Дмитрий Иванович был семнадцатым (последним) ребенком в семье. В Петербурге Менделеев предпринял попытку поступить в Медико-хирургическую академию, однако она не увенчалась успехом. Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 года от воспаления легких. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления легких.
Происхождение и ранние годы
- Читайте также
- Человек своеобычный
- Смотри также
- Менделеев Дмитрий Иванович - Российский ученый - Биография
- Дмитрий Менделеев • биография и творчество
- 20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Выдающиеся русские учёные, которых знают во всем мире! Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)
Дмитрий Менделеев | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Краткая биография Дмитрия Ивановича Менделеева | В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию. |
О Д.И. Менделееве | В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию. |
Первые достижения
- Менделеев Дмитрий | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
- 110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
- Дмитрий Менделеев: Истинное дело учителя делается исключительно нервами...
- Происхождение и ранние годы
Тверские корни отца Периодической системы
Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом – его отец служил директором тобольской гимназии. учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки. Менделеев принимает участие в комиссии по пересмотру таможенных тарифов 1890 - Менделеев подает в отставку и покидает Петербургский университет в результате его конфликта с Министром народного просвещения 1891 - Дмитрий Иванович. фигура, известная каждому в нашей стране.
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
190 лет Дмитрию Ивановичу Менделееву | Сам Дмитрий Иванович любил подчеркивать, что жизнь он посвятил трем Служениям – Промышленности, Науке и Образованию и выбор этот связан, во многом, с семьей, в которой вырос ученый. |
Тверские корни отца Периодической системы | Твериград | Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить. |
ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ (К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
В 1865 году Дмитрий Иванович представил ученому совету физико-математического факультета университета докторскую диссертацию «Рассуждения о соединении спирта с водою». биография и история жизни русского ученого-энциклопедиста. В 1861 году Дмитрий Менделеев возвращается в Россию уже в качестве признанного авторитета в области химии. биография и история жизни русского ученого-энциклопедиста. Дмитрия Ивановича Менделеева называли гением, но сам великий ученый морщился и отмахивался: «Какой там гений!
Человек своеобычный
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 г. в многодетной семье — он был семнадцатым по счёту ребёнком. Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года в Тобольске.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
Дмитрий Менделеев | Биография Дмитрия Менделеева. Дмитрий Иванович — последний ребёнок в семье, семнадцатый, а не четырнадцатый, как иногда пишут биографы. |
190 лет Дмитрию Ивановичу Менделееву | В 1861 году Дмитрий Менделеев возвращается в Россию уже в качестве признанного авторитета в области химии. |
190 лет Дмитрию Ивановичу Менделееву | 02.02.1907 года) Россия (Russia) Русский химик. |
Жизнь профессора Дмитрия Менделеева | Дмитрий Иванович и Феозва Никитична Менделеевы (первая жена Менделеева), 1862 год. |
Краткая биография Дмитрия Ивановича Менделеева | В краткой биографии Менделеева Дмитрия Ивановича говорится о том, что часть своей жизни будущий ученый провел в Сибири, где в это же время отбывали ссылку декабристы. |
Менделеев Дмитрий
А сам Дмитрий, вместо того, чтобы отчаяться, написал лечащему врачу просьбу разрешить ему сдать очередной экзамен. Такого в институтском лазарете прежде никогда не случалось, но разрешение он получил и экзамен успешно сдал. При выпуске из института первой значительной исследовательской работой, выполненной Менделеевым под руководством профессора Александра Абрамовича Воскресенского, которого называли «дедушкой русских химиков», стала диссертация по изоморфизму «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы при различии в составе». В ней Менделеев исследовал явление, суть которого заключалась в способности некоторых веществ заменять друг друга в кристаллах, не меняя при этом формы кристаллической решетки. Эта первая работа определила главное направление в научном поиске Менделеева и привела к открытию периодического закона. В 1855 г.
По состоянию здоровья Менделеева направляют на юг учителем гимназии в Крыму. Но там шла война, гимназия в Симферополе была закрыта. Однако именно в этот период произошла его встреча со знаменитым врачом профессором Николаем Ивановичем Пироговым, который руководил медицинской частью на театре военных действий. Обратиться к нему посоветовал еще в Петербурге профессор Н. Здекауэр, вручив рекомендательное письмо, в котором описал своё беспокойство по поводу состояния молодого учителя.
Пирогов внимательно осмотрел Менделеева, успокоил его, дал много советов, как ему беречь свое здоровье. Возвращая письмо сказал: «Сохраните это письмо и когда-нибудь верните Здекауэру. Вы нас обоих переживёте». Ободренный таким напутствием, Менделеев перебрался из Крыма в Одессу, где начал активно готовиться к защите диссертации на звание магистра в Петербургском университете, диплом которого давал право заниматься наукой. В 1857 г.
Менделеев блестяще защитил диссертацию на тему «Удельные объемы», которая стала продолжением его исследований по изоморфизму. После защиты он получил должность приват-доцента на физико-математическом факультете Университета. Проводя научные исследования, Менделеев стремился апробировать полученные результаты в зарубежных университетах, которые обладали превосходной лабораторной базой. Так, в январе 1859 года он направился в Гейдельберг, в знаменитом университете которого работали многие крупные ученые. Туда он поехал с собственной программой научных исследований связи физических и химических свойств веществ.
Вернувшись в Петербург, Менделеев погрузился в активную педагогическую, исследовательскую и литературную работу. В 1864 году он получил назначение на должность профессора химии в Петербургском технологическом институте, а в 1867 году возглавил в Петербургском К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». В этот период Менделеев начал работу над учебником «Основы химии», по которому училось не одно поколение химиков. Написание «Основ химии» привело Дмитрия Ивановича к главному его научному достижению — открытию периодического закона химических элементов. В окончательном виде таблица была опубликована в начале 1871 года.
Признавая выдающиеся заслуги Д. Менделеева в развитии химии и других естественных наук, не стоит забывать, что он получил основное образование учителя и всегда гордился званием педагога. Незадолго до смерти он говорил: «Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Менделеев посвятил этому занятию 35 лет своей жизни. Он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, читал курс химии на Высших женских Бестужевских курсах.
Своё педагогическое кредо 30-летний Дмитрий Менделеев сформулировал в 1864 году, приступив к исполнению обязанностей профессора химии Технологического института: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда читает много лекций, а когда внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник - словом и делом, с должною убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном движении не как судья, а как деятель». Позднее он выразит свои требования к преподавателю вуза еще более жестко: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, - не только бесполезен, но вреден. В основе концепции народного образования, предложенной Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 году. Менделеев был убежден, что начальное и среднее образование призвано способствовать личному развитию, а целью высшего образования должно стать государственное и общественное развитие. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования - распространение «более жизненных знаний», то есть точных и естественных наук.
Активная гражданская позиция учёного проявилась и в решительных возражениях еще на стадии подготовки законопроекта об отмене либеральных начинаний в системе высшего образования. В 1884 году Александром III был подписан законопроект, ликвидировавший автономию университетов, изменялся и социальный состав студенчества. Студенты и преподаватели многих вузов в течение нескольких лет протестовали против этих ограничений, выходя на митинги и демонстрации. В марте 1890 года после лекции Менделеева в университете студенты передали ему петицию со своими требованиями, которую учёный направил министру народного просвещения. Через три дня министр вернул петицию с резолюцией о невозможности принять её к рассмотрению.
После этого чиновники от министерства начали чинить препятствия в работе Менделеева в стенах университета. При сложившихся обстоятельствах 22 марта 1890 года Менделеев прочел свою последнюю лекцию и навсегда оставил Университет. Сын учёного Иван Менделеев в своих воспоминаниях об отце писал: «Отход отца от преподавания, как он мне говорил впоследствии, был им, в сущности, уже предрешен после реакционной университетской реформы -реформы, которую отец считал гибельной, как и одновременно реформу средней школы, в основу которой был положен формально понятый классицизм с мертвящим зубрением латыни в качестве главного воспитательного средства». Но и после ухода с преподавательской деятельности Менделеев продолжал размышлять о сути труда педагога. Он определял педагогическую специальность как одну из «общенародных надобностей».
По мысли Менделеева, в отличие от других специалистов, «имеющих своим предметом отдельные приложения научных начал к жизненным потребностям», педагог, оставаясь «непременно специалистом какого-либо предмета» должен обладать общим философским мировоззрением, иначе он «не может производить того благотворного действия, которое от него ожидается. Свои мысли о проблемах подготовки учителей Дмитрий Иванович Менделеев изложил в одном из последних своих трудов «Проект Училища наставников» 1906 год , который в качестве записки представил тогдашнему министру народного просвещения И. В программу обучения в 40 К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». Училище наставников учёный предлагал включить обширный перечень дисциплин, охватывающий практически все области знаний. Развитие народного образования и просвещения Д.
Развитие промышленности он связывал с общей таможенной политикой и увеличением ввозной пошлины. Менделеев отмечал экономическую несправедливость, позволяющую странам, перерабатывающим сырье, пожинать плоды стран-поставщиков этого сырья. Учёный принял активное участие в разработке таможенного тарифа 1891 года книга «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» , введение которого содействовало росту добывающей и обрабатывающей промышленности. Многие экономические идеи Менделеева были воплощены министром финансов Сергеем Юльевичем Витте в его экономических реформах.
Например, в 1896 году Менделеев обратился к С. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, которая позволила России упрочить финансовое iНе можете найти то, что вам нужно? В своих поездках по стране Менделеев воспринимал увиденное как возможность находить новые пути для экономического развития и решения конкретных задач.
Посетив в 1863 году нефтеперегонные предприятия под Баку, на которых в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, учёный первым выдвигает идею использовать трубопровод при перекачке нефти и нефтепродуктов. Позже под руководством Менделеева на Константиновском заводе близ Ярославля был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого учёный проводил испытания по непрерывной перегонке нефти. Менделеев занимался также вопросами экономики каменноугольной промышленности. По заданию правительства он изучал причины ее кризиса на юге страны, трижды побывал в Донбассе.
Результаты поездок он изложил в ряде официальных документов и статьях, где не только описал состояние этой отрасли, но и сформулировал идею газификации угля и перегонки газа по трубам в крупные города. Обширные познания в химии пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 году Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. Он ездил во Францию знакомиться с производством пороха.
Однако французы сохранили технологию в секрете. В результате за полтора года под руководством Менделеева была разработана технология производства пироколлодия и на его основе - бездымного пороха, превосходящего по характеристикам иностранные образцы. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Особый раздел научного поиска Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству.
Он считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. Менделеев разработал подробную программу таких опытов. Она была одобрена и получила государственные ассигнования. По сути дела, эта программа стала началом системных опытных исследований, в том числе, по применению искусственных удобрений, в сельском хозяйстве России.
После ухода Д. Менделеева из Университета, ему было предложено возглавить Депо образцовых мер и весов и разработать комплекс мероприятий 42 К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». Менделеев предложение принял. Необходимо отметить, что практически все работы ученого свидетельствуют о том, что Менделеев был прирожденным метрологом, и его деятельность в этом качестве тесно и органично переплеталась с деятельностью Менделеева-химика, физика, экономиста.
Сам он говорил: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Обращение Менделеева к метрологии было вполне закономерным. Во-первых, точности требовали абсолютно все его исследования и научные эксперименты.
Приступая к работе, Дмитрий Иванович всякий раз начинал с приобретения хороших измерительных приборов или конструировал их сам. Во-вторых, как человек широкого кругозора, Менделеев был убежден, что метрология на хорошей организационной и законодательной основе может и должна эффективно содействовать развитию экономики России. Создание государственной поверочной службы следует признать огромной заслугой Дмитрия Ивановича Менделеева. На этой основе выросла мощная метрологическая служба России, включающая региональные центры стандартизации и метрологии, прообразами которых были поверочные палатки.
Не отличаясь особым здоровьем, Менделеев напряженно работал практически до последних дней своей жизни. Гостя пришлось долго ждать у входа. Погода была морозная, в результате Менделеев сильно простудился. Через несколько дней у него было обнаружено воспаление легких.
Дмитрия Ивановича Менделеева не стало. Его хоронили 23 января. На протяжении всего пути от Технологического института, где состоялась последняя панихида, до Волковского кладбища гроб несли на руках студенты. В проводах приняло участие 10 тыс.
Как отмечали газеты, со времени похорон И. Тургенева и Ф. Достоевского Петербург не видел такого яркого выражения общей скорби о своем великом соотечественнике. Даже самое подробное перечисление сфер деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева все равно не дает полного представления о широте его научного и общественного кругозора.
Его выдающийся вклад в науку был признан современниками в России и по всему миру. Многие зарубежные академии, университеты и научные общества избрали его своим почётным членом. Сегодня имя великого ученого носят многие объекты и учреждения в России и других странах.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Педагогическая деятельность Д. Менделеева Анализ педагогической деятельности Дмитрия Менделеева, его вклад в образование и научное просвещение. Контент доступен только автору оплаченного проекта Гражданская позиция Д. Менделеева Исследование гражданской позиции Дмитрия Менделеева, его участие в общественной жизни и важные взгляды на социальные вопросы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние трудов Д. Менделеева на развитие науки Оценка влияния научных трудов Дмитрия Менделеева на развитие химии и других научных областей. Контент доступен только автору оплаченного проекта Личность и характер Д.
Менделеева Анализ личности и характера Дмитрия Менделеева, его черты, привычки и особенности как ученого и личности.
Слайд 2 Детство Д. Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева 1783—-1847 , в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Митя рано выучился читать - в четыре года - и жадно поглощал книги из библиотеки отца. Оторываясь от чтения, мальчик бежал в лес наблюдать за жизнью зверей и птиц. Или приходил на стекольный завод и заворожено смотрел, как струя расплавленного стекла превращается в чашки и графины. Может быть, именно тогда он и увлёкся химией - наукой о чудесных превращениях веществ.
Отец Д. Успехами Дмитрий блистал только в первых классах гимназии. Потом учёба перестала его увлекать, и он хорошо учился только по тем предметам, которые ему нравились и легко давались - математике, физике, истории и литературе.
Смотри также
- Ответы : детство менделеева
- Менделеев, Дмитрий Иванович
- Выдающиеся русские учёные, которых знают во всем мире! Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)
- Дмитрий Менделеев – биография, фото, жена и дети, открытия, достижения | Узнай Всё
Почему Менделеев не стал академиком и не получил Нобелевку
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева), хоть и не имевшая образования, самостоятельно изучила гимназический курс вместе со своими братьями. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Менделеева, директора гимназии и училищ Тобольского округа. В краткой биографии Менделеева Дмитрия Ивановича говорится о том, что часть своей жизни будущий ученый провел в Сибири, где в это же время отбывали ссылку декабристы. Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить.
Жизнь профессора Дмитрия Менделеева
При его участии, в 1890 г. В 1891 году Морское и военное министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и он после заграничной командировки в 1892 г. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. С 1891 г. Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Ефрона, в качестве редактора химико-технического и фабрично-заводского отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания. В 1900-1902 гг. Дмитрий Менделеев редактирует «Библиотеку промышленности» изд. Брокгауза-Ефрона , где ему принадлежит выпуск «Учение о промышленности». С 1904 г. Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г.
Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром. Отделение химии Русского Физико-Химического Общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. Библиотека Менделеева, вместе с обстановкой его кабинета, приобретена Петроградским университетом и хранится в особом помещении, когда-то составлявшем часть его квартиры.
Образования она не имела, но курс гимназии закончила самостоятельно. Когда Дмитрию было 13 лет, его отца не стало. Мария Дмитриевна взяла на себя управление фабрикой, обеспечив семье безбедное существование. Именно Мария Дмитриевна приложила все усилия, чтобы Дмитрий получил высшее образование. Дмитрий поступил в Главный педагогический институт Санкт-Петербурга, где и раскрывал свои таланты, увлекшись научной работой и написав выдающуюся статью «Об изоморфизме».
Окончив физико-математический факультет с золотой медалью, стал старшим учителем и преподавал в Симферопольской мужской гимназии. Затем работал в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях. В 1856 г. В 1861 г. Результатом долголетних поисков стало открытие Менделеевым периодического закона «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» датируемый 1 марта 1869 г. Он не только составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, но и предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов галлий, германий, скандий открытых позднее. Многочисленные диссертации и научные труды не мешали Дмитрию Ивановичу создать семью.
Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование. В 1850 году поступает в Главный московский педагогический институт, где когда-то учился его отец. В возрасте двадцати одного Менделеев года блестяще выдержал выпускные экзамены, а его дипломная работа о явлении изоморфизма признана кандидатской диссертацией. В 1857 году стал приват-доцентом при Санкт-Петербургском Университете. Затем в течении двух лет проходил стажировку в различных университетах Франции и Германии. В 1859 году сконструировал пикнометр, прибор для определения плотности жидкости. Через год открыл критическую температуру абсолютного кипения жидкостей. В 1863 году вышел его учебник «Органическая химия», который удостоен Демидовской премии. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Санкт-Петербургского университета. Менделеев «реформировал» водку и научно доказал, что составление водки, то есть соединение хлебного спирта с водою, должно происходить не путем простого слияния объемов, а точным отвешиванием определенной части спирта. Также обратил внимание на связь с появлением разного качества у разных водно-спиртовых смесей. Оказалось, что физические, биохимические и физиологические качества этих смесей также весьма различны, что побудило ученого искать идеальное соотношение объема и веса частей спирта и воды в водке.
Дмитрий Иванович разрабатывал измерительные приборы, изучал полезные ископаемые и природные явления, занимался сельским хозяйством и летал на воздушном шаре, разбирался в экономике и издательском деле, варил сыр и даже делал чемоданы. Это гениальный энциклопедист, химик, физик, метролог, экономист, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, приборостроитель и воздухоплаватель, ставший единственным профессором Оксфорда и Кембриджа одновременно. Чтобы показать такого разного Менделеева, СИБУР, продолжая дело ученого, приготовил для гостей фестиваля на ВДНХ множество активностей, а гвоздем программы стало выступление химика-разработчика и руководителя образовательного направления компании MELScience Дениса Байгозина, в ходе которого он рассказал о жизни великого человека и развеял в его отношении многие мифы. Вспоминаем самое главное. И главный миф вокруг Менделеева связан именно с ней. Якобы, она ему приснилась. Но когда журналист задал прямой вопрос об этом, Дмитрий Иванович разозлился. Гениальность таблицы состоит в том, что элементы в ней расположены в порядке возрастания массы их атомов. Но главное, что именно по мере утяжеления атомов элементов «периодически» повторяются их некоторые свойства. И даже предсказал существование и свойства некоторых элементов, неизвестных науке на тот момент», — отметил Денис Байгозин. Другой миф, что Менделеев изобрел бензин. Но нефть научились перегонять еще в Месопотамии. Другое дело, при его непосредственном участии были введены в эксплуатацию первые наливные баржи и железнодорожные цистерны. При нем же был построен первый керосинопровод в Баку. Дмитрий Иванович занимался далеко не только химией. На общую и физическую химии пришлось чуть больше трети его научных работ. Физике Менделеев посвятил 22,9 процента трудов, такая же доля работ по промышленности, еще 8,6 процента трудов было посвящено экономике, по пять процентов географии и сельскому хозяйству. Дело в том, что Иван вместе с тремя своими братьями поступили в духовную семинарию, а особенность заключалась в том, что после ее окончания духовные наставники могли дать им другие фамилии. В итоге Соколовым остался только Тимофей. Старший брат стал Покровским в честь церковного прихода, младший оказался Тихомандрицким в честь села , а Иван Павлович получил фамилию Менделеев. Сам Дмитрий Иванович писал: «Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседский помещик Менделеев менял лошадей и скотину. Учитель по созвучию "мену делать" вписал и отца под фамилией Менделеев».