Белуджи — древний народ, его история и культура тесно связаны с религиозными представлениями. В Белудж (Белуджи: بلوچ, романизированный:Балуч; или Белудж) являются Иранский люди[7] которые живут в основном в Белуджистан район самого. Читайте последние новости дня по теме белуджи: Иран и саудиты будут дружить: разговоры в пользу бедных. Белуджи говорят на языке западно-иранской группы, но среди них живут брахуи, дравидоязычный народ с явно негроидной примесью, и они смешиваются друг с другом.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
У них есть белуджи, народ, который проживает на территории двух стран и давно борется за свою автономию с помощью оружия. بلوچ [baloːtʃ]) — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной группы. В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов. Есть и религиозные отличия – белуджи исповедуют ислам суннитского толка, тогда как среди других иранских народов наиболее распространена шиитская версия этой религии.
Белуджский сепаратизм больше не является забытой проблемой
В 2017 году ОАБ пережила еще один раскол, когда образовались две фракции, одну из которых возглавил Аслам Белудж, а другую — Азад Белудж. После смерти Аслама Белуджа в результате самоподрыва террориста-смертника в Кандагаре Афганистан в декабре 2018 года контроль над ОАБ взял на себя Башир Заиб, бывший председатель Студенческой организации белуджей. Но объединение может усилить присутствие белуджских боевиков в районах, которые в настоящее время менее затронуты повстанцами. Можно сказать наверняка, что слияние увеличит вероятность терактов против проектов Китая на территории Белуджистана — особенно тех, которые реализуются в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК. Если слияние состоится, две наиболее влиятельные и губительные группировки белуджей активизируют нападения на представителей силовых структур и граждан КНР вдоль побережья Макрана, который является одним из центров реализации КПЭК наряду с Карачи. Слияние ОАБ и ФОБ также позволит белуджским сепаратистам использовать убежища и ресурсы друг друга с целью усиления давления на правительство Пакистана. Кроме того, объединение могло бы затронуть и другие группировки боевиков, действующие в Белуджистане. В настоящее время на территории провинции существует как минимум девять таких формирований. Некоторым менее известным повстанческим группам не хватает организации и централизованного руководства, и главари белуджских экстремистов признают, что отсутствие единства значительно затрудняет их продвижение.
Это осознание первоначально привело к формированию BRAS в октябре 2017 года.
К северу от притока реки Карун — Абе-Диз, в области, именуемой Лури-кучек, или Малый Луристан, несложно встретить сразу две многочисленные группы лурских племен: Пуштекоха и Пешкоха. Большинство лурских племен исповедуют ислам шиитского толка, говорят на близком к фарси языке лори и издавна именуются «чадорнешинами» «живущими в шатрах». Ведь, несмотря на все попытки правительства в 1920-1930-х годах привести их к оседлости, луры по-прежнему кочуют по юго-западу страны. Бахтиары Соседствуют с «подвижными» жителями Малого Луристана не менее легкие на подъем обитатели Большого Луристана, или Бахтиарии. Причем и само соседство этих исконных иранских народов — уже традиция, заведенная еще до арабских нашествий. Позднее в попытке подчинить себе кочующее население Луристана в его пределы не раз вторгались и иранские шахи, впрочем, до царствования Аббаса I 1587-1629 — довольно тщетно. Так, многие племена летом проживают в горных деревнях, занимаясь земледелием, а к зиме устремляются в Гармсир, жаркое равнинное побережье Персидского залива. Здесь они перебиваются работой на местных заводах и раскидывают вблизи них свои знаменитые шатры — правда уже все чаще с брезентом, а не козьей шкурой, да и с машиной неподалеку. Белуджи «Сидят на чемоданах» и в более южных регионах страны, в частности, в провинции Систан и Белуджистан.
Здесь, на границе с Пакистаном, издавна находят себе места для кочевья многочисленные группы белуджей. Признать их несложно: мужчины носят длинные рубашки и штаны свободного кроя, голову покрывают уборами из войлока или тюбетейками, обматывая вокруг них чалму.
Исламабад запустил небольшие проекты развития в своем регионе Белуджистан с помощью Китая развитие и расширение порта Гвадар на Аравийском море прим. Однако пакистанские власти одновременно проводили политику по изменению демографического состава региона, поощряя многие пенджабские и кашмирские этнические группы, свободно говорящие на белуджском языке, мигрировать в белуджскую провинцию.
Хотя этот шаг Исламабада способствовал обеспечению минимального уровня модернизации в регионе, белуджи с презрением относились к перемещенным лицам. Ополченцы-белуджи обвинили пенджабцев и кашмирцев в том, что они «действовали в качестве пятой колонны пакистанской разведки», а некоторые из них даже были с жестокостью убиты. Что касается Афганистана, то индийское присутствие в этой стране до возращения к власти талибов летом 2021 года — прим. С уходом коалиционных сил Запада Талибан снова взял на себя инициативу на афганской сцене, что значительно ослабило роль Индии в Афганистане.
По словам эксперта Хуррама Икбалы, теперь пакистанские военные имеют преимущество — они без затруднения могут отрезать путь снабжения любому, кто поможет белуджским повстанцам. Восстание белуджей и переход к тактике террора Вооруженные восстания белуджских националистов в пакистанской провинции Белуджистан возникали в 1948, 1958—59, 1962—63 и 1973—77 годах, и в 2003 году переросло в более широкое повстанческое движение. Это восстание набирало силу вместе с ухудшением ситуации с правопорядком в соседнем Афганистане и нестабильностью на федеральном уровне в Пакистане. В 2005 году началось восстание белуджей против Ирана.
В своем труде «Огненные поля — Атлас этнических конфликтов» Стюарт Нотхолт описывал беспорядки в Белуджистане как «националистическую борьбу за самоопределение». Важно отметить, что 1960-е гг. Так, стремлением белуджских лидеров отделиться от Пакистана воспользовался премьер-министр и министр обороны Афганистана Мухаммед Дауд. Выдвинув концепцию «белуджи — это афганцы», он пытался присоединить к Афганистану пакистанский Белуджистан.
В 1963 году белуджи начали партизанскую войну против пакистанских властей, получая помощь от Афганистана. Тогда и появился в Пакистане Фронт освобождения белуджей ФОБ , который по сей день играет роль зонтичной структуры, идеологически и материально подпитывающей остальные группы. Все последующие вооруженные группировки, основанные на светских или религиозных идеологиях, вышли из-под ее крыла или на ее идеологической платформе. Восстание белуджей часто изображалось как действия исламистских сил, черпающих свои идеи от экстремистских группировок, населяющих прилегающие южные провинции Афганистана.
В свою очередь, пакистанские левые силы и западные СМИ изображали его как светское освободительное движение, противостоящее идеям Аль-Каиды запрещенная организация на территории Казахстана — прим. Третьи изображали его просто как движение протеста, созданное Западом с целью снова разделить Пакистан после распада восточного крыла Пакистанского государства ныне Бангладеш — прим. Есть и группировки белуджей, которые не признают, что их конечной целью является отделение от Пакистана, а свои действия объясняют стратегией по созданию состояния паники и страха по всей стране, чтобы были признаны права белуджей наравне с другими пакистанскими этническими группами, такими как пенджабцы, синдхи и пуштуны.
На всей этой территории белуджи живут в близком соседстве с пуштунами и дравидоязычной народностью брагуи; в Пакистанском Белуджистане полоса земель, заселенных племенами брагуи, разделяет белуджи на две группы племен: западную или мекрани и восточную или сулеймани. В результате нацинального-освободительного движения у белудж Пакистанского Белуджистана начался процесс складывания нации. Сейстана появились с конце 19 — начало 20 вв. Белуджи имеют богатую устную литературу традицию. Фольклор белудж — героические предания, песни, танцы, сказочные истории. С образованием Пакистана отмечается бурное развитие письменного литературы языка. Тип жилья зависит от образа жизни белуджей в данной местности.
Так, оседлые строят жилища из глины, а кочевники пользуются шатрами, которые легко взять с собой и можно перевозить, навьючив на животных. Белуджи традиционно заняты земледельческими работами и скотоводством отгонного типа. Из растительных культур выращивают пшеницу, фасоль, ячмень.
Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом
Политолог Бочаров: Ирану и Пакистану есть, что обсуждать, кроме Израиля | В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов. |
Кочевые народы Ирана | По вероисповеданию белуджи являются мусульманами, которые исповедуют суннитскую ветку, несмотря на то, что почти все народы Ирана исповедуют шиитскую ветку. |
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам? | Под руководством племенных вождей белуджи неоднократно поднимали восстания, но неизменно терпели поражения от превосходящих сил Персии и Британской империи. |
Пакистанские белуджи: тлеющий протест, - Лариса Шашок | ЦентрАзия | Белуджи — это древний народ иранской группы, в мире их насчитывается менее 15 млн. |
Белуджи — многомиллионный кочевой народ | Главная» Новости» Пакистан сегодня новости последнего часа. |
О положении белуджей в Туркменистане.
Провинция Белуджистан | Белуджи — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. |
"Дело тонкое". Кто, с кем и из-за чего поссорился на Ближнем Востоке | Более того, Бугти утверждал, что Наэла Квадри не представляет народ белуджей. |
Белуджистан: новая попытка разжечь войну - 18.01.2024 Украина.ру | Состоит в основном из представителей персидского народа белуджей. |
Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом | Это самый беспокойный регион в Иране, поскольку народ белуджи (основное население провинции) не исповедует шиизм, а суннизм (доминирующее нынче течение в исламе). |
О положении белуджей в Туркменистане.
Белуджский сепаратизм больше не является забытой проблемой | Белуджи говорят на языке западно-иранской группы, но среди них живут брахуи, дравидоязычный народ с явно негроидной примесью, и они смешиваются друг с другом. |
Индия и Китай оспаривают Большой Белуджистан / Джамиля Кочоян / ИА REX | Всего в Иране живут около 5 миллионов белуджей.В целом этот народ достаточно «разношерстный», включающий в себя большое множество различных субэтносов. |
Кочевые народы Ирана - Иран Сегодня | Предполагается, что белуджи заселили нынешние места обитания, возможно, несколькими волнами в VII—VIII вв. |
Американская пресса осветила акцию южных азербайджанцев в Брюсселе | | Новости | День единства белуджей и пуштунов был учрежден в 1949 году для того, чтобы подчеркнуть единство и братство двух родственных народов. |
Почему никто в мире не вступается за атакуемый талибами таджикский регион?
Значение морского порта в современных реалиях известно. Это место сосредоточения геополитических интересов, важнейшая экономическая база для региона и возможность многократного увеличения товарооборота. Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы — Китай и Индия. Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение — это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар — третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта. Сам Пакистан рассматривает провинцию Белуджистан в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов, объект стратегических амбиций. Гвадар для Пакистана — инструмент интеграции экономики в Китай, а также доступ к рынкам Средней Азии с точки зрения импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров.
Кроме того, Гвадар призван стабилизировать западные мусульманские провинции Китая путем привлечения инвестиций в регион и усиления экономических связей с мусульманскими странами Средней Азии. На сегодняшний день, мощность Гвадара составляет порядка 5,5 млн. Второй внерегиональный игрок — Индия, объектом внимания которого выступает порт Чахбехар.
В Иране белуджи проживают в провинциях Систан и Белуджистан. Это наиболее бедные провинции ИРИ, ключевые маршруты наркотрафика. Численность белуджей в исламской республике превышает 1,5 млн. В личных документах белуджей указывается не национальность, а клан эсези, наутани, калбели и пр. Иранская стратегия "единый персидский народ" проводит строгую национальную политику в отношении меньшинств в целом и белуджей в частности, включая заключение под стражу за "вражду с Богом" и казнь за "распространение скверны на земле". Значительная часть белуджей проживает в Пакистане 6,2 млн. Белуджистан в Пакистане - беднейшая, отсталая в социально-экономическом плане провинция, испытывающая нехватку питьевой воды и современных коммуникаций. Главная причина радикализма белуджей Пакистана состоит в том, что получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет Белуджистану скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики. Ситуацию усугубляют несколько дополнительных факторов. Во-первых, две провинции, особо отличающиеся националистическими тенденциями — Белуджистан в Пакистане и Белуджистан в Иране — граничат друг с другом, а значит имеют постоянное взаимодействие и большие возможности для эскалации и дестабилизации региона. Условно назовем регион Большим Белуджистаном. Во-вторых, как указано выше, провинции обладают важными стратегическими объектами - это иранский порт Чахбехар и пакистанский порт Гвадар. Значение морского порта в современных реалиях известно.
Белуджи: современное положение этого народа Современное положение белуджей — одного из народов, проживающих на территории Ирана, Афганистана и Пакистана — вызывает большой интерес среди исследователей. Белуджи являются народом с богатой культурой и историей, и изучение их обычаев и традиций помогает понять не только этот народ, но и саму историю этого региона. Одной из особенностей культуры белуджей является их музыкальное наследие, которое сочетает элементы индийской, иранской и аравийской музыки. Танцевальные выступления и музыкальные шоу составляют важную часть культурной жизни этого народа. Однако современное положение белуджей не так уж и благоприятно. На территории Ирана и Пакистана этот народ сталкивается с политическими и экономическими проблемами, а также страдает от высокой безработицы и низкого уровня жизни. Несмотря на это, белуджи сохраняют свою культуру и традиции, и многие исследователи продолжают изучать этот народ и его наследие. Еще одной интересной особенностью белуджей является их религиозная культура. Белуджи являются мусульманами суниитского толка, но у них есть свои традиции и обряды, которые отличаются от традиций других народов. Например, в период праздника Эйд аль-Адха белуджи исполняют специальный традиционный танец, который считается священным. Исследование культуры, обычаев и истории белуджей не только помогает понять этот народ и его наследие, но и расширяет наши знания о регионе в целом. Белуджи играют важную роль в истории и культуре Южной Азии, и изучение их традиций и трагических событий, связанных с современными проблемами этого народа, невероятно важно для сохранения исторической памяти об этом регионе. Выводы Исследование культуры, обычаев и истории белуджей является очень важным для понимания этого народа и его места в мировой истории. Белуджи долгое время занимали земли, лежащие на пересечении различных культурных и торговых маршрутов, что придало им особое значение для исследования. Изучение истории белуджей показало, что они имели богатую и разнообразную культуру, которая существовала на протяжении многих веков. Их традиционный образ жизни был связан со скотоводством и сельским хозяйством, а также с различными ремеслами, такими как текстильное производство и изготовление ковров. Интересно, что белуджи еще до появления Ислама имели свою религию и веру, которая была основана на дуализме. Тем не менее, многие из них приняли Ислам и стали его сторонниками, сохраняя при этом свои традиции и обычаи. В целом, исследование белуджей позволяет получить более полное представление о культуре и истории этого народа. Оно помогает лучше понять их место в мировой истории и вносит вклад в сохранение и продвижение их культуры и обычаев в нашем современном мире. Кто такие белуджи? Белуджи - это народ, проживающий в основном в юго-западной части Пакистана, а также в соседних регионах Ирана и Афганистана. Сколько белуджей существует в мире? По различным оценкам, число белуджей составляет от 15 до 20 миллионов человек. На каком языке говорят белуджи? Белуджи говорят на языке белуджи, который является частью иранской языковой группы. Какая религия преобладает среди белуджей? Большинство белуджей исповедуют суннитский ислам, но также есть и шииты, а также анимисты и христиане. Какие традиционные блюда есть у белуджей?
Территория проживания белуджского ираноязычного, но преимущественно суннитского этноса включает сопредельные территории Ирана и Пакистана, отчасти — юг Афганистана провинции Нимроз и Гильманд и Марыйскую область Туркменистана. Относительная прозрачность границ и специфические условия жизни местного населения общая численность белуджей — примерно 10-12 млн. Часть предполагаемого арсенала «Армии освобождения Белуджистана» Большинство белуджских племён Ирана — риги, наруи, ярахмадзай, исмаилзай, баракзай афганского происхождения , магаси, нуширвани, мирбалучзай курдского происхождения , абдулзай и т. Основная их часть живёт в Пакистане, хотя этническая территория белуджей находится именно в Иране 1. Социальная структура белуджских племенных сообществ включает четыре социальных слоя: хакемзат — аристократическая верхушка вожди , балуч кочевники , шахри земледельцы и голам рабы. При этом племена относительно замкнуты и менее подвержены ассимиляции и интеграции в иранский социум, нежели тюркоязычное или даже курдское население. Исторически «белуджский вопрос», как и многие другие этнополитические и территориальные противоречия на востоке — порождение британской колониальной политики. Оберегая «жемчужину» Британской империи — Индии — мастера «большой игры», опасаясь пророссийских симпатий белуджей, умело манипулировали их разрозненными княжествами и более крупными ханствами. К концу XIX века эти квазигосударственные образования были поделены между Ираном и Афганистаном, а наиболее крупное из них — Калат — по договору, подписанному с агентом генерал-губернатора Британской Индии Робертом Сандеманом, вошло в её состав ныне территория Пакистана. Под руководством племенных вождей белуджи неоднократно поднимали восстания, но неизменно терпели поражения от превосходящих сил Персии и Британской империи. Интересно, что в период пребывания советских войск в Афганистане белуджи относились к ним весьма лояльно и доброжелательно. Так, руководители города Зарандж центр южной провинции Нимроз говорили , что с нетерпением ожидают прихода «родной Красной Армии», рассматривая её как свою освободительницу, противовес британскому колониализму и барьер на пути американской экспансии. Превращение в 1990-х годах Афганистана в террористическую «вольницу», непрекращающаяся гражданская война, экономический упадок, разгул террористических группировок, американская оккупация — всё это способствовало росту религиозного радикализма среди белуджей на исторических территориях их проживания в Афганистане, Иране и в Пакистане.
Борьба белуджей
Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани. Фотография министра иностранных дел Ирана Мухаммеда Джавада Зарифа с первой женщиной-дипломатом из народа белуджи, новоназначенным послом в Брунее Хумейрой Риги вызвала. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани. День белуджской культуры отмечается народом белуджей ежегодно 2 марта с торжествами, посвященными их богатой культуре. иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением.
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?
Адуд ад-Даула из династии Буидов начал карательную кампанию против них и победил их в 971—972 годах. После этого белуджи продолжили миграцию на восток к тому, что сейчас является провинцией Белуджистан в Пакистане, хотя некоторые остались, и белуджи все еще существуют в восточных частях иранских провинций Систан-Белуджистан и Керман. К 13—14 векам волны белуджей продвигались в Синд, а к 15 веку - в Пенджаб. По словам доктора Ахтара Балоча, профессора Университета Карачи , белуджи мигрировали из Белуджистана во время Малого ледникового периода и поселились в Синде и Пенджабе. Малый ледниковый период традиционно определяется как период с шестнадцатого по девятнадцатый века или, альтернативно, с 1300 по 1850 год. По словам профессора Белуджистана, климат Белуджистана был очень холодным, и этот регион был непригоден для проживания зимой, поэтому белуджи мигрировали волнами и поселились в Синде и Пенджабе. Район, где поселились племена белуджей, оспаривался персидскими Сефевидами и императорами Великих Моголов. Хотя Моголам удалось установить некоторый контроль над восточными частями области, к 17 веку вождь племени по имени Мир Хасан утвердился в качестве первого «хана белуджей». Первоначально в союзе с Моголами, ханство потеряло автономию в 1839 году с подписанием договора с британским колониальным правительством, и регион фактически стал частью британского владычества. Культура белуджей Основная статья: Культура Белуджистана Культурный человек племени Бугти Золотые украшения, такие как ожерелья и браслеты, являются важным аспектом традиций белуджских женщин, и среди их самых любимых украшений - дорр , тяжелые серьги, которые прикрепляются к голове с помощью золотых цепочек, так что тяжелый вес не причинит вреда ушам.
Обычно они носят золотую брошь тасни , которая изготавливается местными ювелирами разных форм и размеров и используется для скрепления двух частей платья на груди. В древние времена, особенно в доисламскую эпоху, женщины-белуджи обычно исполняли танцы и пели народные песни на различных мероприятиях. Традиция матери-белуджи, поющей своим детям колыбельные, с древних времен играла важную роль в передаче знаний из поколения в поколение. Помимо стиля одежды белуджей, большое значение для белуджей имеют коренные и местные традиции и обычаи.
Будучи одним из крупнейших портов Ирана, Чахбехар оборудован для приема океанских судов и является одним из ключевых элементов транспортного коридора "Север-Юг". Для Индии порт Чахбехар выгоден, потому что позволяет коротким путем доставлять грузы в Афганистан, Россию, Среднюю Азию и т. Для Ирана порт Чахбехар - самая близкая точка доступа в Индийский океан, для востока страны - это важнейший центр торговли. Кроме того, развитие Чахбехара — часть программы централизованного бункеровочного бизнеса. Таким образом, проект Большого Белуджистана стал объектом геополитических войн: с одной стороны - интересы Индии в Чахбехаре как транзите, с другой — возможность расширить "Экономическую ось" Китая через Гвадар.
Китай и Индия являются друг для друга как экономическими партнерами, так и региональными конкурентами. Фактически Китай поддерживает Пакистан. Индия предполагает, что с помощью его давнего противника Пекин планирует "окружить" ее. Чахбехар от Гвадара отделяют всего 70 км. Те 70 км, на которых стыкуются интересы Китая и Индии. Иран и Пакистан, развивая порты и получая прибыль, решают для себя актуальную проблему - беднота и неразвитая инфраструктуры Белуджистана. При этом, желаниям белуджей — получить независимость и автономию — пока ни один игрок прислушиваться не готов. В баталиях за Белуджистан выиграет тот, кто последует тактике win-win: реализует свои геополитические ссылки и обеспечит благополучной средой белуджийский народ.
Это в 1960-х годах отмечала В. Фролова 16 ; она обращала на это внимание как на основное различие между поселениями белуджей в Пакистане и иранском Белуджистане, где почти нет других этнических групп, с одной стороны, и в иранском Систане — с другой.
К другим, более мелким группам белуджей, частично сохраняющим свою самобытность, относятся белуджи-шииты, проживающие в деревне Балуч-Хан к западу от иранского г. Мешхед недалеко от г. Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте. Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г. Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи.
По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних местах проживания отсутствие пастбищ, наводнения, неурожаи, высокие налоги и др. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии "Белуджи Туркменской ССР" 18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период "привыкания" к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе.
Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач 19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета. В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С.
Ниязова Туркменбаши. По заказу государства создавалась новая история, которая должна была доказать чрезвычайную древность туркменского народа и его исключительность в мировом масштабе. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под "старым" подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под "новым", создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес.
Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита. Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в "сочетании" с кириллицей. Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды.
Козлы главное богатство в бедном Белуджистане. Минируют дороги, устраивают ракетные удары российским или китайским оружием. P 10 Жители деревни в лагере BLA, армия пользуется большой поддержкой у белуджи. Он рассказывает о пытках которые перенес.
День единства белуджей и пуштунов
Следует отметить, что упомянутая газовая станция является одним из важнейших объектов на всей территории Пакистана; кроме того, с ней в немалой степени связаны мятежи белуджей. Многие представители белуджской молодежи видят свою главную цель в борьбе с правительством Пакистана и присоединяются к повстанческим организациям, в частности к "Лашкар-э-Белуджистан"; они с негодованием вопрошают: "Почему мы должны жертвовать нашим правом на свободу, нашей федерацией, в которой правит один народ? Здесь в личные документы белуджей вписывается не национальность, а принадлежность к какому-либо клану эсези, наутани, калбели и т. Таким образом, клан оказывается "выше" национальности; это приводит к дроблению этнической группы и неправильному отображению ее численности в статистических данных. Между тем известно, что интересы малочисленных этнических групп зачастую оказываются вне поля зрения властей; им проще отказать, например, в получении образования на родном языке. Белуджи как национальное меньшинство Территория, которая со времен британского господства именуется по названию белуджского этноса — Белуджистан, в настоящее время разделена между тремя странами и занимает общую площадь 647 тыс.
Из нее 347 190 кв. Зачастую рядом с белуджами здесь проживают и другие племена бывших кочевников; к самым многочисленным из них относятся брагуи, пуштуны, ласи и синдхи. Совместное существование племен обуславливает их смешение и взаимный культурный обмен. Белуджи, проживающие на территории бывшего Систана, не образуют компактных поселений и потому перенимают язык и традиции соседних племен. Напротив, территория прежнего иранского Белуджистана является единственным местом их компактного проживания и никакой ассимиляции этого народа не происходит.
Это в 1960-х годах отмечала В. Фролова 16 ; она обращала на это внимание как на основное различие между поселениями белуджей в Пакистане и иранском Белуджистане, где почти нет других этнических групп, с одной стороны, и в иранском Систане — с другой. К другим, более мелким группам белуджей, частично сохраняющим свою самобытность, относятся белуджи-шииты, проживающие в деревне Балуч-Хан к западу от иранского г. Мешхед недалеко от г. Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте.
Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью.
На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г. Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних местах проживания отсутствие пастбищ, наводнения, неурожаи, высокие налоги и др.
Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии "Белуджи Туркменской ССР" 18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период "привыкания" к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов.
По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач 19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета.
В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности.
Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государства создавалась новая история, которая должна была доказать чрезвычайную древность туркменского народа и его исключительность в мировом масштабе. Президент стремился снести все старое и построить все заново.
Под "старым" подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под "новым", создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года.
АОБ, кроме независимости Белуджистана, борется еще и против экономической экспансии Китая в Пакистан и в последние годы устраивала нападения с участием смертников на китайцев. Первое такой нападение было осуществлено в августе 2018 года в городе Далбандин: смертник пытался взорвать автобус с китайскими рабочими, работающими на разрезе Саиндак, где добывают золото и медь. В результате погиб только сам смертник.
Затем, в ноябре того же 2018 года, АОБ взяла на себя ответственность за нападение на китайское консульство в Карачи. В нем участвовали три бомбиста-смертника. Кроме них, погибли еще четыре человека. Джейш аль-Адль Вооруженная группировка «Джейш аль-Адль», или «Армия справедливости и равенства», провозгласила своей целью защиту прав суннитов в иранской провинции Систан и Белуджистан. Иран — фундаменталистская шиитская страна, белуджи же в подавляющем большинстве — сунниты.
В прошлом «Джейш аль-Адль» неоднократно брала на себя ответственность за нападения на иранских силовиков, в основном в Систане и Белуджистане. Тегеран утверждает, что эту группировку поддерживают США и Израиль. По данным американской разведки, эта группировка могла быть причастна к покушению на президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в 2005 году.
Основные страны расселения: Пакистан 4000 тыс. Другие страны расселения: Афганистан 200 тыс.
Живут также в Афганистане, Туркмении 28,3 тыс. Общая численность 5,7 млн. Язык белуджский.
Кровавый след «Джундаллы» Многие десятилетия сохраняется напряженная обстановка в Иранском Белуджистане. Провинция Систан-Белуджистан — один из самых отсталых в социально-экономическом отношении регионов Ирана. Но экономические проблемы лишь оттеняют колоссальные противоречия, которые существуют между официальным Тегераном и белуджской оппозицией. Белуджи — мусульмане-сунниты, тогда как большинство населения Ирана — шииты. Именно это обстоятельство, в конечном итоге, и привело к постепенному выдвижению на главное место не столько национально-освободительных, сколько религиозно-фундаменталистских лозунгов. Иранские белуджи обвиняют шиитские власти страны в дискриминации по религиозному признаку, а в Пакистане местные белуджи — сунниты отыгрываются на шиитском меньшинстве хазарейцев.
Хазарейцы — ираноязычные потомки монгольских завоевателей Афганистана, живущие обособленно и исповедующие шиитский ислам. Поэтому хазарейцы очень часто становятся объектами нападений со стороны белуджских и пуштунских радикалов. Границы между Ираном и Пакистаном, проходящие через пустыни Белуджистана, весьма прозрачны. Кочевники — белуджи их никогда не соблюдали, а в современных условиях это обстоятельство сыграло на руку радикальным организациям. Еще в 1980-е годы здесь действовало Белуджское освободительное движение Абдул Азиза Моллазаде. Финансовую и военно-техническую помощь ему оказывал иракский лидер Саддам Хусейн, действовавший по принципу «враг моего врага — мой друг». Однако затем иранским властям все же удалось нанести ряд сокрушительных ударов по группировке. Часть ее лидеров погибла, другие видные активисты эмигрировали. Но уже в начале 2000-х годов у террористов первой волны появились достойные преемники, которые превзошли учителей.
Самой крупной из ныне действующих в Иранском Белуджистане террористических организаций является «Джундалла» — «Воины Аллаха». Созданная еще в начале 2000-х годов, эта организация подняла лозунги борьбы против притеснений суннитского населения Белуджистана со стороны шиитских властей Ирана. За тринадцать лет борьбы «Джундалла» уничтожила несколько сотен иранских военнослужащих. Так, 18 октября 2009 года «Джундалла» устроила серию взрывов в пограничном городе Пишин. Здесь Корпус стражей исламской революции Ирана организовал встречу суннитских и шиитских религиозных авторитетов, вождей и старейшин белуджских племен. В результате серии взрывов погибли около 50 человек, среди них высокопоставленные военнослужащие — генерал Нур-Али Шуштари, занимавший пост заместителя командующего сухопутными войсками Корпуса стражей исламской революции, и генерал Раджаб Али Мохаммадзаде, командовавший силами КСИР в провинции Систан-Белуджистан. Месть за громкий теракт стала для иранских силовиков делом чести. Уже в феврале 2010 года был выслежен и схвачен лидер «Джундаллы» Абдольмалек Риги, схватили и ряд других видных террористов. Первым 24 мая казнили брата Абдольмалека Абдольхамида Риги, а 20 июня был приведен в исполнение и смертный приговор лидеру «Джундаллы».
Приключения в Иранском Белуджистане и Захедане
Музыкальные Инструменты и Их Игра 38 подписчиков Подписаться Белуджи — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. Населяет малоплодородную юго-восточную часть Иранского плато от побережья Аравийского моря вглубь материка, поделённую между Пакистаном провинция Белуджистан , Ираном остан Систан и Белуджистан и югом Афганистана.
К примеру, пакистанские и иранские националисты белуджи еще с 1948 года год провозглашения независимости Пакистана борются за независимость разделенного народа, а Афганистан и по сей день предъявляет претензии на традиционные пуштунские территории, входящие в состав Пакистана. День единства белуджей и пуштунов был учрежден в 1949 году для того, чтобы подчеркнуть единство и братство двух родственных народов. Хотя праздник считается международным, отмечают его преимущественно в Афганистане. Напомнить о празднике в Календарь Google Категория.
Название народа переводится как «разбойники пустыни», от персидских слов «балут» и «барлуч». Доля правды в этом есть, потому, как исторически народ кочует по пустыням в происках лучшей жизни и наживы. К сожалению и сейчас большинство представителей народа, около 75 процентов живет очень бедно. И вынуждены выживать, ведя так называемое фермерское хозяйство для своего пропитания.
Часть народа перешла на оседлый образ жизни, однако большинство продолжают кочевать, уж очень сильна, видимо родоплеменная память и обычаи.
Всеми делами у них ведают местные выборные советы, которые украшают портреты классиков марксизма-ленинизма, действуют молодежные и пионерские организации, сформировано ополчение, которое готово поддержать советские войска и помочь им в случае необходимости выхода на побережье Аравийского моря. При этом представители совета Заранджа делали особый акцент на традиционной тяге белуджей к России - как противовесу британскому колониализму и препятствию на пути американской экспансии. Гости уверяли, что эти чувства разделяют их собратья в Иране и Пакистане. После поглощения ханства Калат зависимый от Запада Исламабад, входивший в военно-политический блок СЕНТО, предпочитал опираться на белуджских сардаров - родоплеменную и феодальную знать.
Новый этап истории пакистанских белуджей начался с 1970-го, когда их княжества были объединены в провинцию Белуджистан. Этот шаг пакистанских властей помог этнической консолидации белуджей и укреплению их национального самосознания. Попытки центральных властей Пакистана отменить в 1973-м остатки местного племенного права и такую форму самоуправления как совещания представителей племен, джирги, арест противившихся этому видных племенных вождей спровоцировали восстание. Более того, во всем районе компактного расселения белуджей стали образовываться политические организации — от религизно-экстремистского толка до радикально-левацкого. Именно к этому периоду относится зарождение Армии освобождения Белуджистана АОБ - военизированных формирований, способных вести партизанскую войну.
Хотя восстание, продолжавшееся четыре года, и было подавлено, но Исламабад, в конце концов, пошел на некоторые уступки. В университете столицы Белуджистана, Кветты, стали преподавать язык белуджей, а на государственные посты были назначены видные представители местной родоплеменной верхушки. Кроме того, власти страны объявили о планах развития населенных белуджами районов, в частности - строительстве коммуникаций и дорог, а также крупного порта и прилегающей к нему зоны свободной торговли. Планы Исламабада по развитию региона, включая продолжение строительства крупного порта, прокладку нитки газопровода из Туркменистана к побережью Аравийского моря и такой же нитки из Ирана в Индию по территории провинции белуджские националисты встретили скептически. Они убеждены: все это служит исключительно интересам Исламабада, пенджабской буржуазии, и транснациональным корпорациям - в последнее время в регион активно проникает китайский государственный капитал - а отнюдь не белуджам.
Отношения провинциальных властей с Исламабадом испытывали приливы и отливы, однако неизменно обострялись, когда в стране к власти приходили военные. Горести белуджей, равно как и список их претензий к центральным властям, дополнили испытания пакистанского ядерного оружия в 1998-м. Они прошли на территории Белуджистана в пустынном районе Чагани. Обширные площади и многочисленные источники воды подверглись радиоактивному заражению, многие местные жители вынуждены были эмигрировать.
Белуджистан: долгосрочная угроза пакистано-китайским связям
Белуджи – иранский народ с кочевым образом жизни, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят белуджи-националисты, добивающиеся независимости разделённого народа. Фотография министра иностранных дел Ирана Мухаммеда Джавада Зарифа с первой женщиной-дипломатом из народа белуджи, новоназначенным послом в Брунее Хумейрой Риги вызвала. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Белуджи вновь протестуют против правящего режима в Иране -ВИДЕО.