В православной традиции в среду вспоминается предательство Иуды Искариота, которому было предложено 30 сребреников, если он укажет на Христа. пятница постный день. Среда стала постной в связи с памятью о том, что Иуда предал Христа накануне еврейской Пасхи. Среда и пятница считаются постными днями для православных по традиции и установлениям Церкви.
Как правильно постится в среду и в пятницу?
Седмица 2-я Великого поста 2024 года: Что можно и чего нельзя делать во вторую неделю | исчерпывающая информация. |
Вопрос священнику | По канону, среда и пятница — постные дни, а как раз в четверг есть мясо можно. |
Почему среда и пятница постные дни для православных | Кайтесь, кто не соблюдает среду и пятницу, не чтит воздержанием дней страданий Христовых. |
Зачем поститься в среду и пятницу?
Среда и пятница у верующих людей постные дни. Почему именно в эти дни постятся и как соблюдать пост рассказывает батюшка. пятница постный день. Среда стала постной в связи с памятью о том, что Иуда предал Христа накануне еврейской Пасхи. Также в постные дни рекомендуется воздерживаться от алкоголя и курения.
Почему в среду и пятницу церковный пост
- Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
- Постные дни. Среда и пятница, многодневные и однодневные посты.
- Почему Среда И Пятница Постные Дни Для Православных
- Рождественский пост: календарь, традиции, что можно и что нельзя
- Седмица 2-я Великого поста: что можно и что нельзя есть, чтобы не нарушить правила Великого поста
- С 14 февраля начинается неделя мытаря и фарисея: что нельзя и нужно делать в эти дни
Что можно есть в среду и пятницу?
Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов — мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» Мф. Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни. Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?
Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница».
Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня. Богословие традиции Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу. В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа.
Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» IV в. Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» militia Christi. Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня до 15 часов по нашему времяисчислению , и в эти дни происходили особые богослужения. Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения — это время смерти Спасителя на Кресте Мф.
Понимая, что искоренить привычку двухдневного еженедельного поста у новообращенных христиан, которые еще вчера были иудеями, невозможно, церковные иерархи решили не бороться с этим обычаем, а модифицировать его под христианство. Православный пост в среду и пятницу приурочен к самым трагическим дням христианской истории. Соблюдая пост в среду, верующие отдают дань памяти дню предательства Иисуса его любимым учеником — Иудой Искариотом. Пост в пятницу посвящен бичеванию, распятию и крестной смерти Спасителя.
Зачем же поститься так часто? Помимо своего траурного назначения, еженедельный однодневный пост, по словам святых отцов, является беспрерывной круглогодичной охраной души — соблюдая его, верующий показывает дьяволу, что он не теряет бдительности, помнит о Боге, и готов к духовной борьбе в любое время года. Кроме того, пост в среду и пятницу позволяет христианам держать себя в тонусе — его можно сравнить с регулярной тренировкой перед длительными марафонами многодневными постами. Питание во время поста в среду и пятницу для православных верующих Согласно церковным установлениям, пост в среду и пятницу — строгий.
Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. От добровольного к обязательному В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви.
Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его пост по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным. Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» IV в. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» кон. IV — нач.
Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года. Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы. Средство или цель? Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрема Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».
Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором — ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута. Воспоминание в христианстве — это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни. Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории — Распятию и Воскресению Христа. И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» — семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг. Вода Живая.
Если же мирянин, да будет отлучен». Святитель Петр Александрийский принял св.
В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас».
Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год
Бывают ситуации, когда нарушить пост и не пойти на службу приходится из-за слабости близкого человека, но бывают и случаи, когда антицерковный родственник издевается над постом, даже над верой — и тогда, наоборот, вы должен быть твердым. Праздничные мероприятия в пятницу Иногда христианина приглашают на день рождения родственника или свадьбу друга, например, в пятницу вечером. Что делать, следует решать в каждом конкретном случае. Может: тактично откажитесь, если уверены, что это не вызовет огорчения; выбирать на столе постную пищу вполне возможно. Во время застолья не следует ни демонстрировать свой пост, осуждая тем самым ближних, ни скрывать его: на вопрос о причинах отказа от поста можно ответить правильно и спокойно. Как правило, постоянная, значимая должность вызывает уважение. Вино, кино и танцы В разгрузочные дни лучше воздержаться от развлечений.
И конечно, христианину не придет в голову организовать свою «партию», когда Церковь в трауре. Свадьба в пятницу Как известно, свадьбы у нас встречаются в пятницу, тем более, что никаких препятствий для государственной регистрации браков нет. Однако устав не предусматривает какого-либо послабления поста в пище ради свадьбы. Отсюда и проблемы со свадебным пиром, на котором обычно могут присутствовать как верующие, члены церкви, так и неверующие, не знакомые с правилами поста и не соблюдающие их. Что делать? Устроить масленичный стол, заставить «заставлять» поститься?
Нарушение воздержания? Если особые обстоятельства например, предстоящий отъезд и другие не вынуждают вас сыграть свадьбу в пятницу, вам следует просто следовать по этому поводу мудрой русской пословице, которую в некоторых местностях можно услышать и сейчас: «Покерист сказал, что они собираются сыграть свадьбу с воскресенья на четверг! Имеется в виду свадьба в воскресенье и последующие празднества. Супружеская близость Здесь лучше следовать словам апостола. Павел: «Не отделяйтесь друг от друга, кроме как по согласию, на время практиковать пост и молитву, а потом снова быть вместе, чтобы сатана не искушал вас вашей невоздержанностью» 1 Кор. Если взаимного согласия нет например, один из супругов не является членом церкви или еще не готов соблюдать супружеский пост , навязывание воздержания за пределами человека принесет не пользу, а вред, тревожащий семейный мир.
Скачать Что можно есть в среду и пятницу когда нет поста Церкви известны пять периодов, в которые не соблюдаются среда и пятница — они называются «непрерывными» подробнее : 12 дней после Рождества Христова — время святок; 7 дней после недели мытаря и фарисея 14 дней до Великого поста ; Неделя, предшествующая Великому посту Масленице ; Другой — после Пасхи; 7 дней без поста после Троицы.
Во седмицу вторую, по учению Церкви, нужно постараться быть в мире и любви с живыми и усопшими. Как называется вторая неделя Великого поста Вторая седмица Великого поста 2024 года называется Неделей светотворных постов. Название этой недели отражает важность духовной практики и самоотречения, которые помогают верующим очистить душу и подготовиться к встрече с Богом. Прошло семь дней с начала поста, и религиозным людям к этому времени обычно легче соблюдать ограничения в питании. Христиане каждый день учатся великодушию и терпимости к недостаткам других людей, что помогает им стать более сострадательными. Считается, что на второй седмице легче достичь состояния душевного умиротворения и смирения, которые необходимы для понимания своего истинного предназначения в этом мире. Седмица 2-я Великого поста 2024 года: что можно делать Что можно делать во вторую неделю Великого поста. Вторая неделя кажется терпимее, позволяет сосредоточиться на более глубоком духовном пути.
Вторая седмица Великого поста имеет особое значение для верующих, которые стремятся к самопознанию и духовному развитию.
Заходите туда и найдете там, что приготовить на первое и второе, как испечь постные пироги и пирожки, что приготовить на горячее с рыбой, без нее, на сухоядение или пищу без елея. Коврижка постная, монастырская на завтрак Продукты: стакан воды если не пост, то можно кефир или молоко взять стакан варенья 1 ч. Можно сверху пудрой сахарной присыпать, глазурь какую-то сделать, разнообразит тем самым коврижку. Еще можно добавить меда вместо варенья и какао, изюма немного, крем сварить с воды, растительного масла, какао и сахара — вкусно!
На новогодний стол можно приготовить вкусные постные блюда — рецепты смотрите здесь. Оставить так на сутки. Отвариваем картошку, делаем салат или достаем из банки огурчики маринованные, и постный обед готов!
Зачем ты постишься по понедельникам теперь? Нет, буду поститься до самой смерти, чтобы Господа возблагодарить. Так и постилась бабушка до самой смерти».
Как соблюдать мирянам Исторически сложилось, что принятый сейчас Церковью так называемый Иерусалимский Устав, где содержатся предписания о постах — монашеский, так как наши предки именно в иночестве видели идеал духовной жизни и, по мере сил, старались следовать этому образу жизни. Поэтому канонически утвержденных правил пощения именно для мирян нет. Считается, что: Устав дает идеал, к которому нужно стараться приблизиться, но делать это следует с учетом своих сил, возможностей; поэтому меру поста для каждого человека лучше всего согласовывать с духовником или просто священником, который знает состояние верующего. Можно ли рыбу в среду и пятницу мирянам вне постов? Да, но не во всякое время. Устав разрешает ее по этим дням только от дня Пасх и до Дня Святой Троицы.
Рыба по средам и пятницам вне постов Уставом разрешается, если на эти дни выпадает двунадесятый праздник в календаре обозначенный красным цветом , и еще ради празднования Покрова, некоторым великим святым, например: св. Николая Чудотворца, день апостолов Петра и Павла 12 июля , Рождества св.
Постные дни. Среда и пятница, многодневные и однодневные посты.
Ограничивается употребление сахара, соли, специй. Питание в основном должно состоять из овощей, грибов, фруктов и круп. Овощи можно употреблять в сыром, вареном, печеном виде, а каши — гречневая, овсяная, пшенная, кукурузная, рисовая и другие — готовятся без добавления масла и только на воде. Хлеб можно только черный, а также злаковые хлебцы. Разнообразить рацион можно при помощи соленых и квашеных овощей — капусты, помидоров, огурцов, также можно есть моченые яблоки, фруктовое и ягодное варенье. Также необходимо включить в рацион бобовые и орехи для получения всех необходимых питательных веществ. При этом даже разрешенными продуктами объедаться не стоит — церковь рекомендует сохранять умеренность во всем. Добавим, первая неделя Великого поста отличается особой строгостью не только относительно содержания в пище, но и относительно распорядка дня верующего. В первые четыре дня православные христиане собираются в храме для молитвы.
За вечерними богослужениями в эти дни верующие получают покаянный настрой, который должен их сопровождать весь Великий пост. Когда можно пить вино во время Великого поста Одни священники считают, что пить вино допускается по выходным дням — суббота и воскресенье — один бокал сухого или полусладкого вина для поддержания сил постящихся во время Великого поста. Другие священники вообще не советуют пить вино верующим, так как в России пить вино не умеют и напиваются без меры, что недопустимо по Церковному уставу, и поэтому Великий пост и вино — несовместимые понятия. Что нельзя делать в Великий пост 2018 Не пищей единой. Пост — это время духовного очищения. Поэтому во время поста необходимо придерживаться и определенного поведения: нельзя употреблять алкогольные напитки, максимально ограничьте увеселительные и развлекательные мероприятия, а также выходы в свет. В Великий пост нельзя венчаться, на время поста рекомендуется супружеская сдержанность, постарайтесь в это время избегать раздражительности, обид, злости и осуждения. Третья седмица Великого поста 5-11 марта 5 марта 2018 года, понедельник — сухоядение: сырая пища без масла.
Четвертая седмица Великого поста 12 — 18 марта 12 марта 2018 года, понедельник — сухоядение: сырая пища без масла. Пятая седмица Великого поста 19 — 25 марта 19 марта 2018 года, понедельник — сухоядение: сырая пища без масла. Шестая седмица Великого поста 26 марта — 1 апреля 26 марта 2018 года, понедельник — сухоядение: сырая пища без масла. Разрешается горячая пища с растительным маслом, рыбная икра, вино. Разрешается горячая пища с растительным маслом, рыба и морепродукты, вино. О Четыредесятнице рассказывают по телевидению, кафе и рестораны рекламируют постные меню, вечером колокольный звон созывает верующих на покаянные службы. Но только те, кто посещает храм регулярно, знают, что есть еще один не менее важный пост — среда и пятница в течение всего года. О важности поста, установленного в честь крестных страданий Христовых, рассказывает священноигумен Феогност Пушков , кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви.
Православная Христианская Церковь с древнейших времён соблюдает пост в среду и пятницу. Свидетельства об этом посте находятся в письменных христианских памятниках глубокой древности «Дидахе», нач. Однако, нередко мы совершаем те, или иные «обрядовые предписания», не задумываясь об их смысле, тем самым, навлекая на себя обвинение в «формализме». Обвинение это отчасти справедливо, ведь все христианские действия и обряды, поступки и подвиги должны быть осмысленны. Но прежде чем сказать об особенностях поста среды и пятницы, необходимо вкратце прояснить саму суть поста как такового. Пост, в понимании христиан, может носить троякий смысл: либо это выражение покаянного «траура», когда человек, осознав грехи свои, отказывается от изящной пищи, оплакивает своё духовное состояние, моля Бога об очищении. Покаянный траур Христианский писатель III века Тертуллиан пишет, что кающемуся свойственно «погрузить дух в сетование, с горечью поразмыслить о том, в чём согрешил, вкушать только простой хлеб и воду, — не для чрева, а для поддержания жизни, творить чаще, во время поста, молитвы, стенать, плакать, взывать к Господу Богу день и нощь» Тертуллиан.
Но это далеко не так. Постный день начинается, как и обычный, после 24:00.
Попытаемся открыть все секреты и предоставить лучшие постные рецепты, чтобы всегда кушать сытно и вкусно. Для вас подготовили два рецепта для постной среды или пятницы. Они очень просты, но сытные и питательные. Коврижка постная Для приготовления нужно: по стакану сахара, варенья, воды, 1 ч. Все ингредиенты нужно смешать. Форму смазываем и выкладываем на нее тесто. Сверху можно присыпать немного пудры или сделать какую-то глазурь. Коврижку постную советуют есть в пятницу перед Успенским постом. Постный салат Для приготовления необходимы следующие компоненты: постный майонез, орехи, курага, чернослив, свекла.
Количество ингредиентов можно брать, как хотите или как любите. Свеклу отвариваем и измельчаем на терке. Чернослив и курагу заливаем кипятком, чтобы немного размочить. Далее, жидкость сливаем, и фрукты нарезаем соломкой. Орехи дробим.
Кроме того, верующим следует избегать развлечений, которые могут отвлечь от духовной практики и укрепления веры. Телевизор, компьютерные игры, социальные сети и другие виды развлечений могут отнять время, которое можно было бы уделить молитве, чтению священных текстов или благотворительности. Также правила поста запрещают говорить бранные слова и думать о других людях плохо. Церковь не советует приглашать гостей в дом, кроме близких родственников. Это поможет избежать шумных застолий и сохранить духовную чистоту. Седмица 2-я Великого поста: что нельзя есть На этой неделе требования к еде уже не такие серьёзные, как в первые семь дней. Верующим нельзя есть мясо, молочные блюда, сливочное масло, рыбу, яйца, а также белый хлеб, сдобную выпечку. И, конечно, нельзя употреблять любые алкогольные напитки. Во вторник и четверг второй недели Великого поста нельзя есть пищу с растительным маслом.
Фруктовый суп на основе желе с добавлением риса, изюма и кураги. Уху, в период от Пасхи до Петрова поста или, если двенадцатый праздник приходится на постный день подробности выше. А другие хранят замороженные полуфабрикаты по месяцу: Голубцы, фаршированные рисом и грибами. Котлеты из гречневой муки. Грибные или овощные шарики яйцо заменяет манку. Фаршированный перец. Отварные кальмары и очищенные креветки. Картофельные пирожки. Помогают замороженные овощи и овощные консервы из них как собственного производства, так и пищевой промышленности. Быстро приготовьте салат из пекинской или белокочанной капусты, нарежьте огурцы и помидоры. Вы можете быстро подать: Гречневая каша с зеленым горошком. Рис с рыбными консервами и жареным луком. Картошка запеченная с квашеной капустой. Булгур или перловая крупа с кабачковой икрой или лечо. В теплую погоду — суп гаспачо а также свекольник или окрошка без мяса и яиц. Тюрю: гренки, огурцы, редис и много зелени заливаются томатным соком. К чаю и кофе — пряники Марди Гра, мед или мармелад не увлекайтесь! На десерт — фрукты. Перекус — орехи, курага, несколько фиников. Все предлагаемые варианты питательны и сытны, поэтому голодать вам точно не придется.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
На исповеди подруге батюшка сказал, что если не соблюдаешь посты, то хотябы постись в среду и пятницу. В какие дни можно не соблюдать пост в среду и пятницу. Также в постные дни рекомендуется воздерживаться от алкоголя и курения. Значение: Пятница – самый скорбный день недели. в память распятия Иисуса Христа в Страстную пятницу.[2] Таким образом.
Церковный пост по средам и пятницам: что можно есть
В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – пищу принимают один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). Среда и пятница — дни «сухоядения». Среда и пятница считаются постными днями для православных по традиции и установлениям Церкви. В православной традиции в среду вспоминается предательство Иуды Искариота, которому было предложено 30 сребреников, если он укажет на Христа.
Постные дни. Среда и пятница, многодневные и однодневные посты.
Среда и пятница считаются постными днями для православных по традиции и установлениям Церкви. Великая пятница — день скорби и траура: именно тогда был осужден и распят Христос. Еженедельными постными днями являются среда и пятница. Великая пятница — день скорби и траура: именно тогда был осужден и распят Христос. Как ранее отмечали НЕВСКИЕ НОВОСТИ, в 2022 году Пасха выпадает на 24 апреля. Пост среды и пятницы бывает во весь год, кроме особых так называемых сплошных седмиц, в которые этот пост отменяется ради великих праздников или особых приуготовлений к предстоящим многодневным постам.
Почему среда и пятница постные дни.
В память об этих событиях святой Церковью предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба. Периоды времени между постами, когда употребляется мясная и молочная пища называются мясоедами. Весенний мясоед — от Пасхи до дня Святой Троицы. Зимний мясоед между Рождественским и Великим постом — от Рождества Христова 7 января до начала Великого поста — Прощенного воскресенья. Во время Святок с 7 по 17 января мясо разрешается есть в любой день. В зимний и весенний мясоеды устав разрешает в среду и пятницу рыбу. В одном старинном слове Правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, которая открылась святому Пахомию. Среда и пятница олицетворяются в виде двух Ангелов, которые в будущей жизни встретят с радостью и проведут в рай тех людей, которые их почитают.
Литературная среда и православные традиции Предлагаем вспомнить выдающегося русского писателя, публициста и православного мыслителя Ивана Шмелева. Иллюстрация к роману Ивана Шмелева «Лето Господне» фрагмент. В своей автобиографической книге «Лето Господне» Иван Шмелев трогательно описывал свои детские годы, проведённые в доме на пересечении Донской улицы и Большой Калужской нынче Ленинский проспект , а также патриархальный столичный быт того времени, в котором описаны и постные дни. Кулебяка с вязигой — называется «благовещенская», на четыре угла: с грибами, с семгой, с налимьей печенкой и с судачьей икрой, под рисом,— положена к обеду, а пока — первые пироги…». Вот так вкусно описывал Иван Шмелев праздничное меню в семье замоскворецкого купца. В этот день, который приходился на строгий Великий пост, допускалось послабление в трапезе если он не выпадал на Страстную неделю. Поэтому московские рынки накануне Благовещения ломились от разнообразной рыбы, которую в остальные дни поста не вкушали.
Еще один любопытный факт из жизни знаменитого писателя нельзя не вспомнить, а именно, что Иван Шмелев самостоятельно изучал историю написания иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» и написал о ней одноименную повесть. В произведении рассказывается об авторе иконы, безвестном крепостном художнике-иконописце, и как его икона уже после смерти живописца была передана во Владыческий монастырь близ города Серпухова. Вот из таких источников православной духовной жизни черпают свои силы и вдохновение великие мастера слова.
Но помимо длительных ежегодных постов, в христианстве существуют еженедельные — в среду и пятницу для мирянина, монашествующие же придерживаются поста и в понедельник. Откуда пошла такая практика? Для чего был установлен пост в эти дни?
Если соблюдения поста — обязанность для каждого христианина, то почему тогда его не держали ученики Христа? За ответами на вопросы, обратимся к Священному Писанию. В Евангелие от Марка есть один очень интересный отрывок, где Иисусу Христу задают вопрос о том, почему апостолы не соблюдают установленных ветхозаветных постов. На что Спаситель отвечает вопрошающим: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?
Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк.
Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон пятницей и воскресеньем : во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года ; во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем.
Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день т. Иудейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды.
Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь.
Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов — мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» Мф.
Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни. Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк.
Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу.
В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница».
Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня. Богословие традиции Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста.
Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу.
В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» IV в.
Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» militia Christi. Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня до 15 часов по нашему времяисчислению , и в эти дни происходили особые богослужения. Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения — это время смерти Спасителя на Кресте Мф.
Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза завтрак и обед , которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот. Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т.
Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. От добровольного к обязательному В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.
Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его пост по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.
Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» IV в. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду.
Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» кон. IV — нач.
Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года.
Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы. Средство или цель? Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св.
Ефрема Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий». Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором — ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает!
Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута. Воспоминание в христианстве — это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни. Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории — Распятию и Воскресению Христа.
И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» — семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг.
Можно включить в рацион такие овощи, как капуста, брокколи, морковь, тыква, огурцы, помидоры и спаржа. А среди фруктов рекомендуется выбирать яблоки, груши, бананы, апельсины и ягоды. Злаки и бобовые Злаки и бобовые — это отличный источник клетчатки, белка и других питательных веществ. Можно употреблять крупы, такие как гречка, рис, овес, ячмень, а также бобовые, включая фасоль, чечевицу, горох и нут. Орехи и семечки Орехи и семечки предоставляют организму необходимые жирные кислоты, витамины и минералы.
Включите в рацион миндаль, грецкий орех, фисташки, кедровые орехи, а также семена льна, подсолнечника и тыквы. Не забывайте, что в церковный пост также рекомендуется отказаться от алкоголя, кофе и крепкого чая. Следуя этим рекомендациям, вы сможете сделать свой рацион на постные дни разнообразным и питательным. Почему в среду и пятницу церковный пост Нужно соблюдать пост Среда и пятница имеют особое значение как постные дни в Православии.
Почему среда считается постным днем наравне с пятницей?
Почему был установлен пост в среду и пятницу? | Для чего в Православии пост в среду и пятницу, в чём смысл и цель поста, что можно и что нельзя есть в эти дни, какие бывают исключения и заблуждения. |
Как правильно поститься - что можно кушать во время поста по средам и пятницам | Выходные дни являются наиболее мягкими, а среда и пятница считаются самыми строгими. |
ПОСТНЫЕ ДНИ СРЕДА И ПЯТНИЦА. | Значение: Пятница – самый скорбный день недели. |
Пост в среду и в пятницу: почему христианам нужно поститься в памятные дни?
- Пост в среду и пятницу - Форум сайта
- Седмица 2-я Великого поста 2024 года: что можно делать
- Строгие дни. Что можно и нельзя есть по понедельникам, средам и пятницам
- В чем суть Великого поста?
Среда и пятница – дни поста в православии: зачем они и что можно есть — исчерпывающая информация
В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – пищу принимают один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). Также в постные дни рекомендуется воздерживаться от алкоголя и курения. В понедельник, среду и пятницу седмицы 2-й нельзя есть термически обработанную пищу, это так называемые дни сухоядения. Скажите, пожалуйста, а почему понедельник, среда и пятница являются днями более строгого поста, а в течение всего года только среда и пятница постные?