В финале фильма идут кадры с Москвой 1971 года.
Кинопрогулка с Остапом Бендером или где Гайдай снимал "12 стульев"
В онлайн-кинотеатре "Мосфильма" доступен бесплатный просмотр всех фильмов киностудии. 5 В обоих советских фильмах «12 стульев» сыграли девять актёров. Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить Двенадцать стульев уже начал работать над экранизацией другого.
Двенадцать стульев (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1971 г.)
21 июня 1971 года состоялась премьера художественного фильма — кинокомедии «12 стульев», снятой режиссером Леонидом Гайдаем по одноимённому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Фильм Двенадцать стульев (1971) смотрите онлайн на Триколор Кино и ТВ: Великий комбинатор Остап Бендер прибывает в небольшой город, где встречается с предводителем дворянства Ипполитом Воробьяниновым. Фильм "12 стульев" 1971 года выпуска мне нравился ещё меньше чем фильм снятый 5 годами спустя. Знаменитая экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев» вышла в 1971 году, и её в первый же год посмотрели почти 39 миллионов зрителей. Комедия. Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин и др. Тетушка Ипполита Матвеевича Воробьянинова когда-то спрятала украшения на сумму в 150 тысяч рублей золотом в один из 12 стульев работы Гамбса. Кадр из фильма «12 стульев» (1971). Ровно 51 год назад состоялась премьера эксцентрической комедии Леонида Гайдая «12 стульев», снятой по одноимённому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
12 стульев (1971, режиссер — Леонид Гайдай)
- 12 стульев (1971) | Кинопедия вики | Fandom
- 12 стульев — Video
- Кадры и Фото
- смотреть сериал 12 стульев 1971 онлайн бесплатно в хорошем hd 1080 качестве
- Фрагмент романа «Двенадцать стульев», не включённый в экранизации
Двенадцать стульев
В этом фильме он сыграл одноглазого шахматиста, тогда как в фильме 1976 года — слесаря Полесова. Георгий Вицин также сыграл в обоих советских фильмах "12 стульев". В этом фильме ему отведена роль монтера Мечникова, а в фильме 1976 года — Безенчука. Сергей Филиппов Перед началом съёмок у Сергея Филиппова начались ужасные головные боли. Врачи диагностировали рак мозга.
После съемок уцелело только четыре экземпляра. Леонид Иович выкупил их и поставил в свой кабинет. Леонид Гайдай сыграл в фильме архивариуса Варфоломея Коробейникова. На съемках "12 стульев" Михаил Пуговкин промерз до костей и заработал радикулит. Наталья Крачковская "забрала" роль мадам Грицацуевой у Галины Волчек. Арчил Гомиашвили, исполнивший главную роль, очень обиделся на режиссера за то, что его героя переозвучили. Роль Кисы Воробьянинова исполнил Сергей Филиппов.
Однако авторы «12 стульев» за прообраз взяли совершенно другой город. В 2000-х годах вышло полное издание романа — до этого на протяжении всего времени он издавался в сокращенном, где отсутствовало много глав — это было сделано из-за того, что первоначально роман был опубликован в нескольких номерах журнала «30 дней» и несколько глав было убрано авторами как не существенные, но именно по ним и ясно, что за основу Васюков был выбран вовсе не Козьмодемьянск. В своих комментариях к роману Ильф и Петров, которые были добавлены в полное издание, было и конкретизировано место — это город Васильсурск в Нижегородской области, в 152 км к востоку от Нижнего Новгорода. Именно от названия города и было образовано название Васюки. Стоит добавить и еще один важный нюанс. В тех же записках авторы и объясняли выбор название, которое они выбрали для парохода — «Скрябин». Сделано это было не просто так, а с завуалированным намеком. Георгий Чичерин — его предшественник в министерском кабинете. Именно поэтому когда режиссер Леонид Гайдай перед съемками фильма изучал материалы к роману, то в качестве места съемки речного сюжета он выбрал именно пароход «Чичерин». После съемок судьба «Чичерина» получилась тоже необычной и в чем-то авантюрной, под стать кинопроизведению в котором он снялся. На следующий год после выхода фильма, в 1972-м, пароход был выведен из эксплуатации и до осени 1976 года судно простояло на приколе в затоне Память Парижской коммуны под Нижним Новгородом.
Были травмы и на съемках у Захарова. Актриса Любовь Полищук повредила позвоночник — Андрей Миронов должен был уронить ее на матрас во время знойного танго. Но актриса упала на пол. Были и такие актеры, которые сыграли как у Гайдая, так и у Захарова. Сразу четыре артиста. Правда, все-таки разные роли. И наконец, Юрий Медведев у Захарова — председатель тиражной комиссии, у Гайдая — театрал. Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова. Кинокомедию «12 стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие — полным провалом. Споры эти не прекратятся до тех пор, пока фильм показывают по телевидению. Но один факт неоспорим: цитаты из комедии стали крылатыми и навсегда вошли в нашу жизнь. Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете? Командовать парадом буду я! Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся!
Двадцать Бендеров и одна Грицацуева: как Леонид Гайдай снимал фильм «12 стульев»
А 3 сентября съемочная группа прибыла в Пятигорск, где начала с эпизода у скульптуры Орла, откуда Остап отправил Кису просить подаяние у «Цветника». Эпизод «у провала» снимали возле грота Лермонтова. Входная группа была выполнена зодчими Бернардацци, тем самым окультурив вход в природную пещеру. Далее съемки проходили в парке «Цветник» - торги с монтером театра и дельнейшая продажа ворованных стульев.
Спустя 50 лет, во время съемок фильма "Чебурашка" , панорамный вид на входа в парк снова оказался в кадре. Как ни странно, но сцену подаяния милостыни бывшему члену Государственной думы снимали вовсе не в «Цветнике» Пятигорска, а в Ессентуках, рядом с грязелечебницей имени Семашко. Закончив снимать в Пятигорске 14 сентября, группа переместилась в Дарьяльское ущелье, где сняли эпизоды "Дэнги давай" и "Отец Федор ворует колбасу".
После этого кинематографисты отправились на побережье Батуми, где сняли еще ряд сцен. Торг на даче у инженера Брунса за гарнитур генеральши Поповой происходил в Махинджаури. Пятигорское землетрясение сняли в Приморском парке.
С 13 октября до 30 ноября досняли оставшиеся сцены на Мосфильме: аукцион, редакцию газеты «Станок» и др. Прокат 7 июня 1971 года состоялась премьера приключенческой комедии «12 стульев» в кинотеатре «Россия». За время проката фильм собрал 39,3 млн рублей, что было гораздо меньше предыдущих работ: " Операция «Ы» — 69,6 млн, " Кавказская пленница " — 76,54 млн, " Бриллиантовая рука " — 76,7 млн.
Тем не менее фильм посмотрело свыше 60 миллионов зрителей, благодаря чему «12 стульев» стали лидером проката 1971 года.
Стул просто сфотографировали во всех ракурсах. А потом выяснили, что в СССР нет мастеров, которые могли бы по фотографии изготовить старинный гарнитур… Сорок стульев гарнитур мадам Петуховой, гарнитур генеральши Поповой плюс 16 запасных пришлось заказывать в Египте. В апреле 1970 года съемки, наконец, начались. Группа отправилась сначала в город Рыбинск который изображал в кадре Старгород , а потом в волжское село Работки там снимали Васюки. Пятигорск, Военно-Грузинскую дорогу, пригороды Батуми сняли там, где и разворачивается действие соответствующих сцен. Работа шла относительно спокойно, хотя совсем без неприятностей не обошлось. Например, Пуговкин шесть часов рубил стулья на берегу моря — в шторм, на пронизывающем ветру, в конце октября в фильм потом, как полагается, вошли считанные секунды отснятого материала — и на всю жизнь заболел радикулитом. Но больше всего проблем возникало с Гомиашвили: он так стремительно вошел в съемочный процесс, что не успел выучить текст и периодически путал слова перед камерой. А Гайдай не успел отрепетировать роль с ним заранее, и это приходилось делать между дублями.
Лучшие фильмы-комедии всех времен, которые стоит посмотреть Комедия — жанр тонкий и со множеством нюансов. Угадать желания и предпочтения публики — задача для режиссера и сценариста не легкая. Узнать подробности Конфликт Гайдая и Гомиашвили Как пишет Евгений Новицкий, автор книги о Гайдае, вышедшей в серии «ЖЗЛ», «на съемках Гомиашвили частенько лебезил и заискивал, что, понятно, не могло не покоробить Гайдая, не выносившего фальши ни в профессиональных, ни в бытовых отношениях. А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущенный тем, что его «лишили голоса» вся роль, кроме нескольких эпизодов, была переозвучена Юрием Саранцевым. Кадр из фильма Гайдай: «12 стульев» Захарова — это уголовное преступление Несколько лет они не общались, но в самом начале 1977 года Гайдай неожиданно позвонил Гомиашвили: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся «12 стульев», снятые Марком Захаровым». К телеверсии романа Ильфа и Петрова, поставленной худруком «Ленкома», где главные роли исполнили отвергнутые в свое время Гайдаем Анатолий Папанов и Андрей Миронов, Леонид Иович явно испытывал большую ревность. Впрочем, и его собственные «12 стульев» далеко не у всех вызвали восторг. Например, классик советского кино Григорий Козинцев, увидев их, в ужасе записал в дневнике: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей.
Хамский гогот»… Сегодня все эти гневные возгласы только веселят: фильмы Гайдая и Захарова прекрасно существуют в телеэфире вместе — на разных каналах их показывают, кажется, чуть ли не в ежедневном режиме. И мало кто сейчас судит их по-козинцевски сурово. Гомиашвили и Филиппов сыграли Бендера и Кису еще в одной картине — «Комедия давно минувших дней» 1980. Ее авторы хотели отдать дань уважения одновременно немым комедиям 20-х и фильмам Гайдая в ней еще снялись в роли Труса и Бывалого Георгий Вицин и Евгений Моргунов. Что любопытно, Гомиашвили снова озвучивал Саранцев. Но получился скорее унылый реквием по ушедшей эпохе. К тому моменту и сам Гайдай, увы, был навсегда ушедшим в прошлое режиссером — он продолжал снимать, но его картины теперь производили удручающее впечатление.
Леонид Гайдай и Сергей Филиппов на съемках фильма «12 стульев», 1970 г. С мадам Грицацуевой у Гайдая опять была заминка. Он попробовал на эту роль пару главных «фигуристых» актрис нашего кинематографа — Галину Волчек и Нонну Мордюкову, но ни та, ни другая не казались ему достаточно смешными. Тогда звукооператор Владимир Крачковский показал ему свою жену Наталью, которая к тому времени уже снялась в нескольких эпизодических ролях. Капризный режиссер влюбился в пышную красавицу с первого взгляда: «Вот она, мечта поэта» - только и смог сказать он. Эта роль стала для актрисы по-настоящему важной. Наталья Крачковская в роли мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев», 1971 год А Марк Захаров, как всегда, быстрый в решениях, утвердил на эту же роль Лидию Федосееву-Шукшину даже без проб. Правда, роль далась актрисе очень тяжело. Незадолго перед этим ушел из жизни ее супруг, а как только началась работа над фильмом, она потеряла еще и отца. На съемки свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера актриса приехала сразу с похорон. Отыграв эпизод, уходила в уголок и плакала. Андрей Миронов и Лидия Федосеева-Шукшина в фильме «12 стульев», 1976 год Были в работе над обеими картинами и сложности.
Одна из них. Осип ощипал живую курицу и продал яйца обычных несушек как яйца бесперьевых курей. Типо домохозяйкам не придётся ощипывать курей и бороться с куриными блохами Когда обман раскрылся, в место где проживал когда-то Осип,пришли дружинники и сильно посмеялись....
Двенадцать стульев
В обеих экранизациях романа «Двенадцать стульев» (1971 и 1976) отсутствует один важный для восприятия эпохи фрагмент. Фильм снят по мотивам романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928). Художественный фильм "12 стульев" — экранизация одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова в двух частях, снятая режиссером Леонидом Гайдаем в 1971 году. Премьера фильма «Двенадцать стульев» Марка Захарова была заметной, однако не сказать чтобы успешной. Действия. 12 стульев (фильм, 1971). Материал из Все о кино. смотреть сериал 12 стульев 1971 онлайн бесплатно в хорошем hd 1080 качестве.
Москва в фильме «Двенадцать стульев»
Иной раз не хватает остроты социальной характеристики. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл». К счастью, все сложилось благополучно, и комедия увидела свет. В Минске кинокомедию стали показывать в конце сентября 1971 года в кинотеатрах «Победа», «Мир», «Комсомолец», «Маяк», «Современник». В итоге именно последняя после согласования «на самом высоком уровне» должна была сыграть эту роль.
Но Мордюкова на эту роль не подошла, показалась не смешной. Гайдай глянул на неё и сказал: «Вот она, мечта поэта» Первоначально режиссером был Георгий Данелия, но он уступил работу Леониду Гайдаю, который хотел снять фильм.
Одну из подобных нестыковок заметило РБК. Речь идет о сцене со скелетом, когда Остап Бендер и Киса Воробьянинов посещают московское студенческое общежитие.
По сюжету, первый проходится по комнате, подходит к учебной модели скелета, вешает на нее головной убор и шарф.
Интересно, что после выхода романа в 1929 году администрация курорта ввела входную плату за посещение этого достопримечательного места. Сцена фильма "возле Провала", где великий комбинатор устроил продажу входных билетов, снимали вовсе не на фоне известной пятигорской достопримечательности.
Торги с монтёром Мечниковым и передачу стульев компаньонам снимали на фоне Лермонтовской галерее в парке "Цветник". Сцена, где великий комбинатор с азартом торгует билетами на Провал, предлагая их группам отдыхающих, направляющихся к гроту Лермонтова была снята не у грота, а на горе Горячей. Ну и заключительная сцена в фильме, снятая в Пятигорске — под покровом ночи Остап и Киса несут стулья, выкупленные у Мечникова.
Пятигорский полицейский спугнул героев фильма , они вынуждены были присесть на стулья у ближайшей двери , оказавшейся входом в Прокуратуру города. Облик полюбившихся героев взяли именно из фильма Гайдая. Вот только стоят эти скульптуры не там, где снимался фильм, а там, где это описано в романе.
Бендер у входа в Провал, Киса неподалеку от входа в парк «Цветник». Одними из главных действующих персонажей в фильме являются сами стулья. Приступив к съемкам, выяснилось, что найти по-настоящему подходящий реквизит не так и просто!
Было размещено объявление в газету в поисках раритетных вещиц!
В подборках
- «Двенадцать стульев»: почему мы до сих пор смеемся над этим романом?
- Рекомендуем
- "12 стульев" Гайдая vs "12 стульев" Захарова. Баттл :-)))
- Обратите внимание:
Рекомендуем
- Актеры фильма Двенадцать стульев:
- Смотрите также
- Двенадцать стульев, фильм 1971 - кадры, трейлеры, смотреть онлайн, актеры, фото и видео, отзывы
- Как два великих режиссера почти одновременно экранизировали «12 стульев»
«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали
Двенадцать стульев | Пятигорск - Туристско-информационный центр | Шаблон:Другие значения Шаблон:Фильм «12 стульев» — экранизация одноимённого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова в двух частях («Лёд тронулся» и «Заседание продолжается»), снятая режиссёром Леонидом Гайдаем. |
Фрагмент романа «Двенадцать стульев», не включённый в экранизации | Фильм снят в 1971 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. |
7 интересных фактов о фильме 12 стульев (1971) — smartfacts | Художественный фильм "12 стульев" — экранизация одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова в двух частях, снятая режиссером Леонидом Гайдаем в 1971 году. |
“Двенадцать стульев” (1971) | Большая часть съемок фильма "12 стульев" проходили на Волге, в городе Рыбинске, «сыгравшем роль» Старгорода, и Москве, где происходит действие второй части фильма. |
Захаров против Гайдая: как два именитых режиссера сняли «12 стульев» | Приключения, комедия, криминал. Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин и др. Описание. Основе действие комедии «12 стульев» разворачивается в 20 годы прошлого столетия в СССР. |
Двадцать Бендеров и одна Грицацуева: как Леонид Гайдай снимал фильм «12 стульев»
Полтинник я вам дам: фильму «12 стульев» Леонида Гайдая — 50 лет. Вот, как он создавался | Кому интересно смотрите так же мой пост: По местам съемок фильма 12 стульев. |
12 стульев 1971 | Полная информация о фильме: Двенадцать стульев (1971) режиссер Леонид Гайдай, отзывы пользователей, профессиональных кинокритиков, рейтинг фильма, список актеров, возможность смотреть кино онлайн. |
Кинопрогулка с Остапом Бендером или где Гайдай снимал "12 стульев": dubikvit — LiveJournal | Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова даже спустя 92 года на редкость точно иллюстрирует некоторые стороны жизни нашего общества. |
Как Марк Захаров снимали свои "12 стульев" | 10 июня 2023 - Новости Самары - Двенадцать стульев / Dvanáct kresel. |
12 стульев (фильм, 1971)
История создания романа «12 стульев» обросла всевозможными легендами, байками и небылицами, которые активно поддерживали и распространяли сами авторы. Вся информация по сериалу 12 стульев: список и график выхода серий, описание и рейтинг на 12 стульев — история создания, сюжет, режиссёр, актёры, награды и критика — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ. СССР, Мосфильм, 1971, цв. Лидер советского кинопроката 1971 года — комедия Леонида Гайдая по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
7 фактов о фильме 12 стульев
Одну из подобных нестыковок заметило РБК. Речь идет о сцене со скелетом, когда Остап Бендер и Киса Воробьянинов посещают московское студенческое общежитие. По сюжету, первый проходится по комнате, подходит к учебной модели скелета, вешает на нее головной убор и шарф.
За съёмки взялся Леонид Гайдай. Кастинг на роль Остапа Бендера А вы знали, что на роль Остапа претендовали такие известные актёры? Арчила Гомиашвили режиссёр обнаружил в небольшом городке. Примечательно, что Остапа Бендера озвучил совершенно иной человек: Юрий Саранцев. Дважды сыгравшие в фильмах, снятых по произведению "12 стульев" Савелий Крамаров сыграл в обоих советских фильмах "12 стульев".
Читайте также Кадр из фильма «12 стульев» 1971 Золотой портсигар «И начались наши вечера в опустевшей редакции. Сейчас я совершенно не могу вспомнить, кто произнес какую фразу, кто и как исправил ее, — писал позже Евгений Петров в своих воспоминаниях. Но первую фразу романа произнес Ильф. Это я помню хорошо. После короткого спора было решено, что писать буду я, Ильф убедил меня, что мой почерк лучше». Задумку «Двенадцати стульев» «Дюма-отец» и его литературные негры позаимствовали не то у Конан Дойла рассказ «Шесть Наполеонов» , не то у Льва Лунца, рано умершего и сегодня мало кому известного литератора. По словам Валентина Катаева, на одном из вечеров Лунц с каменным лицом читал уморительнейшую повесть о том, как одно буржуазное семейство, скрываясь от советской власти, прятало фамильные драгоценности в шкафу. Но не исключено, что идея взялась из воздуха, сюжет о дореволюционных сокровищах и кладах в то время был нередким. Существует и другая, более правдоподобная версия. Будучи человеком с юмором, Шор любил весело рассказывать о своих похождениях, про которые Катаев обещал когда-нибудь написать роман. Эту-то идею «Дюма-отец» и поведал соавторам. Они с удовольствием вплели многие байки Шора в текст своей книги. Прочитав первую часть романа, Валентин Катаев остался доволен и пророчил писателям успех, но ставить свою фамилию на обложке отказался. Прочитав первую часть романа, Валентин Катаев остался доволен и пророчил писателям успех, но ставить свою фамилию на обложке отказался, признавая за авторами полную самостоятельность. Однако выдвинул два условия. Первое — роман должен посвящаться ему, второе — с гонорара Ильф и Петров обязаны отблагодарить его за идею и вдохновение золотым портсигаром. Кстати, портсигар Катаеву преподнесли действительно золотой, правда, намного позже и женский. Так соавторы сэкономили на «Дюма-отце». Кадр из фильма «12 стульев» 1971 «Ключ от квартиры, где деньги лежат» Если верить дочери Ильфа Александре Ильиничне, всю жизнь занимавшейся архивами отца и его друга, в прозу превращалось все, что окружало соавторов. Например, Старгород полнился одесскими реалиями, редакция газеты «Станок» обстановкой напоминала родной для Ильфа и Петрова «Гудок», а общежитием имени Бертольда Шварца сделали не что иное, как прилегающую к зданию газеты комнату, в которой поселился Илья Ильф с молодой супругой. Скудная обстановка — матрац на четырех кирпичах, стул, стол и три ширмы вместо стен — нашла отражение в описании «пенала» Коли и Лизы. Прототипами главных и второстепенных героев становились знакомые и друзья. Например, бывший уездный предводитель дворянства Киса Воробьянинов напоминал полтавского дядюшку Петрова Евгения Петровича Ганько. Тот тоже слыл жизнерадостным эпикурейцем, гурманом и носил золотое пенсне. Журналист «Гудка», способный производить по пятьдесят отличных цитат в день, Миша Глушков, автор знаменитой фразы про ключ от квартиры, где деньги лежат, был полностью доволен списанным с него персонажем Авессаломом Владимировичем Изнуренковым. Поговаривают, будто Миша в знак благодарности даже поцеловал Ильфа в плечо.
Из-за глупости Воробьянинова, который потратил имевшуюся у него часть денег, стулья «расползаются как тараканы»: на аукционе их продают и увозят в разные части Москвы. С помощью разных ухищрений концессионеры находят 5 стульев с 3-го по 7-й стулья , но в них ничего не оказывается. Оставив один стул, который затерялся на вокзале в Москве 12-й стул , герои решают искать четыре оставшихся с 8-го по 11-й стулья , которые отправляются вместе с театром на гастроли, на пароходе «Скрябин». Концессионеры нанимаются художниками на этот пароход. Ночью они вскрывают восьмой стул, но и он оказался без сокровищ. За «халтурную» работу горе-художников высаживают в городе Васюки. Для добычи денег Остап, выдав себя за гроссмейстера, организовывает в городском шахматном клубе турнир. В своих восторженных речах Остап обещает городу светлое будущее, где он станет Нью-Москвой и в нём произойдет «первый междупланетный шахматный турнир». Но на первом же турнире назревает скандал: великий комбинатор играл в шахматы во второй раз в жизни и поэтому проигрывает все партии. При попытке жульничества Остап навлекает на себя гнев шахматистов. Концессионерам удаётся спастись от толпы, уплыв на лодке.
«12 стульев»… киноляпы
Съемки фильма "Двенадцати стульев" начались в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года. Видео: Кадры из кинофильма "Двенадцать стульев" Действие у Орла, когда Остап посылает Кису просить милостыню, но Киса сопротивляется: никогда еще Воробьянинов не протягивал руки. На что Бендер отвечает: "Тогда протянете ноги, старый дуралей! Именно здесь, с давних времён, струился безымянный горячий источник, на основе которого возник бальнеологический комплекс и благодаря которому и возник город-курорт Пятигорск.
Самый известный эпизод в романе, происходящий в Пятигорске, рассказывает о том, как предприимчивый Остап Бендер продавал самодельные билеты для входа в Провал. Интересно, что после выхода романа в 1929 году администрация курорта ввела входную плату за посещение этого достопримечательного места. Сцена фильма "возле Провала", где великий комбинатор устроил продажу входных билетов, снимали вовсе не на фоне известной пятигорской достопримечательности.
Торги с монтёром Мечниковым и передачу стульев компаньонам снимали на фоне Лермонтовской галерее в парке "Цветник". Сцена, где великий комбинатор с азартом торгует билетами на Провал, предлагая их группам отдыхающих, направляющихся к гроту Лермонтова была снята не у грота, а на горе Горячей. Ну и заключительная сцена в фильме, снятая в Пятигорске — под покровом ночи Остап и Киса несут стулья, выкупленные у Мечникова.
Пятигорский полицейский спугнул героев фильма , они вынуждены были присесть на стулья у ближайшей двери , оказавшейся входом в Прокуратуру города. Облик полюбившихся героев взяли именно из фильма Гайдая.
Комедия сопровождается музыкой Александра Зацепина, которая придаёт фильму динамичность и шарм. Кинокартина смотрится на одном дыхании и непрерывно вызывает улыбку. История развивается стремительно — в шок приводит надпись «до конца фильма осталось 17 минут», ведь казалось, что он только начался. Гениальна сатира и игра слов, но другого и не ждёшь, когда смотришь работу Леонида Гайдая.
Особенно понравился момент, когда в Пятигорске Остап брал деньги за вход в Провал, как он сказал, для ремонта, чтобы «не слишком проваливался». Каждая шутка уместна, в комедии нет ничего лишнего. Интересно, что многие фразы из неё стали крылатыми. А слова Остапа «гигант мысли, отец русской демократии» даже стали популярным мемом. Атмосфера фильма тёплая и добрая, и при этом в ней гармонично растворяется жёсткая сатира и горькая ирония. Кадр из фильма «12 стульев» 1971.
Остап Бендер продаёт самодельные билеты в Провал — одно из немногих мест, куда отдыхающие могли попасть бесплатно.
В своих восторженных речах Остап обещает городу светлое будущее, где он станет Нью-Москвой и в нём произойдет «первый междупланетный шахматный турнир». Но на первом же турнире назревает скандал: великий комбинатор играл в шахматы во второй раз в жизни и поэтому проигрывает все партии. При попытке жульничества Остап навлекает на себя гнев шахматистов. Концессионерам удаётся спастись от толпы, уплыв на лодке. Нагорнов По реке они добираются до Чебоксар , а потом попадают в Пятигорск. Там, прося милостыню и проводя платные экскурсии по бесплатным достопримечательностям города « Провалъ » , Остап и Воробьянинов набирают нужную сумму и покупают 9-й и 10-й стулья у пьяного монтёра Мечникова, но 11-й стул концессионеры упускают. Театр вместе со стулом отправляется гастролировать дальше, во Владикавказ. По пути, на Военно-Грузинской дороге , Бендер и Воробьянинов встречают отца Фёдора, который, потратив все свои сбережения на липовые «воробьяниновские» стулья и ничего там не найдя, сошёл с ума. Концессионеры доходят до города Ялта.
Ночью, прокравшись в театр и переждав землетрясение , они добывают 11-й стул, который также оказывается пустым. Вернувшись в Москву, Бендер узнаёт, что последний стул находится в клубе железнодорожников.
Во время свадьбы концессионеры обнаруживают, что сокровищ в стуле нет, и сбегают. Чтобы раздобыть денег, концессионеры основывают организацию «Союз меча и орала», которая якобы может возродить дореволюционную эпоху, в неё начинают вступать подпольные богачи Старгорода. Под вдохновляющие речи Бендера они скидываются на необходимую сумму, после чего авантюристы отправляются в Москву , где находятся остальные стулья. Там концессионеры узнают, что эти стулья будут продаваться на аукционе. Из-за глупости Воробьянинова, который потратил имевшуюся у него часть денег, стулья «расползаются как тараканы»: на аукционе их продают и увозят в разные части Москвы. С помощью разных ухищрений концессионеры находят 5 стульев с 3-го по 7-й стулья , но в них ничего не оказывается.
Оставив один стул, который затерялся на вокзале в Москве 12-й стул , герои решают искать четыре оставшихся с 8-го по 11-й стулья , которые отправляются вместе с театром на гастроли, на пароходе «Скрябин». Концессионеры нанимаются художниками на этот пароход. Ночью они вскрывают восьмой стул, но и он оказался без сокровищ. За «халтурную» работу горе-художников высаживают в городе Васюки. Для добычи денег Остап, выдав себя за гроссмейстера, организовывает в городском шахматном клубе турнир.