Почему Иверскую икону ещё называют Вратарницей?
Новости Рубцовска
На одном из островов Валдайских он основал мужской монастырь наподобие Иверского Афонского монастыря и решил освятить новую обитель в честь Иверской иконой Божией Матери, так как ещё будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, Святейший Никон много слышал о чудесах от Иверской Иконы Божией Матери «Портаитиссы», то есть «Вратарницы», что в Иверской обители на Святой горе Афон. По его инициативе в 1646 году была написана точная копия чудотворной иконы, написана эта икона была на святой горе Афон иконописцем монахом Иамвлихом Романовым, который, смешав краски со святою водою и со святыми мощами, постился 5 дней в неделю при написании иконы, вкушая пищу только в субботу и воскресенье и новонаписанная икона получилась точной копией первой иконы не отличаясь от неё ни длинной, ни шириною, ни ликом. При следовании иконы в Россию совершалось необыкновенное событие, о котором передает Никон в своей книге «Рай мысленный» У иноков святогорцев Корнилия и Никифора не было денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай лодочникам-магометанам. Они уже было решили вернуться на Афон, но во сне им явилась Божия Матерь и успокоила их, уверив, что они благополучно завершат свой путь. Той же ночью Божия Матерь явилась одному богатому греку Мануилу Константиев и приказала ему помочь инокам. Грек заплатил за них нужную пошлину и отказался от дара, который Никон впоследствии из благодарности прислал ему. Но Божия Матерь за усердие к ней впоследствии даровала ему великие выгоды в торговле. Никон великолепно украсил икону, покрыв её ризой из чистого чеканного золота, жемчугом, алмазами и сапфирами. Стоимость ризы была около 44 тыс. Предстательство Божией Матери явленное в разных чудесных случаях, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной. В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая.
Позже были установлены крестные ходы в городе Боровичи и Демянске. Кроме того крестные ходы отправлялись в дни престольных праздников: Успения Божией Матери, Богоявления, во Вторник Светлой Седмицы после Пасхи, в честь празднования святаго праведного Иакова Боровичского. Валдайская Иверская икона Божией Матери В 1861 году на чудотворную икону Иверской Божией Матери сделана новая риза; в ней чистого золота 25 фунтов и серебра, чрез огонь золоченного 60 фунтов. Риза была украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами, алмазом, жемчугом. Кругом всей ризы вычеканены сверху Архангелы и по бокам 12 апостолов. В художественном отношения отделка представляла верх совершенства. Весь внутренний уклад монастыря не изменялся и не нарушался вплоть до кровавых событий октябрьского переворота. После 1917 года монастырь стал оскудевать.
Впоследствии Иверскую Божию Матерь стали изображать с небольшой ранкой на правой щеке. Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — о чем молятся Богородица почитается как защитница всего рода человеческого. Образ напоминает, что дорога в Царствие Небесное открыта для каждого, и любой может рассчитывать на прощение, если искренне раскается и искупит свою вину праведными поступками. По чудотворным проявлениям образу Богородицы приписывают несколько ипостасей — Целительницы, Хранительницы и Защитницы от напастей, исходящих как от человеческих пороков, так и природных катаклизмов: стихийных бедствий, наводнений, пожаров или засухи. Чаще всего Иверской Божией Матери молятся об избавлении от недугов, утешении в бедах, избавлении от скорби и печали, а также о помощи в разных тяжелых ситуациях. Образ помогает встать на правильный путь людям, которые совершили прегрешения и раскаялись в своих грехах. Были случаи, когда после обращения к образу Божией Матери в семью с покаянием возвращались супруги, а дети уходили из дурных компаний. Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — традиции и запреты Празднование в честь иконы Божией Матери совершается ежегодно 25 февраля. В этот день братия Иверского монастыря с крестным ходом идет на берег моря, где была принята икона. В России образ тоже чтут глубоко и трепетно. Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты Иверская икона, на которой Богоматерь изображена с младенцем Христом, является покровительницей Москвы.
Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее. Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг. Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы. Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни А Варвар? Он последовал за сыном вдовы и стал как бы его названым братом. И самозваным сыном Анастасии. Копьё с пятнышком крови он метнул в волны. Варвар долго смотрел на место падения привычного оружия, словно надеялся, что оно не утонет, а поплывёт в неведомые края вслед за иконой, которую оно ранило. Но тяжёлое копьё почти без брызг кануло на дно, и солёная вода растворила в себе святую кровь на его острие. Надо ли уточнять, что это была прославленная чудотворная Иверская икона Божией Матери, которая позже с раной на щеке приплыла на Афон и осталась там, получив имя Портаитиссы, Вратарницы знаменитого монастыря?.. Сподвижники и сопостники сына вдовы не раз, затаив дыхание, слушали его рассказ о том, как икона поднялась над морской гладью и унеслась в дальнюю даль, в сторону захода солнца. Много таинственных событий связано с чудотворными иконами. Вот и история Иверского образа Богородицы покрыта тайной. Унеслась святая икона и исчезла. Два века ничего не слыхал о ней православный народ. Где она скрывалась? У кого? Но вот однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море напротив монастыря огненный столп, достигавший неба. Такой столп, наверное, видел избранный народ в своих скитаниях по пустыне. Чудесное явление повторялось несколько дней и ночей. И боялись приблизиться к удивительному столпу. Сошлись к тому месту монахи из соседних монастырей и калив, стояли на берегу, поражённые чудом, крестились с благоговением, не решаясь сесть в лодку и приблизиться к огненному чуду. Однажды ослабел свет, исходящий от столпа, и все увидели, что огненный столп уходит в небо от иконы Божией Матери. Тогда решились они взять лодку. Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней. Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы. Однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море огненный столп, достигавший неба Глубокой ночью старцу-грузину Гавриилу явилась во сне Пресвятая Богородица, осиянная небесным светом, и промолвила: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу даровать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил был истым монахом: строгой жизни и вместе с тем по-детски кроткого, простого нрава. Вершины неприступных скал были его прибежищем летом, а зимой он сходил в обитель. Из одежды на нём оставалась только власяница, питался он лишь овощами и водой. В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком. Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен. Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху». Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения. Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег. На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны. Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне. Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания — на вратах. Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель. Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних. Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата!
Москва, 1910. Фото с сайта retromap. Архиепископ Арсений Жадановский вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом. Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме. Возвращение Фото с сайта diveevo. Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.
Православный праздник
- Икона Богородицы Иверская
- Иверская икона Божией Матери — в чем помогает о чем молятся | Главные православные иконы
- Иверская икона Божьей Матери, Панагия Горгона
- Иверская икона Божьей Матери — история обретения, почитания и чудес
- Виртуальная экскурсия
Иверская икона Божией Матери
Вдова вымолила у воинов икону и ночью пустила по морю. Икона чудесным образом сама поплыла на запад. Иверская икона Божьей Матери Появление иконы на Афоне Через несколько лет афонские монахи увидели плывущую по морю икону в столпе света. Пресвятая Дева явилась монаху-отшельнику Гавриилу с повелением взять икону и отнести в Иверский монастырь. Братия монастыря вместе с преподобным Гавриилом пришли к берегу моря крестным ходом. Монах Гавриил пошел по воде как по суше, икона стала к нему приближаться. В том месте, где Гавриил вышел с иконой на берег, сейчас стоит часовня с колодцем пресной воды. Это одно из чудес Афонской горы — часовня стоит на песке в нескольких метрах от моря, а колодец имеет пресную питьевую воду. Обретенную икону монахи поставили в алтаре соборного храма Иверского монастыря.
Однако икона дважды исчезала из него и появлялась над монастырскими воротами. Через преподобного Гавриила Пресвятая Богородица сообщила монахам, что не Ее нужно охранять, а Она будет охранять монастырь от врагов. Тогда икона осталась над воротами монастыря, после чего получила свое второе название «Вратарница». По другой версии, ранение на иконописной шее Пресвятой Богородицы было получено от слуги арабского эмира во время грабительского нападения на монастырь. А сама икона вначале хранилась в грузинской обители Афо в настоящее время здесь находится Иверский скит Иоанна Предтечи. И лишь после основания Иверского монастыря была перенесена туда. Незадолго до этого она покинет монастырь, указывая монахам время, когда нужно будет оставить Афон. Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери установлено по новому стилю 25 февраля и 26 октября, а также во вторник Светлой седмицы неделя после Пасхи.
Иконография образа Иверская икона Божией Матери иконографически является вариантом написания «Одигитрии» Путеводительницы. В русской иконографии такой тип написания получил названия «Милостивая».
Просто они борются против почитания икон, которое есть «идолопоклонство», как говорит императорский эдикт. К тому же у них приказ. Поэтому, не мудрствуя лукаво, они образ Сына Божия превращают в багряные угли, золу и пепел. Солдаты громко разговаривают, отпускают кощунственные шутки, смеются, не без смутного страха поглядывая на беспокойный под ветром огонь. А тёмные молитвенные лики, не искажаясь, скрываются в языках пламени, словно уходят в иной мир, готовые возродиться на новой иконе, дабы опять впитывать в себя молитвы верующих и прошения верных сердец. Но наёмные воины Императора этого не хотят знать. Они видят хорошие дрова, которые легко воспламеняются и так ярко горят.
Нет икон, есть «идолы». А неразумные почитатели приписывают им какую-то силу. Ну, не глупость ли?! Новые идолопоклонники — вот они кто! А к идолам известно какое отношение должно быть. Да и Священное Писание гласит: «Не сотвори себе кумира» Исх. Что уж говорить о простых солдатах, когда и Императоры, будь то Лев Исавр, его сын Константин Копроним, созвавший иконоборческий собор, или нынешний Феофил, никак не могли понять, что икона — не идол, а моленный образ, образ церковный, на котором невидимо, но реально присутствует своею Божественной энергией первообраз: на образах Богородицы — Сама Матерь Божия, на иконах Спасителя — Сам Господь Христос Иисус Своей богочеловеческой благодатью, на изображениях святых — они сами, молитвенностью их душ, чистых до прозрачности пред Оком Божиим, также и благодатью духа их, напитавшегося святостью от Духа Свята. Прошёл слух среди иконопочитателей, что однажды у такого кощунственного костра вспыхнуло пламя, словно знаменитый греческий огонь, да так, что попалило лица солдат. Конечно, они только выполняли воинский долг, но всё же… Это был и огонь, и вместе с тем свет, ярче солнечного, и все, кто приложил руку к уничтожению икон, внезапно ослепли.
У одного до кожи сгорела борода и усы, оставив на лице страшные багрово-чёрные язвы, у другого обуглилось пол-лица. А уж брови и ресницы у всех опалились. Сказывали после восстановления иконопочитания, что те из них, кто принёс покаяние перед иконами, прозрели. Наказанные перестали видеть «белый свет», а называется он так, потому что Солнце Правды — Иисус Христос — есть Свет истинный. Образ Его они и перестали лицезреть. Да, такие были времена, что об иконах спорили не только на Вселенских Соборах, но и у костров, сложенных из икон, и даже в банях, как свидетельствовали очевидцы тех бурных словопрений до хрипоты и схлёстов до смертоубийства. Никея, место заседаний двух Вселенских Соборов — Первого и Седьмого, первого и последнего, восстановившего иконопочитание, — не избежала участи других городов. Да, Никея! Нет другого такого города на земле.
Воины специального отряда, как голодные волки, неустанно рыскали по домам, им помогали остроносые лисы — доносчики, которые вынюхивали, у кого в доме имеется тайная молельня с иконными идолами, кто променял поклонение Самому Господу Иисусу Христу на почитание Его образа. Дошла очередь до одной вдовы. У неё в молельной стояла известная на всю Никею икона Божией Матери, тут и лазутчики не нужны. Если уж иконоборцы не пожалели образа Спасителя на Медных вратах Константинополя, то пощадят ли они икону Его Матери. Сведущие люди предупредили благочестивую вдову о прибытии императорского отряда. Но всё случилось так быстро, ведь от благословенного Константинополя до не менее благословенной Никеи всего 750 стадий. Они вошли не постучавшись. Впрочем, стуком можно бы посчитать удар рукояткой меча в лёгкую дверь. Анастасия встретила их у самой двери.
Скрестив руки на груди, она, беззащитная, но полная веры, убеждённая в чудотворной силе святых образов, стояла одна против вооружённых солдат, ожидая их первого слова. Лицо её казалось бледным, но не от испуга, а от светлой духовной сосредоточенности, готовности пострадать даже до смерти. Огромные чёрные иконные глаза в пол-лица глядели спокойно и строго. В них светилась тёмным светом такая глубина, в которой, казалось, застыла вся многовековая и многострадальная история греческого народа, весь Гомер, весь опыт античности, вся мировая скорбь о грешном человеке, который не ведает, что творит. Заслуги вашего покойного мужа вам сейчас не помогут. Кроме того, в столице говорят, что вы распространяете слухи о её чудотворной силе? Мы бы хотели увидеть образ. В руках он держал копьё, тогда как у остальных поблёскивали мечи, наполовину вынутые из ножен. Все неуверенно и натужно расхохотались.
Вдова провела солдат в молельню. Там стояло несколько небольших икон, но внимание привлекала одна — огромная, внушительная. Богородица взирала на иконоборцев по-человечески внимательно, словно заглядывая в их души. Вдова встала перед тёмной иконой, загораживая Её своей фигурой. Величественно поднятая голова с горящими глазами пришлась напротив святого Лика Богородицы, и нимб, окружавший главу Пресвятой, стал невольно нимбом благочестивой вдовы. Вдруг он вспыхнул ослепительным светом, который болезненно, до рези полоснул по глазам иконоборцев — и опять стал простым красочным золотистым сиянием на изображении. Солдаты от неожиданности попятились и, протирая глаза, подняли оружие, как бы для защиты, словно опасаясь нападения. Вдова не видела света и потому подумала, что они отступили на шаг, чтобы броситься на неё и на святой образ. Сколько вы хотите.
Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь. Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз. А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену. В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев. Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь Солдаты шёпотом посовещались. Нельзя было сказать, что разорив дом вдовы, они обогатились бы. А вот назначить цену в деньгах, золоте, драгоценностях и получить их наутро без хлопот казалось соблазнительным. Долг и жажда наживы боролись недолго.
Только солдат с копьём стремился любой ценой тут же, на месте, уничтожить известную на всю Империю икону. Но страсть к наживе, как это бывает чаще всего там, где нет веры, победила. Недовольный Варвар выходил последним. В раздражении от несостоявшегося погрома в очередной православной молельне, прежде чем ступить за порог, он ударил своим страшным оружием прямо в пресвятой Лик. Икона должна была бы расколоться на части, но копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась выщербленная рана, из которой тут же истекла человеческая святая кровь. Другие солдаты этого уже не видели, они оставили дом вдовы за спиной и обсуждали простой вопрос: не продешевили ли они, потребовав у вдовы первую пришедшую в голову сумму. Сказывали потом, что солдат с копьём всю ночь простоял на коленях в нескольких шагах от дома вдовы. Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника. Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь.
Лики Божьей Матери особо почитают в русской православной традиции. Одной из жемчужин духовного и исторического христианского наследия является Иверский образ Богородицы, сообщает Толк. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. Согласно церковному преданию, икона находилась у одной благочестивой вдовы. Во время гонений на христиан икону хотели уничтожить.
Воин копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь.
Вскоре от него начали совершаться чудеса, и в часовне была заведена рукописная книга для их записи. Насколько сильно почитали святую икону жители Москвы и всей России, приезжавшие в столицу, можно было видеть из того, что, начиная с раннего утра и до вечера, часовня постоянно была переполнена молящимися. Кроме общих молебнов, почти непрерывно служились молебны заказные. Едва ли тогда в Москве можно было найти человека, который в течение своей жизни не прибегал бы с молитвой к святой иконе и не находил бы в этой молитве надежды и утешения. Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX века. В часовне хранилась икона написанная царскими иконописцами в XVII в. Московская Иверская.
Архиепископ Арсений Жадановский вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все.
Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». Иверская икона Божией Матери, Москва, В июле 1929 года часовня была закрыта, а затем разрушена. В 1996 году работы по восстановлению часовни и Воскресенских ворот были завершены и в Москву из Иверской обители на Афоне была привезена Иверская икона Божией Матери, написанная специально для этого случая. Святая икона вернулась на главные ворота города, которому покровительствует Божия Матерь. Для Москвы с чудотворной иконы Божией матери, явившейся по преданию в Иверском монастыре Св.
Иверская икона Божией Матери (Вратарница): в чем помогает, как правильно молиться, история образа
Специально для святыни была выстроена в Москве часовня. Туда поместили образ, который вскоре прославился. Множество людей получали исцеления от него. Про икону писали многие поэты, например Цветаева.
В годы Советской власти часовню снесли. В 90-е года прошлого века была построена новая часовня. Из Афонского монастыря привезли новый список иконы.
Каждый день перед Иверской иконой в Москве служатся молебны с акафистом. Новый образ уже прославился многими чудесами. Описание иконы Иверская икона написана по типу «Одигитрия» Путеводительница.
Младенец находится справа, сидит на левой руке Богородицы. В левой руке Его — свиток, а пальцы правой руки сложены для благословения. Голова Пресвятой Богородицы покрыта омофором со звездами.
Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX века. В часовне хранилась икона написанная царскими иконописцами в XVII в. Московская Иверская. Архиепископ Арсений Жадановский вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий.
На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною... В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской...
Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». Николая в Толмачах. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что эта икона и есть Московская Иверская. В храме Воскресения Христова в Сокольниках хранится образ из Иверской часовни. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже.
Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Многие жертвовали на выкуп иконы свои последние средства. Парижская Иверская икона хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.
Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди. Список Иверской иконы из Николо-Перервинского монастыря.
Но по дороге встретилась ему удивительная Женщина, протянувшая ему золотую монету для оплаты ночлега. Тогда бедняк вернулся, чтобы дать эту монету привратнику и переночевать в монастыре. Монета оказалась очень древней, и бедного странника заподозрили в воровстве. В ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. После его рассказа о Женщине собравшиеся пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета — одна из многих пожертвованных Божией Матери. Но и это еще не все - в ту ночь все продукты в Иверском монастыре разом испортились. Монахи усвоили этот урок и с тех пор строго соблюдают обет безмездного странноприимства 4 Раскачивание лампады В монастыре на Афоне перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы».
Эта лампада имеет свойство раскачиваться сама по себе, безо всякого ветра или внешнего толчка. Давно заметили, что раскачиваться как маятник она начинает накануне очень важных событий или общемировых бедствий. Возможно, она вновь уйдет по воде - навстречу Спасителю.
По наблюдению архим. Антонина Капустина , сделанному в 1859 г. Заметки поклонника Святой Горы. Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое.
Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в. Das verletzte Kultbild. Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А. Београд, 2005.
Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач. XVIII вв. В истории привоза 1-го списка И. Московского Патриархата, с другой - возложением христ. Востоком на Россию надежд на освобождение от тур. Иверский мон-рь разд. С процветающей Россией святогорские обители связывали и надежды на получение материальной помощи.
В 1647 г. Уже через год, 13 окт. Никону Там же. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона» Фонкич. В честь принесения 1-го списка И. Ченцова, основываясь на палеографическом анализе 2 греч. Данные работ Ченцовой их анализ см.
Дальнейшую судьбу 1-го списка И. Павел Алеппский, посетивший в 1654-1656 гг. Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием, сообщает, что И. Согласно Дворцовым разрядам, с мая 1654 до окт. По мнению одних исследователей Евсеева, Шведова. Алексей Михайлович как бы повторил деяние основателя Новодевичьего монастыря царя Василия III Иоанновича, вложившего в собор после присоединения Смоленска к Московскому гос-ву 1514 одну из копий чудотворной Смоленской иконы Божией Матери , находившуюся в Благовещенском соборе Московского Кремля. Николая «Большая глава», и возвращения из военного похода 1654-1655 гг. Там икона помещалась сначала в нише, потом в деревянной, а с кон. Есть сведения Поселянин.
Московская в Иверской часовне у Воскресенских ворот». Икона 1648 г. Пахомия царю Алексею Михайловичу от 15 июня 1648 г. Однако Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, к-рые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней И. Нек-рая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности груз. Иверская икона Божией Матери, с историей и чудесами. Фигура Богоматери изображена не по пояс, а погрудно, Ее правая рука, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх, к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь - кровоточащую рану на лике Девы Марии.
На фоне имеются греч. Стиль живописи иконы Ямвлиха близок к традициям критской живописи, однако нек-рая графическая жесткость письма выдает руку македон. Афонский древний оригинал повлиял на обработку тыльной стороны иконной доски: имеется небольшой ящичек-ковчежец для монет 3 динаров , к-рый, согласно Сказанию, был устроен никейской вдовой перед тем, как спустить икону на воду Павел Алеппский. В 1652 г. Чесноковой, речь может идти о Валдайской И. Этот список был создан на Афоне по заказу патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского мон-ря, строительство к-рого велось с 1652 по 1658 г. По сообщению диак. Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону Павел Алеппский.
Попечением патриарха Никона список был украшен сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней И. Иверская икона Божией Матери, со Сказанием. Роженский мон-рь, Болгария Комплекс мероприятий, осуществленных патриархом-грекофилом издание сб. Список привезли в Валдайский мон-рь 12 февр. После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам И. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий мон-рь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе мон-ря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне,- среднего размера, с клеймами чудес,- заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными с технике выемчатой эмали, характерной для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список И.
Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к И. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты Сказания об истории образа и о чудесах от И. Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Состав и иконография клейм близки к подобным циклам в росписи нартекса ц. Богородицы Портаитиссы в Иверском мон-ре на Афоне 1774 и на местной иконе из болг. Роженского мон-ря посл. Близость к иконографии средника иконы И.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. Праздник Иверской иконы Божьей матери отмечают несколько раз в году, в том числе 26 октября и 25 февраля. Икона Богородицы с матерью и бабушкой. Один воин ударил икону копьем, от чего на лике Богородицы выступили капли крови. просим детей рассмотреть внимательно Иверскую икону и найти, где на лике Богородицы выступила кровь. Иверская икона Божией Матери настолько почитается в православии, что в России ей посвящены целых четыре дня празднования.
Почему Иверскую икону называют "Вратарницей" и в чем она помогает
Иверская икона Божией Матери – в чем помогает? | Он первым создал иконы Божьей матери и запечатлел этот лик, который одобрила сама Богородица. |
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ | Празднование Иверской иконе «Портаитисcы» на Афоне совершается во второй день Светлой седмицы, моск. спискам иконы – 12(25) февр., принесению Иверской иконы Божией Матери в Москву в 1648 – 13(26) октября. |
Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон | Куда вешать Иверскую икону Божьей матери. Так как сам оригинал иконы Иверской Богоматери не захотел располагаться внутри монастыря и переместился на ворота, то и в доме икону не стоит размещать далеко от входа. |
Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа | В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы в день явления иконы Богоматери. |
Новости Рубцовска | Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. |
«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери
Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. История Иверской иконы Богородицы. Иверская икона Богородицы одна из самых прославленных в мире икон. Согласно преданию, икона Иверской Божией Матери была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская» Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 1.
Иверская икона Божией Матери – в чем помогает?
Согласно преданию, икона Иверской Божией Матери была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. В 1651 году, по молитвам перед Иверской иконой Божией Матери, исцелилась от тяжелого недуга дочь царя Алексея Михайловича. После молитвы перед иконой Божьей Матери Иверской случались многочисленные чудеса: исцеление хромых, слепых, болеющих. У иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!» – писал будущий священномученик Фаддей (Успенский). После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. К Иверской иконе Божией Матери православные христиане прибегают при необходимости защиты от разных бед и напастей.
Боковое меню
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон -
- Как появилась икона
- ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Официальный сайт Альметьевской епархии
- Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — о чем молятся
- Самое читаемое
Иверская икона Пресвятой Богородицы
Празднование Иверской иконе «Портаитисcы» на Афоне совершается во второй день Светлой седмицы, моск. спискам иконы – 12(25) февр., принесению Иверской иконы Божией Матери в Москву в 1648 – 13(26) октября. Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня?? Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы». Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери Эгейское море волновалось весь день и всю долгую беззвёздную ночь. Икону Иверской Божией матери легко узнать среди других церковных образов. На щеке Богородицы остался кровавый след. В 1651 году, по молитвам перед Иверской иконой Божией Матери, исцелилась от тяжелого недуга дочь царя Алексея Михайловича.