Новости можно ли в пост есть хлеб черный

Диетические блюда должны быть разнообразными, чтобы длительный пост легко переносился и был в радость. Есть всего два дня во время поста, когда можно есть рыбу, зато морепродукты — «морских гадов» — можно есть без ограничений.

Великий пост: что можно есть постящимся

Мне просто сегодня на работе коллега сказала, что нельзя черный хлеб в пост есть. Чёрный хлеб в Великий пост есть можно, и не только в Великий, можно есть и белый хлеб, если он не замешан на молоке и яйцах,так что с хлебом всё нормально,нельзя есть печенье,булочки,и другие сдобные мучные изделия. Можно ли в пост кушать чёрный хлеб? С другой стороны, черный хлеб в пост все-таки употреблять можно с почти стопроцентной уверенностью, что вы не совершаете ничего предосудительного или неугодного высшим силам.

Можно ли в пост (великий пост) есть хлеб?

Хлеб в пост есть можно. Регулярно употребляя ржаной хлеб, нам не будет страшен ни авитаминоз, ни малокровие, иммунитет укрепится, а жизненной энергии прибавится многократно. Чтобы поход в магазин за привычными продуктами не превратился в долгое изучение этикеток, «Владхлеб» подготовил подборку хлеба, который можно употреблять в пост. Во вторник разрешается, черный хлеб, квас, вода. Начиная со среды верующие придерживаются суходеяния, то есть можно овощи и фрукты. Чтобы поход в магазин за привычными продуктами не превратился в долгое изучение этикеток, «Владхлеб» подготовил подборку хлеба, который можно употреблять в пост. Дрожжевой хлеб есть можно, если в его составе нет скоромных продуктов.

Соблюдаем Великий пост: от физического очищения к духовному

Кому нельзя соблюдать Великий пост: как быть детям, беременным и больным Отказаться держать Великий пост в 2024 году могут только несколько категорий граждан. Пенсионерам, которым отказ от некоторой еды может нанести вред. Беременным женщинам. Мужчинам и женщинам с хроническими заболеваниями, здоровье которых может ухудшиться из-за отказа от некоторой еды.

Многие рабочие заводов, производств и сотрудники организаций, занимающиеся тяжёлым физическим трудом, задаются вопросом, можно ли во время Великого поста не отказываться от пищи. Для таких категорий верующих тоже делается исключение. Если они не будут поститься, то грехом это считаться не будет, поскольку их организму нужны питательные элементы.

Но если вы не обратили внимания и купили батон хлеба, в который добавлено яйцо, не стоит винить себя за нарушение воздержания. А читать в дни поста лучше не этикетки, а Священное Писание. Иными словами, если речь идет о каких-то лакомствах, которые приготовлены на молоке пирожные или прямо молочные продукты — запеканки, сырники и т.

Но если мы говорим об обычном хлебе, который Вам предложат за обедом — можете решить этот вопрос для себя самостоятельно, но именно на хлебе особо не концентрироваться.

А белый хлеб в пост можно или нет? Да, вы можете включать в меню обычный белый пшеничный хлеб, в рецептуре которого нет продуктов животного происхождения. Также в течение Великого поста можно употреблять в пищу хлеб с пометкой «постный» на этикетке, который продают в магазинах и церковных лавках. Разрешается подавать к столу постное печенье, постные пряники, постные хлебцы и другую выпечку. В монастырях в эти дни готовят изделия по разным рецептам — от традиционных, которые используют во всех хлебопекарнях, до старинных. В такую продукцию не добавляют яйца, молоко и сливочное масло. Выпечку готовят на подсолнечном масле, а также пекут особый бездрожжевой хлеб.

В первую очередь запрет касается мяса и любых мясопродуктов, а также птицы и яиц. Под запретом молоко и все, что с ним связано: сливочное масло, сметана, творог, кисломолочные продукты и напитки, сыры. В пост запрещается употреблять в пищу макароны, белый и сдобный хлеб, торты, печенье, вафли и любую выпечку, в которой содержатся масло, яйца и молоко. Не забывайте, что нельзя есть и майонез, ведь для его приготовления тоже используются яйца.

Лучшее пирожное – черный хлеб

Хлеб можно есть в любой пост, хоть в рецепте и присутствует немного растительного масла. Найти хлеба и батоны для Великого поста можно в магазинах «Сыктывкархлеб» в Сыктывкаре и районах присутствия. Полезная информация про постное меню: что можно есть в пост, что нельзя есть в пост, вкусные рецепты и рекомендации по питанию во время поста. Келарь Свято-Троицкой Сергиевой лавры, иеромонах Архип рассказал постящимся о том, какие продукты можно и нельзя есть в пост, а кому поститься нежелательно. В какие дни Великого поста можно есть хлеб?

Великий пост в 2024 году: главные даты, суть, что можно и что нельзя есть

Чтобы нечаянно не употребить запрещенное, следует ознакомиться с составом продукта, указанного на этикетке. Многие православные выпекают в эти торжественные дни хлеб самостоятельно, и гарантированно не употребляют ничего скоромного. Нельзя есть хлебобулочные изделия в дни сухоядения. Добавляют ли в тесто яйца Многие хлебобулочные заводы не применяют в хлебопечении яйца. Но все же существуют виды хлеба, выпечка которого без яиц не возможна. Это касается сдобных видов хлеба. Различные булочки, плюшки, тесто для пирогов готовятся с использованием яиц. Часто на этикетке хлебобулочного изделия пишут, что хлеб выпечен без яиц, однако в составе указывается яичный порошок, что одно и то же. Поэтому нужно внимательно читать информацию о составе продукта.

Кроме того, в настоящее время налажено производство специального хлеба, выпеченного специально для постящихся людей. В таком хлебе ни яиц, ни яичного порошка не содержится. Добавлять яйца в постный хлеб нельзя. Является ли черный хлеб постным Черный хлеб изготавливается из ржаной муки грубого помола, без добавления яиц, молока и жиров. Такой хлеб употреблять во время поста разрешается. В житие описано, как Сергий Радонежский во время поста ел черный хлеб и пил только воду.

Это может приводить к негативным последствиям, в частности, к набору лишнего веса читайте также: «Прощай, круассан: как навсегда избавиться от тяги к мучному». Важные правила — разнообразие, регулярность приема пищи, достаточное потребление белка. Попробуйте приготовить постный суп из любого вида бобовых, овощей и крупы.

Приправьте специями по вкусу, добавьте свежую зелень, и вы поймете, что поститься можно вкусно и с пользой для здоровья. Пример сбалансированного постного меню на день: Завтрак: кусочек черного хлеба, 250 г любой каши, приготовленной на воде, компот. Второй завтрак: горсть орехов 25-30 грамм , фрукт. Обед: салат из помидоров, огурцов и зелени, приправленный соком лимона и солью, постный борщ или грибной суп-пюре из постных продуктов, кусочек хлеба, чай. Полдник: яблоко или груша, стакан компота из ягод. Ужин: рагу из тушеных овощей: картофеля, капусты, моркови и фасоли, кусочек черного хлеба, чай. Как правильно заканчивать пост?

Таким образом, по действующему Типикону ни о какой рыбе в среду и пятницу речи идти не может. Но поскольку еще раз повторюсь Типикон ориентирован на монахов, живущих в жарких странах, а никакого другого Устава мы не имеем, то, как правило, вопрос о гастрономических ограничениях решается индивидуально, исходя из внутренних физических и психологических возможностей и внешних обстоятельств каждого конкретного человека. Например, о себе могу сказать, что рыбу я ем всегда, за исключением Великого и Успенского постов - иного бы я не понесла Share this post.

Из-за отсутствия мясных и молочных продуктов может возникнуть дефицит белка. Чтобы не лишать организм важной составляющей, в рацион добавляется больше блюд с содержанием бобовых — котлеты из чечевицы, гороховый суп, паста с фасолью, нут в томатном соусе и т. В пост разрешается употреблять: овощи, грибы, зелень, фрукты и ягоды; консервированные овощи, соленья, фруктовые компоты; растительные напитки , которые можно использовать в качестве замены молока кокосовое , миндальное «молоко» и т. Питание в пост по дням По строгому монастырскому уставу в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение фрукты, овощи, хлеб, компоты и вода , во вторник и четверг можно есть горячую пищу без масла, а в субботу и воскресенье — горячую пищу с растительным маслом. Нужно понимать, что эти древние правила представляют собой идеал поста и предписаны преимущественно для монахов. Миряне же, как правило, едят горячую пищу с растительным маслом во все дни поста. В определенные дни Великого поста послабление делается всем христианам. Так, в праздники Благовещения 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля допускается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу — рыбной икры 27 апреля. Кому не стоит поститься Если по состоянию здоровья или другим обстоятельствам человек не может соблюдать пост по всем канонам, лучше попросить благословение духовника или приходского священника на послабление. Беременным и кормящим матерям тоже следует соблюдать пост по силам. Дети могут поститься не так строго, как взрослые: например, отказаться от вредных лакомств в пользу фруктов. Меню в пост Постное меню может быть довольно разнообразным, вкусным и полезным. Это и запеченные в духовке овощи, постные борщи, например с черносливом или фасолью, постные вареники , блюда с грибами, постные десерты , в том числе и печенье , овсяный кисель и многое другое. Старинные монастырские рецепты постных блюд уже не первое столетие являются образцом сочетания пользы, качества и простоты. Монахи Свято-Троицкой Сергиевой лавры поделились рецептом постного горохового киселя.

Что нельзя есть в пост

Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается Можно есть черный хлеб в пост? У тех, кто постится согласно канонам православной церкви, часто возникает вопрос, не запрещен ли черный хлеб в постные дни, не считается ли он скоромной пищей.
Что можно и что нельзя есть во время поста? Какой хлеб можно есть в пост: рецепты приготовления различных видов домашнего хлеба. Советы верующим по употреблению хлебобулочных изделий во время поста.
Диета в пост на каждый день: календарь, рецепты и меню питания во время поста - Почти любой черный хлеб разрешено есть во время поста, так как классические рецепты не содержат запрещенных продуктов.
Можно ли есть в пост: вино, морепродукты, хлеб, растительное масло, макароны, халву Рыба в Великий пост разрешается только дважды – в праздник Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресение (28 апреля).
Что и когда можно кушать во время Великого Поста? - кулинарная статья Большинство священников, недолго думая, ответят на вопрос о том, можно ли в пост есть хлеб, но реплика не будет положительной.

Можно ли в пост есть хлеб и если можно, то какой?

Обсудить Редактировать статью Великий Пост для многих людей является одним из самых святых мероприятий за весь год. Считается, что именно в этот период можно очистить не только свою душу от греховности, «накопившейся» за год, но и избавить организм от непотребных веществ, круто изменив свой ежедневный рацион. Из-за высокой важности этого события многие люди, особенно верующие, интересуются, можно ли в пост есть хлеб, жарить яйца, играть в компьютерные игры или даже мыться в сауне. Сколько стоит очистка души? Особенно верующие люди во время поста придерживаются самых строгих правил, чтобы как следует подготовить себя к важному для них празднику Пасхи. Резкое ограничение себя в употреблении пищи, к которой привык желудок за год, а также отказ от некоторых других приятностей может привести не к священному просветлению, а к депрессии. Именно поэтому нужно всегда помнить в первую очередь о своем здоровье, а уж только потом — об обязательствах перед высшими силами и очищением своей грешной души. Великий Пост: пособие для начинающего Перед новичками, для которых Великий Пост — дело совсем непривычное, будет стоять особенно сложная задача: как удержаться от всех сластей, которыми торгуют магазины перед празднованием Пасхи? Вопрос о том, можно ли в пост есть хлеб, таким людям даже в голову не приходит, так как все, что они стараются сделать — это удержаться от очередной плитки шоколада.

Конечно, совсем от хлеба отказаться тяжело, так как для многих славян он составляет примерно тридцать процентов ежедневного рациона. Многие люди любят по утрам уплетать бутерброды за обе щеки, днем кушать суп, заедая хлебом, а вечером намазывать на булочки сладкий джем. Отказаться от всех этих удовольствий непросто, если нет настоящей мотивации. Как показывает практика, лучший способ перестать есть хлеб — убедить себя в наличии большого количества излишнего веса. В этом случае вопрос уже не звучит как: «Можно ли в пост есть хлеб? Он трансформируется в: «Зачем я ел хлеб все это время?

И всем известно, что эта вторая составляющая, то есть приятность, очень часто вытесняет первую: для человека становится важнее, чтобы было вкусно, а не полезно, например. Конечно, можно сказать, что во время поста мы должны постараться вот именно эту вторую составляющую свести к минимуму. Хотя это очень плохо получается. Как известно, лучшая приправа к любой пище — это голод. Поэтому, когда начинаешь поститься, то через какое-то время та самая пища, на которую ты в обычное время и не посмотрел бы, становится лакомством. Та же самая гречневая каша, которую я вчера ел без масла, а сегодня можно с маслом — становится наивкуснейшей. Один батюшка рассказывал: «Когда в первые дни Великого поста я практически ничего не ел, а потом, когда стало можно, отрезал кусок черного хлеба, посолил и помазал его подсолнечным маслом, никакой самый вкусный торт или пирожное не могли сравниться для меня по вкусу с этим черным хлебом! Так, пожалуй, и пост не заметишь? Сейчас поститься стало несоизмеримо легче. Когда я начинал поститься, а это еще были 80-е годы, в магазинах вообще все пропало. Тогда действительно пост был такой: макароны, картошка и капуста, а самым лакомством была кабачковая икра. Сейчас зайдешь в магазин — всякие замороженные овощи, грибы и прочее. И все же даже в этих условиях многим трудно отказаться именно от мясных и молочных продуктов. Тут мотивацией может быть стремление что-то преодолеть, стремление к победе. Человеку присуще ощущение жизни как некой борьбы. Это и понятно — человечество и каждый человек в отдельности много лет существуют в условиях непрестанной борьбы, это одно из свойств человека. А в любой борьбе всегда присутствует стремление к победе, и эта победа доставляет радость человеку. Это мы видим в спорте, в различных конкурсах — это нормально, так устроен человек. Многие стремятся побеждать. Но что или кого побеждать? Не все знают, что самая прекрасная и радостная победа — это победа над самим собой, победа над собственной слабостью, каким-то пороком. Только такая победа действительно дает настоящую радость. И это гораздо большая радость, чем от съеденной колбасы. Поэтому для многих тот пост, который человек сам избрал — это пребывание в какой-то непрестанной радости. И пост — радость, и праздник после этого — радость. Человек, который постился, переживает радость от праздника по-другому, вкус радости иной. Один раз сорвался, второй, потом забросил? Пришел человек, говорит: «Батюшка, я постился-постился, а потом был день рождения, и я соскочил, не смог удержаться. А теперь уж что соблюдать…». Это неправильно. Если ты по какой-то причине нарушил пост, это не значит, что пост закончился, начинай снова. И, может быть, такой пост станет для тебя более ценным, так как будет трудным — начинать все сначала всегда труднее, чем продолжать начатое. Понятно — попал на день рождения или какой-то праздник, махнул рукой, наелся того, чего не надо есть постом, а на следующий день просыпаешься, и тебе уже опять хочется этого. И думаешь: «Да какая теперь разница? А нужно было бы сказать: «Вчера — это было вчера. Прости Господи, не сдержался, сегодня начинаю все заново». Умение это сделать очень ценно. Никакой срыв не должен означать завершение поста. Не есть только мясо, например, или лучше сразу нырнуть, так нырнуть? Я помню, один известный священник в какой-то телевизионной передаче так и сказал, что не стоит сразу строго поститься. Он рекомендовал в первый пост не есть мясо, во второй молоко и так далее. Я тогда с ним не согласился, потому что помнил свой первый строгий пост. Потом я советовался с другим священником, который тоже считал, что начинающим нужно поститься как можно более строго, потому что эта строгость дает возможность сразу ощутить пост. Сейчас же я думаю, что везде нужен индивидуальный подход. Есть разные люди, разного склада характера. Так же как за Иисусом Христом одни пошли сразу, всё оставив, а другие долго думали, колебались, прятались, как например Иосиф с Никодимом. Но и они стали достойными учениками и прославлены Церковью. Надо слушать себя. Есть люди, которые склонны к крайностям, максималисты — «или все, или ничего». Я к таким людям отношусь с уважением. Если человек такой, то ему будет гораздо труднее себя ограничить наполовину. А есть люди, которые понимают: столько я не смогу, а смогу только наполовину, и делают, и слава Богу. Давайте мы всем дадим возможность избирать тот путь, который более созвучен их внутреннему складу характера. Я думаю, что все в жизни должен решать сам человек. Другое дело, что принимая эти решения, он должен учитывать мнение и советы тех, кого уважает, кто является для него авторитетом, кому он доверяет. Насчет благословения я скажу, что для верующего человека на все имеет смысл брать благословение — благословение Божие, прежде всего. Что касается поста, то, конечно, не лишне попросить, чтобы священник благословил. Причем не какой-то случайный священник — это тоже ошибка. Батюшки разные бывают. Конечно, надо советоваться с тем священником, с которым есть какая-то связь, еще лучше, чтобы это был духовник. Понятно, что духовник есть не у всех, но хотя бы у человека должен быть опыт общения с этим священником. И даже в этом случае, то, что скажет священник далеко не всегда надо принимать как что-то незыблемое. Мы, священники, даем советы, а не какие-то директивы «делай только так». Окончательное решение, еще раз скажу, принимает сам человек и несет ответственность за это решение.

Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии. Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию. И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом. Кому нельзя поститься? Поститься можно всем, в той или иной степени, но делать это нужно с рассуждением и по силам. Смысл гастрономической компоненты поста не в том, чтобы просто изнурять тело, а в том, чтобы через отказ от еды учиться воздержанию и бороться со страстями. Когда невозможно поститься в полную меру, то пост можно послабить. В особенности это относится к людям, находящимся в состоянии болезни. Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей — дело оправданное». Ответ: Пост установлен для усмирения тела, если же тело в смирении и немощи, то пусть принимает пищу и питье, как пожелает и как сможет понести». Во всех случаях, когда есть необходимость послабления поста или полного его оставления в конкретных условиях и ситуациях, стоит посоветоваться с духовником и получить у него благословение. Если нет своего духовника, то необходимо обратиться к приходскому священнику. Если нет и такой возможности, то поступать надо по своему усмотрению, с учетом церковных правил и традиций, руководствуясь своей христианской совестью и знаниями. Примечания: [1] Монтанисты — последователи монтанизма, раннехристианской ереси. Основателем был бывший языческий жрец Монтан, обратившийся в христианство в 156 г. Монтанова или катафригийская ересь была осуждена Первым Вселенским Собором в Никее 325. Обратился к христианству около 190 г.

Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии. Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований.

Соблюдаем Великий пост: от физического очищения к духовному

  • Рекомендации: как питаться в пост
  • Черный хлеб в пост — возможно ли его включать в рацион во время поста?
  • Черный хлеб в пост - возможно ли его включать в рацион во время поста? -
  • Как и чем питаться во время Великого поста (без вреда для здоровья)
  • Что запрещено есть в Пост?
  • 12 рецептов: что можно есть в пост

Великий пост 2024

Диета в пост Как правильно быть, что можно в пост, а что нет?
Можно ли в пост есть хлеб и если можно, то какой? Статья автора «РИА Новости» в Дзене: Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий