Существует легенда, что оренбургские пуховые платки настолько теплые, что изначально ими пользовались только мужчины. Оренбургский пуховой платок история и происхождение, старинные традиции изготовления платков и паутинок из шерсти и козьего пуха народные промыслы. Они натягивают пуховые платки на деревянные рамы с набитыми по краям гвоздиками из нержавеющего материала.
Шали и пледы
Оренбургский платок с Логиновой Светланой – Telegram | С тех пор, как в Оренбурге появилась первая фабрика пуховых одеял, ажурных платков стало больше. |
Пуховые шедевры | Первыми пуховые платки начали носить джигиты из Киргиз-Кайсацкой орды как защиту от лютой уральской стужи. |
Оренбургский пуховый платок | На международной выставке-форуме "Россия" новогоднюю елку Оренбургской области декорировали необычными украшениями с элементами пухового платка, их сделали. |
Из истории оренбургского пухового платка | Настоящий оренбургский пуховый платок не упадёт, он способен висеть всего лишь на нескольких волосках пуха. |
Ель Оренбургской области украсили нежнейшими узорами пухового платка | О ситуации на Фабрике пуховых платков рассказывает её владелец Олег Гремпель. |
Ель Оренбургской области украсили нежнейшими узорами пухового платка
По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест существовало ещё до образования Оренбургской губернии. Оренбургские волонтеры отправили врачам Якутии (Республика Саха) знаменитые пуховые платки и палантины. Шаль Пуховая – покупайте на OZON по выгодным ценам! В статье расскажем как правильно постирать и высушить пуховый, оренбургский платок, платок паутинку, пуховую шаль а также платок из козьего пуха.
Навигация по записям
- Все об Оренбургском пуховом платке как делают из козьего пуха история народного промысла
- Ель Оренбургской области украсили нежнейшими узорами пухового платка
- Пенсионерка из южноуральской глубинки вяжет оренбургские платки и продает их за границу
- ПУХОВАЯ ДЕРЕВНЯ ДНЕВНИК КАЗАЧКИ. ПУХОВЫЕ ШАЛИ
Шаль пуховую связала
Услуги предоставляются как группам, так и индивидуальным посетителям. Цена билета: 200 рублей Адрес: Ярославская область, Первомайский район, д. Шильпухи, Дом культуры Режим работы: понедельник - суббота Часы работы— с 10.
Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами Отправить заявку Вещи из пуха не защищены от попадания на них грязи, пыли и других загрязнителей. Стирать подобные изделия можно только вручную, при этом стоит избегать скручиваний и грубого сжимания вязанного полотна. Отжимать вещь можно, но старайтесь не сминать одежду, как обычно. Если стирались вещи в холодной воде, то и полоскать их нужно в воде той же температуры. Это позволит избежать усадки. Вода может быть и теплой, но не превышать тридцати градусов.
До этого момента местные скотоводы занимались разведением коз исключительно для того, чтобы получить мясо и молоко. Шерсть животных пускали на изготовление теплых вещей, которые в холодное время года помогали согреться. Представляете, как удивились казаки, когда увидели пастухов, которые рассекали степные просторы в тонком одеянии в холодные дни. Самое удивительное, что чабаны не замерзали и чувствовали себя прекрасно. Любопытство одолевало переселенцев, и они решили разузнать у «аборигенов» их секрет. Тайна оренбургских пастухов заключалась в том, что они носили вязаные вещи из козьей шерсти. Надевали их под верхнюю одежду. Местные рукодельницы владели искусством вязания, но изделия были далеки от шедевров. Они создавали самые простые и примитивные вещи безрукавки, платки , которые хорошо сохраняли тепло и не доставляли дискомфорта при ношении. По мнению оренбургских дам, изделия из шерсти предназначались исключительно для роли «обогревателя». С наступлением весны казаки предложили чабанам привести коз в порядок, расчесать шерсть. Пастухи получили красивых козочек, казаки необходимое сырьё. Когда спустя год переселенцы вновь обратились к аборигенам с аналогичной просьбой, те заподозрили, что дело здесь нечисто и непроста к ним обращаются с подобным предложением две весны подряд. Пастухи стали продавать пух за определенную плату. Спустя некоторое время казачки и оренбургские девушки объединились и стали обмениваться знаниями об искусстве вязания. Точнее переселенцы делились тайнами по созданию ажурных вещей невероятной красоты. В итоге ученицы превзошли преподавателей, до сих пор им нет равных по производству пуховых платков. В 1857 году на выставке, проходившей в Париже, впервые презентовали продукцию из Оренбурга. После этого к платкам пришла всемирная слава и признание. Пух оренбургских коз считается тончайшим на всей земле. Его толщина доходит до восемнадцати микрон. То есть даже меньше, чем объем человеческого волоса, который составляет до ста микрон. По этой причине изделия получаются легкими, изящными и нежными. В то же время пух является одним из самых крепких материалов. По достоверным данным, он прочней всех разновидностей шерсти. Тонкости и нюансы изготовления Плотные шали из пуха серого или белого оттенка, предназначенные для ежедневного использования. Тонкие «паутинки» с добавлением шелковой нити и уникальным орнаментом. Их надевают на праздничные мероприятия. Ажурные шарфы-палантины. Также носили только в торжественные дни. Удостовериться в тонкости готового изделия легко. Если оно проходит через кольцо или помещается в яйцо гусыни, то шаль соответствует стандартам. Из чего делают оренбургские пуховые платки? Из козьей шерсти. Работа, связанная с созданием аксессуара невероятно сложная и кропотливая.
Нина Давно хотела купить настоящий пуховый платок. Искала в интернете где можно купить и была рада, увидев этот сайт. Посмотрела каталог, почитала отзывы, в дальнейшем пообщалась по телефону с Усмановой Линизой Сабирьяновной и заказала выбранный в каталоге платок. Заказ оплатила сразу, без сомнения. Получила платок и осталась очень довольна приобретением. Платок мягкий, легкий и как и хотела, очень теплый. Для меня это очень важно, так как проживаю в районе, приравненном к Крайнему Северу. Спасибо мастерицам за качественное изделие. Здоровья вам, благополучия и больше заказов! Буду с удовольствием рекомендовать вас друзьям и знакомым! Кляхина Татьяна Самые тёплые слова благодарности хочется сказать Линизе Сабирьяновне. Спасибо за ваше творческое вдохновение, умелые руки. Я стала обладательницей нежных, ажурных и в тоже время теплых палантинов. Я надеюсь, что знаменитый пуховый платок в этом году буду носить с любовью. Татьяна Сегодня получила свою косынку! Спасибо огромное!! Потрясающая работа, намного лучше чем на фото! Я очень довольна!!! Спасибо Вам за работу, я в восторге от Вашего мастерства! Здоровья Вам и процветания, радуйте наших женщин такой красотой, они этого достойны! Всех благ Вам и еще раз спасибо!! Буду рекомендовать Вас своим знакомым обязательно! Нина Добрый день, Линиза! Покупала у вас платок, очень им довольна. Сейчас периодически захожу на ваш сайт, чтобы посмотреть и просто полюбоваться на ваши изделия. Читаю хорошие отзывы. Радуюсь за вас, молодцы! Здоровья вам и процветания вашему делу! Алексей Здравствуйте, сегодня забрал с почты косынку. Все очень понравилось, качество на высочайшем уровне, Спасибо Вам большое за Вашиы труды! Кто думает, не думайте заказывайте не пожалеете. Ольга С. Линиза, добрый вечер! Я только что с работы пришла. Все получила. Все платки мне очень понравились. Маленькие просто супер. Все непохожие. Шаль - шедевр. Тёплые и мягкие. Спасибо вам огромное!!! Всем рекомендую обращаться в ваш магазин за подарками для себя любимой и для всех остальных! Качество бесподобное! Ольга Линиза, огромное спасибо вам и девочкам вашим и мастерицам за сказочные изделия! Все платки, купленные у вас отвечают самым высоким требованиям! Мягкие, тёплые, красивые! Одарила всех своих друзей! Низкий поклон вам за ваше мастерство! Ольга Линиза, все получила! Голубой платок- очень тёплый. Можно ехать на полюс. Очень качественное изделие! Спасибо вам и мастерицам и девочкам вашим! Всем советую: отличный подарок для друзей, родных и для себя любимой!
Жительница Уфы организовала ремесленную артель по производству пуховых платков
В XIX веке для промысла была выведена специальная порода оренбургских коз с длинным, мягким и тонким пухом. Фото: Предоставлено пресс-службой выставки "Россия" Мировое признание оренбургский пуховый платок получил в 1857 году, когда он был представлен на международной ярмарке в Париже. Французы, законодатели мод, объявили пуховую шаль модным аксессуаром для наряда. Фото: Предоставлено пресс-службой выставки "Россия" На главной аллее ВДНХ посетителей встречают 89 елей, каждая из которых представляет регион страны с его народно-художественными промыслами и традициями. А 90-я голубая ель олицетворяет саму выставку "Россия".
С тех пор оренбургский пуховый платок стал символом не только Оренбуржья, но и всей России. История появления оренбургских пуховых платков Местом зарождения этого народного промысла считается село Желтое Оренбургской области. Именно там местные мастерицы впервые начали создавать настоящие произведения искусства - тончайшие, как паутинка, пуховые платки. Их использовали не только в качестве украшения, но и для обогрева в холодное время года - эти платки, несмотря на свою ажурность, являются очень теплыми. В те далекие времена Южный Урал был местом переселения казаков, которые охраняли здесь границу.
А их семьи в это время занимались хозяйством, и помимо прочих домашних дел, занимались разведением коз, из шерсти которых вязали теплые вещи, чтобы обогреваться в студеную уральскую зиму. Уральские казачки были отменными рукодельницами, и долгими зимними вечерами проводили время в вязании потрясающей красоты платков, которые быстро начали пользоваться спросом и становились дополнительным источником дохода для семьи. Оренбургский пуховый платок быстро стал популярным у модниц Фото: myslo. После того как оренбургский пуховый платок был впервые представлен на парижской ярмарке, а чуть позднее на выставке в Лондоне, где уральской рукодельнице Марии Усковой была присуждена золотая медаль, он получил мировую славу и начал пользоваться большим спросом у заграничных модниц. В чем ценность пуха оренбургских коз Оренбургская порода коз обладает уникальным пухом. Фото: agro-sales.
Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе учреждения. Фото: Наталья Алексеева, музей-заповедник «Михайловское» Необычный подарок к столетию послереволюционного возрождения заповедника привез директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев. Как рассказали корреспонденту Псковской Ленты Новостей в заповеднике, специально к юбилею «Михайловского» мастерицы из Предуралья связали традиционную «паутинку» с профилем поэта.
Стирать подобные изделия можно только вручную, при этом стоит избегать скручиваний и грубого сжимания вязанного полотна. Отжимать вещь можно, но старайтесь не сминать одежду, как обычно. Если стирались вещи в холодной воде, то и полоскать их нужно в воде той же температуры. Это позволит избежать усадки. Вода может быть и теплой, но не превышать тридцати градусов. Никогда не стирайте одежду из пуха сухими порошками, мелкие частицы могут оставить мелкие дырочки, способствовать появлению катышек.
