В Москве в возрасте 96 лет скончался советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Церемония прощания с писателем Юрием Бондаревым, последним классиком советской фронтовой прозы, проходила в ритуальном зале Центральной клинической больницы на улице Маршала Тимошенко. Председатель ГД также отметил, что Юрий Бондарев отстаивал свою гражданскую позицию и был эталоном нравственности для многих поколений читателей.
БиблиоПрофи
29 марта 2020 года ушел из жизни наш земляк, писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев. В Москве в возрасте 96 лет скончался советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. По сообщению информационного агентства «ИТАР-ТАСС» 29 марта на 97-ом году ушел из жизни Юрий Васильевич Бондарев, советский и российский писатель, общественный деятель и ветеран Великой Отечественной войны. Эту печальную новость подтвердила его супруга. 100 лет со дня рождения писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Интервью с писателем и живым классиком отечественной литературы Юрием Бондаревым, которое вышло по случаю 95-й годовищны автора. Юрий Бондарев был членом Союза писателей СССР и занимал должности в правлении СП СССР и СП РСФСР.
Горячий век Юрия Бондарева
Принимали меня во дворе, под раскидистым деревом, в дачном стиле. Так я побывал в гостях у одного из последних классиков русской литературы — увидел перед собой человека несгибаемого. Именно это слово — «несгибаемый» — в первую очередь ассоциируется у меня с Юрием Бондаревым. Думая о нем, я неизбежно вспоминаю своего деда — Валентина Николаевича Беседина. Они были похожи даже внешне — выправкой, статью, взглядом прежде всего. Детство и Юрия Бондарева, и Валентина Беседина связано с рекой. И там — рыбалка, ночные посиделки и разговоры у костра. Здоровое детство здорового советского ребенка; близость к природе, близость к подлинному. Позднее, когда Юре было семь лет, семья Бондаревых перебралась в Москву.
Отец его был народным следователем — как вспоминал Юрий Васильевич, человеком бесстрашным, всегда готовым вступить в бой со злом, с несправедливостью. Таким оказался личный пример, который всегда первостепенен. Детство Юрия Васильевич прошло в Замоскворечье. И он сохранил немало теплых воспоминаний об этом чудесном месте. Как люди выходили во двор и ночевали под летним звездным небом, помня, что только оно и еще моральный закон внутри вечны. Как разводили голубей — голубятен в Замоскворечье настроили великое множество. Правильное московское детство. Но потом началась война — навалилась, наползла кровавой колошматиной.
Мой дед ушел добровольцем на фронт в 17 лет — и сразу же попал в Сталинград, был ранен. Юрий Васильевич оказался там не сразу, в 1942 году. Сначала же, 18-летним пацаном, он рыл окопы под Смоленском. В Сталинграде же Бондарев командовал минометным расчетом. Хотя ведь, в сущности, пацан — всего-то 19 лет! Получил ранение, контузию, обморожение, но выжил — и прошел всю войну. Удостоен двух медалей «За отвагу». Правду войны Юрий Бондарев отразил в своей прозе.
Участник Великой Отечественной войны. Капитан, командир батареи. Учился в школе, летом 1941 года комсомолец Бондарев сооружал оборонительные укрепления под Смоленском, после 10 класса отправился в пехотное училище, в октябре 1942 года был направлен под Сталинград. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир.
Две медали "За отвагу", с 1944 года член ВКП б. После войны занялся литературой. Проза Бондарева - это великая проза. Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента. Правда о войне - это ведь не только боевые действия.
Участник войны, яркий представитель «лейтенантской прозы». С 1971 года — первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации. В 1990-1994 гг.
Ельцина Орден «Знак Почёта» 28 октября 1967 года две медали «За отвагу» 14 октября 1943 года, 21 июня 1944 года Медаль «За оборону Сталинграда» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Многие десятки лет писатель продолжал работать над циклом миниатюр, получившим название "Мгновения". Произведения Бондарева переведены на 70 языков. По повестям и романам писателя были сняты художественные фильмы "Последние залпы" 1960 , "Тишина" 1963 , "Горячий снег" 1972 , "Берег" 1983 , "Батальоны просят огня" 1985 , "Выбор" 1987 и "Тишина" 1992. Юрий Бондарев являлся одним из соавторов совместно с Юрием Озеровым и Оскаром Кургановым сценария киноэпопеи "Освобождение" 1968-1972 , посвященной ключевым сражениям Великой Отечественной войны. За эту работу Бондареву в 1972 году была присуждена Ленинская премия.
В 1959-1963 годах наряду с писательской деятельностью Юрий Бондарев был членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики "Литературной газеты", в 1961-1966 годах — главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии "Мосфильм". Бондарев также вел активную общественную деятельность. В 1971 году он был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, в 1990-1994 годах являлся председателем Союза писателей России. В 1991-1999 годах работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов. В 1974-1979 годах возглавлял Всесоюзное добровольное общество любителей книги. С 1963 года Бондарев является членом Союза кинематографистов.
Творчество писателя было отмечено многочисленными советскими и российскими наградами. В 1984 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Также был удостоен многих наград иностранных государств. Ему были присуждены премия имени Льва Толстого 1993 , Международная премия имени Михаила Шолохова 1994 и др.
В печатном номере
- Ушел из жизни писатель-фронтовик Юрий Бондарев
- Вечер памяти к 100-летию писателя Юрия Бондарева.
- Юрий Бондарев: «Мы мыслили несколько иначе» | Аргументы и Факты
- Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!
- Жизнь и непростая судьба русского писателя Юрия Бондарева
- Волгоград или Сталинград?
Волгоград или Сталинград?
- Ушел из жизни писатель-фронтовик Юрий Бондарев | Главный портал МПГУ
- Простите, Юрий Васильевич! | Пикабу
- Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался: причина смерти, биография
- Столетие Юрия Бондарева | Победа РФ | Новость от 15.03.2024
- Сто лет назад родился главный автор лейтенантской прозы Юрий Бондарев - МК
Высота справедливости и низость кощунства. Как хоронили Юрия Бондарева
Памяти писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева | Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался в воскресенье в Москве на 97-м году жизни. |
Сто лет назад родился главный автор лейтенантской прозы Юрий Бондарев | Советский писатель и сценарист, общественный деятель Юрий Бондарев скончался в Москве в возрасте 96 лет. |
Ушел из жизни большой русский писатель Юрий Бондарев | Юрий Бондарев не испытывал проблем с публикацией своих произведений, чем немногие советские писатели могли похвалиться. |
Юрий Бондарев (1924) | Писатель Бондарев не терпел конформизм, душой болел за благополучие Родины. |
Юрий Бондарев (1924)
Был контужен, получил обморожение и нетяжелое ранение в спину. Лежал в госпитале, потом вернулся на фронт в чине командира орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, воевал под Житомиром. Снова был ранен. Снова лежал в госпитале и снова оказался в строю.
Воевал в 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В 1945 году окончил Чкаловское артиллерийское училище, был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям в звании младшего лейтенанта. Получил две медали «За отвагу». То есть в целом он прошел тот же военный путь, как многие его сверстники, не прятавшиеся от пуль и в меру сил приближавшие день Победы.
Кажется, что из главной его повести «Батальоны просят огня», как реалисты из гоголевской шинели, вышла вся «лейтенантская проза» — Бакланов, Быков, Воробьев. Кумир гуманитарной интеллигенции семидесятых. За «Берегом» выстраивались очереди в библиотеках. Купить роман было практически невозможно — разве на «черном» рынке из-под полы. Правдивость, интеллектуализм, экзистенциальная точность. Популярность «лирического летописца военного времени» выходила далеко за пределы Советского Союза: с конца 50-х за рубежом активно издаются произведения Бондарева — более сотни книг на 70 языках.
Первым правду о войне рассказал, конечно, не Бондарев, а Виктор Некрасов, получивший Сталинскую премию за повесть «В окопах Сталинграда», но место первого писателя-фронтовика закрепилось за Бондаревым. Может быть, потому что Некрасов написал об этом единожды, Бондарев остался в теме — он расширял пространство переживания, стал голосом поколения, «опаленного войной». Его сюжет — солдат в окружении, человек, брошенный в горнило трагедии. Может быть, поэтому талантливый прозаик, «последний советский классик» не искал собственного места в литературе — скромно нес служебную миссию «эха», хотел договорить за тех, кто навсегда остался в окопах.
Может быть, это и есть главное завещание Юрия Бондарева?
Как никто из советских писателей Бондарев вносил в военную прозу "интеллигентскую" ноту Как никто из писателей Бондарев вносил в военную прозу вот эту "интеллигентскую" ноту. Порядочность важна везде. Не только в мирной жизни, но и на фронте. И, возможно, на фронте она еще важнее, чем в мирной жизни. Быть порядочным, по нему, "это значит уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника, не переступать границы гнева, а именно - уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным".
Такие простые слова, как они важны для нас сегодня... Прощайте, Юрий Васильевич! Вечная Вам память! Прямая речь Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: - Обидно, до слез обидно, что Юрий Васильевич не дожил до юбилея Великой Победы. Мы благодарны ему за то, что события Великой Отечественной войны предстали перед нами его глазами, глазами простого командира артиллерийского расчета.
Он не просто достиг вершин советской литературы, но и навсегда вошел в историю отечественной словесности. Юрий Васильевич Бондарев учился в Литературном институте в семинаре К.
Кто не помнит таких названий бондаревских произведений, как «Горячий снег» или «Батальоны просят огня»? Гвоздями в подсознанье нашего человека врезались они. Бондарев был ярким представителем «лейтенантской прозы», не ряженым, а настоящим фронтовиком. Во время Великой отечественной войны он несколько раз был ранен, получил контузию, удостоился нескольких орденов и медалей за проявленное в боях мужество.
Юрий Бондарев (1924)
Ведь, кроме того, Юрий Васильевич Бондарев стал в определённом смысле символом непоколебимой гражданской позиции, что колоссально подняло его авторитет в глазах большей части российского общества. «Приношу глубокие соболезнования родным, близким Юрия Васильевича Бондарева. Юрий Васильевич — выдающийся писатель, фронтовик. Свой первый бой лейтенант, известный писатель Юрий Бондарев принял на Сталинградском фронте, переломном этапе Второй мировой войны. Фото: РИА Новости. На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев.
Юрий Бондарев - биография, новости, личная жизнь
А после выступления Юрия Васильевича обескуражено развел руками и произнес: «Его невозможно записывать, поскольку каждая последующая фраза не просто интересна, но более значима, чем предыдущая». Казалось бы, ничего страшного — через несколько месяцев будет выпушен объемистый том со стенограммой съезда, и там можно будет все спокойно прочитать. Но его выступления и стенограмма этих выступлений в книге, мягко выражаясь, заметно отличались — в стенограмме не было самых значимых и острых слов в адрес родных руководителей страны. И только «крылатые слова» о том, что нельзя поднимать самолет в воздух, не зная места его приземления, на ХIХ партийной конференции в том же 1986 году разлетелись по всей стране, поскольку кто только «на них не топтался», начиная от его коллег по писательскому цеху и заканчивая центральным телевидением. Шутка ли — вздумал критиковать Горбачева, перестройку и критику всего советского! В 1994 год Юрий Бондарев публично отказался принять орден Дружбы по случаю своего 70-летия от Бориса Ельцина , отправив на его имя телеграмму: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны".
Сейчас со мной вся семья, все здесь», — сказала она. Две недели назад, 15 марта Бондарев отметил 96-летие. Писатель родился в Орске. В 1942 году ушел на фронт. В звании сержанта воевал под Сталинградом, командовал минометным расчетом, принимал участие в форсировании Днепра и освобождении Киева. В составе наступающих советских войск дошел до Чехословакии.
Ведь там впервые после долгого перерыва Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин предстал мудрым и обаятельным, а зрители в кинозалах встречали его аплодисментами. Надо ли напоминать, что антисталинизм был основой мировоззрения оттепельного поколения, по крайней мере — большой его части. Но Бондарев не собирался подстраиваться под чьи-то представления об истории. Писатель даже подарил Иосифу Сталину фразу, которую после фильма стали считать исторической: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Так он ответил в фильме не предложение обменять капитулировавшего в Сталинграде Фридриха Паулюса на попавшего в плен к гитлеровцам старшего лейтенанта Якова Джугашвили. В эпопею вошли и сюжетные линии известных бондаревских повестей — в том числе «Батальонов». В мировом прокате киноэпопею посмотрели 350 миллионов зрителей. И вновь фильм, сняты по сценарию Бондарева, подарил нам бессмертную песню «Последний бой» муз. Михаила Ножкина : Мы так давно, мы так давно не отдыхали Нам было просто не до отдыха с тобой. Мы пол-Европы по-пластунски пропахали, А завтра, завтра, наконец, последний бой. Еще немного, еще чуть-чуть, Последний бой - он трудный самый, А я в Россию домой хочу, Я так давно не видел маму. А я в Россию домой хочу Я так давно не видел маму Труднее всего складывалась судьба картины «Батальоны просят огня»: фильм начинал снимать один режиссёр, заканчивал другой... Но работа всё-таки состоялась: «Мне важно было рассказать, как мы форсировали Днепр. Всё, что написал, — пропустил через себя, а об оставшемся за скобками говорить не хочу». Зародыш классического романа уже живёт в голове фронтовика, который теперь думает куда меньше о литературных формах, нежели о характере вражеской обороны». Считается, что «лейтенантская проза» началась в 1957 году, с публикации романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». Молодой писатель-фронтовик, ученик Константина Паустовского уже был известен, даже считался лидером писательского поколения. Но и до выхода «Батальонов» публиковались произведения, которые можно отнести к направлению «окопной правды». Но эти публикации были единичными на фоне официально поддерживаемой плакатной прозы о войне. Начавшаяся «хрущёвская оттепель» дала возможность для публикации «окопной правды». Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева: «Батальоны просят огня» 1957 , «Последние залпы» 1959 ; Григория Бакланова «Южнее главного удара» 1957 , «Пядь земли» 1959 , «Мертвые сраму не имут» 1961 , Василя Быкова: «Журавлиный крик» 1961 , «Третья ракета» 1962 , Константина Воробьёва: «Крик» 1962 , «Убиты под Москвой» 1963 , Виктора Курочкина: «На войне как на войне» 1965. Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой», или «окопной правдой» это более корректное название, поскольку не все авторы были младшими офицерами, многие — солдатами и сержантами. В 1965 году Юрий Бондарев заявил: «Окопная правда для меня, в первую очередь, — это очень высокая достоверность. Окопная правда — это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявлениях, без которых война выглядит лишь огромной картой со стрелками, обозначающими направление ударов, и полукругами, 7 обозначающими оборону. Для меня окопная правда — это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит всё: от мелких деталей старшина на передовой не подвез кухню до главнейших проблем жизнь, смерть, честность, правда. В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…» Принципиальное же отличие Юрия Бондарева от других фронтовиков состояло в том, что он нашел язык для того, чтобы описать все, с чем столкнулся на фронте. И это была не глянцевая официозная героика победителей, а то, что назовут «окопной правдой» и «лейтенантской прозой»: отношения между бойцами, их ежедневный быт, привязанности и антипатии, маленькие человеческие подвиги, простительные и непростительные слабости.
Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Во второй раз попал в госпиталь после ранения, полученного во время боев за освобождение Житомира в конце 1943 года. Бондарев освобождал Украину, Польшу, дошел в составе советских войск до польской границы с Чехословакией. В октябре 1944 года был отправлен командованием на учебу в артиллерийское училище в Оренбурге тогда Чкаловск , в декабре 1945 года выпустился из училища в звании младшего лейтенанта, с ограниченной из-за ранений годностью к строевой службе. В запас вышел в звании капитана. В том же 1945 году Юрий Бондарев заочно поступил в Литературный институт имени Горького. По роману Бондарева «Батальоны просят огня» в 1985 году был снят художественный фильм, где одну из главных ролей — старшего лейтенанта Орлова — сыграл Николай Караченцев. В 1972 году был также экранизирован «Горячий снег» — автобиографический роман Бондарева о боях за Сталинград.
Сто лет назад родился главный автор лейтенантской прозы Юрий Бондарев
Он зачитывался романами Дж. Лондона и представлял в красках, как будет путешествовать на собственном корабле. Однако всё изменил урок литературы, на котором его сочинение о летних каникулах было названо лучшим. Учительница разглядела в мальчике скрытый талант и сказала, что он станет великим писателем. Но все надежды рухнули, когда началась война. В 1942 г. Недалеко от Котельников он получил своё первое серьёзное ранение и вдобавок к этому — обморожение. Но это не остановило храброго юношу. Бондарев участвовал в боях за освобождение Киева и Житомира. И уже в боях за Житомир, новое ранение и снова, конечно, полевой госпиталь. Сумы, Сумская область, вот такой есть город Боромля — здесь уже Юрий Васильевич просто совершает подвиг: он уничтожил огнём своей артиллерии несколько огневых точек противника.
Некоторое время спустя в 1944 году сражался в Польше и Чехословакии. После войны был награждён двумя медалями «За отвагу». В звании младшего лейтенанта, находясь в Чкалове, он встретил великую победу. И потом Юрий отважился на не менее серьёзный шаг — осуществить свою давнюю мечту. В 1945 году Ю.
Это большая утрата не только для родных и близких, но и для отечественной культуры, для каждого из нас. Юность Юрия Бондарева выпала на период Великой Отечественной войны. Когда началась война, Бондареву было 17 лет, и он вместе с другими такими же юношами рыл окопы под Смоленском. Потом в 1942 году он стал курсантом пехотного училища в Актюбинске, очутился под Сталинградом как раз в тот момент, когда танки Манштейна пытались прорвать наше кольцо вокруг окруженной 6-й немецкой армии Паулюса. Юрий Бондарев в составе 2-й гвардейской армии участвовал в отражении этого удара.
После он участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, был еще раз ранен — под Житомиром, освобождал Европу. Война оставила глубокий след в жизни Юрия Васильевича, стала одним из главных лейтмотивов его литературного творчества, в котором он без прикрас описывает тяжести военных лет, призывает помнить о том какую страшную цену заплатило его поколение за Великую Победу. Беззаветная любовь к Родине пронизывает все его произведения. Что бы ни случилось, что бы ни происходило, главное для его героев — отстоять Отчизну, положить за нее свою жизнь, если это потребуется. Действительно, его душа была переполнена и трагизмом, и героизмом, который он сам, фронтовой офицер, доносил уже после войны до следующих поколений.
Но Юрий Васильевич интересен и другим. Своими выступлениями на съездах писателей и других значимых форумах.
Он не был блестящим оратором, более того, был немногословен, одним словом, не златоуст. Как правило, выступал, что называется, по бумажке — просто зачитывал свой текст. Но эти выступления всегда слушали, затаив дыхание, даже его коллеги-писатели, в том числе и те, кто его терпеть не мог. После чего объявляли перерыв, во время которого члены Политбюро отбывали по своим неотложным делам, но, в гораздо большей степени, потому, что им уж очень не хотелось слушать не самые лестные слова в адрес руководителей партии и страны — ведь по регламенту после перерыва слово предоставлялось Юрию Васильевичу Бондареву.
В 2004 году вышел его роман "Без милосердия". Многие десятки лет писатель продолжал работать над циклом миниатюр, получившим название "Мгновения". Произведения Бондарева переведены на 70 языков. По повестям и романам писателя были сняты художественные фильмы "Последние залпы" 1960 , "Тишина" 1963 , "Горячий снег" 1972 , "Берег" 1983 , "Батальоны просят огня" 1985 , "Выбор" 1987 и "Тишина" 1992. Юрий Бондарев являлся одним из соавторов совместно с Юрием Озеровым и Оскаром Кургановым сценария киноэпопеи "Освобождение" 1968-1972 , посвященной ключевым сражениям Великой Отечественной войны. За эту работу Бондареву в 1972 году была присуждена Ленинская премия. В 1959-1963 годах наряду с писательской деятельностью Юрий Бондарев был членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики "Литературной газеты", в 1961-1966 годах — главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии "Мосфильм". Бондарев также вел активную общественную деятельность. В 1971 году он был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, в 1990-1994 годах являлся председателем Союза писателей России. В 1991-1999 годах работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов. В 1974-1979 годах возглавлял Всесоюзное добровольное общество любителей книги. С 1963 года Бондарев является членом Союза кинематографистов. Творчество писателя было отмечено многочисленными советскими и российскими наградами. В 1984 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Также был удостоен многих наград иностранных государств.
Умер Юрий Бондарев — последний советский классик
Именно они, боевые лейтенанты, составили элиту послевоенного Литературного института. Они пришли с фронта, где были другие отношения между людьми и совсем другая идеология. Они ничего не боялись. Партийные, не партийные, они могли говорить то, что думают, что знают. На мой взгляд, лучшее произведение Бондарева - роман "Горячий снег" - написан о Сталинградской битве. Он лично в ней участвовал, он знал, что там было на самом деле. В 1957-м в журнале "Молодая гвардия" появилась повесть Бондарева "Батальоны просят огня".
Это была главная после прорывной книги Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" повесть о войне. Ее все обсуждали. Бондарев стал одним из отцов-основателей великой, не боюсь этого слова, "лейтенантской прозы", которая является одной из самых главных страниц русской прозы ХХ века. За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал романы: "Тишина", "Двое", "Горячий снег", "Берег", "Выбор", "Игра", "Искушение", "Непротивление", "Бермудский треугольник" повести: "Батальоны просят огня" , "Последние залпы" , "Родственники"; сборник рассказов "Поздним вечером"; циклы миниатюр "Мгновения"; книги статей "Поиск истины", "Взгляд в биографию", "Хранители ценностей". Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, купить их было не так-то просто. По мотивам "Батальонов...
Слушал его и думал, о чём «Советская Россия» писала ещё 3 — 4 года назад: где ж Вы, наш «пророк», были со своей мудростью тогда, в октябре 1993-го, когда в Москве жестоко расстреливали мирных людей в упор из танков и карабинов?.. Я позволил себе принародно не согласиться с «пророком» по принципиально важному вопросу — о п о к а я н и и. Солженицын перед тем долго разглагольствовал о некоем всеобщем покаянии, мол, все мы повинны в собственной беде, только в разной степени… Я возразил: многострадальному народу России не в чем и не перед кем каяться. В чём, скажите, каяться, к примеру, доблестным участникам Великой Отечественной войны?! Пусть кается тот, кто бросил и продолжает бросать Россию в пропасть. Попалась мне недавно на глаза статья публициста Кара - Мурзы в «Сов. По-моему, очень верно там сказано: «Я лично думаю, что надо честно сказать людям: так хорошо жить, как во время послесталинского советского социализма, большинство наших граждан не будет очень долго и, возможно, никогда. Советский социализм в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всём пространстве социально-экономических ситуаций. Сейчас даже трудно объяснить, как нас занесло в эту точку — настолько маловероятно в неё было попасть.
Сегодня, видя, насколько слаб, податлив и греховен человек, как легко его соблазнить бусами и побрякушками, как мы должны преклониться перед русским народом первой половины XX века. Он самоотверженно, на своих костях построил доброе, спокойное, экономное и щедрое общество. Хозяйство в нём было, в меру своего развития, необычайно, необъяснимо эффективным. Множество сил объединилось, чтобы нас с той точки столкнуть, и это удалось. Сойдя, мы сразу оказались в глубокой трясине, и нас засасывает всё глубже и глубже по всем показателям, и материальным, и духовным. И даже нет гарантии, что мы вообще выберемся на какую-либо твёрдую кочку. Ничего же иного, подобного советскому укладу, нам не светит. Воз можно, для нас другой такой точки и нет…» Как живо перекликаются слова публициста с художественной тканью ваших романов, Юрий Васильевич!.. Ваше грустное письмо ещё раз подтвердило то, о чём я писал не раз, о чём думал в последние годы.
Наш народ тяжко болен: к известным несурязностям его прибавился ещё один пункт: страсть к купюре, авось, царь — батюшка поможет и подбросит по доброте бескрайней миллиончики на красивую жизнь среди заграничных этикеток. Страшный вирус торгашества отравил души даже школьников: каждый второй хочет разбогатеть. Знамя молодёжи — аполитичность. И это — самое противоестественное. Никогда в истории страна не была так развращена. Перевёртыши, предатели, садо — мазохиисты, ничтожества всех рангов переворачивают Россию вверх дном, патриоты заняты артикуляцией языка, разъединены пятой колонной, зубатовщиной и прочими радетелями на соломенных ножках. Однако впадать в отчаяние — грех великий. Ваша программа по русской литературе была написана мной в содружестве с крупным литературоведом России М. Минокиным, предложена Министерству образования России - и отвергнута.
Было бы полезно поговорить о ней на совете по русской литературе, где я председатель Международное сообщество писательских союзов , об этом следует подумать. К слову, в разделе «Литература 70-х — 80-х г. По-моему, вещи эти чрезвычайно слабые, наивные, опереточные… Всяческого Вам добра! Крепко жму руку! Очень польщён вашей похвалой в адрес нашей программы по русской литературе. Профессор М. Минокин и я с удовольствием приняли бы участие в её обсуждении на Международном сообществе писательских союзов, как Вы советуете. Ваше мнение относительно книг Кондратьева и Васильева будет учтено, мы его вполне разделяем: художественный уровень их искусственно раздут либеральной критикой, а идейная несостоятельность очевидна. Наверное, Вам будет интересно узнать, как и чем живут провинциальные писатели.
Посылаю нашу областную газету «Тверские ведомости». Было бы очень хорошо, если бы Вы переехали в Москву — предложение, которое Вам сделали, сверхсерьёзное. Но как с жильём? Вы спрашиваете моего совета. Чрезвычайно рад был бы помочь Вам, но — увы — в этой области у меня нет никаких связей. Знаю только, что цены на квартиры немыслимо астрономические: 1 кв. Знаю ещё и то, что в Москве несколько контор по сдаче, обмену и покупке жилья. И, разумеется, связываться с ними надо лично, то есть коли Вы настроены решительно приехать надо в Москву и взяться за это дело со всей энергией. Выступление Солженицына прочитал.
Я не верю ни одному слову этого надутого и самовлюблённого «пророка», за фразами которого полная пустота или банальность именно банальность. Горького он «не ставит высоко». Ему ли судить о Горьком! Горький по сравнению с малоталантливым Солженицыным — титан, поднебесная величина! Всяческого Вам добра и удач. Мне очень дорого Ваше мнение относительно моего трудоустройства в Москве. Несмотря на те немалые трудности, что меня ждут частые поездки в столицу из Твери, проживание в общежитии неизвестно, сколько времени и пр. Направляю Вам копию своих заметок о судьбе современного русского языка. Может быть, найдёте время прочитать и высказать своё суждение и по заметкам, и по важнейшей проблеме сохранения русского языка в его благоуханной первозданности.
Поздравляю Вас с наступающим Великим Октябрём! Это великий народный праздник, как бы его ни чернили и грязнили русоненавистники… Всего Вам самого доброго! Сердечно, Владимир Юдин, 26. Вашу статью об языке прочитал с болью и соучастием. Вы высказываете в ней много полезного — для сохранения нашего родного языка, но… Это «но» заключается в том, что люди власти, занимающиеся культурой, «заинтересованные в противоположную сторону», ничего делать не будут, убеждая доверчивых, оболваненных и простодушных, что англицизмы, галицизмы, германизмы и пр. Их задача — разрушение, растление духа, что стало совершенно очевидным. В одном месте Вашей статьи возник вопрос: кто из деятелей культуры, учёных и писателей вошли в Совет по русскому языку созданному на Олимпе? Относительно поездки в Тверь мне неловко ответить Вам прямо. Так или иначе — я прикован к даче, к столу, к книгам, к внукам, поэтому никуда не езжу уже несколько лет.
В своё время я изъездил почти всю Россию, почти половину мира и с некоторой поры сказал себе: стоп. Что происходит с нашими журналами? Почему не отвечают на письма? Да, видимо, потому, что мысль у всех направлена к одному — выжить в это немыслимое время… С великим праздником Вас! Крепко жму руку — Юрий Бондарев. Мой телефон: 3345992. Звоните, когда случится быть в Москве. Всецело разделяю Ваше печальное заключение о нерадивом и преступном отношении власть имущих деятелей культуры к судьбе русского языка, как, впрочем, к литературе, культуре и всей духовной жизни… Безусловно, надо всеми силами — писатели своим художественным пером, учёные — фактами науки — противостоять разгулявшемуся по стране мракобесию и злу. Вот почему я послал свою статью в «Молодую гвардию», выступил по областному радио, заостряю внимание студентов на этом архиважном вопросе.
Пусть люди хотя бы задумаются, ч т о, какая пропасть грозит им с потерей первооснов нашего великого и могучего русского языка… Был недавно в Москве. В редакции «Молодой гвардии» сообщили, что моя статья о «Непротивлении» в работе, готовится к печати, в каком номере — пока неизвестно. Я работаю сейчас над рукописью литературно — критической книги, запланированной к изданию весьма скромным тиражом в будущем году в Твери, в ней будет и большая статья о вашем творчестве. Сейчас готовлюсь к участию в конкурсе на должность заведующего кафедрой литературы XX века в Московском облпединституте, о чём Вам ранее сообщал. По-моему надо соглашаться. Сожалею, что у Вас нет возможности побывать в Твери. Надеюсь, в более благоприятное время приедете. Желаю Вам всего самого доброго! Вы пишете, что готовитесь к участию в конкурсе на должность заведующего кафедрой в Московском пед.
Интересно, кто сейчас там ректор? Перловка — неподалёку от Москвы. Не знаю, какую зарплату Вы получаете в Твери, но, думаю, в Москве немного побольше. А это в нашей жизни нынешней — не последнее дело. Вы бываете в Москве — позвоните мне, пожалуйста, по тел. Я для Вас приготовлю своё второе собрание сочинений 6 томов или третье 9 томов , если подберу все тома. Работаю над «Мгновениями», изредка печатаю их. Обдумываю роман, но конструкция его пока ещё не ясна, в некоем туманце, ибо настроение для обдумывания то и дело перебивается. Здоровья Вам и всяческих удач в Новом, 97 году, если он для всех нас будет поистине «Новым»!
Сердечно тронут Вашим новогодним поздравлением! Примите и мои самые добрые пожелания в здоровье, неиссякаемого Вам творческого огня! Очень признателен Вам за добрые советы, пожелания — они мне чрезвычайно полезны и дороги! Ректор Московского обл. Я всё ещё ломаю голову: «брать» Москву или «не брать»?.. Сдерживают мой порыв бытовые неудобства: житьё в общежитии, вне семьи — далеко не мёд, а реальной возможности приобрести свою квартиру в столице нет. Ездить почти ежедневно из Твери на электричке — тоже мало радости: билет на скором поезде дорогой, а электрички малопригодны стёкла разбиты, в вагонах царит лютая стужа, скамьи изуродованы бомжами, которые спасаются от холода в вагонах… , вдобавок электрички стали выбиваться из графика, опаздывают… Дочь моя учится в Тверском университете, жена работает учительницей в гимназии, то есть более-менее устроены и не хотят менять относительно налаженный быт. Что касается профессорской зарплаты, то она в столице, благодаря лужковской надбавке, немноим больше, чем в Твери, - что-то в размере полутора миллионов рублей, не решает даже самых насущных житейских проблем. С некоторых пор я перестал покупать даже необходимые для работы книги — иначе не хватит на хлеб насущный… Поверьте, нисколько не преувеличиваю.
Идёт целенаправленный погром науки и вузов России из-за недофинансирования. В ближайшем будущем грозят перевести периферийные вузы на свои, местные бюджеты — это будет окончательный сильнейший удар по университетам страны… К житейским трудностям мне не привыкать: я с детства приучен их преодолевать собственным упорством и целеустремлённостью. Но что делать одному в вузовской системе, где всем и вся заправляют псевдодемократические «общечеловеки», где навязаны пресловутая Болонская методология и пышным цветом распустилась дикая русофобия?! Бросаться безоглядно в драку, как это жертвенно делают прекрасные герои романа «Непротивление», и бесследно сгореть?.. По-моему, нынче нужны в стране какие-то иные, результативные способы активного противодействия оголтелым русоненавистникам. Между тем, патриотические ряды очень разрознены, растеряны, вижу, как даже единоверцы порой морально подавлены и нетерпимы друг к другу, часто раздавлены обстоятельствами, иные приспособились, стали «непротивленцами», конформистами. В Твери у меня есть небольшой круг крепких, порядочных друзей патриотического образа мысли. В Москве же придётся всё осваивать с чистого листа. Начинать это в 50 лет — уже не просто.
Вот Вам мой крик души, дорогой Юрий Васильевич, тормозящий окончательное принятие моего решения. Впрочем, есть ещё месяц всё обдумать и сказать себе «да» или «нет». Очень польщён Вашим намерением преподнести мне своё собрание сочинений! Непременно позвоню Вам в очередной приезд в Москву. Не попадала Вам в руки новая книга критика Вл. Бондаренко «Реальная литература». Двадцать лучших писателей России» М. Вот вам образчик того самого конформизма, о котором я писал выше. В книге есть неплохая глава о вашем творчестве, но… в соседстве, с одной стороны, с К.
Воробьёвым, а с другой — с Солженицыным. Явная эклектика персон налицо. Но это ещё не всё. Критик злоупотребляет определениями типа: «литературные генералы», «вальяжные», «пресыщенные властью писатели», причём явно не по адресу. Наше время Бондаренко справедливо резко бичует, но называет его почему-то «бесцензурным». Вряд ли оно такое на самом деле: нынче цензура денежного мешка похлеще старой, советской. Стоит только заикнуться публично о нестерпимой русской боли, о трагедии Отечества — сверхбдительные «демократы» тут же затыкают тебе рот, шельмуют «русофилом»,«фашистом», «антисемитом» и пр. Сделал Бондаренко и некоторый анализ вашего романа «Непротивление», но, как мне показалось, философской основы его не раскрыл, пошёл лишь по социальному срезу романа. Журнал выбивается из сил: прозаики не стали направлять свои произведения из-за невозможности редакции выплачивать авторам хоть какие-то скудные гонорары, плохая подписка — удручённые острыми материальными недостатками люди теряют интерес к периодике, к чтению… Может, предложите что-то из своих произведений?
Сердечно, ваш Владимир Юдин. Ваша статья о Шолохове хороша — есть ещё на Руси, как говорится, поборники художества.
Летом 1942 года после окончания средней школы Бондарев был направлен на учёбу в Бердичевское пехотное училище. В октябре того же года курсанты училища были направлены под Сталинград, где Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Награжден медалью "За отвагу". В 1951 году окончил Литинститут имени Горького, начал печататься в 1949 году.
Горького семинар К. Произведения Юрия Бондарева пользовались неизменной популярностью у отечественного читателя, выходили немалыми тиражами, по ним снимались фильмы, по ним защищались диссертации. С 1991 по 1994 годы Бондарев возглавлял Союз писателей России. В 1994 году отказался принять орден Дружбы народов от Бориса Ельцина по случаю своего 70-летия.
Ушел из жизни большой русский писатель Юрий Бондарев
В Москве на 97 году жизни скончался известный писатель, сценарист и общественный деятель Юрий Бондарев. О таких, как писатель Юрий Бондарев, тупились затем перья графоманов и лже-историков, потому что достичь литературных и нравственных высот им, даже с их пронырливостью и мощнейшей поддержкой кураторами нового мирового порядка, не получалось. О таких, как писатель Юрий Бондарев, тупились затем перья графоманов и лже-историков, потому что достичь литературных и нравственных высот им, даже с их пронырливостью и мощнейшей поддержкой кураторами нового мирового порядка, не получалось.