Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности. Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина (1700-1764). Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин», один из организаторов освоения Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (1891–1956 гг.). Фото: РИА Новости. Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин», а ледорез «Федор Липке» встретит «Челюскин» в Чукотском море и поведет дальше. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну.
Стране нужен Север
- 90 лет назад погиб пароход «Челюскин» - Год Литературы
- Наши на «Челюскине»
- Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
- В Архангельске снимают фильм про экспедицию корабля «Челюскин»
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
Их-то и спасли пилоты с Аляски. Сообщили журналистам. Американские издания того времени опубликовали групповые снимки счастливых советских осуждённых, выстроившихся рядами на фоне Статуи Свободы в Нью-Йорке… «Откопать» вряд ли получится… Что касается датской судостроительной компании «Burmeister and Wain» точнее, её музея, ибо компании с 1996 года не существует , то там опровергли версию о двух, а не одном построенном для СССР корабле. Когда в начале нынешнего века поступил такой запрос с российской стороны, датчане стали искать «концы». И сообщили, что дошедшие до нас документы гласят: по заказу советского правительства в 1933 году был изготовлен только один пароход ледокольного типа — «Лена» «Челюскин». Правда, в Дании не отрицают возможность подписания в 1933 году неких «секретных протоколов» с заказчиками из Советского Союза, согласно которым были построены все-таки два ледокольных парохода, а не один. В первой речь идёт о пароходе «Челюскин», а во второй - о двух пароходах, «Челюскине» и «Пижме»: «Королевское правительство Дании выражает серьёзную озабоченность в связи с решением советских властей направить корабли «Челюскин» и «Пижма» в самостоятельное плавание из Мурманска на Дальний Восток через моря Северного Ледовитого океана.
Оба корабля относятся к классу самых обычных грузопассажирских пароходов и поэтому совершенно не приспособлены к плаванию в северных широтах. В случае гибели хотя бы одного из названных кораблей незаслуженно пострадает престиж кораблестроительной промышленности Дании». Без комментариев. Все-таки был. Утвердительный ответ на этот вопрос даёт запись, сделанная в дневнике Героя Советского Союза Василия Молокова, перевозившего «челюскинцев». Лётчик пишет, что им с воздуха была замечена неподалёку от льдины с полярниками «огромная баржа», вмёрзшая в лёд.
На барже были люди, они махали руками и призывали спасти их. Возможно, встреча баржи с заключёнными и дрейфующего парохода «Челюскин» посреди Чукотского моря была случайной, «стихийной» в прямом смысле слова? И до этого момента они проделали свой путь порознь? И экспедиция Ото Шмидта не имеет ни организационного, ни морального отношения к гибели тысяч зэков… Однако тогда почему ледокольный пароход «Челюскин» был нагружен сотнями тонн стройматериалов — кирпича, пиломатериалов? И — буртами колючей проволоки… Возникает догадка: зэки, плывшие на «Пижме» в паре с полярными исследователями «Челюскина», должны были строить на побережье Чукотского моря новый порт Севморпути. Тогда находит своё логическое объяснение и странная задержка с отправлением «Челюскина» из Мурманска — аж до 2 августа.
Причина проста: проволочки со стартом экспедиции были вызваны процессом формирования контингента «пассажиров» для «Пижмы» - не так-то просто собрать две тысячи физически крепких, закалённых и обладающих строительными навыками «врагов народа» и уголовников. По некоторым данным, среди «политических» были молодые и работящие «кулаки», не в меру болтливые рабочие, священнослужители «из простых». Окончательная разгадка того, что же произошло тогда в Арктике, сокрыта временем. Ну и, возможно, засекреченными доныне архивами. Известно лишь, что посёлок Депутатский и оловянный рудник с таким же названием были построены неподалёку от северного побережья Чукотки в 1937 году — уже другими зэками. Летом 1996 года и посёлок, и рудник прекратили своё существование: добывать оловянную руду в Заполярье оказалось в разы дороже, чем покупать готовое олово в Малайзии.
А морской порт на берегу Чукотского моря все-таки возник, его тоже строили советские зэки. И назван был этот портовый посёлок Мысом Шмидта. Автор этих строк бывал там в далёком 1984 году. Меня водили к памятнику О. Шмидту - с неизменной всамаделишной ушанкой её по традиции водружали на непокрытую голову изваяния местные жители, а милиция раз за разом, нехотя, эту ушанку снимала. Ушанку на памятник надевать уже некому.
Фото: forum. В 2013-2014 годах Мыс Шмидта был покинут всеми его жителями и превратился в очередной посёлок-призрак на Чукотке — наряду, скажем, с посёлком Пламенный или тем же Депутатским. Мыс Шмидта: посёлок-призрак. Фото: birdinflight.
За помощь при спасении челюскинцев орденом Ленина были награждены двое американских бортмехаников , Клайд Армстед англ. Clyde Armistead и Уильям Левери англ. William Lavery , 20 апреля 1934 года [14] [15].
Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденом Красной Звезды 103 человека, включая погибшего Б. Могилевича [16]. Хаапалайнену, Л. Шрадер, Е. Силову, механику рации мыса Северного С. Семёнову, начальнику полярной станции Уэлен Н. Хворостянскому и члену Чрезвычайной тройки Я.
Погорелову [17]. В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов.
Об этом чудовищном взрыве в Архангельске до сих пор ходят легенды: он разрушил почти треть города на берегах Северной Двины. В советское время в Дании построили пароход, предназначенный для северного судоходства. Это был лучший корабль того времени среди экспедиционных суден: длина 100 метров, ширина 16,6 метра, грузоподъемность 4700 тонн. Мог развивать скорость до 11-12 миль в час. Он был приписан к Владивостокскому порту и первоначально назывался "Лена", однако потом был переименован в "Челюскин". О морском поверье, что называть новое судно именем погибшего корабля — дурной знак, не вспомнили. С оркестром, песнями и знаменами 16 июля 1933 года после митинга на набережной под приветственные речи ленинградской общественности пароход "Челюскин" отправился в свое арктическое плавание. На борту было 112 человек.
Самым колоритным можно было назвать художника Федора Решетникова. Репродукции его картин "Опять двойка", "Прибыл на каникулы" и "Переэкзаменовка" в советское время можно было увидеть практически во всех Домах культуры. Вскоре обнаружился и заяц — архангельский кочегар Михаил Субботин, который во время остановки в Мурманске пробрался в угольный бункер и просидел там двое суток, пока "Челюскин" не вышел в открытое море. Непрошенному гостю пришлось покинуть корабль у входа Карского моря, когда "Челюскин" встретился с лесовозом "Аркос", дремавшим в ожидании "Челюскина". Вердикт капитана "Челюскина" Владимира Воронина был строг — лишний пассажир ему был не нужен, Михаилу Субботину пришлось покинуть корабль. Родившаяся в море Дора Васильева, жена геодезиста Василия Васильева, которая отправлялась вместе с мужем на зимовку на остров Врангеля, 31 августа родила дочь. Девочку назвали Кариной в честь Карского моря, в котором в то время находился корабль. В судовом журнале "Челюскина появилась запись: "31 августа. Глубина моря 52 метра". Новому члену экипажа отвели специальное место в стенгазете к приближающемуся празднику — Международному юношескому дню.
Федор Решетников нарисовал смешного карапуза с соской во рту, а Зинаида Рыцк под рисунком аккуратно написала "Обязательства Карины": "Обязуюсь, кроме слова "мама", больше никаких матерных слов не употреблять…", "обязуюсь до шестнадцати лет и дальше не употреблять никаких крепких напитков, кроме молока…".
Экипаж был заранее подготовлен к такому исходу, поэтому успел своевременно эвакуироваться. Посреди бескрайних льдов севера оказались 104 человека из 112-ти, поскольку 8 человек по различным причинам оставили судно ранее. Катастрофа произошла на расстоянии 144 миль от мыса Уэлен. Во время эвакуации люди сумели вынести на льды горючее, продукты питания и даже строительные материалы, что позволило им продержаться до прибытия спасательной бригады. Эвакуация экипажа До своего спасения челюскинцам пришлось жить на льдине в течение месяца. Благодаря предварительной подготовке они смогли построить деревянный барак, организовать пекарню и даже провести работы по устройству взлетно-посадочной полосы. Спасение пришло 13 апреля. Изначально в лагере приземлился самолет АНТ-4, который 28 раз оправлялся на поиски людей и только при 29-ом вылете сумел обнаружить челюскинцев.
Позже к спасению присоединились другие самолеты. Спасательная операция стала первой в истории освоения Арктики, при которой экипаж был спасен в полном объеме. Единственным погибшим оказался завхоз Борис Могилевич, которого при эвакуации с судна придавило бочкой.
Подготовка к путешествию
- Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
- Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
- Основано на реальной трагедии
- И сразу спойлеры
Ледокол "Челюскин": история и судьба
В 1980 году подводная лодка ВМС якобы посетила ориентировочную точку нахождения затонувшего парохода «Челюскин». За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. Более 70 лет минуло после героической эпопеи спасения челюскинцев – Самые лучшие и интересные новости по теме: Экспедиция Челюскина, истории на развлекательном портале. Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина.
Два месяца на льдине
Наши на «Челюскине» | Льды дрейфовали и тащили обречённый корабль назад, затем ветра переменились — "Челюскин" мотало кругами. |
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин" | | Дзен | После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах. |
В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые» | «Челюскин» вез полярников на зимовку, поэтому он был обеспечен теплой одеждой, материалами и двухмесячным запасом продовольствия. |
Борода Шмидта, любовь велосипедистов и другие подробности нового сериала о челюскинцах
Сотрудник библиотеки №16 провела для учеников школы №4 микрорайона Львовский познавательный час "История легендарного корабля Челюскин". За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. С борта корабля «Вице-адмирал Кулаков» в воздух подняли два вертолета Ка-27, которые доставили на побережье морских пехотинцев.
Два месяца на льдине
К 70-летию памяти "Челюскина" состоялась подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". «Челюскин» был обычным сухогрузным пароходом с тонкими бортами и большой шпацией – расстоянием между шпангоутами. 23 сентября «Челюскин» был полностью заблокирован льдами. Начался беспримерный дрейф корабля, продолжавшийся пять месяцев.
Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink!
Ледокол "Челюскин": история и судьба | В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов. |
В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые» | «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. |
Морпехи Северного флота высадились на самой северной континентальной точке в Арктике | По техническим данным «Челюскин» являлся для того времени наиболее современным грузопассажирским судном. |
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин» | Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин», один из организаторов освоения Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (1891–1956 гг.). Фото: РИА Новости. |
В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»
Теплоход Челюскин в тяжелых льдах Фото: ria. В 1930-е годы перед Страной Советов встала непростая задача освоения Северного морского пути, канала, который смогу бы связать Европу и Дальний Восток. Эту идею с восторгом принял известный ученый Отто Шмидт. В 1932 году он успешно провел экспедицию по Баренцевому и Белому морям, и, воодушевленный результатом, стал настаивать на сквозном плавании. Во второй раз преодолеть этот непростой участок Северного Ледовитого океана, снискавшего дурную славу из-за тяжелых льдов, Шмидт решил на обычном грузовом корабле. Выбор пал на пароход "Лена", строительство которого только-только закончили датчане. Конечно, для столь важного события корабль переименовали: он получил гордое название "Челюскин" в честь российского исследователя Арктики. Командовать плаванием был назначен Владимир Воронин. Подойдя более ответственно к вопросу, он не одобрил опрометчивое решение плыть на неподготовленном пароходе, но оптимизм и самоуверенность Шмидта оказались более весомым аргументом для советского правительства, чем все сомнения Воронина. В надежности корабля не сомневался никто, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в опасную экспедицию один из членов экипажа отправился с женой, которая была буквально на сносях.
Так написано и в паспорте. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, ничего не трещит, все нормально. Вот самолет прилетел, а они улетели.
И в тот день, в ту ночь барак разорвало на две части», — рассказывает дочь участника экспедиции «Челюскин» геодезиста Василия Васильева Карина Васильева. Первыми о трагедии «Челюскина» узнали в Уэлене. Связь с поселком, после гибели судна, установил полярный радист Эрнест Кренкель. Все это руками, на морозе, нужно было собирать, проводки подвинчивать. Но спустя некоторое время радистка поселка Уэлен, Людмила Шрадер, его услышала.
И вот так была установлена связь», — прокомментировал сын полярного радиста Эрнеста Кренкеля Теодор Кренкель. Ежедневно Кренкель связывался с большой землей и передавал координаты. Лагерь на льдине постоянно дрейфовал. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, выглядела, примерно, вот так по габаритам.
Их судно попало в ледяной капкан. Эвакуацию организовали с помощью авиации. Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза.
Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме.
Начало экспедиции Перед экспедицией судно прошло из Ленинграда в Мурманск, чтобы устранить обнаруженные дефекты и окончательно сформировать команду. Особенно это относится к экспедициям, в которых люди в течение долгого времени должны будут работать вместе и когда нет возможности обновить состав и заменить оказавшихся непригодными. В этой экспедиции подбор был особенно труден ввиду больших ее размеров и разнообразия задач". Основную часть команды составили сибиряковцы — участники предыдущего похода. Кроме того, был подобран научный состав, радиоработники, хозяйственники, "машинная" часть команды, представители печати и искусства, присутствие которых Шмидт считал особенно важным, строительные рабочие, а также уборщицы.
Работали женщины, впрочем, великолепно", — писал Шмидт в книге "Поход "Челюскина". Из мурманского порта судно вышло в 04. На трудных участках планировалось проводить "Челюскин" ледоколами. На борту были 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. А также 2 995 т угля, 500 т воды, продовольствие на полтора года, объем снабжения для острова Врангеля на три года, 26 коров и 4 поросенка, которые в ходе экспедиции стали взрослыми боровами. Скот взяли, чтобы обеспечить участников свежим мясом.
Неожиданный дрейф Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" шел четко по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, славившееся дурным нравом, на судне появились деформация корпуса и пробоина. В команде стали обсуждать возможность возврата экспедиции, но решено было ее продолжать. Там же, в Карском море, случилось и приятное событие: в семье геодезиста Васильева родилась дочь, названная по месту рождения Кариной. В сентябре, когда "Челюскин" был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась.
Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло. Гибель "Челюскина" К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей.
Летчики Ляпидевский, Конкин и Петров стали отрабатывать на самолетах спасение людей в ледовой обстановке.
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин» | 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. |
Ледокол «Челюскин»: когда построен, история, почему затонул | Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь. |
Петербурженка, родившаяся на борту зажатого льдами "Челюскина", отметила 90-летие | «Челюскин» — советский пароход, усиленный для плавания по полярным льдам и спущенный на воду в марте 1933 года. |
Раздавлен льдами: 85 лет назад затонул легендарный «Челюскин» - МИР 24 | Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности. |
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
Непрошенному гостю пришлось покинуть корабль у входа Карского моря, когда "Челюскин" встретился с лесовозом "Аркос", дремавшим в ожидании "Челюскина". Ровно 90 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин». Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости.
В Архангельске снимают фильм про экспедицию корабля «Челюскин»
Корабль взял на борт 122 человека и направился во Владивосток. Как говорилось выше, ему предстояло пройти Северный путь за летнюю навигацию, причем прохождение судна на наиболее замерших участках должно было поддерживаться ледоколами. Гибель парохода Первые льды встали на пути корабля уже в Карском море. Он успешно преодолел их при помощи ледокола и направился к мысу Челюскин, который был пройден в начале сентября 1933 года. Далее события развивались следующим образом: После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах. На протяжении почти 5 месяцев после этого корабль был вынужден дрейфовать в море. В ноябре 1933 года вместе со льдами «Челюскин» оказался возле острова Диомида в Беринговом проливе. До открытой воды оставалось пройти буквально 20 км, однако корабль был снова увлечен во льды Чукотского моря. Дрейф продолжался вплоть до начала 1934 года. Вследствие сильного сжатия ледниками 13 февраля пароход был раздавлен и ушел ко дну буквально за 2 часа. Экипаж был заранее подготовлен к такому исходу, поэтому успел своевременно эвакуироваться.
До открытой воды оставалось пройти буквально 20 км, однако корабль был снова увлечен во льды Чукотского моря. Дрейф продолжался вплоть до начала 1934 года. Вследствие сильного сжатия ледниками 13 февраля пароход был раздавлен и ушел ко дну буквально за 2 часа. Экипаж был заранее подготовлен к такому исходу, поэтому успел своевременно эвакуироваться. Посреди бескрайних льдов севера оказались 104 человека из 112-ти, поскольку 8 человек по различным причинам оставили судно ранее. Катастрофа произошла на расстоянии 144 миль от мыса Уэлен. Во время эвакуации люди сумели вынести на льды горючее, продукты питания и даже строительные материалы, что позволило им продержаться до прибытия спасательной бригады. Эвакуация экипажа До своего спасения челюскинцам пришлось жить на льдине в течение месяца.
Благодаря предварительной подготовке они смогли построить деревянный барак, организовать пекарню и даже провести работы по устройству взлетно-посадочной полосы. Спасение пришло 13 апреля. Изначально в лагере приземлился самолет АНТ-4, который 28 раз оправлялся на поиски людей и только при 29-ом вылете сумел обнаружить челюскинцев.
Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.
На протяжении 400 лет его пытались пройти в одну навигацию, без зимовки, и вот, наконец, 1 октября 1932 года это удалось, хоть и с потерей гребневого винта, советскому экипажу ледокольного парохода "Александр Сибиряков". На волне этого успеха немедленно учредили Главное управление Северного морского пути и началось планомерное освоение Арктики. Следующим после "Сибирякова", 10 августа 1933 года, из Мурманска во Владивосток отправился "Челюскин": все были уверены, что он сможет повторить успех "Сибирякова" и доставит за одну навигацию грузы и новых зимовщиков на остров Врангеля. Начальником Главсевморпути и новой экспедиции стал руководитель научной группы на "Сибирякове" — полярник и математик Отто Шмидт, а капитаном судна — Владимир Воронин, который вёл и "Сибирякова". Когда "Челюскин" был уже у цели и входил в Берингов пролив, тайфун отбросил его назад и льды унесли судно в океан на 150 миль к северу от побережья Чукотки. За час команда выгрузила на лёд всю необходимую для жизни поклажу и даже самолёт лётчика Бабушкина. Когда все уже покинули пароход, на верхней палубе замешкался завхоз Борис Могилевич. Выпустив последний столб чёрного дыма, "Челюскин" задрал корму и в считанные секунды погрузился в морскую пучину вместе с несчастным. Все остальные остались живы: на льдине оказались 104 человека. Радист Эрнст Кренкель передал первую радиограмму с адресом "Чукотское море. Лагерь Шмидта". Этот адрес не сходил с полос мировых газет на протяжении двух месяцев, пока шла операция спасения. На кадрах плёнки из Российского государственного архива кинофотодокументов подробно зафиксирована судьба "Челюскина" вплоть до последней секунды его жизни. Съёмку вёл кинооператор Анатолий Шафран, который затем снимал будни ледового лагеря и все этапы героического спасения челюскинцев. На пароходе также был художник Фёдор Решетников, который позднее стал известен школьникам всей страны благодаря картине "Опять двойка". На следующий день после гибели парохода была создана комиссия по спасению пленников Чукотского моря. Как это сделать — на тот момент было решительно непонятно. Затем получил имя в честь полярного мореплавателя XVIII века Семёна Челюскина — Спущен на воду 11 марта 1933 года, затонул 13 февраля 1934 года — В 2006 году обнаружен на дне, в 2020 году проведена первая съёмка парохода На льду делали стенгазету На судне были полярники с семьями, в том числе, 10 женщин и двое детей. Любимицей всей экспедиции была дочь начальника зимовки на острове Врангеля Аллочка Буйко, которой не исполнилось и двух лет — на кадрах кинохроники видно, как она спокойно сидит в саночках, пока вокруг суетятся взрослые. А когда пароход был в Карском море, жена геодезиста Васильева родила дочь, которую назвали созвучным с названием моря именем — Карина. Прогнозы на спасение потерпевших мировая пресса давала мрачные: датская газета "Политикен" даже опубликовала некролог Шмидту: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого ещё никто не мог победить. Он умер как герой". Действительно, на ледовые торосы не мог сесть ни один из существовавших тогда самолётов. Дожидаться прибытия нового парохода было невозможно — льдина могла в любой момент расколоться. Отто Шмидт, которого уже похоронили, успокаивал всех, кто потерял присутствие духа и, в конце концов, вселил веру, что помощь обязательно придёт: советская Родина не может бросить в беде! На кадрах кинохроники видно, как он бодро вылезает поутру из палатки, растирает лицо снегом и делает зарядку. Не впасть в уныние помогали дела: полярники хлопотали по хозяйству, вели наблюдения за температурой воздуха и силой ветра, даже выпускали стенгазету "Не сдадимся" и читали научные лекции. Всё это запечатлели кадры кинохроники. А вот перед теми, кто должен был их спасать, стояли задачи поистине невыполнимые. Пилоты летели навстречу пурге в самолётах с открытой кабиной Попытки добраться до лагеря Шмидта на собачьих упряжках потерпели неудачу, и осталась авиация. Опыта дальних перелётов в Арктике ни у кого ещё не было. Путь по воздуху к лагерю по маршруту Олюторка — Майна — Пыльгин — бухта Провидения — мыс Уэлен составлял более 2000 км, а самолёты в то время летали максимум на 500. Февраль и март — самое суровое время в Арктике: метель, темнота, взлётную полосу мгновенно заметает. На морозе то и дело отказывали приборы. Сначала, чтобы ускорить эвакуацию, советское правительство решило купить в США два новых самолёта "Флитстер".