Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

Вековые конфликты являются одними из главных причин межгосударственного, международного и религиозного террора.

Статьи по предмету Уголовное право

В силу того, что экстремизм является антиценностью и средством разжигания политических, национальных, межконфессиональных конфликтов, толчком к насилию, необходимо научиться искоренять причины его возникновения и распространения. Причины возникновения молодежного экстремизма. 1. Обострение социальной напряженности среди молодежи. Во время круглого стола поднимались вопросы, связанные с районами зарождения и распространения экстремизма, причинами его возникновения. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия.

Что является одной из причин возникновения экстремизма?

Автор: Абакаров Р. Феномен дискриминационного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, в которых цвет кожи человека, национальная, религиозная или этническая принадлежность определяли его правовой статус. Но даже сегодня среди факторов, которые вызывают особую тревогу, — постоянный рост преступлений, связанных с насилием на почве расовой, религиозной, а также национальной нетерпимости. Борьба с экстремизмом очень важна.

Противодействие экстремизму — одна из главных задач любого государства. Это залог его безопасности. Понятие "экстремизм" Данное понятие тесно связано с крайностями. Экстремизм — это приверженность в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей.

Экстремизм — это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление. Характеристика экстремизма Одновременная приверженность к крайним действиям и взглядам возможна в любой сфере общественной жизни. Каждое преступление — это также крайняя степень антисоциального поведения, острая форма социального конфликта, выход за нормы, но мы же не называем всю преступность экстремизмом. Потому что эти понятия разные.

Под экстремизмом следует понимать четко определенное явление. Некоторые исследователи определяют экстремизм как привязанность, преданность крайним мерам и взглядам как правило, в политике. Они отмечают, что экстремизм проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности: политике, межнациональных и межэтнических отношениях, религиозной жизни, экологической сфере, искусстве, музыке, литературе и др.

Во время лекции ведущие библиотекарь Крутихина О. Участники мероприятия убедились в том, что экстремизм — это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере и пришли к пониманию необходимости проведения профилактики экстремизма и терроризма среди молодежи.

Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет. Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких и особо тяжких убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т. Именно поэтому главной задачей работы в молодёжной среде является профилактика экстремизма, то есть принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Основные нормативные правовые акты, понятия необходимые для осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм. Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых: Конституция Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25. Экстремистская организация — это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Экстремистские материалы — это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Экстремистская мотивация — это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».

Экстремальное поведение — это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных социальных групп. Профилактика экстремизма — это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т. Терроризм — это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Национализм — это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности. Расизм — это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя. Толерантность — означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности переводится как «терпимость». Добровольчество волонтерство — добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев: Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности.

Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма. Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее. При этом, необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры лат.

Религиозный экстремизм обычно предусматривает не только распространение какой-либо религии, но и создание государственных или административных образований, в которых эта религия стала бы официальной и господствующей. При этом нередко преследуются и чисто экономические и политические цели. Таким образом, религиозный экстремизм несет в себе элементы экстремизма политического.

Не менее часто здесь действует принцип, согласно которому представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные — ее противниками; 2 политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды; 3 религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти; 4 националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного. Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. По своей сути, экстремистская организация, представляет собой авторитарно-иерархическую организацию.

Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов, происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага — духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру и не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество. Идеология экстремистской деятельности Идеология — это теоретическая система, которая оправдывает определенные ценности и нормы. Идеология не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество.

Любая форма экстремистской деятельности основана на религиозной идеологии или на псевдорелигиозной. Такая идеология в подавляющем большинстве случаев основана на слепой эмоциональной вере, на «откровении», а не на логических рационалистических принципах. Это подтверждается на примере любого экстремистского движения, псевдореволюционного, националистического или религиозного.

Лучший механизм управления народом — это религия, ни чего более совершенного, чем механизм управления народом с помощью религии, человечество не создало. Все человеческие религии - плод человеческого творчества. В них подобно, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления — плоды фантазии, навеваемые носителями падшего духовного мира.

Люди не понаслышке знают те учения, которыми увлекли граждан постсоветского пространства новоявленные лжепророки. Они уверяют наших соотечественников, что именно они несут свет, истину и спасение человеческому роду. Религиозная идеология имеет разные направления, закамуфлирована и на протяжении длительного времени культивируется.

Все существующие религиозные тоталитарные организации, являются по своей сути закамуфлированными экстремистскими организациями, так как своими действиями контролируя сознание человека, разрушают его как личность, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие нарушение прав человека, разрушая семейную этику, возбуждая распри на религиозной основе и по другим социальным причинам. Тоталитарность религиозных организаций, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на контролировании сознания человека путем психологического программирования. Экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая: 1 принудительное распространение ее принципов; 2 нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия; 3 попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов; 4 апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований; 5 доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму; 6 создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым.

Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом. Крайняя идеализация экстремистской деятельности способствует появлению особого типа экстремистов, склонных к самовозбуждению и потере самоконтроля над своим поведением и совершаемыми действиями, готовых на любые акции.

Специалисты рассказали способы борьбы с ним

  • Учёные выяснили, почему появляется экстремизм
  • Вы точно человек?
  • Глава 2.Организация экстремистского сообщества……………………………………..
  • Признаки экстремизма

К комплексу мер по противодействию терроризму относятся:

  • Разделы знаний
  • Интересные викторины по теме
  • Причины возникновения терроризма в России
  • Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде
  • Национализм и религиозный экстремизм
  • Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Вы точно человек? Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс).
Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия» – Администрация города Кировское Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и.

Причины и условия для проявлений в мире и в России экстремизма и терроризма

Согласно ст. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств и т. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде.

Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: — это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это — рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях.

Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.

Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость — стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей.

Веротерпимость — это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы.

Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации». Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты.

Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства».

Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют».

Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии.

В средствах массовой информации, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности. Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения. Религиозный экстремизм является преимущественно молодежным явлением.

Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы противодействия: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозного экстремизма, но и их идейные вдохновители. Одной из причин религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо, прежде всего, на интеллектуальном уровне.

Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям: 1 принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; 2 выявление и пресечение экстремизма; 3 международное сотрудничество в области противодействия экстремизму. Главной целью противодействия религиозному экстремизму должны стать не рядовые исполнители, а действительные организаторы и заказчики, которые, как правило, остаются в тени. Необходимо вести профилактическую работу в отношении организаторов экстремистских организаций, идейных вдохновителей. Важной составляющей борьбы против религиозного экстремизма является также диалог с общественностью. На местах в него следует вовлекать представителей муниципальных администраций, общественных организаций. Запрещение различной литературы под предлогом ее экстремистского характера должно происходить в соответствии с установленными едиными цензурными нормативами, так как при желании под определение «экстремистская литература» можно подогнать очень много чего, включая стихи Пушкина, Лермонтова и сочинения Ленина.

Гораздо эффективнее запретов встречное просвещение, которое позволит читателю критически воспринимать написанное. Но нашим чиновникам это не интересно, поскольку требует умения вести серьезную работу реально, а не имитировать ее. А главное, для борьбы с экстремистской и вообще любой другой идеологией, требуется альтернативная идеология и собственная внутренняя убежденность в ней.

Экстремисты, действующие внутри государства, имеют свою, радикально настроенную, религиозную или националистскую идеологию, однако нередко снабжаются и финансируются извне, а внутригосударственные теракты, как мы можем наблюдать, зачастую имеют международные последствия. Как общественно-политическое явление, экстремизм возник в результате действий определенных политических сил, общественных групп, направленных на распространение насильственным путем собственных взглядов на политическое и социально-экономическое устройство мира. Во время построения «развитого социализма» проблема экстремизма не возникала, поскольку против инакомыслящих государство применяло самые жесткие меры. Если явление «экстремизм» известно с древних времен, то термин «экстремизм», многовековой истории не имеет. Мы не находим его толкования ни в Толковом словаре русского языка В. Даля, ни в Энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И.

Ефрона, хотя определение близкого к экстремизму термина — «терроризм» — в данных словарях приведено. По мнению С. Фридинского, данный термин стал активно использоваться для обозначения приверженцев к крайним взглядам и мерам с начала ХХ века, какими в тот период считали представителей левого крыла партии «Индийский национальный конгресс», являвшихся последовательными сторонниками борьбы за полную независимость Индии [2, с. В отечественной политической и научной литературе термин «экстремизм» раскрывается в различных аспектах, но комплексного междисциплинарного подхода к определению этого многогранного явления не существует, что затрудняет понимание его сущности, не дает возможности выработать не только направления совершенствования общественных отношений, но и исследовать тот методологический инструментарий, который способен цивилизованно анализировать данные отношения. Как следствие, возникают затруднения с выработкой научно обоснованных рекомендаций по вскрытию причин и факторов, детерминирующих экстремизм, что в конечном счете снижает эффективность противодействия экстремистской деятельности. Так, С. Ожегов и Н. Шведова дают следующее определение экстремизма: «экстремизм — приверженность к крайним взглядам и мерам обычно в политике » [3, с. В советском энциклопедическом словаре приводится следующее определение термина «экстремизм»: «приверженность к крайним взглядам, мерам обычно в политике » [4, с. Согласно определению, содержащемуся в Большой советской энциклопедии, экстремизм — приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированными социальными институтами, малыми группами и индивидами [5, с.

В Малой энциклопедии современных знаний экстремизм определяется как «приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям» [6, с. В политологической литературе приведено определение: «Экстремизм — приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям» [7]. В соответствии с Кратким политическим словарем «экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и мерам, в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора» [8, с. В религиоведческом контексте Э. Филимонов рассматривает экстремизм как «приверженность к крайним взглядам и действиям», которая «может иметь место в любой сфере общественной жизни, где сталкиваются различные взгляды и точки зрения на решение тех или иных проблем» [9, с. Эти взгляды, меры, идеи или действия по своему характеру могут быть политическими, расистскими, националистическими, религиозными, сепаратистскими, криминальными и др. Верещагин и М. Лабунец подчеркивают, что экстремизм — это идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление [10, с. Афанасьев раскрывает определение экстремизма как приверженность «к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве: «Экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры.

Для того чтобы понять истоки экстремизма, необходимо осознать тот факт, что в самой природе человека заложено стремление к постоянному движению и развитию.

Наряду с этим экстремизм всегда несет с собою личностное начало, а экстремистское поведение всегда отмечено своевластием и эгоцентризмом. Экстремизм характеризует не наличие насилия как такового, а его крайних форм. Конечно, причины распространения экстремизма в молодежной среде не могут быть только политическими, в первую очередь, это социальные причины. Попов и О. Попова выделяют в своей статье следующие причины экстремистского поведения молодежи: ослабление и отсутствие воспитательной работы в школах, училищах, институтах и на предприятиях; упразднение массовых детских и молодежных общественных организаций; разлагающее влияние средств массовой информации, в первую очередь телевидения, с его пропагандой насилия всех видов, преступности; снижение уровня жизни; смена подлинных общечеловеческих ценностей ценностями мнимыми, суррогатными; отсутствие высоких идеалов у молодежи и взрослого населения; массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков; уничтожение доступной, демократичной культурно-досуговой сферы, массовая безработица; массовая миграция населения политическая нестабильность снижение политической активности молодёжи, отказ от участия в политических партиях и движениях умеренной направленности и т. В данном случае экстремизм превращается в войну за идеалы, которые молодое поколение хочет претворить в жизнь, пусть и насильственным путем. Одной из причин появления экстремизма В. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». Исследователь поясняет: «Экстремизм как наиболее быстрый и прямой путь к изменению существующей реальности и к переходу в новую эпоху, в которой насилие будет недопустимым. То есть экстремизм - это временная и вынужденная мера для перехода в новое общество.

Но для того, чтобы построить новое общество, необходимо до основания разрушить все наработки предыдущего. Следовательно, оппонент и его позиция подлежит полному уничтожению. В результате, экстремисты, использующие эту аргументацию для своих поступков, являются наиболее разрушительными» [2]. Как отмечалось выше, одними из основных причин появления и распространения политического экстремизма среди молодежи, являются обострение межнациональных конфликтов и усиление тенденций проявления ксенофобии. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений.

Что такое экстремизм и откуда он берется

В нашей стране экстремизм является одним из факторов дестабилизации обстановки, создающих угрозу территориальной целостности государства и конституционному правопорядку. Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Прокуратура информирует от компании Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области. В силу того, что экстремизм является антиценностью и средством разжигания политических, национальных, межконфессиональных конфликтов, толчком к насилию, необходимо научиться искоренять причины его возникновения и распространения. Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, комплексы противодействия экстремизму, правовая культура, правосознание. Причинами экстремизма могут быть низкий уровень жизни населения, низкий уровень политической культуры людей, расслоение общества, отсутствие какой-либо идеологии государства, пропаганда экстремизма, слабость законов.

Статья — Религиозный экстремизм

Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма. Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы.

Экстремизм: понятие, виды

Причин для проявления экстремизма в различных его формах можно выделить несколько. Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Экстремизм в россии: причины возникновения и распространения. Аннотация: В статье предпринята попытка анализа социаль-ных и политических причин появления и широкого распространения экстремизма в России, охаракте-ризованы экстремистские. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. Непосредственно понятие экстремизма и экстремистской деятельности само по себе встречается в следующих статьях УК РФ. Причин для проявления экстремизма в различных его формах можно выделить несколько.

Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика

В- седьмых, экстремистские действия навязывают обществу. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни. Механизмы вовлечения в экстремистскую деятельность На сегодняшний день очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма. Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека, влекущее развитие безнравственных взглядов и принципов экстремистского характера в любом его проявлении. Для успешного контролирования сознания необходимы четыре элемента: - контроль организации над поведением; - контроль над их эмоциональной жизнью; - контроль над языком; - контроль над информацией. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов.

Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага — духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру. Ущерб, наносимый от экстремистской деятельности 1. Отток денежных средств у населения. Промывание мозгов и программирование людей. Разжигание религиозных распрей. Нарушение и ограничение Конституционных прав.

Нарушение стабильности социально экономического развития. Повышение процента суицида. Повышение процента психиатрических заболеваний. Разрушение культурно — исторических ценностей. Регресс общества. Вмешательство в общеобразовательную систему.

Если в течение года совершить аналогичное нарушение повторно, такие действия квалифицируют уже по статье 282 УК РФ. За пропаганду и демонстрирование экстремистской или нацистской символики светит : физлицам — штраф 1000—2000 рублей, арест до 15 суток; должностным лицам — штраф 1000—4000 рублей; юрлицам — штраф 10 000—50 000 рублей. За массовое распространение экстремистских материалов и их производство либо хранение в целях распространения положено : физлицам — штраф 1000—3000 рублей либо арест до 15 суток; должностным лицам — штраф 2000—5000 рублей; юрлицам — штраф от 100 000 до 1 млн рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток. Распространение материалов экстремистского и террористического характера наказывается штрафами от 50 000 до 5 млн рублей в зависимости от того, кем и в который раз совершено нарушение. Статья о злоупотреблении свободой массовой информации предусматривает штрафы за распространение экстремистских материалов от 100 000 до 1 млн рублей и сведений об организациях-экстремистах без указания об их «запретности» до 50 000 рублей. За некоторые из перечисленных выше правонарушений также возможно привлечение к уголовной ответственности, в том числе при рецидиве. Уголовные наказания По ст.

Если то же преступление совершено с угрозами или насилием, организованной группой или с использованием служебного положения, наказание ужесточается вплоть до лишения свободы от 3 до 6 лет. В отдельных статьях 282. Наиболее суровое наказание ждёт организаторов — до 12 лет колонии. За публичные призывы к экстремистской деятельности в том числе в интернете грозит наказание от 100 000 рублей штрафа до 5 лет лишения свободы. Дело Мотузной и декриминализация статьи 282 УК РФ В 2018 году широкий общественный резонанс приобрело уголовное дело жительницы Барнаула Марии Мотузной, которую обвинили в экстремизме по ст. Девушка опубликовала свою историю в «Твиттере». Сообщения завирусились, при этом СМИ и интернет-пользователи решили, что деяние несоразмерно обвинениям, и поддержали Марию.

СМИ обратили внимание, что число «экстремистских» дел в 2015—2018 годах существенно выросло, причём большинство из них возбуждали именно за публикации в интернете, лайки и репосты. Ситуацию в итоге обсудили даже на «прямой линии» с президентом РФ, который согласился , что преследование экстремистов нельзя доводить «до маразма и абсурда». Через несколько месяцев Владимир Путин лично внёс в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи 282 — по ней стали судить только тех, кто совершил нарушение повторно.

По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно.

Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость.

Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность.

Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма.

Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией.

Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Экстремизм, и его крайняя форма — терроризм, — это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление. Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан.

В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей страны. В Российской Федерации законодательно запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Но экстремизм и терроризм быстро изменяются, осваивают все более опасные и разрушительные методы. Поэтому особо важна организация слаженной работы государственных учреждений, общественных и религиозных организаций на всех уровнях системы государственного управления и общественной деятельности. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем невозможно бороться с экстремизмом и терроризмом, невозможно воспитание молодого поколения в духе патриотизма и веротерпимости, что необходимо для обеспечения безопасности общества в целом. Сейчас экстремизм и терроризм, в какой бы форме они не представлялись, являются одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения. Приоритетными в этой работе являются предупредительные меры.

Эту работу можно успешно проводить только совместными усилиями глав администраций, правоохранительных органов, при содействии трудовых коллективов и общественности. Поэтому задачи всех государственных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, всех слоев населения вместе сообща бороться с этим злом. Главное — работать на опережение, чтобы потом не бороться с последствиями. Для победы над экстремизмом и терроризмом, избавления от этого опаснейшего негативного социального явления необходимо объединение всех сил общества, разумное их использование, духовно-нравственная и психологическая работа с молодежью. Важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнадзорности и правонарушений, особенно, в молодежной среде. Участие гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму состоит главное в том, чтобы раскрыть назначение и сущность того, что выдается за "конфликт", а по сути, является преступностью и бандитизмом. Гражданскому обществу важно осознать, что экстремисты и террористы и их пособники живут в самом этом обществе, подвержены его информационному, эмоциональному и психологическому воздействию.

А само это информационно-психологическое влияние общества может быть по своей форме различным. Важно, чтобы это воздействие и влияние было направлено на нетерпимость к любому роду и виду проявления ненависти и насилия внутри общества, обличение преступной сущности экстремизма и терроризма.

Политический экстремизм — это идейно-политическое течение, проповедующие приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Выделяют «левый» и «правый» экстремизм.

Наиболее распространенными формами политического экстремизма являются: фашизм, расизм, этнический и религиозный радикализм. Исторический опыт показывает, что политический экстремизм в любой форме захватывает общество постепенно. Именно поэтому в противодействии ему решающую роль должны играть меры раннего предупреждения насилия. Одной из самых опасных форм проявления политического экстремизма является терроризм.

Наша страна очень серьезно пострадала от экстремизма, в частности террора, который имеет место не только в южных региона РФ. Однако не всякий политический экстремизм может быть назван терроризмом, а лишь тот, который допускает и реально применяют политически мотивированное насилие против гражданского населения. Таким образом, терроризм является разновидностью политического экстремизма в его крайнем, насильственном применении, проявлении. Это узкое по своей социальной базе явление зарождается в замкнутой, конспиративной группе или может быть характерно даже для отдельного индивида.

В эпоху глобализации терроризм достигает пика своего развития. В последние десятилетия резко увеличилось число террористических актов и их жертв, появились новые виды терроризма. Этнический экстремизм — еще один распространенный вид насилия. Проблема этнического или национального экстремизма остается актуальной для России на протяжении двух десятилетий.

Данная проблема является одной из острейших для российского общества и государства, она непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности и территориальной целостности страны. Противодействие и борьба с экстремизмом, выработка эффективных мер возможна лишь на основе глубокого понимания закономерностей и тенденций его развития, предпосылок и условий его возникновения, то есть на основе выявления и учета факторов этнического экстремизма. Факторы этнического экстремизма в политическом процессе России можно разделить на две основные группы.

ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Патрушев: низкий уровень жизни все еще подпитывает экстремизм на Северном Кавказе. Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». 5. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. Анализ современной российской экстремистской преступности позволяет выделить следующие основные причины, порождающие экстремизм и способствующие его росту.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий