Бизнес-план — это документ, в котором описаны цели и планы бизнеса, а также способы их достижения. О том, как составить бизнес-план, зачем он нужен и где взять готовые примеры с расчетами — в материале РИА Новости. Как составить бизнес-план: с чего начать и какие разделы включить. Рассказываем, как составить бизнес-план самостоятельно, даём образец и пошаговую инструкцию.
С чего начать составление бизнес-плана? Структура и содержание основных разделов
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция и готовые примеры | Глава “Организационные этапы формирования бизнеса” включает развернутый пошаговый план внедрения проекта. |
Зачем нужен бизнес-план и как его правильно составить | Юга.ру | Разбираемся, как самостоятельно разработать бизнес-план для социального контракта и что в нем отразить. |
Бизнес-планирование предприятия на все случаи жизни
Дайте им реальные инструменты, укажите алгоритмы общения с клиентами. Также под рукой у них должна быть база для совершения звонков или отправки электронных писем. Рассчитайте норму ежедневных звонков, которые «продажники» должны совершать, и сумму средней сделки. От этого зависит зарплата сотрудника и ваш доход. Финансирование Этот раздел обязателен к заполнению, когда предприятие нуждается в финансировании. Если бизнес-план заполняете не для внутреннего пользования, то скорее всего проекту требуются дополнительные вливания. Здесь указывают: сколько денег требуется прямо сейчас; какие суммы могут потребоваться в ближайшее пятилетие; как используете деньги. Финансовый прогноз Вы можете написать бизнес-план без какого-либо раздела, но в таком случае он будет неполноценным В этом разделе предстоит назвать все источники, через которые поступают деньги, а также расходы. Не важно, носят они разовый или постоянный характер, их обязательно записывают. В качестве отрезка, за который нужно проводить расчет, лучше брать период в три—пять лет.
Это уместно, если бизнес существует долго. В противном случае возьмите любой доступный срок, по которому можно следить за экономическими тенденциями.
Маркетинговая стратегия — как бизнес намерен продвигаться, через какие каналы, и какая часть дохода будет уходить на маркетинг.
Организационно-правовая форма, налоговый режим. Финансовый план — подсчет постоянных и переменных расходов, которые бизнес будет нести во время работы. Лучше построить финмодель: примерный прогноз доходов и расходов на первый год работы.
Риски — важно продумать их заранее, чтобы руководитель был готов к нештатным ситуациям. Этот список — необязательный, но он охватывает все аспекты бизнеса, о которых стоит подумать перед запуском. Инструменты бизнес-планирования Написать весь бизнес-план из головы не получится.
Чтобы план был полезным, в тексте нужно опираться на аналитику. Есть три базовых инструмента, которые помогут предпринимателю написать бизнес-план. Готовые анализы рынка — это поможет определить конкурентов, потенциальных клиентов и тренды на рынке.
При разработке финансового плана учитывается весь комплекс расходов на запуск бизнеса и осуществление текущей деятельности. В их состав входят, в том числе, расходы на внесение платежей франчайзеру, банковские проценты и т. В разделе обязательно указываются источники финансирования, включая собственные средства, привлеченные средства инвесторов, банковские кредиты и т. При необходимости должна быть учтена динамика валютных курсов. Учитывая высокое значение раздела, неудивительно, что финансовый план содержит наибольшее количество расчетов.
Здесь определяются основные показатели, на основе которых можно делать выводы о состоятельности и привлекательности проекта. К числу основных данных, которые должны быть отражены в расчетной части, относятся: отчет о финансовом состоянии компании на текущий момент; прогноз движения денежных потоков;.
Сюда входят перспективы прибыльности проекта, учет расходов, описание источников финансирования, порядок действий на случай незапланированных трат, расчет точки безубыточности. Факторы риска и способы их устранения. Например, есть риск закупки некачественной продукции.
Значит, прописываем решения: запрашивать у поставщика тестовые образцы, требовать сертификаты качества. Создавать бизнес-план нужно в той форме, с которой будет удобно работать в дальнейшем. Все цифры и средние значения следует рассчитывать индивидуально, а не брать из готовых шаблонов. Регистрируем проект Независимо от того, какой бизнес вы открываете с нуля, его необходимо официально зарегистрировать. Первый шаг — определиться с видом организационно-правовой формы: ИП.
Предполагает простую отчетность и понятный учет, быструю регистрацию с небольшой пошлиной, возможность работать в любом регионе. Вся получаемая прибыль является личной собственностью предпринимателя. При необходимости ИП без проблем закрывается. Минусы — ограничения на отдельные виды торговли алкоголь, медицинские препараты, яды и прочее , обязательные страховые взносы, ответственность личным имуществом. Предусматривает несколько собственников, ответственность по уставному капиталу, возможность осуществлять любые виды деятельности.
Самый простой и популярный формат для малого бизнеса — ИП. Особенно, если речь идет о довольно ограниченных возможностях на старте в плане финансов. Его основное преимущество — минимум первоначальных затрат. К тому же, для создания интернет-магазина никаких специальных разрешений и лицензий не требуется. Чтобы зарегистрировать ИП, достаточно подготовить паспорт и ИНН, заполнить заявление, оплатить госпошлину и подать документы в налоговую службу по месту прописки.
Пройти процедуру можно также в онлайн через портал Госуслуг. Регистрация подтверждается в течение 3-х рабочих дней, после чего предпринимателю выдается выписка из ЕГРИП. Для некоторых видов деятельности, помимо заявления с пакетом документов, необходимо подавать дополнительное уведомление. Это касается сфер: общепита; ветеринарных и гостиничных услуг. Решаем вопросы с налогами и отчетностью Второй шаг после регистрации — выбрать схему налогообложения.
От нее будут зависеть формы отчетности и объем налоговой нагрузки. По умолчанию применяется общая система.
Когда в России впервые ввели инвестиционный бизнес-план
- Что такое бизнес-план?
- Как написать бизнес-план: 4 этапа и важные аспекты
- Как подготовить бизнес-план, который одобрят инвесторы: советы эксперта
- Что такое бизнес-план: для чего нужен, как составить и какие виды бывают - Market-makers
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
Также производственная часть бизнес-плана должна включать в себя подробный анализ себестоимости товаров предприятия. 2.1 Какие разделы включает бизнес-план. Рекомендуемая структура бизнес-плана с краткими рекомендациями по его разработке приведена ниже. В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.
Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания
Создавать бизнес-план нужно в той форме, с которой будет удобно работать в дальнейшем. Все цифры и средние значения следует рассчитывать индивидуально, а не брать из готовых шаблонов. Регистрируем проект Независимо от того, какой бизнес вы открываете с нуля, его необходимо официально зарегистрировать. Первый шаг — определиться с видом организационно-правовой формы: ИП. Предполагает простую отчетность и понятный учет, быструю регистрацию с небольшой пошлиной, возможность работать в любом регионе. Вся получаемая прибыль является личной собственностью предпринимателя. При необходимости ИП без проблем закрывается. Минусы — ограничения на отдельные виды торговли алкоголь, медицинские препараты, яды и прочее , обязательные страховые взносы, ответственность личным имуществом. Предусматривает несколько собственников, ответственность по уставному капиталу, возможность осуществлять любые виды деятельности.
Самый простой и популярный формат для малого бизнеса — ИП. Особенно, если речь идет о довольно ограниченных возможностях на старте в плане финансов. Его основное преимущество — минимум первоначальных затрат. К тому же, для создания интернет-магазина никаких специальных разрешений и лицензий не требуется. Чтобы зарегистрировать ИП, достаточно подготовить паспорт и ИНН, заполнить заявление, оплатить госпошлину и подать документы в налоговую службу по месту прописки. Пройти процедуру можно также в онлайн через портал Госуслуг. Регистрация подтверждается в течение 3-х рабочих дней, после чего предпринимателю выдается выписка из ЕГРИП. Для некоторых видов деятельности, помимо заявления с пакетом документов, необходимо подавать дополнительное уведомление.
Это касается сфер: общепита; ветеринарных и гостиничных услуг. Решаем вопросы с налогами и отчетностью Второй шаг после регистрации — выбрать схему налогообложения. От нее будут зависеть формы отчетности и объем налоговой нагрузки. По умолчанию применяется общая система. Но она невыгодна для ИП: на ней платится НДС, налог на доходы, ведется сложный учет и осуществляется много проверок. Поэтому при открытии своего маленького бизнеса с нуля лучше переходить на спецрежим с одним налогом или льготной ставкой. Причем делать это нужно сразу. Чтобы не ошибиться с выбором, стоит заранее проконсультироваться с бухгалтером, специалистом налоговой инспекции или изучить законы самостоятельно.
План продаж доходов прописывается ежемесячно. Расчет налоговых расходов производится также за каждый месяц. Ежемесячные расходы, продажи доходы и налоговые расчеты удобно представлять в одной таблице. Анализ возможных рисков и их управление Все возможные риски нужно указать в данном разделе. При рассмотрении рисков необходимо учесть все факторы: финансовые повышенные издержки, уменьшение дохода ; рыночные конкуренция, нестабильность цен ; производственные снижение объемов производства и предоставления услуг ; социальные. По каждому фактору стоит прописать действия, чтобы данный риск максимально уменьшить или совсем не допустить. Приложения к бизнес-плану Завершающей и необязательной частью плана являются приложения. Однако и данный раздел может стать полезным, поскольку зачастую включает таблицы с расчетами и сравнениями.
Защита бизнес-плана по социальному контракту Рассматривает и оценивает бизнес-план специально созданная комиссия. Задача получателя субсидии по соцконтракту убедить членов комиссии в жизнеспособности и реальности своего проекта. План будущего бизнеса оценивается с учетом нескольких критериев: Выбранное предпринимательство является значимым и актуальным для социально-экономического развития своей местности. Получатель государственной поддержки имеет соответствующее образование, квалификацию и опыт в выбранной сфере. Проведен анализ рынка с учетом покупательского спроса. У претендента на субсидию есть свои средства и имущество для вложения в бизнес. Раскрыта финансовая модель бизнеса, срок окупаемости проекта определен, просчитана точка безубыточности и рентабельность. Проведена оценка рисков, предложены пути их минимизации.
Описание продукта Анализ продукта: для удовлетворения каких потребностей он предназначен, его свойства и польза, чем он отличается от предложений конкурентов. Приводится макет или фото продукта. Можно также описать его упаковку и отметить, как вы планируете совершенствовать продукт. Определение целевой аудитории Детально изучается и описывается потенциальный покупатель. Желательно просчитать примерное число покупателей в месяц, чтобы понять объём выручки, описать планы по увеличению числа покупателей с учётом маркетинговых мероприятий. Анализ конкурентов Предварительно изучив рынок, в плане отмечают, сколько магазинов в вашем городе предлагают аналогичный товар и какова их доля на рынке.
Можно включить основные показатели на сегодняшний момент если фирма уже работает , желательно с привлечением графических сравнительных данных — они будут лучше восприниматься. Включается короткий рассказ о продукции и информация о финансовом состоянии, банковском обслуживании, уже имеющих место деловых связях с инвесторами. Краткая формулировка планируемых направлений развития тоже включается резюме. Если бизнес новый, основная мысль резюме — аргументация, почему бизнесмен решил заниматься именно этим видом деятельности его образование, опыт, иные аргументы , и доказательства тщательного анализа сегмента рынка, который планируется занять. Рассказ о фирме Рассказ должен содержать сведения о внутренних резервах производителя, например, специалистах высокой квалификации, чей труд формирует конкурирующий на рынке продукт, уникальные научные разработки, применяемые в его производстве. Сюда можно поместить сведения о продукте, покупателях и их потребностях укрупненно. Описание организационной структуры входит в этот раздел. Указание на действующее руководство и его заслуги можно дать в этом разделе или выделить отдельно. Отмечается форма собственности, доли каждого участника в капитале. Анализ рынка От общих положений и расчетов, касающихся отрасли в целом, следует перейти к более узкой части рыночной структуры, которую занимает или планирует занять фирма. Важны такие факторы: размер в целом; цены, расчетная прибыль; анализ сложившейся конкуренции и конкурентов. Здесь целесообразно оценить, насколько высок уровень конкуренции, и описать перспективы вытеснения конкурентов с рынка, их достижения и недостатки, косвенную конкуренцию, если она имеет место, и др. Товар услуга Описание товара или услуги, их преимуществ, аргументы в пользу их востребованности у покупателей, почему продукт лучше, чем у конкурирующих фирм в том же сегменте рынка. Если продукт запатентован, об этом тоже нужно упоминать. Целесообразно включить производственные расчеты и планы по выпуску продукта. Стратегия маркетинга, состояние рынка Описание способов проникновения на рынок, перспективы и способы развития продаж фирмы, сбытовая и рекламная стратегии. Стратегия сбыта Она, в свою очередь, может быть представлена планом работы отдела продаж, также и торговой деятельности в целом.
Бизнес-план
Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном. Статья рассказывает о 4 основных этапах составления бизнес-плана, включая анализ рынка и конкурентов, сбор информации, финансовое моделирование и написание плана. это уникальная экономическая модель, и она должна учитывать самые различные факторы, влияющие на организационные моменты и развитие бизнеса. Бизнес-план должен включать в себя анализ рисков и стратегии их управления.
Бизнес-план | Что это такое, как составить, пример с расчётами
Составление плана работ по разработке бизнес-плана включает в себя опреде-ление следующей информации: –– формирование перечня мероприятий и объема всех. Бизнес-план должен включать в себя анализ рисков и стратегии их управления. Как составить бизнес-план: с чего начать и какие разделы включить. Бизнес-план для создания новой организации включает в себя маркетинговую политику, то есть развитие бизнеса. Бизнес-план – это набор документации, который включает в себя подробную информацию обо всех этапах формирования и осуществления предпринимательства, нюансы развития, возможные проблемы, а также пути их предупреждения и решения. Работать на себя – прибыльно, однако для достижения поставленных целей начинающий предприниматель должен сперва составить бизнес-план.
Бизнес-план: это..., виды, как составить, чек-лист, пример, ключевые ошибки
Инициаторы оценивают жизнеспособность проекта и возможность выйти на рынок, рассчитывают потенциальную прибыльность. Для поиска финансирования. Составляют официальный документ с расчётами себестоимости, продвижения и иных затрат. Также анализируют доходность, принципы ценообразования. Если компания рассчитывает на грант, важно чётко следовать процедуре, чтобы заявку не отклонили. Для работы над реализацией.
Предприниматели оптимизируют план в зависимости от текущих показателей. Пункт особенно актуален, если у проекта низкая эффективность. Стоит проанализировать ошибки и продумать, как их исправить. Для масштабирования. Определяют наиболее актуальные ниши для расширения, анализируют и прогнозируют результаты с учётом уже имеющейся практики.
Для поиска антикризисной стратегии. Составляют план действий, если идея потерпела неудачу. Возможно, компания сможет найти дополнительное финансирование или компенсирует расходы за счёт других проектов. Как составить бизнес-план Чтобы составить качественный бизнес-план: Чётко сформулируйте основную идею. В противном случае может пострадать логика бизнес-плана.
Продумайте описание проекта. Обоснуйте необходимость создания продукта, раскройте его суть, стадии реализации. Определите аудиторию и географию: это сделает идею более цельной и поможет на этапе продвижения. Создайте финансовый план. Предусмотрите все возможные затраты и посчитайте потенциальную доходность.
Определите, когда проект достигнет точки безубыточности и начнёт приносить прибыль. Узнайте требования к оформлению. Их выдвигают банки, инвесторы, организации, выдающие гранты. Отразите все основные разделы бизнес-плана. Не подходите к процессу формально и не старайтесь трактовать цифры в пользу своей идеи, закрывая глаза на спорные моменты.
Этапы разработки бизнес-плана: Далее расскажем о структуре документа, и заодно — об этапах создания плана более подробно. Структура и содержание Рассмотрим элементы структуры бизнес-плана. Из описанных ниже компонентов должен состоять документ. Титульный лист Обязателен при оформлении официальных бизнес-планов. На нём указывают название проекта, компанию, дату.
Детали оформления зависят от корпоративного стиля или требований контрагента. При составлении версии «для себя» титульный лист не обязателен. Содержание Составьте оглавление, чтобы быстрее ориентироваться в документе. Этот элемент также поможет проверить структуру бизнес-плана. Если у вас не получается выделить разделы, скорее всего, информация подаётся сумбурно.
Это усложнит понимание идеи и плана её реализации. Вступление Кратко опишите проект, его особенности, результаты исследований. Раздел нужен, чтобы сориентировать топ-менеджеров компании или потенциальных инвесторов. Они с первых строк должны понять, что вы собираетесь создавать и зачем.
Требования к оформлению документа будут стандартизированы.
И так как банку нужны идеальные документы, то план, возможно, придётся корректировать. Бизнес-план для получения господдержки. Государство часто стимулирует малый и средний бизнес и объявляет разные программы поддержки. Например, даёт кредитные каникулы, налоговые вычеты или субсидии. Чтобы всё это получить — надо предоставить бизнес-план.
Требования по его оформлению всегда есть в конкретной программе господдержки. Если их нарушить — заявку снимут с конкурса. Ещё один вид бизнес-плана — антикризисный. Такой понадобится компаниям пред- или полным банкротам. Цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.
Богдан стал изучать требования банка к бизнес-планам, и в поддержке ему сказали, что все документы нужно готовить по стандарту UNIDO — популярному стандарту бизнес-планов в странах СНГ. У каждого свои преимущества и недостатки, но останавливаться на них не будем — информации много, и её хватит на отдельную статью. Сейчас методика UNIDO является золотым стандартом при составлении эффективных бизнес-планов для привлечения инвестиций в разных отраслях. При этом её используют для новых и действующих проектов. Титульный лист Это первая страница плана.
В титульный лист должны входить: Полное наименование фирмы-инициатора проекта. ФИО владельца бизнеса с полными контактными данными адрес, телефон, электронная почта. Дата и место составления бизнес-плана оно может отличаться от места фактической деятельности. Резюме Краткая сводка по всему бизнес-плану. Из резюме проверяющий поймёт, чем будет заниматься бизнес и как зарабатывать.
По сути, здесь будут все выводы из плана. Поэтому резюме нужно писать в последнюю очередь, когда заполните остальные разделы. В резюме нужно рассказать, как вы будете рекламировать и продавать свой товар или услугу. Сколько денег на развитие понадобится и где вы планируете их найти.
Произвольная организация работы с бизнес-планом Предположим, что предпринимателю нужно обосновать перед инвесторами строительство нового цеха.
Времени всегда не хватает, предприниматель чувствует, что находится на растущем рынке, и старается быстрее ухватить удачу за хвост. Он примерно прикидывает организацию работы в новой части производства, на скорую руку подтягивает строительный проект часто довольно сырой , поручает финансисту сделать расчеты. В этой ситуации есть идея бизнес-проекта, но сам план создается «на коленке». Он годится в случае, если инвесторы так же хорошо чувствуют рынок и у них есть доверие и позитивный опыт работы с предприятием. В других случаях, например, при выводе на рынок нового продукта, нужна последовательность в организации работы с бизнес-планом: исследование внешней среды, выделение рыночных трендов, фиксация идеи, поиск потенциальной бизнес-модели и т.
Затем — определение круга потенциальных инвесторов, изучение их интересов и проработка позиции бизнес-плана. Экономика инноваций Как стать венчурным инвестором: пять шагов для начинающих Можно ли составить план самому Елена Малькова считает, что успех плана сильно зависит от того, что бизнесмен умеет делать сам. Для расчетов ему понадобится помощь грамотного финансиста. А также, вероятно, ему нужно будет сделать несколько полевых исследований силами сотрудников собственной компании или сторонних агентств. В этом случае он может выступить и как эксперт, и как интегратор результата.
В случае, если руководитель компании обладает сильной бизнес-чуйкой, лидерским талантом, опытом и сильной профессиональной командой, в которую входят директор по маркетингу, финансовый директор, коммерческий директор и директор по производству, то руководитель может организовать работу команды над бизнес-планом. В такой ситуации «приглашенные» специалисты будут полезны на этапах выполнения внешних исследований, работы с первым лицом при подготовке решения о стратегии и бизнес-модели, для оценки разработанного бизнес-плана, готовности команды к презентации перед инвесторами, организации командной дискуссии. Если опыт в развитии инвестиционных проектов мал, а команда первого лица не контактировала с новым типом инвестора, то лучше обращаться к специалистам. Это могут быть разные профессионалы, и сам проект по разработке бизнес-плана будет состоять из отдельных элементов: исследования, описания бизнес-модели, финансового анализа, оформления презентации и пр. Главное здесь — собрать информацию у разных специалистов и интегрировать ее в единый документ, который будет соответствовать интересам инвесторов.
Такая работа обладает более сильным потенциалом для руководителя, чем полный аутсорсинг. Ведь, погружаясь в работу с консультантами, координируя усилия разных специалистов, руководитель и сам начинает довольно хорошо ориентироваться в материале. А это сделает его более уверенным в работе с инвесторами. Советы по составлению плана Елена Малькова делится советами для предпринимателей, решивших составить свой бизнес-план: Не пытайтесь запрыгнуть в последний вагон. Подходите к разработке бизнес-плана как к отдельному жизненно важному проекту.
Планируйте время. Речь идет о квартале и больше. Думайте о решении инвестора, а не о бумажке, которую нужно подать. Если будете удерживать в фокусе внимания интересы инвестора, его критерии оценки инвестиционных проектов, особенности поведения, то сможете точнее выстроить взаимодействие. А это и есть цель.
Бизнес-план — это лишь инструмент и один из этапов в работе с инвестором. Начинайте с изучения макросреды. Все идеи тестируйте «в поле», отслеживайте тренды. Важно понять, какие возможности и ограничения вы встретите на рынке в ближайшей перспективе. Нужно уловить, в каком направлении развивать проект, какие результаты реалистичны.
Идея бизнеса может быть очень хорошей на бумаге, но малореализуемой в жизни. Учитесь и применяйте современные инструменты и методики при анализе рынка, описании бизнес-моделей, командной работе.
Этап 2: Оценить, какими материальными ресурсами для развития проекта вы обладаете. Это не только техника и материалы, но и помещения, где будет осуществляться производство и храниться готовые товары, мебель для офисов, и т. Этап 3: Сформировать требования к работникам. Нужно определить, сколько человек вам требуется, какой специализации, с каким опытом и уровнем образования. Этап 4: Установить временные рамки. Задать границы каждого этапа бизнес-плана. Этап 5: Рассчитать издержки.
Составляется смета со всеми расходами на запуск и дальнейшее на несколько лет развитие бизнеса. Этап 6: Оценить риски для вашего направления деятельности. Нужно рассмотреть вероятные сложности, проблемы при развитии проекта, наметить способы их решения. Этап 7: Составить резюме плана. Кратко суммируйте всю информацию о проекте, ключевые характеристики продуктов, портрет покупателя. Кому поручить бизнес-планирование Откуда же взять бизнес-план? Есть несколько вариантов: Написать самостоятельно Этот путь оптимален, если вы собираетесь лично управлять фирмой, развивать бизнес. Тогда надо изучить проект изнутри, погрузиться в детали, чтобы досконально знать, как это всё работает. Когда управленец собрал все необходимые данные, понял основы своего бизнеса и презентует проект инвесторам, ему проще защищать этот проект, поскольку он знает все его сильные и перспективные стороны.
А инвесторы, в свою очередь, хотят сотрудничать с теми, кто лично занимается управлением проектами. Составляя бизнес-план самостоятельно, вы вынуждены будете разобраться во всём а значит, сразу обнаружить потенциальные уязвимости проекта. Когда предприниматель плохо подготовлен, он едва ли сможет точно рассчитать все финансовые показатели. Как бы то ни было, постарайтесь спланировать развитие бизнеса хотя бы в общих чертах перед обращением к специалисту. Интересные идеи для бизнеса: принципы выбора и топ лучших вариантов Скачать готовый Этот вариант имеет право на жизнь, когда вы собираетесь заняться бизнес-планированием проекта самостоятельно, но нуждаетесь в ориентирах и шаблонах, чтобы опереться на них.
Как самостоятельно составить бизнес-план
Отказ в заключении социального контракта В предоставлении субсидии могут отказать в следующих случаях: средний душевой доход выше прожиточного минимума в регионе; у гражданина в собственности много имущества; представлен неполный пакет документов или недействительные документы; документы содержат исправления или недостоверные сведения; заявитель прописан в другом регионе; исчерпан бюджетный лимит средств на соцконтракты; не истек срок с момента заключения предыдущего контракта. Решение о заключении соцконтракта или об отказе в этом озвучивается по завершении комиссии. Отказ оформляется в письменном виде. Пример бизнес-плана по соцконтракту для маникюрного кабинета, мастера маникюра Этот вид деятельности набирает всё большую популярность. Тем более его подготовительный этап не является затратным. Есть мастера, которые на начальном этапе даже не арендуют помещение, а услуги маникюра предоставляют на дому. Кроме того, чтобы начать бизнес, не требуется больших вложений. Достаточно приобрести необходимое оборудование, инструменты, материалы и пройти обучающие курсы. Далее бизнес можно развивать, улучшая качество услуг, ведь опыт приходит со временем. Скачать бизнес-план по соцконтракту для маникюрного кабинета Пример бизнес-плана по соцконтракту для парикмахера Одной из хорошо развитых предпринимательских сфер являются парикмахерские услуги.
Парикмахерскими пользуются все — мужчины, женщины, дети, а потому данный вид бизнеса всегда востребован и достаточно прибылен. Этот вид оказываемых услуг требует умеренных вложений, что значительно облегчает создание своего бизнеса. Однако стать парикмахером может не каждый. Данному мастерству нужно обучиться. Как правило, человек решается открыть свое дело, проработав некоторое время в найме и получив ценный опыт. Скачать бизнес-план по соцконтракту для парикмахера Особенности бизнес-плана для ЛПХ Достаточно неплохо государство поддерживает сельское хозяйство.
Если вы организуете бизнес с партнёром, бизнес-план также поможет понять, сходятся ли ваши ожидания от проекта. Для кредитования. Часто банки выдают деньги для бизнес-целей только при наличии бизнес-плана. По представленному проекту они оценивают перспективы компании и её рентабельность, предлагают возможные условия кредитования. Требования к документам везде разные, поэтому узнавать их нужно у конкретного банка. Но в любом случае банку в первую очередь интересна финансовая составляющая проекта: имущество для залога, смета, планируемая прибыль и прочее. Именно этим подробностям стоит уделить особенное внимание. Для поиска инвесторов. Этот вариант направлен на то, чтобы получить деньги от инвесторов. Конкретные требования к документу зависят от потенциальных финансовых партнёров. План должен зацепить инвестора, поэтому к стандартным пунктам можно добавить наглядные таблицы, инфографику или резюме с выжимкой основных параметров проекта. Для получения господдержки. Существуют государственные программы, которые направлены на поддержку малого бизнеса. Такие есть, например, для агропромышленности, туризма и других сфер. Документацию нужно собрать в соответствии с требованиями конкретной программы, в противном случае заявку не примут. Это запасной план на случай тяжёлого финансового положения. Он должен помочь минимизировать ущерб, который возник на фоне резкого падения спроса. Часто такой план используют предприятия-банкроты и предбанкроты, чтобы показать кредиторам, как компания сможет урегулировать споры с ними в судебном или досудебном порядке. Как написать бизнес-план: пошаговая инструкция Мы рассмотрим стандартную схему составления бизнес-плана. Она подойдёт, чтобы открыть новую компанию или изменить стратегию развития уже существующей. В зависимости от цели предпринимателя, структуру можно менять. Например, если вы собираетесь получать стороннее финансирование, скорректируйте содержание разделов под требования ведомства. Сначала нужно провести анализ рынка, оценить сильные и слабые стороны бизнеса, продумать финансовую модель и только потом приступать к написанию бизнес-плана. Это можно сделать за 5 шагов. Шаг 1.
Данные о российском рынке можно взять на сайте Росстата. Данные об импорте и экспорте — тоже в деньгах и натуральных показателях. Их можно взять в таможенной статистике. Данные о финансовой деятельности конкурентов — их можно посмотреть, например, в базе налоговой. Нужно изучить, что происходит с основными участниками рынка — растут или падают их обороты. Если растут, то результат анализа может выглядеть так: «Как можно видеть, обороты всех конкурентов растут. Значит, у нас тоже всё будет хорошо». Если падают, можно сделать такой вывод: «Как можно видеть из анализа, основные конкуренты теряют позиции — это облегчает нам выход на рынок». Анализ рынка в бизнес-плане — это не научный срез ситуации. Его главная цель — обосновать, почему вы считаете, что ваш бизнес или проект будут успешными. Соответственно, нужно использовать все факты, которые это подтверждают. Продукт или услуга В этом разделе подробно описывают продукт или услугу, которые предлагает компания. И акцентируют внимание на уникальных конкурентных преимуществах, если они есть. Нужно включить в него ответы на такие вопросы: Какую услугу оказывает компания или какой товар продаёт. В чём преимущества товара или услуги с точки зрения клиентов — почему клиенты придут именно к вам. Какой у продукта или услуги жизненный цикл — что вы предлагаете делать, чтобы продлить их жизнеспособность.
Работать на себя — прибыльно, однако для достижения поставленных целей начинающий предприниматель должен сперва составить бизнес-план. Что это такое и как его правильно написать вы узнаете из данного материала. Понятие бизнес плана Бизнес-план — это пошаговое руководство к действию для предпринимателей, позволяющее открыть собственное дело, развивать его и получать доход. Имея голую идею, невозможно добиться успеха: требуется составление бизнес-плана. По этому вопросу можно обратиться к профессионалам и купить готовый документ, однако на деле разработка стратегии самостоятельно не так уж сложна. В проект обычно закладывают не только расходы и доходы, но также и грамотное распределение ресурсов, подводные камни, риски и возможности, аспекты, которые повлияют на успех или неудачу предприятия. Предназначение бизнес-плана Исходя из цели бизнес-стратегии, план может иметь два предназначения: 1. Составляться для инвестора. Чтобы привлечь внешний капитал на финансирование проекта, понадобится логичная и четкая разработка бизнес-плана. Грамотные расчеты вложений и прибыли, а также четкие перспективы бизнеса должны склонить инвестора вложить средства. Создается для себя. Форма и метод подачи плана, его структура не имеют значение, главное, чтобы он был понятен вам.
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
Далее подробнее опишем, что должна собой представлять вводная часть инвестиционного бизнес-плана. Обычно она содержит следующие элементы: Титульный лист. Меморандум о конфиденциальности. Титульный лист инвестиционного бизнес-плана включает общие сведения о проекте.
В первую очередь указывается организация, которая выдвинула данную инициативу. Затем приводится название проекта, место, где он будет реализован и время, которое потребуется на эту процедуру. Резюме в инвестиционном бизнес-плане — это небольшое описание, поясняющее его суть и дающее общее впечатление о проекте.
Задача данного элемента — заинтересовать читателя, заставить его поверить в выгоду от участия в реализации этой задачи. Поэтому к составлению резюме инвестиционного бизнес-плана требуется подходить с особым усердием. Нужно чётко раскрыть все сильные стороны, которые способен принести проект, убедить в его рентабельности — в общем, любыми способами привлечь инвестора.
При этом необходимо, чтобы резюме инвестиционного бизнес-плана имело краткую форму и содержало только достоверную информацию. Меморандум о конфиденциальности инвестиционного бизнес-плана — это краткий документ, в котором указывается, что любое лицо, которое прочтёт данные сведения, обязуется не разглашать их, не копировать информацию, а сам инвестиционный бизнес-план вернуть его владельцу после ознакомления. Как и всё остальное в данном документе, меморандум о конфиденциальности составляется в произвольной форме.
Помимо прочего, в нём могут быть оговорены условия, при которых общие положения меморандума могут быть нарушены. Например, информацию разрешено распространить с согласия составителя инвестиционного бизнес-плана. Как написать инвестиционный бизнес-план самостоятельно: пошаговая инструкция Шаг 1.
Готовим обзор состояния отрасли производства Первый этап разработки инвестиционного бизнес-плана — это обзор ситуации, которая сейчас происходит в отрасли, где действует организация. Это требуется по двум причинам: Обзор позволяет получить исчерпывающие сведения об отрасли, чтобы оценить перспективы вложения в неё инвестиций. Это описание даёт возможность объективно рассмотреть шансы организации выстоять и закрепиться в данной отрасли с учётом конкурентной борьбы и других негативных факторов.
Инвестиционный бизнес-план должен предложить какие-то решения для каждой из этих задач. Например, для того чтобы дать представление об отрасли, могут быть использованы сведения о тенденциях, которые имелись в ней на протяжении последнего десятилетия, статистика по регионам, динамика уровня спроса среди населения и т. Для обзора шансов организации можно использовать описания следующих параметров разрабатываемого проекта: Рынок, где имеется спрос на аналогичную продукцию или услуги.
Конкурентоспособность продукции в сравнении с аналогичной. Варианты сбыта, их перспективы. Предлагаемая ценовая политика.
Варианты производства, их прибыльность и целесообразность. Уже на этом этапе в рамках инвестиционного бизнес-плана можно выявить и указать преимущества, которыми обладает организация. Это даст инвесторам представление о том, в какую сторону может развиваться бизнес и каковы его реальные перспективы в текущих условиях.
Все характеристики важны, но особую роль в инвестиционном бизнес-плане играет анализ рынка, поскольку именно его результаты дают наиболее объективную информацию о текущей расстановке сил и потенциальных возможностях. Шаг 2. Переходим к разделу описания проекта Любой инвестиционный бизнес-план, независимо от своей формы, должен содержать описание проекта.
Его суть — кратко изложить задачи, цели, методы и перспективы. Включает в себя ответы на следующие вопросы: В чём будет заключаться деятельность предприятия? Какие особенности будут отличать его товары или услуги от аналогичной продукции конкурентов?
Насколько широка аудитория потенциальных потребителей? Прогнозируемый уровень спроса? Каковы слабые стороны конкурентов, можно ли на них сыграть?
Ожидаемый уровень рентабельности? Временные рамки для достижения точки безубыточности?
Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически, это расширенная версия требований UNIDO с более глубоким анализом финансового положения компании более 20 показателей. Например, используется матрица БКГ , коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и другие инструменты анализа. Помимо этого, эта методика должна включать план возможность выхода инвестора из проекта или его замены, а также план удержания ключевых сотрудников компании. Как вы видите, большинство методик похожи друг на друга и отличаются лишь в нескольких аспектах. Поэтому при составлении бизнес-плана вам в любом случае придётся рассмотреть историю вашей компании, презентовать ваш продукт услугу , сделать анализ рынка, производства, маркетинга, финансов и рисков. Как мы уже говорили раньше, сделать это необходимо не только для поиска инвестора, но и самому предпринимателю, чтобы предусмотреть основные риски и оценить перспективы своего проекта.
Способы подготовки бизнес-плана Многие предприниматели хотят подготовить бизнес-план, не затрачивая большое количество времени на анализ статистических данных и построение графиков. Поэтому они пытаются привлечь внешних экспертов для его составления. Важно учесть, что на рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации, и стоимость работ может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Поэтому выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Как правило, вариантов подготовки бизнес-плана всего четыре: Подготовить бизнес-план самостоятельно, Заказать бизнес-план у фрилансеров или консалтинговой компании, Комбинированный подход. Если вы составляете бизнес-план самостоятельно, это потребует от вас больших временных затрат. Зато вы сможете глубже проанализировать ваш проект, целевой рынок и сферу деятельности. Если вы будете досконально разбираться в вашем плане, то это будет ощутимым преимуществом при презентации бизнес-плана инвесторам. Если вы используете готовый бизнес-план или заказываете его создание у профессионалов, то несомненно вы сэкономите ваше время.
Однако вы рискуете получить неточные данные. Например, если исполнитель подойдет безответственно и будет использовать старую или непроверенную информацию. Это может привести как к ошибкам при воплощении вашего плана, так и недоверии со стороны инвестора, который увидит, что вы не владеете темой полностью. Поэтому при заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Стоимость готовых бизнес-планов обычно варьируется от 3 до 20 тыс. Если вы планируете заказать разработку именно вашего бизнес-плана у специалистов, то такой бизнес-план может стоить от 30 000 до 100 000 в зависимости от ваших требований, адресата и сложности составления. Если вы будете заказывать бизнес-план у крупных консалтинговых компаний, то его стоимость может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. Чтобы избежать возможных ошибок, лучше использовать комбинированный подход: Использовать шаблон готового бизнес-плана для вашей отрасли, однако проверить все расчёты и адаптировать их к вашему региону и специфике, Доверить подготовку бизнес-плана профессионалам, но проверить все финансовые показатели и статистические данные самостоятельно, Собрать все необходимые данные и провести анализ самостоятельно, а вот подготовку бизнес-плана делегировать консалтинговой компании. Этот способ позволит вам получить более полное представление о вашей идее.
Во-первых, вы сможете сами изучить ваш проект, обнаружить слабые места и доработать его. Во-вторых, вы получите экспертное мнение со стороны, которое поможет вам доработать вашу идею и избежать собственных ошибок в расчётах и подготовке бизнес-плана. Как составить бизнес-план — пошаговая инструкция Как отмечают эксперты, составление бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана. Чтобы подготовить бизнес-план вам необходимо будет последовательно пройти следующие этапы: Определить для себя цель бизнес-плана поиск партнёров, привлечение финансирования, прогноз развития компании и выбрать адресата частный инвестор, акционеры, банк, сотрудники компании. Определиться со списком товаров и услуг, которыми будет заниматься ваша компания. Провести анализ конкурентов, рынка сбыта и покупательского поведения. Найти ваши конкурентные преимущества, в чем вы будете лучше. Продумать варианты продвижения и продаж, которые позволят вам занять своё место на рынке. Определиться со списком поставщиков, уточнить закупочные цены на товары, материалы, сырьё, а также логистику и хранение.
Этот раздел имеет следующую структуру: описание и наименование продукта; область его применения и основное назначение; описание характеристик; авторские права, если таковые имеются; сертификат качества, гарантии; эксплуатация и сервис. Раздел 8. Маркетинг план по сбыту продукции В данном разделе предоставляет анализ рынка, разработка стратегии поведения на рынке, объясняется, в каком объёме потребители будут покупать продукцию, а также указываются возможные способы воздействия на спрос. Отмечаются и основные методы продажи продукта или услуги, определение планируемых цен. Информация, которая будет содержаться в этом разделе, должна убедить потенциального потребителя приобрести этот продукт для себя. Покупатели в данном случае имеют свои характеристики, например, по месту в цепочке поставок, а также статусом — они могут быть юридическими или физическими лицами. Описываются потребительские характеристики бизнес плана, и среди них важно уделить внимание внешнему виду, степени его привлекательности, цене и назначению, прочности, безопасности в использовании и так далее. Проводится анализ потребителей, конкурентов, описание преимуществ товара. Проводится анализ рынка сбыта продукции или услуги, описывается логистическая концепция по доставке товара, а также указывается лицо, которое занимается управлением цепью поставок.
Кроме того, в данном разделе указывается стратегия, по которой будут привлекаться потребители и рекламные кампании, это может быть также предоставление образцов бесплатно и многое другое. Здесь же указывается цена и прогнозируемый объём продаж. Проводится расчёт рентабельности и срока окупаемости проекта. Очень многие детали стратегии маркетинга оказываются очень сложными, а также затрагивают области, такие как маркетинговая расстановка и много другое.
Строгих регламентов такой документ не подразумевает, однако требует отражения всех пунктов построения бизнеса о них ниже. Будущему владельцу бизнеса нужно будет не только его грамотно и логично составить, но и иметь возможность его ярко презентовать. Составлять бизнес-план нужно уже на стадии сформировавшейся идеи и поиска путей ее реализации, чтобы понимать, насколько она жизнеспособна.
Сделать это можно двумя способами: написать план самому либо обратиться за помощью к аутсорсинговой или консалтинговой компании, которые специализируются на составлении таких документов. Преимущество первого — экономия средств, второго — профессионализм и экономия времени. Клиенты МТБанка всегда имеют возможность получить качественную консультацию у специалистов по составлению бизнес-плана. Наши сотрудники помогут разобраться в шаблонах, подходящих для кредитования в МТБанке, оценят слабые и сильные стороны проекта, подскажут, какие вопросы еще стоит проработать для составления качественного бизнес-плана. Так как документ включает в себя финансовые расчеты, формулы, таблицы, исследования, очевидно, что человеку без опыта разобраться будет непросто. Хотя все индивидуально, и, например, небольшому IT-стартапу не всегда целесообразно привлекать консалтинговую компанию для составления бизнес-плана. Предпринимателю даже полезно будет самому написать бизнес-план.
Ведь это поможет ему разобраться и в финансах, и в маркетинге. По словам Александра Вереса, руководителя консалтинговой компании «Бизнес-проектирование», которая занимается разработками бизнес-планов и проведением маркетинговых исследований, самостоятельно это можно сделать в том случае, если у вас есть люди в команде, которые имеют подобный опыт и время ведь работа над бизнес-планом может занять несколько недель. Если вы владелец предприятия, которое одновременно реализует несколько инвестиционных проектов, можно ввести штатную единицу по инвестициям или вовсе структурное подразделение, которое будет разрабатывать бизнес-планы и сопровождать их в банках, у лизингодателей, в министерствах и др. В остальных случаях лучше обратиться к специалистам. Бизнес-план — это не сочинение на свободную тему, а документ с конкретной информацией и расчетами. Для каждого проекта в нем может быть разная «начинка», но стоит выделить несколько основных разделов, которые должны быть в любом бизнес-плане.
Бизнес-план: как разработать самостоятельно
Из каких разделов состоит бизнес-план и как правильно заполнить каждый из них? Бизнес-план играет важную роль в принятии решений предпринимателями, инвесторами и банками относительно финансирования или реализации проекта, поскольку он позволяет понять его потенциал и перспективы. Универсальным для большинства сфер является бизнес-план по стандартам UNIDO. Его структура включает в себя.
Что такое бизнес-план — определение, значение, виды, структура и примеры его составления по образцу
Любой бизнес-план, независимо от его структуры, типа проекта и других индивидуальных особенностей, должен эффективно решать следующие главные задачи. Как правило, в бизнес‑план включают основную информацию о компании и чем она занимается. Как составить бизнес-план самостоятельно, если вы не разбираетесь в этом. Из каких разделов состоит бизнес-план и как правильно заполнить каждый из них? Бизнес-план — документ, который составляют для создания нового проекта, запуска или развития бизнеса.