Новости гетман мазепа биография

В каком то смысле гетману Мазепе л свои дни он не пыточной башне Московского кремля.

Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни

Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор. Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника. Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка. Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею. Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок.

Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков. Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек. Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия.

Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях. В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра. Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам.

Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия.

Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове. Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков.

Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля. Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными. Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле.

На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам.

Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками. Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным.

Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана. На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский. Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико.

Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал. Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше.

По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою. Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа. И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство.

Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки.

Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал. Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич.

Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом.

За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман.

Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска. В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана.

По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности.

Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница.

Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам. Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману. Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел.

Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью.

По причине плохой организации снабжения и ряда других просчетов этот поход провалился, и Голицыну нужно было найти козла отпущения. В связи с этим он поддержал старшину, которая составила донос на гетмана, обвинив его в тайных сношениях с Крымом и саботаже похода. Пользуясь этой бумагой, Голицын добивается разрешения из Москвы на смещение Самойловича. Коломак, Самойлович был арестован и отправлен под стражей в Орел, а далее — в Сибирь. Иван Мазепа был компромиссным кандидатом, устраивающим как старшину, так и Голицына, поэтому 25 июля на казацкой раде он и получил булаву. Новый гетман тут же подписал Коломацкие статьи, по которым ограничивались права Гетманщины на внешнеполитические отношения, а также увеличивалось количество московских гарнизонов в частности, и в гетманской столице — Батурине. Уже в 1689 г. Гетманство Правление Ивана Мазепы, как уже было упомянуто, длилось почти 22 года, что является рекордом за всю историю Гетманщины. В это время Мазепа приложил большие усилия для установления автократической государственной власти современного ему сословного европейского типа с сохранением части традиционного казацкого самоуправления. Во внутренней политике гетман опирался на старшинские роды, мигрировавшие с Правобережья, в частности, на последователей Петра Дорошенка, а также на наемников-компанийцев, которые финансировались из гетманской казны. В частности, он весьма широко раздавал земли своим последователям, в частности, Прокопу Левенцу, Василию Борковскому, Ивану Скоропадскому. В качестве оппозиции к Мазепе выступали приверженцы Самойловича, лишенные должностей и владений, запорожцы, пытавшиеся проводить независимую политику, а также представители южных полков. Впрочем, гетман прочно держав власть в своих руках и их сопротивление не было серьезным: в 1692 г. Во внешней политике Мазепа отказался до поры до времени от попыток выйти из-под контроля Москвы за счет соседних государств. Благодаря своему дипломатическому таланту он смог установить тесные связи с московским правительством, в частности — с молодым царем Петром, благодаря чему добился минимизации вмешательства царского правительства во внутренние дела Гетманщины. Иван Мазепа активно помогал царю в реализации его антиосманской политики; в частности, казацкие полки участвовали в Азовский походах 1695-1696 гг. Кроме того, Мазепа давал молодому монарху многочисленные советы в части отношений с Речью Посполитой, что также стало основанием для личной дружбы между правителями. Большое внимание Мазепа уделял экономике Гетманщины. Он пытался создать богатое государство, пользуясь принципами меркантилизма.

Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич». Поэтому «изменник» по царскому приказанию был отправлен на вечную ссылку в Тобольск. Этот позорный эпизод современные украинские пропагандисты тщательно обходят стороной. Как и активные попытки Мазепы уничтожить Запорожскую Сечь, которую он считал опасной угрозой своей власти: «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? По «Коломацким статьям» 1687 года, подписанным при его избрании, он обязался «быти… у их царского величества у их государских наследников в вечном подданстве верно и постоянно». И был, не помышляя ни о какой «независимости». Его казаки участвовали в петровских походах, а награды доставались руководителю: драгоценная сабля, золотой щит, соболя. В 1700 году государь даже сделал гетмана кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. Щедро одаривали его и землями, в том числе за пределами Гетманщины. Так Петр подарил ему Крупицкую волость в Севском уезде, а в современном Рыльском районе Курской области есть села Ивановское, Степановское и Мазеповка — по имени хозяина. В каждом из них были построены каменные усадьбы, в которых гетман останавливался по дороге в Москву. А в целом он стал богатейшим человеком, ведь все налоги и сборы края шли через него. За время своей русской службы только в Малороссии Мазепа собрал в своей мошне 19 654 двора и еще 4117 дворов в России, вместе это составляло больше 100 тысяч душ. Историки говорят, что чистый годовой доход успешного руководителя составлял более 200 тыс. Естественно, при таких доходах олигарх, говоря современным языком, жертвовал на церкви, на образование, издание богослужебных книг, на искусство, которое понимал и любил как человек высокообразованный. Расцвело «украинское барокко», а вокруг Киево-Печерской лавры была возведена каменная ограда. Сама лавра, меценатом которой являлся Мазепа, стала частью цитадели Киевской крепости, заложенной Петром против шведской угрозы. Крепость превратилась в самое мощное русское укрепление на юге, усиливая, как сказали бы сейчас в Киеве, «колонизацию». И в её строительстве принимали участие «черкасы», то есть реестровые казаки.

Первым этот сюжет описал французский писатель Вольтер в своей «Истории Карла XII», взяв его из мемуаров одного из придворных короля Карла. Поэтому совершенно не исключено, что поляк не мог простить давнишнего противника и просто придумал эту историю или же существенно преувеличил реально существующий факт. К слову сказать, лорд Джордж Байрон после прочтения этой истории у Вольтера вдохновился на написание поэмы «Мазепа», а вслед за ним и французский писатель Виктор Гюго написал одноименную поэму. Многие историки этот сюжет считают местью клеветнического характера, а грешную связь престарелого гетмана с молодой крестницей Матреной Кочубей, не более, чем плодом фантазии литераторов того времени; да и то, что влиятельная вдова княгиня Анна Дольска была любовницей Мазепы, напрочь отрицают. Хотя в действительности родственница польского короля Станислава Лещинского действительно гетману нравилась как женщина. Но он предпочел любви - дружбу, которую использовал в политических целях. Однако дыма без огня, как говорится, не бывает. И какие на самом деле были личные отношения между Анной и Иваном — останется загадкой навсегда. Да и с крестницей Мотрей Кочубей не все так было однозначно. Прикоснувшись к истине Иван Мазепа. Исторические документы свидетельствуют, что Иван Мазепа был рассудительным и набожным, и он не мог себе позволить быть опозоренным даже ради женщины, хотя и слыл заядлым ловеласом. Все свои шаги он продумывал наперед. Обладая незаурядным талантом политика, он прекрасно понимал, что на своем таланте хорошую карьеру не построишь, нужны связи в высших кругах. Поэтому юноша принял взвешенное решение жениться на Анне Фридрикевич, вдове казацкого полковника и дочери казацкого старшины, ставшего судьей. В то время такие связи решали, впрочем, как и в наши дни, очень многое. Тесть помог Мазепе попасть в ближний круг правобережного гетмана Петра Дорошенко, после чего политическая карьера будущего гетмана пошла стремительно вверх. А личная жизнь Мазепы сложилась драматически. Намного старше за него женщина не разделяла его интересов. И была там любовь — очередная загадка. По некоторым данным, Анна родила мужу сына, который умер еще в раннем детстве, поэтому Мазепа остался без потомков.

В Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по Ивану Мазепе

Биография Мазепы, его огромное богатство и почти единоличная власть делали его положение и мировоззрение больше похожими на польского магната, чем на русского боярина. Панихида по гетману Ивану Мазепе, который Русской православной церковью был предан анафеме за государственную измену, будет впервые проведена в Киево-Печерской лавре. В 1675 гетман отправил Мазепу послом в Москву и после этого раза он стал туда регулярно ездить. Говорят, будто, видя это, шведы содержат Мазепу и его приверженцев под строгим присмотром, и даже в спальне гетмана поставили стражу».[22].

Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю

Его отец занимал должность подчашего Черниговского у польского короля, и после смерти Иван унаследовал её. В 1668 году удачно женился на Анне Фридрекивич, и его тесть в следующем году помог начать карьеру у гетмана Дорошенко. Однако через несколько лет из-за превратностей судьбы Мазепа оказался на службе у другого гетмана, Ивана Самойловича. Дело в том, что Мазепа должен был вместе с рядом других казаков отвезти османскому султану нескольких левобережных казаков в качестве заложников, но по дороге был перехвачен атаманом Запорожской Сечи Иваном Серко, который, в свою очередь, отправил его левобережному гетману Самойловичу, у которого он дослужился до генерального есаула. С этого момента Мазепа оказался фактически на службе у русских царей. Как и прежде, ему помогало умение нравиться важным людям.

Так, в кратчайшие сроки он завоевал доверие и стал любимчиком фаворита регентши Софьи, Василия Голицына. В 1686 году Россия предприняла крымский поход в рамках очередной Русско-турецкой войны. Поход кончился неудачно, и всю вину за это Голицын решил свалить на гетмана Самойловича. Гетманства тот лишился, семью сослали, а Мазепа стал новый гетманом. Ещё бы — тот участвовал во втором крымском, азовском походах и успел заслужить его доверие.

Периодически царь получал от приближённых доносы, в которых намекалось на неверность Мазепы, но Пётр им не верил, считая наветами. В это время Мазепа использует своё влияние и сколоченное богатство во благо левобережной Украины — строит церкви, школы и типографии. Киево-Могилянский коллегиум становится академией. А в 1700 году гетман получает из рук Петра орден Андрея Первозванного — высшую награду в Русском государстве. Всё это время Мазепа остаётся лояльным царю, преданно исполняет все его поручения.

Тот же, в свою очередь, не сомневается в его верности. Когда фастовский полковник, Семён Палий, был обвинён в измене Мазепой, Пётр ни минуты не подверг скептицизму слова любимчика, и казака сослали в Тобольск.

Костомаров называл и конкретные имена: "...

Ему Мазепе. Лайфа доложили, что в приёмной комнате стоит и дожидается львовский иезуит Заленский, ректор иезуитской школы в Виннице. Вдруг Мазепа как будто просветлел и радостно воскликнул: "А он откуда взялся?

Впоследствии Орлик узнал от самого Мазепы, что гетман посылал этого иезуита в Саксонию к Станиславу Лещинскому, бывшему там со своим покровителем — шведским королём. Ту же роль проводников западного влияния на Украине, кстати, и сейчас играют католические "учебные заведения", представляющие собой полноценные политико-лоббистские институты. Можно возразить, что оригинал упомянутого договора Мазепы и Лещинского не сохранился что, впрочем, не так уж и удивительно для документов начала XVIII века.

Но даже у западных историков ХХ века нет сомнений в том, что таковой действительно существовал. Лайфа году его Мазепы.

Зато гетман Мазепа щедро делился с российским внешнеполитическим ведомством разведывательной информации, которую получала его широкая агентурная сеть.

Поэтому, утверждать, что Мазепа в это время активно готовил свою «коварную» измену не приходится. Только предвзятый может видеть в действиях Ивана Степановича в это время некий подвох. В исследовании петербургской исследовательницы Татьяны Таировой-Яковлевой особое внимание также выделяется церковной политике.

Именно Мазепа был одним из вдохновителей церковной реформы, которая должна уменьшить влияние старого реакционного духовенства, заменив его церковными кадрами из Гетманщины. Вообще Мазепа был одним из крупнейших поборников «вестернизации» Российского государства в среде Петра I. Поэтому, и в этом случае не приходится говорить о том, что в это время Мазепа вынашивал коварный план «измены».

Пролить свет на т. Гетман поддерживал очень тесные, почти дружеские, отношения со «старым» крылом сторонников Петра I. Так, известно на данный момент около 114 писем гетмана с канцлером Федором Головиным, выходящие за пределы делового общения.

Не менее интересным является переписка Мазепы с воеводой Шереметьевым, что понимал украинскую культуру и поддерживал негативные оценки гетмана, по «молодого» крыла сторонников Петра Алексеевича, которые всячески пытались дискредитировать деятелей типа Мазепа и Шереметьев. Отношения Мазепы с «молодым» крылом сторонников царя составляло «несладко». Конфликт между ними набрал скорее внутреннего противоборства.

Продолжительное время Иван Мазепа был одним из ближайших соратников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа вторым в империи был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. В течение 21 года своего гетманства безукоризненно осуществлял все указания и распоряжения царя Петра I. Но народной массе он был чужд, не все любили его на Украине, что выражалось в подавляющих волнениях. Софийский собор, перестроенный при Мазепе. За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России.

Он являлся владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России. За счёт собственных средств Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен, в том числе и за пределами Украины. На следующий год Мазепа заключил соглашение с новым польским королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя же он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. Позже на сторону Мазепы перешли еще около трех тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а Киевский митрополит объявил Мазепе церковную анафему. Обстоятельства складывались против Мазепы.

Решила же судьбу Мазепы Полтавская битва 27 июня 1709 года. После разгрома шведов король Карл XII и гетман едва успели избежать плена и бежали в турецкую крепость Бендеры. Вместе с тем, Полтавское сражение стало катастрофой для Мазепы, крушением всех его планов в отношении достижения независимости Украины.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

(Серия Мифы Украины: Мазепа) Одной из самых больших тайн мазепознавства является смерть старого гетмана. После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка. Иван Мазепа стал гетманом Левобережной Украины в 1687 году и правил до своего отстранения в 1708 году.

Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты

Споры об исторической оценке Мазепы продолжаются, а его биография вызывает бурный интерес исследователей и историков. Гетман Левобережной Украины Иван Самойлович уже знал Мазепу, ценил его ученость и ловкость, а потому охотно взял его домашним учителем для своих сыновей. Говорят, будто, видя это, шведы содержат Мазепу и его приверженцев под строгим присмотром, и даже в спальне гетмана поставили стражу».[22]. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу. Украинский Минкульт сообщил, что в Киево-Печерской лавре 11 июня впервые отслужат панихиду по гетману Ивану Мазепе.

Иван Мазепа: к портрету идеального предателя

Представители Православной церкви Украины впервые провели в Киево-Печерской лавре панихиду по гетману Ивану Мазепе. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. Говорят, будто, видя это, шведы содержат Мазепу и его приверженцев под строгим присмотром, и даже в спальне гетмана поставили стражу».[22]. Одним из национальных героев Украины является гетман Мазепа, олицетворяющий собой предательство, измену и стяжательство. В каком то смысле гетману Мазепе л свои дни он не пыточной башне Московского кремля. Большинство читателей помнят об этом историческом деятеле Малороссии лишь то, что во время войны Петра Первого с Карлом XII гетман запорожских казаков Мазепа перешёл на сторону шведского монарха.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

Так, известно на данный момент около 114 писем гетмана с канцлером Федором Головиным, выходящие за пределы делового общения. Не менее интересным является переписка Мазепы с воеводой Шереметьевым, что понимал украинскую культуру и поддерживал негативные оценки гетмана, по «молодого» крыла сторонников Петра Алексеевича, которые всячески пытались дискредитировать деятелей типа Мазепа и Шереметьев. Отношения Мазепы с «молодым» крылом сторонников царя составляло «несладко». Конфликт между ними набрал скорее внутреннего противоборства. Возможно именно смерть одного из протекторов и ближайшего друга Ф. Головина и утверждения в Петровском окружении так называемой «новой волны», «людей без роду и племени» типа Меншикова. Шафирова, могло быть не под силу снести благородном Мазепе, что породило катастрофические недоразумения и привело к трагическим событиям 1708-1709 гг.

Однако вопрос именно отношений Мазепы с новым крылом сторонников Петра, по моему мнению рассмотрено еще не достаточно в исторической литературе для определения их в качестве предварительного условия, того, что Мазепа тот, который в течение восемнадцати лет отстаивал интересы царской России. Поэтому, только дальнейшая доработка данного вопроса укажет нам на глубинные причины «измены». Рассматривая отдельные аспекты деятельности гетмана, мы приходим к выводу, что восемнадцать лет Мазепа верно служил своими действиями скорее не ради идеи Российского государства, а стремился под крылом России вырастить модерна Украинское государство, выведя ее на международную арену. Что же стало причиной такого достаточно спонтанного разрыва Мазепы? Больше всего, причина кроется в том, что резко изменилось общественно-политической жизни Российской империи в начале XVIII в. Выход на политическую арену «нового поколения» сторонников Петра обусловил трагический конфликт с ними.

За что изменник и был предан анафеме Русской церковью. Но всё это по большому счету привычное наложение текущих политических баталий на другую эпоху, что делать неправильно, но все делают. А для своего XVII века и немного следующего энергичный и деятельный политик из Гетманщины был совершенно типичной фигурой. Постоянные интриги, нарушение договоров, тайные переговоры и резкую смену хозяев практиковала вся казацкая старшина.

Тот же Богдан, едва присягнув на верность московскому царю и подписавшись под запретом на самостоятельную внешнеполитическую деятельность, тут же вступил в тайные сношения со шведским королем Карлом X. Семь месяцев прошло после Переяславской рады, а верноподданный гетман уже письменно обещал врагу сюзерена свою верность и службу, если понадобится. Так что нет ничего удивительного в том, что преемник Хмельницкого, гетман Иван Выговский заключил с Речью Посполитой Гадячский договор, открыто став на сторону Польши и Литвы в русско-польской войне. Гетманщина, как замышлялось, возвращалась в состав Речи Посполитой с сильно расширенными правами, но в итоге раскололась на два берега по Днепру, с двумя гетманами.

К моменту избрания в гетманы Мазепы страшная Руина продолжалась уже 30 лет, измучив всех. А сам он имел обширный список предательств, позволивших ему выдвинуться, включая ловкую «подставу» предшественника, Ивана Самойловича, при котором он дорос до второго человека в протекторате. Социальные сети Черниговский исторический музей, постановка местного театра Московской власти, отчаянно лавировавшей между постоянными войнами с соседями, нужна была стабильность на юге, и Мазепа обещал её обеспечить. В том числе предавая истинных борцов за Украину, как это случилось с полковником Семеном Палиём, поднявшим антипольское восстание на Правом берегу.

Храбрец Палий вел за собой народ, хотел воссоединить оба берега и привести всех под московскую руку. А новый царь Петр I не желал ссориться с поляками. Поэтому его любимец организовал провокацию: выступил на правобережье с войском, призвал к себе руководителей восстания, напоил и в кандалах сдал русским властям, погасив бунт и всё вернув полякам. Обвинительные показания были тут же сфабрикованы, как сообщает историк XIX века Николай Костомаров, «какой-то фастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля.

Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич». Поэтому «изменник» по царскому приказанию был отправлен на вечную ссылку в Тобольск. Этот позорный эпизод современные украинские пропагандисты тщательно обходят стороной.

Получается: на самом деле, конечно, никакого предательства не было, т. И не их вина, что Россия этого права не знала.

На самом деле любому исследователю этого периода ясно, что в основе данной аргументации лежат натяжки и допущения, не имеющие никакого отношения к специфике той эпохи, нарушающие один из главных принципов историка: рассматривать события в контексте исследуемого времени. И ни один документ этого периода, если он, конечно, не сфальсифицирован, ни одной из этих версий не подтверждает. Но «мазепинцев» это не смущает. И они предлагают следующее. Он писал стихи, влюблялся в женщин, играл на кобзе, читал умные книги, знал шесть языков».

Иными словами, речь идет о том, что личные качества гетмана не позволяют даже усомниться в том, что их обладатель мог совершить бесчестный поступок. В более мягкой форме, для тех, кто начинает копаться в фактах, уличая «мазепинцев» в подлогах и фальсификациях, этот вариант обоснования делает ставку на снисходительность. Вроде первый раз не считается. Что на это сказать? Да разве первый раз совершал Мазепа предательство?

Как не замечать смену Мазепой «ориентации» с польской католической власти на власть османскую мусульманскую , а потом — на православную? Как быть с этим? Или этого не было? Но ведь было. Значит, измена для него была нормой, а не исключением.

Тогда, если выше озвученная промазепинская аргументация ничего, кроме неприятия, у вдумчивых граждан не вызывает, «мазепинцы» пытаются свести измену гетмана к простой «роковой» ошибке. Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору. Получается, измена — как бы и не измена вовсе, а просто ошибка. Дело житейское, — канючат «мазепинцы». Или никто из нас не совершал в своей жизни ошибок?

Не судите, и не судимы будете». А мы и не судим — мы размышляем! Чтобы избежать исторического суда, в первую очередь не надо политизировать «историю» Мазепы. Ведь для людей он интересен в первую очередь не сам по себе, а тем, кто и зачем его поднимает в Украине на щит. Впрочем, среди «мазепинцев» есть и те, кто измены гетмана не отрицает, но подает ее таким образом, что из того, чего нормальному человеку надо стыдиться, она становится сродни геройству.

Неплохо разбирался в истории, философии, музыке и поэзии. Писал стихи. После смерти отца Адама-Степана Мазепы в 1665 году Иван Мазепа занял должность черниговского подчашего. На этой должности с 1662 года и до самой смерти находился его отец. С 1669 года Мазепа состоял на службе гетмана правобережной Украины Петра Дорошенко , у которого дослужился до звания генерального писаря.

В 1674 году Мазепа перешел к Ивану Самойловичу, гетману всей левобережной Украины. Находясь в должности генерального есаула в 1682 — 1688 годах, Мазепа занимался исполнением важных дипломатических поручений. В 1687 году гетмана Самойловича в результате провала Крымской кампании сместили с поста гетмана и сослали в Сибирь. Заручившись поддержкой боярина Василия Галицина фаворита царевны Софьи , 4 августа 25 июля по старому стилю 1687 года Иван Мазепа был выбран гетманом левобережной Украины. Гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра так официально назывался пост Мазепы был женат на богатой польской вдове.

История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен

Яна II Казимира и выполнял роль камердинера. В 1663 г. В 1666 г. Дорошенко и вместе с ним с 1669 г.

В 1674 г. Сирко и едва не был им убит, но избежал гибели и стал служить левобережному гетману И. С 1682 г.

После 1-го Крымского похода рус. Голицына вместе с войсковым судьей В. Кочубеем составил донос на Самойловича, в результате которого тот был сначала приговорен к смертной казни, но впосл.

Коломак М. Тогда же он пошел на соглашение с рус. В 1689 г.

Пользовался полным доверием Петра I. В 1692-1695 гг. Шереметева, а в 1697-1698 гг.

Иосиф I пожаловал М. Римской империи грамоту на титул М. По своему усмотрению распоряжался налогами, таможенными сборами с Гетманщины и войсковой казной.

Получал также доходы более 200 тыс. Часть своих средств он направлял на строительство и реставрацию церквей и мон-рей. Всего на его средства было построено, по подсчетам С.

Павленко, 26 соборов, мон-рей и колоколен как на территории Гетманщины, так и на территории России - в Рыльском и Севском уездах; был отреставрирован Софийский собор в Киеве и воздвигнута колокольня, построены стены Киево-Печерской лавры - всего возведено или перестроено более 40 церковных строений. Среди известных построек можно назвать Никольский военный собор Киев , Свято-Вознесенский собор в Переяславе-Хмельницком, киевский Златоверхий во имя арх. Михаила мужской монастырь , Троицкий собор в Чернигове.

Постройки, сделанные на деньги М. Многочисленны были вклады и дары М. Одним из таковых является т.

Пересопницкое Евангелие в наст. Сохранилось более 130 универсалов жалованных грамот , дарованных М.

Уитворта , что казаки Мазепы «один за другим, возвращаются по домам; на прошлой неделе, например, один полковник возвратился с пятьюстами [человеками] конницы, служившей охраной гвардией гетмана, при котором… остался только один полк из 300 человек, не более, и те только ждут случая убежать. Говорят, будто, видя это, шведы содержат Мазепу и его приверженцев под строгим присмотром, и даже в спальне гетмана поставили стражу». Скоропадский , сменивший Мазепу, с горечью писал Петру I сразу после Полтавской битвы , что измена Мазепы привела к тому, что на всех украинцах , «непоколебимых в верности, лежит досада и порок — нас называют изменниками».

В ответ Пётр I в феврале 1710 года издал строгий указ, «дабы никто не дерзал наших верных подданных малороссийского народа людей изменниками называть», за ослушание же следовало «жестокое наказанье». Мирович , происходил из знатного украинского рода, чьи имения были конфискованы за содействие Мазепе в 1709 году.

Он покидает королевскую службу в 1663 году по мнению многих историков, с тайной миссией содействовать возвращению всей Украины под власть Польши , служит у правобережного гетмана Петра Дорошенко. В 1674 году гетман посылает Мазепу на раду в Переяслав с грамотой о принятии подданства царю Московскому, и в том же году направляет его в Крым и Турцию — просить помощи и покровительства у извечного врага православных. Характерная деталь: «в подарок» султану Мазепа должен был доставить пятнадцать невольников-христиан. Этой дипломатической поездке не дано было осуществиться: Мазепа был захвачен в плен запорожцами — сторонниками московского правительства. Его отправляют в Москву, где он завоёвывает доверие бояр. Затем удачливый авантюрист много лет служит у левобережного гетмана Ивана Самойловича и, между прочим, в 1685 году участвует в выборах нового киевского митрополита, при котором украинская церковь была подчинена московскому патриарху. В 1687 году он предал старого гетмана, участвовал в его низложении. Звёздный час Мазепы — рада на реке Коломак 25 июля 1687 года, на которой он получил гетманские клейноты.

Новоизбранный гетман принёс присягу царям Иоанну и Петру... После смещения царевны Софьи Алексеевны Мазепа сумел обаять молодого Петра и его окружение. В ходе первого Азовского похода в 1695 году Мазепа возглавлял казацкое войско, взявшее вместе с русской армией турецкие крепости на Днепре — Казыкермен, Тавань и другие. В период Великой Северной войны, в 1704 году, возглавил поход запорожского войска на Правобережье Украины для усиления власти польского короля Августа II и усмирения казацкого восстания; в следующем году участвовал в походе в Польшу в частности взял крепость Замостье , в кампании 1706 года воевал на территории Белоруссии. При этом Мазепа не упускал случая заявить о своей лояльности. Вот образец стиля его посланий царю Петру: «... Московское правительство не сомневалось в лояльности Мазепы, игнорируя все поступавшие сигналы о его неблагонадёжности. Известно дело полтавского полковника Ивана Искры и генерального судьи Василия Кочубея, которые сообщили Петру I о предательстве Мазепы, но были, как злонамеренные клеветники, выданы гетману на расправу и подвергнуты в июле 1708 года мучительным пыткам и казни. Историк Николай Павленко заключает: «В истории с Мазепой значительную долю вины несет сам царь. Измена гетмана могла быть пресечена задолго до её совершения, не прояви Петр и его окружение излишнего к нему доверия».

Мазепа был обласкан Петром. О многом говорит тот факт, что он стал вторым в истории кавалером Ордена Андрея Первозванного сам Пётр получил этот орден шестым. Близорукость и даже слепота московского правительства поражает.

Мазепа отправил в Запорожье казака Горбаченка с подарками к тогдашнему кошевому Гусаку — убеждать его, чтоб он не допускал запорожцев приставать к Петрику; между тем волнение готово было открыться не в Запорожье, а между городовым казачеством в малороссийских полках. Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни; москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» — продажа вина, отданная в руки жидам, с платежом за то в войсковую казну. Горбаченко достал в Сечи и потом, по гетманскому приказанию, привез в Москву договор, заключенный Петриком с крымским ханом. Из этого договора видна была у Петрика мысль освободить от чужеземцев Украину обеих сторон Днепра называемую им княжеством Киевским и Черниговским и образовать из нее одно государство, под именем княжества малороссийского. Предоставлялось обывателям установить у себя такое правление, какое окажется им сродным.

В своем универсале, обращенном главным образом к сечевым казакам, Петрик вспоминал варварства, причиненные некогда малороссийскому народу поляками: «Не сажали ли они братий наших на колья, не топили ли в прорубях, не обливали ли водою на морозе, не принуждали ли казацких жен варить в кипятке своих детей? Он указывал, что малороссийский народ, отдавая неприятелю на сожжение свои города и села, защищает собою Московское государство как стеною, а Москва, в благодарность за то, хочет взять всех малоруссов в вечную неволю: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Очевидно, Петрик хотел повторить почти буквально историю Богдана Хмельницкого. Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь.

Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей. Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа. Мазепа, соображая это, собрал в Батурине раду, пригласил на нее, кроме полковников, множество казаков и мещан и спрашивал: можно ли уничтожить оранды. После многих споров рада порешила, в виде опыта, на один год упразднить оранды и заменить доход от них сбором с тех людей, которые, на основании всем равно предоставленного права, станут курить вино и содержать шинки. Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть? Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор. Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством.

Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника. Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка. Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею. Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок. Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков. Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек. Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия.

Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях. В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра. Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство.

Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове. Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков. Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля. Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными.

Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле. На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками. Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи.

Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана. На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский. Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико. Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал.

Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою. Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа. И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство.

Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки. Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал. Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля.

Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного.

В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий