Российский Центр Новостей. Документальная кинокартина об историке театра, театроведе, театральном критике и педагоге Борисе Николаевиче Любимове. Главные новости о персоне Борис Любимов на
«Борис Любимов. Драматургия одной судьбы» (20.12.2022)
Борис Николáевич Любимов (род. 29 июня 1947, Москва) — советский и российский театровед и педагог, театральный критик, кандидат искусствоведения (1977). Дочь Бориса Николаевича, Ольга Любимова, стала главой Министерства культуры в 2020 году. Любимов добавил, что кончина Бориса Ивановича стала большой утратой для региона и России в целом. В этом выпуске – ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов. Документальная кинокартина об историке театра, театроведе, театральном критике и педагоге Борисе Николаевиче Любимове.
Борис Любимов, Валерий Кипелов и Тамара Синявская получили награды и звания.
Всегда кто-то мешает, всегда кто-то мешает, причем профильному заму кто-то мешает, — сказал Любимов, имея в виду Ясинского. Все кто угодно отвечают. Мэр отвечает за уборку города, еще какие-то замы отвечают, наверное, по культуре. А профильный зам у нас не отвечает за эту уборку.
Карьера В 2001 году в возрасте 21 года Ольга стала работать на телевидении. Ее первым местом работы был канал ТВЦ, где она была корреспондентом в программе "Ортодокс", а затем работала в программах "Итоги недели с Глебом Пьяных", "Главная тема", "Цена вопроса", "Дольче Вита" на Третьем канале. Позже она стала шеф-редактором ток-шоу "Русский взгляд", ведущим которого был Иван Демидов, а потом и сама стала вести передачу "Горожанка" на канале "Столица". Ольга Любимова В 2010 году Любимова перешла на телеканал "Культура", где она работала над программой "Контекст".
В 2015 году Ольга Любимова стала советником руководителя департамента кинематографии Минкультуры. С 2016 по 2018 год она работала на Первом канале в качестве руководителя дирекции социальных и публицистических программ, а затем вернулась в департамент кинематографии Министерства культуры, где уже стала его руководителем. Ольга Любимова также сняла несколько десятков фильмов о православной культуре. Работа в департаменте кинематографии Министерства культуры Возглавив департамент кинематографии Минкульта, Ольга Любимова запомнилась несколькими громкими поступками. Во-первых, под ее руководством был опубликован отчет о финансируемых государством фильмах и их прибыльности за последние четыре года. Это наглядно показало, какие из них оказались успешными, а какие — провальными. Так, только около 30 фильмов из 340 собрали в прокате больше, нежели на них было потрачено всего за четыре года государством было выделено около 20 миллиардов рублей на производство отечественных фильмов , в то время как каждый третий фильм, получивший поддержку из госбюджета, в прокате провалился.
Я должна контролировать, чтобы производство фильмов не было завалено. Люди, которые хотели на господдержке в лоб заработать, должны закончить с этими фантазиями, — говорила она в интервью изданию Meduza. Единственное, что я лично, как зритель, восприняла болезненно — это невероятная ирония, сарказм и цинизм, с которыми показаны жертвы сталинских репрессий. Меня коробит, что под музыку, с хохотом и в кадрили расстреливают людей, — говорила она. Фильм, к слову, был отмечен западными критиками и получил две номинации на премию Британской киноакадемии в 2018 году. Несмотря на религиозные взгляды, Ольга Любимова лояльно относится к обнаженным сценам в кино. Однако Любимова различает эротику и порнографию: первая, по ее мнению, не должна становиться поводом, чтобы запрещать фильм, в то время как порнографические сцены практически автоматически делают фильм непрокатным.
Так, она "забраковала" картину "Дау".
Это три абзаца на первой странице, четыре на восемнадцатой, три на сто восемьдесят девятой и, в общем, мнение высказано. Такое бывало и в ХХ веке. Есть интересная история про одного очень почётного театроведа и мыслителя, который жил в Подмосковье. Ему было лень ехать на спектакль, и он написал рецензию, по-моему, для «Вечерней Москвы», а выяснилось, что спектакль отменили по техническим причинам. Но рецензия вышла. Так что это бывало и прежде, но сейчас, мне кажется, носит более массовый характер. И потом, ему простительно, он был хороший театровед. Это даже интересно — как написать рецензию на спектакль, который не видел? А что касается сегодняшнего блогерства...
Давайте перейдём к студентам, потому как именно они носители этого всего сегодняшнего. Их стало труднее заинтересовать, мотивировать? Очень сложно провести какое-то обобщение. Ведь поколение не просто меняется, достаточно сильно отличаются друг от друга люди, которые оканчивали школу до, после и при ковиде. Сейчас я преподаю студентам 4-го курса, которые как раз поступили в 2020 году. Это значит, что их последнее полугодие в школе дистанционное. Они были прикованы к своим квартирам, а то и кроватям. Потому для меня этот курс абсолютно отличается от всех остальных. Восемь таких людей — они и не хорошие, и не плохие, они вот такие. И, конечно, они совсем иные, чем те, которым я преподавал двадцать лет назад.
А потом, ведь они очень зависят от того, какой сегодня театр. Какой же сегодня театр? Сравниваю этих четверокурсников и себя на четвёртом курсе. Оставим за скобками, что в Ленинграде тогда был Товстоногов. На кого Вы ходили на своём четвёртом курсе в Москве? Это Любимов, это Эфрос, это Ефремов ещё в «Современнике», это Волчек, это уже появившийся Захаров, это уже появившийся Фоменко, это уже появившийся Хейфец с его яркими спектаклями 60-х годов. Но это и мастера Малого театра, это и мастера Вахтанговского театра. Это Гончаров, который уже в театре Маяковского, это Плучек, который уже в театре Пушкина, это еще Завадский в театре Моссовета… Замечательные труппы — выбирай рецензию. Сейчас — а на что писать? Не хочу обидеть нынешних прекрасных актёров, но сейчас студентам посложнее кого-то выбрать.
И режиссёрский портрет они стараются писать о своих ровесниках. Но ведь когда мы писали о своих, они уже себя замечательно реализовали. Чего сказать о поколении 30—40-летних сегодняшних режиссёров я бы затруднился. Поэтому у меня нет претензий к студентам. Когда они приносят актёрские рецензии, я вижу, что им спектакли не очень нравятся. При этом я предоставляю им возможность выбрать самостоятельно. В этом смысле у нынешних студентов более сложная ситуация. В плане трудоустройства тогда тоже было проще? Куда мог пойти работать театровед? Нам было непросто устроиться на работу, но при этом всегда есть два театральных журнала: «Театр» и «Театральная жизнь», есть ВТО, Министерство культуры, телевидение, радио и газеты.
Центральные газеты — я говорю только о московских, — в которых всегда был отдел искусства, где печаталась театральная критика. Устроиться непросто, но спектр возможностей был куда шире. И я бы сказал, что моё поколение театроведов себя реализовало и устроилось. Кто-то сразу, кто-то в течение двух-трёх лет, если говорить о мотивированности. Даже в 80-е годы, я помню, мне предлагали вести страничку в газете «Труд», посвящённую театру. Я мог просто два раза в месяц, если бы у меня было время на это, писать туда рецензии. Где вы сейчас найдёте газету, в которой было бы что-то подобное, притом, что спектаклей и театров стало гораздо больше. Поэтому я прекрасно понимаю, насколько сложная ситуация сегодня. Ещё театровед мог стать завлитом, верно? Тогда в каждом театре была должность завлита, которая сейчас превратилась в пиар-службу.
Пиар-служба тоже очень важна, но ведь это совсем другая история, требующая активности, умения работать с людьми. Это, безусловно, тяжёлый труд, и совершенно иной, нежели работа с драматургом. В своё время в Министерстве культуры, да и в управлении культуры был отдел, посвящённый драматургии. Сейчас его нет, потому что министерство с этим не работает. У завлита основная работа — это чтение пьесы.
Да и смысла там ноль.
По этим причинам, скажем, сегодня никто не ставит пьесы некогда популярного Михаила Шатрова: кто сейчас сделает спектакль про то, какую линию запускать на заводе первой? Ничего не осталось и от лидера производственной прозы Александра Гельмана. Но не останется ничего и от чистой развлекаловки. Тут важен баланс: вот как у Шекспира, у которого убийства и предательства сочетались с правильно расставленными акцентами. Вот о чем должны думать и режиссеры, и драматурги. Думаю, это есть тот путь, по которому хорошо было бы пойти современному театру.
В 1995—1998 годы — заведующий литчастью Центрального театра Российской армии. С 1999 года — заместитель художественного руководителя Малого театра. С 2003 года по 2007 год — директор Государственного центрального театрального музея им. В настоящее время — ректор Высшего театрального училища имени М. Автор более 500 монографий и статей, некоторые из которых были опубликованы в «Вечерней Москве». С помощью экспертов — режиссеров, драматургов, преподавателей — «ВМ» решила разобраться в том, что и как происходит в современных столичных театрах и какие проблемы стоят там особенно остро.
Сага»: пусть леди Винтер шипит и вопит, Карлсон летит Есть спектакли, вызывающие однозначное приятие или нелюбовь публики. Но есть и другие — те, о которых спорят со дня премьеры.
Борис Любимов: Три главные темы в жизни – Церковь, литература и театр
Борис Любимов - главные новости | последние новости сегодня в Москве. Борис Любимов - свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. |
Авторская программа Владимира Легойды «Парсуна»: Борис Любимов | Сегодня Любимов является ректором Щепкинского театрального училища, замхудрука Малого театра, преподавателем ГИТИСа, заслуженным деятелем искусств РФ и профессором. |
Русский Дон Кихот. Ректор Щепкинского училища Борис Любимов - об отце | Борис Любимов родился 29 июня 1947 года в Москве. |
Сообщи о фактах коррупции
- Борис Любимов | ИА Красная Весна
- Борис Николаевич Любимов
- Борис Любимов: театральная критика сейчас находится на задворках задворок
- Домой на Оку
Более 2,8 млрд рублей получит от Минкульта фонд, в совет которого входит отец министра культуры
Выражаем Вам признательность за многолетнюю дружбу, теплое отношение к нашему музею и всегда рады новым совместным проектам. От всего сердца желаем Вам, Борис Николаевич, крепкого здоровья, творческих идей и благополучия Вам и Вашим близким!
В рамках «10 встреч» Любимов также делится размышлениями о литературе , истории, религии, философии и жизни в целом. Документальный фильм станет частью киноцикла о деятелях, чья судьба неразрывно связана с Малым театром, Школой Малого театра и Школой Щепкинского театрального училища. Представят картину сам Борис Любимов и режиссер Денис Бродский.
Лента стала частью киноцикла о деятелях, чья жизнь неразрывно связана с Малым театром. Сын знаменитого советского переводчика, Борис Любимов с детства был окружен писателями, литературоведами, критиками, артистами. Год — это долго. Первые две беседы, две встречи — еще понятно, но когда тебе надо возвращаться...
Знаменитый искусствовед, историк культуры, автор более чем 500 научных трудов и монографий по истории театра, профессор, ректор ВТУ им. Щепкина стал героем картины вместе с отцом — великим советским переводчиком, филологом, писателем Николаем Михайловичем Любимовым 1912—1992 , благодаря переводам которого герои романов Сервантеса, Боккаччо, Стендаля, Флобера говорят с нами по-русски. Кинолента режиссёра Дениса Бродского, созданная на киностудии Малого театра, состоит из десяти новелл с рассказами о разных поколениях семьи Любимовых, где царил культ русской истории и литературы, где дети росли в любви к отечеству, несмотря на жизненные трудности, на арест и репрессии по отношению к бабушке — дочери вологодского губернатора. Зеленина, музы плотным кольцом окружили Николая Любимова и его потомков.
Николай Любимов: разговор о переводе и переводчике
По крайней мере, обезболивающие незачем принимать… Однако святые отцы древности были справедливы к театру, порицая его, потому что они знали театр своего времени. Во-первых, театр тогда был антихристианским. Это место, где казнили мучеников, где издевались над христианами. Но мы знаем и святых, которые умирали за веру, будучи актерами… Конечно, можно возразить мне, сказав, что и сейчас иногда театр напоминает самый низкопробный шоу-бизнес. Против этого можно и нужно восставать, хотя, боюсь, большинство людей все-таки сегодня верят не столько в Богородицу, сколько в Мадонну, причем не в Мадонну католическую, а в Мадонну, которая поет и двигается… Для меня бесспорно, что в театре, в самом по себе, не больше и не меньше греха, чем в любом другом виде искусства. Причем опасности эти подстерегают не зрителя, а актера. Это постоянное ощущение себя играющим, это страсти образа, которые ты принимаешь на себя. Но, безусловно, и тут ничего не сделаешь, даже к самому хорошему полицейскому, который борется с преступностью, что-то от преступников прилипает. Ему было 87 лет, он служил в храме Воскресения Словущего.
Год был 1994-й. Я подошел к нему, сказал, что когда-то в алтаре вместе с отцом тут стоял, начал говорить о своем… Потом он спросил меня: «А кто вы по профессии? И отец Василий произнес: «Трудная профессия». Конечно трудная! Допустим, приходит ко мне студент, который нагрешил в общежитии, и я должен его оттуда выселить. С одной стороны, я должен это сделать как ректор, но как человеку мне очень жаль этого мальчика… Студентка подделала зачетную книжку. Я должен на это отреагировать? Она просит прощения, хорошо.
Господь наш Иисус Христос на этот счет ничего не говорит… Поэтому нету такой профессии, в которой было бы легко. На долю священников и монахов сколько искушений выпадает? Но у нас есть оправдание: «Меня искушают те, кто по улицам ходит», а в пустыне ты голенький стоишь перед Спасителем. Но это все равно не должно останавливать человека. В брежневский период, в 1970-е, очень многие пришли в Церковь. Сейчас, конечно, все иначе. Мы помним крестный путь Христа, Его крестные страдания. Но помимо них были еще и издевательства, и крики толпы… Мы часто говорим, что так ослабели, что не выдержим физических страданий за веру, как древние христиане терпели.
Но попробуй терпеть насмешки хохочущей, ржущей и издевающейся толпы… Сигнал к этому подан. Но думаю, сейчас справиться с христианским народом довольно трудно. Принесение в Россию Пояса Богородицы , то, как святыню встречали, по силе и значимости несопоставимо со всеми акциями против Церкви, вместе взятыми. Надо к этому быть готовым. К тому морю разливанному, которое сейчас идет из социальных сетей, из Интернета. Себе я запрещаю уходить в виртуальную реальность, а так соблазнительно открыть свой блог и написать все, что думаешь. Если бы такое было 40 лет назад, как был бы я счастлив, что могу говорить о своих мыслях! Сегодня всё настолько далеко зашло во взаимном ментальном интернетном эксгибиционизме, что уже несмешно.
О себе все рассказывают, соревнуясь, так сказать, в остроумии, выпускают все бесовское. А во-вторых, должны помнить, что и добру, и злу лучше внимать равнодушно, не оспаривать ни глупца, ни подлеца. На суде Божием всех рассудят. Как из упомянутого мною «Собачьего сердца»: «…не читайте до обеда советских газет».
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Историю Великой Отечественной войны молодёжь изучает сегодня, в том числе и по его проникновенным строкам. Мы гордимся тем, что у Рязанской области есть такой выдающийся земляк», - сказал губернатор. Любимов добавил, что кончина Бориса Ивановича стала большой утратой для региона и России в целом.
Отец был очень увлечен книгой воспоминаний о Художественном театре отца моей будущей жены Вадима Васильевича Шверубовича, которая тогда была еще в машинописи. Он ее прочитал, страшно увлекся, они познакомились и подружились. Я думаю, что для моего отца в последние годы жизни Шверубович был одним из самых, если не самым близким ему человеком. Вероятно, так же относился к нему и Вадим Васильевич. Отцы дружат или, во всяком случае, приятельствуют. Притом что московская тусовка, хотя слово это тогда не употреблялось, тесная, круг маленький, но всё равно не случалось.
Так было года до 1973-го, я тогда вернулся из армии. И опять на какой-то премьере Алексей Вадимович Бартошевич нас как бы познакомил. Мы приятно улыбнулись и опять разошлись примерно на месяц. А вот дальше Алексей Вадимович мне позвонил и сказал, что у его отца собираются гости, не хочу ли я прийти тоже. Я пришел, и вот тут мы уже познакомились, было хорошее гостеприимное застолье в этом доме, где я теперь живу уже тоже сорок лет. И вот тут всё и началось. Примерно через год, наверное, мы поженились, а через какое-то время венчались в Коломенском. Это был год 1980-й. Через какое-то время родилась у нас дочь.
Так что родилась она уже в венчанном браке. Это какая, рубиновая свадьба называется, да? Я не специалист по этой части, но серебряная уже давно позади, значит, какая-то рубиновая, до золотой еще далеко. Надо сказать, что я переехал в эту квартиру из московского пространства, получается, что еще одна ветка очень существенная. Я говорил о том, что я очень любил выход на Тверскую, и я любил и выход направо по Садовому кольцу. Вообще я очень любил Садовое кольцо. Если совсем туда, то Парк культуры, но главный парк для меня был — зоопарк. Любовь к животным, точно думаю, унаследована от родителей, но она у меня была и остается принципиальной. Я бы сказал, что я ее пытаюсь богословски обосновать.
Мне кажется, что, как сказано у Достоевского: «Смеющийся ребенок — луч из рая», контакты с животными — это тоже луч из рая, это из того времени, когда не было первородного греха, когда все были вместе. Если ты можешь установить какую-то связь с каким-то животным, для меня это — прообраз прошлой или будущей райской жизни. Одно время у нас дома, когда я жил на метро «Аэропорт», жила кошка с поразительной интуицией, между прочим, по отношению ко мне. Она не шла ни какие контакты, когда ты навязываешь ей ласку, любовь и так далее. Во-первых, ей нужно было утром обязательно зайти, поздороваться, это как штык — открывается дверь, неслышные шаги, прыжок, и она уже у тебя на груди, попела, объяснилась в любви и ушла, больше не приставай. Если какие-то у тебя неприятности — школьные, любовные, служебные, вот тут она твоя абсолютно, она к тебе приходит, не то что утешает, но вот она с тобой. Когда я ушел в армию, она у нас прожила пятнадцать лет, а так ей было лет семнадцать. Я был уверен, что всё, и я о ней не спрашивал в письмах принципиально. Когда я прилетел в командировку, выяснилось, что она еще жива.
Она уже не вставала, так на стуле в столовой и лежала. Я пришел, выдвинул стул, поздоровался с ней. Она из последних сил ко мне потянулась, мяукнула и на следующий день скончалась. Опять же можно сказать — случайность, подумаешь, мы же материалисты. Но я говорю о том, что было. Дом, в котором я жил, — собачий дом. Недаром Есенин писал о собаке Качалова, и у нас висит картина, на которой нарисована собака Качалова Джим. У нас всегда была или одна, или две собаки вплоть до последнего времени. И я глубоко убежден, что в этом — стремление даже не просто доставить себе радость, это еще ладно, а установить контакт, чтобы он, гад, тебя понял, а ты понял его.
Я своему, уже покойному, самому любимому псу говорил: «То, что ты всё понимаешь, что я тебе говорю, в этом я абсолютно убежден, но почему ты не можешь сказать мне это по-человечески? Но то, что говорят и пес, и кот, — для меня это было важно. Когда я это увидел во МХАТе, я был счастлив, что мой отец перевел эту пьесу, это была одна из любимых его пьес. Для меня было важно: значит, это возможно, они будут с нами говорить, а мы будем говорить с ними. То же самое, конечно, относится к «Маугли». Когда я ходил в зоопарк, я больше всего, понятно, любил хищников, лошадей, но я любил даже гадов, крокодилов, змей. Мне кажется, в этом есть некая религиозная правда, я готов ее отстаивать. Не дай Бог обожествлять, никакого культа собаки здесь быть не должно. А в предначинательном псалме, которым открывается вечернее богослужение, есть слова: «змий сей, егоже создал еси ругатися ему» Пс.
Представляете себе эту картину, когда есть и змей, с которым ты играешься? Поэтому питон Каа — это глубокая идея, на мой взгляд. Может быть, поэтому, когда я стал заниматься религиозной философией, богословием, меня тянуло к русским мыслителям, будь то Владимир Соловьев, будь то отец Сергий Булгаков о котором писал больше всех, и первое издание в России его книги «Утешитель» вышло с моим послесловием , будь то отец Павел Флоренский и Франк, при всех их, может быть, уклонах к пантеизму, я это прекрасно понимаю, но некая правда в этом уклоне к природе есть. Бог сотворил этот мир, он прекрасен изначально. Мне кажется, если эта интуиция есть в тебе, то это еще и твое счастье, в этом не просто твои домыслы, но в этом есть некая религиозная и богословская правда. Недаром я так любил все жития святых, где участвуют животные: «Герасим и лев», когда львы себя ведут хорошо, волки, например, всё, что связано с Фролом и Лавром. Мне могут сказать, хмыкнуть просвещенные православные, что всё это — церковный фольклор. Но я люблю этот фольклор. Есть один из покровителей животных, святой, связь которого с животными очевидна, по-моему, святитель Модест Иерусалимский.
Его память празднуется в конце декабря. Опять же «нимало вопреки глаголю», но если бы я нашел такую икону XVII века, где святитель с собаками, я бы ее приобрел и не постеснялся бы. Так вот, для меня, если ноги родительские заворачивали направо в сторону зоопарка, это было счастье, поэтому я эту сторону Садового кольца люблю. Сейчас я живу почти в двух шагах, напротив американского посольства, эти переулки, улицы — Поварская, Никитская и дорога к ГИТИСу, с которым я связан уже пятьдесят лет пятьдесят лет, как я поступил, и сорок лет, как преподавателем был взят в штат , — тоже часть моей Москвы, которую я очень люблю, которая связана еще с моей женой, с моей семьей, с дочерью, с внуками, которые там не живут, но часто приезжают. Когда недавно внуки заехали к нам, мы гуляли, прошли по нашему садику, и внук сказал, что это одно из любимых его мест, мне это тоже важно. Будет он там жить когда-нибудь, нет, пускай он запомнит это место, это существенно. Церковный круг — Расскажите про этот церковный круг, про отца Георгия. Как это всё происходило в те годы, когда еще ничего было нельзя, но вы были молодые? Какая была эта церковная жизнь?
Как ходили в храм? Жена ваша была тоже из церковной семьи, у нее тоже какая-то преемственность? Мы в 2001 году туда ездили. Не знаю, как сейчас, но тогда на доме, где они жили, висела мемориальная доска, а с другой стороны, мы дали денег на памятник. Всё-таки какая-то память об отце Шверубовиче жила там. Во всяком случае, одиннадцать лет назад, не знаю, как сейчас. Может быть, я в этом смысле был активнее, в большей степени воцерковлен. К моменту нашей свадьбы отец мне стал передаривать свою сначала религиозно-философскую, а потом уже и богословскую литературу. Дело в том, что у него по его издательским связям было почти всё, что выпускала Московская Патриархия с конца 1960-х годов, включая «Журнал Московской Патриархии».
У меня и сейчас стоят все Минеи, все издания Псалтири, все богослужебные издания. С 1971 года у меня в архиве хранятся все номера «Журнала Московской Патриархии», между прочим. Я бы сказал, к моменту женитьбы я был дилетантски, но всё-таки начитан. В библиотеке дома было кое-что еще из дореволюционных изданий, поэтому, например, перед уходом моим в армию отец подарил мне Новый Завет 1917 года издания. Был и «Закон Божий», самые элементарные учебники, может быть, оставшиеся еще от его дедов и прадедов. То есть у меня было то, чего были лишены в это время люди, желающие знать даже на школьном уровне, пускай самом примитивном: и краткая история Ветхого Завета и так далее, и так далее. С другой стороны, я вспоминаю о том, что отец не был не то что философски начитанным, а умозрение не очень влекло его в отвлеченное философствование, но всё-таки он подарил мне четырехтомник писем Владимира Соловьева, «Русскую идею» Владимира Соловьева, Розанова. Еще у меня в библиотеке было 24-томное собрание сочинений Мережковского. Были издания, посвященные Достоевскому, в которых печатались такие философы, как Николай Лосский или Карсавин.
Были «Два града» отца Сергия Булгакова, тогда еще просто Сергия Булгакова, дореволюционное издание, которое отец мне подарил. Так что дома уже немножко философии было, а дальше я стал рыться по библиотекам. Мы часто говорим: «Ах, нельзя было прочитать». Конечно, нельзя было прочитать, но можно. В библиотеке Союза писателей, куда я имел доступ, послереволюционных зарубежных изданий, конечно, не было, а дореволюционные, если не ошибаюсь, там остались, например по автографам сужу , очень большая часть библиотеки Николая Лосского с автографами тех, кто ему книги дарил. Например, «Предмет знания» Франка я читал в библиотеке Союза писателей. Ко мне хорошо относились, и я в свободном доступе получил это дореволюционное издание. Кроме того, было еще важное звено в моей жизни, даже звеном это не назову, этап — это, конечно, общение с отцом Всеволодом Шпиллером, как раз совпавшее с его подъемом конца 1960-х — начала 1970-х годов. Тем более что всё в этой жизни промыслительно мы жили в соседнем доме.
Познакомил меня с ним отец, и первое время знакомства нашего с ним сводилось к некоторым духовным беседам и к тому, что он снабжал меня литературой. Он узнал, что я занимаюсь театром, а сестра его — певица, и сам он хорошо знал театральную жизнь, лучше знал, конечно, концертную, он очень музыкальный человек, но и театральную тоже. И достает, и дает мне. У него был в библиотеке этот редчайший экземпляр журнала «Маковец» 1922-го, по-моему, года. Отец, который был библиофилом, просто побелел, он сказал: «Отец Всеволод, не давайте этому негодяю, он его потеряет». Отец Всеволод со свойственным ему юмором афористично сказал: «Николай Михайлович, я не библиотекарь, а священник». Он дал мне этот журнал. Я его, конечно, не потерял, вернул. Он был в этом смысле очень широк, в своих проповедях, пассиях он настаивал на включении в церковное сознание наследия русской мысли XX века.
Первое, что он мне дал, это «Антология русской мысли», составленная Франком в 1965 году. Там фрагментики были напечатаны, конечно, это не давало представления ни о Флоренском, ни о Булгакове, но читаешь краткую биографию и даты рождения — и это начинает выстраиваться у тебя в некую последовательность. А потом он стал давать и Бердяева, и Булгакова, и Зеньковского. Я был в этом смысле начитан уже в студенческие, а уж потом в аспирантские годы достаточно основательно. Но пока это шло только на уровне посещения храмов. Я очень любил его пассии. Некоторые пассии печатала моя сестра на машинке. Помню ту его пассию, где он цитировал молитву Солженицына, это примерно 1969 год. Как раз 1968-1969-й — это такой этап, когда всё встрепенулось, потом столичная интеллигенция потянулась в храмы.
Я это связываю, в том числе, и с «Доктором Живаго», с печатанием «Мастера и Маргариты» в 1966-67 годах, и с очерком Солженицына «Пасхальный крестный ход» в 1967-м. Когда и с точки зрения чистой поэзии появился «воздух с привкусом просфор». Тут уже туда потянуло. Давай хотя бы около церковных стен станем, посмотрим, что там. С другой стороны, «Мастер и Маргарита» — ах, это вон как! А это, вообще говоря, не так? А как это на самом деле было? А давайте-ка почитаем Евангелие. А где оно?
Его нельзя? А как достать? Во-первых, если нельзя, то почему нельзя? Просыпается протестное сознание. А где достать? И стали доставать. Потянулась молодежь, очень разная, прежде всего, конечно, гуманитарная, в том числе искусствоведы. Потому что если ты искусствовед и тебе обрыдла марксистско-ленинская идеология, куда тебя тянет? В Средневековье.
Если это Средневековье, то ты занимаешься либо древнерусской литературой а что такое древнерусская литература? Жития святых. Куда тут денешься? Ты можешь интерпретировать это как угодно, но всё равно ты никуда от преподобного Сергия не денешься , либо иконой. А икона — она и есть икона. Сначала ты можешь, конечно, описывать, восхищаться композицией, красками, формой, структурой, назовешь это как угодно, а потом ты возьмешь и приложишься к этой иконе, и крестишься, и обвенчаешься, и так далее. Но и техническая интеллигенция, упершись в какие-то тайны, которые тебе еще неподвластны, тоже пошла туда за иррациональным. Здесь можно назвать теперь уже и старейших священнослужителей, которые, пройдя через курс какого-нибудь технического вуза, потом становились диаконами и священниками. И философы потянулись, и так далее.
Более того, туда потянулись люди разных национальностей. И в этом смысле 1968-69-й год очень характерен. В Москве одним таким центром стал Николо-Кузнецкий храм. Это еще одна узловая станция. Эти станции еще бывают связаны с временем и местом. Я, как театральный человек, люблю триединство — время, место, действие. Бывает, знаете, когда на часах все стрелки сходятся, и всё плохо. Вот у меня примерно к 1971 году так и сложилось. Я выхожу из подъезда, направо, иду бесцельно, обычно я всегда выхожу в арку, а тут я почему-то пошел этим путем.
Узкий тротуарчик, и дорогу мне закрывает отец Всеволод Шпиллер, он возвращается после службы. На меня это не похоже. Я в принципе человек, который должен всё это носить в себе, это не предполагает исповеди, очень трудно это, просто технологически, я бы сказал. Не страшно покаяться, но как-то про себя неловко рассказывать. Вроде как ты хвастаешься своими трудностями. Поэтому опять же это «фейсбучие» для меня — это катастрофа, я не могу понять, как это может быть. А тут такой «фейсбук», я ему прямо сразу говорю: «Очень плохо». И он мне говорит абсолютно спокойно, это очень для него характерно: «Вам надо исповедаться и причаститься». Что делает лукавый разум или воля человека, который не хочет этого, в таких случаях?
Он говорит: «Я не хочу», и я в данном случае произношу: «Я не готов». Как будто я или кто-то другой когда-нибудь был готов к встрече с Господом! Не каждый день, во всяком случае. Я ему эти слова говорю. Он говорит: «А чего тут готовиться? Среда и пятница и так, прибавьте к этому еще четверг и субботу, в воскресенье я после литургии исповедую. А в понедельник будет Сретение, как хорошо на Сретение причаститься». Он никогда не приказывал, не указывал, не распоряжался. Очень он просто это говорит.
Ну, я так и сделал. Кстати, потом, позднее, когда мы стали уже близкими, он говорил: «Чаще причащайтесь, не говейте» — в смысле XIX века и так далее. Я исповедался, причастился. Потом я всегда на Сретение звонил ему. И для меня это Сретение всегда праздник с большой буквы, это еще мое такое малое Сретение. В начале 1960-х увеличился приход храма, не протолкнешься. В 1980-е годы — это молодежь, потом дети. Мои знакомые вспоминают, что если в 1960-е годы в храм ходили дети, то это было в порядке исключения, а в 1980-е годы начали ходить, мы это видим и сейчас во многих храмах, может быть, в большинстве. Я смотрю, у нас подмосковный храм — это храм детей, иногда это даже бывает несколько обременительно для взрослых, для пожилых и так далее.
А тогда это, может быть, был единственный храм в Москве, где сначала священники минут двадцать из четырех чаш причащали детей, а потом уже до нашего брата дело доходило. Конечно, в Москве отец Всеволод был первым, для которого литургическое возрождение было так важно. Частое причащение, частое включение в ритм церковной жизни. Когда я ему стал часто звонить и поздравлять с церковными праздниками, он мне сказал: «Я очень рад, что вы живете церковным ритмом». Когда я ушел в армию а я пошел туда сам и это, может быть, один из немногих правильных поступков в моей жизни — этот и женитьба , выпал год жизни церковным ритмом. Зато когда едешь эшелоном трое суток, а из 40 москвичей, с которыми я проходил карантин, было 38 ранее судимых, без наколок только я и еще один юноша — это сильно. Ты лежишь на полочке и молишься. Я служил на Байконуре, и когда прилетел в Москву в командировку, был некоторый если не загул, то течение по ритмам не церковной, а московской светской жизни. Отец Всеволод мне звонит: «Вы должны обязательно причаститься».
Тут я опять: «Я не готов». Это было навечерие Богоявления 73-го года, я исповедался у него, он сказал: «Если хотите, можете пойти в алтарь». А мне надо было идти в Дом советской армии, так что я был в форме, но в пальто — и в таком виде был в алтаре у него первый и последний раз в этом храме. Когда я вернулся из армии, я познакомился с отцом Дмитрием Дудко, который тогда был на пике своего диссидентства. Я отцу Всеволоду сказал об этом. Год меня не было в Москве, и за год очень всё изменилось. С одной стороны, кто-то уезжает, а кто-то становится не просто диссидентом, а именно церковным диссидентом. Он мне просто сказал: «Это не ваш путь». Вот сказал и сказал.
А мне после армии хочется. Я понимаю, что если бы туда потянуло, то я включился бы в это дело. Действительно, в результате оказалось, что это не мой путь, а через полгода там уже началось то, о чем я рассказывал: работа и женитьба, и так далее, и тут уже не до церковного диссидентства. Но вокруг было не тихое подполье конца 1950-х — начала 1960-х годов, а достаточно бурная и активная жизнь. Куда ни придешь, все что-то читают, все что-то передают. У любого из узкого круга московской интеллигенции лежит «Вестник христианского движения», членом редколлегии которого я теперь являюсь с 1996 года, что мне в 1976-м представить себе было невозможно. А поскольку я переехал на Садовое кольцо тут опять очень важно пространство , я снова вернулся, в том числе и в храм Иоанна Предтечи, где служил тогда отец Георгий Бреев. Я очень часто на литургию ездил в Николо-Кузнецкий храм, потому что отец Всеволод в связи с возрастом, здоровьем всенощные далеко не всегда служил, а на всенощную мне пятнадцать-двадцать минут пешком к отцу Георгию. Это сейчас храмы в шаговой доступности, сейчас ты можешь выбрать.
По дороге мне храм Девяти Мучеников, а в эту сторону Большое Вознесение, где я — член приходского совета с 1990 года. Это уже другая жизнь.
«Позорно и подло»: Любимов о призывающих детей выйти на незаконные акции
Борис Любимов. Назначение Любимовой на пост министра культуры активно обсуждают в сети. В целом публика отнеслась к этой новости положительно. Мария Вадимовна и Борис Николаевич любезно приняли приглашение побывать в гостях у редакции «КВ». Борис Любимов родился 29 июня 1947 года в Москве в семье литературоведа и переводчика Николая Любимова и переводчицы Маргариты Любимовой. Театр эпохи восьмидесятых. Борис Любимов отмечен многими наградами, в числе которых есть и государственные – ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009 г.), Почета (2018 г.), Дружбы (1999 г.). Борис Николáевич Любимов (род. 29 июня 1947, Москва) — советский и российский театровед и педагог, театральный критик, кандидат искусствоведения (1977).
Любимов выразил соболезнования по поводу кончины писателя-фронтовика Бориса Жаворонкова
Любимов Борис Николевич, советский и российский театровед и педагог, театральный критик, кандидат искусствоведения (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), профессор. В конце 1992 года Любимов занял 16 место в списке самых богатых людей бывшего СССР, составленном австрийским журналом Option. Гость программы: Борис Любимов — театровед, ректор ВТУ им. Щепкина, кандидат искусствоведения. болельщика великого и могучего футбольного клуба Спартак Москва.
«Позорно и подло»: Любимов о призывающих детей выйти на незаконные акции
Фильм начнется в 19:00.
Как сообщили на странице культурного учреждения в социальных сетях, перед началом показа картину представят Борис Любимов и режиссер Денис Бродский. Фильм начнется в 19:00.
Эксперт напомнил, что одним из аргументов в пользу перехода на Болонскую систему обучения было то, что российские выпускники, будучи магистрами и бакалаврами, смогут хорошо трудоустроиться на Западе: Я только руками разводил: мы придумываем систему для того, чтобы помочь людям уехать из страны. Сейчас мы будем жить не вопреки Болонскому процессу, а благодаря тому, что у нас будет возрождаться классическое университетское образование.
Сколь ни огорчительно, но это факт: очень медленно входит в жизнь молодая режиссура, мало можно назвать имен тех режиссеров, кто способен не просто поставить раз в три года спектакль, но возглавить коллектив, стать лидером, дать толчок, направление театральному процессу. Ведь режиссеры, чьи спектакли заставляли по-иному смотреть на сущность и возможности театра, будь то тбилисец Р. Стуруа, москвич А. Васильев или ленинградец Л. Додин, дебютировали десять, а то и двадцать лет назад. Как же обстоит дело с действительно молодыми художниками театра, способны ли они оставить след в искусстве? Начнем с молодых актеров. Их очень много, и среди них есть чрезвычайно перспективные. Ведь в одном МХАТе таких артистов сегодня человек 30—40 , целая труппа. Уже сыграли немало ролей Е. Майорова, В. Якунина, Д. Брусникин, Р. Козак, А. Феклистов, В. Завершающийся сезон добавил и новые имена актеров, дебютировавших в больших ролях. Это О. Прокофьева и Е. Мольченко в спектакле Театра имени Вл. Маяковского «Завтра была война», С. Самойлова и А. Терешко а спектакле Театра имени А. Пушкина «Крик», И. Лях и А. Охлупина в «Недоросле» Малого театра. Можно говорить о недостатках мастерства иных дебютантов, но ощутима свежесть, которую вносит их участие в спектаклях не в качестве статистов с алебардой или подносом, а в полноценных ролях. Конечно, зритель — не участковый на посту; ему точное, «паспортное» совпадение возраста актера и персонажа необязательно. И все же, когда возрастной разрыв переходит пределы допустимого, утрачивается вера в правду изображаемого, без которой театральное искусство может быть зрелищным, эффектным, броским, но вряд ли убедительным и убеждающим. В главных ролях заняты неплохие актрисы. Они играют с азартом, творческой радостью, увлеченные живой основой образов. Но для критика тут возникает деликатная ситуация: как и актрис не не обидеть, и правду сказать?
Борис Любимов
Благодаря Вашему профессионализму, поддержке и упорному труду наши совместные проекты становятся возможными. Выражаем Вам признательность за многолетнюю дружбу, теплое отношение к нашему музею и всегда рады новым совместным проектам. От всего сердца желаем Вам, Борис Николаевич, крепкого здоровья, творческих идей и благополучия Вам и Вашим близким!
Мать - Маргарита Романовна Любимова урожденная Кессель , родом из Харькова, переводчица, знала французский, немецкий, испанский и английский языки.
Старшая сестра - Елена Николаевна Любимова 1941-2001 , была переводчицей. Его бабушка по отцу была дочерью вологодского губернатора. Крестным отцом ее матери был император Александр II, а ее крестным отцом - великий князь Николай Николаевич старший.
Прабабушка преподавала в Екатерининском институте иностранные языки внуку Марии Николаевны Ермоловой , великой актрисы Малого театра, а крестной матерью его отца Николая Любимова была дочь Ермоловой. Борис Любимов в пять лет научился читать. Отец ориентировал его на русскую и зарубежную классическую литературу.
Читал несколько басен Михалкова, знал Корнея Чуковского. Кстати, Корней Иванович как-то приходил туда, в эту нашу тесноту, на площадь Маяковского. Это был первый писатель, к которому я был допущен, в компанию к взрослым», - вспоминал он.
Затем окончил аспирантуру. Отслужил срочную службу в Советской армии. В 1988-1995 годах - заведующий литературной частью Малого театра, в 1995-1998 годах - заведующий литературной частью Центрального театра Российской Армии, с 1999 года - заместитель художественного руководителя Малого театра.
Автор более 500 научных трудов, статей и монографий.
Проблема сегодня — отсутствие кадрового резерва. Как только уходит тот или иной руководитель, оказывается, что смена неравносильна. Важно искать людей, и эта сторона всегда была сильной чертой в характере Ольги Любимовой, рассказал отец министра, ректор Высшего театрального училища имени М. Щепкина Борис Любимов. Напомним, руководитель департамента кинематографии Минкультуры Ольга Любимова сменила Владимира Мединского на посту министра культуры РФ. Это касается и выставок, и концертных залов, и кинематографа, и театров.
С детства Ольгу стали приучать к искусству, вместе с отцом она регулярно ходила в театр. Неудивительно, что она пошла по стопам своих родных и тоже выбрала творческое образование.
Была в ее учебной карьере и православная гимназия — там Ольга отучилась три года. Стресс от трех лет обучения в православной гимназии явно свидетельствовал, что я в принципе больше никогда не буду в лоне Русской православной церкви. К седьмому классу православная гимназия для меня стала лагерем Аль-Каиды, — говорит она о том периоде своей жизни. Автором фразы на футболке Ольги Любимовой является известный драматург и режиссер Николай Коляда Впрочем, признается Ольга, потом она поняла, что гимназия и "Церковь, где есть таинства, есть вера" — совсем не одно и то же. Наверно, меня спасли только два-три настоящих священника, благодаря общению с которыми я поняла, что безумие православной гимназии в которой мальчика при всех отчитали и отчислили за бутерброд с сыром во время Великого поста, учили, что холодильник дома — это грех, потому что забота о завтрашнем дне, телевизор — это черт с рогами — это еще не вся Церковь, — говорит она. Себя она называет "либерально мыслящей православной". Карьера В 2001 году в возрасте 21 года Ольга стала работать на телевидении. Ее первым местом работы был канал ТВЦ, где она была корреспондентом в программе "Ортодокс", а затем работала в программах "Итоги недели с Глебом Пьяных", "Главная тема", "Цена вопроса", "Дольче Вита" на Третьем канале. Позже она стала шеф-редактором ток-шоу "Русский взгляд", ведущим которого был Иван Демидов, а потом и сама стала вести передачу "Горожанка" на канале "Столица".
Ольга Любимова В 2010 году Любимова перешла на телеканал "Культура", где она работала над программой "Контекст". В 2015 году Ольга Любимова стала советником руководителя департамента кинематографии Минкультуры. С 2016 по 2018 год она работала на Первом канале в качестве руководителя дирекции социальных и публицистических программ, а затем вернулась в департамент кинематографии Министерства культуры, где уже стала его руководителем. Ольга Любимова также сняла несколько десятков фильмов о православной культуре. Работа в департаменте кинематографии Министерства культуры Возглавив департамент кинематографии Минкульта, Ольга Любимова запомнилась несколькими громкими поступками. Во-первых, под ее руководством был опубликован отчет о финансируемых государством фильмах и их прибыльности за последние четыре года. Это наглядно показало, какие из них оказались успешными, а какие — провальными. Так, только около 30 фильмов из 340 собрали в прокате больше, нежели на них было потрачено всего за четыре года государством было выделено около 20 миллиардов рублей на производство отечественных фильмов , в то время как каждый третий фильм, получивший поддержку из госбюджета, в прокате провалился.
СЛОВО. БОРИС ЛЮБИМОВ
26 апреля в рамках фестиваля «Движение» в ОмГУ прошла творческая встреча с Борисом Любимовым. Алексей Урусов, : Борис Николаевич, как родилась идея увековечить в Перемышле имя знаменитого переводчика Любимова? Борис Любимов рассказал студентам о том, в чем, по его мнению, заключается особенность театрального образования.