуда Бауэр.
Однако другой известнейший историк холокоста Рауль Хильберг полагает, что проблема не в антисемитизме. Немецкий историк и журналист Гёцли утверждает, что поддержку политики геноцида нацисты получили в реезультате того, что отнятое у жертв преследования имущество было присвоено рядовыми немцами. Немецкий психолог Эрих Фромм объяснял холокост присущей всему биологическому роду человека злокачественной деструктивностью.
Общий обзор мнений о причинах Холокоста сделал историк Иосиф Кременецкий в статье «Можно ли понять Холокост? В своей теории заговора отрицатели Холокоста выдвигают тезисы о массовых подделках, масштабных фальсификациях и сокрытии фактов в пользу евреев.
Краткая история Холокоста
Почему именно они, каково количество жертв и когда отмечают международный день памяти жертв холокоста – читайте в нашей статье. При упоминании Холокоста на ум прежде всего приходит история уничтожения евреев. Холокост – это период в истории, когда нацистская Германия и ее союзники совершили систематическое уничтожение евреев и других групп национально-расовой дискриминации. В материале РЕН ТВ расскажем об истории и значении Холокоста, а также о том, как вспоминали это время те, кому удалось спастись. Холокостом (по-гречески — всесожжение) называют преднамеренную попытку полного истребления целой нации, приведшую к уничтожению до 60% евреев Европы, то есть примерно 35% еврейского населения мира.
Международный день памяти жертв Холокоста в 2025 году: история и традиции
Холокостом называют систематическое уничтожение нацистами и их союзниками шести миллионов евреев во время Второй мировой войны. Собственно Холокост в том виде, в каком большинство обывателей понимает его сегодня, начался со второй половины 1942 года, когда евреев из гетто начали отправлять в лагеря смерти. к Трагедия Холокоста является одной из самых страшных страниц 2-ой мировой войны, когда были массово уничтожены нацистами евреи, цыгане, представители различных социальных групп. Краткая еврейская энциклопедия рассматривает холокост в 4 этапа:[24].
Холокост – величайшая трагедия еврейского народа
А с приближением советских войск адский конвейер значительно ускорился. Точных данных об уничтоженных евреях в этих лагерях нет, многие документы были сожжены нацистами. По самым скромным оценкам экспертов цифры таковы: в Освенциме 1 миллион, Треблинка 900 тысяч, Собибор 250 тысяч, Хелмно 300 тысяч, Майданек 310 тысяч, Белжец 500 тысяч человек. Количество жертв Холокоста точно не посчитано, работа ведется и сейчас, но принято считать, что примерно свыше шести миллионов евреев подверглись уничтожению. Почему стал возможен Холокост Возникает закономерный вопрос, почему еврейский народ так покорно шел на закланье. Неужели они не знали и не понимали, что происходит и что с ними будет? Почему не сопротивлялись и не боролись? Большинство экспертов сходятся во мнении, что это заложено в ментальности евреев, которые в результате многовекового опыта притеснений привыкли испытывать унижения и терпеть. Кроме того, они считали себя богом избранной нацией и потому полагали, что это господь шлет им испытание в лице Гитлера, через которое они должны пройти для последующего возрождения. Зачастую трагедия Холокоста умышленно выводится из общей канвы Второй мировой войны и преподносится как основное ее событие и главная цель, преследуемая Адольфом Гитлером. Однако Германия в ходе войны решала множество задач и попытка уничтожения целого народа лишь составная часть одной из миссий по расширению «жизненного пространства» нордической, арийской расы.
Ошибочно думать, что протеста и сопротивления не было. Это не соответствует истине — евреи тоже сражались. Практически в каждом гетто функционировало подполье. Регулярно вспыхивали восстания. Самое крупное наблюдалось в Варшавском гетто в сорок четвертом году, которое было жестоко подавлено, но возникали и другие, например, в Львове, Жмеринске, Луцке. Существовал и еврейский партизанский отряд в Белоруссии. Его организовали братья Бельские. Изначально в состав входило двадцать человек. Но, имея связь с подпольем Лидского и Новогрудского гетто, он постоянно пополнялся. Командир отряда Тувия Бельский принимал к себе всех — от стариков до женщин и детей, главной задачей было спасение людей.
Но и воевали они умело, проводили диверсии, вели рельсовую войну. Отряд был включен в состав Кировской партизанской бригады. После освобождения Белоруссии Тувия вывел из леса тысячу двести евреев. А восстание в «лагере смерти» Собибор, которое организовал советский офицер А. Печерский, является примером несгибаемой воли. Это восстание закончилось успешно, заключенные уничтожили огромное количество охраны и ушли в леса. Многие были впоследствии убиты местными националистами и эсэсовцами, но большая часть ушла на советскую территорию и выжила. Огромное количество евреев сражалось в рядах Красной Армии. Свыше ста пятидесяти человек удостоены звания Героя Советского Союза, а трое награждены золотой звездой дважды. В Красной Армии служило свыше двухсот генералов и адмиралов еврейской национальности.
Большинство из них принимали активное участие в боевых действиях, десять погибло. Интересный факт — из общего количества генералов только этнических русских и украинцев было больше. Память о Холокосте Причины Холокоста в целом известны и досконально изучены. Уничтожение евреев происходило с молчаливого согласия коренных народов стран фашистского блока и оккупированных территорий, мало того, оно находило широкую поддержку. По большей части решающим фактором стала человеческая алчность, ведь появлялась возможность завладеть имуществом иудеев. Большую роль в Германии сыграла пропаганда антисемитизма. Многих останавливал страх, ведь помощь евреям жестоко каралась. Ужасный факт о Холокосте — в Польше еврейские погромы не прекратились и после войны. Самым известным стал погром в городе Кельцев июле сорок шестого, который подавили советские войска. Он произошел по ложному обвинению и по причине все той же жадности.
Жители не желали отдавать приобретенную еврейскую недвижимость и имущество. Только совсем недавно эти случаи были осуждены и названы «позором польского народа». Но были люди, кто не считался ни с чем и оказывал помощь. Помогал, невзирая ни на какие трудности, преодолевая страх и человеческие пороки. Их имена известны и увековечены в центре исследования истории и событий Холокоста Яд-Вашем в Израиле. Эта работа продолжается и по сей день.
После эта система распространилась на все нацистские концлагеря. В Дахау проходила подготовка руководителей и охранников для других лагерей [11].
По различным оценкам за время существования концентрационного лагеря были убиты 41500 человек, включая евреев, немецких и австрийских заключенных [10]. Закон о гражданстве Рейха предусматривал, что только люди «немецкой или родственной крови» могли иметь гражданство страны. При этом, остальное население лишалось гражданских прав [10]. В 1938 году в результате так называемой Хрустальной ночи или ночи разбитых витрин были разгромлены и сожжены тысячи еврейских магазинов, синагог и домов. В последующие дни были приняты новые законы, согласно которым все европейские компании закрывались, из государственных школ были исключены все дети еврейского происхождения. Свобода передвижения была ограничена [12]. Концентрационный лагерь Освенцим. Надпись над входом в лагерь означает «Труд ведёт к свободе» Действительность была другой [13].
Перед началом Второй мировой войны Гитлер выступил в рейхстаге с заявлением о том, что в случае новой мировой войны евреи Европы будут уничтожены. Речь была приурочена к шестой годовщине прихода Гитлера к власти. Данную речь, которая длилась два с половиной часа, Гитлеру помог подготовить Министр нацистской пропаганды Йозеф Геббельс [10]. Германия вторглась в Польшу. После аннексии территории Польши, нацисты создали здесь еврейские гетто. Польским евреям было приказано носить отличительную нашивку «жёлтую звезду», которую часто называли «знаком позора». Неисполнение приказа каралось смертью [10]. В 70 километрах к западу от Кракова в 1940 году был открыт концлагерь Освенцим [14] , крупнейший из всех лагерей, созданных нацистами.
В комплекс входили три основных лагеря — Аушвиц , Биркенау и Моновиц [15]. Газовые камеры впервые начали использовать в лагере смерти Собибор [16] , в марте 1942 года в лагере Белжец , 1 июня 1942 года — в лагере Треблинка. На оккупированных Германией территориях Европы начался массовый геноцид еврейского народа. В Собиборе с мая 1942 года по ноябрь 1943 года нацистами было уничтожено от 150 до 250 тысяч человек.
Первым данный термин употребил хронист, бенедиктинец Ричард, проживавший в Девайзесе в 12-м веке. Он описывал еврейский погром, который случился во время коронации Ричард I Львиное Сердце. Во многих современных языках термин употребляется в двух значениях — в широком и в узком смысле. Когда хотят обозначить отношение к еврейскому народу, то понятие пишут с заглавной буквы. В данном случае, это название исторического события — истребления евреев и других народов во время Второй мировой войны.
В это же время проходило массовое истребление цыган, к примеру. Но так как численность евреев была выше, это понятие связывают с уничтожением именно иудейской народности. Нацистский предводитель пропагандировал враждебное отношение ко всем, кто по его мнению, не являлся арийцем. Факты о Холокосте подтверждают, что в эти трагические времена погибли талантливейшие люди, которые могли бы своей деятельностью существенно улучшить мир. Но фашистам были неважны заслуги евреев. Они не делали выбор между обычным иудеем и светилом мирового уровня. Январь 1933 — август 1939. Гитлер становится рейхсканцлером Германии в 1933 году. Начинаются агрессивные нападки на евреев.
Запрещаются межрасовые браки. В 1939-м году фашистские войска напали на Польшу. В этот год погибла масса польских евреев. Сентябрь 1939 — июнь 1941. Территорию западной Польши включили в состав рейха. Было сформировано «Генерал-губернаторство», занимавшееся геноцидом. Июнь 1941 года — осень 1943 года. Большая часть евреев, заселявших территории Центральной и Восточной Европы, погибла. Евреи — узники лагерей смерти, точное число которых до сих пор не установлено.
Зима 1943 — май 1945. Началась массовая депортация еврейского народа из Западной Европы в концлагеря, которая проходила вплоть до окончания войны. В частности, они не имели права работать в государственных учреждениях, получать те или иные специальности. Евреи не могли состоять в отношениях с лицами другой национальности. В этом случае партнёр автоматически причислялся к евреям. Он становился изгоем, лишался всех привилегий. Начало Холокоста привело к тому, что уже в 1935-м году евреи оказались ограниченными в своих правах на территории всей страны. Они считались низшей расой. Отметим, что первоначально нацисты не стремились истребить этот народ.
Они просто пытались выдворить их с территории своей страны. Но евреям было некуда ехать. Дата начала Холокоста разделила мир на два условных лагеря: страны, которые принимали евреев, и государства, которые отказывались принять у себя беженцев. События Холокоста показали нацистам, кто из мировых держав поддерживает их политику, а кто оказался ярым противником гитлеровских идей. Во время войны нацисты захватили страны, в которых обосновалась большая часть евреев. Среди них оказались Польша, Белоруссия, Украина, Прибалтика. Практически в каждом крупном городе сформировали гетто. Это территория, куда загоняли евреев, изолируя их от лиц других национальностей. Только такой образ жизни давал им шанс выжить и заработать на пропитание.
Некоторые узники пытались подчиняться фашистам, точно следовать их указаниям. Но время показало, что смерть неминуема, нацисты казнили всех без разбора. На территории бывшего Советского Союза крупнейшими гетто были Львовское и Минское. Здесь в общей сложности содержали более полумиллиона человек еврейской национальности. Все они были уничтожены. Гибли мужчины, женщины, дети, старики только потому, что они были евреями. Казалось, мир сошёл с ума. Находились те, кто пытался помочь евреям выжить. Сочувствующие прятали их в своих домах, помогали обзавестись новыми документами.
Так, в Польше казнили более 2 тысячи человек за то, что они были замечены в оказании помощи евреям. Такая же участь ждала всех, кто намерено или по неведению, помогал представителям данной расы. Два доктора умудрились спасти жизнь евреям, проживающим в городе. Они объявили о том, что началась эпидемия тифа. Немцы не вошли на территорию города, евреям удалось бежать. В Дании жителям удалось переправить на рыбацких лодках евреев, проживавших на территории страны. Они нашли прибежище в Швеции. Евреев не щадили нигде. В Тунисе было уничтожено около двух тысяч человек.
В Алжире также проживали лица еврейской национальности.
Другое дело, что это надо делать аккуратно. В условиях межэтнического конфликта указания национальности могут лишь привести к усилению конфликта. Сейчас медиарынок устроен так, что наиболее популярными становятся те СМИ, которые не стесняются указывать национальность, возможно даже нарушая при этом какие-то этические нормы. Такая подробная информация притягивает большое количество читателей. Вообще, в условиях жесткой конкуренции медиа и разнообразия новых медиа ждать соблюдения этических норм при освещении межэтнических тем довольно сложно. Недавний конфликт азербайджанцев и армян в центре Москвы это подтверждает. Кроме того, сейчас мы переживаем экономический кризис.
А в период финансовой нестабильности радикалы склонны искать виновников в лице представителей других национальностей. В целом, я считаю, что за последние годы в России антисемитизм не проявляется, возможно, фокус сместился на другие национальности. Беспокоит, что на фоне политических сложностей иностранцы из «коллективного Запада» в России стали восприниматься в качестве врагов, агентов, шпионов. В частности, очевидно подозрительное отношение к американским гражданам. Эта проблема не относится к межличностным контактам, а выражается в качестве коллективного стереотипа. Стоит учитывать и тот факт, что у большинства населения нашей страны нет загранпаспорта, многие попросту не выезжали за рубеж и поэтому воспринимают иностранцев только через призму пропаганды. В самой же Новгородской области практически нет межэтнических конфликтов, нет ситуаций притеснения. Это объясняется рядом причин.
День памяти жертв Холокоста. История трагедии от погромов до спасения
История холокоста неразрывно связана с именем Гитлера. Что такое холокост — определение, история, жертвы всех национальностей, отрицание и память о холокосте. Материалы о холокосте евреев во время Второй мировой Войны и в 20 веке, исторические сводки и мемуары. что такое холокост, хроника трагических событий, кто виновен в массовом истреблении людей, какие последствия у холокоста. Холокост — это универсальный пример в истории человечества, который показывает, к какой масштабной катастрофе могут привести расовые, религиозные, национальные предрассудки. Именно поэтому Холокост часто называют одним из самых продуманных геноцидов в истории.