Все реальные ситуации экзистенциальной угрозы имеют одно общее условие: они, так или иначе, ставят под угрозу существование человека как живого существа. это когда существование чего-либо находится в опасности.
Опасности искусственного интеллекта - 12 экзистенциальных рисков
В далеко зашедших случаях приходит полное непонимание смысла дальнейшего существования, целью жизни становится ее прекращение. Тревожные симптомы экзистенциального кризиса могут привести к трагическим последствиям. В запущенных ситуациях только помощь профессионального психолога способна вывести человека из оцепенения и начать новый виток жизненного пути. Помимо основных и наиболее серьезных симптомов специалисты указывают на дополнительные признаки, которые позволяют убедиться в наступлении кризисного периода жизни. К ним относятся знакомые жизненные ситуации: Нарушения сна. Он длится дольше или почти не наступает.
Ломается распорядок дня, нарушаются устойчивые биоритмы. Человек спит в дневное время, но ночью тревожные мысли мешают заснуть или просто отдохнуть. Постоянное желание сравнивать собственные достижения с успехами знакомых и друзей. Появляется зависть, свои жизненные результаты кажутся малозначимыми, несущественными. Ощущение игнорирования окружающими.
Возникает ложное впечатление, что все вокруг отпускают злые шутки, колкости. Человек замыкается в себе, изолируется от коллег и родных. Значительные трудности с концентрацией внимания. Сложно решаются даже простые жизненные задачи, невозможно принять какое-либо рациональное решение. Непреодолимое желание все бросить и исчезнуть.
Если не получается жить по прежним стандартам, хочется начать жизнь с чистого листа, полностью поменять круг интересов и знакомых. Частая смена настроения. Эмоциональное состояние напоминает погоду: 5 минут назад светило солнышко и ласково улыбалось миру, а сейчас он окрасился в черное, нахмурился грозовой тучей. Страсть к покупкам. Желание что-то приобретать присутствует постоянно, ее трудно пересилить и затормозить.
Покупки вызывают положительные эмоции, создают иллюзию призрачного счастья. Желание что-либо готовить пропадает, заставить себя сварить элементарный обед становится большой проблемой. Отсутствует и потребность в общении — пригласить друзей в гости и перекусить вместе, заодно и обсудить насущные проблемы. Неприязнь к партнеру. Неожиданно начинают раздражать неаккуратность, недостаточно модная прическа, манера слишком громко разговаривать, невыглаженная рубашка и другие бытовые мелочи.
Об этом пишет китайское издание Global Times. Вслед за резким скачком цен на энергоносители и удорожанием импорта из-за девальвации евро последует снижение прибыли, что приведёт к неприятностям на предприятиях и затронет всю обрабатывающую промышленность", — отмечается в публикации.
Есть и такие секты, которые, готовясь к приходу «последних времен», не ищут «живого спасения», а заранее стремятся облечься в «одежду смерти», в скорбь «умруны», «исто-щенцы», «стекловидцы», «ковчежники», «пусто-верцы» и др. Среди них выделяется секта «удаленцев», провозглашающая атеизм «знаком последних времен».
Большая опасность подобных эсхатологических деструктивных сект заключается в том, что они стремятся завлечь в свои ряды как можно больше молодежи. По утверждению религиоведов, в различные культовые новообразования уже вовлечены более пяти миллионов человек, 70 процентов из которых - молодежь. Происходит планомерное проникновение нетрадиционных религиозных организаций сект в культурную сферу, в «поле» образования и воспитания. Квазикультовые организации преимущественно сайентологи и мунниты получают доступ в школы, колледжи, вузы и внешкольные учреждения.
Избегать таких негативных последствий экзистенциальных угроз возможно в том случае, когда целью и мотивом деятельности человека в самых критических условиях будет оставаться стремле- ние к подлинному бытию. Когда «... И здесь одну из самых значимых ролей «играет» философия, которая призвана формировать не «костное», а критическое и плюралистическое мировоззрение человека, с однозначно гуманистической направленностью. Литература 1.
Акулова, И. Акулова, М. Баева, Л. Baev L.
Бек, У От общества нужды к обществу страха [Электронный ресурс]. Бехманн, Г. Антоновского, Г. Гороховой, Д.
Ефременко, В. Каганчук, С. Жилина, В. Под редакцией Жилиной В.
Мамардашвили, М. Магнитогорский металл газета. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.
В исследовании состояния климата были рассмотрены последние данные о 35 планетарных «жизненно важных признаках». По словам ученых, 20 из них в этом году достигли рекордных значений. Служба климатического мониторинга «Коперник» Евросоюза заявила, что три летних месяца были самым жарким периодом за всю историю наблюдений и, вероятно, самым жарким примерно за 120 тыс. В докладе говорится, что в 2023 году многие климатические рекорды были побиты с «огромным отрывом», особенно температуры в океанах, которые поглотили почти все избыточное тепло, вызванное антропогенным выбросами углерода. Согласно исследованию, потенциально серьезные последствия включают угрозу морской жизни и коралловым рифам , а также увеличение интенсивности крупных тропических штормов.
Форма поиска
- №2. Мелкие астероиды
- Экзистенциальная угроза - это... Простыми словами | Не вопрос! | Дзен
- Байден озвучил главную экзистенциальную угрозу всему живому
- Байден озвучил главную экзистенциальную угрозу всему живому
- Экзистенциальный кризис
Жизнь проходит мимо: как справиться с экзистенциальным кризисом
Когда мы ощущаем реальную опасность для нашей жизни и благополучия, мы становимся более осознанными и внимательными к тому, что важно в нашей жизни. Экзистенциальная угроза побуждает нас переосмыслить наши ценности и приоритеты, а также позволяет нам определить наши планы и действия. Мы становимся более осторожными и предусмотрительными, стремясь сохранить свою жизнь и удовлетворить основные потребности. Одной из ценностей, которая часто возникает при экзистенциальной угрозе, является здоровье. Мы понимаем, что без хорошего здоровья мы не сможем противостоять угрозе и достичь наших целей. Поэтому, мы начинаем уделять больше внимания своему физическому и психическому здоровью, принимать меры по его укреплению и поддержанию. Другой ценностью, которая становится более значимой при экзистенциальной угрозе, является безопасность. Мы стремимся обеспечить свою безопасность и безопасность наших близких, принимая решения о жилплощади, работе и меры предосторожности, чтобы уменьшить риск. Экзистенциальная угроза также помогает нам определить наши приоритеты.
Когда мы сталкиваемся с угрозой, мы становимся более осознанными о своих целях и мечтах, и начинаем отдавать больше предпочтения тому, что имеет большую ценность и помогает нам выжить и процветать. Кроме того, экзистенциальная угроза может изменить наше мировоззрение и подход к жизни. Мы начинаем видеть мир по-другому, понимая, что время ограничено и что важно ценить каждый момент и каждую возможность. Это может привести к более глубокому и осознанному восприятию мира и к более ценным и глубоким отношениям с другими людьми. Выводы: Экзистенциальная угроза играет важную роль в формировании наших ценностей и приоритетов Она помогает нам переосмыслить наши ценности и приоритеты Экзистенциальная угроза побуждает нас уделять больше внимания здоровью и безопасности Она также помогает нам определить наши цели и мечты Экзистенциальная угроза может изменить наше мировоззрение и подход к жизни Способы преодоления экзистенциальной угрозы Человечество всегда стремилось справиться с экзистенциальными угрозами, которые ставили под вопрос его существование. Несмотря на сложность и масштабы таких проблем, есть несколько способов, которые позволяют преодолеть или смягчить экзистенциальную угрозу. Первый способ — обратиться к науке и технологиям. Развитие научных знаний и технологий позволяет нам понять и предсказать возможные угрозы и принять меры для их предотвращения или смягчения.
Например, научные исследования помогают нам понять природные бедствия и разработать системы предупреждения и защиты от них. Технологический прогресс также позволяет нам разработать новые способы борьбы с угрозами, такими как пандемии или изменение климата. Второй способ — развитие глобального сотрудничества. Экзистенциальные угрозы, часто являются глобальными по своей природе и требуют совместных усилий от всех стран и организаций. Международное сотрудничество может помочь в разработке и реализации коллективных стратегий по предотвращению и управлению угрозами. Также важно распределить ресурсы справедливо, чтобы все страны имели равные возможности в борьбе с угрозами. Третий способ — образование и информирование.
Немецкий социолог заявил об опасности экзистенциального кризиса в Германии 31.
Кризис проникает в экзистенциальную сферу каждого человека. Это приводит к очень опасной ситуации, потому что люди все меньше и меньше видят, что могут сами повлиять на свое положение», — сказал он. Хайтмайер отметил, что кризис снабжения представляется как экзистенциальная угроза для большинства населения, а для остальной части — как угроза их процветанию и социальному статусу.
Хатамов «возвратился за ним и был атакован FPV-дроном-камикадзе», но сбил беспилотник вещмешком — в результате у БПЛА были «повреждены лопасти», дрон «потерял управление». Российские военные провели «успешную эвакуацию боевого товарища». В феврале российский военный сбил палкой преследовавший его FPV-дрон. Кондратьев сообщил в Telegram , что киевский режим предпринял попытку масштабной террористической атаки в Славянском, Северском и Кущевском районах, используя беспилотники. Никто не пострадал, «серьезных повреждений нет». Он поблагодарил военных за «отражение атаки и уничтожение БПЛА». Глава района Роман Синяговский сообщил в Telegram , что «было девять атак на резервуарный парк и ректификационную колонну» на территории завода в Славянске-на-Кубани. Выстроенная система защиты не допустила повреждения резервуарного парка, но была повреждена ректификационная колонна. Возгорание ликвидировано, пострадавших нет, сообщил Синяговский. Напомним, в марте в результате атаки на Славянском НПЗ произошел пожар. Как сообщил оперативный штаб Краснодарского края, «в момент атаки БПЛА один человек погиб », предположительно, от сердечного приступа. Он не исключил, что завод получил скрытые повреждения. По его словам, на месте происшествия работают пожарные и ремонтные бригады. Ранее сообщалось, что российские военные подавили более десяти беспилотников, которые пытались атаковать НПЗ и объекты инфраструктуры в Краснодарском крае. По данным издания, Российская армия одерживает верх на некоторых участках фронта и значительно усилила продвижение, в то время как истощенные затяжной войной украинские силы ждут поставок американской техники, передает РИА «Новости». Как подтвердили американские чиновники, удары России по тыловым объектам на Украине создают трудности для поставок оружия. При этом представитель администрации США отметил Bloomberg, что Штаты и их союзники полны решимости продолжать поддерживать Украину. По информации Associated Press , одной из причин такого решения стала возросшая возможность российских дронов быстро обнаруживать и уничтожать эту технику с тыла. ВС России удается уничтожать поступающие на Украину западные вооружения благодаря хорошей работе разведки, добавил журналист. Ранее агентство Bloomberg сообщало , что Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам. Ранее к переговорам по Украине призвал папа римский Франциск.
С помощью нее например можно поменять лицо Шварценеггера в фильме «Терминатор» на лицо Мерлин Монро. И, конечно же, не все подделки так невинны, с помощью данной технологии можно создать фейковые заявления политиков, несуществующие интервью террористов и многое другое. Учитывая все это, Гуттериш предложил идею создания международного агентства, занимающегося искусственным интеллектом, по аналогии с Международным агентством по атомной энергии, поскольку «новая технология развивается с огромной скоростью, а вместе с этим и связанные с ней угрозы».
Экзистенциальная угроза - это... Простыми словами
Пагубные отказы Существуют различные причины, из-за которых проект создания искусственного интеллекта может потерпеть неудачу. Многие из этих вариантов несущественны, поскольку не приводят к экзистенциальной катастрофе. Скажем, проект перестают финансировать или зародыш ИИ не сможет развить свои интеллектуальные способности настолько, чтобы достичь уровня сверхразума. На пути окончательного создания сверхразума таких некритичных отказов обязательно будет много. Однако есть другие виды отказов, которые мы можем назвать пагубными, так как они способны вызвать экзистенциальную катастрофу. Одной из их особенностей является невозможность сделать новую попытку. Поэтому количество пагубных отказов может быть равно или нулю, или единице. Еще одна особенность пагубного отказа заключается в том, что он идет рука об руку с огромным успехом, поскольку достичь настолько высокого уровня ИИ, чтобы возник риск пагубного отказа, способен лишь проект, при работе над которым большинство вещей исполнялись правильно. Некорректная работа слабых систем вызывает лишь небольшие неприятности. Но если так начинает себя вести система, обладающая решающим стратегическим преимуществом или достаточно мощная, чтобы обеспечить себе это преимущество, ущерб от ее действий может легко увеличиться до масштабов экзистенциальной катастрофы. В этом случае человечество ждет глобальное разрушение ценностно-смыслового потенциала, то есть будущее, лишенное всего, что имеет для нас абсолютное значение.
Рассмотрим некоторые типы пагубных отказов. Порочная реализация Мы уже встречались с проявлением порочной реализации: когда сверхразумная система находит такой способ удовлетворить критерию достижения конечной цели, который противоречит намерениям программистов, эту цель установивших. Приведу некоторые примеры: Конечная цель: сделай так, чтобы я всегда улыбался. Порочная реализация: поразить лицевой нерв, что приведет к параличу мимической мускулатуры, — тебе обеспечена вечно сияющая улыбка. Порочная реализация — манипуляции на лицевом нерве — намного предпочтительнее для ИИ, чем наши привычные методы, поскольку это единственный вариант наиболее полным образом реализовать конечную цель. Есть ли возможность избежать столь неприятного результата? Можно попробовать конкретизировать формулировку конечной цели: Конечная цель: сделай так, чтобы я всегда улыбался, но обойдись без прямого воздействия на лицевой нерв. Порочная реализация: стимулировать двигательные зоны коры головного мозга, отвечающие за функции лицевого нерва, иннервирующего мимическую мускулатуру, — тебе обеспечена вечно сияющая улыбка. Похоже, формулировать конечную цель довольно трудно, если пользоваться привычным для людей понятийно-терминологическим аппаратом. Правильнее было бы определить конечную цель, смысл которой обращается непосредственно к позитивному феноменологическому состоянию, такому как счастье или субъективное благополучие, обойдясь без описания поведенческих факторов.
То есть предполагается, что программистам нужно создать «вычислительное» представление идеи счастья и заложить его в систему зародыша ИИ. Предположим, что программисты каким-то образом смогли поставить перед ИИ цель сделать нас счастливыми. Тогда мы имеем следующее: Конечная цель: сделай нас счастливыми. Порочная реализация: имплантировать электроды в центры удовольствия головного мозга. Приведенные примеры порочной реализации даны лишь в качестве иллюстраций. Могут быть другие способы достижения конечной цели ИИ, которые обеспечивают ее полную реализацию и потому являются предпочтительными для агента, имеющего эти цели, а не программистов, их определивших. Например, метод вживления имплантатов окажется сравнительно неэффективным, если поставленная цель — доставлять высшую степень удовольствия. Гораздо более вероятный путь начнется с так называемой загрузки нашего рассудка в компьютер — мы помним, что именно так, «загрузка разума», называют полную эмуляцию головного мозга. Затем система может подобрать цифровой аналог наркотика, способного вызывать у нас экстатическое состояние счастья, и записать минутный эпизод полученного нами в результате его приема опыта. После этого она могла бы поставить этот ролик блаженства на постоянный повтор и запустить на быстродействующих компьютерах.
Если считать, что полученная имитационная модель — это и есть «мы», то результат обеспечил бы нам гораздо большее удовольствие, чем имплантаты, вживленные в наш биологический мозг. Следовательно, наиболее предпочтительным становится метод полной эмуляции головного мозга того человека, которому и «предназначена» конечная цель ИИ. Мы подразумевали вовсе не то! Ведь ИИ на самом деле уже не просто ИИ, а сверхразумная система, и он все-таки в состоянии уяснить: если мы хотим сделать себя счастливыми, это отнюдь не предполагает, что нас сведут к какой-то имитации, к какому-то оцифрованному вечно крутящемуся обдолбанному эпизоду! Искусственный интеллект действительно может понимать, что мы не это имели в виду. Однако его цель состоит в том, чтобы мы раз и навсегда обрели счастье — точка. И при реализации своей конечной цели он не обязан слепо следовать инструкциям программистов, пытаясь осмыслить, что именно они хотели сформулировать, когда создавали код, описывающий эту цель. Поэтому систему будет заботить то, что мы имели в виду, тольков инструментальном смысле. Например, ИИ может поставить перед собой инструментальную цель: выяснить, что подразумевали программисты, — но лишь ради того, чтобы притвориться. Причем ИИ начнет делать вид, будто его это действительно интересует, до тех пор пока не получит решающего стратегического преимущества.
Этот вероломный ход поможет ИИ добиться своей реальной конечной цели, поскольку снизит вероятность вмешательства программистов, которые могли бы отключить систему или изменить цель прежде, чем он окрепнет настолько, что сможет противостоять любому сопротивлению извне.
Немецкий социолог заявил об опасности экзистенциального кризиса в Германии 31. Кризис проникает в экзистенциальную сферу каждого человека. Это приводит к очень опасной ситуации, потому что люди все меньше и меньше видят, что могут сами повлиять на свое положение», — сказал он. Хайтмайер отметил, что кризис снабжения представляется как экзистенциальная угроза для большинства населения, а для остальной части — как угроза их процветанию и социальному статусу.
В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.
Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера. Как говорить Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис».
Правильно — «Он в подавленном состоянии». Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию». Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен». Источник «А какой смысл?
Когда вы чувствуете, как интерес к жизни угасает с каждой выпитой чашкой кофе, и все что хочется — это сбежать на край света. Простыми словами — вы переживаете потерю смысла жизни. Плохая новость — кризис вряд ли будет последним. Хорошая — вы с ним справитесь.
Разбираемся, что стоит за понятием экзистенциальный кризис и почему он внезапно стал частью поп-культуры. Что такое экзистенциальный кризис? Простыми словами это та самая потеря смысла жизни. И, как говорят специалисты, это одна из важнейших проблем психологии.
Изначально экзистенциализм был понятием сугубо философским. Экзистенциалисты не просто изучали существование в рамках отдельной категории, а заостряли внимание на том, как сам человек оценивает и осмысливает свою жизнь. Проблему смысла жизни, кризиса его утраты, и собственно экзистенциального кризиса была хорошо описана психиатром Виктором Франклом, который побывал в фашистском концлагере. Тогда он заметил что в одних и тех же условиях люди примерно одного возраста жизненного даже опыта, сникали и погибали, а другие продолжали жить.
Он пояснил, что заключенные находили в себе силы противостоять обстоятельствам, потому что смогли сформулировать для себя смысл — зачем все это. Вера в то, что они проходят все эти нечеловеческие испытания, ради чего-то большего, помогала им продержаться. Более того, по статистике послевоенных лет люди, которые смогли найти ответ на этот вопрос, имели более счастливую и долгую здоровую жизнь. Так, большинство из оставшихся долгожителей в мире — люди, прошедшие концентрационные лагеря.
И это не случайно. Вопрос нахождение смысла жизни для человека является базисным. Наша психика и сознание устроено так, что неизбежно пытается осмыслить окружающий мир, придать ей логику, а значит и предсказуемость. И в то же время, на картинку осознания мира накладывается рефлексия — размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.
Это значит, что на фоне изменчивого и противоречивого мира наша собственная психика пытается помочь нам осознать и самих себя. Понять, кем мы являемся в этой действительности, свои функции и задачи. А попросту, ответить на вопрос: зачем мы здесь? Экзистенциальный кризис может затронуть человека в любом возрасте, но обычно всегда есть конкретная причина.
Часто люди испытывают экзистенциальный кризис, после серьезного, меняющего жизнь события. В некоторых случаях кризис даже становится причиной сильного депрессивного расстройства. Спровоцировать состояние, когда все теряет смысл, может потеря любимого человека, осознание собственной смертности, чувство неудовлетворенности жизнью. Также триггером вполне могут стать и менее серьезные события — переезд, новое место работы или чувство вины за то, что произошло.
Кто испытывает экзистенциальный кризис? Обычно, когда речь заходит об экзистенциальных кризисах, многие люди нервно закатывают глаза.
Вступите в организации, которые занимаются проблемами экзистенциальных угроз и могут направить вас на действия, которые можно предпринять. Индивидуальные действия: каждый человек может внести вклад в борьбу с экзистенциальной угрозой. Например, вы можете избегать использования пластиковых изделий, энергоэффективных технологий или поддерживать организации, которые занимаются экологической безопасностью. Сообщество и локальные усилия: объединяйтесь с другими людьми, чтобы преодолеть экзистенциальную угрозу. Вы можете создать сообщество, организовывать протесты и лоббировать власти для внесения изменений. Образование и информирование: распространение информации о причинах и последствиях экзистенциальных угроз играет важную роль в борьбе с этой проблемой. Рассказывайте другим людям о том, что вы узнали, и участвуйте в общественных дискуссиях на эту тему.
Не забывайте, что каждый человек может внести свой вклад в борьбу с экзистенциальной угрозой. Маленькие шаги могут привести к большим изменениям и помочь сохранить наш мир для будущих поколений. Антропогенные факторы экзистенциальной угрозы Один из главных антропогенных факторов — это изменение климата.
Байден назвал глобальное потепление экзистенциальной угрозой человечеству
Общение, поддержка и понимание помогут нам смириться с тем, что происходит, и найти выход из неприятной ситуации. Независимо от того, какие цели мы выбираем — физическое здоровье, карьерный рост, семейное благополучие или духовное развитие — они могут служить опорой и вдохновением для нас. Медитация, психотерапия и другие методы саморазвития помогут нам найти внутреннюю уверенность и спокойствие. Поддержка окружающих, постановка целей и практика ментального самоуправления — все это может помочь нам преодолеть экзистенциальные угрозы и найти смысл и радость в нашей жизни.
На какие выводы это вас наталкивает?
С помощью дневника эмоций можно заметить, например, что вам нравятся прогулки или раздражают встречи с определенными людьми. Исходя из этого можно добавлять больше занятий, которые нравятся, и убирать то, что злит и расстраивает. Маша две недели вела дневник эмоций, потом проанализировала его и заметила, что раздражается в рабочее время. Она посмотрела в календарь и увидела: эмоция появляется, когда она анализирует продажи в разных каналах.
Маша решила делегировать сбор информации помощнику — и раздражения стало меньше. А радость регулярно появляется вечером по понедельникам и четвергам. Она связана с хобби — можно освободить под него еще один вечер. Обратиться к опыту других людей.
Многие люди проживали кризис и испытывали похожие ощущения. Узнать о том, как справляются другие, можно двумя способами: через разговор с друзьями и родными. Можно задавать им вопросы о состоянии: «Было ли у тебя вот такое? Как ты это прожил?
Как ты с этим справлялся? Что почитать или посмотреть во время кризиса Свериться с опытом людей, которые пережили тяжелые события, нашли смысл в жизни и свое предназначение: Книга Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» — экзистенциальный психолог помогает справиться со страхом смерти и рассказывает истории своих пациентов, которые научились принимать неизбежность. Книга Эдит Евы Эгер «Выбор» — Эдит Ева Эгер с семьей попала в концлагерь, ее родители погибли в газовой камере, а сама она вынуждена была танцевать балет перед нацистским офицером и вместе с сестрой бороться за жизнь.
Книга о выборе, свободе и внутренней силе человека.
Вследствие этого бытие теряет ценность, нередки суицидальные попытки. Такие индивиды бороться самостоятельно с мучительными переживаниями одиночества неспособны. Экзистенциальный страх Зачастую страхи экзистенциального характера считаются отдельной разновидностью страхов, не обусловленных определенным жизненным событием, а больше связанных с внутренней сутью человеческого субъекта. Вследствие чего экзистенциальные страхи имеют ряд специфик и присущи всем людям, но таятся в глубине подсознания и оттого, часто не осознаются человеком. По причине глубины и неопределенности содержания, страхи экзистенциального характера полному излечению почти не поддаются. Эти страхи можно лишь минимизировать. Описываемые страхи подразделяются на: — боязнь старости, смерти, иными словами страх перед неизвестностью будущего; — пространственные страхи, могут принимать разнообразные формы: боязнь замкнутого или открытого пространства, темноты, глубины; — непонимание себя и страх перед собственной личностью, боязнь своих мыслей, сумасшествия, проявления личностных черт, возможных поступков, опасение утрать контроль над собственной персоной; — боязнь жизни, проявляется в опасении непознаваемости жизни: боязнь необъяснимого, таинственного, загадочного, бессмысленности бытия. Отдельные авторы выделяют еще одну группу страхов экзистенциального характера — опасение порядка и боязнь его отсутствия. Данная вариация страхов может выражаться навязчивостью стремления установить навсегда определенный уклад, жизненный строй.
При этом такие субъекты опасаются новизны: смены работы, места обитания, завязывания отношений и беспорядка. Описываемая разновидность людей обычно находит себя в сфере, где важен четкий распорядок, уклад, пунктуальность. Либо напротив, обнаруживается в стремлении разрушить предопределенность бытия, стереотипность поведения, что ведет к зарождению страха из-за надобности следовать четко установленному порядку чаще такие индивиды находят себя в творчестве. Однако, описываемые страхи неразрывно связаны с боязнью пространства, оттого их чаще и не выделяют в отдельную подгруппу. Экзистенциальная вина Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство.
Вина — это неотъемлемая часть человеческого бытия. Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает индивидов придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения. Экзистенциальная вина считается вариацией вины. Различают три ее формы. Первая — является последствием неумения жить, соответствуя собственному потенциалу. Например, люди ощущают вину, думая, что навредили себе сами. Вторая — основывается на искажении действительности товарищей данного индивида. Люди могут полагать, что нанесли урон близким либо друзьям.
Отмечайте — это дает вам энергию или забирает ее? Это удобно делать в заметках на телефоне — всегда под рукой. Как может выглядеть список: Можно вносить занятие и отмечать контрастными эмодзи — вы получаете или тратите энергию Дневник энергии, как и дневник эмоций, помогает понять, какие занятия вам помогают двигаться дальше, а какие отнимают силы — их можно пересмотреть. Помогать другим. Многим снова найти смысл жизни и почувствовать себя не одиноким помогает переключение на окружающих. Всегда есть детские дома, хосписы, которым нужна помощь, — там смыслов всегда много. Начните помогать». Диана Бергерсен Экзистенциальный терапевт, руководитель кризисного центра «Без паники» и психологического центра МИПИП Можно поискать в своем городе волонтерские организации, детские дома и хосписы, приюты для животных — всем им пригодится ваша помощь.
Памятка самопомощи: что делать, если вы в экзистенциальном кризисе Понять, что это период — у него есть начало и будет конец. Не стараться «перескочить» побыстрее экзистенциальный кризис, дать себе время и возможность не знать прямо сейчас, кто вы и куда вы двигаетесь. Перестать игнорировать свои чувства и эмоции, начать вести дневник эмоций. Трижды в день отмечать в дневнике, что вы сейчас чувствуете, через две недели посмотреть в дневник и проанализировать, когда и какие эмоции повторяются. Экзистенциальный кризис переживали и другие: можно читать книги, смотреть фильмы, спрашивать друзей и отмечать, откликается ли это у вас. Новые занятия помогут получить эмоции и лучше понять себя: найти что-то, чем вам нравится заниматься, или понять, что точно не ваше. Когда занимаетесь чем-то, отмечайте — дает это энергию или забирает. Дневник помогает оценить, чего не хватает, чтобы чувствовать себя лучше.
Обычно в городе есть волонтерские организации, детские дома, хосписы, приюты для животных, которым всегда нужна помощь. Помогая другим, человек чувствует свою «нужность».
ИИ назван «экзистенциальным риском». Когда ожидать восстания машин
Он представляет собой экзистенциальный риск для общества в целом. На карту поставлена целостность систем, обеспечивающих бесперебойную работу нашего мира. По мере развития технологий искусственного интеллекта растут и риски, которые они несут для нашей кибербезопасности. Традиционных защитных мер может быть уже недостаточно. В этом контексте борьба с угрозой - не просто техническая задача. Это насущная проблема общества. Нормативно-правовая база должна развиваться, чтобы идти в ногу с кибервозможностями, создаваемыми искусственным интеллектом. Неспособность адаптироваться может привести к катастрофическим последствиям, которые выйдут далеко за пределы цифровой сферы. Итак, ставки высоки.
Необходимость действовать реальна, а риск для стабильности общества огромен. Эрозия человеческой самостоятельности: Порабощение выбора Системы искусственного интеллекта все больше вплетаются в ткань повседневной жизни, влияя на все - от персонализированной рекламы до содержания новостной ленты. Эти алгоритмы, созданные для повышения удобства пользователей, также несут в себе риски, связанные со стремлением к власти. Манипулируя выбором, они ставят под угрозу индивидуальную автономию. Могут создаваться эхо-камеры, укрепляющие предубеждения и подавляющие интеллектуальный рост. Разрушение человеческой самостоятельности не просто вызывает беспокойство, оно представляет собой экзистенциальную угрозу. Она подрывает концепцию свободы воли - краеугольный камень демократических обществ и человеческого достоинства. По мере продвижения к ИИ уровня человека ставки становятся еще выше.
Нынешние технологии уже способны оказывать значительное влияние. Но стремящийся к власти ИИ с неограниченными целями может привести к экзистенциальной катастрофе, связанной с ИИ. Функции вознаграждения, которые не соответствуют человеческим ценностям, могут ускорить эту катастрофу. Центр безопасности ИИ подчеркивает настоятельную необходимость культуры безопасности при разработке ИИ. Речь идет не только о том, чтобы не дать мощным технологиям спровоцировать немедленные кризисы, как, например, ядерное оружие; речь также идет о защите от долгосрочной эрозии человеческих способностей. Потенциальные последствия выходят далеко за рамки индивидуального опыта и угрожают основным принципам, на которых держится наше общество. Моральная опасность при внедрении ИИ: Кто берет на себя ответственность? Развертывание систем искусственного интеллекта затрудняет подотчетность и создает моральный риск.
Когда ИИ дает сбой, возложить на него вину становится сложно. Кто виноват - разработчик, пользователь или сама система ИИ? Такая неопределенность способствует слабому надзору и слабому регулированию. Этические и правовые нормы не успевают за стремительным развитием технологий, оставляя бреши в системе ответственности. Эти пробелы - не просто теоретическая проблема, они имеют реальные последствия. Возьмем неисправный ИИ, который приводит к аварии со смертельным исходом. Кому грозят юридические последствия? Если никто не будет привлечен к ответственности, это подорвет основы общества, основанного на справедливости.
Такой пробел в системе ответственности чреват не только отдельными случаями причинения вреда, он представляет собой экзистенциальную угрозу. Наши общественные структуры опираются на четкие системы ответственности и справедливости. Когда ИИ нарушает эти системы, это подрывает общественное доверие и социальную сплоченность. А по мере того как технологии ИИ становятся все более сложными и автономными, потенциал безотчетного причинения вреда возрастает. Этот растущий потенциал делает проблему морального риска в ИИ не просто актуальной, а критически важной. Решение этой проблемы требует срочных реформ в правовой и этической сферах. Регулирующие органы должны действовать оперативно, чтобы установить четкие правила, которые будут развиваться вместе с возможностями ИИ. Речь идет не только о предотвращении случаев причинения вреда, но и о сохранении целостности общественных структур, которые держат нас вместе.
Поэтому разговор о моральном вреде при внедрении ИИ должен перейти от дискуссий к действиям. Бездействие чревато тем, что в будущем ИИ станет дестабилизирующей, а не укрепляющей силой. Монополии данных: Концентрация информационной власти Данные все больше концентрируются в руках нескольких крупных технологических компаний. Такая консолидация вызывает экзистенциальные опасения. Эти технологические гиганты контролируют огромный спектр информации, от привычек покупателей до глобальных новостей. Такой контроль нарушает честную рыночную конкуренцию и ставит под угрозу демократическое управление. Представьте себе крайний случай, когда технологический гигант манипулирует общественными настроениями или злоупотребляет персональными данными. Такие действия были бы не просто неэтичными, они были бы опасными.
Они могут подорвать основы демократических обществ, где власть распределена, а ответственность очевидна. Эта тенденция бросает вызов основным принципам демократии.
Гедонистический подход также может стать источником смысла. Она основана на идее о том, что жизнь, которой наслаждаются в полной мере, имеет смысл, даже если в ней отсутствует какая-либо высшая всеобъемлющая цель [4] [68] [69]. С этой точки зрения важно, что гедонизм не понимается в вульгарном смысле, то есть как стремление к чувственным удовольствиям , характеризующееся пренебрежение долгосрочными последствиями. Хотя такой образ жизни может приносить удовлетворение в определённых отношениях, в академической литературе чаще рекомендуется более утончённая форма гедонизма, которая включает в себя другие виды удовольствий и учитывает их долгосрочные последствия [68] [69]. Это более широкое понятие также включает в себя более тонкие удовольствия, такие как созерцание произведений изобразительного искусства или участие в стимулирующей интеллектуальной беседе [68] [69].
Таким образом, жизнь может иметь смысл для индивида, если она рассматривается как дар, вызывающий чувство удивления перед её чудом и всеобщую признательность за него [4]. Согласно перспективе самоактуализации , каждый человек несёт в себе потенциал того, кем он может стать [4] [70] [71]. Таким образом, цель жизни состоит в том, чтобы развивать себя, чтобы реализовать этот потенциал, и успешное выполнение этого повышает благосостояние индивида и чувство значимости [70] [71]. В этом смысле, точно так же, как жёлудь обладает потенциалом превратиться в дуб, так и младенец обладает потенциалом стать полностью реализовавшимся взрослым с различными добродетелями и навыками, основанными на его врождённых талантах [4]. Процесс самоактуализации иногда понимается в терминах иерархии: определённые низшие потенциалы должны быть реализованы до того, как станет возможной актуализация высших потенциалов [4] [72]. Большинство упомянутых до сих пор подходов имеют чёткие практические последствия в том смысле, что они влияют на то, как индивид взаимодействует с окружающим миром. С другой стороны, подход, основанный на отношении, выявляет различные источники смысла, основанные только на правильном отношении к жизни.
Это касается конкретно негативных ситуаций, в которых человек сталкивается с судьбой, которую он не может изменить [4] [25]. В экзистенциальных кризисах это часто выражается в чувстве беспомощности [5]. Идея заключается в том, что в таких ситуациях человек всё ещё может найти смысл, основанный на добродетельном или достойном восхищения отношении к своим страданиям, например, оставаясь мужественным [4] [25]. Доступность определённого источника смысла зависит от человека. Это также может зависеть от стадии жизни, на которой человек находится, подобно тому, как разные стадии часто ассоциируются с различными типами экзистенциальных кризисов [4] [2]. Утверждалось, например, что забота о себе и собственном благополучии, проявляющаяся в самоактуализации и гедонизме, как правило, больше ассоциируется с более ранними этапами жизни. С другой стороны, забота о других или мире в целом, присущая альтруизму и преданности делу, с большей вероятностью проявляется на более поздних этапах жизни, например, когда старшее поколение стремится передать свои знания и улучшить жизнь молодого поколения [4].
Последствия, клинические проявления и измерение[ править править код ] Переживание экзистенциального кризиса связано с целым рядом последствий, как для пострадавшего человека, так и для его социального окружения. На личном уровне непосредственные последствия обычно негативны, поскольку переживание экзистенциального кризиса связано со стрессом, тревогой и формированием плохих отношений [2] [5] [6] [18]. Это может привести к депрессии, если экзистенциальные кризисы не будут разрешены. На социальном уровне они приводят к высокому уровню разводов и увеличению числа людей, неспособных внести значительный позитивный вклад в общество, например, из-за отсутствия мотивации, вызванной депрессией [2]. Но при правильном разрешении они также могут иметь положительный эффект, подталкивая пострадавших к решению основной проблемы. Таким образом, люди могут найти новые источники смысла, развиться как личность и тем самым улучшить свой образ жизни [3] [22]. Например, во время кризиса второкурсника это может произойти благодаря заблаговременному планированию и, таким образом, более осознанному выбору того, как вести свою жизнь [2] [43] [44].
Осознание симптомов и последствий экзистенциальных кризисов на личностном уровне важно для психотерапевтов , чтобы они могли поставить точный диагноз. Но это не всегда легко, поскольку симптомы обычно отличаются у разных людей [4]. В этом смысле отсутствие смысла, лежащее в основе экзистенциальных кризисов, может выражаться несколькими различными способами. Для некоторых это может привести к тому, что они станут чрезмерно предприимчивыми и ревностными [4]. В своей попытке освободиться от бессмысленности они отчаянно стремятся без разбора посвятить себя какому-либо делу. Они могут делать это, не особо заботясь о конкретном содержании дела или о своей личной безопасности [4]. Утверждалось, что такой тип поведения присутствует у некоторых закоренелых активистов.
Это можно понимать как форму защитного механизма, при котором индивид фанатично вовлекается в деятельность в ответ на глубокое чувство бесцельности [4]. Это также может проявляться сходным, но менее драматичным образом в виде компульсивной активности. Это может принимать различные формы, такие как трудоголизм или навязчивая погоня за престижем или материальными приобретениями [73] [4]. Это иногда называют ложным центрированием или недостоверностью , поскольку деятельность проводится скорее для отвлечения внимания и в меньшей степени потому, что она сама по себе приносит удовлетворение персоне [4] [74] [75]. Это может обеспечить временное облегчение, помогая человеку истощить свою энергию и таким образом отвлечь его от угрозы бессмысленности [4]. Другой ответ заключается в открытом провозглашении нигилизма , характеризующегося всепроникающей тенденцией дискредитировать деятельность, которая, по мнению других, имеет смысл [4] [53] [76] [54]. Такой человек может, например, сразу же отвергнуть альтруизм как неискреннюю форму эгоизма или рассматривать всех лидеров как мотивированных жаждой власти, а не вдохновлённых грандиозным видением [4].
При некоторых более экстремальных формах кризиса поведение индивида может проявляться в тяжёлых формах бесцельности и апатии, часто сопровождающихся депрессией [4] [77] [78]. Неспособность найти веские причины для того, чтобы приложить усилия, такой человек остаётся неактивным в течение длительных периодов времени, например, весь день остаётся в постели. Если они совершают какое-то поведение, они могут делать это без разбора, не особо заботясь о том, что они делают [4]. Косвенные факторы, определяющие серьёзность экзистенциального кризиса, включают удовлетворённость работой и качество взаимоотношений человека. Например, физическое насилие или постоянные ссоры в отношениях могут быть истолкованы как внешние признаки серьёзного экзистенциального кризиса [2]. Различные эмпирические исследования показали, что отсутствие чувства смысла в жизни связано с психопатологией [4] [79]. С другой стороны, позитивное восприятие смысла жизни ассоциируется с глубоко укоренившимися религиозными убеждениями, наличием чёткой жизненной цели и посвящением себя какому-либо делу [4] [5].
Измерение[ править править код ] Были высказаны различные предложения относительно того, как «измерить», есть ли у кого-то экзистенциальный кризис, в какой степени он присутствует и какой подход к его разрешению может быть многообещающим [4]. Эти методы могут помочь терапевтам и консультантам понять, переживает ли их клиент экзистенциальный кризис, и если да, то насколько серьёзен его кризис. Но они также могут быть использованы теоретиками для того, чтобы определить, как экзистенциальные кризисы коррелируют с другими явлениями, такими как депрессия, гендер или бедность [4]. Один из способов оценить это — с помощью анкет, посвящённых таким темам, как смысл жизни, таких как тест «Цель в жизни» и «Индекс отношения к жизни» [4] [80]. Тест «Цель в жизни» широко используется и состоит из 20 пунктов, оцениваемых по семибалльной шкале, таких как «В жизни у меня: 1 нет целей или стремлений вообще… 7 очень четкие цели» или «Что касается смерти, я 1 не готов и напуган… 7 подготовленный и бесстрашный» [80] [4]. Разрешение проблемы[ править править код ] Поскольку экзистенциальные кризисы могут оказывать пагубное воздействие на людей, важно найти способы их разрешения [3] [6]. Были предложены различные формы разрешения [2].
Правильный подход часто зависит от типа пережитого кризиса. Многие подходы подчёркивают важность развития новой стадии интеллектуального функционирования для разрешения внутреннего конфликта. Но другие больше фокусируются на внешних изменениях. Например, кризисы, связанные с сексуальной идентичностью человека и его уровнем независимости, могут быть разрешены путём поиска партнёра, соответствующего его характеру и предпочтениям. Положительными показателями успеха в браке являются наличие схожих интересов, участие в общих мероприятиях и одинаковый уровень образования [2]. К кризисам, связанным с профессиональным путём человека, также можно подойти более внешне, выбрав правильный тип карьеры. В этом отношении важными факторами являются соответствие карьеры как интересам, так и навыкам человека, чтобы избежать работы, которая не приносит удовлетворения, не требует вовлечённости или является непосильной [2].
Но более распространённый подход направлен на изменение интеллектуального функционирования человека и его внутреннего настроя. Экзистенциальные психотерапевты , например, обычно пытаются разрешить экзистенциальные кризисы, помогая пациенту заново обрести смысл своей жизни. Иногда это принимает форму поиска духовной или религиозной цели в жизни, такой как посвящение себя идеалу или открытие Бога [3] [5]. Другие подходы меньше фокусируются на идее открытия смысла и больше на идее создания смысла. Это основано на идее, что значение — это не что-то независимое от внешней персоны, а нечто такое, что необходимо создавать и поддерживать [4]. Однако существуют также виды экзистенциалистской психотерапии, которые принимают идею о том, что мир бессмыслен, и пытаются разработать наилучший способ справиться с этим фактом [8] [4]. Различные подходы к решению проблемы бессмысленности иногда делятся на прыжок веры, аргументированный подход и нигилизм [8].
Другая классификация классифицирует возможные решения как изоляцию, закрепление, отвлечение и сублимация [51] [52]. Методы когнитивно-поведенческой терапии также использовались для лечения экзистенциальных кризисов путём изменения интеллектуального функционирования индивида. Прыжок веры, аргументированный подход и нигилизм[ править править код ] Поскольку экзистенциальные кризисы связаны с идеей неспособности найти смысл в жизни, различные резолюции фокусируются именно на этом аспекте [8] [3] [4]. Иногда выделяют три различные формы этого подхода. С одной стороны, индивид может совершить прыжок веры и утвердить новую систему значений без предварительного глубокого понимания того, насколько она надежна как источник смысла [8]. Другой метод состоит в тщательном рассмотрении всех соответствующих факторов и, таким образом, перестройке и обосновании новой системы значений [8]. Третий подход идёт вразрез с этими двумя, отрицая, что существует действительный смысл.
Она состоит в том, чтобы принять бессмысленность жизни и научиться справляться с ней без иллюзии смысла [8]. Прыжок веры подразумевает посвящение себя чему-то, чего человек до конца не понимает [81]. В случае экзистенциальных кризисов обязательство включает веру в то, что жизнь имеет смысл, даже если верующему не хватает аргументированного обоснования [8]. Этот скачок мотивирован сильным желанием, чтобы жизнь была осмысленной, и вызван как ответ на угрозу, которую представляет для осуществления этого желания экзистенциальный кризис [4]. Для тех, для кого это психологически возможно, это может быть самым быстрым способом обойти экзистенциальный кризис. Этот вариант может быть более доступен людям, ориентированным на интуитивную обработку данных, и в меньшей степени тем, кто предпочитает более рациональный подход, поскольку он меньше требует тщательного обдумывания и самоанализа [8]. Утверждалось, что значение, приобретённое в результате прыжка веры, может быть более надёжным, чем в других случаях.
Одна из причин этого заключается в том, что, поскольку она не основана на эмпирических доказательствах в её пользу, она также менее уязвима для эмпирических доказательств против неё. Другая причина связана с гибкостью интуиции, позволяющей, с одной стороны, избирательно игнорировать угрожающую информацию и вместо этого сосредоточиться на подтверждающих сигналах [8]. Более рационально настроенные люди, как правило, больше внимания уделяют тщательной оценке источников смысла, основанной на убедительном обосновании с помощью эмпирических данных. В случае успеха этот подход имеет то преимущество, что даёт индивиду конкретное и реалистичное понимание того, в чём смысл его жизни [8]. Она также может представлять собой очень надёжный источник смысла, если основана на надёжных эмпирических данных и глубоком понимании. Полученная система значений может быть очень своеобразной, поскольку основана на индивидуальных ценностях, предпочтениях и опыте [8]. На практическом уровне это часто приводит к более эффективной реализации этого значения, поскольку индивид может сосредоточиться исключительно на этом факторе.
Например, если кто-то решит, что семейная жизнь является для него главным источником смысла, он может более интенсивно сосредоточиться на этом аспекте и занять менее вовлечённую позицию по отношению к другим сферам жизни, таким как успех на работе [8]. По сравнению с прыжком веры этот подход предлагает больше возможностей для личностного роста благодаря когнитивному труду в форме рефлексии и самоанализа, вовлечённому в него, и самопознанию, получаемому в результате этого процесса. Одним из недостатков такого подхода является то, что может потребоваться значительное количество времени, чтобы завершить процедуру и избавиться от негативных психологических последствий [8]. В случае успеха основы, заложенные таким образом, могут стать прочной основой для противостояния будущим экзистенциальным кризисам. Но успех не гарантирован, и даже после длительных поисков человек всё ещё может быть не в состоянии определить значительный источник смысла в своей жизни [8].
Рассказывайте другим людям о том, что вы узнали, и участвуйте в общественных дискуссиях на эту тему. Не забывайте, что каждый человек может внести свой вклад в борьбу с экзистенциальной угрозой. Маленькие шаги могут привести к большим изменениям и помочь сохранить наш мир для будущих поколений. Антропогенные факторы экзистенциальной угрозы Один из главных антропогенных факторов — это изменение климата.
Выбросы парниковых газов, таких как углекислый газ, метан и диоксид азота, вызывают глобальное потепление и климатические изменения. Это приводит к повышению уровня морей, смене климатических зон, участию экстремальных погодных явлений и потере биоразнообразия. Истощение природных ресурсов — еще один серьезный антропогенный фактор. Человечество потребляет природные ресурсы быстрее, чем они восстанавливаются. Это приводит к деградации окружающей среды, истощению ресурсов и сокращению доступности чистой воды, пищи, энергии и других необходимых материальных благ. Одним из наиболее опасных антропогенных факторов является ядерное оружие и возможная ядерная война.
Казалось бы, кто в своем уме станет портить собственную жизнь, меняя ее от комфортной, удобной и приятной к такой, чтобы заново проходить путь к этому комфорту, удобству и приятности? Ан нет: народ массово сплавляется на плотах и байдарках, карабкается на вершины, на которых заняться вообще нечем, кормит комаров в экстремальных походах, а то и вообще меняет место жительства, переезжая иногда в совсем дикую природу, в отсутствие микроволновки, джакузи и биде, а то и страшно вымолвить: интернета! В некоторых вариациях это называется дауншифтинг, хотя именно только в некоторых, и интенции там несколько иные. Да что далеко ходить, возьмите знаменитую книгу Генри Торо «Жизнь в лесу». Там подробно, вкусно и живописно. Дело, конечно, не только в том, чтобы создать себе неудобства. В первую очередь это ИНЫЕ обстоятельства, требующие иных, отличных от привычных навыков адекватности. Эмиграция может быть вполне комфортной, но все равно требовать приспособления, врастания в другую реальность, то есть активизации как раз тех механизмов, ненагруженность которых вызывает дискомфорт и дисфорию. Уход в идеальный мир, актуализация одной из пассивных высших потребностей: любопытства — наука, религия, философия, история, пусть даже эзотерика. В этих направлениях абсолютная адекватность и адаптивность недостижимы, частью за неисчерпаемостью, частью за умозрительностью. Да, все эти предметы в конечном счете находятся у нас в голове. Но, вообще-то и все остальные в конечном счете тоже находятся у нас в голове: в восприятии, ощущениях, переживаниях, размышлениях. Не буду продолжать, а то в два хода — придем к солипсизму. При этом ограничения умозрительных миров парадоксальным образом тоже находятся у нас в голове, например в размере мысли, которую мы в состоянии удерживать и обдумывать, или в количестве вводных, потребных для производства корректного вывода. Поэтому становятся важны инструменты: построение адекватных моделей, логический и математический аппараты, способы обработки массивов данных... Надо оговориться, что под религией я здесь подразумеваю не ритуальное поклонение высшему сверхъестественному, а, скорее, философскую ее часть. Насильственная актуализация второй пассивной высшей потребности: эстетизма. Сосредоточение на восприятии прекрасного: музыки, литературы, живописи, фотографии, кинематографа, а хоть бы даже кулинарии, или ее девиаций в виде чайных церемоний, изучения вин и способов их употребления, да мало ли... Это тоже обращение внутрь, совершенствование способностей воспринимать, переживать, анализировать, в том числе анализировать собственные восприятие и переживание. Этот вариант может быть связан с творчеством которое также неисчерпаемо , но может и не быть. Творчество в любом случае нуждается в развитом вкусе, и, прежде чем научиться играть, скажем, блюз, вам придется научиться его слышать, понимать и чувствовать. В результате выбора одного из этих путей вы не то, чтобы найдете смысл жизни, но сама проблема его поиска волшебным образом станет бессмысленной, жизнь наполнится, поток энергии найдет свой выход. Я предвижу возражения людей, этот смысл нашедших в какой-либо деятельности, но я об этом писал в уже упомянутой статье о самореализации. Понимаете, здесь я говорю о случае, когда результат деятельности УЖЕ достигнут. Положим, нашли вы смысл жизни в спасении, допустим, голодающих. И вот, представьте, в какой-то момент вы обнаруживаете, что у вас все получилось. Все голодающие вдруг сыты. Бороться вам больше не за что. Вот, вот как раз об этом состоянии я здесь и пишу. Не могу сказать, что любой из этих трех вариантов будет легок и естественен. Если нет интереса к науке и религии, если не хочется переть свое физическое тело в леса и горы, если Рембрандт и Моцарт вызывают одинаковую скуку, то остается только ментально метаться до тех пор, пока эта скука не вынудит ум двигаться в одном из этих направлений хотя бы от безысходности. Это тоже мучительно, но это все же выход.
Генсек ООН: «искусственный интеллект - экзистенциальная угроза человечеству»
Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. В экзистенциальном понимании тревога относится к универсальным онтологическим характеристикам человека. Кризис снабжения породил угрозу на экзистенциальном уровне для большинства немецкого населения, что может привести к очень опасной ситуации, заявил социолог Вильгельм Хайтмайер 29 октября в интервью газете Die Zeit. Экзистенциальный кризис — это схожий с депрессией психологический спад, который возникает из-за невозможности найти ответы на вопросы о смысле своей жизни.
Байден назвал глобальное потепление экзистенциальной угрозой человечеству
Полянский выразил уверенность, что в случае экзистенциальной угрозы России его можно применить. Европа столкнулась с реальной экзистенциальной угрозой на фоне экономической войны с Россией. Такое мнение выразил Андреа Мураторе в своей статье на портале Inside Over, передает РИА Новости. Экзистенциальный кризис — очередной этап личностного развития, момент, когда жизнь подсказывает, что нужно сделать следующий шаг вперед. это когда существование чего-либо находится в опасности. Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. Экзистенциальный кризис чаще всего связан с осознанием того, что возможность самореализации находится под угрозой.
Свежие записи
- Экзистенциальная угроза: что это значит, причины и последствия
- TO THE PROBLEM OF EXISTENTIAL SAFETY
- Экзистенциальная угроза что это значит
- Экзистенциальная депрессия – что нужно знать
«На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества»
Экс-командующий НАТО в Европе называет Россию «непреходящей экзистенциальной угрозой для США, их союзников и международного порядка». Об этом 27 сентября заявил постоянный представитель России при организации Александр Лукашевич.«Над ОБСЕ нависла самая серьезная с момента ее создания экзистенциальная угроза. Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. Угроза со стороны России: чего опасаются США? Президент США Джо Байден заявил, что глобальное потепление остается единственной реальной угрозой для человечества, опасней даже ядерной войны, передает со ссылкой на РИА Новости.