Новости что такое синдром отличника

О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов. Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем. Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе.

Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника

Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье. Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, разъяснил психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций.

Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия

Синдром отличника (отличницы): что это такое, почему появляется и как от данного комплекса. Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку.

Синдром отличницы или отличника — что это такое

  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
  • Синдром отличника и отличницы
  • Синдром отличника - что делать
  • Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
  • Супер Логопед | Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться

Характер ребенка с синдромом отличника

  • Синдром отличника у взрослых: что это такое и как от него избавиться
  • Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
  • Как справиться с синдромом отличника
  • Стремление к идеалу: перфекционизм и синдром отличника
  • Как помочь ребенку, оказавшемуся во власти синдрома отличника

Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим

Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться. Синдром отличника у ребенка может появиться из-за: низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой; природной потребности в признании и одобрении.

Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать; желания заслужить любовь родителей; страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей. Синдром отличника у ребенка Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все.

Выводы Здоровая атмосфера внутри семьи — главный способ борьбы с синдромом отличника. Именно внутри нее начинается корень психологических проблем. Транслируйте ребенку позитивное отношение к учебе, экзаменам и успехам в спорте.

Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха. По-настоящему успешный человек сохраняет гармонию внутри, не требует повышенного внимания окружающих и не ждет чрезмерной похвалы за свои действия. При необходимости комплексной проработки причин тревожности и низкой самооценки следует обратиться к специалисту.

Родители приписывают ребенку качества, способности и таланты, которыми он не обладает, и требуют реализации всего вышеперечисленного. И вместе с тем, они игнорируют качества, способности и таланты, которые у ребенка есть, не помогают в их реализации.

Родители ругают ребенка за неудачи, не интересуясь причиной и не допуская права на ошибку. Из-за этого малыш живет в постоянном напряжении и боится браться за что-то новое. Родители говорят, что любят ребенка, когда он достигает успеха. Возникает устойчивая причинно-следственная связь: «Я успешен — меня любят, я потерпел неудачу — меня не любят». Эта установка переносится на другие отношения, следовательно, ребенок ищет одобрения везде.

Своими успехами он пытается заслужить любовь. Родители сравнивают ребенка с другими детьми, подчеркивая, что он хуже. Когда в ответ малыш начинает критиковать других, родители отвечают знакомой всем фразой: «Меня не волнует, что делают другие дети». В данном случае ребенок пытается восстановить баланс. Упоминание ребенком грехов оппонента можно назвать реакцией психологического иммунитета.

В таком случае успехи ребенка — это способ потешить свое самолюбие. Любому родителю приятно, когда хвалят их детей, но некоторые мамы и папы успехи ребенка воспринимают как свои. А неудачи детей они считают позором для всей семьи. Родители сами живут с «синдромом отличника». В этом случае они могут сравнивать ребенка с собой, принуждая поступать так же, или же ребенок просто копирует их модель поведения.

С какими последствиями столкнется «отличник»? Во-первых, это постоянный стресс. Уже с детства «отличник» постоянно чувствует эмоциональное напряжение и тревогу. На фоне стресса возможны нарушения сна, пищевого поведения, нервные срывы, панические атаки. Снижается иммунитет.

Ребенок может часто болеть простудными заболеваниями. Врач может выявить вегетативную дисфункцию, которая проявляется психосоматическими головными болями, скачками давления, головокружением. В особенно стрессовых ситуациях появляется тошнота, рвота, предобморочное состояние. Как правило, вспышки недомогания случаются, когда нужно сделать что-то, что вызывает страх неудачи. Особенно уязвимой становится психика ребенка в пубертатный период.

Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки. Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху. Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз.

У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи. Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало. Ребенок не способен воспринимать критику и замечания. Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями. Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию.

Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному. Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих. С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм — это психологическая черта личности, со сложной структурой. Главные симптомы перфекционизма: Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе; Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»; Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие; Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением; Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»; Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.

Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА, И ЧЕМ ОН ОПАСЕН?

Синдром отличника у ребенка - Детская поликлиника Маркушка Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника.
Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно.
Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально? Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты.

Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться

Ведь отдыхать такой личности некогда, он пребывает в постоянном режиме самосовершенствования: посещает какие-то лекции, симпозиумы, семинары, занимается самообучением, что приводит к обратному эффекту вследствие высокой загруженности. При этом у взрослых лиц не всегда синдром отличника укоренился на детском возрастном этапе. Нередко породить его может вереница последовательных невезений, вследствие которых, человек убеждает себя, что в этом он полностью виноват, поскольку если бы он больше работал, занимался отношениями, лучше учился, то достиг бы идеальных результатов. Подобные мысли постепенно закрепляют в человеческом мозге установку, что любая неудача вызвана собственным несовершенством. Синдром отличника у мужчины чаще формируется на ярусе подсознания, поскольку спровоцирован мнением, что если он будет идеально со всем справляться, то станет достойным одобрения и любви. Помимо того исследования доказали, что склонность к зарождению рассматриваемого синдрома бывает врождённой, обусловленной типом темперамента и индивидуальными психофизиологическими специфическими чертами индивида. Диагностика Обнаруживается синдром отличника у детей в глубоких переживаниях из-за получения любой отметки ниже отличной.

Дети, страдающие рассматриваемым отклонением, легко жертвуют развлечениями, свободным досугом, общением с одногодками ради обретения первенства в учебной деятельности. Так как ведущей мотивацией в новом виде деятельности для малыша с данным синдромом становится не получение знаний, а достижение любыми усилиями отличной отметки, одобрения учителей, похвалы родителей, то это приводит к зависимости крохи от отношения окружения, от их суждений. Также подобное отношение к отметкам, получаемым на уроках, порождает нестабильность самооценки: она растёт при похвале и резко снижается при стороннем неодобрении. Помимо того проявлением комплекса отличника можно считать и болезненную ревность, возникающую при похвале других детей. Малыш, которого значимые взрослые не принимали таким, каков он есть, которому они не выказывали безусловную любовь, вынужден во взрослом состоянии преодолевать колебания самооценки. Став взрослыми, «отличникам» сложно осознать, что их можно полюбить не за что-то, а вопреки всему, просто за то, что они существуют.

Синдром отличника у взрослых чаще проявляется комплексом признаков: — ощущения вины за гипотетический неуспех; — сильным чувством ответственности; — неумением расставить акценты, попытками стать успешным во всём; — неумением проигрывать. Для постановки верного диагноза, рассматриваемый синдром следует дифференцировать от стремления к самореализации либо от перфекционизма. Дифференциальная диагностика, в первый черёд, подразумевает сбор анамнеза, который позволит увидеть полноту клинической картины. Человек, имеющий данное нарушение, всегда будет сконцентрирован на внешнем аспекте деятельности, непосредственно результате и его признании, заработанных оценках, похвалах или вознаграждениях, на победе над соперниками. А перфекционисты сосредотачиваются именно на качественных характеристиках выполняемой работы, на самой деятельности. При проведении комплексного диагностирования применяются такие методы, как беседа и использование опросников.

Беседа заключается в проведении опроса, который помогает выяснить все тонкости и специфики симптомов, беспокоящих пациента. Поскольку «отличник», обрисовывая собственный настрой, будет рассказывать о появлении чувства подавленности и напряжения после совершения ошибок, присутствии страха неуспеха и воодушевления вследствие реализации намеченного. Опросники подразумевают определённый подбор тестов, позволяющих исследовать самооценку «отличника», его взаимоотношения в детстве со значимыми взрослыми лицами учителями, родителями. Также применяются проективные методики, заключающиеся в изображении собственной семьи, своих страхов, себя.

Это может быть направлено как на себя, так и на других людей. Неадекватная самооценка, зачастую заниженная. Вы тратите время на вещи, которые на самом деле не важны. Пытаетесь все процессы довести до идеала. Неспособность определить и удовлетворить собственные уникальные потребности, что приводит к эмоциональному подавлению и неудовлетворенности.

Что говорит про синдром отличника психология? Для «хорошего ученика» стремлением всей жизни становится восхищение других его успехами и достижениями. Его регулярно терзают сомнения и страхи допустить ошибку. Он находится в постоянном состоянии самобичевания, которое впоследствии может перерасти в глубокую депрессию. Естественно, даже частичные симптомы не принесут человеку ни радости, ни гармонии в жизни. Эту травму крайне важно проработать. Синдром отличника как избавиться: 5 стратегий Это займет много времени, и, несмотря на то, что на эту тему есть много книг и лекций, ничего не изменится просто так. Реализуйте предложения и начните работать над собой. Все ложится на ваши плечи, когда вы имеете дело с синдромом отличника.

Поднимите самооценку Те, кто страдает синдромом отличника, как правило, недолюбливают себя, потому что они ценят мнение других людей больше, чем свое собственное. Признайте свои собственные недостатки и знайте, что совершать ошибки — это нормально. Перестаньте беспокоиться о том, что подумают другие Люди с таким синдромом борются с зависимостью от одобрения других, поскольку они высоко ценят чужое мнение.

Не может просто так появиться такой вот комплекс. Я рада, что преодолели это, ведь когда ребенок вырастает ситуация может и не измениться, у меня даже подруга есть с таким комплексом. Вижу, как тяжело бывает с этим во взрослой жизни... Только касалось это оценок в школе. Когда получил двойку за забытую тетрадь, я сказала Ура, у меня нормальный ребенок!. Теперь не боится получать оценки отличные от пятерок... Ну так это не боязнь, а разумный подход. Сложно, но можно. У меня подруга, очень хороший адвокад-международник, два года ходила к психологу. Но сейчас, как она говорит "результат на лицо". Степень улыбки смайлика зависила от того как ребенок справился. Соревновательного элемента не было. Не помню чтобы дети соревновались. Спасибо за это учителю. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. У них там была такая система стимулирования хорошего поведения. Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик. Воспитателей я даже не осуждаю. Жетончики - это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам - ставить отметки. Если честно, то оценочная система -- это способ манипулирования детьми. Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах до второго включительно. Но на практике все зависит от учителя и его подачи. У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками. У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть... Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась. Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним.

Подчеркивайте его сильные стороны и не сравнивайте с другими детьми. Сейчас такое время, что высокая успеваемость в школе не гарантирует успех в будущем. Научите ребенка воспринимать ошибки как получение опыта Все люди ошибаются. Это нормально. Не вините за это ребенка, а рассказывайте, как из ошибок делать правильные выводы. Этот навык пригодится ему не только в школе, но и во взрослой жизни. Научите ребенка анализировать свои поступки Чтобы не зависеть от внешней похвалы, нужно научиться оценивать свои поступки со стороны. Например, если получил плохую оценку, но сделал все, что от тебя зависит — ты молодец! Такой самоанализ поможет сохранить адекватную самооценку ссылка на статью про самооценку и выстраивать личные границы. Чаще обнимайте ребенка и демонстрируйте безусловную любовь При любом поведении ребенка дарите ему столько тепла и безусловной любви, сколько можете. Будьте ему защитой и опорой, давая понять: «что бы ни случилось, я на твоей стороне». Тогда в будущем ему не придется быть хорошим и удобным, чтобы заслужить любовь окружающих в ущерб себе. Резюме Учеба — важная ступень в жизни, но ребенку нужно объяснить, что не всегда стоит быть первым. Успеваемость в школе — это не главное, уроки — тоже.

Что делать, если у тебя синдром отличника

Отсутствие умения проигрывать с честью. Острое реагирование на такие ситуации. Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии. Страх совершить рисковое дело.

Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое. Возможные причины Первопричины родом из детства Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование. Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины.

Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии. Похвала без надобности. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним. Тем самым вызовут желание становиться все лучше.

Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы. Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей. Последствия во взрослом возрасте Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни.

Давайте рассмотрим, что именно может произойти. На рабочем месте. Такому человеку будет очень тяжело видеть рядом с собой более успешных людей. Он будет изо всех сил стараться заслужить одобрение своего начальника.

Ради этого он перестанет спать, отдыхать — все ради «красного словца». А когда это случится и его начнут превозносить над сотрудниками, то коллеги будут остро реагировать, станут обсуждать за спиной и, мягко говоря, ненавидеть. Такие люди чаще всего способны выполнять однообразную работу по заданному алгоритму, а не креативные и творческие задания.

Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка».

А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада — успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе! Воспитывайте правильное отношение к оценкам Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе.

Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике. Не сравнивайте ребенка с другими детьми Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке.

Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу. Дайте право на ошибку Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, — значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

Развивайте у детей чувство юмора Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих.

После этого начать с ней работать. Многим может понадобиться помощь специалиста в области психологии. При этом полностью ломать свой характер не придется. Надо только минимизировать отрицательное влияние синдрома, а его положительные стороны оставить. Источник: selcdn. Если корень ваших проблем в том, что вы стараетесь идеальным выполнением дел заслужить признание, любовь окружающих — проанализируйте, насколько хорошо это работает. Действительно ли важны для вашей семьи идеальный порядок и чистота в квартире, или ваши домашние предпочли бы проводить с вами больше времени? Насколько ценит начальник безупречное выполнение вами своих обязанностей? Почему работающие менее усердно порой имеют благ даже больше?

Поймите, что расположение людей далеко не всегда зависит от того, насколько вы идеальны во всем. Научитесь расставлять приоритеты. Определите наиболее важные жизненные цели купить квартиру, сменить работу, получить образование, устроить личную жизнь, добиться повышения на службе, больше времени уделять близким, заняться спортом и т. Держите основные цели в голове. Каждый раз, когда появляется желание довести очередное дело до совершенства, спросите себя, имеет ли оно отношение к вашей цели. Если нет, то ради чего вы собираетесь потратить на него столько времени? Может, стоит остановиться на хорошем результате и заняться тем, что действительно важно? Используйте дедлайн. Ставьте себе ограничение по времени на выполняемую работу — так, чтобы его хватило на хороший результат с приемлемым качеством. Вы будете удивлены, когда поймете, что людям хороший результат нравится не меньше, чем идеальный.

Научитесь принимать критику. Относитесь к ней как к альтернативной точке зрения. Каждый имеет право на мнение. Попробуйте найти в ней рациональное зерно, запомнить на будущее и извлечь максимальную пользу. Благодарите тех, кто делает вам замечания, и ваше отношение к критике постепенно изменится. Перестаньте относиться к своим ошибкам, как к катастрофе. Ошибки — неизбежный спутник человеческого прогресса. Без проб и ошибок невозможно освоить что-то новое. Вот и начните учиться — иностранному языку, игре на музыкальном инструменте, запишитесь на обучающие курсы. Так вы на практике поймете, что на ошибках учатся, и что другие тоже ошибаются.

Воспринимайте ошибки и замечания как обратную связь, как результат эксперимента. Перестаньте контролировать окружающих. Не берите на себя ответственность за их дела.

Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу.

Чем вреден этот синдром? Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. Человек, выросший с убеждением, что его признают, любят и ценят только тогда, когда он делает что-то лучше всех, - очень сильно переживает неудачи, критику и даже просто отсутствие похвалы со стороны значимых фигур окружения. Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки». При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается.

Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют. Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее!

При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке». Часто люди с синдромом отличника проецируют свой перфекционизм и на свое окружение - под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. И горе тем сотрудникам, чей начальник в детстве получил наказ «возвращаться домой только с пятерками» - ведь он будет искренне убежден, что работу можно или не сделать вообще, или сделать идеально. Какая еще болезнь, рождение ребенка, отпуск? Ну-ка сел за компьютер - и написал отчет, ну и что, что сейчас три часа утра, ничего не знаю!

Так как настроение и психическое состояние «отличника» практически полностью зависит от оценки, которую ставит ему окружение, он напоминает компьютер без батарейки - пока есть электричество, все работает, но только происходит сбой - компьютер тут же выключается.

«Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо

Сама ли Алена хочет лучше всех выступить на конференции? Ответ очевиден — это желание их родителей. Привыкая к такому образу действий, то есть выполняя запросы и реализуя амбиции чужих людей, мы становимся от них сильно зависимы, а любая зависимость приводит к страху. Поэтому синдром отличника носит отрицательный характер и несет в себе деструктивные настроения. Выше мы отмечали схожесть перфекционизма и синдрома отличника. Можно ли действительно об этом утверждать? Что ж, во многом это правда, так как достаточно просто взглянуть на симптоматику синдрома и перфекционизма, и становится понятно, что это практически одно и то же. Но есть одно существенное отличие: перфекционисты заостряют свое внимание на качестве работы, им важно скрупулезно соблюсти все условности, формальности, детали, в то время как «отличники» гораздо сильнее переживают за мнение окружающих о результатах, одобрение и избегание критики. Если вы страдаете перфекционизмом, надеемся, что вам удается успешно бороться с этой проблемой.

А как понять, страдаете ли вы синдромом отличника? В рамках психологической науки существует несколько тестов, способных отразить имеющиеся проблемы, но не напрямую, а в составе комплексной оценки качеств личности. Среди таких тестов и опросников приведем: патохарактерологический диагностический опросник им. Личко составление полноценного портрета подростка, указание его акцентуаций ; стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Собчик показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптированности личности, стиль общения и т. Пройти указанные тесты вы можете на данной платформе с модифицированными слегка упрощенными версиями опросников. Надеемся, что у вас нет проблем с синдромом отличника. Если все же вы чувствуете за собой какие-то симптомы и по результатам теста это подтверждается, то рекомендуем переходить к следующему разделу.

Как избавиться от синдрома отличника? Синдром отличника у взрослых — довольно частая проблема. Конечно, корни кроются в детстве, когда родители с завышенными требованиями и нереализованными мечтами возлагали надежды на своих «лентяев» и «бездельников», которые «недостаточно хороши», но вместе со всем этим пакетом разочарования они не осознавали, как сильно это может на них повлиять. Жить чужими ожиданиями, оценками не так легко, гнаться за похвалой и результатами — далеко не путь полноценной счастливой жизни. Как выбраться из этого? Осознайте На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом. Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия.

Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников». Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься. Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться — вы страдаете синдромом отличника». Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает. Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они? Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания? Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т.

Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение. А это, как минимум, нечестно… Поэтому будьте внимательны, обращайте внимание на запросы, мысли, форму общения своего окружения и не позволяйте себе впадать в зависимость от чужого порой совершенно не авторитетного мнения. Исключайте тех, чья критика не несет конструктивного характера, и прислушивайтесь к себе. Разрешайте себе шалить Мы уже разобрались в том, что сидром отличника у взрослых — это отклик из детства. Одна из причин его появления заключается в том, что родители не хотят тратить много усилий на познание своего ребенка, ведь гораздо проще воспитывать покладистого сына , не приносящего много забот, проблем, или дочь, учащуюся на «отлично» и не вступающую в споры с учителем.

Для них на фоне учебы все остальное отходит на второй план. Спустя время у человека возникает ощущение оторванности от жизни. Каждый день он сталкивается со стрессом из-за учебы, а из-за этого досуг и отдых совсем не приносят ему удовольствие. Более того, если у них что-то не ладится, то за любую возможность отдохнуть они будут себя винить. Это также приводит к истощению и выгоранию. Последствия, с которыми сталкиваются вечные отличники Первое, что может случиться, — это усталость. Второе — одиночество. Человек так сильно боится ошибиться на глазах у других, что начинает избегать моментов, где его могут осудить. Он может замкнуться в себе и перестать ходить на мероприятия и встречаться с друзьями. Третье: боязнь ошибок и желание быть лучше могут негативно повлиять на самооценку. Даже при всех успехах человек может ощущать себя недостаточно хорошим, потому что внутри сидит критик, который постоянно его упрекает и мешает просто радоваться жизни. Из-за этого люди с синдромом отличника могут упустить много светлых и радостных моментов в своей жизни", — считает психолог. Как справиться с синдромом отличника: советы психолога Людям, у которых есть этот синдром отличника, справиться с ним бывает порой непросто. Когда человек хочет облегчить себе жизнь и перестать зацикливаться на своих успехах и в то же время неудачах, нужно придерживаться определенной стратегии. Первым делом нужно осознать эту проблему. Если вы видите в себе подобные проявления, значит, надо что-то менять. Нет единого рецепта избавления от этого состояния.

Другими словами, доказать, что вы правы, идеальны и прилежны. Эта направляющая концепция возникает, когда ребенок попадает в среду, в которой ему приходится соревноваться на самом высоком уровне и побеждать. После окончания школы он переходит во взрослую и независимую жизнь, где он продолжает изо всех сил пытаться быть лучшим во всем. Вот чем опасен синдром отличника. Далее стремление к совершенству во всех начинаниях сохраняется. Разрыв между идеализированным представлением о себе и соответствующей ему реальностью становится резко очевидным. Вот такая казалось несерьезная, но травмирующая у синдрома отличницы психосоматика. Что такое синдром отличника? Психическое заболевание «синдром отличника» — это необходимость жестко соответствовать стандартам, установленным теми, кто имеет над нами власть. Если в детстве ребенок был уступчивым, покорным и пытался быть лучшим во всем, во взрослой жизни это перерастает в несчастного человека, который пытается изо всех сил соответствовать чьим-то ожиданиям. Если вы сейчас узнали себя, то вам понадобится помощь психолога, чтобы избавиться от рамок и установок,которые мешают наслаждаться жизнью. Помогите себе или своим близким избавиться от этого комплекса! Ссылка на регистрацию здесь Причины, почему появляться синдром отличника Чаще всего синдром отличника может вырабатываться у ребенка, если он пытается: Уберечь себя от неприятностей. Ребенок отчаянно ищет совершенства. Это делается для того, чтобы оградиться от неодобрения родителей и, возможно, физического наказания. Всеми способами получить похвалу. Такие дети хотят, чтобы ими восхищались, обожали, любили.

Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу. О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я—родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника? Хорошая успеваемость в школе — это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы — это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога. Портал «Я—родитель» дает пять рекомендаций родителям , которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника. Умерьте свои амбиции Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого — тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка».

«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители

Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному.

Стремление к идеалу: перфекционизм и синдром отличника

Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р. Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. Синдром отличника или отличницы в психологии — это совокупность особенностей психики и поведения человека, когда наибольшее значение для него приобретает похвала или высокая оценка его действий.

Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?

Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ Что такое синдром отличника, преимущества и недостатки данного синдрома.
Стремление к идеалу: перфекционизм и синдром отличника Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть.
Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих.
Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы? Не все знают, но синдром отличника — психологическая проблема, мешающая нормальной полноценной жизни человека.

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА, И ЧЕМ ОН ОПАСЕН?

Синдром отличницы — крайняя степень перфекционизма, когда вы стремитесь к идеалу во всем. Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой.

Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям

Для страдающего «синдромом отличника главное — это не качественно выполненная работа, а похвала. Школьники используют шпаргалки и списывания, чтобы получать высокие баллы. Взрослые сотрудники крадут чужие идеи, чтобы выслужиться перед боссом. Появление разного рода зависимостей и проблем со здоровьем. Я понимала, что только так заслужу ее любовь. Отличницей была и в школе, и в университете, все старалась довести до совершенства.

У меня появилось ощущение, будто за мной постоянно кто-то наблюдает — вроде внутреннего надзирателя. Впрочем, даже это не помогало сбросить постоянное напряжение». Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей.

Если успех остался незамеченным, возникают раздражение и обида. Часто синдром отличника путают с перфекционизмом, но это разные вещи. Для перфекциониста важно идеальное выполнение задачи, а для отличника значима только похвала. Причины возникновения синдрома Синдром отличника связан с отношениями внутри семьи и взаимодействием с внешним миром.

Основные причины развития проблемы: Высокие требования к ребенку. В семье гордятся достижениями ее членов и требуют соответствия уровню независимо от возраста; Недостаток внимания. Родители не обращают внимания на ребенка и замечают его только после пятерки в дневнике или другого достижения. Успех становится мерилом родительской любви; Заниженная самооценка. Отличной учебой и другими достижениями ребенок старается компенсировать неуверенность в себе. Победа повышает значимость собственной личности и на время делает сильнее. Иногда причиной развития синдрома отличника становится врожденная потребность быть первым и получать похвалу. Это черта характера, которую нужно вовремя заметить и постараться сгладить.

Читайте также: Аттестат не имеет значения: действительно ли троечники успешнее отличников? Плюсы и минусы «отличников» Синдром имеет свои преимущества и недостатки. Похвально стремление ребенка к учебе, занятиям спортом, жадность к знаниям, целеустремленность, ответственность, исполнительность.

Неудачи приводят к депрессии , а достижения других воспринимаются как личная обида. Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника: советы и рекомендации Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. Путь это небыстрый, родителям придется проявить много такта и терпения.

Основные пути избавления от проблемы: Любите своего ребенка безусловной любовью. Не за хорошие оценки в дневнике, примерное повеление и победы на соревнованиях, а за то, что он есть; Не сравнивайте с другими детьми, которые добились большего. Способности у всех разные; Не делайте трагедию из-за тройки в дневнике; Не возлагайте на ребенка лишнюю ответственность, не требуйте идеального выполнения задачи или соответствия своим мечтам; Научите сына или дочь переключаться с учебы на домашние дела или развлечения, находить время для отдыха. Снизьте градус накала в семье. Если вы получали всегда пятерки и делали все идеально, не требуйте того же самого от ребенка. Это другой человек со своими возможностями, способностями, талантами.

Сделайте упор не на результат, а на путь к нему. И пройдите эту дорогу вместе. Но все должно быть в меру. Можно не занимать лидирующие позиции в жизни, но быть на высоте своего положения. Фото: ru.

Четвертая причина — постоянное сравнение ребенка с кем-то другим, который все делает лучше а-ля сын маминой подруги. Заодно закладывается еще и комплекс неполноценности В итоге ребенок стремится получить одобрение сверстников или взрослых и старается все делать лучше остальных. Такое излишнее во всем стремление добиваться только превосходных результатов закрепляется в детской психике и позднее начинает проявляться уже во взрослой жизни. Источник: делайурокисам. Они по привычке продолжают считать, что только так могут добиться благосклонности окружающих. На работе — что начальник перестанет уважать, если работа не будет выполнена наилучшим образом. Дома — что супруг перестанет любить женщину-отличницу, если она не наведет идеальный порядок, если посуда не будет блестеть, а на ужин не будет каждый день нового блюда. Последствием является целый комплекс проблем: человек тратит слишком много нервов, сил и времени даже там, где это не нужно с практической точки зрения; он берет на себя излишнюю ответственность; у него остается гораздо меньше свободного времени, накапливаются стрессы и переживания; появляются сложности в отношениях с коллегами друзьями, родными; присутствует страх взяться за незнакомое дело вдруг не получится идеально и боязнь перед сложно достижимыми целями страх не справиться и заработать негативную оценку окружающих ; он испытывает постоянное недовольство собой кажется, что мог бы сделать и лучше , зависимость настроения от результата; человек обладает нестабильной самооценкой, зависящей от мнения окружающих постоянное стремление к одобрению ; он не умеет проигрывать, желает везде и всегда быть всегда правым; очень болезненно относится к критике.

Одним из проявлений синдрома является неумение принимать адекватную критику от окружающих. Отличник привык к тому, что его хвалят, что его работа безупречна. Когда он встречается даже с объективными критическими замечаниями, он воспринимает их как придирки и нападки, испытывает чувство обиды. Зачастую это связано с комплексом неполноценности человека. Признание, что результат выполненной работы не идеален, сильно снижает его самооценку. Нередки случаи, когда студент, стремясь получать одни пятерки, вместе с ними получает нервный срыв и длительное лечение у психиатра. Постоянное стремление получать отличные оценки сначала в школе, потом в университете, на работе, от близких людей может привести к плачевным последствиям: разрушенная психика, потраченные впустую годы жизни, появление хронической тревоги, патологические зависимости. Источник: piter-trening.

После окончания обучения они боятся браться за реальную работу, предлагать себя в качестве специалиста, страшась, что окажутся недостаточно компетентными не смогут показать отличные результаты на фоне других , либо их отвергнут еще на этапе собеседования. Поэтому они предпочитают продолжить обучение, остаться в привычной для себя среде получают второе и третье высшее образование, записываются еще на одни курсы по этой же теме , чем сделать шаг навстречу неизвестному. У людей с таким синдромом часто не складывается личная жизнь. Причины для этого бывают разные: При выборе спутника ориентируется не на собственные предпочтения, а на одобрение от значимых людей. Слишком завышает планку требований к будущему партнеру, ведь в нем все должно быть также идеально. Из-за низкой самооценки боятся знакомиться с теми, кто действительно нравится, так как опасаются быть отвергнутыми и не оцененным по достоинству. Обычно человек так и не решается на первый шаг и в лучшем случае соглашается встречаться с тем, кто сам обратил на него внимание. Что делать, как избавиться от синдрома Начинать бороться с синдромом отличника нужно с поиска первопричины неконтролируемого стремления во всем добиваться идеальных результатов.

После этого начать с ней работать. Многим может понадобиться помощь специалиста в области психологии. При этом полностью ломать свой характер не придется. Надо только минимизировать отрицательное влияние синдрома, а его положительные стороны оставить. Источник: selcdn. Если корень ваших проблем в том, что вы стараетесь идеальным выполнением дел заслужить признание, любовь окружающих — проанализируйте, насколько хорошо это работает. Действительно ли важны для вашей семьи идеальный порядок и чистота в квартире, или ваши домашние предпочли бы проводить с вами больше времени? Насколько ценит начальник безупречное выполнение вами своих обязанностей?

Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?

Синдром отличника - что делать Ключевые слова: «синдром отличника», влияние родителей, причины появления, родители и дети.
Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться - Новости Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть.
«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника.
Что делать, если у тебя синдром отличника то, чем награждают человека, чаще всего, его родители, или школьная м отличника - это убеждение, что идеал может и должен.
Синдром отличника - как избавиться, причины - объясняет психолог И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий