Однако недавняя премьера "Хованщины" Мусоргского в главном театре России, как кажется, адресована людям большой политики будто бы персонально.
ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. "Хованщина". Опера для политиков
Мариинский театр с 13 по 17 марта впервые за 20 лет представит оперу "Хованщина" Модеста Мусоргского на сцене Большого театра. На первый месяц лета 2022-го задумано осуществить премьеру оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского — произведения, крепко связанного с национальной историей. Благодаря завоёванной всемирной известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 на сцене Мариинского театра, а спустя год — Большого. «Хованщина», хранящая дух «большого стиля», и сегодня идет на мариинской сцене в оркестровке Шостаковича. Спектакль "Хованщина" Мариинского театра с участием хора и оркестра, а также солистов Большого театра был представлен на Исторической сцене Большого театра.
Большой театр хованщина билеты
Мариинский театр представит оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского на сцене Большого театра в период с 13 по 17 марта впервые за последние 20 лет. это быстро, легко и просто. Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым. Пуччини (2019) в Базельском театре, опера Осуждение Фауста Г. Берлиоза (2015) в Национальном т.
Опера «Хованщина» возвращается на сцену МАМТ
Увлечённый русской историей, день за днём он проводил в библиотеке, консультируясь со специалистами. Композитор работал над сочинением с 1872 года по 1880-й, но так и не успел дописать клавир. После смерти Мусоргского оперу завершил и инструментовал Николай Римский-Корсаков. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова Санкт-Петербург. Он выступил в качестве режиссёра первой постановки и исполнил партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ этого персонажа. Художником спектакля стал Константин Коровин. До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова.
Спектакль пройдёт с участием хора и оркестра ГАБТа. За дирижёрским пультом всех показов — Валерий Гергиев.
Он начал работать над ней в 1872 году. Композитор, который выступил ещё и как автор либретто, писал это произведение с перерывами 8 лет, но так и не довёл до конца.
Московская труппа выступила в северной столице, питерская — на столичной: такова была идея худрука обоих театров Валерия Гергиева.
После успеха «Псковитянки», Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Ночи перед Рождеством», «Царской невесты» Римского-Корсакова, юбиляра этого года, маэстро представил в Большом самую репертуарную русскую оперу — «Хованщину» Мусоргского. Пять показов ознаменовали дебют Гергиева за дирижерским пультом оркестра Большого. На сцене объединились лучшие солисты московской и питерской площадок, создавшие выразительные образы народной и музыкальной драмы.
Надежда Травина побывала на спектакле с участием солистов Большого театра и делится впечатлениями. В Мариинском шедевр Мусоргского, напротив, не сходит с афиш: созданный еще в 1950 году спектакль Леонида Баратова с историческими декорациями Федора Федоровского может называться эталонным, классическим — так, если нужно было бы пересказывать историческое событие времен Петра Первого языком оперы. Ажиотаж подогревала и фигура маэстро Валерия Гергиева, не так давно возглавившего столичный театр: прекрасный знаток «Хованщины» и других русских эпических опер, он активно взялся за расширение репертуара Большого.
На Исторической сцене развернулась монументальная историческая фреска, чьи герои словно сошли с полотен русских передвижников. Сценическая редакция петербургского режиссера Юрия Александрова, вдохнувшего новую жизнь в спектакль Баратова, укрупнила драму действующих лиц, подчеркнула контрасты между актами, усилила акценты на массовых сценах.
Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли. Подробнее Премьера постановки: 13 июля 1952 года. Последнее возобновление: 1 мая 2000 года. Спектакль идет с двумя антрактами.
ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. "Хованщина". Опера для политиков
Премьера оперы «Хованщина» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко была одним из самых ожидаемых событий сезона. Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым. это быстро, легко и просто. Большой театр приглашает зрителей на постановку Хованщина Мариинского театра, купить билеты на оперу в Большом театре можно по телефону +7(499)288-86-21 или забронировать и оплатить онлайн с этого сайта, 17 марта 2024. Модест Мусоргский. Хованщина. Большой театр СССР. Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России.
Хованщина на Москве
Мероприятия посвятят Юрию Григоровичу — 2 января великому хореографу исполнится 95 лет. К юбилею Галины Вишневской Большой театр готовится вместе Центром оперного пения, носящим имя выдающейся артистки. Продолжит интенсивную творческую работу хорошо известная молодежная оперная программа, в нынешнем году родился ее балетный аналог. Обе продолжат немало интересного: цикл «Антология русского классического романса», вечер музыки итальянских композиторов, концерт, посвященный женщинам-композиторам, незаслуженно остававшимся в тени своих мужей и современников.
Пресс-атташе театра Катерина Новикова проинформировала о традиционных показах знаменитых спектаклей в кинотеатрах мира — в прямом эфире будут показаны балеты «Спартак» Юрия Григоровича, «Драгоценности» Джорджа Баланчина и «Дочь фараона» Пьера Лакотта по мотивам Мариуса Петипа. Зарубежные гастроли Большого театра, закрытые эпидемиологической ситуацией, надеются возобновить через год, в марте 2022 года. При благополучном положении в мире оперная труппа и оркестр выступят в Тулузе и Париже, а балет покажет свои спектакли в мадридском театре «Реал».
Ближайшие же маршруты связаны с гастролями по родному краю: Челябинск, Самара, участие в праздновании 800-летия Нижнего Новгорода. А пока продолжается 245-й сезон, и он еще не исчерпал всех событий. Композитор Илья Демуцкий и хореограф Юрий Посохов — авторы успешного балета «Герой нашего времени» — готовят мировую премьеру хореографического прочтения чеховской «Чайки», в постановочную команду вошел молодой режиссер Александр Молочников.
Последней премьерой сезона станет опера Генделя «Ариодант», режиссер-постановщик Дэвид Олден, дирижер Джанлука Капуано.
Также в Большом театре пройдет премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» — это совместный проект с Нью-Йоркской «Метрополитен-оперой» режиссер-постановщик спектакля — Франсуа Жирар, дирижер — Эван Роджистер. На июнь 2022 года намечена премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
Немировича-Данченко прошла премьера новой постановки знаменитой оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в оркестровке Шостаковича. Это отличный спектакль. Александр Титель — режиссер заслуженный и плодовитый, но эта Хованщина — безусловно и с большим отрывом лучшая его постановка из всех, что видел ваш автор. Ее стоит посмотреть. Вообще говоря, Титель любит осовременивание оперы, но здесь от него отказывается в пользу брехтовской условности.
И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной после сцены, в которой князь Голицын читает письмо царевны Софьи — «Верить ли клятве женщины властолюбивой и сильной?.. Вам, конечно, верю я охотно, но с вами осторожность надобна, а то — как раз в немилость, а там — голову напрочь!.. Осторожней, гетман-князь». Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го.
И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность. Отсюда условные костюмы, условный грим, условные декорации.
Он в эстетическом плане краеугольный камень того, что мы называем «большой стиль» в опере», — отметили в театре. Ранее московская и петербургская труппы обменялись показами опер Николая Римского-Корсакова, 180-летие которого отмечается также в этом году. Театры также планируют совместные выезды на родины выдающихся российских композиторов.
Про юбилеи
- «Раскол. Пять актов о «Хованщине» – мировая премьера
- Опера стала большой
- Поиск, Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова
- Опера «Хованщина» в Большом театре
- Постановщики
Мариинский и Большой театры чествуют Мусоргского
Но и власть предержащие тираны — жертвы тоже; заложники государственного молоха, палачи, которым до плахи и эшафота — тоже только шаг. Имена исполнителей я называю не из рецензентского педантизма — чтобы дать представление о многонациональном составе. Для оперного мира это в порядке вещей, но в случае «Хованщины» особо важно — при всех чётких привязках к бесконечно повторяющимся реалиям русской истории, Черняков строит собственный универсум и ставит глубоко общечеловеческий спектакль; что баварский, что российский, что уругвайский зритель не почувствует себя в культурной изоляции. Под мундирами и костюмами — как на Хованском, Шакловитом или раздетых перед казнью до исподнего стрельцах — майки-«алкоголички»; за каждым входящим в летописи глобальным катаклизмом — частные жизни.
Их ценность и уязвимость Черняков понимает лучше всех мира не только театральных и оперных режиссёров; и выносит на главные сцены планеты; и отстаивает с помощью великой музыки. Не знаю, уместно ли в тексте об опере опасаться «спойлера», но не сказать о финале «Хованщины» — самосожжении раскольников — никак нельзя. Боже, что это за финал!
Он переводит «Хованщину» из толковых, техничных, талантливых спектаклей в разряд уникальных шедевров: литургический размах Мусоргского Черняков и его постоянный соавтор, художник по свету Глеб Фильштинский дополняют светом — не на сцене, освобождённой от декораций-коробок и заполненной отринувшими одёжные регалии и все, и эротические, и политические, страсти людьми. Светом в зале.
Это представляет собой не только продолжение культурного обмена между Большим и Мариинским театрами, но и отмечает значимую дату в истории Мусоргского. Как сообщили из ГАБТа, в репертуаре Большого театра уже есть его знаменитая опера "Борис Годунов", в то время как "Хованщина" не исполнялась на сцене Большого примерно двадцать лет. Однако в репертуаре Мариинского театра она присутствует. Спектакль включит в себя хор и оркестр Большого театра, а у руля будет Валерий Гергиев.
Надежда Травина побывала на спектакле с участием солистов Большого театра и делится впечатлениями. В Мариинском шедевр Мусоргского, напротив, не сходит с афиш: созданный еще в 1950 году спектакль Леонида Баратова с историческими декорациями Федора Федоровского может называться эталонным, классическим — так, если нужно было бы пересказывать историческое событие времен Петра Первого языком оперы.
Ажиотаж подогревала и фигура маэстро Валерия Гергиева, не так давно возглавившего столичный театр: прекрасный знаток «Хованщины» и других русских эпических опер, он активно взялся за расширение репертуара Большого. На Исторической сцене развернулась монументальная историческая фреска, чьи герои словно сошли с полотен русских передвижников. Сценическая редакция петербургского режиссера Юрия Александрова, вдохнувшего новую жизнь в спектакль Баратова, укрупнила драму действующих лиц, подчеркнула контрасты между актами, усилила акценты на массовых сценах. Намеренная театрализация исполнители воспроизводили свои партии на грани пения и декламации , проявившаяся и в жестикуляции, и в обращении героев друг к другу, и в противопоставлении противоборствующих сил, создала ощущение присутствия в далеком времени, полного погружения в эпоху стрелецких бунтов. А панорамный вид на Москву, храм Василия Блаженного, Китай-город с его теремами и палатами — выпуклые декорации Вячеслава Окунева — лишь усилили эффект актуальности: если выйти в антракте из театра, увидишь то же самое. Автор: Дамир Юсупов Вокальный состав представлял собой, без преувеличения, оперных корифеев, каждый из которых давно уже себя зарекомендовал на лучших сценах мира. Бас Дмитрий Ульянов, бессменный Иван Хованский в родном театре Станиславского и Немировича-Данченко, в этот вечер вновь подарил свое искусство перевоплощения в самодура и любителя власти, предводителя стрелецкого бунта.
Во всех перечисленных случаях речь не идет о модификации сугубо постановочных идей, например, о приближении к нашим дням либо, напротив, отдалении сценического действия от реальных исторических событий. Но всегда думается о самой сущности исполняемой музыки: существенных расширениях или сокращениях, крупных изменениях в сфере музыкальной драматургии и новаторских решениях в области психологического воздействия на зрителя. В первую очередь скажем о декорационной и сценографической части постановки. Отметим важную особенность — художественное оформление Федора Федоровского оказалось неподвластно цензуре времени. Впервые оно было показано еще в 1913 году, в дни парижской постановки «Хованщины» в сценической версии Дягилева, при участии Равеля и Стравинского. Живописные цветовые решения, декорации, костюмы, световые линии, даже рисунки некоторых мизансцен, впервые предложенные Федоровским для дягилевской антрепризы, принесли ему, тогда совсем молодому художнику, славу и мировую известность. Грозные стрельцы в красных кафтанах с секирами в руках либо в белоснежных рубахах, на которые вот-вот должна пролиться их алая кровь; фигура боярина Шакловитого в роскошных одеждах, угрожающе нависшего над смертельно напуганным Подьячим; мощное архитектурное решение декораций стрелецкой слободы с громадными бревнами, из которых сложены избы, почти как древнерусские деревянные храмы, — именно тогда был разработан и задан монументальный сценографический канон, который сопровождал постановки «Хованщины» в XX и XXI столетиях в театрах нашей страны. Можно сказать, что музыкальные редакции сменяли друг друга, но живописный фундамент оставался незыблемым. Таков был дух видения Федоровским «Хованщины», сила образной грандиозности и, по словам режиссера Бориса Покровского, его «могучего и вместе с тем какого-то расцвеченного темперамента». Шакловитый — Эльчин Азизов Обратимся теперь к музыкальной составляющей постановки. Как уже говорилось, Мусоргский не успел закончить «Хованщину». В клавире не был записан весь пятый акт с «любовным отпеванием» Марфой своего возлюбленного Андрея Хованского и финальной сценой самосожжения раскольников в скиту. Хотя доподлинно известно, что эту музыку композитор показывал друзьям в последние месяцы своей жизни. Партитуры оперы практически не существует, за исключением двух небольших отрывков в виде концертных номеров: песни Марфы «Исходила младешенька» и хора стрельцов «Поднимайтесь, молодцы». Весь XX век композиторы-соавторы, текстологи-источниковеды, композиторы-оркестровщики пытались решить проблему целостности оперы. Каждый из них, будь то Римский-Корсаков, Стравинский, Ламм, Асафьев, Шостакович, прибегал к различным методам и приходил к противоположным решениям. Что же мы слышим в спектакле Мариинского театра?
Последние события
- Поделиться
- Поиск, Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова
- Опера «Хованщина» возвращается на сцену МАМТ
- Билеты на оперу Хованщина
- Рейтинг авторов
Большой театр в новостях
- «ГЭС-2» переписали балет «Лебединое озеро» и оперу «Хованщина» - DELARTE Magazine
- Батя, батя, выйди к нам
- Оперный певец из Большого театра анонимно рассказал о жульничестве на вокальных конкурсах
- Опера Хованщина Мариинского театра