Карты • Томская область • Электростанции. «Росатом» начал монтаж первой в мире реакторной установки на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем — реактора четвёртого поколения БРЕСТ-ОД-300 в Северске.
«Росатом» приступил к строительству первого в мире безопасного ядерного реактора
Строительство Северской АЭС в Томской области может быть осуществлено только в случае одобрения населением Северска, Томска, Томского района. В Северске под Томском планируют ввести в эксплуатацию объект по выпуску ядерного топлива будущего, пишет ФедералПресс. Главная» Новости» Новости северск томск.
Томская область
Холдинг «ТИТАН-2» выступает генеральным подрядчиком на сооружении новых энергоблоков Ленинградской атомной станции. Свежие новости и важные происшествия города Северск Реклама: @Suvorova_Dar. первый в мире Perpetuum Mobile мощностью 300 МВт – АЭС с замкнутым.
ОД-реактор на быстрых нейронах БРЕСТ-ОД-300 (проект "Прорыв", г. Северск, Томская область)
После проведенных работ у нас нет никаких сомнений в безопасности Запорожской атомной электростанции — резюмировал глава ГК «Росатом». Впрочем, Северск представляет для сибиряков потенциальную угрозу не только тем, что в нем могут построить атомный реактор. Свежие новости и важные происшествия города Северск Реклама: @Suvorova_Dar.
Подписан договор на строительство энергоблока с реактором «БРЕСТ-ОД-300» в рамках проекта «Прорыв»
Глубокая благодарность и сердечная признательность всем ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС за все, что вы сделали! В настоящее время на седьмом энергоблоке АЭС «Тяньвань» завершена установка купола здания реактора. 26 апреля 1986 года в результате взрыва был разрушен четвертый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР. Северске на площадке «Сибирского химического комбината» (СХК) госкорпорации «Росатом» стартовало строительство первого в мире энергоблока нового поколения. Росатом с 2011 года реализует на Сибирском Химическом комбинате в Северске проект «Прорыв», в рамках которого будет построен реактор, работающий в замкнутом топливном.
ОД-реактор на быстрых нейронах БРЕСТ-ОД-300 (проект "Прорыв", г. Северск, Томская область)
К началу 60-х в мире было всего 3 атомных энергетических энергоблока: первая АЭС в мире, сооружённая в Обнинске, что выдавала в сеть всего 5 МВт; первая коммерческая, сооружённая в британском Колдер-Холле, уже 46 МВт электрической мощности; и первая американская, пущенная через год — всего 60 МВт. Казалось, что пределов для расширения использования АЭС нет. Но на самом деле они были — уран. Легководные реакторы, ставшие основой атомной энергетики, довольно капризные и малые — в качестве топлива они используют не самый распространённый в природе изотоп урана U-238, а гораздо более редкий U-235.
Открытый ядерный топливный цикл Эта проблема была очевидна ещё на заре атомной отрасли, поэтому и решение её стали искать параллельно с развитием энергетических реакторов. В чём главная проблема легководных реакторов? Зато это могут сделать быстрые нейтроны, выделяющиеся при реакции деления.
Но в легководном реакторе они быстро замедляются теплоносителем — водой, а кроме того, быстрые нейтроны гораздо менее эффективно запускают реакцию деления U-235. Классическая цепная реакция в легководном реакторе Решение? Заменяем теплоноситель на тот, который не будет замедлять нейтроны, делаем более плотное расположение топлива в реакторе, чтобы увеличить поток быстрых нейтронов и компенсировать их меньшую эффективность в процессе реакции с U-235.
В процессе захвата U-238 нейтронов от реакции деления U-235 будет нарабатываться Pu-239 плутоний. То есть в отработавшем топливе реактора на быстрых нейтронах можно добиться выхода делящегося вещества равного или большего, чем было загружено в него изначально. То есть реактор в процессе своей работы будет не просто выжигать уран, но и нарабатывать плутоний.
Неклассическая реакция в реакторе на быстрых нейтронах Кроме вполне очевидного военного потенциала, данное решение открывало и совершенно новый путь: если можно бесполезный U-238 превращать в плутоний и потом использовать его в обычных легководных реакторах, то можно получить почти неисчерпаемый запас топлива для реакторов — замкнуть ядерный топливный цикл ЗЯТЦ. Такая двухчастная схема атомной энергетики будущего виделась в 60-70е перспективной и необходимой. Сказать легко — сделать оказалось сложно, так как перед учёными встали сразу несколько фундаментальных проблем.
Натрий начинает и заходит в тупик Первая и главная проблема — это теплоноситель. Вода чрезвычайно удобна, так как с ней человечество научилось давно работать. А вот для реакторов на быстрых нейтронах выбор был из веществ, работать с которыми, мягко говоря, совсем неудобно.
Главные требования к новому теплоносителю были: хорошие нейтронные характеристики, текучесть и низкая вязкость в жидком виде, как можно меньшая температура плавления и малое парообразование. Кандидатов было немного, но победу в 50-х годах одержал химически активный натрий. Стоимость в долларах уже значительно устарела информация на 2002 год , но относительный порядок величин представить даёт Почему натрий?
Его реально много в земной коре, он не вступает в реакцию с нержавеющей сталью и цирконием в отличии от ртути и калия. При этом из всех конкурентов он обладает одной из лучшей нейтронной активностью. Почти идеал, если забыть о том, что натрий имеет свойство воспламеняться и взрываться при контакте с водой и воздухом.
Тем не менее из всех вариантов теплоносителей, отрабатывавшихся на экспериментальных установках, именно он оказался единственным кандидатом для энергетических реакторов на быстрых нейтронах, в частности отечественных реакторов типа БН. Высокая химическая активность натрия потребовала специальных технических решений, которые, при переходе от бумажной концепции к металлу, вызвали сильное удорожание проектов. Во-первых, требовалось изолировать натриевый контур охлаждения от водяного, так как их протечка могла привести к пожару или взрыву внутри реактора.
Для этого пришлось делать промежуточных контур, разделяющий натрий и воду и снижающий КПД реактора, а также удорожавший конструкцию. Требование недопуска контакта натрия и воздуха заставило продумывать и хитрую систему замены отработанного топлива с помощью роботизированного комплекса, что ещё больше усложнило конструкцию реактора. Кроме того, пришлось решать проблему и загрязнения самого натрия в процессе работы реактора — обычными фильтрами тут не обойтись, поэтому создали так называемые «холодные ловушки».
В итоге проект, который на бумаге выглядел не дороже легководника при переходе с кульманов на площадку строительства, значительно прибавил в стоимости и потерял в рентабельности.
Проект «Прорыв» становится ключевым элементом стратегии развития ядерной отрасли России и демонстрирует стремление страны к инновациям и передовым технологиям. Новое ядерное топливо, разрабатываемое в рамках этого проекта, обещает быть более эффективным и безопасным, что открывает новые перспективы для энергетической отрасли России и всего мира.
С одной стороны сроки строительства постоянно переносятся в связи с отсутствием средств и экономической нецелесообразностью в условиях экономического кризиса. С другой, местное население крайне негативно воспринимает возможность постройки атомная станции рядом со своим местом проживания. Активную политику в этом направлении ведут и местные экологи, которым «хватает» и Сибирского химического комбината, который обогащает уран. Не последнюю роль в негативном отношении населения сыграла и авария 2003 года на этом комбинате.
При этом на станции предприняты усиленные меры по обеспечению безопасности, рассказал глава госкорпорации. Помимо того, что остановлена работа всех энергоблоков, полностью восстановлены системы физической защиты, дополнительно созданы укрепительные оборонительные сооружения вокруг хранилища топлива. На случай отключения электроэнергии, что неоднократно происходило по инициативе украинской стороны, на станцию завезено необходимое количество дизель-генераторов и топливо. Кроме того, станция также оснащена системой борьбы с беспилотниками. После проведенных работ у нас нет никаких сомнений в безопасности Запорожской атомной электростанции — резюмировал глава ГК «Росатом».
"Росатом" надеется ввести реактор "БРЕСТ" в 2028-2029 гг
Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ Информационное агентство «ФедералПресс» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 21. При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна. Документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий от платформы рекомендаций СМИ24.
Также на площадке строятся вспомогательные сооружения: КПП, санпроспускники, резервуары и прочее», — сказал специалист. Всего за три года реализации первой очереди проекта планируется провести строительно-монтажных работ на 6,5 миллиарда рублей. В 2015 году было освоено 2,5 миллиарда рублей, в 2016 — план на 2,9 миллиарда, в 2017 — 2,7 миллиарда. До конца этого года на ОДЭК нужно выполнить строительно-монтажных работ еще на 1,8 миллиарда.
Оборудование энергокомплекса производят российские предприятия, оно обойдется в 10-12 миллиардов рублей. Сейчас его уже начали монтировать на ряде объектов например, сигнализации на КПП. Оборудование для модуля фабрикации начнет поступать к Новому году, а монтаж его стартует в середине 2017 года. Отставание не критично и не повлечет сдвигов сроков. Мы постоянно вводим компенсирующие мероприятия, то есть если есть отставание, то мы эти работы закладываем в следующий месяц», — пояснил Гусев. Все строительные материалы, которые поступают на площадку ОДЭК, проходят контроль «СХК» и фирм-подрядчиков, в том числе — лабораторный.
Процесс строительства постоянно контролируется. Так, за июль на объекте прошло шесть проверок всех уровней. Сейчас по нему готовится конкурсная документация, которая будет к концу года разыгрываться на торгах.
Проект «Прорыв», реализуемый Госкорпорацией «Росатом», нацелен на достижение нового качества ядерной энергетики — разработку, создание и промышленную реализацию замкнутого ядерного топливного цикла на базе реакторов на быстрых нейтронах, развивающих крупномасштабную ядерную энергетику. Преимущество реакторов на быстрых нейтронах — способность эффективно использовать для производства энергии вторичные продукты топливного цикла в частности, плутоний. При этом, обладая высоким коэффициентом воспроизводства, быстрые реакторы могут производить больше потенциального топлива, чем потребляют, а также дожигать то есть утилизировать с выработкой энергии высокоактивные трансурановые элементы актиниды. В свою очередь корпус реактора БРЕСТ-ОД-300 представляет собой металлобетонную конструкцию, в которой предусмотрены металлические полости под размещение оборудования первого контура, пространство между полостями поэтапно заполняется бетонным наполнителем. Также, в отличие от корпуса ВВЭР, корпус БРЕСТ-ОД-300 является более крупногабаритным изделием, доставка которого возможна только по частям, и его финальная сборка возможна только в условиях строительной площадки. Топливный дивизион Госкорпорации «Росатом» Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» включает предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации. Являясь единственным поставщиком ядерного топлива для российских АЭС, «ТВЭЛ» обеспечивает топливом в общей сложности более 70 энергетических реакторов в 15 государствах, исследовательские реакторы в девяти странах мира, а также транспортные реакторы российского атомного флота.
В марте 2017 года было обнаружено, что огнезащитное покрытие на станции частично вздулось и отслоилось. Подрядчику было выдано предписание его отремонтировать, однако напомню, что речь идет не о рядовом здании, а о строительстве атомного реактора. В конце 2018 года инвентаризационная комиссия обнаружила частичное отсутствие комплектующих. Стоимость утраченного оборудования составила 2,1 млн. В ходе выездной проверки объекта северским отделом инспекции ядерной и радиационной безопасности на промышленно-техническом центре ПТЦ и закрытом административно-территориальном образовании ЗАТО Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора возникли серьезные вопросы к прочности несущих конструкций здания. Для проверки надежности понадобились сложные методы контроля.
Северская АЭС – строительство откладывается
Изначально это объект федерального подчинения, на который мы никак не влияем, и я не сомневаюсь, что основные налоги будут уходить в Москву. За станцию мы будем платить дважды. При строительстве и при закрытии. Эксперты подсчитали, что закрытие станции обходится от 30 до 100 процентов от ее стоимости», - сказал Сергей Кирпотин. Он уверен, что АЭС обесценит не только традиционный в области промысел - дикоросы. Но и инновационный. Часть потенциальных резидентов просто откажутся от участия в работе Томской технико-внедренческой зоне ТВЗ. Для меня это тоже один из вопросов, на который я не имею никакого ответа», -подытожил Сергей Кирпотин. Директор сибирского экологического агентства Алексей Торопов заявил, что он и его коллеги принципиально отказались от участия в слушаниях: «Год назад мы сформулировали пять условий, при выполнении которых можно рассматривать вопрос строительства АЭС в Томской области.
Все пять условий неоднократно были переданы в разной форме - и на конференциях, и в письменном виде - нашим властям и озвучены перед руководством «Росатома». Прошел год - ничего не выполнено, более того, готовя общественные слушания, нам еще заранее говорили, что все равно мы будем строить. Ну какой смысл в общественных слушаниях? Еще раз выслушать сказки про счастливое атомное будущее? А это получается почти 700 тысяч человек. Индивидуальная защита населения. Строительство транспортной развязки и объездной железной дороги, по которой возят топливо и радиоактивные отходы.
На ее поверхности температура должна быть не больше 60 градусов, а радиационный фон фактически равен естественному. Северск Томской обл. Помимо энергоблока, ОДЭК будет также включать объекты пристанционного ядерного топливного цикла - комплекс по производству смешанного уран-плутониевого нитридного топлива, а также модуль переработки облученного ядерного топлива. Его корпус — это не цельнометаллическая конструкция, как у ВВЭР, а металлобетонная конструкция, в которой предусмотрены металлические полости под размещение оборудования первого контура.
Преимущество реакторов на быстрых нейтронах — способность эффективно использовать для производства энергии вторичные продукты топливного цикла в частности, плутоний. При этом обладая высоким коэффициентом воспроизводства, «быстрые» реакторы могут производить больше потенциального топлива, чем потребляют, а также «дожигать» то есть утилизировать с выработкой энергии высокоактивные трансурановые элементы актиниды. Ожидается, что внедрение таких технологий повысит эффективность использования природного урана.
Для справки: Проект «Прорыв» направлен на создание новой технологической платформы атомной отрасли с замкнутым ядерным топливным циклом и решение проблем отработанного ядерного топлива и РАО. Новый конкурентоспособный продукт должен обеспечить лидерство российских технологий в мировой атомной энергетике. Одним из направлений проекта является строительство опытно-демонстрационного энергетического комплекса с реакторной установкой «БРЕСТ-ОД-300» с пристанционным ядерным топливным циклом и комплекса по производству смешанного уран-плутониевого нитридного топлива для реакторов на быстрых нейтронах. Северск, Томская обл. Одно из основных направлений работы СХК — обеспечение потребностей атомных электростанций в уране для ядерного топлива.
Публикации по теме
- Северская АЭС как итог реформы
- Энергия без границ
- Самое популярное
- В Северске начался монтаж реакторной установки IV поколения БРЕСТ-ОД-300
Курсы валюты:
- В Томской области начато строительство первого в мире атомного энергоблока нового поколения БРЕСТ
- Для выдачи мощности реактора нового поколения БРЕСТ-300 в Северске построят новые ЛЭП
- Усмирившим пламя Чернобыля
- Рекомендуем