Биографический фильм Кристофера Нолана основан на книге «Оппенгеймер. Два главных хита этого лета — романтическая комедия «Барби» и биографический опус «Оппенгеймер» — удивительно органично обманывают зрительские ожидания, на деле оказываясь совершенно не теми фильмами, какими могли быть на первый взгляд. Вскоре Оппенгеймер занялся не экспериментальной, а теоретической физикой и переехал в Геттингенский университет к Максу Борну. Вышел «Оппенгеймер» Нолана: критик — о лучшем фильме в карьере режиссера. О чем новый фильм Ноланда «Оппенгеймер». По мнению режиссёра Игоря Зуйкова, картина в первую очередь раскрывает психологические аспекты сильной личности.
«Главное творение Нолана»: кинокритики хвалят фильм «Оппенгеймер»
Что западная пресса пишет о фильме «Оппенгеймер» | Еще местами фильм будто пытается обелить поступок американцев (атомной бомбардировки Японии), но в целом видно, что пытались снимать именно биографию Оппенгеймера. |
О чем фильм «Оппенгеймер» и почему его должен посмотреть каждый? | фильм о гении, который хотел для мира - мира, а создал орудие массового уничтожения. |
«Оппенгеймер» выходит в прокат. Стоит ли смотреть фильм о создателе атомной бомбы
это захватывающая биографическая драма, которая рассказывает о жизни и деятельности Роберта Оппенгеймера, одного из самых контроверзных и влиятельных физиков XX века. По его мнению, фильм "Оппенгеймер" в первую очередь не про ядерное оружие, а про личность гениального учёного. По его мнению, фильм "Оппенгеймер" в первую очередь не про ядерное оружие, а про личность гениального учёного. Этот вывод, судя по фильму Нолана, стоило сделать Оппенгеймеру еще в начале работы над проектом "Манхэттен". фильм о гении, который хотел для мира - мира, а создал орудие массового уничтожения.
Фильм «Оппенгеймер» смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве
- Объяснение концовки фильма «Оппенгеймер». Значение сцены с Альбертом Эйнштейном
- «Оппенгеймер» выходит в прокат. Стоит ли смотреть фильм о создателе атомной бомбы
- Реальный Оппенгеймер против «Оппенгеймера» Нолана: что нужно знать об учёном и фильме о нём
- Смотреть онлайн Оппенгеймер бесплатно
Нолан — гений? Почему «Оппенгеймер» стал безапелляционным триумфатором «Оскара»-2024?
«Оппенгеймер» в Нижнем Новгороде, рецензия на фильм, стоит ли идти в кино - 16 октября 2023 - НН.ру | О чем фильм: история жизни Роберта Оппенгеймера – физика теоретика и профессора Калифорнийского университета в Беркли, ставшего одной их самых значимых фигур научного мира XX века. |
Почему «Оппенгеймер» важнее, чем кажется, рецензия на фильм - 22 сентября 2023 - НГС.ру | Фильм «Оппенгеймер» (2023): чем хороша картина Кристофера Нолана о галлюцинациях «отца атомной бомбы» Кадр из фильма «Оппенгеймер». |
“Оппенгеймер”. О чем Кристофер Нолан не рассказал нам в своем фильме? | «О́ппенгеймер» — эпический биографический триллер режиссёра и сценариста Кристофера Нолана, который рассказывает о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере. |
«Главное творение Нолана»: кинокритики хвалят фильм «Оппенгеймер» — РТ на русском | Принято считать, что орудие конца света — дело рук Роберта Оппенгеймера, в годы Второй мировой войны возглавлявшего Манхэттенский проект. |
Нолан — гений? Почему «Оппенгеймер» стал безапелляционным триумфатором «Оскара»-2024?
Производство[ править править код ] В декабре 2020 года Warner Bros. Pictures объявила о своих планах обеспечить одновременный выпуск своих фильмов 2021 года в кинотеатрах и на стриминговом сервисе HBO Max. Режиссёр Кристофер Нолан , который сотрудничал со студией по каждому из своих фильмов со времён фильма « Бессонница » 2002 , выразил сомнение по поводу этого решения [13]. В январе 2021 года сообщалось, что следующий фильм Нолана может стать первым фильмом, который не будет финансироваться или распространяться Warner Bros. Pictures [14]. Нолан ранее поддерживал решение студии дать фильму « Чудо-женщина 1984 » 2020 одновременный выпуск, заявив, что, по его мнению, условия были обработаны должным образом, но также отметил, что его исключили из любых обсуждений относительно отложенного выхода его фильма « Довод » 2020 [15] [16]. В сентябре 2021 года стало известно, что Нолан будет снимать биографический фильм о Роберте Оппенгеймере , создателе атомной бомбы, с Киллианом Мерфи , ведущим переговоры о главной роли [17]. Pictures, хотя выбор снова поработать с ними всё ещё был доступен [18] [19]. По словам инсайдеров, Paramount была исключена из выбора на раннем этапе после замены генерального директора и председателя Джима Янопулоса Брайаном Роббинсом , сторонником увеличения выпуска фильмов на стриминговых сервисах [19]. В октябре 2021 года Киллиан Мерфи был утверждён на главную роль [22] «Оппенгеймер» стал первым фильмом Нолана, где Мерфи играет главную роль, а не второстепенную [23]. В том же месяце Эмили Блант присоединилась к фильму в роли Кэтрин Оппенгеймер [24] [25].
В марте к проекту присоединились Харрисон Гилбертсон и Эмма Дюмон [36]. Участие в съёмках приняли и настоящие учёные, которые были задействованы в массовке [37].
Изначально американцы решили создать атомную бомбу затем, чтобы опередить немцев и закончить войну. В конце 1944-го — начале 1945-го стало ясно, что Германия неизбежно проиграет, а у Японии своей ядерной программы не было. Некоторые ученые из Манхэттенского проекта задавались вопросом, зачем продолжать работу.
Оппенгеймер отговаривал подчиненных от публичных обсуждений. На собраниях, которые все-таки состоялись, он убеждал, что вопросы применения бомбы не их ума дело, а политиков и что как минимум необходимо провести испытание: в послевоенной архитектуре мира — вскоре должно было состояться учредительное собрание Организации Объединенных Наций — следует учесть наличие оружия массового поражения. Оппенгеймер поддержал идею, рассчитывая, что применение оружия в боевых условиях положит конец всем войнам. Позже он говорил, что многого не знал и что у всех в голове сидела мысль о единственной альтернативе — сухопутной операции, которая стоила бы очень многих жизней. После бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Оппенгеймер, похоже, испытывал двойственные чувства.
Радость от выполненной работы смешалась с ужасом от произошедшего с японцами. Всего через три дня после победы США он писал доклад для военного министра и президента США, где предупреждал, что у страны нет защиты от нового оружия, а наука и технологии способны обеспечить силу для наступления, но не безопасность. Как ликвидировать машину Судного дня. Фрагмент книги военного аналитика Дэниэла Эллсберга После войны Оппенгеймер продолжил консультировать американское правительство. Он предлагал создать надгосударственный орган, который контролировал бы все, что касается атомных технологий: от шахт с урановой и ториевой рудой до ядерных реакторов.
Его пугала начавшаяся гонка вооружений. Когда дошло до разработки водородной бомбы, Оппенгеймер был против, считая, что это оружие геноцида без военной пользы. Вместо этого он с другими учеными предлагал сосредоточиться на сравнительно маленьких тактических ядерных боеприпасах, более дешевых и эффективных. В 1954 году в КАЭ устроили слушания, чтобы лишить Оппенгеймера допуска к гостайне. Против него выдвинули две дюжины обвинений, включая связи с американскими коммунистами и шпионаж в пользу СССР.
Трёхчасовая лента, ставшая самой продолжительной в фильмографии постановщика, была встречена овациями со стороны первых зрителей и преимущественно положительными комментариями кинокритиков в соцсетях. Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея». Сюжет вращается вокруг харизматичного учёного, который стоял у истоков разработки ядерного оружия. Роберт Оппенгеймер стал яростным противником собственного детища после трагедии Хиросимы и Нагасаки и выступал против создания водородной бомбы, заработав немало недоброжелателей во властных кругах США. По мнению ряда зрителей, у Нолана получилось снять достойное историческое кино. Смелый, трагичный взгляд на самый тёмный момент в истории человечества. Завораживающая актёрская игра мирового уровня и бесподобный визуальный ряд вызывают настоящую бурю эмоций.
Это не просто очередной байопик, а лучший исторический фильм из когда-либо снятых! Постановщик утверждает, что при работе над фильмом не была задействована компьютерная графика — все сцены, включая взрыв первой атомной бомбы в рамках операции «Тринити» на полигоне в Нью-Мексико, были отсняты с использованием практических спецэффектов и реальной пиротехники. Эпичная историческая драма, но выполненная в ярко выраженном нолановском ключе: напряжение, структура, масштаб, поразительное звуковое оформление, замечательные визуальные эффекты», — пишет Мэтт Мэйтум из Total Film.
Его преследует его прошлое и осознание того, что он обрушил разрушительную силу на мир.
В России выходит «Оппенгеймер»: все о главном фильме 2023 года в мировом кино
О чем фильм «Оппенгеймер»? | Критик называет «Оппенгеймер» экстраординарным фильмом, который, рассказывая одновременно великолепную и ужасную историю, заставляет зрителя почувствовать масштаб событий и прикоснуться к ним. |
Оппенгеймер сюжет фильма читать онлайн | Внук Оппенгеймера по имени Чарльз дал интервью, в котором рассказал об отношении к фильму Нолана. |
В России выходит «Оппенгеймер»: все о главном фильме 2023 года в мировом кино | Еще местами фильм будто пытается обелить поступок американцев (атомной бомбардировки Японии), но в целом видно, что пытались снимать именно биографию Оппенгеймера. |
Оппенгеймер. Нолан. Мерфи. Как экспериментаторы меняют мир
Внук Оппенгеймера по имени Чарльз дал интервью, в котором рассказал об отношении к фильму Нолана. «Оппенгеймер» не просто фильм о создании атомной бомбы – это история о столкновении масштабных личностей, конфликте национальных и личных интересов и сложных моральных дилеммах. Для него, как и для зрителя, главной интригой становится содержание короткого диалога между Оппенгеймером и Эйнштейном, который мы видим (но не слышим) с точки зрения Штраусса в начале фильма. «Оппенгеймер» меня ошеломил: это масштабнейшее исследование персонажа с потрясающим Киллианом Мерфи в главной роли.
Оппенгеймер (2023)
Принято считать, что орудие конца света — дело рук Роберта Оппенгеймера, в годы Второй мировой войны возглавлявшего Манхэттенский проект. На протяжении всего фильма, Оппенгеймер подвержен моральной дилемме, его внутренние весы перевешивают то в одну, то в другую сторону. Принято считать, что орудие конца света — дело рук Роберта Оппенгеймера, в годы Второй мировой войны возглавлявшего Манхэттенский проект. Фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана серьезно нашумел в этом году наравне с «Барби». За исключением этой фишки с постоянными флешбэками, «Оппенгеймер» — это стандартный фильм-жизнеописание выдающегося человека и история его изобретения, а также последствий этого самого изобретения.
Некоторые просто хотят наблюдать, как горит мир. Посмотрели «Оппенгеймера» Кристофера Нолана
Почему все ждут картину Ожидается, что «Оппенгеймер» станет крайне продуманным и качественным историческим проектом. Нолан уже сравнил работу над фильмом с производством его легендарного «Темного рыцаря» — авторы, как и в том случае, подробно изучали историю героя: «С Оппенгеймером как с реальной фигурой процесс был на удивление похожим. Этот фильм представляет знакомство со значимой фигурой, чью деятельность на протяжении многих лет пытались переосмыслить по-разному». Впрочем, прогнозировать, возглавит ли картина топ по сборам, раньше времени не стоит. В июле на большие экраны выйдет распиаренная и визуально яркая «Барби» с Райаном Гослингом и Марго Робби в главных ролях, рассчитанная на более молодую аудиторию. Дистрибьютором фильма, кстати, выступили бывшие партнеры Нолана Warner Bros.
Посмотрим, кто выйдет из кассового противостояния победителем. Никита Прунков.
Но цель была применить. Змей 28 февраля 2024 15:38 Реклама-реклама. Сайт становится полным Г….
Юзер 28 февраля 2024 21:09 sifik, Вам что нибудь известно о блокировщиках рекламы? Змей, да где же вы такие берётесь, вообще не знаете о существовании всяких ад блоков? Ответить Олег 29 февраля 2024 00:55 Во-первых, удивително видеть такой фильм от создателей сша и британии.
Великолепные визуальные эффекты То, как представлены переходы от мыслей и фантазий в голове учёного до испытаний в лаборатории, поражает масштабом. Чёрные дыры, звёзды, танец атомов — всё это показано на экране и утягивает зрителя в реализм даже без помощи 3D-очков. Фильм был снят таким образом, что создаёт иллюзию погружения напрямую, захватывая периферическое зрение. Интересный факт: "Оппенгеймер" был записан на 17,7 километра плёнки, что по весу составляет около 272 килограммов. Невероятное музыкальное сопровождение Многие привыкли, что музыкальное сопровождение к картинам Кристофера Нолана сочиняет немецкий композитор Ханс Циммер. Но на этот раз для "Оппенгеймера" писал шведский композитор и ритм-энд-блюз-продюсер Людвиг Йоранссон.
У талантливого композитора уже есть не только "Грэмми", но и "Оскар". Интересно, за эту кинокартину он тоже удостоится высшей похвалы? Актёрская игра, в которую веришь "Оппенгеймер" в кино: интересные факты о шедевре знаменитого режиссёра Кристофера Нолана. Переживаниям актёров хочется верить, как и обманам.
И «Оппенгеймер» не исключение, только в этом случае речь идет о человеке, который способен изменить мир. Но Уиллмор поставил картине не слишком высокую оценку. Он пишет, что «Оппенгеймер» — это доказательство того, как важен актерский состав, ведь здесь именно актеры наполняют персонажей. Оценка — 80 из 100 Дэвид Эрлих Indie Wire По мнению Эрлиха, «Оппенгеймер» — это «фильм о проклятии быть эмоциональным существом в мире, завязанном на математике», как и «Престиж» или «Интерстеллар» тоже Кристофера Нолана. Но от своих предшественников новая драма отличается беспрецедентными масштабами трагедии и «незнакомым ощущением, что сам Нолан не менее человечен, чем его персонажи». Критик рассуждает , что первый биографический фильм Нолана может быть отчасти автобиографичным.
Например, потому что эпизоды из истории манхэттенского проекта могут показаться похожими на процесс кинопроизводства, а Робрет Оппенгеймер — человек, который отчаянно пытается понять смысл собственных действий, как, вероятно, и Кристофер Нолан. Перезаписанный на камеру фрагмент из истории, который питается энергией суперколлайдера». Оценка — 75 из 100 Оди Хендерсон Boston Globe Оди Хендерсон стал одним из критиков, которые поставили меньше всего баллов новой работе Кристофера Нолана. По его словам, у режиссера на этот раз вышел «визуально потрясающий, но эмоционально пустой» фильм.
Оппенгеймер (фильм, 2023, дубляж)
При этом в картине могут быть цифровые эффекты, использованные поверх уже снятых сцен. С их помощью кинематографисты часто дополняют практические эффекты. Так что компьютерная графика в «Оппенгеймере» наверняка есть. На это указывает и то, что студия визуальных эффектов DNEG указала фильм в своем портфолио наряду со второй «Дюной» и сериалом «Цитадель».
А как он переживает, когда супруга не справляется с материнством. Видно, что Роберт — несовершенный, но благородный человек.
Жизнь героя полна страданий Фото: Universal Вот только жизнь — сложная штука, где хороший и плохой выборы зачастую неотличимы. Поэтому через страдания и сомнения герой продолжает эксперименты и вписывается в историю как великий убийца. Сюжет, где главного героя одновременно любишь и ненавидишь, делает «Оппенгеймера» лучшим биографическим фильмом. Конкуренты вроде «Игр разума» и «Игры в имитацию» тоже впечатляют, но персонажи там редко делали что-то плохое, отношение к ним исключительно положительное. Зато в картине Нолана противоречивость героя отталкивает и делает его настоящим.
Любопытно, что «Оппенгеймер» отбрасывает голливудские штампы и даже не пытается развлекать привычными способами. К примеру, в трёхчасовом фильме всего одна зрелищная сцена — тот самый ядерный взрыв, который Нолан сымитировал без графики. Зрелище завораживающее и пробирает до мурашек. В остальном кино состоит из длинных диалогов: все они идеально написаны, поставлены и сыграны. Взять хотя бы лекции Роберта, его выступление с сомнениями насчёт бомбы, расставание с ребёнком или постельную сцену.
Фильм действительно много рассказывает про студенческие годы «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера, становление в научном мире, романы с коммунисткой Джин Тэтлок и женой Китти, знакомство с генералом Лесли Гровсом, руководство сверхсекретным Манхэттенским проектом и последующую опалу: во времена маккартизма физика подозревали в сливе данных о разработках ядерного оружия Советскому Союзу хотя, как можно догадаться, это был лишь повод лишить засомневавшегося в собственных идеях ученого доступа к гостайнам. Последнему факту в «Оппенгеймере» уделено больше трети всего монструозного хронометража: именно через сцены допросов фильм преподносит много мелких подробностей о жизни и работе главного героя. За нее он наверняка получит свою первую номинацию на «Оскар» При этом Нолана меньше всего интересует дотошное воспроизведение фактов из «Википедии». Режиссер скорее пытается сквозь время залезть Оппенгеймеру в голову, показать историю с его субъективной точки зрения. А физик — тот еще ненадежный рассказчик, что лишний раз подтверждают постоянные развороты фильма в сторону метафизических абстракций и сюрреалистических видений. Герою снятся частицы, звезды и огонь, на допросах он вдруг оказывается голым первая в фильмографии Нолана эротическая сцена — здесь эффектная метафора беззащитности перед идеологической махиной , а вместе с ужасом перед смертоносным оружием, которое он сам и создал, приходят хаотичные световые вспышки и жуткий гул в голове.
Подругу и любовницу Оппенгеймера сыграла Флоренс Пью из «Черной вдовы» и «Солнцестояния» Хватает в картине и моментов, которые просто проходят по разряду академических анекдотов. Например, сцена, где Нильс Бор едва не съедает отравленное Оппенгеймером яблоко. А еще Эдвард Теллер, мажущийся солнцезащитным кремом перед испытанием бомбы. Или афористические диалоги с Альбертом Эйнштейном — нет никаких свидетельств того, что ученые хоть раз пересекались во времена разработки ядерного оружия. Сам Нолан говорил, что ввел Эйнштейна в сюжет просто потому, что зрители отлично знают, кто это такой, — ну и наверняка слушать его будут внимательнее. Неузнаваемый Роберт Дауни мл.
Это первая большая драматическая роль звезды Marvel со времен «Судьи» 2014 По задумке за объективную сторону должна отвечать та часть «Оппенгеймера», которая снята на черно-белую пленку. В ней в основном тоже показывают слушания и допросы, только за трибуной — Льюис Штраусс, чиновник из Комиссии по ядерной энергетике США. Но вскоре становится понятно, что и эта часть истории — всего лишь очередной субъективный взгляд человека, который в противовес рефлексирующему Оппенгеймеру доносит его с позиции власти и силы.
Его преследует его прошлое и осознание того, что он обрушил разрушительную силу на мир.
Трейлер фильма «Оппенгеймер» (2023)
- Что западная пресса пишет о фильме «Оппенгеймер» | Кино и сериалы на 2x2 | 2023
- Содержание
- О чем фильм «Оппенгеймер»: как снимали ядерный взрыв и есть ли в картине компьютерная графика
- Оппенгеймер Смотреть Онлайн Бесплатно Фильм В Хорошем Качестве
- Совсем чуть-чуть про науку
Новая студия и производственные детали
- «Оппенгеймер» концовку фильма объяснили и удивили |
- Оппенгеймер. Нолан. Мерфи. Как экспериментаторы меняют мир
- Нейтралитет Нолана. «Оппенгеймер» – идейно стерильное или пацифистское высказывание? | После титров
- О чем фильм
- «Я — смерть, разрушитель миров»
- Оппенгеймер Смотреть Онлайн Бесплатно Фильм В Хорошем Качестве
«Главное творение Нолана»: кинокритики хвалят фильм «Оппенгеймер»
В открывающем картину титре ученый впрямую сравнивается с Прометеем, который «украл огонь у богов и подарил людям; за это он был прикован к скале и обречен на вечные муки». По мысли Нолана, Оппенгеймер создал бомбу прежде всего потому, что МОГ ее сделать и не хотел упускать такого фантастического шанса; с поразительным легкомыслием относился к последствиям ее практического применения; сам участвовал в выборе двух японских городов, которые должны были быть уничтожены; в конце концов столкнулся с результатом и с головой погрузился в трясину липкого страха и отчаяния. Кадр из фильма «Оппенгеймер» Нолан не был бы Ноланом, если бы рассказывал эту историю тупо и линейно. Его фильм расщепляется на три сюжетных линии. Первая — это биография Оппенгеймера, начиная с юности и до встречи с Трумэном. Вторая — слушания в 1949 году, в ходе которых Оппенгеймера обвинили в связях с коммунистами и лишили допуска к секретной работе. Третья — история его тайного врага Льюиса Штраусса, который всю жизнь мечтал стать министром торговли США, но не был в 1959 году утвержден на эту должность Сенатом, потому что вскрылись кое-какие грязные подробности его интриг против Оппенгеймера. Кадр из фильма «Оппенгеймер» Сравнение с другими фильмами Нолана Самым искренним, почти исповедальным фильмом Кристофера Нолана был «Престиж» — история про фокусников, которые были готовы на все, включая собственную смерть, лишь бы произвести впечатление на зрителя. Нолан и сам такой: с помощью виртуозного монтажа, громыхающей музыки, очень ярких спецэффектов и визуальных находок он всегда хотел заставить зрителя, выходящего из зала, уверовать, что ему только что показали Великий Фильм. И огромное количество людей Нолан уже убедил в том, что является крупнейшим режиссером современности «Оппенгеймер» собрал свои чудовищные деньги только за счет его имени в титрах: поставь трехчасовую картину о ядерной физике и квантовой механике любой другой режиссер, и сборы были бы крайне скромными. Нолан такой блестящий фокусник, такой ловкий рассказчик, что даже не сразу соображаешь, какой ахинеей на самом деле являются его «Интерстеллар» или «Довод», — что с научной точки зрения, что, зачастую, с точки зрения элементарных приличий.
Кадр из фильма «Оппенгеймер» Но «Оппенгеймер» — совсем другая история: здесь Нолан, в целом, не пытается обманывать ни зрителя, ни себя. Себя тут обманывает прежде всего сам Оппенгеймер в феноменальном исполнении Киллиана Мерфи ирландец с легкостью держит трехчасовую картину.
Потому что, как правило, в основе фильмов Нолана лежит некая небанальная концепция, на которую уже нанизывается остальное содержание и подгоняется сценарий. Есть у него примеры успешного раскрытия собственной концепции, например, культовое «Начало», а есть и абсолютно провальные, в которых режиссёр перемудрил, сам запутался, что к чему и попросту не вывез сложности своей же идеи, а концепция рухнула под собственной тяжестью, как карточный домик. Концептуально фильм звучит потрясающе, а на деле это 2,5 часа абсолютного уныния, где Нолан в каждом кадре как бы говорит «блин, да уж, на бумаге это звучало интереснее, но надо уже как-то доснимать, домучить эту хрень, деньги то выделены уже». Кассовый провал ленты только подтверждает этот..
Фильм не сработал как развлечение, но при этом и свою концепцию, чтобы стать культовым за счёт некой глубины не вывез, отсюда и провал по всем фронтам. Несмотря громкий провал предыдущей ленты и то, что Нолана многие уже второпях сбросили со счетов, дескать «всё, маэстро исписался, несите нового», режиссёр стойко выдержал удар, не впал в уныние, однако несколько сменил тактику на будущее. В «Оппенгеймере» он не стал перегружать кино фирменными «типа мозговзрывательными» мотивами, перестал приговаривать зрителю на ушко «кручу-верчу, запутать хочу», а снял довольно простую по форме, но глубокую по содержанию биографическую драму. Однако без фирменной «нолановщины» тоже не обошлось и это видно тут во всём — от работы с кадром, с плёнкой, до узнаваемого музыкального стиля и очень мастерскому подведению к кульминации. Всё это не даст спутать почерк Нолана с кем-то ещё, хоть по концепции кино куда более простое, чем предыдущие его ленты, но чрезмерно насыщенное. Отдельно невозможно обойти вниманием актёрский ансамбль.
Навскидку трудно сейчас назвать фильм, где едва ли не на каждой даже эпизодической роли был бы какой-нибудь топовый актёр или хотя бы знакомое лицо. Весь фильм вы то и дело будете восклицать «о, да это же этот как его! Такое ощущение, что собрали вообще весь актёрский свет Британии, ну или топовые актёры сами выстраивались в очередь на фильм, чтобы хоть какую-нибудь роль получить. Видимо, потому что у Нолана снимаются не ради гонораров, а ради имиджа. Прямо как у какого-нибудь Тарантино, например. И вот возвращаясь к основному вопросу?
Как же всё-таки «Оппенгеймеру» удалось так хайпануть в прокате с такими-то исходными данными — 3 часа, невысокая динамика, бесконечные разговоры, допросы и рассуждения, практически отсутствие экшена. Звучит как идеальный кассовый провал, не так ли?
Нолан уже прибегал к цветовому сегментированию в «Помни», но тут две линии движутся не навстречу друг другу, а более-менее автономно. Ключевые события в истории Штраусса разворачиваются через несколько лет после того, как закончилась государственная карьера Оппенгеймера, так что поначалу не вполне ясно, как именно соотносятся эти сюжеты. Визуально фильм кажется художественным компромиссом между пфистеровским буквализмом среднего периода трилогия о Бэтмене и неочевидной выразительностью, вернувшейся к Нолану с появлением в команде оператора Хойте ван Хойтемы.
Черно-белая часть решена как судебная драма, имитирующая большой голливудский стиль, а цветная в свои лучшие моменты — как импрессионистский психофильм с короткими монтажными аппликациями, подрывающими формальную континуальность. Первое время зритель, как это часто бывает у Нолана, перенастраивает зрение, пытаясь разобраться, кто есть кто в веренице персонажей. Повествование тут не подчиняется логике линейного развертывания мейнстримного байопика. Как и в ранних фильмах, монтаж сообразен разговору двум слушаниям, которые обрамляют основные события или едва регистрируемым ассоциациям. Круги на воде в воображении Оппенгеймера рифмуются как с самоубийством его возлюбленной Джин Тэтлок, так и с образами Земли, опоясанной взрывными волнами.
Персонажи у него в принципе говорят так, будто знают о включенной камере, но «Оппенгеймер» концептуально держится на актерских партиях. Хотя некоторые зрители задаются вопросом, зачем режиссеру понадобился IMAX в интерьерном фильме, объяснение тут простое: там, где раньше у Нолана были захватывающие пейзажи, в «Оппенгеймере» — драматичные ландшафты крупных планов. IMAX создает дискомфортную близость зрителя с героями — особенно в тех сценах, которые находятся на территории церебрального хоррора. Отношения Оппенгеймера с бомбой Нолан проблематизирует как отношения автора со своим произведением Нолан против Нолана Нолан и в этот раз тихо саботирует традиционный для себя пафос финала. Энжиер был одержим идеей украсть у Бордена секрет фокуса с перемещением человека, и до конца мы не знаем, в чем был трюк.
Штраусс находится в похожем положении. Для него, как и для зрителя, главной интригой становится содержание короткого диалога между Оппенгеймером и Эйнштейном, который мы видим но не слышим с точки зрения Штраусса в начале фильма. В конце Нолан возвращается к нему и показывает разговор с позиции Оппенгеймера — зритель узнает, чего стоило изобретение атомной бомбы.
Кстати, о кадре: фильм снят на пленку, что добавляет происходящему глубины. Картинка действительно впечатляющая, но звук еще лучше. Работа звукооператора достойна оваций. Он отлично передает настроение в кадре, не давая зрителю расслабиться и отвлечься от происходящего. Костюмы, свет, диалоги — во всех аспектах зрителю пытались продать этот фильм, и у них вышло. Пафосные разговоры мужчин в твидовых костюмах с идеально поставленной мизансценой под нагнетающую музыку делают свое дело. Но во всех исторических фильмах про личности есть одна общая проблема: хронометраж. Кристофер Нолан попытался охватить не один десяток лет жизни Роберта Оппенгеймера и других видных американских деятелей. С самого начала картины повествование рваное, а сцены меняются за секунды. Привыкнуть к этому зрителю удается ближе к середине фильма, но, на мой взгляд, это свойственно почти любой современной картине. Такая жесткая рубрикация истории, да еще и с хронологическими разветвлениями, тяжела для непосвященного в «таинство атомной бомбы». Скажу честно: мне понять с первого раза удалось далеко не все моменты фильма, и даже после просмотра остаются вопросы исторического толка. Фильм, конечно же, художественный, но претендует на документальность — поэтому критика некоторых фактов вполне уместна. Главный вопрос всё же посвящен ядерной бомбе, точнее, тому, что было до нее. Это первый художественный фильм на моей памяти, который затрагивает тему реальных жертв воздушной войны, сравнивая с атомными бомбардировками. Налет на Токио 10 марта 1945 года унес жизни более 100 тысяч человек.