Конец легенды? Крупнейшая вязальная фабрика РФ на грани остановки
Оренбургский пуховый платок | Шерстяные многоцветные платки 148x148 см (шали), уплотнённые с шёлковой вязаной бахромой. |
Страсти вокруг оренбургского пухового платка: где настоящий | | Чтобы пуховая шаль прослужила как можно дольше, пух должен быть прочным и качественным. |
Как 250 лет назад появились оренбургские пуховые платки и почему они так ценятся | Смотрите онлайн видео «Оренбургская пуховая шаль» на канале «Уборка для счастья» в хорошем качестве, опубликованное 17 ноября 2023 г. 8. |
Оренбургский пуховый платок
это Оренбургский пуховый платок. У нас этого найти сложно, поэтому пришлось найти специальный ход. В статье расскажем как правильно постирать и высушить пуховый, оренбургский платок, платок паутинку, пуховую шаль а также платок из козьего пуха. Первыми пуховые платки начали носить джигиты из Киргиз-Кайсацкой орды. Добротный простоволосый урюпинский платок похож на звериную шкуру: пуховые пряди ниспадают локонами, иногда кучерявятся мелким кольцом.
Пуховая шаль – советы вязальщицам
Они натягивают пуховые платки на деревянные рамы с набитыми по краям гвоздиками из нержавеющего материала. Существует легенда, что оренбургские пуховые платки настолько теплые, что изначально ими пользовались только мужчины. Первыми пуховые платки начали носить джигиты из Киргиз-Кайсацкой орды. В изделиях фактически нет того самого уникального козьего пуха, который и делает оренбургский пуховый платок оренбургским пуховым платком. После войны началось возрождение ремесел: вышивки, мережки, портновского и вязального мастерства, изготовления пуховых платков. Российская актриса театра и кино Екатерина Вилкова поделилась с поклонниками своей фотографией со съемочной площадки, на которой она позирует в сером пуховом платке.
Пенсионерка из южноуральской глубинки вяжет оренбургские платки и продает их за границу
Почетное звание "Посол культуры Союза женщин России" считается признанием заслуг удостоенного лица перед общественной организацией. Рассматривается профессиональная и общественная деятельность личности, направленная на развитие и популяризацию проектов и программ Союза женщин России, которые содействуют воспитанию гармонично развитой личности на основе отечественных культурных ценностей, национально-культурных традиций. Ирина Владимировна - искусствовед по образованию, работает в Оренбургском областном музее изобразительных искусств с 1988 года. Ирина Бушухина первая из музейных специалистов в своей статье "Оренбургский пуховый платок" 1990 г.
Овечья шерсть, лен, конопля никогда не обладали подобной податливостью и нежностью при традиционной обработке, как козий пух. В те времена из года в год численность женского населения превышало мужское, и большая часть вязальщиц были казачьими вдовы в возрасте 30-35 лет.
И женщины для обеспечения себя и своих детей, чтобы не допустить нищеты, брали в руки спицы, пух и вязали пуховые платки для продажи. Из поколения в поколение женщины накапливали опыт пуховязания, осваивали новые способы прядения и вязания оренбургского пухового платка; и вскоре пуховязание оказалось настолько выгодным и востребованным, что стало доходным делом, кормившее семью. В результате сложилась технология и приемы вязания, которые и составили основу оренбургского пухового платка. Возможно «паутинка» и не так грела, как связанный из толстой шерсти платок, но она была модна в те времена, как и кашмирский платок. Жители, проживающие рядом с казачьим населением, создавало очень мало пуховых платков.
Особенно мало вязало башкирское население, которое и держало достаточно коз, но даже не знало, как это делается. Киркизы в то время так называли казахов , привыкшие вычесывать козий пух, не использовали его, а весь пух продавали соседям - оренбургским казачкам для создания платка. Объяснение всему этому одно - местное население в основном занималось земледелием, не имея времени на развитие промысла, а казачьи семьи занимались военной службой и не были заняты обработкой земель. Вязание было широко распространено среди русского населения, эти традиции переселенцы и привезли с собой в Оренбургскую губернию. Как писал исследователь Оренбургского края Р.
Игнатьев в 1880-е годы: «У башкир и терперятей вязание на спицах и вообще эти изделия еще не употреблении - бедные их не знают, а богатые же, зажиточные покупают подобные на базаре». Не знакомы с вязанием были и некоторые тюркоязычные народы, соседствующие с Оренбуржьем. Казахи в начале 20 века носили не вязаные, а суконные чулки. Поэтому, согласно сохраненному письму 1861 года, «некоторые султаны» просили направить им мастерицу-пуховницу с Оренбургской линии для того, чтобы они научили их вычесывать, обрабатывать и вязать из него перчатки и чулки, а самое главное платки. К этому наряду требовалось дополнение, гармонично закрывающее и согревающее обнаженные плечи.
И этим модным дополнением женского платья стала мягкая кашемировская шаль.
Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают. Если мастерица вязала платок по заказу скупщика, то она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки.
Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях. После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении. На вязку одного большого теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 10 дней, а на изготовление ажурного «паутинки» - 8 дней. Но на официальном уровне особая ценность козьего пуха, а также необходимость культивирования специальной породы пухоносных коз названной впоследствии оренбургской была признана только в середине XVIII века.
Со временем мастерицы-вязальщицы стали объединяться в артели, промысел стал более организованным, получив известность, в том числе и международную. Международная слава русских вязаных шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне 1851 года. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.
В 1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургской казачке Марии Усковой была присуждена медаль за шали из козьего пуха и 125 рублей серебром.
В 1860-х годах ежегодно в Оренбургской губернии вручную изготавливали на продажу до 3 тысяч пуховых платков, в 1885 году этим промыслом там занимались около 4 тысяч мастериц. Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли внимание императорской семьи. Мориц просил оренбургского генерал-губернатора графа И. Толстого привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков.
Императорский Двор желал иметь платки, связанные определённой мастерицей. Цвет пуха серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8 — 10 месяцев.
Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ. Стоимость одной такой шали была 200 рублей такую сумму зарабатывал фабричный рабочий за год Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз.
Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз. Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга.
Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "под русский Оренбург" В основном вся популярность оренбургского пухового платка обязана оренбургским козам. Качество пухового платка во многом зависит и от пуха. Ни одна порода по качеству не сравнится с губерлинскими козами Оренбуржья, которые дают тончайшее сырье для вязания. А чем тоньше пух, тем он легче, мягче, эластичнее, лучше пушится.
Пух оренбургских коз очень ценен. Оренбургская порода коз — единственная в нашей стране, обладающая самым тонким 14-16 мкн эластичным пуховым волокном, не грубеющим с возрастом. Его отличают блеск и шелковистость, относительная крепость и естественная однотонная окраска, малая теплопроводность и уравненность волокна по длине. Пух хорошо отделяется от основной шерсти, что имеет большое значение при его переработке.
Но самым важным для вязальщиц является его мягкость и изумительная нежность. Только мягкий пух можно спрясть в нить, подобную паутине. Особенность пуха - в его изумительной нежности. Но справедливо будет заметить, что другие разновидности пуха, не повторяющие всех перечисленных качеств, в настоящее время также используются оренбургскими пуховязальщицами.
Пух оренбургских коз является одним из лучших в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз в Европу и Южную Америку, но козы, оказываясь вне морозного уральского климата, сразу теряют все свои лучшие пуховые свойства. Все эти опыты с оренбургскими козами убедительно доказали, что, во-первых, для созревания пуха нужны не только благодатные луга, но и особый климат; во-вторых, высококачественный пух коза приобретает именно в Губерлинских горах. Летом там прекрасные пастбища, продуваемые сухими ветрами. Зимой — яркое солнце, ядреный морозный воздух, студеные метели.
Поэтому Оренбургский регион для них единственно возможная среда обитания. Обработка пуха и вязание Вещь, связанная своими руками, передает заботу того человека, который её вязал, и является своего рода оберегом от болезней. Поэтому женщины, вяжущие вещи своим близким, тем самым оберегают их от неприятностей, с вязанием связана и существовала целая система передачи информации еще со времен Языческой Руси. Кроме того, вязание успокаивает и помогает снять стресс.
Часто женщины начинают вязать в ожидании появления на свет своего первенца, младенцев на Руси было принято заворачивать не в хлопковые, а в пуховые изделия. Искусству вязания на Руси только по достоверным данным более 12 веков, оренбургского пухового платка более 2х веков, но и сегодня изделия из козьего пуха поражают людей своей нежностью и красотой. Многие вязальщицы научились этому виду рукоделия у своих мам, которые в свою очередь познали секреты мастерства у своих бабушек и прабабушек. В наше время процесс обработки пуха немного изменился, но, как и в старину остается очень трудоемким.
Процесс изготовления пуховых изделий состоит из множества этапов: 1. Перебираем пух от сора и жестких остевых волос 2. Расщипываем пух перед стиркой 3. Пух тщательно моется в теплой воде с шампунем, прополаскиваем в трех водах и сушим 4.
Сухой пух опять расщипываем и прочесываем на дралках вручную. Перемешиваем это необходимо для получения равномерного цвета пуха. Прочесываем еще два раза 5. Теперь пух готов, и мы начинаем прясть тонкую нить на паутинку, палантин , а для платка прядем нить потолще.
На платок , в среднем, уходит 350-450 грамм чистого пуха 6. Пересучить и смотать в клубки 8. Теперь настало время начать вязание Уход за пуховыми изделиями и их хранение Помните! По мере загрязнения пуховые изделия нуждаются в стирке.
Стирка пуховых изделий - только ручная, в тёплой 30-40 градусов воде, с шампунем или жидким мылом для "Нежной" стирки. Можно на 20 минут замочите изделие. Затем стираем без сильного механического воздействия немного помешивая руками. После стирки прополоскать в нескольких водах.
При последнем полоскании в воду желательно добавить смягчитель или ополаскиватель. Отжать, не выкручивая.
Но, как признается сама Тамара Владимировна, эта шаль станет для нее только теплым элементом в одежде, но и символом надежды. Ведь если сбываются такие маленькие желания, то обязательно сбудутся и самые сокровенные. Поделиться: В чем причины сбоя отопительного сезона в Борзе? Смотрите спецрепортаж на канале "Россия 1" 13 января 2023 г. Какова ситуация на крупных котельных города сейчас? Что нужно, чтобы ситуация не повторилась?
Смотрите большой специальный репортаж Антона Калганова уже в ближайшее воскресенье в 8 часов на телеканале "Россия-1", фрагмент - прямо сейчас. Холод к жителям более чем сотни многоквартирных домов пришёл ещё в октябре. Из строя вышел один из котлов центральной ….
Семейный интернет-магазин пуховых платков, шалей и других изделий из козьего пуха ручного вязания
Почему женщина села рядом и рассказала историю людям, которые приехали именно в этот город, именно в этот день, взявшим билеты именно на эти места? Дарья Кононовна, узнав, что женщина в детстве жила на прииске Артемовский, спросила: помнит ли она шаль, в которую ее завернули? Так спустя несколько десятилетий судьба снова свела двух участниц того случая. Почему это произошло — нам не понять. Может, для того, чтобы эти женщины подружились? Я и до рассказа Людмилы Павловны в случайности не очень верила, а уж после него окончательно убедилась, что их не бывает. Все в нашей жизни предопределено.
Яик, недалеко от впадения в него Сакмары, был заложен Оренбург, ставший главным городом обширного края и важным центром торговли со странами Востока. В 1744 г. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский платок, были мужчины. Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка. Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности.
Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов. Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, зато - овладев им в совершенстве. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Если женщина хорошо вязала шали, то слыла настоящей хозяйкой и мастерицей.
Хорошую шаль нужно было успеть связать за месяц, чтобы продать по выгодной цене на базаре. Деньги, вырученные от продажи шали, шли на покупку других необходимых в хозяйстве вещей. Веками в холодном российском Оренбурге вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха. Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали. При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые.
Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа. Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз. Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками. Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Медлительная и утомительная работа.
При первом и втором прочесе отделяются короткие волокна. После этого можно начинать прядение. Пух спряден, но вязать еще нельзя - пуховую нить сматывают с тонкой нитью, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова! Оренбургский пуховый платок вязали дома. Не терпит он конвейера, спешки. Только терпеливые, упорные и трудолюбивые казачки могли часами перебирать пух, пушить и чесать его.
Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко. Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы — прядение. Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием! Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку — «паутинка» При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, или вместо него — веретено и, наконец, моталку. Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз.
Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий. Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных.
На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались. Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают. Если мастерица вязала платок по заказу скупщика, то она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки. Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях.
После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении. На вязку одного большого теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 10 дней, а на изготовление ажурного «паутинки» - 8 дней. Но на официальном уровне особая ценность козьего пуха, а также необходимость культивирования специальной породы пухоносных коз названной впоследствии оренбургской была признана только в середине XVIII века. Со временем мастерицы-вязальщицы стали объединяться в артели, промысел стал более организованным, получив известность, в том числе и международную. Международная слава русских вязаных шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне 1851 года. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.
В 1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургской казачке Марии Усковой была присуждена медаль за шали из козьего пуха и 125 рублей серебром. В 1860-х годах ежегодно в Оренбургской губернии вручную изготавливали на продажу до 3 тысяч пуховых платков, в 1885 году этим промыслом там занимались около 4 тысяч мастериц. Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли внимание императорской семьи. Мориц просил оренбургского генерал-губернатора графа И.
Толстого привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Императорский Двор желал иметь платки, связанные определённой мастерицей. Цвет пуха серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт.
Расстояние должно быть около 50 сантиметров. Данная манипуляция позволит нити стать пышной. Особенности ухода Стирать пуховую шаль нужно вручную в прохладной воде специальным средством, предназначенным для стирки изделий из шерсти. Перед стиркой нужно шаль аккуратно расчесать и встряхнуть. Температура воды должна быть примерно 20 или 30 градусов. Если температура будет холоднее, то стирка станет неэффективной, а если горячее, то можно деформировать изделие.
В нашем понимании пуховая шаль - это Оренбургский пуховый платок. У нас этого найти сложно, поэтому пришлось найти специальный ход. Мы нашли возможность, заказали этот платок в Оренбурге нашим мастерицам, который доставили в Забайкальский край". Но, как признается сама Тамара Владимировна, эта шаль станет для нее только теплым элементом в одежде, но и символом надежды. Ведь если сбываются такие маленькие желания, то обязательно сбудутся и самые сокровенные. Поделиться: В чем причины сбоя отопительного сезона в Борзе? Смотрите спецрепортаж на канале "Россия 1" 13 января 2023 г. Какова ситуация на крупных котельных города сейчас? Что нужно, чтобы ситуация не повторилась? Смотрите большой специальный репортаж Антона Калганова уже в ближайшее воскресенье в 8 часов на телеканале "Россия-1", фрагмент - прямо сейчас.
«Пошли пятна, чесалось нестерпимо»: Оренбурженка — о реакции на новый пуховый платок
Оренбургские пуховые платки будут носить в Израиле | Туристический проект «Шаль пуховая». |
Актрисе Валентине Талызиной на кинофестивале преподнесли оренбургский пуховый платок | Пуховую нить для прочности платка необходимо разбавлять хлопчатобумажной тканью. |
История оренбургского пухового платка | Нашли для вас все объявления по запросу «шаль пуховая»: большой выбор товаров с фото и отзывами по выгодным ценам во всех регионах России на сервисе объявлений Юла. |
Конец легенды? Крупнейшая вязальная фабрика РФ на грани остановки | Шаль Пуховая – покупайте на OZON по выгодным ценам! |
«Пошли пятна, чесалось нестерпимо»: Оренбурженка — о реакции на новый пуховый платок | Нашли для вас все объявления по запросу «шаль пуховая»: большой выбор товаров с фото и отзывами по выгодным ценам во всех регионах России на сервисе объявлений Юла. |
Поделись позитивом в своих соцсетях
- Частоты вещания
- Пряжа из шесрти в Москве
- Жительница Уфы организовала ремесленную артель по производству пуховых платков
- Ах, эта шаль пуховая! / Муниципальный район Стерлибашевский район Республики Башкортостан
- «Пуша» и «Шима» поссорились из-за оренбургского пухового платка
- Уникальность оренбургского платка
Страсти вокруг оренбургского пухового платка: где настоящий
Материалы по теме Коробка с валютой, икра за бесценок и «доктор-муж» из Канады: как мошенники обдирают наивных красноярцев Топ самых наглых уловок аферистов Следователями ОМВД России по Иланскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. Максимальное наказание по данной статье — лишение свободы на срок до 5 лет. Полицейские в очередной раз призывают быть бдительными и осторожными, не доверять непроверенным сайтам, даже если предложения кажутся очень заманчивыми и выгодными. Если вы всё же стали жертвой мошенников, то нужно незамедлительно обратиться в полицию.
Состояние Оренбургский платок появился благодаря уникальному животному - Оренбургской пуховой козе, у которой самая тонкая и короткая шерсть в мире. Еще один секрет оренбургского пуха — в степной траве, очень полезной для козьей шерстки. Французы пытались вырастить оренбургскую козу у себя на родине, но оказалось, что во Франции для них слишком мягкий климат. Всего за несколько лет животные переродились в обычных коз с грубым толстым пухом. Оренбургские платки бывают нескольких видов.
Простой пуховый платок шаль — серый или белый толстый теплый платок. Паутинка — ажурное изделие тонкого прядения. Она используется в торжественных, праздничных случаях как украшение. Палантин — тонкий шарф или накидка. Тонкость изделия нередко определяют по тому, проходит ли оно через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. В качестве основы для паутинок используют шёлковую реже — вискозную или хлопчатобумажную нить, для шалей используют хлопчатобумажную нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую хлопчатобумажную нить-основу.
Однако можно запатентовать «место происхождения», или, как еще говорят, «географическое название». Это и сделала фабрика. Теоретически зарегистрировать свои изделия может любая пуховязальщица, вот только стоить это будет дорого — около 150 тысяч рублей. Сейчас судебные иски против мастериц и предпринимателей, которые берут товар на реализацию у надомниц, руководство предприятия объясняет заботой о покупателях и борьбой с контрафактом, хотя все прекрасно знают, что многие пуховницы, особенно возрастные, вяжут вручную и из пуха местных коз.
Именно это, а не место происхождения является главным в оренбургских пуховых платках, что по нынешним законам, получается, не учитывается. В любом случае мастерицы остаются в проигрыше. По закону пуховязальщицы и предприниматели, которые торгуют изделиями ручного труда, не имеют права использовать при продаже товаров обозначений, воспроизводящих или имитирующих зарегистрированное географическое название.
В изделиях фактически нет того самого уникального козьего пуха, который и делает оренбургский пуховый платок оренбургским пуховым платком. Однако же это не мешает предприятию иметь статус организации, которая занимается народным художественным промыслом и получать субсидии Минпромторга России.
И использовать не просто бренд, а важную часть культуры. И вот тут надо разобраться, что же такое народный промысел. По данным регионального Минкульта, это деятельность по созданию изделий декоративного или утилитарного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и механизированного труда мастеров. В определении нет ни слова о фабричном производстве. Вся суть и ценность оренбургского пухового платка в том, что его вяжут из пуха коз особой породы вручную.
Каждая мастерица применяет определенные орнаменты и чередует их в зависимости от умений или желания. Изначально, закон об НМПТ должен был защитить и потребителей, и народные промыслы от подделок и утери качества. Однако вышло так, как вышло. Чтобы не получить иск, в Оренбуржье мастерицы вынуждены заниматься игрой слов или вообще бросать свое дело.