Слушать Проповедь Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста в храме Воскресения Христова в Сокольниках, 2009.03.07. Мы должны подходить к таинству Евхаристии через молитвенный труд, подвиг поста, через очищение души и покаяние.
Великий пост и Федорова неделя: что нужно сделать в первую седмицу, которая завершится 5 марта
Вечером 6 марта, в канун субботы первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил полиелейную утреню в Новоспасском монастыре г. Москвы. В первую субботу Великого поста, 4 марта, в день памяти великомученика Феодора Тирона, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском соборе г. Твери. Крестопоклонная седмица — время, когда три недели Великого поста уже позади, а до конца еще столько же, то есть достаточно далеко. Первая седмица Великого Поста (в двух томах).
[23.03.2024] Суббота первой седмицы Великого Поста
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Контакты. Главная Новости Суббота первой седмицы Великого Поста. Страстную седмицу и предшествующие ей праздники – Неделю ваий и субботу Лазареву – нужно отличать от Великого поста. Песнопения субботы первой седмицы Великого поста. Тело Христово приимите. В субботу первой седмицы великого поста, 4 марта, епископ Коктебельский Агафон, викарий Феодосийской епархии, совершил служение Божественной литургии по чину святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Богородичной чудотворной иконы «Утоли моя печали» поселка.
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении безвинно убиенных в результате теракта в подмосковном Красногорске. В завершении богослужения Владыка настоятель поздравил верующих с окончанием первой недели Великого поста и произнес проповедь.
За Божественной литургией епископ Сергий совершил диаконскую хиротонию чтеца храма Святой вмц. Параскевы Пятницы в д. Поречье Димитрия Алексеева. По окончании Божественной литургии епископ Сергий обратился к верующим с Архипастырским словом и поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин.
Но как еще малы сии примеры для уподобления тому, что происходит между Христом и христианином! Царь Небесный, Сын Божий и Бог не только посылает Своих рабов и служителей, но и Сам сходит на землю, для тебя и для меня, ибо как для всех человеков без изъятия, то, конечно, и для тебя, и для меня, и все равно, как если бы именно и единственно для тебя и для меня, — для нас, рабов низшей и малой области безмерного Царствия Его, и притом для рабов греха, для потомков преступника Адама, которые в беззакониях зачинаемся, во грехах рождаемся, живем, естественно, не лучше своего рождения, потому что жизнь наша еще в прародителях, не хотевших довольствоваться благословенною райскою пищею, отравлена хищным вкушением запрещенного плода, — для нас приходит Небесный Угоститель и не только питающую и услаждающую, но и врачующую и животворящую трапезу Сам учреждает, Сам призывает к ней, и Сам преподает нам то, что уготовал нам в пищу и питие. Приимите, — глаголет, — ядите… Пийте от нея вси Мф.
Глаголет и ныне, и для нас то, что некогда изрек апостолам: потому что слово Его бессмертно и всегда действенно. Здесь можно спросить, что достойнее удивления: счастие ли тех, которые вняли сему гласу Его, или невнимание тех, которые сами себя лишают сего счастия? И что предлагает нам на Своей трапезе Небесный Угоститель! Все, что нашли бы вы на самой великолепной трапезе царя земного, избранные произведения земной природы, многодельным искусством устроенныя в пищу и питие, которые, однако, изящны только до употребления, а после употребления идут в тление, наравне с черствым хлебом нищего, — все сие было бы недостойно Царя веков нетленнаго 1 Тим. Что ж? Не соберет ли Он всего, что еще прежде тления греховного Сам, как Творец, положил в природе вещей, способнейшего к питанию и услаждению? Не извлечет ли из глубины ее всех сокровищ благотворной и врачебной силы, которых так малые виды, веками, с трудом, наугад, отыскивают врачи земные? И сие было бы недостаточно и для щедрости Учредителя таинственной Трапезы, и для потребности причастников ее: потому что Божественная только пища может истинно питать, и только Божественное врачевство врачевать болящую душу человека, которая по началу своему есть дыхание жизни от уст Божиих.
Но как Божественное по существу своему не может не быть сокровенным для человека, то надлежало еще изобрести средство соделать Божественную пищу и врачевство удобообретаемыми и удобоприемлемыми для человека в простоте веры. И таким образом Сын Божий предлагает нам в таинственную пищу и питие и во всецелебное врачевство под видами хлеба и вина Свое Божественное Тело и Свою Божественную Кровь. Ядите, — глаголет, — сиe есть Тело Мое. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Мф. Может быть, вам представится нечто подобное сей трапезе в том, когда мать питает младенца млеком своим, которое только на время сего питания отделяется из ее тела и крови. Но как мало и сие подобие пред великим Таинством! Мать преподает младенцу только избыток своего тела, приготовленный для сего природою, — преподает без труда, и даже к облегчению своему от избытка, который мог бы обременить ее. Наш Божественный Питатель преподает нам самое Тело Свое, — всецелое Тело Свое, — преподает со сладостию любви, без сравнения превышающей материнскую, но притом преподает нам Тело Свое, горьким и смертным страданием уготованное нам в пищу.
Сие есть, — глаголет, — Тело Мое, еже за вы ломимое. Сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая. Как пшеница страждет в жерновах, и под рукою хлебоделателя, и в разженной пещи, да будет хлеб, укрепляющий сердце человека, как кровь гроздова страждет в утеснении точила, да будет вино, веселящее сердце человека, так благоволил воплощенный Сын Божий предать Тело Свое на разнообразные страдания Елеонские, Иерусалимские и Голгофские, допустил многострадально источить кровь Свою в предкрестных и крестных мучениях, дабы в них уготовать нам пищу и питие жизни и врачевания, бессмертия и блаженства. Таинство Тела и Крови Христовы так дивно и непостижимо, что Богомудрые отцы наши, как бы опасаясь за простоту и твердость нашей веры, желают как бы некими подпорами подкрепить ее своими богомудрыми рассуждениями. Иоанн Дамаскин, — Адам сей — то есть второй Адам, Иисус Христос — духовен есть, подобаше и рождению быти духовному, и пищи таковой же: обаче, поелику сугуби и сложни есмы, то подобает и рождению быти сугубому, и пищи сложной. Сего ради рождение убо нам водою и духом, сиречь Святым Крещением, дадеся; пища же есть самый хлеб животный, Господь наш Иисус Христос, с небесе сшедый».
Игумен Анфим Черный Подошла к концу первая седмица Великого поста. И всем, кто проводил эту неделю в подвиге, желаю с Божией помощью не лишаться своей награды. Невозможно к посту принудить. Если человека насильно лишить пищи, насильно заставить нести подвиг, он не получит за это никакой награды, никакой пользы и изменения своей души. Получит это только тот, кто возлагал на себя подвиг поста ради Христа, ради своего спасения, ради подражания Господу и святым; кто несмотря ни на что старался соблюдать все, что наметил для себя в постные дни: и в строгости жизни, и в обращении с людьми. Ведь строгость поста может продолжаться только в том случае, если нам хватает сил с любовью обращаться с ближними.
Проповедь в субботу первой седмицы Великого поста. Игумен Анфим (Черный)
Первая неделя (седмица) Великого поста, как и последняя – Страстная седмица, – наиболее строгое время. Первая неделя Великого поста, она особенная. Первая седмица Великого поста имеет народное название «Фёдорова неделя». Дни первой недели Великого поста — наиболее важные. Мы полностью переключаемся с прежней жизни на душеполезное бытие. Великий Пост, приготовляющий нас к святой Пасхе, длится 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу, (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы.
О службах первой недели Великого поста
Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вот веки веков. Православный катихизис О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам. Иннокентий, архиепископ Херсонский Помысли, христианин, какой чести ты удостоин? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом. Святитель Иоанн Златоуст Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», — сказал Он.
Святитель Иоанн Златоуст Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией благодарением потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог. Иеремия, патриарх Константинопольский Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны.
В основе поста — сознательное, добровольное самоограничение ради освобождения своих духовных сил.
Пост предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором мытарь олицетворяет собой искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже!
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" Лк. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать милосердие Божие, только тогда христианин сможет увидеть свои ошибки и измениться к лучшему.
Она учит, что верующие должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". Сплошная седмица — это неделя, во время которой православным разрешено употреблять любые продукты.
Этот праздник дает христианину легкую передышку перед дальнейшим духовным подвигом. Младший потребовал у отца свою часть наследства и с ней ушел в дальнюю сторону развлекаться. Обнищал, нанялся пасти свиней, мечтал наесться из их корыта.
Раскаялся сын и пошел к отцу. Пусть примет хотя бы работником. А тот, увидев его, сжалился и обрадовался, приказал зарезать теленка для пира.
Ведь "сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Старший сын, придя с поля, обиделся, что отец теленка не пожалел для распутного сына.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй трижды. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Господи, помилуй, 12 раз. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены.
В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин.
Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин. Кроме того, по его словам, не стоит подражать посту другого человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души", — сказал протоирей. Советы врача Прежде чем принять решение о соблюдении Великого поста, необходимо обратить внимание на свое здоровье, рассказала главный внештатный специалист по общей врачебной практике Минздрава РТ, доцент кафедры госпитальной терапии КГМУ Люция Фейсханова. Она не рекомендует поститься беременным женщинам, людям с хроническими заболеваниями, в частности, связанными с сердечно-сосудистой системой, желудочно-кишечным трактом.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Понедельник первой седмицы Великого поста | 18.03.2024 | Московский Данилов монастырь | Последование утрени в субботу 5-й седмицы Великого поста для келейного (домашнего) совершения. |
Суббота первой седми́цы Великого поста (23 марта) | Он знал, что в первую неделю Великого поста христиане особенно соблюдают себя в чистоте, поэтому повелел в течение этого времени осквернять кровью идольских жертв продукты, продаваемые на рынке. |
Великий пост — Русская вера | Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы – 40 дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. |
Великий пост — Русская вера | В субботу 2-й седмицы Великого Поста Церковью установлена первая Родительская суббота Великого поста. |
Первая седмица Великого поста
Молящиеся обращаются каждый к своей душе, «призывая» ее покаяться, чтобы очиститься в преддверии главного праздника, Пасхи Господней. В каноне, который фрагментарно читается утром и вечером первой седмицы, а потом и полностью во время службы Марьино стояние в дни, когда пост перевалит через экватор, мы находим множество примеров покаяния из Священного Писания. Подобно тому, как радуемся мы в дни Светлой седмицы, так сосредоточенно стоит отнестись и к этим святым дням. Во всем.
О трапезе во время Великого поста Великий пост установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. Православные стремятся воздержанием и молитвой очистить свою душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху. Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Святой Четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — сорок восемь дней. В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста. В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное. В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья. В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом.
Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдою Сына Божия. Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели вы опять предадитесь в работу тлению? Неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите в себя? Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте Храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его Святых заповедей — и Он пребудет в вас. Он сохранит вас на пути земной жизни от всякого преткновения, введет вас безмятежной и нестрашной смертью в пристанище блаженной вечности.
Мы обязаны по церковным правилам, безусловно, избегать недопустимых вещей, не только страшных грехов, но даже пустого времяпровождения. Смотреть фильм мирской верующий человек не имеет никакого права, даже по правилам, потому что это есть пустое времяпровождение греховное. Но и много чего к этому можно еще добавить из постоянных церковных правил. И по началу, все эти правила необходимы. Ну как научиться молиться духовно, если человек не имеет никаких ориентиров с чего начинать, за что он будет браться. Хотя, конечно, по-разному бывает. Но все-таки лучше, когда правила известны. И с самого начала мы начинаем жить по этим правилам, но не правил ради, а правила ради научения тому, чтобы научиться осуществлять ту самую цель, ради которой мы здесь на земле находимся — стяжевать благодать Пресвятаго Духа Божия. Вот это цель нашей земной жизни. И чтобы этому научиться, нужно первоначально использовать хотя бы на первых шагах формально, внешне те средства, которыми нас обязывает Церковь. Здесь имеется в виду церковное правило. Если не идти по пути не внешнего лишь только исполнения, но и углубления в этот основной духовный смысл, чтобы не ради правила, а ради благодати все делать, то мы подвергаемся опасности, о которой говорит нам апостол Павел в таких словах: «аще обрезуетеся, то есть если обрезуетеся, как бы держитесь только за внешние церковные постановления , то Христос вас ничтоже пользует» Гал. То есть никакой пользы вам нет от Христа, если вы держитесь внешнего фарисейского, безумного и слепого. То есть нужно искать не внешних исполнений правил, а благодати. А как это сделать, этому научит Сам Господь. И мы эту учебу, если будем внимательны к себе, прекрасно замечаем. Ну, к примеру, взялись мы вычитывать вечерние молитвы и прочитали формально, кое-как. Какой результат в нашей душе? Ясно, что опустошение, никакой духовной пользы, если просто вычитали, лишь бы вычитать. А если настроились на молитву правильно, отнеслись, как должно, со всяким вниманием, с усердием будем читать с душой прошения тех молитв, которые содержаться в нашем правиле, то конечно результатом этой молитвы мы получим некоторую духовную теплоту, чувство такое, что мы что-то приобрели внутреннее. А это «что-то», это ничто иное, как Божья благодать, которую мы, люди верующие, знаем, кто живет не формальной жизнью фарисейской, а кто ищет Бога. И действие такой молитвы тоже будет обязательно совершаться в нашей жизни. Когда мы от души молимся, одно из того, что нам это дает то, чтобы мы, помолившись, осознали. Вот это сознание необходимо растворять в наших молитвах, что я почему прошу, потому что сам не могу. Вот, к примеру, Божьей Матери молимся в утренних молитвах: «Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей.
Суббота 1-й седмицы Великого поста
- Суббота первой седми́цы Великого поста (23 марта) | Великий Пост | Дзен
- Проповедь митрополита Евгения. Суббота первой седмицы Великого поста. Храм-на Крови. 04.03.2023
- Первая неделя Великого поста: советы пастырей
- Смотрите также
Как называется вторая неделя Великого поста
- 29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
- Случайный тест
- Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций
- 29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
- Суббота первой седмицы Великого Поста