Новости эмоциональный интеллект состоит из

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ.

Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни

Авторы разработали структуру эмоционального интеллекта, которая состоит из трех компонентов (рис.1). Согласно ей он состоит из четырех главных компонентов:Также есть смешанная модель эмоционального интеллекта, созданная Дэниэлом Гоулманом. Как же эмоциональный интеллект влияет на нашу жизнь и как его развивать, рассказала Маргарита Кевац — клинический психолог и исследователь, сооснователь проекта аутентичного саморазвития Care Space. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это не развитие гениальности, быстроты ума или эрудированности. Сегодня эмоциональный интеллект в основном рассматривается как метод достижения определенных высот в карьере благодаря развитому навыку коммуникации, пониманию окружающих и главное — себя. Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов.

Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать

Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов. 29 ноя 2020. Пожаловаться. Эмоциональный интеллект состоит из двух главных составляющих, о них сегодня и поговорим Начнём с того, что есть большое количество людей, которые не способны рефлексировать — то есть осознавать собственные эмоции. Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих. Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. А в соединении с вектором интеллекта IQ эмоциональный интеллект формирует важнейшую стратегию, назовем ее «стратегией творцов».

Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ

Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе — социального интеллекта Торндайк Э, Спирмен Ч. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л. Выготский Л. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...

Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С. Однако намеченные Л.

Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки [7, с. Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту.

Так, внутриличностный интеллект трактуется им как "доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением" [27]. В 1988 г. Рувен Бар-Он Reuven Bar-On ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека.

Бар-Он впервые ввел обозначение EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта. В свою очередь, Кэролин Саарни в 1990 г. В научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области, было получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что, как отмечал Кэррол Изард, с полным правом можно было говорить о перевороте в этой сфере [48].

Кроме того, проблемой идентификации и понимания эмоций занимались не только психологи, но и специалисты других наук — эволюционные биологи, психиатры, программисты и т. Для того, чтобы избежать разночтения при исследовании проблемы идентификации и понимания эмоций человеком, американские психологи Сэловей П. Сами авторы рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий [58, с.

Этими же учеными была разработана первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта. Это сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1 идентификация и выражение эмоций, 2 регуляция эмоций, 3 использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [58, с. Структура эмоционального интеллекта по Сэловею П.

После нескольких лет более детального изучения данной проблемы Сэловей П.

Быть поглощенным чувствами означает впасть в детство. Эмоционально зрелый человек может сдерживать и контролировать свои чувства и эмоции должным образом в соответствующей ситуации. Но это не то же самое, что скрывать свои чувства или гасить внутри свои эмоции. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может здраво выражать свои эмоции, контролируя и сдерживая их. Здоровая самомотивация может способствовать лучшей реакции на жизненные неудачи и разочарования, помогает относиться к ним с оптимизмом и стойкостью. Самые последние исследования в области бизнеса также свидетельствуют о том, что люди, по природе своей обладающие большей эмпатией, демонстрируют более устойчивое лидерство. Другие люди также получают удовольствие от общения с ним. Выстраивание отношений и общение с людьми является залогом счастья. Как же тогда эти пять качеств могут улучшить нашу жизнь, и как эмоциональный интеллект может сделать ее более приятной?

Развитие пяти составляющих эмоционального интеллекта может существенным образом улучшить: Отношения в семье и межличностные отношения Повышение самосознания способствует формированию лучших мыслей, поведения и чувств по отношению к другим людям.

Эти модели в обиходе часто называют «EQ» «эмоциональный коэффициент», по аналогии с «IQ» — коэффициент интеллекта. Дэниел Гоулман и его коллега Ричард Бояцис предпочитают использовать термин «ЭИ», который они подразделяют на четыре сферы: самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и управление отношениями. Все вместе эти сферы включают в себя двенадцать компетенций ЭИ, которые означают развиваемые умения и навыки, отвечающие за блестящую работу в качестве лидера см. Эти умения включают в себя области, в которых Эстер несомненно сильна: эмпатия, позитивный настрой и самоконтроль. Но они также включают и такие ключевые качества, как нацеленность на результат, влиятельность, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство. Вторая группа навыков требует такого же умения управлять эмоциями, как и первая, поэтому каждый амбициозный лидер должен уделять их развитию ровно столько же внимания. К примеру, если бы Эстер обладала навыком управления конфликтами, она бы умела давать людям негативную обратную связь. А если бы у нее был хорошо развит навык влиятельности, она бы даже хотела дать эту негативную обратную связь, чтобы направить работу своих сотрудников в нужной русло и помочь им развиваться.

Это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. Каждый человек да-да, без исключений, ты тоже использует эмоциональный интеллект в повседневной жизни. Мы используем его, когда говорим по душам с близкими, обсуждаем проблемы в отношениях с партнером, пытаемся найти общий язык с бабушками или младшими братьями. Эмоциональный интеллект позволяет нам наладить отношения с окружающими и с самим собой. EQ vs IQ Неважно, какое у тебя образование, если ты не умеешь общаться с людьми. Иметь высокий IQ — просто быть умным. А иметь высокий EQ значит уметь управлять своим умом. Одним из первых исследователей, который 20 лет назад познакомил массы с понятием эмоционального интеллекта, был Дэниел Гоулман его книга «Эмоциональный интеллект» до сих пор является основной в этой области. Периодически он проводит тренинги в крупных международных компаниях. На каждом из них он просит поднять руки тех, кто учился на «отлично» в школе или университете.

И каждый раз из 200-300 человек только 2-3 человека поднимают руки. Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Хорошо это иллюстрирует история двух студентов, которую он приводит в качестве примера. Один из них знал сферу своей деятельности досконально, его знания были на высшем уровне, но профессора смущал один его недостаток — «он был слишком заносчивым». Другой студент уступал ему в качестве подготовки, но все, кто был с ним знаком, подмечали, что он «чрезвычайно искусен в межличностных отношениях. Его любили все, кто с ним работал». Достаточно посмотреть на жизнь этих людей через несколько лет. Первый, обладающий редким умом, но не умеющий справляться со своими эмоциями, часто менял место работы именно из-за того, что не мог наладить взаимоотношения с коллегами. В итоге ему пришлось работать на должности, которая была «мала» ему по его умственным способностям, но на большее он рассчитывать не мог — его вспыльчивость была «стеклянным потолком». А другой студент с более развитыми навыками общения с помощью связей и умения налаживать контакты с людьми занял должность, о которой мог только и мечтать во время учебы.

Истоки: когда и как формируется эмоциональный интеллект Первые, кто учит нас эмоциональному развитию, — родители. Именно в детстве происходят важные для формирования эмоционального интеллекта процессы: мы учимся принимать и понимать свою природу такой, какая она есть, принимать людей такими, какие они есть. Не осуждать, относиться к людям и ситуациям с сопереживанием. Но бывает, что родители, наоборот, тормозят эмоциональное развитие ребёнка. Это происходит, когда нам запрещают чувствовать то, что мы чувствуем, потому что эти чувства не вписываются в картину мира наших родителей, «не входят в их планы». Эти установки мешают нам научиться понимать свои эмоции. Чувства ребёнка сталкиваются со страхами и комплексами родителей. Сознание ребенка блокирует эмоции, ведь это чувствовать нельзя так происходит потому, что родители не могут эмоционально отвязать себя от своих детей. Как результат — мы все становимся одинаковыми, живем с искусственными шаблонами восприятия мира и поведения.

Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума

Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.

Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.

Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.

Стоит отметить, что двустороннее разрушение миндалины нарушает реакции гнева и приводит к чрезмерному спокойствию. Удовольствие и зависимость также начинаются в лимбической системе: в системе миндалин, прилежащего ядра и гиппокампа. В России вопрос эмоционального интеллекта также активно рассматривает Татьяна Черниговская, специализирующаяся в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания.

Татьяна Владимировна поднимает вопрос влияния гаджетов на эмоциональный интеллект детей и подростков, считая, что эмоциональному интеллекту можно обучить, но для этого детям необходимы личная коммуникация, общение с животными, просмотр фильмов, а также участие в походах и обязательная помощь друг другу. В статье, опубликованной в Harvard Business Review, Барри Либертом и Меган Беком выделяют несколько областей, в которых люди все еще держат верх над своими коллегами-роботами: Ключ к сохранению значимости людей в профессиональных отраслях заключается в том, чтобы индивидуум использовал свои уникальные человеческие навыки. Для максимально эффективной деятельности рекомендуется использовать синергию эмоционального интеллекта с обработкой больших данных путем машинного обучения. Сумеют ли машины превзойти людей в плане эмоционального интеллекта пока не ясно, но крупнейшие банки мира, например, J. Morgan, уже активно внедряют практики рекомендации покупки ценных бумаг клиентам путем обработки предпочтений, эмоционального состояния клиента.

Каковы будут последствия такого прогресса сейчас тоже сложно оценить. В российских компаниях данные технологии применимы крайне урезано: на развитие машинного обучения, цифровизацию процессов нужны колоссальные средства, которых у российских даже публичных компаний не всегда хватает. Поэтому темой машинного обучения пока занимаются только российские гиганты: в финансовой сфере — Сбербанк, в ретейле — X5 Retail Group и конечно в ИТ — Яндекс и Mail. Ru Group.

Это также означает, что ты умеешь снимать напряжение, управлять конфликтами, справляться с трудными сценариями и адаптироваться к изменениям в окружающей среде.

Все дело в том, чтобы пробудить ту часть себя, которая помогает управлять эмоциями. Мотивация Если ты внутренне мотивирован, то у тебя есть жажда личного развития. Как бы ни выглядела твоя версия успеха, ты в высшей степени мотивирован на успех. Тебя вдохновляет достижение целей, потому что это помогает тебе расти как личности, а не делать это ради внешних вознаграждений, таких как деньги, слава, статус или признание. Эмпатия Если ты эмпатичен, то находишься на здоровом уровне самозаинтересованности - но не эгоцентризма.

В разговоре ты можешь понять, откуда кто-то пришел. Даже если точный сценарий не происходил с тобой, ты можешь использовать свой жизненный опыт, чтобы представить, как это может ощущаться, и сочувствовать тому, что они переживают. Ты не спеши судить других и осознаешь, что все мы просто делаем лучшее, что можем, в тех обстоятельствах, которые нам даны. Когда мы знаем лучше, мы делаем лучше. Социальные навыки Если ты развил свои социальные навыки, то ты умело работаешь в команде.

Ты осознаешь других людей и их потребности в разговоре или при разрешении конфликта. Ты приветлив в разговоре, используешь активное слушание, зрительный контакт, навыки вербального общения и открытый язык тела. Ты знаешь, как развить раппорт с другими людьми или выразить лидерство, если того требует случай. Почему важен эмоциональный интеллект? Люди являются социальными животными - мы созданы для связи.

Чем больше мы можем строить позитивные отношения и развивать кооперативные связи, тем более обогащенной может быть наша жизнь. Неудивительно, что исследования показали корреляцию между более высоким EQ и счастьем. Но даже когда становится тяжело, эквалайзер может помочь нам и в этом. В академической среде студенты, демонстрирующие высокий эмоциональный интеллект, особенно в области эмоциональной регуляции и эмпатии, могут реже сталкиваться с буллингом, согласно исследованиям. Работа - еще один пример.

Активное взаимодействие с внешним миром: хлопанье дверьми, летающие предметы, невозможность находиться в одной позе. Сарказм, тонкие оскорбления, раздражительность, резкость в высказываниях. Полный уход в себя, молчание, глубокая обида и чувство отстраненности. Мы привели лишь несколько примеров того, как люди себя ведут, ощущая разные эмоции. По аналогии вы можете проанализировать, что обычно чувствуете вы, когда, например, находитесь в состоянии гнева, испытываете сомнения в своих силах или паникуете оттого, что не успеваете закончить дела вовремя. K-AMPUS — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи. Остановитесь Многих конфликтов и опрометчивых решений можно было бы избежать, если бы мы умели вовремя сделать паузу, посчитать до 10 и только потом принимать решение.

Но это не так-то просто, ведь реакция «бей или беги» срабатывает практически моментально, а вот рациональное решение приходит сильно позже. Однако упростить себе жизнь можно, если набрать побольше информации о том, какие эмоции вы испытываете в разных ситуациях и к каким шаблонам поведения обычно прибегаете. Чем лучше вы их осознаете, тем больше шансов, что в каждом конкретном случае вы сможете лучше видеть себя со стороны и верно оценивать обстановку. Но все равно перед тем, как это произойдет, надо немного подождать. Например, когда вы чувствуете прилив злости, важно проделать 3 простых шага: Сконцентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь замедлить его, делайте глубокие вдохи и выдохи, обращайте внимание на воздух, который теплеет по мере того, как попадает в нос. Отвлекитесь на физический мир. Возьмите ручку, сдвиньте блокнот на несколько миллиметров в сторону, поправьте рукава рубашки. Придумайте мантру.

Короткое предложение, которое бы напомнило вам о ваших ценностях — например, нежелании развязывать конфликт на ровном месте. Направьте реакцию в правильное русло Одна из причин, по которой мы чувствуем себя ужасно после слов и действий, которые случились под влиянием эмоций, — это то, что мы в эти секунды противоречим сами себе и отказываемся от наших ценностей. Чтобы такого не случилось, есть методика, состоящая из трех шагов: визуализация, стратегия и реализация. Как это работает? Лучшие публикации в Telegram-канале Econet. Во-первых, представьте условия, которые бы могли вывести вас на негативные эмоции. Постарайтесь как можно подробнее продумать эту ситуацию — так, как будто она вот-вот случится. Когда вы погрузитесь в контекст, вы услышите голос наставника, который скажет вам о том, что прямо сейчас случится непоправимое. В эту секунду остановитесь и задайте себе вопросы: «Есть ли в этом смысл?

Делайте это до тех пор, пока не придете к четкой и однозначной картинке того, как лучше всего отреагировать в конкретной ситуации. Во-вторых, начните развивать идеальную стратегию, которая поможет добиться ваших первоначальных целей. Ваш партнер в порыве злости говорит: «Ты не ценишь то, что я для тебя делаю!

Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции

Способность к идентификации и выражению эмоций делится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой — на чужие эмоции. В первый компонент включаются вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй — субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Способность к регуляции эмоций состоит из двух компонентов: регуляции своих эмоций и регуляции чужих эмоций. Способность к использованию эмоций в мышлении и деятельности включает в себя компоненты: гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации.

Позже П. Сэловей и Дж. Мэйер доработали предложенную модель.

Усовершенствованный вариант основывался на том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами либо с другими людьми. Иначе говоря, эмоции дают человеку представления о характере этих связей. При этом связи могут быть актуальными, вспоминаемыми и воображаемыми.

Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. Исходя из описанного, «эмоциональный интеллект» понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [33]. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта.

Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т.

Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций.

Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций.

Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е гг. Наиболее известными являются, модели Д.

Гоулмена и Р. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж.

Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками.

Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31].

Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом.

Модель П. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик.

Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим.

Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации.

Научившись осознавать свои эмоции, мы можем научиться ими управлять благодаря навыку саморегуляции. Понимать свою мотивацию Мотивация — это то, что подталкивает нас к достижению наших целей и улучшению качества жизни. Сам Гоулман определяет четыре элемента, из которых состоит мотивация: наше личное стремление к достижениям, приверженность целям, готовность действовать в соответствии с возможностями и устойчивость перед сложностями. Мотивация — это то, что подталкивает нас к достижению наших целей и улучшению качества жизни. Благодаря лучшему пониманию своих эмоций мы можем влиять на нашу продуктивность и мотивацию. Например, если человеку важно вести здоровый образ жизни, но силовые тренировки нагоняют скуку, он может попробовать другие виды активностей и найти те, что будут приносить радость и удовольствие.

Проявляя эмпатию, мы думаем о том, как бы отреагировали сами в такой же ситуации, а еще понимаем, когда нужно помочь человеку и дать совет, а когда лучше просто побыть рядом и поддержать. Люди с развитой эмпатией способны учитывать точку зрения, опыт и эмоции других людей и использовать эту информацию для принятия решений. Например, если коллега столкнулся с трудностями на работе, стал замкнут и менее продуктивен, эмпатия поможет не лезть с советами или обвинениями, а попытаться понять, что случилось. Построить прочные отношения с другими людьми Социальные навыки — тоже часть эмоционального интеллекта. Они охватывают многие навыки и компетенции, которые основаны на самоуважении и личной уверенности: легкость в общении, умение слушать, делиться и заслуживать доверия. Развивая эти навыки, человек становится приятным и ценным собеседником и учится выстраивать крепкие доверительные отношения.

Социальные навыки — тоже часть эмоционального интеллекта.

Развитие социальных навыков Социальные навыки — это умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Развивайте свои навыки коммуникации, учитеся слушать и выражать свои мысли и чувства ясно и уважительно. Также развивайте навыки решения конфликтов и сотрудничества в команде. Это поможет вам улучшить свои отношения и достигать совместных целей. Развитие эмоционального интеллекта требует времени и усилий, но оно может принести множество преимуществ в вашей жизни. Будьте терпеливыми и открытыми к саморазвитию, и вы сможете стать эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни. Техники и упражнения для развития эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта требует практики и осознанности. Вот несколько техник и упражнений, которые помогут вам развить свой эмоциональный интеллект: Самонаблюдение Начните обращать внимание на свои эмоции и реакции в различных ситуациях.

Записывайте свои эмоции в дневнике или используйте приложение для отслеживания настроения. Это поможет вам лучше понять свои эмоции и их влияние на ваши действия. Упражнения на осознанность Практика осознанности поможет вам быть в настоящем моменте и осознавать свои эмоции без суждений. Попробуйте медитацию или упражнения на дыхание, чтобы улучшить свою способность к осознанности. Развитие эмпатии Упражнения на развитие эмпатии помогут вам лучше понимать и сопереживать другим людям. Попробуйте ставить себя на место других людей и задавайте им открытые вопросы, чтобы лучше понять их эмоции и потребности. Управление стрессом Научитесь управлять своим стрессом и эмоциональным напряжением. Попробуйте техники релаксации, такие как глубокое дыхание, йога или прогулки на свежем воздухе. Это поможет вам справиться с эмоциональным давлением и сохранить спокойствие в сложных ситуациях. Развитие коммуникативных навыков Улучшите свои коммуникативные навыки, чтобы лучше выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.

Практикуйте активное слушание, задавайте открытые вопросы и учитеся выражать свои мысли и чувства ясно и уважительно. Эти техники и упражнения помогут вам развить свой эмоциональный интеллект и стать более эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни. Преимущества развития эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта имеет множество преимуществ и может положительно повлиять на различные аспекты вашей жизни. Вот некоторые из них: Улучшение отношений с другими людьми Развитие эмоционального интеллекта помогает вам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других людей. Это позволяет вам лучше коммуницировать, устанавливать глубокие и более качественные отношения с другими людьми. Успешное руководство и лидерство Лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно более успешны в своей работе. Они способны эффективно управлять своими эмоциями и эмоциями своей команды, принимать обоснованные решения и вести людей к достижению общих целей. Улучшение самоуправления Развитие эмоционального интеллекта помогает вам лучше понимать свои эмоции и реагировать на них адекватно. Вы научитесь контролировать свои эмоции, избегать негативных реакций и принимать решения на основе разума, а не эмоций. Успешное управление стрессом Люди с развитым эмоциональным интеллектом лучше справляются со стрессом и адаптируются к изменчивым ситуациям.

Они умеют эффективно управлять своим эмоциональным давлением и сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Эти преимущества развития эмоционального интеллекта помогут вам стать более эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни.

Изучить чужие взгляды Легко забыть, что люди, с которыми мы встречаемся, воспринимают нас совсем по-другому, чем то, как мы себя воспринимаем. При этом обращение к близким нам людям с просьбой поделиться своим мнением о нашем взаимодействии с ними может помочь нам лучше понять самих себя. Вот некоторые из них для начала: Вел ли я себя необычно в это время?

Считаете ли вы, что я вел себя логически или эмоционально? Был ли я чувствителен к вашим эмоциям? Должен ли я вести себя по-другому? Не могли бы Вы объяснить, как? Понимая, как другие люди воспринимают наши эмоции, мы можем получить объективный, менее предвзятый взгляд на наше поведение.

Начать быть более наблюдательным Развитие нашего эмоционального интеллекта возможно только в том случае, если вы станете более внимательны к своим чувствам. Важно, чтобы вы ежедневно внимательно следили за своим поведением. Как говорит Барисо, "Если вы сделаете какие-либо новые открытия, обязательно повторите первый шаг. Вы даже можете записать свой опыт; это поможет прояснить ваше мышление и удержать вас в "режиме обучения"". Использовать "паузу" "Пауза", как выразился Bariso, невероятно проста, но очень эффективна, когда речь заходит об улучшении EQ.

Это, как следует из названия, действие - сделать небольшую паузу, перестать думать перед тем, как действовать или говорить. Это не позволяет нам принимать безрассудные или импульсивные решения без предвидения. Это позволяет нам взять под контроль такие эмоции, как гнев и ревность, которые могут вызвать много проблем, если их оставить, чтобы устроить бунт. Паузу во время стрессовых моментов легче сказать, чем сделать, но с практикой становится легче. Используя разумные паузы, мы можем улучшить наш эмоциональный интеллект с течением времени, используя наши эмоции вместо того, чтобы позволить им направлять нас вслепую.

Начните спрашивать, почему Когда другие люди предпринимают действия, с которыми мы не согласны, мы быстро выносим суждения об их мыслях и поведении. Мы можем навешивать ярлык на человека, сигнализирующего о себе позади нас, как на невнимательного и бездумного человека. Редко мы останавливаемся, чтобы задуматься о том, почему другие люди ведут себя так, как они себя ведут.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих

Годом позже Говард Гарднер, американский психолог, выступил с идеей множественного интеллекта человека, расширив модель до восьми составляющих: музыкальный, вербальный, лингвистический и прочие интеллекты. Вскоре после этого американский журнал Times вышел с обложкой, вопрошавшей читателей об их уровне эмоционального интеллекта и утверждавший, что именно он, а не IQ, определяет успех в жизни человека. Вслед за Бар-Оном свои модели EQ представили несколько авторов. Однако сегодня весь мир прочно ассоциирует концепцию Эмоционального интеллекта с именем американского психолога Дэниела Гоулмана, чья книга 1995 года с аналогичным названием стала мировым бестселлером. Существующие схемы EQ имеют ряд различий: психологи Сэловей и Майер включают способность к адаптации и управление стрессом, тогда как Гоулман расширяет свою модель, добавляя в нее эмпатию и мотивацию. Однако, несмотря на все различия, авторы отводят первое место в модели EQ самосознанию - краеугольному камню идеи эмоционального интеллекта. Не умея познать себя, человек не способен к пониманию и познанию других.

Именно с самосознания начинается развитие EQ. Дэниел Гоулман Определение эмоционального интеллекта схоже у различных авторов и включает в себя способность человека распознавать свои и чужие намерения, мотивацию и желания, управление ими для решения практических задач. Несмотря на название, справедливым будет заметить, что помимо эмоций, психические переживания человека состоят из богатой палитры чувств. Умение распознавать последние и отличать их от эмоций также является признаком развитого эмоционального интеллекта. Какова природа эмоций? С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды.

Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх.

Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними. И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них.

Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности. В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку. Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции. За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции. В отличие от животных человек способен испытывать чувства благодаря своему мышлению, воображению и фантазиям. Мы чувствуем, потому что мыслим.

Несмотря на богатство переживаний, доступных человеку, разобраться и выразить свои чувства и эмоции доступно не каждому. Состояние, при котором человек затрудняется передать внутренние ощущения, называется алекситимией. Важно понимать, что алекситимия — не диагноз, и может сопровождать различные расстройства и быть причиной психосоматических заболеваний. Сегодня алекситимия поддается психотерапевтическому лечению. На пути к развитию эмоционального интеллекта человек учится распознавать свои эмоции, чувства и состояния. Существуют различные методики и инструменты, которые могут в этом помочь.

Так, знаменитое «Колесо эмоций» Роберта Плутчика сегодня можно встретить в кабинете каждого психолога.

Учиться принимать критику, чтобы не вступать в конфликты. Учиться справляться с допущенными ошибками и постоянно двигаться вперед. Уметь говорить «нет», когда этого требует ситуация. В повседневности и на работе. Корректно делиться с другими людьми своими эмоциями, ничего не придумывая и не обманывая других. Знать, что именно вы делаете и для чего это делаете.

То есть грамотно справляться с целеполаганием. Уметь корректно оценивать поступки других людей и не судить их избыточно. Как измеряется EQ? Обычно используется не общая метрика, а несколько разных, зависящих от конкретного компонента EQ. Есть тест для оценки коммуникативных умений от Ильина. Тест на проверку коммуникативных навыков от Михельсона. Тест для оценки уровня мотивации от Элерса.

Тест на степень мотивированности и страха перед неудачами от Рвана. Система оценки уровня эмпатии Мехрабиана. Тест эмпатических способностей человека от Бойко. У Ильина есть тест на степень конфликтности индивида и тест для проверки уровня личной агрессии. Как развивать эмоциональный интеллект? Нужна специальная литература. Читайте книги по повышению коммуникативных навыков, книги, рассказывающие об эмпатии и т.

Чаще взаимодействуйте с людьми и отдавайте отчет своим действиям. Есть несколько простых стратегий повышения EQ. Нужно уделять внимание лишь трем основным действиям. Учитесь слушать Чтобы понимать чувства других людей, важно научиться уделять им достаточное количество внимания. Потратьте свое драгоценное время на другого человека и постарайтесь осознать, что он хочет до вас донести. Причем обращайте внимание не только на вербальные знаки, но и на невербальные.

Можем ли мы управлять своим настроением? Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Делимся интересными фактами из наших книг.

Эмоциональный интеллект — путь к успеху По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. Конечно, это не единственное условие, необходимое для процветания. Однако способность считывать свои эмоции, управлять ими и угадывать чувства других людей повышает наши шансы достичь вершин в личной и профессиональной жизни. Исследования показывают, что люди, обладающие эмоциональным интеллектом, выгодно отличаются от остальных. В мире бизнеса они лучше других работают с жалобами клиентов и улаживают конфликты, а в долгосрочной перспективе — устанавливают прочные и позитивные отношения с окружающими. Эмоциональный интеллект можно развивать Эмоциональный интеллект можно развивать и совершенствовать в любом возрасте. Для этого необходимо прорабатывать каждую из пяти его составляющих. Осознание своих эмоций, сильных и слабых сторон, мотивов, ценностей и целей и их влияния на окружающих. Управление своим поведением.

Контроль или перенаправление разрушительных эмоций и порывов. Стремление к достижениям ради самих достижений; желание самосовершенствоваться, работать и ставить перед собой трудные задачи. Внимание к чувствам других людей. Социальные навыки. Направление отношений в нужное русло. Начинать надо с компонентов, связанных с внутренним миром. Например, невозможно научиться влиять на других людей, не повысив сначала уровень самосознания и самоконтроля. Эмоции — это система навигации Нам часто советуют бороться со своими эмоциями, но это неправильно. В сильных проявлениях чувств нет ничего плохого.

Это своего рода опознавательные знаки, с помощью которых люди общаются и лучше понимают себя. Эмоции не бывают плохими или хорошими, полезными или вредными. Они просто есть. Это заложенная в нас система навигации, и она лучше работает, если не сопротивляться ей. Лишь осознав и приняв свои эмоции, вы увидите, какой сигнал они вам подают. Источник Воспринимайте свои переживания как указание на то, что нуждается в улучшении. Задумайтесь: какова функция вашей эмоции? О чем она говорит?

Эмоциональный интеллект

Дэниел Гоулман считает, что уровень развития эмоционального интеллекта зависит от 12 ключевых компетенций в 4 областях. Основное изменение акцентов, отраженное в новой книге, состоит в сдвиге соотношения между работами по социальному интеллекту и эмоциональному интеллекту в пользу последнего. Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий