один из главных христианских праздников, вот только католики и православные отмечают этот праздник в разные дни. Объясняем, почему. великий христианский праздник, который мы отмечаем сегодня 7 января, - предсказаны и пред-описаны с потрясающей точностью и детализацией. Рождество Христово — один из основных христианских праздников, который по значимости превосходит только Пасха. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса.
Рождество: история и традиции праздника
время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Рождество Христово: История праздника. 7 января большинство православных христиан празднует Рождество — приход в мир Спасителя нашего Иисуса Христа. 7 января Православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников — Рождество Христово.
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
Рождество Христово является поистине одним из самых важных и почитаемых праздников православных. время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос.
Время праздновать: почему православные отмечают Рождество 7 января, а католики — 25 декабря
Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах.
На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии. Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель.
К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов.
Рождество в Советском Союзе В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась. Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога. Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество.
Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы.
Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев.
Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора.
Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами.
Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон.
Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово.
Фреска монастыря св. Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря.
Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста.
Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня.
А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет.
Нельзя одеваться в черное. Запрет также распространяется на старую и грязную одежду. От интимных отношений в этот день тоже лучше воздержаться. Не стоит встречать праздник в одиночестве. Приметы на Рождество 7 января Приметы погоды По погоде на Рождество и Сочельник судили о предстоящей весне и лете, а также о видах на урожай. Крепкий мороз — к жаркому лету.
Оттепель — к затяжным весенним холодам. На Сочельник выпал снег — к богатому урожаю. Завывает вьюга — к ранней весне. Метет метель — к медоносному лету. Ясная погода на Рождество — к хорошему урожаю на полях. Приметы здоровья Для предсказания состояния здоровья в следующем году обращали внимание на кутью и сочиво — традиционные рождественские угощения. Пышные и вкусные — здоровье будет крепким. Не удавшиеся или не очень вкусные — возможны болезни. Если утром курочка сначала клюет зерно, а потом пьет воду, это предвещало здоровье и долголетие, а если наоборот — можно было заболеть.
Бытовые приметы Увидеть мышь — к финансовым потерям. Увидеть большую собаку — к удаче. Первым в гости пришел темноволосый мужчина — к крайне удачному году. По дню недели, на который приходился праздник, также предсказывали характеристики будущего года. Например, понедельник предвещал богатый урожай, а вторник — счастливый брак. Среда сулила рыболовам и охотникам богатую добычу, а четверг — скорые свадьбы для незамужних девушек. Пятница предвещала длинную зиму и короткое лето, а субботний праздник — весенние дожди почти каждый день. Воскресенье сулило успехи тем, кто планирует новые начинания.
Так зачем же вочеловечился Сын Божий? Суть человека соединилась с Божественной сутью — Иисус облёкся в человека, чтобы исцелить человечество и принести нам удивительный дар благодати. А от нас требуется этот дар принять. Явление Бога — это жертва, которой искупились человеческие грехи не только прошлые, но и будущие. Праздник Рождества наполнен символами и традициями. Сам праздник Рождества Христова начинается с поста, который длится с 28 ноября по 6 января. Пост готовит тело, а молитва — душу к восприятию самого события Рождения Христа. Подобно волхвам, принесшим свои дары, мы приносим Господу свои, дары духовные. Канун Рождества Христова — предпраздничный день — Сочельник. Это день очень строгого поста. В этот день не едят до появления на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде. В Сочельник готовят праздничные блюда: сочиво и кутью. Они готовятся из пропаренных злаков и мёда. Основным символом Рождества была и остаётся Рождественская ель. А ещё Священные дары: золото, ладан и смирна — и конечно, Вифлеемская звезда. Именно эта звезда привела язычников-волхвов к яслям Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Теперь Вифлеемскую звезду крепят на макушках Рождественских елей в домах. Ель же всегда была символом Рождества. Связано это вот с чем. Когда Ирод, опасаясь за своё положение, приказал убить всех младенцев, считается, что Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели. Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа. В России укрепилась традиция делать Рождественский вертеп, то есть пещеру Рождества. Её делают своими руками верующие и устанавливают и в храмах, и на площадях, и в домах. А в Рождественский Сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Свеча — символ человеческой души, которая горит перед Богом и освещает путь другим.
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [4]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк.
За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна Ин. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля.
Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
Иконография праздника Рождество Христово, греческая икона XVI века Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана , который был архиепископом Равенны в середине VI века.
Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник , вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова , в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.
В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху.
Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет. Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод. Московские психологи объяснили, как рассказать ребенку о Рождестве Традиции Перед тем как встретить Рождество, верующие держат сорокадневный Рождественский пост: с 28 ноября по 6 января. Сочельник — самое строгое время поста, нужно есть только сочиво вареную пшеницу с медом. По этой причине и день называется Сочельником. О конце поста возвещает появившаяся на небе первая звезда, которая символизирует Вифлеемскую. В ночь на Рождество в церквях проходят службы, а после христиане идут по домам наслаждаться трапезой в кругу близких. Праздничный ужин Традиционный рождественский ужин должен состоять из дюжины по количеству апостолов постных блюд.
Из обязательных — кутья — каша из риса, пшеницы, изюма, кураги и орехов, в остальном можно придерживаться собственных вкусов. На Руси была популярна выпечка: пироги с различными начинками. Некоторые готовят козули — пряники в виде фигур коз, овец, баранов и лошадей.
Дары друг другу — это воспоминание о дарах, которые принесли волхвы маленькому Христу. До революции в России существовала традиция обмениваться открытками. Такие открытки тоже были особым направлением искусства: их украшали изображениями звезды или белых голубей, рисовали сентиментальные семейные сцены или трогательных ангелов.
В праздник Рождества православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился! В ХХ веке зародилась традиция отмечать Рождество на Международной космической станции. Для праздничного ужина космонавтам доставляют особый рацион. Украшают на борту и ёлочку. У наших прабабушек существовало много обычаев, связанных с этим днём. Например, обязательно надо было убрать в доме, а утром в праздник надеть новую одежду.
Ещё одна традиция — делиться.
Викимедиа Традиции православного Рождества Христова Священник отметил, что в честь Рождества в православных церквях проходят торжественные службы. Их начинают проводить утром 6 января — в сочельник, а вечером этого же дня верующие собираются на всенощное бдение с литией. Ровно в полночь 7 января начинается рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия.
Традиционно в канун праздника рядом со святынями возводят снежные рождественские вертепы. Внутри кукольного театра показывают сцену Рождества. Объемные фигурки отсылают к истории праздника. Традиционными персонажами, конечно же, остаются Дева Мария и младенец Иисус.
Это напоминало о трех евангельских событиях: рождении Христа, поклонении волхвов и крещении Христа на реке Иордан. Древние славяне традиционно проводили первый день дома или у родных. На второй день женщины с детьми до года ходили в церковь, чтобы причащать их. Считалось, что это день младенцев.
Уже с третьего дня отправлялись к родственникам и друзьям, захватывая с собой самые лучшие угощения. Викимедиа Предки верили, что святки обладают особой магией, поэтому проводили обряды, гадали и пытались заглянуть в будущее. Помимо этого, в течение 12 дней нельзя было делать работу по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова. Люди старались не ссориться: верили, что даже мелкая перепалка может привести к серьезной вражде.
Особое место в культуре славян занимали колядки. Поздним вечером на на улицу выходили ряженые.
Рождество Христово: праздник надежды
Традиции Рождества ХристоваРождество празднуется с 6 на 7 января, в полночь в храмах начинается главная служба. В 2023 году Рождество Христово выпадает на субботу. Промежуток времени с 7 по 18 января Сочельник Крещения называется Святки или Коляды — это период особенной радости для верующих православных, когда все ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Народные суеверия и приметыВ этот день нельзя шить, ткать, плести, нельзя заниматься уборкой и делами по хозяйству. Также ни в коем случае нельзя ругаться. В Рождество обязательно надо одеться во что-то новое: не постиранное, а новое.
Также нельзя было садиться за праздничный стол в черном — это могло привлечь неудачу. Предки верили, что если в этот день что-нибудь потерять, то стоит ждать убытков в будущем году. Ну а если найти в этот день что-нибудь, особенно, если это украшение, то будет достаток весь год. В этот день обращали особое внимание на природу: если в небе совсем молодой месяц, значит, в финансовом плане год будет неудачным.
Если все останется неизменным, с 2101 года православное Рождество перейдет на 8 января. Как отмечают Рождество Христово в православной церкви В канун Рождества совершается Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня по чину великих праздников: поют отрывки из Евангелия о Рождестве и канон «Христос рождается — славьте! Затем совершается праздничная Божественная литургия святого Иоанна Златоуста. Праздничное убранство православной церкви на Рождество. Верующие посещают церковную службу, зажигают свечу у иконы и молятся за себя и близких. После литургии свечу зажигают и дома, перед иконостасом. Только после молитвы можно садиться за праздничный стол. Традиции празднования Рождества в России Верующие готовятся к празднованию Рождества, соблюдая 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника постятся особенно строго, но обязательно едят сочиво пшеницу или рис с маком и медом. Именно отсюда произошло название этого дня — «сочельник». Строгий пост заканчивается только при появлении первой звезды, символизирующей рождение Иисуса. Сочиво для сочельника. На трапезу готовили 12 постных блюд по числу апостолов , на стол ставили кутью. Были и праздничные, скоромные, блюда: пироги и пирожки с разными начинками, блины, запеканки, свинина, рыба, гусь с яблоками. Крупноразмерные куски мяса или тушки птицы готовили в русской печи. Мелко нарезанное мясо варили в горшках с кашей. Хозяйки пекли фигурки из теста в виде животных и дарили их близким. С середины XIX века по западному примеру дома стали украшать еловыми ветками и свечами, а под праздничную ель класть подарки, символизирующие дары волхвов младенцу Иисусу. Еще раньше в России стала популярна европейская традиция рождественского вертепа, который создавали своими руками и устанавливали в храмах, на площадях и в домах. Кое-где до сих пор сохраняется либо возрождается традиция колядования в ночь перед Рождеством: молодые люди и дети наряжаются, а потом ходят по дворам, прославляя Христа и хозяев домов. В ответ они получают сладости, мелкие монеты и выпечку. Колядки на улицах Твери.
Они принесли младенцу дары — золото, ладан и смирну. Золото — символ дани, величия, признания и мудрости. Из золота изготавливали самые роскошные вещи, оно не портится со временем и всегда остается ценным. Ладан был преподнесен младенцу как первосвященнику. Смирну же погребальное благовоние волхвы подарили Христу как тому, кто должен умереть за людей. Отсюда пошла современная традиция дарить подарки на Рождество. Традиции Рождества ХристоваРождество празднуется с 6 на 7 января, в полночь в храмах начинается главная служба. В 2023 году Рождество Христово выпадает на субботу. Промежуток времени с 7 по 18 января Сочельник Крещения называется Святки или Коляды — это период особенной радости для верующих православных, когда все ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Народные суеверия и приметыВ этот день нельзя шить, ткать, плести, нельзя заниматься уборкой и делами по хозяйству.
Между тем, есть факты, которые точно установлены современной наукой и сомнению практически не подлежат. Согласитесь: представить себе, что этот день когда-либо вовсе не чествовали — трудно. А, между тем, были и такие времена. Чтобы понять, как это было, нужно окунуться в увлекательный и таинственный мир истории. Праздник этот установлен на честь появления на свет Иисуса Христа в старинном городе Вифлеем. Случилось это в 5508 году ото дня сотворения Мира. В IV веке только устанавливались принципы празднования Рождества. И в плане песнопения — также. В V веке только начали закладываться основы песнопений. Этому поспособствовал Константинопольский Патриарх Анатолий. Именно тогдашние песнопения повсеместно практикуются современными священнослужителями. Этот великий праздник был в почете у верующих людей уже с самого момента рождения Спасителя. Со временем он набирал популярность, и все больше верующих присоединялось к празднованиям. Уже в те времена родился обычай отмечать этот день по-особенному. Однако, все это подвергалось гонениям и не признавалось официальными тогдашними властями очень длительное время. Первыми, кто решил поздравить Христа, и всех людей, были простые пастухи, которым явился ангел, оповестив их о величайшей радости: пришел на землю спаситель, и все, кто уверует в него, и будет придерживаться его заповедей, получит шанс на спасение своей души и блаженную райскую жизнь на все века. Пастухи преподнесли младенцу дары, а за ними поспешили и мудрецы волхвы. Именно на них была возложена честь оповестить людей о рождении Дитя Божьего. История возникновения праздника Рождество Христово изложена кратко, для детей. Ведь детям следует знать и нужно все правильно и понятно рассказать. Так закладывались основы этого праздника, который мы отмечаем и сейчас. И не только на религиозном, а и на официальном — государственном уровне в более, чем 100 странах современного мира.
Рождество Христово 7 января 2022: история и традиции праздника
У Марии начались роды. Появившегося на свет младенца Иисуса Христа молодая мать запеленала и положила в ясли — кормушку для скота. Тогда же на небе над Вифлеемом загорелась ярчайшая звезда, на свет которой по велению ангелов устремились пастухи, а затем и волхвы с дарами. Теперь Вифлеемская звезда — один из главных символов Рождества. Традиции Рождеству Христову всегда предшествует строгий пост.
Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Самый строгий день поста — Сочельник. Православным нельзя есть до первой звезды, а затем разрешено разговеться сочивом кутьей — кашей из пшеницы либо риса с медом, сухофруктами и орехами.
Этот календарь стал международным гражданским календарём, по которому католические христиане до сих пор празднуют Рождественский день 25 декабря.
Григорианский календарь устранил неточность юлианского календаря и привёл в соответствие продолжительность гражданского года с солнечным годом. Для исправления отклонения юлианского календаря от солнечного времени, глава Римско-католической церкви Григорий XIII опустил 10 суток в 1582 г. Интересно: Почему не совпадают: православная Пасха, католическая и иудейский Песах? Причины, фото и видео Изображение официального перехода с юлианского календаря на григорианский в 1582 году Католические страны Франция, Италия, Португалия, Испания, Польша первыми приняли нововведение, со временем на новое исчисление времени перешли и православные страны, однако православные церкви для сохранения традиций продолжили использовать старый юлианский календарь.
Это привело к расхождению в числах празднования Рождества в разных странах мира. По сути, у православных христиан Рождественский день сохраняется 25 декабря, которое выпадает на 13 дней позже этой даты в современном григорианском календаре. Рождество в православных странах Храм Гроба Господня в Иерусалиме Многие православные страны по-прежнему придерживаются традиционного юлианского календаря религиозных праздников. Россия, Казахстан, Сербия, Грузия, Македония, Эфиопия используют старый юлианский календарь и встречают Рождество в начале января.
Иерусалимская православная церковь совершает рождественскую литургию в храме Гроба Господня 7 января. Большинство православных государств используют григорианский календарь, но соблюдают светские или религиозные праздники по старому стилю.
Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова , должны были идти в Вифлеем город Давида , чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, среди чужих людей, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира. Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке святой Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий.
Эта пещера, как считают многие авторы, находилась в горе, которая стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера — с ее чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды — Иисус Христос. Звезда на месте предполагаемого Рождества Христова. Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада.
Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы [1]. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф.
Проблемы эортологического синкретизма: праздники Рождества Христова и Крещения Господня Вопрос об установлении праздника Рождества Христова находится в теснейшем соотношении с эортологической историей Крещения. Начиная с конца VI века, эта проблема приобрела небывалую остроту, оказавшись в эпицентре разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами — представителями Армянской Церкви, не принявшей Халкидонского Собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно.
Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день — 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме.
Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2].
Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля.
В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают.
Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью.
И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период.
Они как будто что-то видели через множество веков, как будто были очевидцами того, что еще не свершилось. Вот и события Рождества Христова, - великий христианский праздник, который мы отмечаем сегодня 7 января, - предсказаны и пред-описаны с потрясающей точностью и детализацией. Эти строчки за 8 столетий до Рождества Богомладенца в Вифлеемской пещере написал пророк Михей, который с предельной географической точностью указал место прихода в мир будущего Мессии. Еще и до самого Исаии, задолго до его книги, в третей главе первой же книги Ветхого завета, в книге Бытие, мы читаем текст, который сегодня называют «перво-евангелием», первой благой вестью, данной человечеству. Там речь идет о «семени жены», которая попрет, то есть уничтожит, голову змеи. Ну это же удивительное предвидение евангельской, Вифлеемской картины за полторы тысячи лет до ее воплощения. Даже время пришествия Богомладенца было предсказано древнейшими Ветхозаветными текстами. Говорилось, что Мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей. И это в точности исполнится.
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России
На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. Рождество Христово – праздник в память о появлении на свет Иисуса Христа, Сына Божьего, грядущего Спасителя всего человечества. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос.