Новости эмоциональная интеллектуальность

Из эмоциональных трудностей часто появляются прорывные идеи.

Эмоциональный мозг

  • Изучение эмоционального интеллекта: различия и влияние на поведение - Российское Общество «Знание»
  • Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
  • «НЕскучный научпоп»: «Эмоциональный интеллект как защита от психосоматики»
  • Достижения

Изучение эмоционального интеллекта: различия и влияние на поведение

Эксперт рассказала о важности эмоционального интеллекта для достижения профессионального успеха В модели эмоционального интеллекта Гоулмана, который популяризировал понятие EQ, выпустив в 1995 году книгу, пять составляющих.
Эмоциональный интеллект В докладе были представлены: история развития понятия «эмоциональный интеллект», зарубежные и отечественные модели эмоционального интеллекта, методы диагностики.
Фото по запросу Emotional Intelligence Термин приобрел известность благодаря американскому психологу и спикеру Дэниелу Гоулману, который опубликовал в 1995 году свою книгу «Эмоциональный интеллект.

Зачем руководителю высокий эмоциональный интеллект

  • Миф 2: EQ — это для манипуляции
  • Эмоциональный интеллект
  • Что такое эмоциональный интеллект
  • Как злиться правильно. Психолог — об эмоциональном интеллекте
  • Как злиться правильно. Психолог — об эмоциональном интеллекте
  • 10 причин развивать эмоциональны интеллект на работе | Пикабу

Почему высокого IQ бывает недостаточно. Разбираемся в природе эмоционального мозга

Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Меня зовут Аня Проворная, я практикующий психолог и голос подкаста Эмоциональный Интеллигент. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект). Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход больше 30 лет назад и с тех пор укрепилось на Западе. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Развитый эмоциональный интеллект, как подчеркнула Радина, необходим в стрессовых ситуациях.

Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?

15 лучших статей об эмоциональном интеллекте | Журнал Вестник Психологии Развитие эмоционального интеллекта – это тренд, который, как и свойственно всем веяниям, быстро подхватили многие лагеря и сделали это основой своей педагогической программы.
«Эти проблемы не снял психолог за 5 лет»: как эмоциональный интеллект помог мне в жизни и работе Эмоциональный интеллект является значимой компетенцией, которая помогает достичь успеха в любой сфере деятельности.
Почему это не работает: 5 мифов об эмоциональном интеллекте Заур Абуталимов, исполнительный директор сервиса облачного видеонаблюдения Ivideon рассказывает, как появился эмоциональный ИИ и для чего он ловит наши улыбки.
10 причин развивать эмоциональны интеллект на работе | Пикабу Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ.

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать

В модели эмоционального интеллекта Гоулмана, который популяризировал понятие EQ, выпустив в 1995 году книгу, пять составляющих. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше умеют регулировать эмоциональное состояние и своё, и других людей. Психологи показали, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта и получившие университетское образование способны быстрее распознавать фейковые новости. Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать. Эмоциональный интеллект защищает нас от злонамеренности, глупости и манипуляции, поскольку помогает быстро заметить это и остановить такое негативное влияние.

5 весомых причин развивать эмоциональный интеллект

Новая область добавила эмоций в нашу палитру чувств. И когда мы оказываемся во власти страстного желания или ярости, по уши влюблены или содрогаемся от ужаса — все это результат действия лимбической системы. Примерно 100 миллионов лет назад произошел резкий скачок в развитии мозга млекопитающих. Из эмоциональных зон развился думающий мозг, или «неокортекс». Тот факт, что думающий мозг развился из эмоционального, очень многое говорит о взаимосвязи мысли и чувства. Эмоциональный мозг существовал задолго до того, как появился рациональный. Неокортекс — средоточие мышления.

В нем располагаются центры, где объединяется и осознается информация, поступающая от органов чувств. Благодаря неокортексу к чувству добавляются размышления, к тому же мы приобретаем способность эмоционально воспринимать идеи, произведения искусства, символы и мысленные образы. Вблизи нижней части лимбического кольца находится миндалевидное тело, которое исполняет функцию хранилища эмоциональной памяти и ,следовательно, играет крайне важную роль. От него зависят все страсти и увлечения, а также эмоциональная привязанность. Иллюстрация из книги Посмотрите, как сенсорные сигналы от глаза или уха попадают в головной мозг, чтобы понять, почему эмоциональная реакция всегда первична. Сначала сигналы проходят в таламус зрительный бугор , а потом — через одиночный синапс место соединения двух нервных клеток — в миндалевидное тело.

Второй сигнал из таламуса направляется в неокортекс, то есть думающий мозг. Благодаря такому разветвлению миндалевидное тело начинает реагировать раньше неокортекса, который «обмозговывает» информацию на нескольких уровнях мозговых контуров, прежде чем полностью ее воспримет и перейдет наконец к действиям в виде ответной реакции, оптимальной в конкретной ситуации. Прямиком в миндалевидное тело направляются сигналы о наших самых примитивных и сильных чувствах. Эта схема во многом объясняет, почему зачастую эмоции перевешивают здравый смысл. Почему детские воспоминания влияют на нас во взрослой жизни Характер взаимодействия между ребенком и теми, кто за ним ухаживает в первые годы его жизни, определяет набор эмоциональных реакций ребенка на всю его дальнейшую жизнь. Эти эмоциональные реакции имеют решающее значение, хотя их очень трудно понять с точки зрения взрослой жизни, поскольку они хранятся в миндалевидном теле как необработанные, невербализованные модели эмоционального поведения.

Поскольку ранние эмоциональные воспоминания укореняются еще до того, как ребенок находит слова для описания своего опыта, когда уже во взрослой жизни какой-то стимул вызывает проявление его детских эмоциональных воспоминаний, у человека не оказывается четко сформулированного описания для овладевшей им реакции. Одна из причин, почему мы не можем понять собственные эмоциональные взрывы, заключается в том, что они часто приходят из ранних периодов жизни.

Но Татьяна Гогуадзе, автор уникальной для России книги «Дислексия мозга. За гранью известного» говорит, что не все так однозначно и радужно в плане развития эмоционального интеллекта. То есть человек развивает свои эмоции, ему становится доступными вся их гамма и переживания, он может более чутко реагировать на различные события и ситуации, — продолжает Татьяна Валерьевна. Более 10 лет Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе занимается биометрическими исследованиями детей и взрослых и за эти годы накоплен большой опыт консультирования. Статистические данные, основанные на более чем 1700 биометрических исследованиях показывают, что правополушарных людей гораздо меньше, чем левополушарных. Особенность в том, что у таких людей нет доминации в работе мозга.

Закономерным результатом активизации правого полушария становится рассогласованность в работе полушарий мозга, что затрудняет способность управлять своими эмоциями. Это может приводить к снижению когнитивных способностей. Именно это и приходится сегодня активно разъяснять уже взрослым людям, которые, начав развивать правое полушарие, реально утрачивают наработанные ресурсы, теряют бизнес и сталкиваются с различными неврологическими проявлениями.

Лучшие песни Подписаться Мы живём в очень активном мире. За день человек испытывает множество эмоций в разных ситуациях.

Зрители вебинара особенно заинтересовались вопросами диагностики. А по поводу исследований, посвященных кибервиктимизации, суицидальному поведению и психопатии, состоялась небольшая дискуссия.

Видеозапись вебинара доступна по ссылке.

Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего

Почему в современном мире важен эмоциональный интеллект // EQ Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Эмоциональный интеллект Хотя «эмоциональный интеллект» – понятие достаточно новое, оно уже приобрело большую популярность и успело обрасти значительным количеством мифов.

Не только IQ: как эмоциональный интеллект ведет к успеху

О возможности развития уровня эмоционального интеллекта мнения специалистов разнятся. Авторы теории способностей, четыре ветви которой были описаны выше, говорят, что это врожденная устойчивая способность, и она не особо развивается. Другие специалисты говорят, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать, как любой другой навык. Для развития эмоциональной компетентности эффективны коучинг и групповой тренинг. Но все же специалисты говорят, что все начинается с семьи и внутрисемейного общения. Эмоционально компетентные родители, как правило, выращивают более эмоционально компетентных детей. Также из легкодоступного можно отметить реалистичные книги, фильмы, сериалы - такие, где достоверно показаны эмоции.

По сути, это направление группового тренинга, оно может быть эффективным, если после организовать грамотное, правильное обсуждение материала. Если без обсуждения, то у человека происходит расширение фокуса внимания и восприятия, эмоционального репертуара - это тоже может быть полезным. Зачем детям развивать эмоциональный интеллект? Здесь можно применить метафору: чем раньше человек научится читать писать, тем быстрее это перейдет в бессознательный навык на уровне автоматизма, он не будет об этом задумываться и сможет легко работать с письменной и устной информацией. А если человек научился писать в 20-30 лет, то он, очевидно, в жизни столкнется со множеством трудностей. По сути, эмоция - это та же информация.

Причем очень важная информация в общении с людьми, в установлении близких отношений, во влиянии на окружающих, в принятии решений, в конце концов в выборе жизненного пути: "Куда пойти учиться? Друзья предложили сигарету, подросток может осознать, хочет ли он пробовать на самом деле, если хочет, то что им движет. Высокий эмоциональный интеллект у детей обеспечивает возможность противостоять неблагоприятному влиянию окружения. Одним из примеров важности эмоционального компонента может быть нашумевшая история с "Синим китом".

Затем исследователи провели «кросс-темпоральный метаанализ», чтобы изучить изменения эмоционального интеллекта с течением времени. Они стремились определить, совпадают ли изменения на социальном уровне с изменениями факторов эмоционального интеллекта у молодых людей.

Учёные обнаружили, что снижение эмоционального интеллекта усиливалось по мере исключения женщин из выборки. Также был проведён дополнительный анализ, показывающий, что доступ к технологиям в каждой из стран связан с более низким уровнем благосостояния и самоконтроля. Фото Pexels Авторы предполагают, что активное использование социальных сетей молодыми людьми может быть причиной снижения эмоционального интеллекта. Личное социальное взаимодействие предоставляет больше возможностей для эмоциональной близости и связи по сравнению с онлайн-общением.

Есть много факторов, которые влияют на возможность стать лидером, но эмоциональный интеллект занимает далеко не последнее место. Рекрутеры также говорят о том, что при трудоустройстве нам уже недостаточно демонстрировать высокий профессионализм. Ландшафт современной работы поменялся, и на сегодняшний день именно умение сотрудничать, хорошо взаимодействовать с другими людьми становится фактором номер один для работников. Как говорят эйчары, принимают на работу за компетенции, а увольняют как раз за эмоциональный интеллект, точнее, недостаточное его развитие. Можно было бы подумать, исходя из того, что я сказала, что можно быть только эффективным в общении и все остальное само сложится.

Это, конечно, не так. То есть успех складывается всегда из двух слагаемых, но эмоциональный интеллект является всегда необходимым и неотъемлемым атрибутом успешного человека. К тому же есть данные, которые говорят о более высокой зарплате и доходах тех, кто проявляет компетентность в отношении своих и чужих эмоций. Чем еще полезно развитие этого качества? Развитый эмоциональный интеллект помогает нам лучше думать и думать, прежде чем действовать, — особенно при неоднозначных ситуациях, в которых большинство людей теряется. Поскольку эмоциональный интеллект обеспечивает то, что мы хорошо справляемся со своими чувствами, эмоциями, это помогает нам сохранить рассудительность и спокойствие даже в сложных обстоятельствах. В результате мы совершаем меньше ошибок на фоне сильных эмоций. У людей с высоким эмоциональным интеллектом, как отмечают ученые, выше общая удовлетворенность жизнью. Конечно, не очевидно, что это связано с тем, что они лучше справляются со своими внутренними конфликтами, потому что вполне может быть так, что удовлетворенность жизнью обеспечивается их общим успехом, стабильностью, лучшими отношениями, но факт остается фактом: действительно, эмоциональный интеллект помогает жить более счастливую жизнь.

Эмоциональный интеллект важен и в отношениях с близкими людьми. Конфликты, непонимание, трудности — это неизбежная часть любых отношений, но именно у людей с высоким эмоциональным интеллектом есть возможность справиться в целом лучше с такими проблемами. Понимание других помогает проявлять эмпатию по отношению к близким, лучше их поддерживать. Это делает отношения более теплыми и эмоционально наполненными. Со всех сторон только плюсы. Надеюсь, что это звучало для вас достаточно убедительно. Кажется, совершенно очевидно, что игнорировать тему эмоционального интеллекта, особенно если это не самая сильная ваша сторона, точно не стоит. Есть возможность улучшить свою жизнь по всем фронтам, если вы действительно займетесь его развитием. В отличие от общего интеллекта, на который мы очень мало можем повлиять во взрослом возрасте, эмоциональный интеллект можно развивать в любое время, независимо ни от чего.

Как мячик ты можешь бросить, так и эмоцию ты можешь откинуть подальше. К пяти годам дети уже прекрасно могут работать с формулировкой. Даже с трех лет родители пробуют говорить языком эмоционального интеллекта: «Я чувствую, потому что я хотел», «Ты чувствуешь, потому что ты хотел».

Например, ребенок расстроился, потому что у него отняли машинку. Реакция очень многих родителей будет: «Тихо, не плачь, все хорошо». Какое тут хорошо.

Я всегда родителям говорю: «Вот вы идете по улице, у вас телефон отняли». И вам говорят: «Ничего, все хорошо». Я прямо представляю их реакцию в этот момент: «Вообще нехорошо».

Правильнее будет сказать: «Ты сейчас расстроен, потому что машинку отняли. Ты хотел бы с ней играть дальше». Так мы помогаем ребенку осознать, что с ним сейчас произошло, какая этому причина, и что бы он хотел сделать.

То же самое мы говорим про себя: «Я расстроена, потому что ты раскидал вещи, а я хотела бы, чтобы в комнате был порядок, как мы с тобой договорились». Это звучит лучше, чем «у тебя вечно в комнате беспорядок», согласитесь. На самых ранних этапах важно, чтобы дети считывали наше состояние.

Это опять про честность и про развитие эмоционального интеллекта у себя. Дальше мы помогаем детям научиться понимать, что я не равно эмоция, отделять эмоцию от себя и распознавать ее у других. Дети иногда это делают намного лучше, чем взрослые.

Потом идут их причины. На следующем этапе включаются элементы саморегуляции — они учатся ловить звоночки, что я сейчас начинаю злиться или я сейчас заплачу. Не зажимая все в себе, ребенок понимает, как экологично выразить и гнев, и страх, и слезы, когда попросить помощи, когда выйти из комнаты, постучать по подушке, и так далее.

Это влияет и на лучшее понимание себя, и на взаимодействие с другими. Как должны выглядеть на практике первые шаги по прокачке своего эмоционального интеллекта для тех, кто никогда раньше этим не занимался? С эмпатией есть лайфхак — надо больше общаться и саморефлексировать.

Можно честно проговорить: «Мне кажется, ты сейчас немножко встревожена» или «Мне кажется, ты сейчас взволнован. Могу я что-то сделать? Или: «Мне кажется, ты сейчас очень воодушевлен, давай продолжим разговор».

Я призываю говорить это не только в отношении сложных эмоций, иначе через какое-то время на слова «мне кажется» у людей выработается нервный тик, потому что это будет означать, что сейчас озвучат что-то сложное. Можно для практики пойти в кафе, посмотреть на людей вокруг и подумать, какие у них сейчас эмоции. Кто в задумчивости, а кто встревожен?

Можно даже подойти и проверить свою гипотезу, но необязательно. Саморефлексия — тоже базовый навык. Есть прекрасная практика, называется «неделя эмоций».

Вы фиксируете в телефоне или в блокнотике — кому как больше нравится — три-четыре раза в день свои эмоции. Что я сейчас чувствую? Скорее всего там не одна эмоция, а целый коктейль.

Еще очень важный момент: в каком положении находится мое тело? Этой триады будет достаточно, чтобы за неделю выйти на другой уровень понимания, что происходит с собой. Так ты начнешь видеть, что, оказывается, я тут зажат, а тут я волнуюсь.

Тогда можно начать управление. Вторая практика, которую я всем рекомендую, в том числе в отношении детей, — практика эмоциональной гигиены. Она очень здорово возвращает в «здесь и сейчас», и никакие антидепрессанты тогда не понадобятся.

Делать это нужно в безопасной среде. Две минуты после того, как вы сели в машину или зашли в метро, троллейбус, останавливаемся и переключаем наши сенсорные системы. То есть мы внимательно смотрим вокруг, обращаем взор на каждый нюанс, каждый кирпичик на асфальте — детали проявятся просто за счет того, что мы целенаправленно концентрируем наше внимание на визуальных образах.

Потом закрыли глаза — включаем слух. Оказывается, птицы поют, где-то вдалеке люди, шум машин. Потом вдох — почувствуем ароматы.

Можно выпить в этот момент глоточек воды, и вы этим глотком напьетесь больше, чем иногда несколькими стаканами, потому что будет прочувствовано состояние. Это занимаем всего одну-две минуты — как зубы почистить. Всю информацию, в том числе эмоциональную, мы воспринимаем либо из внешней среды, либо интероцепцией [способность воспринимать внутренние сигналы тела — прим.

Фактически мы так прочищаем себя. Зубы чистим мы два раза в день, а некоторые после каждого приема пищи. С этой практикой надо поступать так же?

Точно так же, минимум два раза в день, а лучше после каждой встречи, после каждых переговоров. Сейчас мы много работаем с врачами над темой выгораний. Мы их прямо тренировали, чтобы после каждого пациента они проводили такие минутные практики —эффект выгорания практически уходит.

Есть еще одна практика — уже в отношении управления. Как только мы такой блок проработали в отношении себя, дальше его надо проработать в отношении других. Вот тут поможет моя любимая практика.

Поначалу она звучит странно. Называется «Намерение всегда позитивно». Суть в том, что нам надо понять, хотя поначалу это сложно признать, что намерения всех людей всегда позитивны.

Многие сперва не верят, как по Станиславскому. Действия и поступки людей могут быть просто ужасные, отвратительные. Давайте рассмотрим пример, с которого мы начали.

Руководитель раздражается на сотрудника, может быть, даже повышает на него голос — действие неправильное. Не отвратительное, но все равно деструктивное. Некоторые подумают: «Что тогда, всех прощать, пусть дальше делают ошибки, опаздывают, тупят?

Понятие позитивного намерения вовсе не означает, что мы должны все прощать, но оно позволяет нам не уйти в ответное эмоциональное раздражение, а вовремя распознать причину поступков другого человека. Например, человек сдал отчет с ошибками. Это классический кейс, который мы разбираем почти на всех МВА программах.

Какие есть позитивные намерения в том, чтобы сдать отчет с ошибками?

Онлайн-курсы

  • Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь и карьеру: статистика и тренды 2023 года
  • Наша рассылка
  • Как развить эмоциональный интеллект // Нам надо поговорить с Леонидом Кролем - YouTube
  • Эмоциональный интеллект
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развить / Skillbox Media

В чём опасность развития эмоционального интеллекта

Эмоциональная интеллектуальность включает в себя умение распознавать, понимать и реагировать на чувства людей в онлайн-среде. Мария Терешкова: Эмоциональный интеллект — это умение управлять эмоцией в момент, когда она пришла. это способность эффективно и грамотно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни. Отсюда напрашивается вывод, что эмоциональный интеллект — это то, что способствует лучшему понимание самого себя, окружающих, а значит и помогает состояться эффективной. Эмоциональный интеллект – это способность идентифицировать и управлять своими эмоциями и эмоциями других, отмечает спикер и соучредитель SyncLX Райан Дженкинс.

Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?

Пришла эмоция стыда или досады. А это сигнал, что что-то идет не так. Если вы понимаете причины возникновения своих эмоций, то сможете грамотно выстроить границы, научитесь правильно воспринимать критику и не обижаться», — сказала она. Также Радина отметила, что эмоциональный интеллект помогает поднять продуктивность на работе, лучше понимать эмоции окружающих, управлять коммуникацией и взаимоотношениями с людьми, не реагировать на бессмысленные эмоции, сохранять спокойствие и рациональный подход, когда это нужно.

Причем во всех моделях.

Если мы возьмем американского психолога Дэниела Гоулмана, который еще с прошлого столетия активно ратует за эту тему, то у него в модели присутствует эмпатия. Есть диагностические инструменты, состоящих из 16-ти параметров развития эмоционального интеллекта, и эмпатия — один из них. Почему ее недостаточно? Эмпатия — это способность понимать эмоции, чувства, переживания других людей.

Но мне больше нравится определение эмоционального интеллекта, как раз в контексте бизнес-практики. Есть три этапа. Первый — понимать эмоции, чувства, переживания свои и других людей. Второй — понимать причины возникновения этих эмоций.

Это категорически важно и чаще всего пропускается даже в научных статьях. И третье — управлять ими. Я поясню, почему настолько важен второй этап. На MBA программах и тренингах корпоративных руководителей я всегда задаю вопрос: кто раздражается на своих сотрудников?

Это как бы включено в базовую комплектацию. Я раздражаюсь на сотрудников, потому что, скажу честно, они тупят, и повторять им по 10 раз одно и то же бесит. Или потому что они что-то не выполнили. Или потому что сейчас я занимаюсь важным делом, а тут условный Сидоров со степлером приходит, можно ли взять то-то, Иван Иванович.

Я утрирую, но на самом деле примерно так и происходит. В первой ситуации я раздражаюсь, потому что вижу потенциал сотрудника. Если я успел понять, что мне необходимо ему донести важную информацию в другом виде, я хочу ему давать проекты, мои действия в управлении этого раздражения будут одни. Если я раздражаюсь, потому что после командировки наконец-то взялся за важную задачу, а меня отвлекают на какой-то мелкий вопрос, то действия будут другие.

В одном случае я больше уделяю внимание сотруднику, по-другому формулирую, а в другом я вообще с ним не разговариваю. Раздражение как эмоция переживается изначально одинаково. Получается, что руководитель с развитым эмоциональным интеллектом, тот, который признал, что любые эмоции важны и нужны, сможет поступить адекватно. Сколько времени уходит на то, чтобы осознать причину раздражения?

Как только происходит раздражение, у нас тут же передается реакция на тело. Отсюда и начинается большинство проблем, не только в бизнесе, но и в быту. Этот навык связки, подключения неокортекса можно натренировать. Я иногда шучу, что нужно эмоциональное стоп-слово.

Для меня это «интересненько»: «Интересненько, а почему я сейчас раздражаюсь на Сидорова? Это только раздражение? Или, может быть, там еще интерес, тревога, еще что-то? С этим уже можно работать.

Это про самоконтроль, про остановиться и подумать перед тем, как принять решение? Понять, из какой эмоции ты его принимаешь, и нужно ли тогда его принимать? Главный миф, который, надеюсь, мы сейчас развеем для аудитории, заключается в том, что важно не контролировать эмоции, а управлять ими. Управление происходит в тот момент, когда я отделил эмоцию от себя, понял ее причину, и дальше ею манипулирую.

Так поступают мощные руководители, которые действительно адекватны ситуации. Как научиться честно разбирать ту ситуацию, в которой ты оказался, и находить корень своего раздражения? Хорошими управленцами становятся именно те, кто умеет себе честно признаться во всем, что они чувствуют? Это развивается, причем — хорошая новость — в любом возрасте.

Эмоциональный интеллект важен и дает очень крутые бонусы в развитии не только руководителям, но и любым специалистам, и просто по жизни, даже если вообще люди не работают. В первую очередь, это про честность. Последние честность года много говорят про токсичные отношения, токсичных людей — их корень тоже отсюда. В какой-то момент человек понимает, что он готов с этим разобраться, и фокус его внимания переносится на осознание.

Главное — понять, что все эмоции важны и нужны. Это база. Поведение может быть неадекватным. Я хочу с ним что-то сделать, перестать кричать на сотрудников или на детей, но я правда готов с этим работать.

Что за этим стоит? Страх, тревога, усталость, а может быть, наоборот, желание изменить мир к лучшему? Я предлагаю называть это не негативными эмоциями, чтобы не было желания их в себе подавить, а сложными. Как только мы это осознаем, постепенно оно перейдет в навык, когда мы действуем неосознанно.

Доля секунды — и мы смотрим не на поведение человека, не на свою эмоцию, а как бы сквозь нее, и видим, что за ней стоит. Дальше это становится стилем жизни. Бонус от этого невероятный, — карьерные результаты, заключенные сделки, развитие сотрудников, и просто внутреннее счастье от гармоничных отношений, — тот, кто вышел на этот путь, идет по нему дальше. С чего начать развивать этот навык?

Есть диагностический инструмент — Skillfolio, в котором 16 параметров. У кого-то стоит вопрос с осознанностью. Эта тема за последние лет 8 уже обзавелась разными коннотациями, но изначально вещь очень хорошая. Причем есть осознанность мыслей, эмоций, поведения, тела.

Даже этот навык осознанности мы можем декомпозировать как минимум на четыре составляющие. Есть люди, у которых супер развита осознанность поведения — это как раз про самоконтроль. Бывает, что у людей очень сильно развита эмпатия, но при этом по диагностике видно, что стрессоустойчивость не очень. Об этом прекрасно пишет американский нейроэндокринолог Роберт Сапольски.

Когда мы развиваем эмпатию, миндалевидное тело в мозгу, амигдала, начинает увеличиваться, и состояние стресса и тревоги у человека увеличивается. Как я говорю, переживание за всех котиков мира может в какой-то момент накрыть. Понятно, что такой руководитель не будет адекватен. Поэтому мы говорим, как ни странно, стоп эмпатии до того момента, пока не научимся ставить границы и работать с ней не как с состраданием.

Нам эмпатия нужна для того, чтобы понять, что происходит с человеком, но дальше мы должны помочь ему из нее выйти, найти решение. Это работает в связке со стрессоустойчивостью. Самое главное — понять, какой именно блок есть в эмоциональном интеллекте: распознавание эмоций, переживание неудачи, самооценка, неуверенность в себе, отсутствие мотивации? И дальше развивать то, что выпадает — по принципу красной ручки.

Если говорить об истории, то само понятие возникло в 60-х годах, но стало популярным с выходом книги научного журналиста Дэниела Гоулмэна. Наблюдения показали, что, помимо интеллекта, есть какой-то другой фактор, определяющий, насколько человек успешен. Гоулмэн, опираясь на полученные данные, сделал вывод, что в противовес академическому есть интеллект эмоциональный, то есть то, насколько человек может чувствовать, что ему на самом деле нужно, определять эмоции другого человека, регулировать свои эмоциональные состояния. Адресат книги Гоулмэна — руководитель, бизнесмен, человек, который хочет быть успешным. В таком контексте антропология человека — это «гаджет». Есть жесткий диск, есть софт, есть какие-то приложения, которые прокачивают твердые навыки, знания и информированность, а есть мягкие навыки, «уживаемость» с другими устройствами. Психологи Дж. Мэйер, П.

Сэловей и Д. Карузо назвали последнее «эмоциональным интеллектом». Тем не менее, в академической психологии есть постулат единства аффекта и интеллекта, показывающий, что интеллектуальные и эмоциональные процессы слиты воедино. Эмоции всегда участвуют в наших познавательных процессах, а интеллект так или иначе определяет эмоциональную оценку. В понятие «эмоциональный интеллект» вкладывают очень много научно-обоснованных вещей, таких как: эмпатия, алекситимия, социальный интеллект, эмоциональная рекогносцировка насколько человек может считать чувства и эмоции другого человека и привнести их в коммуникацию. Есть много интересных исследований по каждому из этих компонентов. Сложно оценивать это понятие, так как оно не выдерживает научной критики. Нет так называемой инкрементной конструктной валидности.

Термин покрывает уже существующие в науке определения, такие как: психологическая разумность, эмпатия, социальный интеллект. Но так как психология относится к социальным наукам и психологи работают, в первую очередь, с людьми — это хорошая формулировка, чтобы объяснить людям, что они — живые организмы, что есть не только интенсивные чувства агрессии или печали то, что люди действительно могут считывать , а еще и более тонкие феноменологические переживания, на которые следует обращать внимание и которые определяют качество жизни, счастье, отношения, опыт родительства, взаимодействие с другими людьми и способность руководить. Возможно ли актуализировать это понятие для научной среды и нужно ли? Актуальность для науки определяется тем, как тот или иной термин причастен к научной традиции. Есть теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, которая активно критикуется, но все же развивается. В ней помимо противопоставления эмоционального интеллекта академическому есть логико-математический, музыкальный, практический и другие. И в этом ключе, конечно, наука может развивать эту тему, не претендуя на то, что эмоциональный интеллект объясняет все, как это описано у Гоулмэна или у Трэвиса Бредберри в книге «Эмоциональный интеллект 2. И это известный в науке феномен, когда новое направление превращается в тренд и раздувается как мыльный пузырь.

Будь то психоанализ или когнитивная психология. Ими пытаются объяснить все. Поэтому ученые, которые занимаются эмоциональным интеллектом, стараются избежать этого и вводить все больше контекстов. Если мы обычно просто говорим о том, что эмоциональный интеллект повышает качество жизни, то ученый приводит данные конкретного эксперимента с точной выборкой. К сожалению, если открыть популярные книги про эмоциональный интеллект, то раз за разом встречаются ошибки за счет обобщения выводов из конкретной выборки на всю популяцию, из культуры в культуру, из статистического вывода к глобальным суждениям. Поэтому еще очень многое нужно сделать для того, чтобы это понятие крепко утвердилось в науке. Федор Михайлович Шаньков - практикующий психолог I категории Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудником лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО Фото: Николай Мохначев На мой взгляд, это хорошая тенденция, потому что академическая психология слишком оторвана порой от жизни. Человеку просто понятнее, когда он слышит фразу «эмоциональный интеллект».

Он может подумать: почему бы не начать его развивать, раз есть научные данные о том, что это повышает качество жизни. В этом, безусловно, ценность этого конструкта. Чем измеряют эмоциональный интеллект? Есть большая проблема с измерением, потому что мы говорим об эмоциональной сфере. В отличие от памяти, внимания и других теоретических конструктов, которые введены в психологии, эмоции мы испытываем непосредственно. Измерения всегда опосредованы: либо мы определяем их через физиологические реакции наличествует ли та или иная эмоция у человека , либо пользуемся самоотчетом. Ученые стараются все больше и больше смешивать эти методы, чтобы определить, владеет ли тем или иным навыком интеллекта человек. Наиболее часто применяется методика Майера, Сэловея и Карузо, которая была апробирована в диссертации И.

Плужникова и модифицирована Е. Сергиенко и соавторами для надежного тестирования на российской выборке. В науке популярен каждый из компонентов: эмпатия, алекситимия, психологическая разумность и т. Каждый из них измеряется отдельным инструментом, потому что шкалы эмоционального интеллекта собирают в себе многое, но их трудно присоединить к тем или иным психологическим механизмам. Это такой огромный конструкт, который измеряет практически все. Данные о том, как факторы согласуются между собой внутри эмоционального интеллекта противоречивы. В диссертации Плужникова показано, что связь не столь очевидна. Эмоциональный интеллект — это, скорее всего, не одна большая способность, а множество навыков.

Структура эмоционального интеллекта по П. Сэловею и Дж. Мейеру 1990 Источник: m. Официально признанными считаются апробированные, валидизированные на больших выборках тесты, которые показали хорошую психометрическую надежность, так что здесь пользуются, прежде всего, модификацией Е. Есть и другие подходы к эмоциональному интеллекту: кто-то дробит его на 4 способности, кто-то — на 12 навыков, кто-то — на личностные черты. Очень много методик и тестов, но здесь важно проговорить, что это применимо для больших выборок и научных исследований. Научные исследования, психодиагностика, психокоррекция или интервью на работу — это разные истории. В научных исследованиях делается скидка на статистическую погрешность.

То, что закономерно для огромной выборки, совсем не соотносится с тем, что закономерно для одного человека. Особенно если он уставший пришел на сотое собеседование, а работодатель просит заполнить тест на эмоциональный интеллект. В таком случае нельзя говорить о валидных данных, необходимо учитывать контекст и перепроверять другими методиками. Структура эмоционального интеллекта по Д. Гоулману 1995 Источник: m.

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания идентификации, принятия ролей, децентрации и др. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Эмпатия — это понимание чувств и эмоций других людей, стоящих за ними потребностей и мотивов, построение такого взаимодействия, при котором каждый бы чувствовал, что получает отдачу от того, что вкладывает, и что его чувства, эмоции, ценности разделяют и принимают партнеры по общению, позволяя ему чувствовать себя равным среди равных. Из всех измерений эмоционального интеллекта эмпатию распознать проще всего. Являясь составляющей эмоционального интеллекта, коммуникабельность не столь проста, как это может звучать. Это не просто вопрос дружелюбия, хотя люди с высоким уровнем коммуникабельности редко бывают злонамеренными.

Однако коммуникабельность — это дружелюбие с определенной целью. Коммуникабельные люди, как правило, имеют широкий круг знакомств и обладают сноровкой найти общие темы с самыми разными людьми — способностью строить раппорт. Это не означает, что они непрерывно общаются; это означает, что они действуют согласно предположению, что ничто важное не делается в одиночку. У таких людей оказываются в наличии целая сеть знакомых, когда приходит время действовать. Коммуникабельность — это кульминация других измерений эмоционального интеллекта. Люди, как правило, становятся очень эффективными во взаимоотношениях с другими, когда они понимают и контролируют свои собственные эмоции и могут эмпатировать чувствам других.

Даже мотивация вносит свой вклад в коммуникабельность. Необходимо отметить, что люди, стремящиеся к достижениями, как правило, оптимистичны даже перед лицом неудач и поражений. Когда люди оптимистичны, их «сияние» освещает все их беседы и другие социальные взаимодействия. Они популярны, и этому есть хорошие причины. Поскольку коммуникабельность является результатом других измерений эмоционального интеллекта, ее можно распознать в действии по многим признакам, которые теперь будут звучать знакомыми. Коммуникабельные люди, например, умеют хорошо руководить командами — это их эмпатия в действии.

Подобным образом, они умеют искусно уговаривать — объединенное проявление самоосознанности, саморегуляции и эмпатии. Обладая этими навыками, хорошие «убедители» знают, когда, например, апеллировать к эмоциями, а когда будет лучше обратиться к разуму. Но иногда коммуникабельность показывает себя в формах, в которых другие составляющие эмоционального интеллекта не проявляются. Например, может иногда казаться, что коммуникабельные люди, находясь на работе, не работают. Кажется, что они просто праздно «тусуются» — болтают с коллегами в вестибюлях или даже перешучиваются с людьми, даже не связанными с их «настоящими» делами. Однако коммуникабельные люди не думают, что имеет смысл произвольно ограничивать круг взаимоотношений.

Они строят широкий круг связей, потому что знают, что в эти непредсказуемые времена им когда-нибудь может понадобиться помощь людей, с которыми они сегодня только познакомились. Таким образом, эмоциональная компетентность включает: - умение человека осознавать и оценивать себя свои сильные и слабые стороны, свои чувства и поведение, причины их появления и последствия, к которым они приводят, составлять план личного развития ; - умение управлять собой своими установками, поведением, принимать решения, быть, где надо, настойчивым, гибким, справляться со стрессовыми и конфликтными ситуациями, управлять своими эмоциями так, чтобы они работали на вас, а не против вас ; - умение мотивировать себя определять четкие направления движения, достигать результатов, иметь положительные настрой, делать свою жизнь и работу интересной ; - умение понимать людей, их эмоции, чувства, почему они ведут себя так или иначе, быть терпимым; - умение строить взаимоотношения с людьми умение строить отношения доверия, уважения, уметь договариваться, быть хорошим участником команды. Исходя из вышесказанного, можно выделить «рамки эмоциональной компетентности»: 1. Личная компетентность определяющая то, как мы "управляем" собой : Осознание самого себя: - эмоциональное осознание: понять свои чувства и то, как они на нас влияют; - точная самооценка: знать и понимать свои сильные и слабые стороны; - уверенность: развитые чувства собственного достоинства и возможностей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий