"Арктик СПГ 2" предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа общей мощностью 19,8 млн тонн в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год.
Арктик СПГ-2: что это за проект?
Первую линию Арктик СПГ-2 отбуксируют из Мурманска в августе 2023 года. «Сжиженный природный газ (СПГ) быстро стал одним из важнейших источников энергии в мире, на фоне этого Белый дом использует санкции против российского проекта «Арктик СПГ-2», принадлежащего НОВАТЭК, чтобы полностью его уничтожить. "Подписанные договоры предусматривают поставки СПГ с "Арктик СПГ 2" на условиях FOB Мурманск и FOB Камчатка по ценовым формулам с привязкой к международным нефтяным и газовым индексам. В центре строительства крупнотоннажных морских сооружений "Новатэк" ввел в эксплуатацию цех финальной сборки модулей для проекта "Арктик СПГ 2". С его помощью компания сможет сама изготавливать блоки, которые раньше поставляли из-за границы. Предприятие компании "Новатэк" производит в Мурманске платформы для добычи СПГ.
Зачем США хотят «задушить» проект «Арктик СПГ 2»?
В ноябре 2023 года вице-премьер Александр Новак в рамках выставки-форума «Россия» сообщил, что к 2030 году в стране планируется выйти на уровень производства СПГ порядка 100 млн т. Как отмечает «Газета. Несмотря на то, что «союзнички» США также поддерживают санкции в отношении российского энергетического сектора и кричат на каждом углу, что покупать газ из России не будут, на самом деле в приличных объемах его импортируют. Но критики заявили, что Париж мог бы сделать больше для сокращения закупок, утверждая, что его бездействие частично объясняется сопротивлением со стороны крупнейшей французской энергетической компании TotalEnergies. В любом случае импорт разоблачает слабеющие усилия ЕС по сокращению доходов России от ископаемого топлива, которые составляют почти половину бюджета Кремля, поскольку Москва находит все более изощренные способы обхода существующих мер, а санкции ЕС ослабевают», - говорится в публикации. Теги события:.
Сейчас добычу газа, сжижение и продажу СПГ ведет одно юридическое лицо, пояснил он, то есть экспортная лицензия привязана к ресурсной базе. Михельсон добавил, что в правительстве эта инициатива пока не обсуждалось, но уже создана рабочая группа в Госдуме. Запуск запланирован на 2027-2029 гг.
Он уточнял, что « Росатом » и « Россети » «приветствуют дополнительную загрузку имеющихся невостребованных мощностей». При этом для принятия инвестрешения требуется строительство газопровода Волхов—Мурманск. В комментарии пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» указывается, что законодательных запретов на строительство магистрального газопровода для «Новатэка» нет. Компания также действительно может сдавать объемы газа в Единую систему газоснабжения оператор — « Газпром » и получать их в другом месте. Для этого «Новатэку» необходимо оплатить стоимость транспортировки газа по не принадлежащим компании газопроводам. Опрошенные «Ведомостями» аналитики считают, что ориентиром для оценки стоимости проекта может быть стоимость «Арктик СПГ — 2». Смит считает, что «более логичным» рынком сбыта для проекта является Европа. Но если у «Новатэка» возникнут проблемы с экспортом в ЕС, проект будет рентабельным и при поставках на рынок АТР через Суэцкий канал, считают аналитики.
Акционеры не просто вкладывали в проект деньги, рассчитывая получить прибыль: согласно условиям соглашения, они ещё и получали долю продукции. Почти наверняка полученные объёмы газа будут продаваться не по долгосрочным контрактам, а на спотовом рынке, говорит эксперт экономического факультета Российского университета дружбы народов Ярослав Дубенков. Это может привести к увеличению операционных издержек и созданию дополнительных сложностей в логистике, особенно учитывая санкции, которые могут затруднить транспортировку. Однако это может происходить и с использованием перевалки в Мурманске, что может привести к дополнительным затратам и увеличению времени транспортировки», — говорит Ярослав Дубенков. Впрочем, возможен и такой вариант, что только часть газа будет поступать на спотовый рынок. Не исключено, что приостановившие участие акционеры продолжат получать необходимый им СПГ, просто по так называемым серым схемам, предполагает Павел Марышев. Полагаю, что затишье после ввода в эксплуатацию первой производственной линии связано именно с поиском теневых логистических возможностей». Как вывозить газ при дефиците газовозов Куда более серьёзной проблемой, чем уход западных акционеров, стал дефицит танкеров, считают эксперты. Всего для «Арктик СПГ 2» ещё до санкций было заказано 16 газовозов ледового класса.
Об этом заявил глава компании Патрик Пуянне в ходе телеконференции. Сегодня мы больше не в управлении, мы ввели форс-мажор на все. Я не могу дать вам больше информации, потому что мы больше не там.
Еще по теме
- Добыча газа на заводе НОВАТЭК в ЯНАО втрое упала с начала года
- Месяц подписки бесплатно
- «Новатэк» мог приостановить производство на «Арктик СПГ — 2»
- Как Россия реализует проекты СПГ без оглядки на санкции
- Насколько критичным стал выход из проекта иностранных инвесторов?
Эфир от 11.12.2022. Английские субтитры
- Новости АО НПХ ВМП
- Арктик СПГ-2, последние новости на сегодня. Читать на ТЭКНОБЛОГ
- «Новатэк» зарегистрировал новую «дочку» — «Мурманск-Трансгаз»
- Михельсон заявил о сверхприбыльности спотовых поставок СПГ
- Санкции США в отношении «Арктик СПГ 2»: что будет с проектом?
ООО "АРКТИК СПГ 2"
А если речь идет еще и о проектировании такого оборудования, таких еще меньше, говорят игроки отрасли. И если малотоннажное производство СПГ российские компании освоили, и таких заводов много, то по среднетоннажному от 700 тысяч тонн по году и до двух миллионов и крупнотоннажному мощностью порядка 10 миллионов тонн в год и более , обеспечивающему экспорт СПГ, их единицы. И все они завязаны на импортном оборудовании. Если мы говорим о малотоннажном производстве, то здесь у нас есть компетенции, есть профит, то среднетоннажные и крупнотоннажные полностью были основаны на иностранных технологиях. Критические элементы в технологии тоже были в основном иностранного производства, — отмечает Павел Сарафанников.
Мурманск находится на Северо-Западе России, на Кольском полуострове. Расстояние от Санкт-Петербурга - примерно 1500 километров или 2 часа на самолёте. Город был основан в 1916 году. Это последний город, образованный в Российской империи. Камера оснащена конвейерным оборудованием, дробь будет собираться в элеватор, а оттуда — в бункер.
И доставят этот завод на Гыдан, впервые в истории отрасли, уже в готовом, собранном виде, по Северному морскому пути из Мурманской области — расстояние почти 2000 километров. Такого в мире еще никто никогда не делал. Это Белокаменка — инновационная площадка "Новатэка", центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Единственный в своем роде.
На берегу Кольского залива раскинулся целый город — завод по производству заводов. Центральное звено сборки. Словно гигантский конструктор здесь друг за другом собирают технологические блоки будущего завода. Этот модуль, компрессор отпарного газа, — предмет особой гордости.
Полностью изготовлен в России. И это стратегическая задача — максимальная локализация производства. Сотни предприятий из разных регионов разрабатывают и производят детали и оборудование для "Арктик СПГ-2". Могучие краны — "Уралмаш", сварные трубы из нержавеющей стали — из Воронежа.
Под проект "Новатэка" создано почти 80 тысяч рабочих мест по всей стране. То есть мы вышли на тот уровень компетенций СПГ в России, когда мы в принципе с россиянами можем полностью запускать такие заводы. Чем больше таких заводов мы построим, тем больше российского оборудования мы будем использовать", — поясняет директор завода СПГ Тимур Даутов. Концепция плавучего завода для СПГ уникальна.
Он состоит фактически из двух частей. Верхняя — это линии сжижения, те, что собирают в цехе. И основание, что будет удерживать всю конструкцию над водой. На черном бархате полярной ночи, весь в огнях, уже почти готовый завод.
Вот как он выглядит целиком — гигантский корабль. И даже стоит он сейчас в сухом доке, на исполинском бетонном основании. Это гравитационная платформа.
Уже начато строительство третьей линии", - написал он.
Чибис добавил, что уже залито 1,7 тыс. Проект "Арктик СПГ 2" предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год.
Урона не избежать? Как проблемы «НОВАТЭКа» с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО
Первая очередь проекта будет запущена в 2023 году, вторая — в 2024-м, третья — в 2026 году и, по мнению Михельсона, в любом случае, все вложения в проект окупятся 3-4 раза. Благодаря этому, несмотря на санкции, Россия смогла завершить первую производственную линию проекта по графику — в июле 2023 года [19] [20]. В октябре 2022 года Михельсон утверждал, что «Новатэк» успел получить все необходимое оборудование для «Арктик СПГ 2» до введения санкций, и вторая и третья линии будут запущены в срок [21]. В декабре 2023 года сообщалось о срыве поставок китайским и испанским участникам по форс-мажорным обстоятельствам [22]. Также из-за санкций всё ещё могут сдвинуться сроки выхода СПГ на полную мощность [23]. Санкции[ править править код ] 14 сентября 2023 года, на фоне российского вторжения на Украину , Минфин США включил в блокирующий санкционный список компании предоставляющие строительные и инжиниринговые услуги для проекта «Арктик СПГ-2», также под санкции попали компании и суда, включенные в логистическую структуру транспортировки с СПГ-заводов « Ямал СПГ » и «Арктик СПГ-2» [24] [25] [26]. Влияние санкций[ править править код ] В 2022 году, после введения санкций и потери доступа к западным технологиям и оборудованию, власти России снизили прогноз производства СПГ к 2035 году со 140 млн до 80—120 млн тонн.
Поэтому были созданы пункты перевалки, до которых СПГ везут газовозами ледового класса, а далее обычными газовозами. Это позволяет увеличить объемы поставок за счет фрахта обычных газовозов, и увеличить объемы закачки в плавучие хранилища газа ПХГ на пунктах перевалки, за счет более короткого плеча работы газовозов ледового класса. Ледокольный флот Проект Арктик-СПГ дал мощным импульс для развития инфраструктуры Севморпути, строительства атомных ледоколов и газовозов ледового класса. На сегодня одним из наиболее проблематичных участков является судостроение и двигателестроение для судов. Поскольку продолжение сотрудничества с верфями Daewoo невозможно из-за санкций сейчас идет только завершение старых контрактов , российская сторона в срочном порядке вынуждена искать замену иностранным технологиям и комплектующим. Объективно на этих направлениях существуют большие проблемы, особенно в производстве судовых двигателей. Эта отрасль была практически полностью уничтожена в 90-е, и для восстановления производственного потенциала нужны не только средства, но и компетентные специалисты, доступ к современным технологиям и научным разработкам. Работа в этом направлении ведется в рамках профильной государственной программы. Предусмотренный объем финансирования 5,5 трлн. До 2030 года запланировано строительство 985 судов. Российские технологии в проекте Арктик СПГ Кроме нестандартных технических решений предложенных ЦСКМС, пунктов перевалки и строительства газовозов ледового класса, в проекте Арктик-СПГ принимают участие и другие крупные российские компании обладающие серьезным научно-техническим потенциалом. Десятки других российских компаний приняли участие в проекте, предложив нестандартные технологические решения. Работа отечественных предприятий направлена на частичное замещение оборудования и технологий таких компаний как GTT , Baker and Huges, Schumberger , Halliburton , Linde , Siemens и многих других, которые изначально планировали участие в проекте Арктик-СПГ, но впоследствии ушли с российского рынка. Сложность и уникальность ситуации в том, что группа российских компаний оказалась в состоянии воспроизвести полностью всю технологическую цепочку производства СПГ с использованием только отечественных технологий и оборудования. Конечно, об эффективности такого решения могут долго спорить эксперты, но принципиально важно другое. Консорциум иностранных компаний фактически обладал монополией на производство СПГ. Это означало, что ни одна страна в мире за исключением, возможно, Китая не могла самостоятельно воспроизвести весь цикл. В любом проекте СПГ в мире, так или иначе были представлены технологии компаний, упомянутых выше. Это гарантировало ТНК фактический контроль над всеми мировыми проектами по добыче и транспортировке энергоносителей. Российские решения еще не настолько совершенны, поскольку создавались в кратчайшие сроки при несопоставимом уровне финансирования.
С последним обстоятельством, вероятно, как раз и связана неожиданная активность США. Начав экспортировать свой СПГ в 2016 году, они планомерно давят на российских конкурентов. Почему именно сейчас? До этого США предполагали, что ограничений со стороны Европы и зарубежных компаний достаточно, чтобы затормозить строительство, но ошиблись. Поэтому был выбран путь прямого давления, считает он. Не задушишь, не убьешь У американцев, конечно, своя версия. Помощник госсекретаря США Джеффри Пайетт громко заявили, что их цель — "задушить этот проект", чтобы сократить доходы России от поставок нефти и газа. По его словам, дальнейшее "закручивание гаек" либо остановит реализацию проекта, либо сделает его нерентабельным. Эксперты уверены, что в случае с "Арктик СПГ — 2" технических проблем из-за санкций скорее всего не последует. Все уже убедились, что "Новатэк" может с этим разобраться. Первая очередь в значительной степени готова, а для второй вместо санкционных газовых турбин будет задействован электропривод. Скорее это сигнал акционерам, которые, кстати, в большинстве своем являются друзьями США. Вероятно, в случае с "Арктик СПГ-2" условия схожие. Европа опомнилась.
Экономика Фото: shutterstock Пять китайских компаний могут выйти из проекта по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ — 2». Это связано с отсутствием поставок оборудования из Европы, которое они используют для сборки СПГ-модулей. Приостановка проекта почти не скажется на бюджете России, так как он принадлежит частной компании «Новатэк». Об этом «Вечерней Москве» рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Бей своих. США обнаружили слабое звено российского СПГ
"В настоящее время строится завод "Арктик СПГ 2", первая очередь которого фактически уже начала работать. Первые две линии «Мурманского СПГ» могут запустить в конце 2027 года, а третью — в конце 2029 года. Строительство 1-й технологической линии «Арктик СПГ 2» было завершено в июле 2023 года в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в пос. Белокаменка Мурманской области. Добавление "Арктик СПГ-2" в очередной список санкций вызвало немало вопросов — почему о нем вспомнили только сейчас, зачем это США и, главное — что будет с | 15.11.2023, ПРАЙМ. 24.04.2024 Последние новости по тегу 'арктик спг-2'. Главные события в нефтегазовом секторе России и зарубежья.
Как Россия реализует проекты СПГ без оглядки на санкции
Французская энергетическая компания TotalEnergies считает, что строительство третьей линии «Арктик СПГ-2» приостановлено, в то время как вторая линия будет запущена. НоваТЭКовский проект «Арктик СПГ-2» играет главную роль в планах России более чем утроить производство СПГ к концу текущего десятилетия, отмечает Bloomberg. 33 минуты назад. Пожаловаться. ЕС рассматривает возможность введения санкций в отношении газового проекта «Арктик СПГ-2», который находится под санкциями США с ноября 2023-го, а также заводов в Усть-Луге и Мурманской области, узнал Bloomberg. Пять китайских компаний могут выйти из проекта по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ — 2». Это связано с отсутствием поставок оборудования из Европы, которое они используют для сборки СПГ-модулей.
Ъ: Иностранные акционеры заморозили участие в проекте "Арктик СПГ-2"
Дополнительные ограничения в отношении Арктик СПГ-2 не стали сюрпризом, но позитива здесь все равно мало. "Арктик СПГ 2" предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа общей мощностью 19,8 млн тонн в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год. Строительство 1-й технологической линии «Арктик СПГ 2» было завершено в июле 2023 года в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в пос. Белокаменка Мурманской области. Очередной пожарный автомобиль нашего производства был поставлен для Арктик СПГ-2 в октябре. Французская энергетическая компания TotalEnergies считает, что строительство третьей линии «Арктик СПГ-2» приостановлено, в то время как вторая линия будет запущена. "Арктик СПГ 2" – своеобразный сплав интеллекта, высоких технологий, мастерства обрел тесные связи с берегом", – подытожила корреспондент Елена Белкина.
TotalEnergies будет покупать СПГ с «Арктик СПГ — 2» из-за контрактных обязательств
Кроме того, негативно на кейс компании могут повлиять снижение цен на углеводороды и постепенный отказ ЕС от российского СПГ. Кауфман Сергей.
Уже начато строительство третьей линии", - написал он. Чибис добавил, что уже залито 1,7 тыс.
Проект "Арктик СПГ 2" предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год.
Серия из 15 танкеров-газовозов будет строиться на судостроительном комплексе "Звезда" управляется консорциумом "Роснефти" и Газпромбанка в г. Большой Камень. Закладка судна ожидается в 2021 году. Газовоз должен быть поставлен заказчику в первом квартале 2023 года. Свяжитесь с нами, чтобы узнать об актуальных вакансиях проекта!
Так что если цены на сжиженный газ пойдут вверх, потребители должны знать, кого они должны благодарить за платежки с увеличившимся цифрами. Объявление форс-мажора не означает, что «НоваТЭК» точно не совершит отгрузки клиентам, отмечает «Коммерсантъ». Скорее, оно защищает компанию от возможных претензий в случае, если поставок все-таки будут на какое-то время отложены.
СПГ флот активно развивается: 20 лет назад в мире было менее 200 судов такого типа, а сейчас уже около 700, отметил в комментарии «Моноклю» руководитель группы «Влияние» Никита Донцов. Но все равно этого мало и в следующие 5 лет будет запущено еще порядка 600 танкеров. У России много природного газа и есть мощности по его сжижению, но практически нет собственного флота для транспортировки СПГ, отмечает эксперт.
Запад рано хоронит новый российский СПГ-проект
США заявили о стремлении «убить» российский проект «Арктик СПГ 2» и рассказали о «двух механизмах» по снижению доходов РФ от экспорта нефти и газа. Основной причиной падения стали санкции против проекта «Арктик СПГ 2», которые вынудили отложить его запуск и, вероятно, приведут к реализации только двух линий вместо трех. "Подписанные договоры предусматривают поставки СПГ с "Арктик СПГ 2" на условиях FOB Мурманск и FOB Камчатка по ценовым формулам с привязкой к международным нефтяным и газовым индексам. Ранее сообщалось, что «Арктик СПГ — 2» могут сократить до двух очередей, а третью уже строить в рамках «Мурманского СПГ», у которого нет необходимости в танкерах ледового класса. Инвестиции в проект «Арктик СПГ – 2» (другой завод по сжижению газа «Новатэка»), по его словам, уже превысили $22 млрд. В правительстве Мурманской области сообщил подробности проекта «Арктик СПГ 2», который реализуют в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке.