Новости мариинский театр женщина без тени

28 сентября Новая сцена Мариинского театра Опера Рихарда Штрауса «Женщина без тени» требует особого настроя и нескольких соответствующих этой музыке певцов. В Мариинском театре покажут оперу "Женщина без тени".

Мариинский театр распахивает двери после каникул

Редкий театр может похвастаться наличием этой оперы в своем репертуаре, – в России лишь Мариинский осуществил собственную постановку «Женщины без тени». В оперном мире у "Женщины без тени" Рихарда Штрауса статус самой экстремальной партитуры. «Женщина без тени» была завершена в 1917 г. Шла Первая мировая война – казалось бы, как могла появиться эта возвышенная сказка в такое тревожное время? "Женщина без тени" в Мариинском. Похоже, опера на немецком всё-таки не моё. Худрук сообщил, что в репертуаре Мариинского театра сегодня – оперы Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, и сейчас, по его словам, театр ставит перед собой задачу поддержать ныне живущих композиторов. Редкий театр может похвастаться наличием этой оперы в своем репертуаре, – в России лишь Мариинский осуществил собственную постановку «Женщины без тени».

Мариинский театр открылся после каникул премьерами «Орлеанской девы» и «Тангейзера»

Следующие обращения Мариинского театра к творчеству композитора — «Саломея» 1924 и «Кавалер розы» 1928 , после которых, в силу идеологических причин, о Штраусе надолго забывают. Новейшая история опер Штрауса в Мариинском театре началась с приходом Валерия Гергиева. В 1995 и в 2000 годах под его музыкальным руководством были осуществлены две разные постановки «Саломеи», в 2004 поставлена «Ариадна на Наксосе». В 2007 году Мариинский театр вернулся к «Электре», причем в той постановке была впервые задействована команда постановщиков режиссер — Джонатан Кент, сценограф — Пол Браун , которой предстояло работать и над оперой «Женщина без тени». Действие оперы происходит в двух пересекающихся мирах — потустороннем и человеческом. Прекрасная девушка из сказочного мира — Императрица — должна обрести тень, которая символизирует человеческую душу и способность иметь детей. Если этого не произойдет в течение трех дней, Император превратится в камень, а сама она вернется туда, откуда пришла — в подземный мир духов. Абсолютное зло, олицетворяемое Кормилицей Императрицы, внушает ей, что обрести желаемое можно только ценой чужой жизни и счастья. Кормилица и Императрица проникают на землю в жилище бедного Красильщика и его жены, которая не хочет иметь детей. Подобно гётевскому Мефистофелю, Кормилица опутывает своими сетями молодую женщину, убеждая ту обменять тень на власть и богатство, изменив мужу. Но в душах Императрицы и Жены красильщика происходит перелом — они не в силах больше оставаться пассивными соучастниками творящегося беззакония.

Императрица отказывается погубить Жену красильщика даже ради жизни своего супруга, и в этот момент совершается чудо: она обретает тень, её окаменевший муж оживает. Благодаря самопожертвованию она становится человеком.

Не буду вдаваться в подробности этой темы. Более того, эту же идею «правильности» Петра I вынужден был поддержать и Сталин, заказав в годы первой пятилетки Алексею Толстому роман о «правильном» царе Петре I, якобы внедрявшим в Россию передовые западные технологии. Что там внедрял Петр I — это большой вопрос, а вот Сталин действительно построил в СССР тысячи современных заводов, и американцы поддерживали Сталина в этом вопросе, потому что он должен был уравновешивать запланированный рост как на дрожжах военной машины Гитлера, а Гитлер мог попытаться захватить лидерство в западном мире, что, конечно, не могло нравиться американцам.

И Сталину понадобился Петр I как оправдание тесных связей Сталина с американцами. Вот для чего и появился роман А. Толстого «Петр Первый». И куда же от этого фантазийного романа, ставшего классикой русской литературы, денешься? Но после Второй мировой войны, когда американцы с помощью Советского Союза разгромили Гитлера и японцев, подчинили себе ресурсы Британской империи — а это было главной целью американцев во Второй мировой войне, дальше терпеть Советский Союз с другим, более прогрессивным мироустройством Америка не могла, и уже в 1945 году был взят курс на войну с СССР, курс на уничтожение СССР.

И куда девать «Хованщину» Мусоргского с весьма сомнительным сюжетом? А никуда не денешь. Это одна из величайших мировых опер и знак высочайшего уровня русской культуры. Какой бы сюжет не лежал в основе оперы. И «Хованщина» ставилась в послевоенном СССР с соответствующим размахом как крупнейшее произведение русской оперной классики, отказаться от исторической концепции, когда Петр I слыл «хорошим» императором, было никак нельзя.

Антирусский посыл демонстрацией сцен самосожжения несопротивлявшихся староверов был, конечно, вреден, но ведь «Хованщина» — это мировая классика, независимо от того, хорош или плох сюжет этой оперы. Опера гениальная? Постановка великолепная? Оркестровка Шостаковича усиливает воздействие музыки? А то, что в сюжете оперы заложены отвратительные идеи саморазрушения и самоуничтожения, а не сопротивления врагам… Ну, что делать?

Вот каков смысл фразы «что написано пером, не вырубишь и топором». Даже если написаны вредоносные мысли. Страшная штука! Об исполнении оперы. Все певцы очень сильные.

Великолепный голос у Юлии Маточкиной в роли главной героини оперы староверки Марфы. Оркестр звучит блестяще под управлением Валерия Гергиева. Великолепны хоровые сцены. Классическая опера в классической постановке. Зал практически полон и горячо приветствовал аплодисментами постановку.

Декорации очень технологичны, поворачиваются какие-то стеночки, и как бы меняется место действия — от комнаты Фауста до комнаты Маргариты. В собор тоже удачно превращаются эти стеночки, и Мефистофель вещает с кафедры церковной сначала для каких-то академиков в шапочках, а потом и для падшей Маргариты. Эти же стенки превращаются в декорации уличных сцен. Правда, отсутствует тюрьма в финале оперы. А ведь Бог и Дьявол — это же герои этой оперы.

Быт бытом, а Бог и Дьявол — это ведь не совсем быт в образном плане. Так вот, эти образы Бога и Дьявола практически отсутствуют в понятном отображении, хотя присутствуют не привлекающие особого внимания фигуры сатанинско-мефистофелевского плана. Так сказать, слуги Дьявола, посланцы, вьющиеся около Маргариты. Нечего голову забивать современным россиянам про Бога и Дьявола. Музыка хорошая?

Вот и слушайте. Ну, и опера ярко прокатолическая, символом чего является мощное звучание органа. А мощная мелодия Маргариты в тюрьме? Это просто какой-то образцово-показательный католический гимн. Но вот мощного образа христианской католической церкви, под стать возгласам органа и Маргаритиного гимна, тоже в опере нет.

Как знак — вроде присутствует. Но не как образ. В общем, душа Маргариты в финале оперы на заднем плане устремляется в небеса, а Маргарита остается лежать на сцене. В спектакле присутствует аллюзия на «голубизну». Мефистофель появляется из постели Фауста.

Зибель у Гуно — это юноша с еще не «сломавшимся» голосом, поэтому в партитуре партия написана для женского голоса типа альта. А постановщица решила просто превратить Зибеля в девушку. Но тут тоже очень отдаленный намек на «розовые» мотивы. В опере действуют как бы две пары — мужская Мефистофель и Фауст и женская Маргарита и Зибель-девушка. Зибель-девушка вполне себе ничего поет.

Кормилица Императрицы — олицетворение зла и жестокости — решает помочь своей повелительнице получить тень ценой чужой жизни и чужого счастья. Она приводит Императрицу в хижину бедного красильщика Барака, молодая жена которого не хочет иметь детей. Кормилица предлагает ей сделку: пусть та отдаст свою тень в обмен на власть и богатство. Жена красильщика соглашается, хотя и слышит упрёки нерождённых детей. Но для того, чтобы передать Императрице тень и способность стать матерью, она должна изменить мужу. Кормилица силой чар создаёт призрачный облик любовника. Императрица испытывает всё большее отвращение к обману, хотя и стремится спасти мужа, уже превратившегося в камень. В душе Жены красильщика также совершается перелом: ей стыдно идти по пути греха. Расступается земля и поглощает Императрицу, Кормилицу, Красильщика и его жену.

Братья Барака зажигают огонь и видят, что молодая женщина стоит перед ними, словно ведьма, не отбрасывая тени. Кормилица ликует: договор вступил в силу. Одна отдала тень, другая — может взять ее себе. В этот ужасный и решительный момент Барак как бы становится выше ростом, его губы, никогда раньше не произносившие грубого слова, выносят Жене смертный приговор. Сверкающий меч появляется в его руке. При виде меча Кормилица понимает, что в игру вступили высшие силы, с которыми она уже не справится. Вместо того чтобы хвататься за тень, Императрица тянет Кормилицу прочь, чтобы не запачкаться в человеческой крови. Жена бросается к ногам Барака… Земля разверзается, поглощая мужа и жену; дом Барака рушится. Мощный поток воды вырывается из недр. Кормилица, закутав Императрицу в свой плащ, сажает ее в волшебным образом оказавшуюся здесь лодку. Императрица идет по его ступеням Она знает — ее зовут на суд. В глубине недр, ничего не ведая друг о друге, томятся Барак и его Жена. Голос одного из духов призывает их наверх. Они поднимаются, думая друг о друге: он - прощая ее; она - прося о прощении, покорно и впервые — с любовью. Они выходят наверх, стремясь найти друг друга, и встречают Кормилицу, стоящую перед закрытыми воротами Храма... В глубине Храма стоит Императрица и жаждет суда. Но кто будет судить ее? Царь духов, ее строгий отец?

О компании

  • В Мариинском театре рассказали о состоянии травмированной во время спектакля артистки
  • Лента новостей
  • Рейтинг авторов
  • Из мира закулисья — на сцену Мариинского театра! — ЮНПРЕСС
  • «Женщина без тени» Р. Штрауса в Мариинском: hvostova — LiveJournal

Наши проекты

  • В Мариинском театре рассказали о состоянии травмированной во время спектакля артистки
  • Похожие мероприятия
  • Женщина без тени
  • «Средство Макропулоса» в Мариинке: Женщина с судьбой

«Женщина без тени» Рихарда Штрауса. Мариинский театр, ноябрь 2013.

Участвуют в спектакле звезды вагнеровских постановок: Елена Панкратова и Андреас Шагер. Дирижер — Валерий Гергиев. Фото: Мариинский театр Программа Мало таких театров, у которых в репертуаре есть уникальная и одновременно сложная опера Штрауса «Женщина без тени». Ведь в этой постановке в оркестровой яме должно находиться более ста музыкантов, а главные вокальные партии должны исполняться артистами с крепкими вагнеровскими голосами. В России ее показывают только в Мариинском театре.

В отношении «Женщины без тени» это верно втройне. Даже для искушенных слушателей она остается загадкой. Здесь есть Императрица — полуженщина, полудух, не отбрасывающая тени и обязанная найти ее, иначе ее супруг Император обратится в камень. И земная супружеская пара — красильщик Барак и его Жена с их супружескими проблемами.

Кормилица Императрицы и по совместительству ведьма. Еще — вещий сокол, невидимый маг, золотая река жизни, голоса нерожденных детей тень — это символ человеческого естества, и ее отсутствие связано с неспособностью Императрицы забеременеть, в семье красильщика он хочет детей, она — нет. Все эти сказочные реалии опутаны паутиной психологических комплексов и табу в делах двух пар.

Реконструкцией хореографии занимается Алексей Ратманский, костюмы и сценографию создает Роберт Пердзиола.

С нового сезона Мариинский подключился к социальной программе для школьников и студентов «Пушкинская карта». Спектакли, участвующие в программе, на сайте театра помечены автопортретом Пушкина и продаются по специальному тарифу. Возобновляет работу программа Мариинского театра для школьников «Театральный урок». В связи с коронавирусными ограничениями она будет проходить в редуцированной форме: вместо экскурсии в театре — урок и демонстрация фильма в школе, но с обязательным посещением спектакля.

Старту нового сезона предшествовали летние гастроли музыкантов Мариинского театра в Швейцарии, Италии и Франции, а также концерты в московском зале «Зарядье».

Но дело сделано, гостьи внезапно исчезают, и Жена красильщика остается одна. Из темноты доносится жалобный плач ее нерожденных детей… Ничего не подозревающий Красильщик возвращается домой.

Барак и его Жена молча ложатся каждый в свою постель. Действие II Фантомом тоскующего и жаждущего любви юноши манит кормилица молодую женщину. Как только Красильщик уходит, юноша появляется в его доме.

Барак не знает, что происходит, но его глупому доброму сердцу становится все тяжелее и тяжелее. Он чувствует что-то неладное, словно кто-то зовет его на помощь. В эту злую игру вовлечена и Императрица.

В тревожных ночных грезах она видит своего супруга, одиноко идущего по лесу, снедаемого эгоистическими подозрениями. Сердце его уже окаменело… Она пробуждается от вещего сна, но ее дни еще ужаснее, чем ночи. Не место существу из мира духов в мире людей.

Однако Императрица постепенно побеждает страх перед людьми и начинает чувствовать свою вину перед Бараком. Чтобы исполнить договор, Кормилица призывает на помощь дьявольские силы. Тяжелые сумерки окутывают все вокруг.

Из уст Жены Барака вырываются безумные, дикие речи. Она обвиняет себя в том, чего еще не совершала — в нарушении супружеского обета, и говорит, что продала свою тень и отказалась от нерожденных детей. Братья Барака зажигают огонь и видят, что молодая женщина стоит перед ними, словно ведьма, не отбрасывая тени.

Кормилица ликует: договор вступил в силу.

Опера ищет богиню там, где ее нет

Особенно если учесть, что Рихарда Штрауса в Москве вообще не поют: здесь для этого ни голосов, ни соответствующих ресурсов нет. Мариинка же не только подняла и осилила эту модернистскую махину, но и выставила ее прямиком в Большом театре. Великий законодатель оперной моды на миф и «божественные длинноты» влит в музыку своего тезки Рихарда Штрауса, будто капля в стакан воды. Героизированная женственность-жертвенность вагнеровской «Валькирии» -- важная, но далеко не единственная составляющая насыщенного мистикой и реализмом действия штраусовской «Женщины». Автор впитал самые главные австро-немецкие оперные правила. Параллельные влюбленные пары небожителей и обычных людей -- точь-в-точь как у Моцарта в «Волшебной флейте».

Оттуда же -- тема любовных испытаний. Заклятия божественной любви, как и несовершенство любви земной -- прямиком из вагнеровского «Кольца нибелунгов». Зато вместо трех универсумов подзабытой эпохи Просвещения -- «Природа! По мысли Рихарда Штрауса и его либреттиста Гуго фон Гофмансталя женщина без тени -- это женщина, не способная родить. То есть зафиксировать свое место в природе фактом продолжения рода.

Откуда берутся дети, знают все. Но написать на эту тему пространную оперу, вместив в музыку довольно сложные жизненные мотивации от «хочу -- не хочу» в соображениях обычной жены до «могу -- не могу» в соображениях полубожественной императрицы , смог только Рихард Штраус. Сам Штраус был замечательно счастлив в браке с довольно взбалмошной, но преданной и смелой женщиной Паулиной Штраус. Ничего, что благодаря их союзу на обозрении оперной публики впервые оказалась вполне реальная стерва. Важнее другое.

Начав писать «Женщину без тени» сразу после сараевского сигнала к Первой мировой, успешный 50-летний композитор передал свое ощущение нарушенности мира через нарушенные семейные отношения. Что такое крепкий семейный скандал, он знал не понаслышке, но как же надо было любить жену, чтобы найти в ее тяжелом характере источник вдохновения.

Но, по словам художественного руководителя Мариинки Валерия Гергиева, его коллективу эта работа оказалась по силам. Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: "Там есть сказочный мир, он совершенно явно удался художнику, это очень важно. Там есть мир обыденный, повседневный, приземленный. Эти два мира решены постановщиками, как мне кажется, четко, очень ясно, и что важно сегодня — красочно".

Октябрьский районный суд в Санкт-Петербурге отказал известному балетмейстеру, вдове французского певца с армянскими корнями Жака Дуваляна, Нели Назировой, в иске к Мариинскому театру. Она обвиняла учреждение в нарушении ее авторских прав на либретто балета "Тысяча и одна ночь" и требовала компенсацию в размере более 5 млн рублей. Поставить спектакль на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке взялся азербайджанец — заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель балетной труппы театра Эльдар Алиев. Он является обладателем российской премии "Рыцарь танца", а в 2022 году президент Азербайджана Ильхам Алиев наградил его орденом "Достлуг" за заслуги в укреплении дружбы между народами и развитии азербайджанской диаспоры. Премьера балета "Тысяча и одна ночь" с большим успехом состоялась в 2021 году. В его основу легла музыка известного азербайджанского композитора Фикрета Амирова и либретто знаменитых литераторов — братьев Максуда и Рустама Ибрагимбековых. Балет в 2021 открыл Международный фестиваль имени Рудольфа Нуреева в Казани с участием балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра и симфонического оркестра и хора Казанского государственного оперного театра.

Однажды, услышав солистку — Цветану Омельчук в опере Россини «Золушка», она сразу же после спектакля за кулисами решила с ней познакомиться и высказать ей своё восхищение. Папа Анфисы тоже служит в театре: много лет играет на сцене Венского театра в Австрии. Ещё он автор семи книг, одну из которых посвятил ей — своей любимой дочке. Всей творческой семьёй с детства юной Анфисе прививали любовь ко всему прекрасному. Девочка шесть лет училась в музыкальной школе и добилась немалых успехов в игре на фортепьяно: в девять лет была даже победительницей Международного конкурса юных пианистов «Feueuich» в Вене. Сейчас Анфиса с удовольствием занимается в художественной школе и уже два года поёт в детском хоре Мариинского театра. Этой осенью, несмотря на свою занятость в театре, восьмиклассница записалась ещё и в нашу студию юных журналистов во Дворце творчества «У Вознесенского моста», где я с ней и познакомилась. Анфиса с удовольствием ответила на все мои вопросы о буднях и праздниках детского хора Мариинского театра, в котором сейчас около 50-ти участников от 5 до 18 лет. Но первый вопрос я решила задать коллеге по журналистской студии о своей бывшей однокласснице — Диане Бисултановой, которая тоже, уже четвертый год, поёт на сцене Мариинского театра. Однако, когда пришла на прослушивание для поступления в детский хор Мариинского театра, её вокальными данными остались довольны… Анфиса, неужели так несложно без подготовки попасть на сцену одного из самых знаменитых театров мира? У неё прекрасный голос. Мне, конечно, после шести лет занятий в музыкальной школе, наверное, было проще пройти прослушивание у нашего доброго и милого хормейстера Ирины Валерьевны Яцемирской и её помощницы аккомпаниатора Светланы Вячеславовны Несмеловой. Но ведь и я к тому времени уже два года, как решила уйти из своей музыкальной школы. Но, к счастью, меня тоже приняли в этот замечательный хор и сразу же стали вводить в спектакли, потому что я быстро «схватываю» все объяснения и чисто пою по нотам.

Билеты на оперу «Женщина без тени»

Постановка британского тандема не внесла ничего принципиально нового в понимание и осмысление витиеватого штраусовского колосса, а вот Валерия Гергиева «Женщина без тени» позволила узнать с новой стороны. Новая сцена Мариинского театра строилась, как нередко бывает, с приключениями и очень долго – не меньше десяти лет, а открылась только в 2013 году (к сожалению, возникли проблемы с фундаментом, который залегает гораздо ниже уровня Крюкова канала). Редкий театр может похвастаться наличием этой оперы в своём репертуаре, — в России лишь Мариинский осуществил собственную постановку «Женщины без тени». Редкий театр может похвастаться наличием этой оперы в своём репертуаре, — в России лишь Мариинский осуществил собственную постановку «Женщины без тени». На площадке Мариинский театр состоится мероприятие «Женщина без тени». главное произведение Штрауса по признанию самого композитора.

Женщина без тени 28 сентября 19:00

Место (Мариинский театр Новая сцена). Ранее балерина Мариинского театра Оксана Скорик заявила, что инцидент с применением перцового баллончика посетительницей в ходе показа спектакля очень удивил ее. с первого прослушивания-просмотра охватить в деталях очень сложно. В рамках нового проекта «Премьеры Мариинского театра в Москве» на Новой сцене Большого театра показали свежую постановку оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени». Премьера в Мариинском театре: 16 ноября 2009 года. «Женщину без тени» сам композитор считал своей главной оперой. Партитура её чрезвычайно сложна для исполнения, что, впрочем, не является препятствием для артистов Мариинского театра.

Видеоархив

17 января в 18:00 на сцене Мариинского-2 масштабная, завораживающая опера Рихарда Штрауса «Женщина без тени». Ранее балерина Мариинского театра Оксана Скорик заявила, что инцидент с применением перцового баллончика посетительницей в ходе показа спектакля очень удивил ее. В Москве покажут сразу две оперы Мариинского театра. Подводя итоги, скажем, что поставленная «Женщина без тени» – большая творческая удача Мариинского театра.

«Царская невеста»: новая версия масштабной трагедии

Оперу «Бенвенуто Челлини» французского композитора-романтика Гектора Берлиоза покажут 10 января в Мариинском-2. Титульную партию исполнит восходящая звезда российской оперы Иван Гынгазов. Драматическая симфония «Ромео и Джульетта» Берлиоза прозвучит 16 января в Мариинском-2 вместе со знаменитыми прелюдией к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси и «Болеро» Мориса Равеля.

Это театр, который мы потеряли, — лучезарный и полный вкуса к жизни, дорогое удовольствие для всех, кто хочет войти в круг посвященных. В отношении «Женщины без тени» это верно втройне. Даже для искушенных слушателей она остается загадкой. Здесь есть Императрица — полуженщина, полудух, не отбрасывающая тени и обязанная найти ее, иначе ее супруг Император обратится в камень. И земная супружеская пара — красильщик Барак и его Жена с их супружескими проблемами. Кормилица Императрицы и по совместительству ведьма. Еще — вещий сокол, невидимый маг, золотая река жизни, голоса нерожденных детей тень — это символ человеческого естества, и ее отсутствие связано с неспособностью Императрицы забеременеть, в семье красильщика он хочет детей, она — нет.

По традиции, премьеры петербургской труппы открывают главный российский театральный фестиваль. Остальные претенденты представят свои спектакли в конце марта. А вручение престижной премии состоится 16 апреля.

В этот же день в Мариинском-2 пройдет показ оперы Рихарда Штрауса "Женщина без тени". Спектакль в России идет лишь в Мариинском театре. Нынешнее исполнение особенное благодаря участию в спектакле приглашенных из Европы звезд вагнеровских постановок: сопрано Елены Панкратовой и тенора Андреаса Шагера вместе они пели в "Парсифале" в Байройте.

«Царская невеста»: новая версия масштабной трагедии

Мариинский театр. Фантастика у Гофмансталя всегда путаная: лань, превратившаяся в женщину, тень, которую надо обрести, иначе император навечно окаменеет. / Женщина без тени. Мариинский-2. событие уже прошло. Ожидается приезд европейских оперных звезд — сопрано Елены Панкратовой и тенора Андреаса Шагера, которые будут петь в мариинской постановке «Женщины без тени» Рихарда Штрауса.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий