С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок. Традиционных для поминок кутьи, блинов и киселя в этом списке может не оказаться. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный.
Рецепт поминальной кутьи с рисом
Кутья — это вовсе не блюдо для похорон, а традиционное праздничное кушанье из риса. Кутья́ (укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя. Что символизирует кутья? Зёрна кутьи являются символом воскрешения, так как, попадая в землю, они со временем превращаются в растения — так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни.
Советы в день поминок. Отчитки, если сделали что-то неправильно, чтобы отвести беду.
Чай или воду также наливают и оставляют рядом с поминальным завтраком. Выйти с кладбища нужно не позднее 12 часов дня. Если обстоятельства складываются так, что родственники не в состоянии приехать на кладбище на следующий день или не успевают добраться до него до обеда, то помянуть усопшего можно в его доме. Зачем на второй день ездить на кладбище? Душа покойного еще не адаптировалась к новым условиям своего пребывания. И приезд родственников поможет ей в этом. Близкие люди наводят порядок, поправляют или расставляют венки, цветы, завтракают с покойным и просят у Бога защиты и упокоения для Души раба Божьего.
Этот ритуал помогает родственникам сохранить связь с покойным, успокоиться и смириться с невосполнимой утратой. Также во время посещения могилки, только что похороненного человека, можно читать молитвы, зажигать свечи, вспоминать умершего. Когда еще следует посещать кладбище? Посещение кладбища на следующий день после похорон считается обязательным. В другие свои посещения родственники могут приходить без поминального завтрака, но желательно читать молитвы за упокой души. Помолиться за усопшего можно и в церкви.
Визит на кладбище совершают на девятый и сороковой день после кончины, поскольку с этими датами в православии связаны важные этапы перехода Души в загробный мир. Эти сакральные даты считаются днями поминовения. Значение имеет и третий день после похорон. На третий день после смерти усопшего церковь молит Господа Бога воскресить усопшего для блаженной будущей жизни. Поминовение на третий день совершается, потому что умерший был крещен во имя Отца, Сына, и Святого Духа. Что делать на девятый день после смерти?
В православной религии считается, что на девятый день после смерти Душа встречается со Всевышним. Ангелы приводят Душу на встречу с Господом Богом. Встреча эта может пройти по-разному: и легко, и напряженно. Здесь всё зависит от того, какую жизнь вел усопший на Земле: праведную или грешную? И поддержка родных людей в этот день сильно важна для Души покойного. В этот день нужно обязательно помянуть покойного, помолиться о нем и попросить Господа Бога принять его Душу в Царствие небесное.
Молиться можно и дома, и в церкви. Господь услышит вашу молитву, где бы вы не находились. Также в этот день зажигают свечи, посещают могилку усопшего и устраивают поминальный обед. Какие обычаи существуют для поминок? На поминки не принято собирать много людей. Обычно на поминки зовут самых близких родственников и друзей.
На обеде принято говорить об усопшем, вспоминать его жизнь, истории из жизни, связанные с покойным. Трапеза должна быть теплой, чтобы Душа покойного могла почерпнуть энергию для разговора с Богом.
Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника.
Но это не так. Тело — это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа, бессмертная душа усопшего человека. Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу.
Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет. О каждом умершем человеке можно рассказывать безумно много и при этом абсолютно ничего не рассказать. Придя на кладбище и вглядевшись в памятники, видя лица живых людей, хочется закричать: Боже мой!
Ведь каждый из них — целый мир. И в каждом из них этот мир умер... Лучшее чем?
Пусть оно покоится с миром. Кроме того, если дух мертвого будет растревожен и не примет нового места, быть беде. Читать надо, стоя в ногах могилы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Удержи, Господи, в царствие Твоем душу усопшего раба Твоего имя. Не дай этой душе мертвой по земле ходить, не дай душе мертвой живым душам вредить.
Святой Лазарь, ты после смерти по земле ходил? И по земле после смерти ходил и живым людям никогда не вредил. Так чтобы и душа усопшего раба имя по земле более не ходила и живым людям во веки веков не вредила.
Ключ, замок, язык. Далее читают сорок раз «Да воскреснет Бог». Уходить с могилы следует не оглядываясь.
Дома съесть кутью и выпить кисель. О, Пречестный и Животворящий Крест Господень! От тоски по покойному.
Встаньте ночью, подойдите к зеркалу и, глядя, себе в зрачки, говорите: Не тосковать, не горевать, слез не проливать! Ночь-мать, возьмись тоску с меня снять. Как тебя рассвет уберет, так и ты сними с меня тоску.
Ныне и присно и во веки веков. После этого умойтесь и ложитесь спать. Уже на другой день вам будет легче.
Так сделайте три раза, и тоска сойдет. Как снять порчу, сделанную на похоронах. Если человек перевернул на себя кутью.
Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются. Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Душа, тело, дух и все пять чувств.
Душу оберегаю, тело защищаю, Дух вызволяю, чувство обороняю. Господь Бог заповедь дал, Господь Бог оберег сказал: - Не придет к тебе зло, рана не приблизится к телу твоему. Ангелы мои заповеют о тебе, как на земле, так и на небе.
Истинный Господь истину сказал. Ангела-спасителя, хранителя послал.
Схожа на другое православное блюдо — коливо, из-за чего происходит путаница. Отличаются оба блюда тем, что кутью готовят на поминальный обед, а своеобразного брата-близнеца коливо — на Великий пост.
Символизм поминального блюда Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. В кашу добавляют мед также не спроста: он является символом духовного умиротворения умершего. Кутья является традиционным поминальным блюдом у православных, поэтому поминки начинаются с ложки именно данной каши. Как правило, ее освящают в храме после отпевания умершего или панихиды.
Также разрешается самостоятельно окропить обрядовую кашу святой водой прежде, чем подавать на стол во время поминок. Затем присутствующим гостям предлагают кисель с медом и постные блины.
На фото ниже можно увидеть, как выглядит это блюдо. В некоторых местах на правобережной Украине существует гороховая каша, а в Румынии зерновой хлеб. Такое блюдо подается на поминальном обеде после похорон.
Рубрика вопрос-ответ Нужно ли освящать кутью в церкви перед подачей? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Освящение поминального блюда не является обязательным в православии, но рекомендуется. Учитывая, что его возникновение связано с ритуалом погребения умершего, значит, есть сакральный смысл в употреблении такой еды. Освящение усиливает его. Можно ли отдать остатки кутьи домашним животным или скоту?
Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Выбрасывать пищу, которая считается главным блюдом при выполнении церковного обряда, не рекомендуется. Но ее можно отдать другим живым существам. Не у всех сегодня есть скот, поэтому чаще такой продукт отдают птицам. Есть ли кутью, если у меня аллергия на некоторые ингредиенты? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Аллергикам не рекомендуется употреблять продукты, которые содержат запрещенные компоненты.
Поминальное блюдо — не исключение. Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует. Обязательна ли кутья на поминках? Мнение эксперта Читайте также: На каком языке была написана Библия. Почему ведутся споры?
Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. История происхождения блюда История происхождения этого специфического ритуального блюда идет еще с дохристианских времен. Греческое слово, к которому восходит привычное название «кутья» кутия означает вареные зерна пшеницы.
Во времена древних греков своеобразная каша из таких зерен тоже не была обыденной ежедневной пищей. Уже тогда это блюдо было особенным для языческих культов, практиковавшихся в то время. Сакральный смысл его расшифровывался так.
Сложность, время приготовления
- Значение оставления еды на могиле
- Почему на поминках первой надо есть кутью
- Похоронные обряды и поминки у народа мари
- Поминальная кутья
- Главное поминальное блюдо: кутья. История и рецепты | полезные статьи
Как готовят кутью, рецепты
- Рубрика вопрос-ответ
- Рецепт: Кутья поминальная на
- Что символизирует? - Сайт о символах, знаках и значениях
- Лента новостей
- Как похоронить и поминать своего близкого?
Откуда пришёл обычай готовить на поминки кутью
- Почему на поминки готовят кутью и чем она отличается от колива
- Почему на похоронах едят рис с изюмом и как возникла эта традиция
- ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНО ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН...
- Как поминать умерших - Православный журнал «Фома»
- Поминки у православных: на 9, 40 дней и 1 год — правила проведения
- Когда на Руси начали варить кутью?
Рецепт кутьи на поминки
Я бы выделил три ключевые составляющие. Во-первых, это идея совместной трапезы между живыми и умершими или умершим , которая подразумевает задабривание покойника с помощью угощения. Во-вторых, символика специальных поминальных блюд блины, кутья, кисель. В-третьих, идея «перераспределения доли», подразумевающая, что каждый участник трапезы должен получить свою порцию ритуального блюда.
Скажем, почему, например, обязательна кутья? Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. Но, как легко догадаться, когда-то у русских крестьян не было ни риса, ни винограда, из которого можно было бы сделать изюм.
Поэтому изначально кутью готовили изо ржи или пшеницы с медом. Кутья связана с представлениями о плодородии и как раз с перераспределением доли. В традиционной культуре считалось, что у каждого члена социума есть своя доля, грубо говоря, часть всеобщего блага.
Когда человек умирает, то распределение этого блага оказывается под угрозой, потому что покойник, переходя в иной мир, может забрать с собой больше этого блага, чем ему положено. Поэтому, с одной стороны, важно правильно снарядить умершего в дорогу на тот свет, выделив ему его долю поэтому так важны одежда и личные вещи покойника, которые кладут в гроб ; с другой стороны, уже после похорон важно обеспечить правильное перераспределение всеобщего блага между участниками ритуала, где нет уже доли покойника. Именно это перераспределяемое всеобщее благо символизирует миска с кутьей.
Это ритуальное блюдо обычно особым образом делят между участниками ритуала: кутью едят сразу после похорон, причем ее не распределяют по тарелкам, а выдают из общего блюда каждому по ложке. Таким образом, каждый символически наделяется своей долей. Нередко эту ритуальную ложку кутьи участникам ритуала кладут в ладонь, что тоже крайне символично.
Если сравнивать с теми трансформациями, которые за это же время пережил, скажем, свадебный обряд, где архаичных дружек и сватов успешно вытеснили тамада, диджей и свадебный фотограф, то традиционность поминок буквально бросается в глаза.
Что принято есть на похоронах Не все пришедшие проститься с покойным могут прибыть на поминки, поэтому родственники берут с собой еду на похороны и предлагают помянуть усопшего на кладбище сразу после погребения. На похоронах принято есть конфеты, печенье, небольшие бутерброды. Поминающим предлагаются также напитки, выпечка, блинчики и легкие закуски нарезанный сыр, колбаса, карбонат, пластики вареной курятины или говядины, тарталетки.
В зимнее время на кладбище можно взять термос с горячим чаем и одноразовые стаканчики. Поминальный обед после похорон Когда провожающие усопшего в последний путь приходят на поминки в ресторан или домой, каждый из них должен тщательно вымыть руки. Перед трапезой читают молитву «Отче наш», 90-й псалом или седьмую кафизму из Псалтири. Перед иконами должна быть зажжена свеча.
Перед едой присутствующие осеняют себя крестным знамением. Один стул за поминальным столом остается свободным. Для покойного в дань уважения и памяти ставится прибор. Отдельно на стол или специальную полку ставится фотография умершего с траурной лентой.
Участники поминального обеда вспоминают жизненный путь усопшего, говорят о нем добрые слова. В речах звучит прошение Господа принять душу новопреставленного, простить его земные грехи, помиловать. За обедом нельзя вспоминать дурные поступки умершего, сквернословить, смеяться, говорить на посторонние темы. Мужчины присутствуют на обеде без головных уборов, женщины покрывают головы платками.
Что готовят на поминки в день похорон Меню поминального обеда после похорон не имеет строгих ограничений. Обязательные блюда в день похорон — кутья и блины.
На поминках можно было отведать мясные блюда. А вот весь алкоголь был под запретом, дабы не осквернить честь умершего. Традиционным напитком в такие дни был кисель.
Луговые марийцы считали, что этим полотенцем ангел смерти вытирал свой окровавленный нож. В целях искупления крови покойного резали курицу если умирала женщина или петуха когда умирал мужчина [Кузнецов, 1907. Затем шли оповещать родных и близких, односельчан. Марийцы, как и другие народы Поволжья, испытывали страх перед умершим, считали его нечистым. Поэтому старались его хоронить сразу же после смерти или на следующий день. Похороны происходили при участии всех родственников и односельчан. Близкие люди обмывали умершего, надевали ему чистую рубаху, онучи, лапти. Рубашку в прошлом шили в день самой смерти. Замужнюю женщину, молодых незамужних девушек наряжали в свадебное платье. При шитье смертной одежды, облачении покойного многие действия выполнялись «наоборот» с тем, чтобы они соответствовали существовавшим в загробном мире порядкам и принципам. Гроб считался домом покойного. Не случайно в нем делали специальное окошечко, откуда якобы умерший наблюдал за происходящими на земле событиями. Дощатые гробы с маленьким окошечком марийцы стали делать сравнительно недавно. До середины ХIХ века в качестве гроба колотка использовалась выдолбленная из ствола дерева колода или лубок. На дно гроба стелили березовые ветки, поверх них — белое полотно. Для того чтобы обеспечить умершего всем необходимым для жизни на том свете, в гроб клали теплые вещи, предметы первой необходимости: нож, трубку если умерший курил , пищу блины, орехи , мелкие монеты и веточки рябины, шиповника и палочку для защиты от нечистых сил, подземной собаки, змеи. Вместе с умершим подкладывали и нитки, символизирующие судьбоносную нить жизни. Эта нить якобы помогала человеку добраться до загробного мира, а его душе — установить связь с Луной. Марийцы, несмотря на такое внимательное отношение к умершему, все же остерегались его и боялись возможного гнева. Щепки, обрезки от гроба, посуда выбрасывались, вода, используемая при обмывании, сливалась в овраг. Некоторые личные вещи, особенно связанные с почитанием личных духов-покровителей, сжигались. Посмертную одежду аккуратно стирали и хранили, полагая, что она обладает магическими свойствами. Перед похоронами в доме умершего проводилось угощение покойного при зажженных свечах. Родственники и соседи приходили на похороны со своей едой, приносили деньги, платок для покрытия лица. Поминая покойного, они просили его простить их за нанесенные при жизни обиды и ссоры, желали ему сытной и благополучной жизни на том свете. Перед прощанием родственники покрывали тело усопшего кусочком холста кут вынер. Провожающие старались сдерживать свои чувства, остерегались попадания слез в лицо покойного. Это якобы могло повредить ему на том свете. Участники похорон обычно призывали друг друга примириться с утратой, покориться судьбе. Во время оплакивания на гуслях или волынке исполнялись специальные наигрыши. Перед выносом тела каждый из присутствующих прикасался к краю гроба и просил покойного оставить ему свое счастье. При выносе на пороге дома или у ворот резали курицу петуха , чтобы искупить кровь умершего, обезопасить семью от повторного несчастья. После выноса гроба в избе проводили магическое очищение: в помещение, где стоял гроб, ставили сосуд с водой, куда бросали раскаленный докрасна камень, что якобы очищало помещение от злых сил. Полы и стены хлестали рябиновыми прутьями, затем в избе все тщательно мыли. Гроб с телом покойного обычно до конца деревни несли на руках, а затем везли на санях что наблюдалось до конца ХIХ века или на телеге. В фольклоре восточных марийцев сохранились воспоминания о перевозке умершего на старой лодке. Первому, кто встречался на пути похоронной процессии, вручали мешочек с гостинцами. В селениях Марийского края во время проводов умершего музыканты садились на повозку рядом с гробом и играли на волынке, гуслях или гармошке похоронную мелодию колышо муро. Игре на музыкальных инструментах придавалось магическое значение — она отгоняла от похоронной процессии и умершего нечистые силы. Каждый род хоронил своих родственников на определенном участке кладбища. Могила выкапывалась в направлении с севера на юг или с запада на восток. Умершего клали ногами к востоку или к юго-востоку, поскольку считалось, что загробный мир находится на севере. Туда же укладывали палочку — мерку, используемую при приготовлении гроба. Для выхода души из могилы в некоторых местах от гроба до надмогильного столба протягивали нитку. На ее нижнем конце подвешивали серебряную монету, что должно было олицетворять солнце. Над гробом марийцы обычно устанавливали столб или деревянный крест, на которые вешали полотенца. Восточные марийцы воздвигали длинный шест с изображением кукушки на конце символ печали, утраты. К шесту привязывали полотенце и две нитки, на которых якобы раскачивалась душа. Марийцы верили, что душа человека до сорокового дня пребывает на земле. Члены семьи у восточных мари 40 дней ежедневно по утрам поминали умершего перед зажженной свечой. Наиболее важными для умершего считались поминки сорокового дня нылле пайрем. Его старались проводить на 39-й день после смерти человека. В этот день его душа якобы навсегда покидала родные места. В честь сорокового дня родственники резали барана в ХVIII веке — коня или овцу, выезжали с музыкой и песнями или шли на кладбище, чтобы пригласить умершего и его родню на поминки. Восточные марийцы, приехав на кладбище, становились вокруг могилы, читали соответствующую молитву и начинали петь песню, призывая умершего принять участие в своем празднике. Возвращались с кладбища также под музыку. По пути они отрубали липовую палку и очищали ее от коры. Она должна была символизировать умершего. Не случайно ее носили даже в баню, чтобы попарить. Затем эту палку укрепляли в красном углу дома и на нее вешали одежду покойного. Роль покойного играл специально выбранный или назначенный человек вургем чийыше. Помывшись в бане, он надевал лучшую одежду умершего и садился на почетное место. Все близкие и дальние родственники, а также соседи приходили на поминки со своей едой блины, рыбные блюда, сырки, яичница-запеканка, каравай хлеба и др. В доме умершего перед началом поминок в честь загробного владыки, его помощника и охранника ворот зажигали специальные свечи. Одну большую длинную свечу посвящали умершему, другие, поменьше, — в честь умерших родственников, соседей, уважаемых жителей деревни и т. Всего зажигалось 40 свечей. Прочитав молитву, начинали угощать умершего. Поминки сопровождались пением специальных песен, а затем и ритуальными танцами. На поминки в сороковой день душа умершего возвращалась к родным в сопровождении близких умерших родственников. Поэтому участники поминок обращали внимание и на них. Каждый родственник зажигал свечи в честь недавно умершего представителя родственного коллектива тукым, урлык. Присутствующие, поминая умершего, предлагали свое угощение, отливая немного вина и положив кусочки еды в специальную посуду. Заместитель умершего, разыгрывая его роль, рассказывал, как он провел эти 40 дней после своей смерти, исполнял его любимую песню, совершал ритуальный танец тупыньла куштымаш — букв. Поминки продолжались всю ночь. Перед восходом солнца на прощание заместитель умершего давал наказы родным и близким, призывал всех жить в мире и согласии. Затем его везли в сторону кладбища. Участники проводов пели жалобные песни в сопровождении волынки или гармоники. Отойдя от участников обряда на 40 шагов, заместитель умершего снимал одежду покойного, встряхивал ее и, пожелав усопшему счастливой жизни на том свете, возвращался к ожидавшим его людям. Марийцы Башкирии провожали заместителя умершего только на следующий день. Ночью его укладывали спать, а утром водили в гости к родственникам и соседям. После такого угощения участники поминок ехали на кладбище, забрав с собой часть туши жертвуемого животного. Перед выездом на кладбище ломали пополам липовую палку и закидывали ее на крышу домашнего строения. Марийцы Удмуртии перед прощанием с душой умершего разводили во дворе или на улице небольшой костер и совершали троекратный обход с пляской. Затем они вытряхивали одежду покойного. После сорокового дня душа покойного якобы навсегда уходила в загробный мир. О своей жизни на том свете человек мог сообщать близким во время их сна. Иногда умерший, добиваясь угощений, прятал домашний скот, заставлял плакать малолетних детей, пугал спящих своим внезапным появлением и т.
Почему на поминках едят кутью, символизм каши?
В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. Круглый рис — 0.5 стак., вода — 1 стак., изюм — 60 гр, сливочное масло — 25 гр, сахар — 1 стол. л., соль — по вкусу. Шаг 1: Как варить поминальную кутью? Подготовьте продукты. Оберег, который необходимо поставить на себя на похоронах Находясь на похоронах, прочитайте про себя следующий заговор: Земля-мать, железо драть, Врагам ногти содрать. Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами. Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками.
Кутья: история и рецепты главного поминального блюда
Компания «» обладает мощной инфраструктурой, что позволяет нам проводить до 20 траурных церемоний в день без каких-либо задержек или опозданий, строго следуя установленному графику. Традиционная поминальная еда на похоронах в разных деревнях края может отличаться впрочем, как и остальные приметы с обычаями. Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах, которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. первой из пищи едят кутью – по три ложки должен съесть каждый из присутствующих.
Традиции православных поминок
Даже если человек по каким-то причинам не похоронен, но вы знаете дату его смерти, то нужно на девятый день зажечь свечу, заказать в церкви панихиду, помолиться и организовать поминальную трапезу. Что делать на сороковой день после смерти? Сороковой день считается последним днем пребывания Души умершего на Земле. В это день происходит Суд Божий, на котором решается, куда отправится Душа дальше. Таким образом, в этот день определяется место пребывания Души в вечности вплоть до Страшного Суда.
И родственники помогают Душе попасть в рай. Для этого они в этот день отправляются в церковь, чтобы поставить свечи за упокой Души умершего и помолиться. Особенно нужны молитвы живых об умершем, если нераскаянные грехи таковы, что в Душе нет места для светлой вечности. Тогда близкие люди могут помочь новопреставленному молитвой, милостыней, участием в таинствах.
В этот день также нужно посетить могилу усопшего, зажечь свеч, принести цветы. Дома так же нужно зажечь свечу и организовать поминки. На поминальную трапезу можно позвать не только близких людей, но и коллег, приятелей, знакомых. В этот день принято раздавать угощение, чтобы как можно больше людей вспомнили добрым словом и помянули умершего.
Когда можно убраться в доме, где жил покойный? Уборку в доме по традиции проводят только тогда, когда Душа покидает земные пределы и возносится к Богу. Таким образом, начинать разбирать вещи покойного и наводить порядок в доме, где он жил, можно после сорокового дня. Тщательно разобрав вещи, часть их можно утилизировать, а часть раздать нуждающимся.
Необязательно избавляться от всех вещей, особо дорогие вещи можно оставить на память или продолжать ими пользоваться. Почему принято закрывать зеркала в доме покойного? Зеркальное отражение воспринимается как портал, через который сущности из загробного мира могут проникать в мир живых. Также считается, что Душа покойного может попасть в зазеркалье и скитаться там в вечных мучениях, так и не найдя выхода.
Когда становится известно о смерти человека, то первым делом занавешивают все отражающие поверхности в доме, где он жил, плотной тканью. Помимо того, что Душа может попасть в лабиринт Зазеркалья, Душа может испугаться своего отражения. Ведь умерший человек не способен сразу воспринять тот факт, что он умер. Считается, что зеркала должны быть закрыты в доме все сорок дней, пока покойный не покинет наш мир.
Сколько дней нужно зажигать свечи после похорон? Свечу принято зажигать трижды: в день похорон, на девятый день, и на сороковой. Свеча символизирует скорбь живых по умершему и служит ориентиром для Души. Душа видит зажженную свечу и понимает, что ее любят и помнят.
В православии считается, что умирает только тело, а Душа остается бессмертной. Все ритуалы, которые проводятся после смерти человека, связаны с бессмертием Души и желанием родных умершего человека помочь Душе оказаться в раю. Чего нельзя делать после смерти близкого? Нельзя снимать покрывала с зеркал, пока покойный находится в доме.
Теперь, чтобы готовить поминальное блюдо, не нужно заранее замачивать зерно. Весь процесс занимает не более 1 часа. Причем основные этапы традиционного рецепта сохранились: Рис моют. Отваривают до готовности. Одновременно замачивают сухофрукты, чистят орехи, запаривают мак.
Вареный рис и остальные ингредиенты смешивают, добавляют сладкий компонент. Это может быть мед или альтернативный вариант — сахарный сироп. Приготовление кутьи Для приготовления угощения используется посуда с толстым дном, чтобы крупа не пригорела и не испортила вкус блюда. Идеальный способ создания колива — в духовке в глиняном горшочке, но допускается варить его в мультиварке или кастрюле на плите. Если кутья готовится заранее, то изюм, сухофрукты и мед добавляются непосредственно перед подачей на стол, так как могут забродить.
Газпромбанк рефинансирование ипотеки — условия перекредитования, пакет документов и требования к заемщикам Новогодний бонус от Сбербанка для пенсионеров 7 причин вздутия живота и способы облегчить состояние Что символизирует кутья на поминках сегодня Современное понимание религиозных канонов практически не изменилось с давних времен. Кутья по-прежнему означает воскрешение души после смерти. Но мало кто вникает в смысл этого слова сегодня. Традиция постепенно превращается в обычай, при выполнении которого кутья стала атрибутом поминок. Причем намного чаще это блюдо ставят во время празднования Рождества.
Освящение кутьи в Рождество Что такое коливо Коливом называют постное блюдо, которое готовится из пшеницы. Это синоним кутьи, но стали употреблять такую пищу в другой местности. Дословный перевод — «вареная пшеница».
Ещё одним обязательным блюдом на поминальном столе являются небольшие булочки, сплетённые в виде погребального костра или с символикой погребального костра. Главными культами славян были культы огня небесного и земного , воды, земли и Рода родителей, мёртвых. Культ воздуха всегда был второстепенным и воплощался в основном в особом отношении к ветру, но не более того. Второстепенным было и поклонение тотемным животным если только они не символизировали огонь конь, петух , воду, землю или Рода олениха, корова, медведь. Второстепенным было и поклонение священным деревьям, и поклонение камням и др. Многие славянские обряды сопровождались особой трапезой, в которой либо само блюдо, либо продукты, из которого оно приготовлено, символизировали ту или иную стихию, «кормление» родителей.
Одно и то же блюдо могло быть составляющим нескольких обрядов. Под родителями понимались все умершие своей смертью или погибшие на поле брани, в отличие от «заложных» - самоубийц, утопленников и т. В славянской культуре всячески подчёркивается, что между миром живых и миром мёртвых существует своеобразная грань, которую нелегко преодолеть.
Они помогают смириться с потерей и легче пережить горе, простить покойному обиды, высказать недосказанные слова, если чувствуете за собой вину — попросить прощения. Это своего рода последнее прощание с усопшим, совместный обряд и одновременно утешение близким. Воспоминания о добродетелях покойного, совершенных им добрых делах, поступках, просьбы Господу приносят несомненную пользу. Есть у девятого дня и другая сторона — православная церковь запрещает живым излишне сильно оплакивать почившего, лить слезы и страдать. Они мешают душам в загробном мире упокоиться и вводят живых в грех уныния.
Для Бога все люди живы и их ждет неминуемая встреча в новой вечной жизни после Второго Пришествия. После этого она отправляется ад — пока на «ознакомление», чтобы познала муки и жизнь без Бога. Но позже, на сороковой день, если грехи остались нераскаянными или неотмоленными, она может отправиться туда уже на вечные муки в ожидании Страшного Суда. В адском путешествии душа должна выдержать уготованные ей испытания. Чем больше грешил человек при жизни — тем больше и сложнее будут его мытарства по Преисподней.
Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день
Его нужно немного обжарить. При постном варианте блюда это делать не нужно. Сахар растворяют в горячей воде и присоединяют к рису. Обжаривание нужно продолжать до тех пор, пока сахар не приобретет оттенок карамели. После этого изюм присоединяют к сваренной крупе и перемешивают.
Перед подачей кашу с изюмом раскладывают в маленькие тарелки или пиалы, можно присыпать маком. Рисовая каша с изюмом 100 г содержит 297 ккал. В ней находится 63 г углеводов, 3 г жиров, 5 г белков.
Я бы выделил три ключевые составляющие. Во-первых, это идея совместной трапезы между живыми и умершими или умершим , которая подразумевает задабривание покойника с помощью угощения. Во-вторых, символика специальных поминальных блюд блины, кутья, кисель. В-третьих, идея «перераспределения доли», подразумевающая, что каждый участник трапезы должен получить свою порцию ритуального блюда.
Скажем, почему, например, обязательна кутья? Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. Но, как легко догадаться, когда-то у русских крестьян не было ни риса, ни винограда, из которого можно было бы сделать изюм. Поэтому изначально кутью готовили изо ржи или пшеницы с медом. Кутья связана с представлениями о плодородии и как раз с перераспределением доли. В традиционной культуре считалось, что у каждого члена социума есть своя доля, грубо говоря, часть всеобщего блага. Когда человек умирает, то распределение этого блага оказывается под угрозой, потому что покойник, переходя в иной мир, может забрать с собой больше этого блага, чем ему положено.
Поэтому, с одной стороны, важно правильно снарядить умершего в дорогу на тот свет, выделив ему его долю поэтому так важны одежда и личные вещи покойника, которые кладут в гроб ; с другой стороны, уже после похорон важно обеспечить правильное перераспределение всеобщего блага между участниками ритуала, где нет уже доли покойника. Именно это перераспределяемое всеобщее благо символизирует миска с кутьей. Это ритуальное блюдо обычно особым образом делят между участниками ритуала: кутью едят сразу после похорон, причем ее не распределяют по тарелкам, а выдают из общего блюда каждому по ложке. Таким образом, каждый символически наделяется своей долей. Нередко эту ритуальную ложку кутьи участникам ритуала кладут в ладонь, что тоже крайне символично. Если сравнивать с теми трансформациями, которые за это же время пережил, скажем, свадебный обряд, где архаичных дружек и сватов успешно вытеснили тамада, диджей и свадебный фотограф, то традиционность поминок буквально бросается в глаза.
Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным. Поминки можно устраивать на третий день по кончине день похорон , девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего именины. В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие вперед субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды. Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи Светлую седмицу и на понедельник второй Фоминой недели после Пасхи переносятся на Радоницу — 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах но не устраивать на кладбище трапезу и молиться. Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат. Поминальный стол Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит. Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов или на ночь , затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм промытый, ошпаренный и просушенный. На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью. Для верующих, если поминки совершаются в постные дни когда не принято есть пищу животного происхождения , то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу. Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного. Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом? С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон. Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет — это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного. Один из самых распространенных обычаев — не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе. Церковное поминовение Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства — особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда. Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь — пройти испытания в эти первые 40 дней. Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго».
В этом вопросе Вам поможет ритуальное агентство «Эдем» в Днепре, которое организовывает не только традиционные похороны и кремацию, но и поминальные обеды. История рецепта поминальной кутьи Сразу стоит сказать, что многие кутью путают с аналогичным блюдом «коливом». Это практически одинаковые блюда, и различия имеют чисто символические, а именно: кутью готовят на поминальные обеды, коливо — это блюдо Великого поста. Слово «кутья» имеет греческое происхождение, и историки относят его еще к дохристианской эпохе. В буквальном переводе, кутья означает «вареная пшеница». Блюдо не относилось к ежедневному рациону, и не являлось обыденным блюдом. Кутья считалась ритуальной пищей у многих языческих культов, которые считали, что вкушая кутью, верующий постигал взаимопереход жизни и смерти, и постигал тайны цикла бытия. Ключевой смысл кутьи — это зерно, которое способно долгое время казаться «мертвы», но хранящее в себе жизнь. Пшеничные зерна способны долго храниться, но стоит их посадить в благодатную почву, они возрождаются и начинают новый жизненный цикл. Именно поэтому в древности, кутью готовили на поминки, но также и на свадьбу, рождение детей. В дальнейшем, значение кутьи и коливо немного изменилось, и на поминальные обеды готовили кутью, как элемент поминального дара. Символичное значение кутьи для поминок В Церковном Уставе «Типиконе», кутья ассоциируется с поминальным Богослужением. Верующим нужно знать, что поминки — это не только праздник памяти по усопшему, это и день почитания Бога, сотворившего мир и порядок. В этот день нужно помнить о том, что все земное мимолетно, а божественное вечно. И кутья является символичным узлом и напоминанием об этом. Кутья является символом поминок не только у православных, но и у всех христиан. В основе блюда являются зерна пшеницы, риса или ячменя. Эти зерна во все века были символами нового возрождения и цикличности жизни. Зерно указывает на то, что земной путь человека окончен, и его ждет новая жизнь на небесах. Мед и фрукты — это подсластители, символизирующие райские блага.
если уронили кутью
Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. Кутья — это вовсе не блюдо для похорон, а традиционное праздничное кушанье из риса.