Режиссер Римас Туминас уехал из России в Литву из-за угроз его семье. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости.
Стала известна причина смерти Римаса Туминаса — умер в Италии
Где бы ни были: на гастролях, на банкете уже выпивши, у него в кабинете или у меня. И в этом «вы» я видел залог наших очень крепких человеческих, партнерских отношений. Я думаю, для него это тоже было очень важно. Он никогда не лез в директорскую работу, не позволял себе сказать: «Мне так надо, я так хочу». Он всегда говорил: «Я бы вас хотел спросить, мы сможем или нет…» Вот таким был наш подход к взаимоотношениям «худрук-директор»: партнеры, ближайшие коллеги.
А те новоиспеченные руководители, которые сейчас руководят некоторыми театрами, где жены, мужья, любовники, любовницы решают все, - считают, что могут менять директоров как перчатки, говорить: «А меня не интересует, где ты деньги возьмешь! А он ее понимал. Он понимал, что каждое утро на всех сценах театра должны идти репетиции, а вечером — спектакли. Хотя ему было очень нелегко во многих спектаклях делать вводы, вторые составы, и актеры шли к нему жаловаться, но он мог все это перевести в философию жизни театра.
Поэтому мы с ним постепенно добились, например, того, что смогли одновременно играть в Москве, и на гастролях. Все это огромная работа! Когда я пришел в театр, Вахтанговский играл 25-26 спектаклей в месяц. За 15 лет работы мы пришли к тому, что театр играет 145 спектаклей на шести сценах плюс филиал.
Критикам, злопыхателям я скажу: попробуйте сделать это в своем театре. Он это смог. Кирилл Крок и Римас Туминас За всю жизнь он не уволил из театра ни одного человека. Даже если возникали конфликтные ситуации, он никого не хотел увольнять.
Даже если я хотел принять такое решение, он говорил: «Вот я уеду скоро в Литву, пожалуйста, без меня, я не могу…» И этим я занимался. То, что с ним произошло, это как у Островского, «без вины виноватые». Политическая обстановка накалялась, и его начали шельмовать, вплоть до митинга в Литве с требованием лишить Туминаса гражданства Евросоюза, так как он «продался за российские кровавые деньги». Он вернулся в Литву.
И министр культуры Литвы выпустил приказ, запрещающий всем государственным театрам не просто брать на работу Туминаса, а сотрудничать с Туминасом. Ну какими же баранами, извините, надо быть! К вам вернулся ваш гражданин, режиссер с мировым именем, он может поставить у вас три-четыре спектакля, обогатить вашу театральную культуру! Ему фактически выписали белый билет, и он вынужден был уехать в Израиль.
Почему он и оказался в «Гешере», - потому что ему в его родной Литве запретили работать, обвинив, назвав продажным коллаборационистом. Когда мы были на гастролях в США в 2014 году, журналисты из Украины на пресс-конференции в Нью-Йоркской Национальной библиотеке после присоединения Крыма к России задали ему вопрос: «Как вы, гражданин Евросоюза, продолжаете работать в стране-агрессоре? Я не вижу, что Путин делает что-то плохое для страны. Это огромная страна с огромной территорией, и ею нельзя либерально мягко управлять.
Я не занимаюсь с Путиным политикой, но я вижу, как Путин поддерживает российскую культуру, такого нет нигде в мире». Так после этого ему националисты дачу сожгли. Кирилл Крок и Римас Туминас Не хочется в этом интервью, где мы говорим о Римасе, даже вспоминать о всяких проститутках, бюджетных патриотах, бездарных писателях-алкоголиках, которые из зависти, что они никому не нужны, а их произведения не берут на постановки в столичные театры, придумали историю о «русофобском» спектакле «Евгений Онегин». Туминас со всем его благородством, помню, спросил: «А кто этот человек, который меня обвиняет в русофобии?
Я даже не знаю его». Я тогда прямо ему сказал, что есть такой автор, когда-то в молодости даже что-то хорошее писал, я зачитывался его произведениями. Он: «А сейчас? Да, буквально, человек писал доносы, что мы не отремонтировали фасад Симоновской сцены, своровали деньги, и я ходил в следственные органы, давал объяснения, носил документы, фото мы всегда делаем фотофиксацию.
Два года назад он опять написал донос, следователь уже даже не приглашал меня, а просто попросил прислать документы. Я говорю: «Что, опять весеннее обострение у писателя?.. Мы многое можем обсуждать на кухне, в откровенных беседах, но ему и в голову не могло прийти, что человек, окончивший с ним ГИТИС, за деньги продаст информацию в Интернет. Публично Туминас не делал никаких заявлений.
Да, мне и всему театру обидно и больно за те выражения Туминаса, но я прежде всего воспринимаю его не как политика, а как художника, чей вклад в российский театр, в русскую культуру намного больше, чем слова, сказанные в не совсем трезвом состоянии своему приятелю по телефону, или разговор с телефонными мошенниками, которые теперь называются почему-то пранк-журналистами. Скажите, спектакли Туминаса останутся в репертуаре Вахтанговского театра? Надо не только не любить наш русский театр, нашего зрителя, но и заниматься откровенным вредительством, полагая, что если Римас что-то там сказал, то давайте его спектакли запретим, значит, они все плохие, не нужно нам их смотреть. Мы этим обедняем свою культуру, оставляем артистов без работы, зрителей - без любимых произведений, и что, мы этими спектаклями гордились до 2022 года, а теперь давайте просто забудем, отправим, так сказать, на свалку истории?
Кого мы накажем - режиссера? Нет, мы накажем, тех, кто любит театр, зрителей, артистов. Накажем за любовь себя… Репетиция спектакля "Улыбнись нам, Господи". Поэтому Римас — один из больших патриотов.
Благодаря его спектаклям мы объездили весь мир.
Не было секретом, что уже несколько лет он вел тяжелую борьбу с онкологией. Ещё работая в Москве, часто уезжал на лечение за границу. И все равно его смерть стала для вахтанговцев неожиданностью. Даже уехав на родину в Литву, Туминас не терял связь с московскими артистами. Ну а театр его любил и продолжает любить…».
Предназначено для лиц старше 16 лет. Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский.
Но вот Туминас ушел. Стоит отметить, что режиссер действительно болен и давно планировал покинуть театр в силу состояния здоровья. Заявление об уходе худрука из Театра Вахтангова по собственному желанию было подписано еще 9 февраля, до начала спецоперации на Украине, о чем сообщается и в заявлении пресс-службы. Таким образом, с пожилого и много лет борющегося с недугом титулованного режиссера, награжденного государственными наградами России, взятки гладки: он ушел не из-за несогласия с политикой России, а действительно пошутил в разговоре, поддавшись порыву.
Швыдкой: Семье Римаса Туминаса угрожали в Литве
Дочь Римаса Туминаса, режиссёр и руководительница художественного отдела VMT Габриэле Туминайте опубликовала в соцсетях сообщение о прощании с Туминасом и о нём самом. Бывший худрук московского театра имени Вахтангова Римас Туминас в родной Туминасу Литве не так давно фигурировал как «предполагаемый член действующей в Литве российской разведывательной группы, агент русского мира». Римас Туминас – советский и литовский режиссер театра, обладатель многочисленных театральных и государственных премий.
Режиссер Римас Туминас покинул Россию из-за угроз семье
Театр Вахтангова он возглавил в 2007 году. После начала СВО министр культуры Литвы Симонас Кайрис ополчился на режиссера, который долго проработал в России и потребовал уволить его и «отменить». Литовский политик заявил, что не видит разницы «между уважаемым режиссером и пьяным российским солдатом, который лезет на чужую землю». В Москве пытались защитить Туминаса от нападок соотечественников, но оказалось — зря.
В частности, сыграл капитана Уозоласа в социально-криминальной драме «Взгляд змия» по одноименному роману С. Это история жизни разбойника Мейжиса, действие происходит в 1930-е годы. В 2007 году принял предложение Федерального агентства по культуре и кинематографии стать художественным руководителем Московского театра имени Евгения Вахтангова. С приходом Туминаса Театр имени Евгения Вахтангова занял одну из ведущих позиций среди драматических театров России. Спектакли Вахтанговского театра - постоянные участники российских и международных театральных фестивалей. О своей работе в театре Туминас говорил: «Я начал с понимания ансамбля. Когда есть ансамбль, тогда возникает семья, дом. Я пришел не в мертвый театр, театр жил, в нем работало много замечательных артистов. Они были готовы, они жили ожиданием, и надо было их только встряхнуть, заставить поверить в себя. Может быть, от отчаяния, но они доверились мне и пошли. Я отменил все наказания - за опоздания или другие проступки, как будто эта мнимая дисциплина должна была театр подтянуть. Никого не стал увольнять и постарался убрать все их личные страхи. И тогда к ним пришла уверенность в себе. Театр для нас - это дом, где мы побеждаем страхи, а для зрителя театр - дом, где тебе отпускают все смертные грехи».
На тот момент, когда он пригласил меня в театр и сказал, что хочет проститься с прежней дирекцией, мы с ним были незнакомы, и для меня это тоже было испытание, судьбоносный шаг — прийти в звездный, знаменитый театр, которому через два с половиной года должно было исполниться 90 лет. Это был вызов судьбы! Я его спросил, почему он намерен так резко поменять руководство, на что он ответил: «Я приехал сюда заниматься театром. А мне предлагают какие-то взятки. А мне предлагают деньги — за то, чтобы не спектакли играть, а для антрепризы сдавать сцену». Я был поражен. И дальше за многие годы работы с ним бок о бок он ни разу не пришел и не сказал, что у него тяжелейшая болезнь, что необходимо постоянное лечение. Он никогда не произнес даже, что ему нужны деньги. Зная, что ему предстоит операция, я спросил: «Римас, как вы справитесь? И когда получил ответ, пришел к нему и сказал: «Римас, мы вам перечислили на карту деньги на операцию». Он говорит: «А министр это разрешил сделать? Это был человек, который приехал строить российский театр… Репетиция спектакля "Война и мир". Там все очень тяжело, культура существует на грани выживания… Нашла цитату Римаса о первой встрече с Москвой: «Москву я полюбил с первого взгляда. Вышел на Рижском вокзале с чемоданчиком отца, увидел все это великолепие и влюбился как мальчишка». Как он не принимал то, что навязывали все эти театральные критики и вся эта либеральная театральная тусовка! Он не принимал это всем сердцем! Резко, с русским матом, мог высказаться против всего этого! Как-то я спросил его: «Римас, а как это воспринимать? Есть театр — это то, чем мы занимаемся. А есть все остальное, и к искусству это не имеет никакого отношения». Все эти микрофоны, экраны, камеры перед носом артиста, снимание штанов, попытка действие Чехова, Толстого, Островского перенести в наше время, одеть всех в современные костюмы, сделать «хламурную» историю. Вы же понимаете, до 2022 года все знали: хочешь, чтобы твой театр, спектакль заметили, нужно сделать две вещи: политическую повестку и гендерную. На вопрос, как с этим бороться, он отвечал просто, мол, и не надо бороться, время все расставит по местам, этого не останется в эпохе. Будучи выпускником ГИТИСа, он через всю жизнь пронес истинное понимание того, для чего нужен театр, что театр должен дать человеку. Он терпеть не мог слова «Я хочу так выразиться! Я так вижу», вскипал от них: «А кто тебя просит так видеть! Кому это интересно! Ты так видишь — иди на кухню и «видь», туда иди и репетируй! Римас Туминас и Юрий Цокуров Вы были очень близки, были соратниками, но всегда общались исключительно на «вы», почему? У нас в Литве нет никаких отчеств! Он подумал и сказал: «Да, вы правы». С того момента мы никогда не говорили друг другу «ты». Где бы ни были: на гастролях, на банкете уже выпивши, у него в кабинете или у меня. И в этом «вы» я видел залог наших очень крепких человеческих, партнерских отношений. Я думаю, для него это тоже было очень важно. Он никогда не лез в директорскую работу, не позволял себе сказать: «Мне так надо, я так хочу». Он всегда говорил: «Я бы вас хотел спросить, мы сможем или нет…» Вот таким был наш подход к взаимоотношениям «худрук-директор»: партнеры, ближайшие коллеги. А те новоиспеченные руководители, которые сейчас руководят некоторыми театрами, где жены, мужья, любовники, любовницы решают все, - считают, что могут менять директоров как перчатки, говорить: «А меня не интересует, где ты деньги возьмешь! А он ее понимал. Он понимал, что каждое утро на всех сценах театра должны идти репетиции, а вечером — спектакли. Хотя ему было очень нелегко во многих спектаклях делать вводы, вторые составы, и актеры шли к нему жаловаться, но он мог все это перевести в философию жизни театра. Поэтому мы с ним постепенно добились, например, того, что смогли одновременно играть в Москве, и на гастролях. Все это огромная работа! Когда я пришел в театр, Вахтанговский играл 25-26 спектаклей в месяц. За 15 лет работы мы пришли к тому, что театр играет 145 спектаклей на шести сценах плюс филиал. Критикам, злопыхателям я скажу: попробуйте сделать это в своем театре. Он это смог. Кирилл Крок и Римас Туминас За всю жизнь он не уволил из театра ни одного человека. Даже если возникали конфликтные ситуации, он никого не хотел увольнять. Даже если я хотел принять такое решение, он говорил: «Вот я уеду скоро в Литву, пожалуйста, без меня, я не могу…» И этим я занимался.
Публикуем этот текст полностью: «Хочу вместе с мамой поблагодарить вас за выраженные соболезнования. Мой папа Римас Туминас умер в Италии. В маленьком городке Галлиполи. Все, кто с ним работал, жил, дружил, находили в нём учителя, отца. Рядом с ним человек раскрывался в своих самых прекрасных красках. Он горел огромным пламенем, и рядом с ним нам было так тепло и хорошо. Мы сделали всё так, как он велел.
О «вишнёвых садах» Римаса Туминаса
Фотографии, подробно о семье, видео, последние новости 2024 на портале Узнай Всё. Римас Туминас Римас Туминас окончательно расстался с Вахтанговским театром, сообщается на театра. Два дня назад не стало Римаса Туминаса, который на протяжении 15 лет был художественным руководителем Московского театра имени Евгения Вахтангова, но в 2022 году потерял свой пост. Бывший худрук Вахтанговского театра Римас Туминас после продолжительной болезни скончался в итальянской клинике. В интервью «Совершенно секретно» режиссер Римас Туминас рассказывает о театре, жизни, любви, чести.
Худрука театра имени Вахтангова Римаса Туминаса экстренно госпитализировали
Режиссер Римас Туминас, который был художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова с 2007 года, покидает свою должность из-за болезни, сообщили в пресс-службе театра. Руководитель театра имени Вахтангова добавил, что в прошлом году Римас Туминас оставил свою должность худрука и уехал на лечение в Литву. Римас Туминас – последние новости. Туминас о раке: С этим диагнозом больше трех-четырех лет не живут. Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас пользовались ими очень по-разному, но чаще всего этим золотым ключиком открывалась русская классика. Покинувший Россию режиссер Римас Туминас взял неоплачиваемый отпуск и в данный момент находится с семьей в Литве.
Театральные страсти: режиссер Туминас окончательно покинул пост худрука Театра имени Вахтангова
Фотографии, подробно о семье, видео, последние новости 2024 на портале Узнай Всё. 70-летний Римас Туминас — обладатель Государственной премии РФ и четырехкратный лауреат «Золотой маски». Два дня назад не стало Римаса Туминаса, который на протяжении 15 лет был художественным руководителем Московского театра имени Евгения Вахтангова, но в 2022 году потерял свой пост. Римас Туминас занял пост худрука Вахтанговского театра в богатом и благоденственном 2007-м году — под ворчание ветеранов труппы, впоследствии полюбивших его.
Римас Туминас - биография, новости, личная жизнь
Он горел огромным пламенем, и рядом с ним нам было так тепло и хорошо. Мы сделали всё так, как он велел. Гроб из обычных досок, а тело завёрнуто в белый саван. Он год тщательно готовился, везде возил с собой книгу. Я так и не осмелилась сказать ему в лицо, что эксперты по культуре не подтвердили и отвергли его замысел. Мы планировали начать репетиции в апреле у нас в усадьбе.
Сейчас мы хотим сообщить, что с прахом возвращаемся в Литву и последнее прощание запланировано на 20 марта в Вильнюсском Малом театре.
Да, что там интервью, когда под угрозой срыва может оказаться сам спектакль! Между тем, организаторы, посовещавшись, решают выйти на сцену и объявить зрителям, что по техническим причинам, начало спектакля задерживается. Направляются в зал, подходят к сцене, и в этот самый момент на ней появляется великолепная тройка. В общем, ветер зашумел в тополях вовремя, без опозданий, несмотря на актерское недомогание. Мы идем долго, переходим в другое крыло театра, и наконец оказываемся в маленьком холле, где относительно тихо и никого нет. Дорога, по которой мы идем к празднику, и есть самое главное — Герои этой пьесы стремятся вырваться из дома престарелых.
Вырваться к месту, где растут тополя. Вырваться, значит, преодолеть старость, одиночество, болезни. Но у них не получается. С другой стороны, если бы они все же осуществили свою мечту, разве это не убило бы их? Ведь достижение мечты иной раз означает потерю ориентира, единственного двигателя. Где же спасение? Приведу и скажу, вот я поймал виновника всех наших бед, вредителя, и они меня вознаградят.
Это такая вечная тема — желания людей, мечты. На мечту имеют право только люди в пожилом возрасте, а молодые планируют. Достичь мечты, победить смерть, отдалить ее… Почувствовать, что ты владеешь собой, жизнью владеешь. И почувствовать, что ты все можешь. Или другую землю найти, обетованную. Скажем, человеку нужен праздник, но праздник где-то далеко. Он может быть реальным.
И мы идем по дороге к празднику. Или он переехал еще дальше от нас…? А, может быть, мы попадаем не на тот праздник, ничего интересного в итоге не обнаружим. То есть у нас остается только дорога к празднику, как веревка у старика… Вот эта дорога и есть самое главное. Нам дано от Бога идти по дороге к празднику. Может, там смерть нас ожидает, но смерть через победу, преодоление, достижение каких-то вершин. Пусть будет смерть, но она будет красивой.
Вечная мечта человечества — попасть на этот праздник. Мы просто этого не замечаем, что мы и есть на этой дороге к празднику жизни. К этому празднику стремятся все. Мои родители и их родители думали, ну вот нам не удалось прожить, как хотелось, но наши дети будут жить лучше нас. И я думаю, мне не удалось, вот дети мои, наверное, будут жить лучше, и так из поколения в поколение передаем сладкое слово свобода, сладкое слово — счастье. И это можно расценивать как безусловную тягу к русской культуре. Мне кажется, Грузия в культурном плане сейчас стоит на идеалогическом распутье.
Она пытается понять, что же ей ближе — западная культура, с ее неистребимым оптимизмом, хэппи-эндом, или русская, с ее самокопанием, тоской, депрессивностью… — На западе способны создавать предпраздничное настроение в самой жизни, пока мы живы. А мы не способны, у нас другой пласт. Мы терпим. У нас смирения больше… Это связано и с религией. Как Чехов говорит, и нас будут вспоминать, как нам было трудно, нелегко и больно. Но там, на небесах, мы увидим небо в алмазах. Вот это нежелание создавать здесь и сейчас, а все отрицать.
Быть пессимистом и считать, что воздастся там — это религия жизни. Читайте также: Константин стрельников личная жизнь муж дети — Религия преодоления. Мы этого не можем. И вот пока эти трое героев собираются в путешествие, хотят покинуть эту территорию, они не замечают, что участвуют в подготовке к празднику жизни. Они уже сочинили праздник этого похода. Мысль творит. Их позыв творит их самих, и они уже стали другими.
И хотя они и не ушли, не покинули этот приют, но будут уже другими. Не будут смиряться, а будут принимать завтрашний день как дар божий. Театральные фестивали во всем мире выживают с трудом. Сейчас мир занимается другими фестивалями — фестивалями войны, политиков, они заняли наше место. Они планируют, но не мечтают. Во-вторых, мы были с этим спектаклем в Литве, и там публика откликнулась. Наверное, это свойство маленьких народов — когда у нас отбирают мечту, мы ее возвращаем.
Я подумал, что это найдет отклик и в Грузии. И в третьих, я очень горжусь этими актерами.
Когда ближе к полуночи закончился спектакль, не стали расходиться, а собрались в актерском фойе. Плакали, поминая, вспоминали своего художественного лидера.
Директор театра Кирилл Крок, который в этот день прилетел из командировки, рассказал мне о своём последнем разговоре с Римасом Туминасом по телефону. Он уже был в клинике. Это была запись одного из последних спектаклей: мы ее отправили ему, чтобы он посмотрел и сделал замечания артистам. Мы так и договорились - он запишет все замечания и передаст в Москву.
Он понимал, как это важно для артистов. Ужасно, что ни вы, ни артисты и не только , которых он любил и которые любили его, теперь не можете поехать в Литву, чтобы попрощаться хотя бы с прахом, присутствовать на захоронении. Это невозможно не только по причине закрытых границ. Жена Римаса Владимировича Инга сказала мне, что в своём завещании он просил не устраивать с ним никаких публичных прощаний.
На отпевании он просил быть только самых близких - жену, двух дочерей, а также художника Адомаса Яцовскиса и ещё одного старого друга - все. Так что, если бы и представилась такая возможность - отправиться в Италию на кремирование или на мессу в храм Santuario di Santa Maria del Canneto, его бы просто туда не допустили.
И я сказал: «Нет, не будешь меня гонять, и вообще откажусь от профессии, если такие режиссеры, которые издеваются над артистами». Его первая московская постановка - «Мелодия для павлина» О. Заградника в 1979 году в Театре им. С 1979 по 1990 год - режиссер, с 1994 по 1999 - главный режиссер Национального драматического театра Литвы в 1998 театр обретает статус Национального. Среди его постановок: «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса; «Снежная королева» Е. Шварца; «Тихая ночь» Г.
С 1979 года преподавал на актерско-режиссерском факультете Литовской государственной консерватории, доцент 1998. В 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса. Там он поставил спектакли: «Здесь не будет смерти» пьеса написана Р. Туминасом в соавторстве с поэтом В. Кукуласом ; «Вишневый сад» А. Чехова; «Галилей» Б. Брехта; «Улыбнись нам, Господи» Г.
Театральные страсти: режиссер Туминас окончательно покинул пост худрука Театра имени Вахтангова
Театрального режиссера Римаса Туминаса похоронили сегодня, 20 марта, на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе, на прощании присутствовал президент Литвы Гитанас Науседа. Римас Туминас: Я убежден, что у Ибсена получились одни из самых прекрасных и сильных женских образов в мировой драматургии. Римас Туминас — литовский режиссер драматических спектаклей, его постановки с успехом шли на сценах России и Европы. Не стало режиссера Римаса Туминаса. На протяжении полутора десятков лет он руководил Вахтанговским театром. Туминас вдохнул в него новую жизнь и вернул труппе былую славу. свежие новости дня в Москве, России и мире. Директор театра Кирилл Крок рассказал ТАСС, что Римас Туминас умер в реанимации.