Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Восстание против монголо-татар в Твери 1327 г. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига.
Восстание в Твери 1327 года
Антиордынское восстание в твери, подавленное московским князем иваном калитой | Однако Щелкан не воздал послам "старой, богатой Твери" должного почёта, "зачванился он, загорденился, и оне (т. е. те же Борисовичи. |
Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери? | В 1327 году в Твери вспыхнуло яростное антимонгольское восстание. |
За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому
первое на Руси широкое выступление против монголо-татарского ига. Бунт Твери против Орды. Скорее всего, антиордынское восстание в Твери обошлось без активного участия Александра Михайловича. Князь понимал, что изгнание, а тем паче убийство Щелкана не избавят Тверь от татарского владычества; более того, повлечёт новые разорения. Бунт Твери против Орды. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Скорее всего, антиордынское восстание в Твери обошлось без активного участия Александра Михайловича. Князь понимал, что изгнание, а тем паче убийство Щелкана не избавят Тверь от татарского владычества; более того, повлечёт новые разорения.
Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)
Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды 02 января 2020 12:25 В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды. То есть сами-то восставшие, конечно, глобальные цели едва ли ставили — горожан возмутило поведение отряда под командованием Чолхана. Щелкана, как его назвали тверичи. Чолхан и его люди действительно вели себя бесцеремонно.
Возможно, предводитель золотоордынского отряда и вел бы себя поскромнее, если б ко всему прочему не был еще и двоюродным братом правителя Золотой Орды, хана Узбека. Явившись в Тверь, Чолхан первым делом выгнал из дворца если его так можно называть князя Александра Михайловича. Надо заметить, что менее чем за год до визита Чолхана тверской князь получил от Узбека ярлык на великое княжение.
То есть формально был главой всех русских княжеств.
Он узнал о событиях в Твери. В источниках сообщается, что он отправился в Золотую Орду к Узбеку и предложил свое участие в походе против Твери. В науке считается, что Иван Данилович хотел сам получить великокняжеский ярлык. Было ясно, что вследствие восстания у Александра Михайловича Узбек должен был забрать его и совершить карательный поход на город.
Хан выделил достаточно многочисленное войско для подавления антиордынского восстания в Твери. Его возглавил, согласно летописям, военачальник Федорчук. Это был татарин, принявший христианство. Монголы вторглись на территорию тверского княжения и разорили ее, как и саму столицу. Тверской князь уехал в Великий Новгород.
Разгром повстанцев Восстание получило общенародный характер. Отмечается, что в нем приняли участие все слои народа. Есть мнение, что движение возглавил сам князь Александр Михайлович. Он не предпринимал мер по его усмирению.
Монголы въезжают в православный храм во время службы. Кадр из фильма «Орда» Последние записи:.
Когда реки стали, татарское войско, включавшее до 50 тысяч воинов, двинулось на Русь. Татары повоевали города Тверского княжества — Кашин и Тверь: "И людей множество Погубиша, и иныа в плен поведоша, а Тверь и все гради огнем пожгоша". Дошедшие до нас летописи, прошедшие через руки московских летописцев, пытавшихся скрасить разорение Твери и участие в этом Московского войска, не дают ни картины карательной экспедиции, ни даже точных сроков падения Кашина и Твери. До сих пор Тверь хранит на себе следы страшной Федорчуковой рати: здесь нет даже остатков средневековых защитных сооружений, нет ни одной церкви старше XVI века.
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году
Во-первых, безоговорочную поддержку орды с право регулировать споры между другими княжествами. Во-вторых, ярлык и возможность сбора дани, большая часть которой оседала в карманах сначала Ивана Калиты, затем — его сыновей. В-третьих, Москва вскоре получила еще и поддержку православной церкви: Владимирский митрополит перенес свою кафедру в Москву. Тверь же из одного из двух крупнейших городов Северо-Восточной Руси превратилась в своеобразное захолустье. Между тем, не случись восстания, которое могло удовлетворить потребность в мести, но глобально было обречено на провал, и Тверь сохранила бы свои достаточно крепкие позиции. Митрополит Феогност отлучил Александра Тверского от церкви Дело в том, что до 1327-го года ханы в делах Руси руководствовались принципом «разделяй и властвуй». Ярлык они часто передавали из рук в руки, следя за тем, чтобы никто не усилился чрезмерно. Таким образом, с одной стороны поддерживалась политическая конкуренция, с другой — плодилась раздробленности внутри Руси. Так как один из конкурентов себя дискредитировал, то Орде ничего не оставалась, как отдать все на откуп Москве, проявившей преданность в сложной ситуации. Едва ли Александр мог предотвратить восстание.
Его ошибка, как показало время, состояла в том, что он не сориентировался уже после него. Сил бороться с Ордой в тот момент не было ни у кого. А риск прихода карателей существовал. Тверской князь мог сам поехать к хану и представить ему свою точку зрения. Приехал бы до Калиты, смог бы убедить Узбека в том, что произошло недоразумение, и сохранил бы крепкий и мощный город, готовый к дальнейшему росту. И, возможно, поднакопив сил, Тверь все же сумела бы побороть Москву в борьбе за великокняжеский престол. Но путь открытого выступления против Орды был самоубийством. Что изменилось бы? Он был бы веком суровый феодальных войн.
Москва и Тверь рубились бы еще долго. Вот только монголы тоже слабели. Причем на глазах. Великую Империю, частью которой была Золотая Орда, раздирали склоки. Совсем скоро крушить ее начнет Тамерлан.
Книга 7.
Непосредственным сигналом к началу восстания послужила попытка ордынцев 15 августа отобрать на торгу кобылицу у дьякона Дудко. Это было явным нарушением традиционных порядков Монгольской империи , поскольку монголы не притесняли духовенство, по крайней мере, в мирное время, не облагали его данью и не подвергали поборам. Дьякон призвал на помощь «мужей тверских». Отряд Александра Михайловича нанёс поражение отряду Чол-хана, который попытался укрыться в княжеском дворце. Однако великий князь поджёг сени дворца, где эмир, «сгорев, пропаде». Тверичи же истребляли всех попадавшихся им ордынцев в том числе и купцов.
В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось. Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились.
Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам. Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам.
Одним из этих отступников от православия и был Федорчук. Возможно, что в целях Чолхана и значилось утвердить ислам на Руси. Если так, то его печальная участь должна была впредь отвратить ордынских наместников от подобных предприятий, несмотря на наказание, постигшее Тверь. Действительно, в дальнейшем мы не видим, чтобы Золотая Орда как-то вмешивалась в религиозные дела своего «русского улуса».
Русь осталась православной.
Князь московский Иван Калита и князь Александр Васильевич Суздальский по приказу хана явились в Орду осенью 1327 года засвидетельствовать свою неколебимую поддержку ханской власти. Их дружины были включены в состав татарского войска, получившего в исторической памяти России наименование Федорчуковой рати. Когда реки стали, татарское войско, включавшее до 50 тысяч воинов, двинулось на Русь. Татары повоевали города Тверского княжества — Кашин и Тверь: "И людей множество Погубиша, и иныа в плен поведоша, а Тверь и все гради огнем пожгоша".
Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги
Почему Иван Калита участвовал в подавлении восстания в Твери, Последствия восстания в Твери в 1327 г. В 1327 году в Твери стихийно вспыхнуло народное восстание против ордынцев.-3. Тверское восстание 1327 года: значение. Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре.
Восстание в Твери 1327 года
1327 Год восстание в Твери против Чолхана. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год. В) сопротивление реформам Петра I — восстание под руководством К. Булавина; Г) ордынское владычество над Русью — восстание в Твери против Щелкана.
Первое русское восстание против Орды
Московский князь Юрий женившись на сестре хана, получил ярлык на великое княжение. Московское войско с отрядом татар выступили на Тверь и потерпели сокрушительное поражение в Бортеневском сражении 1317 года. Золотая орда умело использовала противоречия двух княжеств, сталкивая их друг с другом, стараясь избежать роста их влияния. На престол Московского княжества взошел брат Юрия — Иван Калита. Причины восстания Поселившись в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, Чолхана стал жестко получать дань. Сильное принуждение и карательные меры вызвали недовольство среди тверчан. Ордынцы как обычно вели себя в вассальных землях без каких бы то ни было ограничений, полагая, что в праве взять все, что им хочется.
Местное население оказалось в заложниках у себя дома. Начались не прекращающиеся грабежи, насилие и убийства. Население обращалось за защитой и помощью к князю, однако он лишь советовал «терпеть». Ко всему поползли слухи о том, что Шелкан хочет сместить великого князя и сам взойти на тверской престол, обратив русский народ в ислам. И вспыхнуло антиордынское восстание в Твери. Причина: недовольство жителей Твери ордынскими сборщиками налогов.
Чолхана и его окружение заперли в деревянном княжеском дворце и сожгли. Восстание в Твери 1327 год. Разгром восстания и последствия Узнав, что в Твери произошло восстание, московский князь Иван Калита решил использовать его в своих интересах. Он ставил целью получить ярлык на великокняжеский престол во Владимире. Князь поехал в Золотую Орду к хану Узбеку и предложил свою помощь в подавлении бунта. Хан дал ему войско под командованием пяти темников. Следовательно, можно предположить, что численность его равнялась 50 тыс. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать».
Войско Федорчука и двух князей разорило не только Тверь, но и все города и многие села Тверского княжества. Сам князь Александр скрылся в Новгороде Великом, а оттуда убежал в Псков. Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах.
Однако на него призыв не откликнулись. Он участвовал в разгроме тверского восстания против Чолхана. Было отправлено крупное по некоторым сведениям около 50 тысяч человек войско на подавление движения. В течение зимы 1327—1328 годов оно было прекращено. При этом город Тверь и вся область были подвергнуты разорению, разграблены.
Населенные пункты сжигали. Людей пленяли и отправляли в Орду. Князь Александр Михайлович уехал в Псков. Итоги восстания После этих событий великокняжеский ярлык был отдан Ивану Даниловичу Калите. В науке обычно применительно к данному времени выделяется тема политического противостояния Москвы и Твери. Часто события 1327 года оцениваются как происшествие, после которого в этой борьбе первенство перешло к первому городу. Есть точка зрения, что московские правители проводили на определенном этапе политику внешнего выполнения политических требований хана. Тем самым они удерживали роль центра объединения русских земель и усиливались.
III, стр. Соловьёв С. История России. I, стр. Курс истории русской литературы. Таким образом, автор, относя возникновение "Песни" ко времени, близкому к описываемому событию, и сближая её с версией рассказа о Шевкале в Тверском сборнике, полагал, как и Келтуяла, что первоначальным действующим лицом "Песни" был Александр Михайлович Тверской, а не Борисовичи, что "Песня" заканчивалась мрачной картиной разгрома Твери, что, следовательно, вариант Кирши Данилова далёк от текста протооригинала.
В специальной статье А. Седельникова "Песня о Щелкане и близкие к ней по происхождению"2 возникновение первоначального текста памятника отнесено к творчеству скоморохов времени Грозного; самый же сюжет произведения истолкован как сатирическое отображение событий XVI века, скомороший памфлет на Грозного Азвяк и его шурина Михаила Темрюковича Щелкан. Тем самым автор отрицал возможность "признать за данной песней значительное старшинство перед всеми остальными великорусскими историческими песнями"3. Тверское событие 1327 г. Выводы А. Седельникова не встретили возражений и были приняты в последующих работах по русскому фольклору4.
Нужно отметить, что построение А. Седельникова представляется чрезвычайно искусственным и мало убедительным. Попытка связать содержание "Песни" с событиями XVI в. Однако, как увидим ниже, при ближайшем анализе оказывается несомненным, что "Песня" без всяких натяжек и надуманных построений целиком отвечает событиям 1327 г. Лурье высказал мысль, что "удалые Борисовичи" "Песни" - это не князь с братом, а тверской тысяцкий с братом6. При этом автор сослался на генеалогию бояр Шетневых; их родоначальником был Борис Фёдорович Половой, внук которого, Михаил Шетнев, был тверским тысяцким; после Михаила эта должность закрепилась в их роде7.
Писцовые книги XVI в. В перечнях владений "бояр и детей боярских тверич" Борисовичи стоят на первом или втором месте, что свидетельствует об их политическом и родовом весе. Старший и наиболее крупный землевладелец Василий Петрович Борисович, доживавший свой век в Москве, имел сёла и деревни в разных волостях, но основной массив земель 109 деревень и починков был в волости Кавь. Среднее поколение Борисовичей к концу XVI в. Землями Никиты владела "Стефанида, жена Борисова", с сыновьями Матвеем, Александром и Василием, служившими на государевой службе9. Очень характерно, что землевладение Борисовичей, в отлична от большинства других владельцев Тверского края, подтверждалось "крепостями старинными", частью погоревшими в тверском Спасском соборе "в великий пожар".
Можно установить, что под "старинными крепостями" писцы разумеют акты времени великого князя Бориса Александровича10. Таким образом, история Борисовичей углубляется до первой половины XV в. Это время отстоит всего на 100 лет от 1327 г. Однако источники позволяют заполнить и этот разрыв. В тех же писцовых книгах упоминаются владения тверского Михаило-Архангельского монастыря, "что кладутца Борисовичи". Старший из Борисовичей XVI в.
Тот же Василий 1 "Былины. Исторические песни". II, стр. Под ред. IV - V, стр. Русский фольклор, стр.
Роль Твери в создании национального государства. История Тверского княжества, стр. Писцовые книги Московского государства. Петра Шетнева на стр. Там же, стр. Писцовая книга Потапа Нарбекова 1626 г.
Здесь упомянуты не какие-либо другие Борисовичи, а именно потомки Бориса Полового. Об этом свидетельствует посвящение храма Архангелу Михаилу - патрону первого в роде Шетневых тысяцкого, Михаила Фёдоровича Шетнева, который," повидимому, и положил основание Михайловскому монастырю, ставшему местом погребения их рода. Характерно, что тверской тысяцкий поставил свой храм не в Кремле, где были княжеская усыпальница - Спасский собор - и княжеская дворцовая церковь Михаила Архангела3 , а вне Кремля, на Загородском посаде "старой, богатой Твери", как бы подчёркивая этим свою социальную связь с демократическими слоями городского населения. Таким образом, можно считать доказанным, что Борисовичи "Песни о Щелкане" - реальные исторические участники событий 1327 г. Сперанский и В. Следует напомнить подмеченное В.
Борзаковским отличие судьбы тверских тысяцких от участи тысяцких в Москве и Рязани. Если о последних мы знаем в связи с упоминанием об их трагических убийствах и связанных с этим волнениях, то о судьбе тверских тысяцких таких сообщений нет4. Видимо, здесь между тысяцкими, боярством и княжеской властью не возникало тех острых политических противоречий, которые вели к гибели тысяцких и, наконец, к исчезновению этой должности. Выступление тысяцкого во главе восстания 1327 г. Вспомним киевское восстание 1068 г. У тверских тысяцких Борисовичей ненависть к татарам подогревалась свежими воспоминаниями о предке их рода, черниговском боярине Феодоре, казнённом в 1246 г, в Орде вместе с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским.
Любопытно, что именно около церкви-усыпальницы Борисовичей происходили торжественные встречи останков погибших в Орде тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича. Изложенное со всей определённостью свидетельствует о том, что "Песня о Щелкане" в варианте Кирши Данилова говорит о вполне реальных деятелях восстания 1327 г. Это вновь ставит вопрос о времени появления "Песни о Щелкане", которое, на наш взгляд, может быть значительно приближено к 1327 году. Первый и наиболее интересный вариант содержится в первой части Тверского летописного сборника6 ; второй, отличаясь от первого по содержанию и стилю изложения, приписывает руководство восстанием князю Александру7 , тогда как в первом выступают безыменные тверские горожане. К этой же группе принадлежит рассказ I Псковской летописи. Сохраняя руководящую роль Александра Тверского, этот рассказ пропитан похвалами ему и дополнен весьма сочувственным описанием его пребывания во Пскове8.
Восстание в твери против щелкана
Священнику пришлось защищать свою лошадь, на которую напали недоброжелатели. На защиту священника поспешили многочисленные жители города. Начался погром иноземцев во всем городе, в результате которого был уничтожены все монголо-татары в Твери, включая самого Хана Щелкана. Он был сожжен заживо во дворце Великого князя Александра. Таково было начало восстания, которое имело значительные исторические последствия. Ход событий Надо отметить тот факт, что между Москвой и Тверью длительное время существовало соперничество за власть. Золотая Орда использовала в своих политических целях вражду между князьями, постоянно обостряя их противостояние. Узнав о погроме татар в Твери, московский князь Иван Калита не мог не воспользоваться ситуацией и отправился в Золоту Орду. Жители Твери выступали против родственника Хана Чолхана и его отряда. Калита же предлагал свою помощь Орде в борьбе против Твери. Хан Узбек поверил московскому князю и выделил войско общей численностью пятьдесят тысяч воинов.
Подавление восстания Подавление антиордынского восстания в Твери Иваном Калитой осуществлялось совместно с московским войском, воинами Орды и войском суздальского князя Александра Васильевича, поддержавшего московского князя. В истории такое объединение получило название Федорчукова рать. Возглавил ее татарин Федорчук. В ходе столкновения были сожжены города и деревни по всей территории Тверского княжества.
Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение.
Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании. Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Повести о Шевкале. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.
Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени. И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли.
Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте! Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове.
Библиотека литературы Древней Руси. Том 6. А немного он судьею сидел: И вдовы-та безчестити, Красны девицы позорити, Надо всеми наругатися, Над домами насмехатися. Сборник Кирши Данилова. Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым.
При этом город Тверь и вся область были подвергнуты разорению, разграблены. Населенные пункты сжигали. Людей пленяли и отправляли в Орду. Князь Александр Михайлович уехал в Псков. Итоги восстания После этих событий великокняжеский ярлык был отдан Ивану Даниловичу Калите. В науке обычно применительно к данному времени выделяется тема политического противостояния Москвы и Твери. Часто события 1327 года оцениваются как происшествие, после которого в этой борьбе первенство перешло к первому городу. Есть точка зрения, что московские правители проводили на определенном этапе политику внешнего выполнения политических требований хана. Тем самым они удерживали роль центра объединения русских земель и усиливались. Участие Ивана Даниловича в подавлении тверского восстания в науке часто характеризуют как проявление этой политики. Тест для закрепления материала 1 Кто из перечисленных князей был сыном Ивана Калиты? Юрий Долгорукий.
Тверской князь приказал поджечь двор, чем и предопределил участь Чолхана погибнуть в огне. Восстание в Твери стало одним из ключевых событий в политической борьбе Твери и Москвы. После тверского восстания московский князь Иван Калита поспешил в Орду, чтобы использовать удобный случай и погубить своего соперника. Хан Узбек выделил московскому князю около 50-тысяч воинов «Федорчукова рать» - по имени одного из темников. Огромное войско нагрянуло на Тверское княжество и разгромило его.