27 января в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда, которая продлилась 872 дня, прогремел праздничный салют. За время осады и блокады Ленинграда немецко-фашистскими варварами бомбами и снарядами разрушено и повреждено 187 исторических зданий города, выстроенных прославленными зодчими. Во время обороны Ленинграда моряки-балтийцы показали множество примеров героизма и самопожертвования. С 15 по 17 января в Кронштадте состоится XX Рождественский турнир по боксу, посвященный дню прорыва блокады Ленинграда.
Кронштадт — как щит для Ленинграда
Шторм унес жизни экипажа баржи и 460 бойцов, направлявшихся из Новой Ладоги. В то же время в результате гибели другой баржи, вышедшей из Осиновца на восток, утонули более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Удалось спасти лишь 240 пассажиров. Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год Фото: « Военный альбом » Не прекращались и налеты немецкой авиации на порты и корабли. Так, 4 ноября 1941 года стоящий у Осиновца сторожевик «Конструктор» получил прямое попадание 250-килограммовой бомбы, в результате чего погибли около двухсот человек экипажа и эвакуируемого гражданского населения. Но альтернативы Ладоге не было.
Она стала Дорогой жизни для Ленинграда, снабжая его всем необходимым, эвакуируя население и подвозя свежие резервы. Ситуация резко ухудшилась, когда немцы 8 ноября 1941 года заняли Тихвин и тем самым прервали поставки для Ленинграда грузов и продовольствия с востока по железной дороге до Новой Ладоги. У иждивенцев и детей до 12 лет он упал с 400 до 125 граммов. В городе начался голод.
Для жителей Ленинграда период с середины ноября 1941-го до конца января 1942 года оказался самым тяжелым за весь период блокады — завоз через Ладогу производился в незначительных количествах, а внутренние ресурсы были исчерпаны. В январе ударили тридцатиградусные морозы, и замерз городской водопровод.
Блокадный чай, то есть обычный кипяток, согревал в морозы и давал иллюзию сытости. На воде варили суп из отходов производства растительного масла, а также делали желе из столярного клея. Уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта Дмитрий Павлов вспоминал: Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины. У людей слабели ноги и руки, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде Число умерших горожан с декабря 1941-го по февраль 1942-го составило более 252 тысяч человек. В обратном направлении везли станки и главным образом людей — детей, женщин, пожилых и больных.
За зиму 1941-1942 годов на Большую землю эвакуировали более 514 тысяч человек. Со второй половины мая 1942 года, когда на Ладоге началась навигация, до ноября 1942-го из Ленинграда вывезли еще 448 тысяч жителей.
Было отремонтировано 125 кораблей, в том числе 40 крупных, не считая переоборудования нескольких десятков внеплановых кораблей.
Кроме того завод изготовил для фронта 500 камельков для блиндажей, 100 волокуш для пулеметов, запасные части для газогенераторных установок. Благодаря перевыполнению плана 1942 года завод начал зимний судоремонт 1943 года на месяц раньше. Начальник КМЗ в 1943-1948 Бурлаков Александр Алексеевич Находясь по прежнему на линии огня в 1943 году на завод упали 926 снарядов и 64 авиабомбы, из них 218 снарядов и 39 бомб привели к различным разрушениям , к 1 февраля 1943 года завод отремонтировал 24 корабля, к 1 марта — 62 корабля, а к 1 апреля — 119 кораблей.
К началу апреля 1943 года плановый ремонт кораблей Балтийского флота был завершен. Многие проблемы судоремонта помогало решать движение рационализаторов: в 1943 году были внедрены 230 предложений, ускоривших или облегчивших работы. Зимнее докование.
В феврале 1943 года многие работники завода были награждены медалями «За оборону Ленинграда». После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. Завод отремонтировал 229 кораблей, при этом 5 — капитально, 154 корабля прошли доковые ремонты.
Был возобновлен массовый выпуск морских шлюпок 125 единиц и 12-весельных баркасов. Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября. Немецкая подлодка U-250 в доке.
В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б. Волосатов 1938-1942 , капитан 1 ранга А.
Бурлаков 1942-1948. Главными инженерами были капитан 1 ранга Т. Гушлевский 1940-1941, 1942-1945 , капитан 1 ранга С.
Афанасьев 1941-1942. Награждение завода орденом Ленина в 1944 году.
Адрес редакции: 197136 г. Санкт-Петербург, вн. Главный редактор: Данилова М.
Она продолжалась 872 дня, по некоторым оценкам, погибли полтора миллиона человек
- Медиафайлы
- Прорыв блокады Ленинграда
- Кронштадтский Морской завод во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев — Новости Санкт-Петербурга ›
- Кронштадтский вестник » Кронштадт. Война. Блокада.
- Кронштадт – последние новости
Что посмотреть в Кронштадте за один день
Предметом по-стоянной заботы являлось также обеспечение населения продуктами питания и топливом. В начале войны в Кронштадте был 4-5 —месячный запас продовольствия, из которого в сентябре 1941 г. До 25 декабря 1941 г. Орденом Ленина в 1942 г. Кронштадту вручен орден Красного знамени, а в 1984 г. Два др.
Остальные были отогнаны, сброшенные с них мины уничтожены. Началась Вов. Фашистским войскам так и не удалось выйти к морю. И только в районе Петергофа и Стрельны сумели захватить кусочек побережья и закрепиться там. Первый массированный налет фашистской авиации на Кронштадт был 16 сентября 1941 г.
При налете 23 сентября 1941 г. Воздушная тревога продолжалась 18,5 часов, погибло много людей, город был сильно разрушен. Как только ФЗ покрылся льдом, фашисты из Петергофа, из Стрельны, с Финского берега спускались на лед с танками, с самоходками, в сопровождении пехоты. И тогда оба берега острова Котлин превращались в передний край обороны — стена огня вставала перед врагом, с большими по-терями он отступал назад. Утром 14 января 1944 года, в 9 часов 45 минут, тучи снарядов дальнобойной морской артиллерии обрушились на позиции врага.
Фашистская артиллерия через 5 мин. Прекратила свое существование. Утром следующего дня навстречу воинам Ораниенбаумского пятачка пошли в бой войска Ленинградского фронта. Дорогу им проложили ар-тиллеристы кораблей БФ, занявшие боевые позиции в реке Неве. Когда войска 2-х фронтов соединились в районе Ропши блокада полностью была снята.
Перед группой армии «Север» стояла главная задача: «… уничтожить советские войска в Прибалтике и захватить Кронштадт и Ленинград». А для этого нужно было уничтожить мощную артиллерию фортов и кораблей Кронштадта и овладеть Ораниенбаумом, вернее, его плацдармом В сентябре 1941 года немецкое командование сделало попытку разрушить Кронштадт и основные корабельные силы Балтийского флота с воздуха. В общей сложности, в эти три дня в налетах участвовало около 500 самолетов противника. К кораблям и Кронштадту подходили тремя колоннами с трех сторон одновременно — это, так называемый, «звездный налет». Сигналы «Воздушная тревога» на всех кораблях и в зенитных дивизионах ПВО КБФ прозвучали задолго до подхода вражеских колонн бомбардировщиков противника.
И когда они появились в пределах прямой видимости и подошли поближе, то были встречены заградительным огнем зениток. И этот, небывалой силы зенитный огонь перекрыл все подступы к кораблям и Кронштадту и, как бы куполом огня, защитил собою город и корабли. Мощная воздушная операция с участием 400 бомбардировщиков цели не достигла. Таким образом, Кронштадт сумел достойно оборонить себя. Более того, с 29 сентября гитлеровское командование отказалось от массированных налетов на объекты Кронштадта.
За три дня во время этих налетов было сбито более 20-ти самолетов противника. Остальные самолеты, в большинстве своем получили существенные повреждения. И они оказались столь велики, что после третьего дня налетов противник вынужден был прекратить дальнейшие массированные налеты своей авиации. Самое главное состояло в том, что противнику не удалось выполнить главную цель своей операции — уничтожить Балтийский флот и стереть с лица земли Кронштадт. И в этом была главная победа Кронштадта.
Были, конечно, существенные потери и у нас. По данным Института военной истории МО РФ, в результате массированных бомбардировок были потоплены и суда Балтийского флота. Различного рода повреждения, в том числе и тяжелые, получили многие суда. Но что могло бы произойти под Ленинградом и Кронштадтом, если бы немецкой авиации удалось реализовать свой план? Лишившись огненного щита артиллерии кораблей и фортов, блокированный Ленинград, наверняка, не устоял бы под натиском немецких войск.
А дальше — Москва. Таким образом, в сентябре 1941 года именно наш Балтийский флот в гигантском сражении против массированных сил вражеской авиации сумел не только оборонить себя и Ленинград, но в значительной степени способствовал успешной обороне Москвы. В течение всей Великой отечественной войны, особенно в период 900-дневной блокады города на Неве, советское командование неоднократно использовало боевые возможности Кронштадта во всех операциях Ленинградского фронта. Артиллерия противника вела систематический огонь по городу, фортам и кораблям. Геббельсовская пропаганда не раз объявляла об уничтожении Балтийского флота в Кронштадте.
В какой-то момент проблемой становилось самостоятельно встать, самостоятельно одеться и т. Во многом это заслуга бойцов ПВО и добровольцев, дежуривших на крышах домов. Однако, свою роль сыграла и подготовленность ленинградцев, которые знали, как следует действовать во время воздушной тревоги, где находится ближайшее бомбоубежище, а также о том, какой путь является безопасным. До сих пор на некоторых улицах Санкт-Петербурга можно увидеть таблички с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна! Благодаря тому, что жители Северной столицы придерживались упомянутых правил, людские потери от бомбардировок оказались минимальными.
Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг. Конечно, отмирание прежних ритуалов и обычаев было обусловлено традицией наносить визиты не с пустыми руками. Понятно, что тогда ленинградцам дарить было нечего: самим бы выжить. Литератор А. Тарасенков в своих воспоминаниях описывает своего друга, который сначала делился хлебом, а потом, наоборот, начал уносить кусочки для своей супруги. Во время подобных визитов становилось не по себе не только гостям, но и хозяевам, которым нечего было предложить друзьям и родственникам.
Одна из жительниц осажденного города, слова которой приведены в сборнике «Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два — на обед. Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали. В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире. Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали. Все они умерли, кроме младшей дочери.
В издании «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» имеется множество подобных свидетельств. Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил. Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода.
Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов.
Удобно, что в соборе есть камеры хранения, там можно оставить рюкзаки и сумки. Чуть правее от входа установлена табличка, где собираются организованные группы. Экскурсий в храме три: обзорная по собору, подъем на колокольню и под купол. Их проводят примерно раз в час, реже или чаще — зависит от количества желающих. Во время обзорной экскурсии посетители узнают историю храма и могут подняться на балконы. Подъем под купол даст возможность посмотреть на храм с высоты и подробнее разглядеть впечатляющую потолочную роспись. Я брала экскурсию на колокольню, и мне очень понравилось. Сначала мы слушали рассказ об истории Морского собора, сидя в царской ложе — отсюда наблюдал за богослужениями Николай II.
Потом поднялись на площадку, где находится главный колокол. Он огромный: не сразу понимаешь, что над тобой свод колокола, а не просто круглая крыша. На мой взгляд, Морской собор — очень романтичное место, чтобы венчаться. Экспозиции рассказывают об истории города начиная со строительства фортов в 1700-е годы и заканчивая советским временем.
Посетителям мероприятия будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами РККА во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг..
Один из стендов экспозиции будет посвящен полному кавалеру ордена Славы Нине Павловне Петровой, которая проживала в Кронштадте. Советская, д. Экспозиция посвящена одному из самых трагических событий XX века - блокаде Ленинграда и Кронштадта. В течение 872 дней города были полностью отрезаны от всех поставок. Продовольствие, вода, электричество - все это стало дефицитом.
Но жители, несмотря на холод и голод, продолжали бороться. Посетители смогут познакомиться с иллюстрированным дневником Фаины Прусовой - медицинской сестры, чей оптимизм и непревзойденное трудолюбие стали неотъемлемой частью блокадного быта. Ее история стала олицетворением надежды и выносливости в тяжелейшие времена. На выставке гости смогут увидеть работы Трескина и Маркеева - известных военных художников Кронштадта. Их произведения являются живым отражением того времени и позволяют увидеть историю глазами тех, кто был тесно связан с этим периодом.
Мероприятие предлагает задуматься, что может нам рассказать, как жил город в годы блокады? Документы, фотографии, письма, воспоминания, газеты и предметы — это те источники, которые могут поведать о военном времени.
Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков
В, Боярченко. Охрану водного района Кронштадта возложили на капитана 1-го ранга Ю. Афанасьева, быстро увеличивался. Особо отличившиеся «Щ-406» Е. Осипова и «С7» С. Им приходилось отражать вражеские атаки. В «КТЩ-702» попала бомба. Но и для них атаки не проходили безнаказанно.
Чернышева и «МО-308» М. Самолеты противника сбросили на каждый катер до 80 бомб. Первая лодка второго эшелона, «Л-3», пробралась в самое логово врага — на меридиан Берлина, в Померанскую ныне Поморская бухту. Советские моряки во главе с П. Грищенко быстро нарушили безмятежную жизнь фашистов. Транспорт водоизмещением 10000 тонн мог перевезти 200 танков или 2 тысячи солдат с оружием и боеприпасами либо полугодовой запас продовольствия для пехотной дивизии. Эти блестящие победы достались дорогой ценой.
Из боевых походов не вернулись «М-97», «С-7» и 9 «щук». Воды Балтики стали могилой для сотен подводников. Бон перегородил залив на всю его глубину и ширину. Операция «Балрус» потребовала напрячь силы и средства всего рейха. В мае 1943 года из Кронштадта вышли на разведку три лодки. Что случилось с Краснознаменной «Щ-406» Е. Осипова, неизвестно.
Летчики потопили два вражеских сторожевика, остальных рассеяли, но совсем отогнать не смогли. Тогда «Щ-408» всплыла и два часа сражалась с 8 фашистскими катерами. Два из них загорелись, еще два получили повреждения. Но слишком не равны были силы. Под градом снарядов и крупнокалиберных пуль, изрешеченная пробоинами, лодка медленно уходила на дно. Над ней трепетал не спущенный флаг. Этот сигнал, понятный всем морякам мира, способны поднять лишь самые сильные духом: «Погибаю, но не сдаюсь!
Они несколько раз пересекала минные поля, запуталась в сетях, но все же освободилась из стальной паутины уклонилась от преследования кораблей и самолетов противника, сбросивших на нее сотни бомб. Экипаж лодки во главе с И. Травкиным выполнил поставленную задачу. Данные разведки убедили командование флота и фронта в необходимости временно воз держаться от применения подводных лодок. В Германии торжествовали: операция «Балрус» удалась! Немецкие транспорты стали ходить с зажженными ходовыми и отличительными огнями, без конвоев и даже без зенитного вооружения. На море работали все маяки и световые буи, словно в мирное время.
Но с 28 мая вражеские суда снова стали гореть, взрываться и тонуть. Это вышли на морские коммуникации летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. В 1943 году они потопили 55, повредили 6 транспортов и кораблей противника. Левченко , а в его составе - Островная военно-морская база командир - контр-адмирал Г. База объединила все части и подразделения на острове Лавенсари. Гуськова, истребительный отряд охраны водного района Кронштадта во главе с капитаном 2-го ранга М. И, конечно, атаковали врага при первой возможности.
Гуманенко и С. Осипова, капитан-лейтенантов И. Иванова и А. Чернышева отправились в дозор. Они должны были обеспечить безопасность перехода больших конвоев между Лавенсари и Котлином. Позже к ним добавились еще три. Казалось бы, вступать в бой при таком соотношении сил бессмысленно, но советские моряки отважно атаковали врага.
В этом неравном бою пули буквально изрешетили командира катера Н. Лежа па палубе, истекая кровью, он продолжал руководить экипажем, Командир второго «охотника» В. Чернышев и многие моряки получили ранения и контузии. Они позорно бежали под защиту своих береговых батарей. Но моряки выполнили свой долг. Они потопили два и сильно повредили один катер противника, а главное - защитили фарватер, уберегли корабли. Звериной жестокости фашистов советские воины противопоставили контрбатарейную борьбу.
Ее вела артиллерия фронта и флота, но главную роль играла морская—более мощная, дальнобойная, и, благодаря особым приборам управления, более точная. Командующий артиллерией КБФ контр-адмирал И. Грен требовал научного учета вражеских батарей. На каждую из них заводилась особая карточка, ей давался номер, указывались калибр, обычное время «работы» и другие данные. Сначала наносили ответные удары. Достигли такого совершенства, что открывали огонь через минуту после первого выстрела гитлеровцев, а некоторые корабли - через 40-50 секунд. Еще позднее противник стал вести обстрел города лишь в мглистую погоду короткими огневыми налетами.
Только так фашистская артиллерия сохраняла шансы уцелеть. Одной из ответных мер артиллерии флота стала снайперская стрельба. Представляли к этому званию поорудийно, командование придирчиво оценивало каждого претендента. И все равно вскоре десятки батарей получили звание снайперских. К концу года только в Ижорском секторе их стало 20. Чтобы облегчить муки Ленинграда, артиллеристы смогли найти лишь один метод: «огонь на себя». Гитлеровцы сразу же переносили огонь с города на орудия.
Начальник артиллерии крепости Кронштадт Н. Но расчеты не уходили в укрытия, и стрельба не прекращалась до тех нор, пока не умолкали батареи противника». Родилась новая мысль: сочетать мощь артиллерии и авиации. В третьем квартале таким способом удалось уничтожить 7 батарей и 5 орудий врага. В октябре обстрелы Ленинграда сократились в 3 раза. С 5 ноября 1943 года заметно оживилось движение кораблей и судов между Ленинградом, Лисьем Носом, Кронштадтом и Ораниенбаумом. Впрочем, заметно это было только советским людям.
Этот клочок суши не имел тыла, насквозь простреливался врагом. Десятки кораблей совершали рейсы по ночам, с полным соблюдением светомаскировки. Фашисты включали прожекторы, осматривали залив. Но немедленно по ним открывали огонь орудия Кронштадта и кораблей, враги «слепли». Морская артиллерия и авиации подавляли любые попытки неприятельских батареи обстрелять обнаруженные ими суда и не дали потопить ни одного. В полной темноте их нужно было очень быстро разгрузить, чтобы до рассвета суда могли вернуться в Ленинград, Лисий Нос или хотя бы в Кронштадт. На этой работе отличились выгрузочные команды моряков из Кронштадта.
Утром 14 января 1944 года ленинградцы услышали канонаду небывалой силы. За время операции артиллерия Краснознаменного Балтийского флота выпустила по врагу более 23 тысяч снарядов.
В феврале 1943 года многие работники завода были награждены медалями «За оборону Ленинграда». После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. Завод отремонтировал 229 кораблей, при этом 5 — капитально, 154 корабля прошли доковые ремонты. Был возобновлен массовый выпуск морских шлюпок 125 единиц и 12-весельных баркасов.
Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября. Немецкая подлодка U-250 в доке. В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б. Волосатов 1938-1942 , капитан 1 ранга А. Бурлаков 1942-1948.
Главными инженерами были капитан 1 ранга Т. Гушлевский 1940-1941, 1942-1945 , капитан 1 ранга С. Афанасьев 1941-1942. Награждение завода орденом Ленина в 1944 году. Орденами и медалями были награждены многие заводчане. Среди них: капитаны 1 ранга А.
Бурлаков и С. Афанасьев, П. Ермаков, И. Лаврентьев, М. Бевзюк, П.
Световое оформление уже получили свыше 140 мемориалов. Ранее мы сообщили о том, что Александр Дрозденко почтил память жертв блокады Ленинграда. Фото: Правительство Петербурга.
Немцы надеялись, что финны, наступая, дойдут до правого берега Невы и соединятся с ними, а Ленинград попадёт в полное кольцо блокады.
10 сентября 2022 г.
Блокада» (6+) и разместится инсталляция «Мы слышим сердце Ленинграда» — пост противовоздушной обороны времен Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда произошло только два незначительных наводнения. защитники которой погибали но не сдавались.
Кронштадт во время Великой Отечественной войны
Ленинграда; б назначить начальником штаба члена ВС генерал-майора т. Субботина А. Антюфеева [Л. Ленинграда и руководство работой органов, осуществляющих революционный порядок в городе; г поручить т. Субботину представить к 14 часам 25 августа проект положения о работе штаба и его штатов. О распределении функции между членами Военного совета тт.
Ворошилов, Жданов. Возложить руководство: а вопросами продовольственного снабжения города, обеспечения топливом, работы энергетики, коммунального хозяйства, железнодорожного и водного транспорта, санитарного дела и эвакуации — на т. Попкова, имея при нем в качестве уполномоченных Военного совета: по энергетике — т. Талюша секретаря ГК партии , по санитарному делу тт. Верховского нач.
Капустина; г вопросами мобилизационными и боевой подготовки — на т. О плане обороны г. Ленинграда т. Поручить тт. Кузнецову и Субботину с привлечением тт.
Коркодинова и Городецкого представить на рассмотрение Военного совета к 16 часам 26 августа план обороны г. Ленинграда и конкретные мероприятия по его выполнению. О батальонах народного ополчения тт. Кузнецов, Ворошилов, Жданов. Принять с поправками предложения т.
Кузнецова по вопросам организации работы батальонов народного ополчения. Установить, что в батальоны принимаются лица с 18 до 45 лет включительно и только в исключительных случаях, с разрешения начальника штаба ВС обороны, могут приниматься лица моложе и старше указанных лет.
В Кронштадте состоялось торжественно-траурное мероприятие, посвященное одной из самых скорбных дат в истории Северной столицы — 81-й годовщине начала блокады Ленинграда 8 сентября, в Кронштадте состоялось торжественно-траурное мероприятие, посвященное одной из самых скорбных дат в истории Северной столицы — 81-й годовщине начала блокады Ленинграда. В митинге памяти жертв блокады, организованном Администрацией Кронштадтского района Санкт-Петербурга, приняли участие руководители и профсоюзный актив Территориальной профсоюзной организации Военно-Морского флота Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России города Кронштадта. Кронштадтцы почтили минутой молчания память павших в годы войны советских граждан. В честь тех, чьи жизни унесла блокада, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной, прозвучал военный салют. Для кронштадцев 8 сентября — это особая, трагическая дата. Известно, что был дан приказ Фюрера: «Сравнять Кронштадт с морем... С 14 сентября 1941 года начались планомерные бомбовые удары, артиллерийские обстрелы города.
Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год Фото: « Военный альбом » Не прекращались и налеты немецкой авиации на порты и корабли.
Так, 4 ноября 1941 года стоящий у Осиновца сторожевик «Конструктор» получил прямое попадание 250-килограммовой бомбы, в результате чего погибли около двухсот человек экипажа и эвакуируемого гражданского населения. Но альтернативы Ладоге не было. Она стала Дорогой жизни для Ленинграда, снабжая его всем необходимым, эвакуируя население и подвозя свежие резервы. Ситуация резко ухудшилась, когда немцы 8 ноября 1941 года заняли Тихвин и тем самым прервали поставки для Ленинграда грузов и продовольствия с востока по железной дороге до Новой Ладоги. У иждивенцев и детей до 12 лет он упал с 400 до 125 граммов. В городе начался голод. Ситуацию немного улучшило освобождение Тихвина 9 декабря 1941 года и начало функционирования ледовой трассы по замерзшему Ладожскому озеру. Суточный паек для рабочих увеличился до 500 граммов хлеба, а норма для детей и иждивенцев возросла до 200 граммов. Для жителей Ленинграда период с середины ноября 1941-го до конца января 1942 года оказался самым тяжелым за весь период блокады — завоз через Ладогу производился в незначительных количествах, а внутренние ресурсы были исчерпаны.
Появилась она в дацане в 1942 году, когда была полностью выведена из строя станция РВ-53 в Колпине. Шли поиски подходящего места, куда можно было перенести 100-киловаттную радиовещательную станцию, и неслучайно выбор пал на здание дацана: стены храма полтора метра толщиной, в молельном зале нет окон, кроме зенитного светового фонаря на потолке, но эту проблему решили. Кстати, до сих пор в дугане видны отметины на том месте, где крепилось оборудование - вы можете разглядеть эту металлическую полосу на фото перед местами для лам. Большую роль сыграло и то, что рядом находится река Большая Невка, что в условиях нехватки воды в осажденном городе было стратегически важным. Рядом с храмом расположен жилой дом - бывшее общежитие для лам на фото , туда поселили работников радиостанции.
Кронштадт во время Великой Отечественной войны
Главная Новости Местное время КРОНШТАДТ. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война Жители блокадного Ленинграда набирают воду. В память кронштадтских защитников блокадного Ленинграда. Как и Ленинград, островной Кронштадт оказался в нацистской блокаде. Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены.
Мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку
Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах. Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой. В Музее истории Кронштадта состоятся мероприятия, приуроченные к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Во время блокады кронштадтцы ловили рыбу вокруг острова; дошло до мелкой, до четырёх сантиметров в длину, рыбки-колюшки (позже сделали небольшой памятник блокадной колюшке на набережной)[47]. Вчера в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста № 1 состоялась экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.
Содержание
- История обороны Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма время Блокады Ленинграда
- Рассказы о блокадном Ленинграде
- Официальные сетевые ресурсы
- Экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.
- Кронштадт 2024: достопримечательности за 1 день
- Оставить заявку
«900 дней подвига. Блокаде вопреки»
Как и Ленинград, островной Кронштадт оказался в нацистской блокаде. Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой. Главная Новости Местное время КРОНШТАДТ. В Кронштадте состоялось торжественно-траурное мероприятие, посвященное одной из самых скорбных дат в истории Северной столицы — 81-й годовщине начала блокады Ленинграда. За оборону Ленинграда от вражеской блокады Кронштадту вручен Орден Красного Знамени. Блокаде вопреки» расскажет посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда.