Побывали в обновленном кинотеатре "Художественный" на Арбате, реконструкция которого затянулась на долгих 7 лет. История знаменитого кинотеатра «Художественный» в Москве, как он изменился до и после реставрации.
"Художественный": история реставрации самого старого кинотеатра Москвы
Спустя короткое время кинотеатр решили перестроить. Его купил продюсер и режиссёр Александр Ханжонков — один из самых влиятельных людей в истории московского дореволюционного кинематографа. Появление нового имени в афише увеличило поток посетителей. Конечно, он вырос и из-за интереса к новому виду искусства, но в основном зрители приходили, чтобы посмотреть на «Фабрику звёзд» режиссёра — актёров отечественного немого кино.
По заказу Ханжонкова хотя некоторые документы свидетельствуют, что владельцем ещё был Брокш , перестройкой здания занялся архитектор Фёдор Шехтель в 1912—1913 годах. Он не впервые занимался переустройством зданий: в 1902 году зодчий уже перестраивал здание Лианозовского театра в МХТ Московский общедоступный Театр. Новый кинотеатр оснастили паровым отоплением, украсили балконами и лоджиями, перекрытия заменили на бетонные.
Теперь здание вмещало уже без малого тысячу человек по разным данным, от 900 до 945. Для Москвы того времени кинотеатр на 700 мест уже считался огромным, поэтому новые объёмы значительно повлияли на популярность места в 1913 году. Шехтель изменил и фасад здания: убрал колонны и декор предыдущего архитектора и выкрасил постройку в серый цвет, украсив элементами античной классики.
Главный фасад покрыли сверкающим на солнце терразитом. Над входными проёмами разместили любимые зодчим маскароны. Современники писали: «Зрительный зал занят, ни одного свободного места, всё унизано оживлёнными рядами лиц.
Тут и почтенные физиономии финансистов со своими семьями, тут и юнкера, офицеры, лицеисты, модные шляпки, синие околышки студентов. Серых трудовых лиц совсем нет. Аудитория отменная.
Многие ведут прерванную беседу. Студентки и курсистки говорят на злободневную тему, рассказывают о забастовке, обструкциях в университете, об отставках профессоров».
Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Только упоминания. Кстати, в кинотеатре принципиально не будет попкорна — место историческое, приличное. Первый киносеанс пройдет 9 апреля. Покажут фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом.
Их установили на свои родные опоры: с одной стороны ферма жестко крепится к стене, а с другой может перемещаться под воздействием температуры. По оригинальным чертежам Федора Шехтеля воссоздали внешний вид главного западного фасада.
Он украшен терразитовым покрытием и максимально приближен к облику 1913 года. Раскрыты заложенные оконные проемы, восстановлен исторический декор — мужской и женский маскароны, барельефы с изображением античных богов Гелиоса и Селены, а также надписи «Входъ», «Выходъ» и, конечно, главная — «Художественный электро-театръ». На свои исторические места с двух сторон от каждого дверного проема вернулись изящные фонари из чугуна. Их также сделали по эскизам Шехтеля. Особенностью пространственно-планировочной композиции главного зрительного зала является балкон. В последние годы на него не пускали зрителей из-за угрозы обрушения. Сам балкон и его конструкции находились в аварийном состоянии, но реставраторам удалось сохранить ограждение, включенное в предмет охраны памятника. Его установили на новые несущие конструкции. Под балконом воссоздали лепной декор потолка. На столбы, поддерживающие балкон, вернулись отреставрированные гипсовые лики бога виноделия Диониса.
На левом простенке восточной стены сохранилась первоначальная капитель, послужившая образцом для воссоздания остальных капителей по периметру зала. Над сценой вновь появились лепные гиппокампы, растягивающие хвостами медальон с годом перестройки кинотеатра — 1912-м. В ее центре находилась массивная люстра, не сохранившаяся до нашего времени. В ходе работ решетку демонтировали, очистили от краски, воссоздали утраченные элементы листики, прутки, ажурную сетку и вернули на законное место. Во время работ реставраторов ждал бесценный подарок: в процессе демонтажа они обнаружили потолочные кессоны авторства Шехтеля. Их бережно отреставрировали и поместили в операторскую. За кессонированным потолком зала спрятана сложная звуковая начинка современного кинотеатра. В фойе отреставрировали сохранившийся потолочный карниз и фриз. Настоящим украшением интерьеров кинотеатра стала спроектированная Шехтелем историческая лестница, облицованная светлым мрамором. Ее восстановили по образцам двух подлинных доломитовых ступеней.
Она ведет из северного фойе на балкон главного зала.
В Москве завершилась реконструкция кинотеатра "Художественный"
Кинотеатр “Художественный” вернулся и вновь претендует на роль главного столичного кинотеатра — рассказываем историю его реставрации и ждём официального открытия 9 апреля. В апреле 2021 года, после почти семилетней реконструкции, на Новом Арбате открылся легендарный кинотеатр “Художественный”. Сегодня проинспектируем реставрацию кинотеатра "Художественный", расположенный на Арбатской площади.
Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)
- После семилетней паузы кинотеатр «Художественный» получил новую жизнь
- Кинотеатр "Художественный"
- В Москве завершена реставрация памятника архитектуры кинотеатр «Художественный»
- Кинотеатр «Художественный»: монологи
- Кинотеатр «Художественный» откроется после реставрации в Москве
Другие новости
- Семь лет реставрации. Старейший кинотеатр «Художественный» официально откроют в Москве
- После семилетней паузы кинотеатр получил новую жизнь
- Кинотеатр «Художественный» откроется после реставрации в Москве
- В Москве завершилась реконструкция кинотеатра "Художественный"
- Кинотеатр «Художественный» снова ремонтируют. Всего через два с половиной года после реставрации
"Художественный": история реставрации самого старого кинотеатра Москвы
Новый кинотеатр располагал паровым отоплением, бетонными перекрытиями, балконами и ложами [1]. Количество мест было увеличено до 900 [23] — 925 [1] крупными театрами в Москве считались в то время здания, вмещавшие в себя до 700 зрителей , а фасаду здания были приданы некоторые черты античной классики [24] [25]. Кинотеатр располагал специальной будкой для хранения целлулоидной киноплёнки [5]. Она располагалось на крыше и будучи обитой железом напоминала сейф [5]. Она простояла долгое время, даже когда в ней уже не было необходимости, так как её не могли убрать [5]. Дореволюционное время[ править править код ] Синематограф А. Брокша был одним из самых фешенебельных кинотеатров города.
Каждый владелец театра старался любыми способами привлечь зрителя, поэтому на смену наспех переоборудованным складским помещениям первых кинозалов пришли огромные здания с красочными афишами и новинкой тех лет — гирляндами электрических лампочек на фасадах, мраморными колоннами , пальмами в фойе и ярким светом ажурных люстр [26]. При входе, как в театре, были оборудованы гардеробные , перед началом сеанса на небольших эстрадах выступали артисты, играли музыканты. Зрительные залы в лучших кинотеатрах не уступали театральным: они были просторными, с рядами удобных кресел в партере, с ложами , полузакрытыми бархатными портьерами , наверху на балконе, как в театрах, располагалась галёрка [27]. В кинотеатре «Художественный» собиралась публика преимущественно из московской интеллигенции [28]. Фасад здания кинотеатра «Художественный». Тут и почтенные физиономии финансистов со своими семьями, тут и юнкера, офицеры, лицеисты, модные шляпки, синие околышки студентов.
Серых трудовых лиц совсем нет. Аудитория отменная. Многие ведут прерванную беседу. Студентки и курсистки говорят на злободневную тему, рассказывают о забастовке, обструкциях в университете, об отставках профессоров. Учащиеся, которые жмутся ближе к экрану, — самая оживленная часть зрительного зала. Тут ярче воспринимают, свободнее держатся, оживленнее беседуют.
То острота сорвется, то искрящийся смех. Чем выше, тем чопорнее. Но вот гаснет медленно электричество, вспыхивает белый четырехугольный экран. Разговоры забыты. Вкусы публики тут изучены. На протяжении всей программы лишь небольшой кусочек времени отнимает драма или мелодрама.
Преобладают картины комические и видовые. Зрители их очень любят. Вечером, когда энергия уже достаточно израсходована за день, приходят они сюда, чтобы отдохнуть, посмеяться, освежиться от полусуточной сутолоки. Тут они находят все это [29]. В 1909 году «Художественный» посетил Л. Толстой [30].
Репертуар кинотеатра был весьма разнообразен, так, например, в октябре 1914 года в него входили: «Призрак счастья», «Развалины древнего Египта», «Я люблю энергичных», «Принцевы острова», «Миражи жизни», «У берегов Бельгии», «Только бы не узнала жена», «В Греции», «Анна Каренина», «Дух времени», «Современная Греция», «Переход русских войск через реку Сан после победы над австрийцами», «Запутанное родство». Такое количество демонстрировавшихся фильмов объясняется тем, что по продолжительности они были 10—15 минут [31]. Советский период[ править править код ] Фасад здания кинотеатра, украшенный макетом броненосца в январе 1926 года во время премьеры Броненосец «Потёмкин» В мае 1917 года [1] в стенах кинотеатра проходила общегородская конференция большевиков [32]. Во время событий октябрьской революции в здании кинотеатра содержали пленных красноармейцев и юнкеров [1] [5]. Ленин выпустил декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению», и Роберт Брок перестал быть управляющим кинотеатра [5]. В 1921 году «Художественный» стал первым кинотеатром ГосКино [1].
В 1926 году в нём состоялась премьера кинофильма « Броненосец Потёмкин » [1] , в 1931 году — первой звуковой картины « Путёвка в жизнь » [1] , и в 1936 году [1] первого цветного кинофильма « Груня Корнакова » [33]. В середине 30-х годов кинотеатр располагал 946 местами [1]. Борисоглебская церковь и кинотеатр Художественный в 1925 году. В 1935 году театр имел в наличии 946 мест, в специальном зале каждые 45 минут демонстрировались кинохроники, а летом в саду при театре проходили концерты [34]. Он имел читальный зал, комнату матери и ребёнка и буфет [34]. Начало киносеансов приходилось на 12 часов дня, стоимость билета на дневной сеанс составляла 1-2 рубля, на вечерние сеансы, которые начинались в 18:00, от 1 рубля 50 копеек до 3 рублей 50 копеек [34].
Много времени ушло на полное восстановление балкона, который в последние годы работы кинотеатра находился в плачевном состоянии. Его укрепили и восстановили. Прийти на сеанс с попкорном не получится, зато можно купить сухофрукты и другие снеки от гастрокомпании Lucky Group, которая разрабатывала меню «для кинозала» с ресторанным критиком Александром Сысоевым. На первом этаже с 8:00 до 23:00 работает кофейня Eleven Coffee, которую назвали в честь первого сеанса в «Художественном» — он состоялся 11 ноября 1909 года. Кстати, когда будет потеплее, Eleven Coffee откроют веранду с видом на особняк Арсения Морозова. Еще на первом этаже кинотеатра есть ресторан современной русской кухни Niki работает с 12:00 до 0:00.
Некрасова с мини-коворкинг-зоной и редкими книгами, которые точно оценят кинофанаты. Издания выбирал лично программный директор «Художественного» Стас Тыркин. Прямо в «Художественный» можно заказать любую книгу из собрания Некрасовской библиотеки. Правда, понадобится читательский билет его можно оформить прямо в кинотеатре. Из всех московских кинотеатров «Художественный» больше всего напоминает «Пионер». Что, впрочем, неудивительно.
Фасад здания обрел исторический облик. Он был воссоздан по чертежам Федора Шехтеля и архивным фотографиям. Вернулись на прежние места надписи «Входъ» и «Выходъ», а также вывеска «Художественный электро-театръ». Также появились заложенные оконные проемы, исторические фонари, а в фойе здания установлен фонтан. Всего в «Художественном» отныне четыре зала — большой на 474 места, два малых зала по 46 мест и один камерный, рассчитанный на 21 зрителя.
Архитектурной концепцией «Художественного» занималось берлинское бюро Merz. В декабре «Афиша Daily» поговорила с его основателем Ханс-Гюнтером Мерцем о работе с историческим наследием, о современной функции кинотеатра и о советской архитектуре. Во вновь открытом кинотеатре будут показывать лучшие фестивальные картины и премьеры. Программным директором «Художественного» стал кинокритик и куратор Стас Тыркин, отвечающий за кинопрограмму «Гоголь-центра» и являющийся программным директором Strelka Film Festival.
И быстро завоевал сердца москвичей, превратившись в главную культурную артерию: шутка ли — кроме отборного кино здесь предоставляют эстетическое наслаждение полного цикла, от фотогеничного интерьера до идеально смешанных коктейлей, кофейни на нью-йоркский манер, чинного ресторана Niki и филиала библиотеки Некрасова. В конце осени кинотеатр отметил 112-летие. По такому случаю Правила жизни приоткрыл занавес «Художественного» и познакомился с командой, стоящей за этой махиной.
Прелесть «Художественного» прежде всего в том, что похожего места, в котором, с одной стороны, сохранилась более чем столетняя история, а с другой — комфорт и качество кинопоказа возведены в абсолют, точно не было в Москве, и почти уверена, что в других столицах тоже. Наш большой зал рассчитан на 474 места, что хорошо для премьерных показов: зрители хотят пообщаться перед фильмом, обменяться мнениями после, а лучше всего это делать в камерной и вместе с тем праздничной обстановке. В этом смысле мы даже больше походим на театр. И это касается не только премьер. Мы предлагаем относится к походу на любой сеанс в «Художественном» как к походу в театр: подготовиться, выбрать фильм и вечер, нарядиться. Репертуаром занимается программный директор Стас Тыркин. Для большинства российских кинематографистов провести премьеру в «Художественном» — большая честь, для молодых авторов и дебютантов — тем более.
Каждый день приходят предложения, и мы просто вынуждены кому-то отказывать, потому что у нас один большой зал и количество дней в неделе ограничено. Мы чаще сами приглашаем картины, и пока что не было еще ни одного фильма, которому мы бы хотели сделать премьеру в «Художественном» и не сделали. И вопрос не в том, нравится фильм кому-то или нет, у него должен быть определенный художественный уровень. Галарина Долговых, директор событийной программы — про ценность «Художественного» и отбор фильмов Больше всего зрителей привлекает, конечно, арт-мейнстрим, люди любят наши собственные фестивали, специальные события. Случаются и приятные открытия. Так было с фильмом Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин", знаковым для "Художественного": премьера картины в 1926 году прошла именно в этих стенах. Я не думала, что он соберет три полных зала.
На первый показ билеты разошлись так же быстро, как на зрительскую премьеру "Отца". Важный критерий отбора — фильмы должны мэтчиться с местом. Релизы, которые с успехом идут по всей стране, например "Веном" или "Вечные", выглядят тут неуместно, за них не голосуют рублем. Я заметила вот какую вещь: несмотря на то что кино, казалось бы, самый массовый вид искусства, людям, его обожающим, зачастую сложно найти общий язык. Каждый киноман словно стремится отгородить свою поляну и говорить о кино на языке, понятном избранному кругу. Я думаю, что это механизм психологической защиты: когда многие утверждают свою идентичность через интерес к кино, хочется показать, чем ты отличаешься от остальных. Но есть побочный эффект: порог входа в условный клуб синефилов сильно повышается.
В соцсетях "Художественного" мы сразу решили не душнить, а доступно рассказывать про кино широкому зрителю, находить интересные факты про фильмы и давать контекст, который облегчит просмотр. Например, о том, что Энсел Элгорт, сыгравший главную роль в "Вестсайдской истории", учился в одной школе с Тимоте Шаламе, который постоянно уступал Элгорту в прослушиваниях на главные роли в школьных спектаклях. Или о том, как были устроены сеансы в "Художественном" до революции. Это интересная, но непростая задача, особенно учитывая то, что каждую неделю выходит порядка семи—десяти фильмов, а в соцсети кинотеатра должны попасть минимум три—пять из них. Роман Волобуев как-то рассказывал, что завязал с кинокритикой, потому что устал на регулярной основе пропускать через себя огромное количество фильмов. Сотрудники кинотеатра в этом смысле несильно отличаются от кинокритиков. Я пришла в "Художественный" еще до открытия и наблюдала, как кинотеатр становится частью живой городской среды.
Кажется, самый яркий кейс — это фасад "Художественного" с мультимедийным панно из 2378 лампочек, куда мы всей командой выдумываем надписи. Вскоре после открытия мы попросили подписчиков предложить варианты надписей, которые можно на него вывести. С существенным отрывом победила фраза "Пригласи ее в кино" — мы вывели ее на экран и написали предложившему ее подписчику слова благодарности. Выяснилось, что он живет по соседству на Новом Арбате. Он снял "Художественный" с этой надписью из своего окна и прислал нам — мы выложили это видео, и пост с ним долгое время был самым охватным в наших соцсетях.
Новый владелец и реконструкция Федора Шехтеля
- Что важно знать:
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Старейший в столице
- Содержание
- Новая жизнь «Художественного», или Как реставрировали один из старейших кинотеатров в мире
Кинотеатр "Художественный"
Как сейчас выглядит старейший кинотеатр Москвы | Главная» Новости» Художественный электротеатр арбат афиша. |
Художественный | В кинотеатре «Художественный» собиралась публика преимущественно из московской интеллигенции. |
В Москве завершена реставрация памятника архитектуры кинотеатр «Художественный»
Так в просторном зале с мраморным полом и огромными люстрами появился стеклянный фонтан c электрическими лампочками — прямо напротив бара. Шехтель задумывал расположить его именно там, а вот в каком виде — загадка, первоначальный облик фонтана не сохранился. Впрочем, кое-что все-таки удалось восстановить с точностью до деталей. Например, лепнину, потолочный карниз и ажурные вентиляционные решетки родом со сталинских времен. По фотографиям и архивным чертежам восстановили деревянные окна и двери, а также утраченные детали декоративного оформления, включая лепнину. Больше всего команда кинотеатра гордится большим залом на первом этаже. Реставраторы сохранили там оркестровую яму сейчас она занята техническим оборудованием и встроили в потолок мощную аудиосистему Dolby Atmos. Еще одна гордость кинотеатра — высококонтрастный кинопроектор Barco. Таких в мире всего 17, причем четыре из них — в «Художественном».
Много времени ушло на полное восстановление балкона, который в последние годы работы кинотеатра находился в плачевном состоянии. Его укрепили и восстановили. Прийти на сеанс с попкорном не получится, зато можно купить сухофрукты и другие снеки от гастрокомпании Lucky Group, которая разрабатывала меню «для кинозала» с ресторанным критиком Александром Сысоевым.
К тому же должно быть несколько кинозалов, а для них не нашлось места на первом этаже. Поэтому мы решили переделать чердак в этаж. Чтобы не менять уровень кровли, не искажать внешний облик здания, не нарушать четкую шехтелевскую симметрию, мы построили в центре вестибюля лестницу, а второй этаж сделали в виде галереи с двумя малыми кинозалами. Кроме того, чтобы не оставлять неиспользованное пространство, мы трансформировали бывшее служебное помещение рядом с правым фойе балкона в камерный зал, а в каждом фойе теперь свое кафе», — объясняет консультант по архитектурному проекту. О чем не знали зрители Когда реставраторы приступили к работе в главном фойе кинотеатра, за его потолком обнаружилось тоже что-то вроде чердака. Этот гипсовый потолок — наследие советских времен. Он закрывал спроектированные Шехтелем два лепных карниза и алебастровые вентиляционные решетки, будто сплетенные из стеблей и цветов. Карнизы полностью восстановили, вылепив новые элементы по образцам уцелевших. Сохранить оригинальную версию не удалось, поскольку алебастр хрупкий, к нему прилипла пыль и грязь, прутья расслоились. Мы заменили решетки на металлические, воссоздав рисунок Шехтеля», — рассказывает Денис Писарев. Фальшпотолок загораживал еще одну важную деталь — оконный витраж. Это деревянная решетка во всю стену со стеклами в ячейках, как на веранде. В советское время витраж поменяли на обычное пластиковое окно. Сейчас он вернулся на прежнее место. А перед ним установили фонтан. До закрытия «Художественного» здесь была мини-сцена. Хотя, когда вскрыли полы, нашли основание для фонтана. Каким его задумал и реализовал Шехтель, мы уже не узнаем, так как фонтан был утерян. Наши коллеги придумали свою оригинальную инсталляцию на тему воды», — объясняет Денис Писарев. Новый фонтан гармонирует с витражом. Это система металлических прутьев, колб и стеклянных шаров, через которые течет вода. Между ними горшки с живыми цветами-вьюнками. Оранжерея — еще одна задумка Шехтеля, которая была уничтожена в советское время. Мы на данный момент ограничились инсталляцией. Кроме того, к теме растительности нас отсылают рисунки на настенных панно», — добавляет Дарья Парамонова. Вдоль стен фойе тянется, как кинопленка, лента из панно с серо-зелеными деревьями. Эти элементы съемные. Их можно легко заменить плакатами, афишами или фотографиями актеров.
Интерьеры здания располагали к приятному времяпрепровождению и создавали атмосферу праздника, доступного всем. В центре фойе стоял светящийся фонтан, окруженный пальмами, здесь же в антрактах играл живой оркестр под управлением Лескеса. Для гостей работал буфет с обширным меню. Был предусмотрен и дополнительный сервис: зрители могли заказать билеты с доставкой на дом. Неудивительно, что новая городская достопримечательность быстро полюбилась москвичам: в числе постоянных посетителей «Синематографа Брокша» оказались не только студенты и завсегдатаи соседних ресторанов, но и московские знаменитости — Лев Толстой, Сергей Есенин, Владимир Гиляровский. Один из четырех обновленных залов. ФОТО: М. Число желающих попасть на сеанс в несколько раз превышало вместимость зала, и новый собственник решил перестроить здание. Реконструкцию поручили знаменитому архитектору Федору Шехтелю, который украсил фасады античными барельефами с колесницами. К существующему одноэтажному корпусу с куполом добавили еще один, в два этажа. На крыше поместили специальную будку для хранения целлулоидной кинопленки, а в подвале — сцену с оркестровой ямой.
К сожалению, бомбёжки во время Великой Отечественной войны сильно повредили здание. В 1950—1960-е с кинотеатра сняли почти весь оригинальный декор. Наши дни Накануне реставрации со здания демонтировали декоративные элементы, чтобы в мастерской оценить степень их сохранности. Выяснилось, что большая часть декора не времён Шехтеля, а убранство 1950—1960-х годов. Например, тела пилястр были выполнены либо из деревянных коробов, либо из полых внутри блоков. Такие конструкции располагались по периметру всего здания, крепились на фасаде и штукатурились. Конечно же, при Шехтеле такого быть не могло. Как же сейчас выглядят те же пилястры и из чего они сделаны? Поскольку тела пилястр демонтировали, на фасаде установили арматурную основу для нового тела пилястры её сделали с более мелкой плетеной сеткой , а потом нанесли цементно-песчаный раствор. Всего в ходе реставрации с фасада было бережно демонтировано более 20 видов декора: ажурных цветочных венков, маскаронов, несколько видов капителей, лепные розетки. Отреставрированные элементы, как и новые не всё удалось сохранить в целости и сохранности были возвращены на исторические места после финальных работ с фасадом здания. Планировка кинотеатра практически полностью сохранилась с 1912—1913 годов. Структура с центральным фойе и главным большим залом кинотеатра не менялись, появлялись только дополнительные комнаты, маленькие просмотровые залы и антресоли. Вернули и спроектировали заново шикарную мраморную лестницу, которая была утрачена. Теперь на второй этаж можно попасть как с боковой части кинотеатра, так и из центрального фойе. Всё пространство кинотеатра украсили мрамором, вписав его в современный декор. В начале апреля 2021 года в Москве открыли кинотеатр «Художественный» после долгой, многострадальной и сложной реставрации. В здание кинотеатра можно войти без покупки билета на фильм: погулять по этажам, подняться на второй этаж по красивейшей мраморной лестнице, выпить кофе в кофейне и даже почитать книгу в библиотеке.
Призрак, снайперы, тайный ход… Чего вы не знали о «Художественном»
Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является?
Агафона Чудотворец и Илья Муромец: чьи мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре После революции и в наши дни В 1917 году, в мае, здесь прошла городская большевистская конференция. В период Октябрьской революции в здании содержались пленные красноармейцы, а затем и юнкера. После подписания Лениным 27 августа 1919 года декрета о переходе кинематографа в ведение Наркомпроса, Брок был отстранен от управления кинотеатром, который в 1921 году стал первым в Госкино. В 1926 году здесь прошла премьера "Броненосца Потемкина", фильма, снятого Сергеем Эйзенштейном.
Это было странно: через три года — новое здание, все полностью менять, увеличивать количество посадочных мест, все превращать в стиль модерн. Стиль стал совсем нейтральным, здание — невзрачным, тем более еще в серо-зеленый цвет его покрасили», — объясняет Руслан Брагин. Тем не менее новое здание сложно было не заметить снаружи: на нем горели огоньки лампочек, висели большие яркие афиши.
Невозможным казалось забыть его и побывав внутри: потолок украшала роспись, были дубовые полы, в центре фойе — фонтан; каждая люстра, каждая дверная ручка, созданные Шехтелем, — всё шедевр. Руслан Брагин исследовал дореволюционные кинотеатры: «В Москве была масса таких — можно сказать, в любой подворотне. Их организаторы где-то покупали киноаппарат, вешали простыню и крутили там фильмы — зимой и летом. Зрители, купив билет, стояли смотрели. Один фильм обычно длился три минуты». Вот только эти подобия кинотеатров очень часто горели. Эта будка, обитая кованым железом, похожая на сейф, находилась на крыше. И кстати, простояла она там до наших дней, поскольку была настолько тяжелой, что никто не мог ее оттуда убрать», — рассказывает Брагин.
Реальное название В газетных публикациях того времени сообщались новости о «Художественном электро-театре». Рынок, жилые дома и метро Со дня появления на Арбатской площади кинотеатра обстановка вокруг него не раз кардинально менялась: по соседству были жилые дома, строился и разрушался рынок, появлялись новые станции метрополитена, возводилось здание Минобороны. Как это было, рассказывает архитектурный краевед Денис Ромодин: «До 1960-х застройка Арбатской площади была малоэтажной, и кинотеатр был зажат между соседними зданиями. В 1920—30-х рядом возникло новое здание рынка с корпусом ангарного типа. Во время авианалетов на Москву оно было сильно повреждено, восстанавливать не стали. Дважды уцелевший Впервые здание «Художественного» попало в зону риска во время Великой Отечественной войны кстати, в годы ВОВ кинотеатр продолжал работать. Во время авианалета в годы Великой Отечественной войны в него попала бомба и он был полностью уничтожен, погибли люди. Но кинотеатр чудесным образом сохранился», — поведал «Истории.
РФ» директор кинотеатра в 2007—2014 годах Руслан Орестов. Следующая опасность пришлась уже на советские годы, когда реконструировали Новый Арбат: «Там были дома, все их снесли, чтобы сделать магистраль на Кутузовский, и хотели разрушить кинотеатр — думали сделать ширину еще больше. Но тогда появились протесты режиссеров, актеров — они выступили за сохранение кинотеатра. Если вдуматься, ведь он чудом уцелел», — говорит Руслан Брагин. Лапы конкуренции Хотя кинотеатр Брокша и был первым в своем роде — кажется, его основатель придерживался идеи «сначала мы станем лучшими, а уж тогда — первыми». Рассказывает Руслан Брагин: «Была конкуренция: где покажут фильм первым — у Ханжонкова в кинотеатре электротеатр «Пегас», открывшийся в 1913 году на Триумфальной площади. И в этой конкурентной борьбе он, естественно, был вынужден применять какие-то хитрости, чтобы ходили к нему, а не в другое место. Были легенды, что Брокш плавал на корабле в Америку, в Лос-Анджелес, в Голливуд, и общался там с Чарли Чаплином — может, хотел его сюда привезти как звезду, для привлечения внимания.
Еще он покупал там фильмы». Митинги на сцене. Революция До самой Октябрьской революции «Художественный» был главным кинотеатром «первого экрана». Но в дни Октябрьского вооруженного восстания он оказался в центре ожесточенных боев — в стенах синематографа красноармейцы разоружали юнкеров.
DR Реставрация кинотеатра «Художественный» завершена Работы по реставрации и приспособлению старейшего московского кинотеатра «Художественный» завершены. Уже сейчас можно увидеть отреставрированные фасады, максимально приближенные к облику 1913 года, созданному архитектором Федором Шехтелем. Открытие кинотеатра состоится в декабре — дата будет объявлена позднее. Всего в «Художественном» четыре зала: главный, два малых и камерный. В кинотеатре установили современное оборудование для кинопоказа, и сейчас ведутся работы по вводу здания в эксплуатацию.
Кинотеатр "Художественный"
«Художественный» будет принимать зрителя с 9 апреля: в репертуаре кинотеатра прокатные хиты и другие события, организованные в сотрудничестве с международными синематеками и культурными институциями. Старейший кинотеатр столицы "Художественный" готовится к встрече со зрителями. Расположенное на Арбате здание полностью отреставрировали, вернув ему задуманный архитектором Шехтелем облик и осовременив при этом его технические возможности. кинотеатр Художественный, ФОТО: пресс-служба кинотеатра «Художественный». Кинотеатр Художественный — расписание сеансов, афиша, адрес и карта проезда, онлайн бронирование билетов, фотографии, залы, рецензии, отзывы и комментарии — Арбатская пл., 14.
«Художественный»: каким был и каким стал культовый московский кинотеатр
Главная» Новости» Художественный кинотеатр арбат афиша. Афиша Сеансы Новости Кинотеатр Контакты. Почти полвека (до строительства кинотеатра «Россия» в 1961 году) «Художественный» считался главным кинозалом столицы. История знаменитого кинотеатра «Художественный» в Москве, как он изменился до и после реставрации.
В Москве завершена реставрация памятника архитектуры кинотеатр «Художественный»
Новый «Художественный»: кинотеатр с дресс-кодом, шампанским и роскошным интерьером - 7Дней.ру | Завершилась масштабная реконструкция старейшего московского кинотеатра «Художественный». |
Художественный (кинотеатр, Москва) — Википедия | Завершился первый этап реконструкции кинотеатра «Художественный» на Арбате. |
Семь лет реставрации. Старейший кинотеатр «Художественный» официально откроют в Москве
В начале 1990-х в здании кинотеатра располагалось казино, в 2010 году власти внесли «Художественный» в план реконструкции из-за обветшалости постройки. Реставраторы старались воссоздать изначальный архитектурный облик кинотеатра, они восстановили маскароны над дверьми и барельефы в люнетах. В конце марта Сбер передал «Художественный» в управление ООО «Кинотеатр Пионер» бизнесмена Александра Мамута. До «Художественного» было немало так называемых кинотеатров, которые выглядели довольно странно. В ноябре старейший кинотеатр Москвы «Художественный» отмечает 112-летие.
Первый этап реставрации кинотеатра «Художественный» завершили в районе Арбат
Знаменитый архитектор, погрузившись в театральную тусовку, рисовал декорации с бутылкой шампанского. На втором этаже — афиши с Каннского фестиваля разных лет, а также кинокамера, на которую снимали мультфильмы «Винни Пух», «Малыш и Карлсон», «Маугли» и другие. При Шехтеле здесь был неотапливаемый чердак, а лестницы не существовало. Чтобы повысить вместимость, при реконструкции здесь решили устроить два малых зала. Причем надстройка сделана таким образом, что исторические габариты здания не изменились. Стеклянная крыша-фонарь и гигантская хрустальная люстра в форме звезды, на которую ушло 550 килограмм хрусталя, — отсылки к 30-м годам прошлого века и одно из самых эффектных мест для фото. В южном фойе на втором этаже разместился корнер Некрасовской библиотеки, где гости кинотеатра могут посидеть с бокалом шампанского и почитать книги или взять их с собой, оформив читательский билет. Кстати, билет будет действовать не только в кинотеатре, но и в других библиотеках Москвы. Билеты сюда стоят от 2000 рублей, хотя фильмы идут те же, что и в Большом зале.
Зато сюда можно прийти на свидание, с удобными креслами и почти домашней обстановкой. На самом деле, билет в Большой и Малые залы на утренний сеанс стоит 290 рублей, большинство билетов на дневные сеансы — 400 рублей, вечерние — 600-750 рублей. Дороже всего стоят билеты в камерный зал — от 2000 до 5000 рублей. Кроме того, для студентов и пенсионеров действуют льготы — билеты от 200 до 300 рублей. Да и репертуар в «Художественном» отличается от массовых кинотеатров.
В начале декабря 2016 года «Художественный» был передан в аренду компании бизнесмена Александра Мамута АО «Пионер», так как реставрация требовала частных инвестиций [46]. Однако из-за финансовых проблем работы по реставрации кинотеатра не велись два года [47] [48]. К декабрю 2017 года компания не смогла осуществить реконструкцию, что нарушило сроки договора [21]. Представитель компании Горина сообщила о том что компания сможет закончить реставрацию не ранее 2020 года, но будет просить у мэрии отодвинуть сроки до 2021 [21].
В качестве аргумента представитель компании называет неудовлетворительное состояние здания и запрет на автопогрузку в результате реализации программы «Моя улица» — 960 тонн мусора вывозились вручную на протяжении 5 месяцев [21]. Проблемы с финансированием проекта были решены в 2019 году, когда стало известно об участии в реставрации кинотеатра Сбербанка, который вложил в проект более миллиарда рублей и привлек своего подрядчика [47] [49]. Согласно договору, государственное учреждение «Московское кино» передаёт кинотеатр в управление предпринимателю Александру Мамуту до 2036 года [50] [22]. В декабре 2016 стоимость работ оценивали в 1 миллиард рублей [22]. Согласно договору, на реставрационные работы отведено 2 года, в которые арендная плата не будет расти и составит 2,98 миллионов рублей в месяц, с возможностью продлить срок на один год со стоимостью в 17,88 миллионов [22]. После сдачи объекта цена за один квадратный метр составит 1 рубль в год [22] [16]. Роман Абрамович « Мне кажется, это будет элегантный кинотеатр для кинопремьер, с залом на 400—450 мест, с хорошим кафе, с красивым фойе, в котором можно будет делать селфи [51]. Мамут оценил приблизительную стоимость реставрационных работ в полтора миллиарда рублей [22]. Представитель компании Горина сообщила о том, что компания сможет закончить реставрацию не ранее 2020 года, но будет просить у мэрии отодвинуть сроки до 2021 [21].
В результате проводимых работ планируется вернуть исторический облик главному фасаду здания, восстановить все сохранившиеся декоративные элементы начала XX века и воссоздать утраченные в советское время [52]. Все элементы времен Шехтеля, являющиеся объектами культурного наследия, были сохранены — они реставрировались в мастерских профессиональными реставраторами и были возвращены на положенные им места [53] [47]. Также планировалось восстановить ликвидированную в советское время оркестровую яму [54] [32]. Планировалось, что в репертуаре кинотеатра появятся документальные ленты и арт-хаус, а также возможность для лекций и встреч с режиссёрами [32]. Сквер на террасе кинотеатра с палками вместо деревьев По словам представителя общества «Пионер», цены после реконструкции не останутся на уровне 100 рублей, но при этом будут гибкими, студенты и пенсионеры будут покупать билеты по льготной цене [55]. Планируется, что после реставрации кинотеатр будет оснащён системами для показа на электронных носителях и в 3D [9]. Будет оснащён тремя залами, большим и двумя малыми, и будет способен вмещать 800 человек за сеанс [16]. Согласно договору аренды, компания Мамута должна самостоятельно проводить ремонтные работы, следить за фасадом и благоустройством окружающей территории [38]. В кинотеатре не должны проводиться клубные корпоративные вечеринки, лотереи и цирковые представления [38].
Фасад кинотеатра 25 декабря 2018 года К концу декабря 2018 в кинотеатре были завершены противоаварийные работы [10] [56]. Был вывезен строительный мусор, убраны перегородки, поставлены временные металлические подпорки для укрепления перекрытий, лестничной площадки и балкона в зрительном зале [56]. Фундамент здания был укреплён цементом, грунт основания кинотеатра был закреплён, проведена гидроизоляцию по наружным и внутренним стенам, а также зацементированы трещины в несущих стенах [56]. При этом были сохранены фрагменты оригинального декора [10]. В апреле 2019 стало известно, что к работе подключились Сбербанк и Rambler Group [57]. Сбербанк инвестировал 11 миллиардов рублей, которые предполагают его участие в нескольких проектах компании, в том числе в реставрации кинотеатра [57] [58]. В том же месяце акционеры холдинга «Открытие» решили вывести свой капитал из проекта [59]. Фасад кинотеатра с возводимой кровлей 25 декабря 2019 года К концу ноября с кинотеатра была снята крыша, фермы и часть парапета, производилась замена кирпича. В организации уточнили, что главный фасад здания с декором будут сохранены, а также что здание будет выглядеть согласно проекту Фёдора Шехтеля, а не оригинальному проекту Н.
Благовещенского [62]. На 11 декабря вёлся монтаж кровли, который не был закончен к 25 декабря [62]. Из всей кровли сохранят лишь две потолочные фермы, которые соответствуют требованиям [62]. После установки новых перекрытий здание станет трёхэтажным, но при этом сохранит свою высоту, однако в нём будет уже 3 зала, а не 2 как раньше, в кинотеатре появится книжный зал и ресторан [63]. В марте 2020 года, по словам Емельянова, были усилены конструкции, в том числе дверные и оконные проёмы, проведена гидроизоляция, восстановлена кирпичная кладка стен, произведены работы по восстановлению кровли. Завершилась реставрация кинотеатра 8 декабря 2020 года [11]. Его внутреннее пространство совместило в себе историю и современность. В главном зрительном зале — новый спроектированный балкон с отреставрированным историческим ограждением и отреставрированными гипсовыми ликами бога виноделия Диониса на поддерживающих балкон столбах. Под балконом воссоздан лепной декор потолка.
По периметру зала по образцу одной сохранившейся капители воссозданы остальные. Украшением обновлённого кинотеатра стала и восстановленная по образцам двух подлинных доломитовых ступеней историческая лестница. По чертежам Шехтеля восстановлен также утраченный в 1990-е годы большой витраж и фонтан , воссозданный на сохранившемся оригинальном основании [67].
На открытии будет показан фильм «Отец» Флориана Зеллера, который откроет программу фильмов-номинантов на премию «Оскар 2021», и продлится эта программа до 22 апреля. Отреставрированный «Художественный» располагает четырьмя залами, наибольший из которых рассчитан на 474 места, в двух средних залах смогут разместиться по 46 зрителей, камерный зал рассчитан на 21 зрителя, сказал Тыркин. В пресс-конференции также принял участие глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский, который назвал «Художественный» «современнейшей киноточкой».
Главный зал находится на первом этаже, камерный — на втором, малые — на третьем, на месте чердака. Все залы оборудованы аудиосистемой Dolby Atmos и новейшими лазерными проекторами Barco таких в мире всего 21, четыре из них — в «Художественном». Показывать кино с пленки, как и фильмы в 3D, в кинотеатре тоже могут. В вестибюле появилась новая лестница, которая связала первый этаж с фойе перед малыми залами. Все расположено симметрично, по оси, — в этом плане новые залы гармонично повторяют планировочные принципы, которые были заложены Шехтелем». Еще одно изменение — пол в партере теперь не прямой, как было до реставрации, ряды поднимаются вверх от экрана. В зале восстановили лепнину, на место вернули ажурную решетку шехтелевских времен, которую обнаружили при демонтаже советского потолка. И дело не только в планировке: новый «Художественный» — премьерный центр и премиальный кинотеатр — гораздо шикарнее прежнего. Перед входом в главный зал появилось огромное фойе со светлым мраморным полом, расписными панно на стенах, богатыми люстрами, дубовыми дверями и фонтаном. На второй этаж ведет широкая лестница, опоясывающая двухметровый светильник. Шикарная атмосфера дорого стоит: цена билетов на «регулярные сеансы» в обновленный «Художественный» — от 290 рублей до 750 рублей поход на премьеры, а также в камерный зал обойдется дороже. С ростом цен отчасти примиряют шикарные мрачные уборные с отличной сантехникой.
Как сейчас выглядит старейший кинотеатр Москвы
Кинотеатр «Художественный» | Находящийся в Москве кинотеатр под названием "Художественный" не принимает зрителей уже в продолжение шести лет из-за того, что он закрыт на реставрацию. |
9 апреля открывается после реставрации кинотеатр «Художественный» | Главная» Новости» Художественный кинотеатр арбат афиша. |